Авторская Дополнительная общеобразовательная программа «Радуга здоровья»
учебно-методический материал
В современных условиях проблема экологического воспитания детей младшего возраста очень актуальна. Дети этого возраста проявляют любознательность и живой интерес к познанию мира природы и человека (как части экологической системы), что создает определенные условия для эффективного экологического образования на этом возрастном этапе.
Эколого-валеологическую культуру нельзя навязать ребёнку. Детство – это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирования многогранных отношений к природе. Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников создают особые предпосылки для появления интереса к самому себе, к людям, к своему здоровью, к состоянию природной и социальной среды.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 167 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЮНИТЭР»
РУЗАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Радуга здоровья».
Возраст обучающихся: 6 – 11 лет
Срок реализации: 4 года
Пихиенко Ольга Юрьевна-Методист
МБУ ДО «ЦДОД «ЮНИТЭР» Рузаевского муниципального района.
г. Рузаевка
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Радуга здоровья» разработана на основе Закона РФ «Об образовании», «Конвенции о правах ребенка», в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего образования к структуре программы воспитания и социализации учащихся, Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, на основе авторских программ: Л.А.Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко «Планета здоровья»,О.Ю Пихиенко «Человек и его здоровье».
Актуальность и педагогическая целесообразность программы.
Современное состояние общества, высокие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Здоровье является основным фактором в системе важнейших человеческих ценностей. Стремление человека к здоровому образу жизни вытекает из потребностей, которые выработались в процессе исторического развития. Здоровье оказывает большое влияние на духовное развитие человека, является необходимым условием для его культурного развития.
В современных условиях проблема экологического воспитания детей младшего возраста очень актуальна. Дети этого возраста проявляют любознательность и живой интерес к познанию мира природы и человека (как части экологической системы), что создает определенные условия для эффективного экологического образования на этом возрастном этапе.
Эколого-валеологическую культуру нельзя навязать ребёнку. Детство – это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирования многогранных отношений к природе. Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников создают особые предпосылки для появления интереса к самому себе, к людям, к своему здоровью, к состоянию природной и социальной среды.
Новизна программы состоит в том, что она носит комплексный интегрированный характер так как совмещает в себе валеологическое и экологическое образование.
Валеология – это молодая наука, которая только начинает развиваться, а предметом ее изучения является здоровье человека.
Здоровье – одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. По определению Всемирной организации здравоохранения – здоровье это полное физическое, психическое и социальное благополучие человека, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.
Данная наука сконцентрировала свое внимание на одной из самых важных проблем стоящих перед обществом – формирование здорового образа жизни.
Программа «Радуга здоровья» включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства,- актуальная задача современного образования.
Данная программа направлена на актуализацию потребности в самопознании, самосовершенствовании, саморазвитии и побуждению к формированию своего здоровья собственными силами.
Структура и содержание программы соответствуют требованиям, предъявленным к программным документам ФГОС ОО, рекомендованных Министерством образования РФ.
Предполагается связь содержательного компонента программы со школьными предметами: биология и экология.
Цель программы:
Состоит в формировании у младших школьников целостного взгляда на окружающий мир и взаимодействие человека с этим миром для сохранения своего здоровья и здоровья окружающей среды.
Задачи:
Обучающие:
- 1. Формирование осознанного отношения младших школьников к своему физическому и психическому здоровью на основе целостного подхода путем передачи учащимся знаний, необходимых для развития здоровьесберегающего мышления и ориентации на здоровый образ жизни.
- 2. Формирование представления о здоровом образе жизни.
- 3. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и их соблюдение в своей жизнедеятельности.
- 4. Формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также профилактике вредных привычек и девиантных форм поведения.
- 5. Формирование системы необходимых минимальных навыков поведения в ситуациях, представляющих опасность.
- 6. Формирование целостной картины окружающего мира, знакомство с взаимосвязями жизнедеятельности человека и природы, человека и общества.
Воспитательные:
- Воспитание ответственного отношения к своему здоровью, природе, жизни.
- Воспитание негативного отношения к вредным привычкам, пропаганда здорового образа жизни.
Развивающие:
- Развитие потребности добывать знания из разных источников информации энциклопедий, справочников, телепередач, научно-популярной литературы); учиться делать собственные наблюдения, организовывать опытно-экспериментальную деятельность.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы. Образовательная программа «Радуга здоровья» разработана на четыре года обучения. Программа предусматривает теоретические и практические занятия.
Теоретические занятия – проводятся в виде бесед, лекций, рассказов, устных журналов, викторин и т.д. Показ демонстрационного и иллюстрационного материала.
Практические занятия – проводятся в виде дискуссий, мозговых штурмов, различных соревнований, конкурсов, игр, Дней здоровья, тренингов, круглых столов. Исследовательская работа, оформление тематических альбомов, стендов, раскладушек, стенгазет. Организация и проведение экскурсий, походов, прогулок. На теоретическую часть отводится не более 30% общего объема времени. Остальное время посвящается практической работе.
Организация деятельности творческого объединения.
Программа объединения «Радуга здоровья» рассчитана на четыре года занятий с детьми младшего школьного возраста. Содержание программы рассчитано на возможности детей 6-11 лет. Состав группы постоянный. Количество детей:12-15 человек .Набор детей в группе свободный. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут. Объем часов в год составляет 33 часа для детей 1 года обучения и 34 часа для 2-4 года обучения. Занятия проводятся на базе школы (по согласованию). Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные ууд:
Ценностно-смысловая ориентация учащихся,
Действие смыслообразования,
Нравственно-этическое оценивание.
Коммуникативные ууд:
Умение выражать свои мысли,
Разрешение конфликтов, постановка вопросов.
Управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Регулятивные ууд:
Целеполагание,
волевая саморегуляция,
коррекция,
оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные универсальные действия:
Общеучебные ууд:
Умение структурировать знания,
Смысловое чтение,
Знаково – символическое моделирование,
Выделение и формулирование учебной цели.
Логические ууд:
Анализ объектов;
Синтез, как составление целого из частей
Классификация объектов.
Доказательство
Выдвижение гипотез и их обоснование.
В целях обеспечения целевой направленности воспитания считаю целесообразным осуществлять формирование норм здорового образа жизни по следующим приоритетным направлениям:
1 раздел. “Душевное (психическое) здоровье”
В этой части программы необходимо обратить внимание детей на состояние общего душевного комфорта, воспитание системы ценностей, установок, мотивов поведения человека в обществе.
Значительное место необходимо отвести повышению психоэмоциональной устойчивости: элементы релаксации под музыку и звуки природы, обучение пониманию своего эмоционального состояния.
2 раздел. “Физическое здоровье”
Изучение текущего состояния органов и систем организма, а также их рост и развитие. Тематика данных занятий предусматривает работу по следующим направлениям:
1. Режим дня, учёбы и отдыха.
2. Тело человека как самостоятельный организм.
3. Основы рационального питания.
4. Личная гигиена.
3 раздел. “Природа и мы”
Учитывая экологическую обстановку в современном обществе, необходимо разъяснять детям какое значение имеет природа для нашего здоровья. На занятиях обучающиеся узнают о том, что человек – часть природы и, охраняя природу, он охраняет своё здоровье.
4 раздел. “Основы здорового образа жизни”
1. Здоровье и здоровый образ жизни.
2. Значение физкультуры и закаливания для сохранения здоровья.
3. Профилактика вредных привычек.
Учебно-тематический план 1-го года обучения.
№ | Наименование темы | Общее кол-во часов | В том числе | |
теория | практика | |||
1 | Вводное занятие. | 2 | 2 | |
2 | Душевное (психическое) здоровье ребенка. | 7 | 3 | 4 |
3 | Физическое здоровье ребенка. | 11 | 3 | 8 |
4 | Природа и мы. Мини-проект. | 6 | 1 | 5 |
5 | Основы здорового образа жизни. | 6 | 1 | 5 |
6 | Итоговое занятие. | 1 | 1 | |
Итого: | 33 | 10 | 23 | |
Содержание программы 1-го года обучения
Тема№1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
Цели и задачи творческого объединения. Знакомство с планом работы. Составление группы обучающихся. Ознакомление с учебной программой предстоящего года.
Тема№2. Душевное (психическое) здоровье ребенка.
-Уроки доброты.
- Очищение души.
- Для чего люди общаются. Умение общаться.
Практическая работа:
- «Азбука поведение» (игра-путешествие)
-Правила для собеседников (умение слушать, умение говорить)
- Я и мои поступки. Что такое воспитание себя?”
-В чём состоит вежливость. Вежливая речь.
Тема№3. Физическое здоровье ребенка.
- Мой организм – целая планета. Знакомство с ее жителями, устройством и функционированием"
-“Мои верные помощники” – органы чувств человека.
- Нос и уход за ним. “Мой замечательный нос”
Практическая работа:
-Режим дня школьника. Зачем нужен режим дня.
- Глаза – орган зрения. Как беречь зрение? Правила просмотра телепередач. Разучивание комплекса упражнений гимнастики для глаз (практическое занятие)
- Детям о зубах”. Строение зубов. Для чего человеку нужны зубы? Как они устроены?
Правила гигиены полости рта и навыки правильных движений зубной щёткой.
- Как мы дышим. Органы дыхания.
Практическая работа:
Знакомство с правилами выполнения звукодвигательных дыхательных упражнений “Летит пчела”, “Дворник”, “Дуем в дудочку”, “Паровозик” и т.д.
- Наша кожа. Уход за кожей.
Тема№4. Природа мы.
-Основные богатства природы: солнечный свет, воздух и вода. Зависимость человека от природы.
Практическая работа:
- Что такое природа? Живая и неживая природа.
-“Лес – наше богатство.”
- В гостях у зимующих птиц.” Мини-проект.
-Изготовление кормушек для птиц.
- Волшебница вода. Что мы знаем о воде?”
Тема№5. Основы здорового образа жизни.
- Человек и его здоровье. Микробы.
Практическая работа:
- Кто с закалкой дружит – никогда не тужит. Волшебный Морж”. Закаливание организма.
- Разучивание комплекса лечебной гимнастики для правильной осанки.
-Разучивание комплекса дыхательной гимнастики .
- Разучивание комплекса специальных упражнений для предотвращения развития плоскостопия .
- Летние каникулы. Правила безопасности на воде. Как защитить себя от солнечных ожогов.
Тема№6.Итоговое занятие.
-Экскурсия в природу.
К концу 1-го года обучающиеся должны знать:
- части своего тела и их функции;
- что такое общение и какова его роль в жизни человека;
- в чём состоит вежливость;
- способы выражения приветствия, прощания, благодарности;
- правила для собеседников;
- свой режим дня;
- гигиенические требования к организации сна;
- что такое осанка и почему её нужно сохранять;
- правила гигиены полости рта и навыки правильных движений зубной щёткой;
- для чего человеку нужна кровь;
- что человек часть природы и, охраняя природу, он охраняет своё здоровье;
- основные природные богатства и их роль в жизни человека;
- правила поведения в природе;
- правила закаливания;
- правила поведения на воде ;
- полезные и вредные привычки.
К концу 1-го года обучающиеся должны уметь:
- определять степень вежливого поведения;
- слушать и слышать;
- организовывать подвижные игры;
- правильно умываться, чистить зубы, уши;
- следить за кожей, ногтями;
- выполнять правила для поддержания правильной осанки;
- выполнять под контролем воспитателя гимнастику для глаз;
- выполнять специальные упражнения для профилактики плоскостопия (массаж стопы, катание валика и т.д.);
- различать природные богатства;
- правильно вести себя в природе;
- противостоять вредным и опасным привычкам;
- защитить себя от воздушно-капельных инфекций;
- правильно ложиться спать.
Учебно-тематический план 2-го года обучения.
№ | Наименование темы | Общее кол-во часов | В том числе | |
теория | практика | |||
1 | Вводное занятие. | 2 | 2 | |
2 | Душевное (психическое) здоровье ребенка. | 5 | 2 | 3 |
3 | Физическое здоровье ребенка. Мини-проект. | 8 | 2 | 6 |
4 | Природа и мы. | 10 | 3 | 7 |
5 | Основы здорового образа жизни. | 8 | 2 | 6 |
6 | Итоговое занятие. | 1 | 1 | |
Итого: | 34 | 11 | 23 | |
Содержание программы 2-го года обучения
Тема№1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
Цели и задачи творческого объединения. Знакомство с планом работы. Составление группы обучающихся. Ознакомление с учебной программой предстоящего года.
Тема№2. Душевное (психическое) здоровье ребенка.
-Как люди общаются. Речевая ситуация. Твои речевые роли. Общение в быту. Вежливые слова. Обращение к знакомым и незнакомым людям.
Практическая работа:
- Друг и друзья. С кем бы ты хотел дружить? Тест “Два домика-социометрия.
- Разрешение конфликтов. Агрессия. Тест “Варежка”
- О чем говорит музыка? Знакомство с творчеством Н. Римского-Косакова.
Тема№3. Физическое здоровье ребенка.
-Режим дня. Чередование труда и отдыха. Режим дня в выходные дни. Зачем нужно соблюдать режим дня.
- Сон и его значение для здоровья.
Практическая работа:
- Глаза – зеркало души. Как по глазам можно определить настроение человека. Какие правила нужно соблюдать, чтобы уберечь глаза. Какие враги есть у глаз.
- Разучивание зрительных физминуток, упражнений для развития зрительной памяти.
- Дыхание. Зачем нам нужен нос. Чихание и кашель. Как защитить себя от воздушно-капельных инфекций.
-Твоё питание. Путешествие пищи. Питательные вещества и их значение для роста и развития. Мини-проект.
- Твои зубы. Правила ухода за зубами. Здоровые зубы – здоровый организм. Кариес.
-“Путешествие по городу Здоровейску”
Тема№4. Природа мы.
- Человек и природа – единое целое. Лес – это здоровье!
- Птичья столовая. Виды кормушек и еда для разных птиц.
Практическая работа:
-“Приключение муравьишки ”-просмотр мультфильма.
- Зачем нам нужны комнатные растения .Влагоустойчивые и засухоустойчивые комнатные растения.
Уход за комнатными растениями.
Практическая работа:
-“Волшебница вода”. Вода – источник жизни. Правила бережного отношения к воде.
- Экскурсия в парк “Как растения готовятся к зиме”
- Беседа “ Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека”
- Викторина “Знатоки природы”
Тема№5. Основы здорового образа жизни.
- Микробы – возбудители болезней. Бактерии и вирусы. Что вызывает грипп и как он передаётся. Что такое простуда. Детские болезни. Как организм защищается. Высокая температура, её причины.
Практическая работа:
- Игра-путешествие “Откуда берутся грязнули?”
-“Кто с закалкой дружит, никогда не тужит. Волшебный морж”.
-“Мои верные помощники” (органы зрения, слуха и обоняния)
- Игра “Путешествие за витаминами”
-“Дорожка здоровья”
-“Чистота – залог здоровья”
-“Витамины нам нужны”
Тема№6.Итоговое занятие.
-Экскурсия в природу.
К концу 2-го года обучающиеся должны знать:
- способы выражения извинения, просьбы;
- комплекс подвижных игр и упражнений на свежем воздухе;
- правила приёма воздушных и солнечных ванн.
К концу 2-го года обучающиеся должны уметь:
- определять степень вежливого поведения;
- доброжелательно относиться к людям, радоваться успехам других людей;
- вступать в контакт с людьми и поддерживать его;
- соблюдать социальные нормы поведения;
- ухаживать за растениями и животными;
- самостоятельно выполнять комплекс физических упражнений для сохранения осанки;
- выполнять правила гигиены полости рта;
- выполнять гигиенические правила по уходу за кожей;
- организовывать зимние игры и оказывать первую помощь при переохлаждении и обморожении;
- оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах.
Учебно-тематический план 3-го года обучения.
№ | Наименование темы | Общее кол-во часов | В том числе | |
теория | практика | |||
1 | Вводное занятие. | 2 | 2 | |
2 | Душевное (психическое) здоровье ребенка. | 3 | 3 | |
3 | Физическое здоровье ребенка. | 5 | 2 | 3 |
4 | Природа и мы. Мини-проект. | 16 | 4 | 12 |
5 | Основы здорового образа жизни. | 7 | 2 | 5 |
6 | Итоговое занятие. | 1 | 1 | |
Итого: | 34 | 10 | 24 | |
Содержание программы 3-го года обучения
Тема№1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
Цели и задачи творческого объединения. Знакомство с планом работы. Составление группы обучающихся. Ознакомление с учебной программой предстоящего года.
Тема№2. Душевное (психическое) здоровье ребенка.
Практическая работа:
-Что такое тактичность (занятие-беседа)
-“Правда и ложь” (занятие-беседа)
- Учимся говорить “Нет!” (занятие-тренинг)
Тема№3. Физическое здоровье ребенка.
- Движение – жизнь.
- Опорно-двигательный аппарат.
- Личная гигиена.
- Береги зрение!
- Твоё дыхание.
Практическая работа:
Организация и проведение подвижных игр, эстафет на свежем воздухе.
- разучивание упражнений по профилактике нарушения осанки и плоскостопия.
Гигиена полости рта. Гигиенические правила сохранения зрения. Гимнастика для глаз(разучивание комплексов – практическое занятие)
Дыхательная гимнастика (разучивание комплекса – практическое занятие)
Тема№4. Природа мы.
- Экология – наука о том, как жить в мире с природой, не нарушая её законов. Правила поведения в природе. Сохранение гармонии в природе, её красота. Бережное отношение к окружающему миру.
- Человек и его связь с природой.
Охрана воды, воздуха и здоровье человека. “Вода вокруг нас”. Круговорот воды в природе.
- Влияние окружающей среды на здоровье человека.
Практическая работа:
-“По следам красной книги”- викторина.
- Экскурсия в парк “Как растения готовятся к зиме?”
- Птицы – наши друзья. Птичья столовая”
- Знакомство со свойствами воздуха.
Практическая работа:
- Как увидеть воздух? как услышать воздух?
- Знакомство с электричеством.
-“Бережем деревянные предметы”.
Праздник природы “День земли”
- Обитатели нашего уголка природы. Уход за ними. Мини-проэкт.
- Лекарственные растения – средства оздоровления организма.
Практическая работа:
- Порядок сбора и применение лекарственных растений.
- Планета Земля в опасности”. Охрана природы.
Тема№5. Основы здорового образа жизни.
- Органы дыхания. Трахеит, бронхит, воспаление лёгких.
- Кожа – орган чувств.
Практическая работа:
- Комплекс дыхательной гимнастики.
-Чувствительность пальцев. Узоры на ладонях и пальцах. Как дышит кожа. Умывание и купание.
- Привычки: полезные и вредные. Игра-викторина.
- Инфекционные заболевания и их профилактика- беседа.
Дискуссии на темы :
- Прививки, и как они спасают от болезней.
- Личная и общественная гигиена.
- Летний отдых: охрана и укрепление здоровья.
Тема№6.Итоговое занятие.
-Экскурсия в природу.
К концу 3-го года обучающиеся должны знать:
- причины плоскостопия и способы профилактики;
- гигиенические правила сохранения зрения;
- как происходит дыхание;
- роль закаливания и правила его выполнения;
- о вреде курения и алкоголя.
К концу 3-го года обучающиеся должны уметь:
- позитивно относится к себе, сопереживать другим;
- регулировать труд и отдых;
- выполнять комплекс дыхательной гимнастики под руководством воспитателя;
- осознанно выполнять правила гигиены полости рта;
- противостоять вредным привычкам и формировать у себя положительные привычки;
- осознанно охранять природу.
Учебно-тематический план 4-го года обучения.
№ | Наименование темы | Общее кол-во часов | В том числе | |
теория | практика | |||
1 | Вводное занятие. | 2 | 2 | |
2 | Душевное (психическое) здоровье ребенка. | 5 | 3 | 2 |
3 | Физическое здоровье ребенка. | 8 | 2 | 6 |
4 | Природа и мы. Мини-проект. | 12 | 5 | 7 |
5 | Основы здорового образа жизни. | 8 | 2 | 6 |
6 | Итоговое занятие. | 1 | 1 | |
Итого: | 34 | 11 | 23 | |
Содержание программы 4-го года обучения
Тема№1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
Цели и задачи творческого объединения. Знакомство с планом работы. Составление группы обучающихся. Ознакомление с учебной программой предстоящего года.
Тема№2. Душевное (психическое) здоровье ребенка.
“Мое настроение”
-Настроение в школе и после школы.
- Эмоции человека.
Практическая работа:
-Анкета : «Как противостоять стрессу»
-Ролевые игры « Куда уходит злость«», «Мяч и насос»
Тема№3. Физическое здоровье ребенка.
-Закаливание организма. Способы закаливания. Обтирания и обливания, полоскание холодной водой носоглотки. Знакомство с признаками здорового и закаленного человека.
-Питание - необходимое условие для жизни человека. Устройство системы пищеварения человека. Какие продукты наиболее полезны растущему организму. От чего зависит количество потребляемой пищи. Витамины.
Практическая работа:
-Дискуссии на темы: «Чтобы меньше болеть», «Почему мы простужаемся», «Закаляться может каждый».
-Конкурс рисунков на тему: «Мы дружим с физкультурой и спортом».
-Подвижные игры: («Перетягивание каната», «Эстафета», «Хвост дракона», «Два кольца», «бревно» и др.).
-Дискуссии на темы: «Почему нужно правильно питаться», «Здоровье пища для всей семьи», «Правильное питание», «Культура питания».
Тема№4. Природа мы.
-Лес и урожай, лес и климат, лес и регулирование водного режима рек, озер,
водохранилищ; роль леса в равномерном распределении осадков, в сохранении влаги, в предохранении почв от водной и ветровой эрозии, в преумножении фауны.
-Лес и здоровье человека. Эстетическое значение леса (лес в поэзии, музыке,
живописи, литературе). Лес – кладовая природы. Восстановление и возобновление лесов. Основные лиственные и хвойные породы местных лесов. Причины возникновения лесных пожаров и меры по их предотвращению. Мини-проект.
- Подготовка растений к зиме. Деревья и кустарники осенью.
-Листопад и его значение. Подготовка травянистых растений к зиме. Наличие
«подземных кладовых» - клубней, луковиц, корневищ и т. д. у травянистых
растений.
-Подготовка животных к зиме. Разнообразие способов приспособления животных к изменению погодных условий. Подготовка насекомых к зиме.
-Подготовка птиц к зиме. Сезонные изменения видового состава птиц.
-Осенние перелеты, кочевки. Значение охраны и привлечения птиц. Корма для зимней подкормки птиц.
Практическая работа:
-Знакомство с основными породами деревьев и кустарников. Определение деревьев и кустарников в природе. Выявление ярусов леса и их состав в ближайшем парке. Пропаганда охраны лесов и иной естественной растительности.
-Подготовка растений к зиме. Деревья и кустарники осенью.
- Сбор осенних листьев и определение по ним вида деревьев и кустарников.
-Экскурсии в парк. Подготовка растений к зиме. Подготовка животных к зиме. Разнообразие способов приспособления животных к изменению погодных условий. Подготовка насекомых к зиме.
-Подготовка птиц к зиме. Сезонные изменения видового состава птиц.
Осенние перелеты, кочевки. Значение охраны и привлечения птиц. Корма для
зимней подкормки птиц.
Практическая работа:
Наблюдения за животными в осенний период.
Выявление мест зимнего пребывания животных в природе. Наблюдения за
поведением птиц, собиранием в стаи, отлетом, прилетом зимующих птиц,
подготовка кормушек и кормов для птиц. Просмотр видеофильмов по теме.
Пропаганда необходимости подкормки птиц поздней осенью и зимой.
Экскурсии. Подготовка животных к зиме.
Тема№5. Основы здорового образа жизни.
- Роль компьютера, телевидения, видео в жизни людей. Вред, который приносят здоровью человека компьютерные игры. Польза и вред компьютера.
- Правила приема лекарственных препаратов, свойства лекарств. Из чего делаются медикаменты. Правильное употребление лекарств. Путь лекарства: завод – склад – аптека – потребитель.
Практическая работа:
Ролевая игра: «Судить или не судить»
Конкурс рисунков: «Дети предупреждают»
Упражнение: «Ты в доме один и очень разболелся живот – твои действия?
Экскурсия в аптеку с целью ознакомления с лекарственными препаратами.
К концу 4-го года обучающиеся должны знать:
- что такое положительные эмоции ;
- причины возникновения лесных пожаров;
- роль закаливания организма и правила его выполнения;
- правила приёма лекарственных препаратов
К концу 4-го года обучающиеся должны уметь:
- правильно подобрать полезные продукты;
- оказывать элементарную помощь пострадавшему в пределах своих возрастных и физиологических возможностей;
- выполнять закаливающие упражнения;
- противостоять вредным привычкам и формировать у себя положительные привычки;
- осознанно охранять природу.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Ожидаемые результаты: научить детей ответственно относиться к себе, своему здоровью, сбережению окружающей среды.
Критерии результативности
Обучающиеся должны знать:
- Устройство своего организма.
- Полезные и вредные для здоровья поступки и привычки.
- Знать самого себя и свои возможности.
- О пользе и вреде продуктов питания.
- О вреде табака, алкоголя, наркотических веществ, последствия вредных привычек.
- О правильном использовании физических упражнений.
- Основные природные богатства и их роль в жизни человека.
- Правила поведения в природе.
- Что человек часть природы и, охраняя природу, он охраняет своё здоровье.
Обучающиеся должны уметь:
- Слышать и чувствовать состояние своего организма.
- Принимать правильные решения в опасных ситуациях.
- Определять степень вежливого поведения.
- Слушать и слышать.
- Соблюдать личную гигиену.
- Противостоять вредным и опасным привычкам.
- Знать основы правильного питания.
- Различать природные богатства.
- Правильно вести себя в природе.
- Организовывать подвижные игры.
Методическое обеспечение программы.
Основные формы и методы организации учебного процесса.
Формы проведения занятий:
- занятия;
- экскурсии;
- наблюдения;
- дидактические игры;
- чтение специальной литературы;
- сюжетно-ролевые игры;
- простейшие физиологические опыты;
- моделирование;
- самостоятельное наблюдение;
- викторины,
- творческая и практическая деятельность.
Методы обучения :
Словесные методы обучения:
- рассказ педагога – создавать яркие, точные представления о строении, функциях организма, правилах гигиены, законах природы и т.д.;
- рассказы детей – совершенствовать знания, умения отражать сложившиеся представления, повышать степень обобщенности знаний;
- беседа – уточнение, коррекция знаний, их обобщение, систематизация; развитие умения участвовать в диалоге, слушать и слышать, удерживать внимание, сосредотачивать умственные силы;
- чтение художественного произведения – расширять, обогащать знания детей, формировать способность к восприятию, пониманию.
Наглядные методы обучения:
- наблюдение – формирование основного содержания знаний детей об органах, их функциях, гигиене; развитие наглядно-образной, наглядно-действенной форм мышления, речи.
- рассматривание- картин, таблиц, муляжей, репродукций, схем.
- демонстрация – слайды, диафильмы, кинофильмы.
Практические методы обучения:
- упражнения – многократное повторение умственных и практических действий.
- Элементарные опыты:
физиологические – преобразование жизненной ситуации с целью выявления скрытых свойств органов, установление связи между ними, причин изменения.
экологические – простейшие опыты (с воздухом, водой, светом, теплом), помогающие ребенку познать тайны природы.
Формы и методы контроля над усвоением обучающимися программы.
Диагностика знаний, умений и навыков в начале и в конце учебного года:
- методы наблюдения;
- методы тестирования, анкетирования (тесты на выявление уровня агрессивности, тревожности, социометрия и др.);
- выполнение индивидуальных и коллективных практических заданий;
- открытые занятия.
Психологическое обеспечение:
Создание комфортной, доброжелательной обстановки на занятиях, применение индивидуальной и групповых форм обучения.
Условия реализации программы.
Занятия проводятся на базе общеобразовательного учреждения (по согласованию), а так же в центре. Для этого в кабинете валеологии имеются специальные тренажеры и спортивное оборудование, обручи, массажеры, эспандеры и т.д.
Для профилактики различных заболеваний в кабинете валеологии работает фитобар, в котором изготавливаются травяные чаи из различных лекарственных трав. Проводятся сеансы релаксации, на которых снимается стресс, накопившийся в течение учебного года.
В кабинете валеологии имеется люстра Чижевского. Это изумительное изобретение наших дней, прибор насыщает воздух отрицательными ионами и создает эффект горного воздуха.
Игры и упражнения на свежем воздухе они взбадривают, развивают силу, прыгучесть, улучшают координацию движений.
Занятия по экологии проводятся в «Зимнем саду», в уголке живой природы, на учебно-опытном участке которые располагаются в центре. Дети наблюдают за питомцами, учатся ухаживать за комнатными растениями.
Список литературы для педагогов:
- Бондаренко Т.М. “Экологические занятия с детьми 6–7 лет”. – Воронеж, ЧП Лакоценин С.С., 2009.
- Шорыгина Т.А. “Беседы о здоровье”. – М.: ТЦ “Сфера”, 2010.
- Федосеева П.Г. “Система работы по экологическому воспитанию дошкольников”. – Волгоград: ИТД “Корифей”, 2008.
- Зенина Т.Н. “Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами” – М., Педагогическое общество России, 2006.
- Шорыгина Т.А. “Беседы о правилах пожарной безопасности” – М., ТЦ “Сфера”, 2009.
- Шорыгина Т.А. “Беседы об основах безопасности с детьми 5–8 лет” – М., ТЦ “Сфера”, 2010.
- Николаева С.Н. “Комплексные занятия по экологии” – М., Педагогическое общество России, 2007.
- Шорыгина Т.А. “Беседы о хорошем и плохом поведении” – М.: ТЦ “Сфера”, 2010.
- Блинова Т.М. “Познавательное развитие детей 5–7 лет” – М.: ТЦ “Сфера”, 2010.
- Давыдова О.И., Вялкова С.М. “Беседы об ответственности и правах ребенка” – М.: ТЦ “Сфера”, 2010.
- Шевченко Г.Н. “Основы безопасности жизнедеятельности” (поурочные планы. 1 класс) – Волгоград: “Учитель”, 2007.
- Шевченко Г.Н. “Основы безопасности жизнедеятельности” (поурочные планы. 2 класс) – Волгоград: “Учитель”, 2007.
- Шевченко Г.Н. “Основы безопасности жизнедеятельности” (поурочные планы. 3 класс) – Волгоград: “Учитель”, 2007.
- Сизова Н.О. “Валеология. Конспекты комплексных занятий в детском саду (3–7 лет). – СПб.: Паритет, 2008.
- Козлова М.А. “Классные часы: внеклассная работа: 1-4 классы” – М., Издательство “Экзамен”, 2009.
- Агафонова А.Д. “Классные часы на темы этикета”. 1-4 классы. – М., Издательство “Глобус”, 2009.
Список литературы для детей и родителей:
1. Желая изменить мир, начну с себя: рабочая тетрадь для учащихся 1 классов. (серия «Основы здорового образа жизни»). – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» «Добродея» 2009.
2.Красота спасет мир: рабочая тетрадь для учащихся 2 классов. (серия «Основы здорового образа жизни»). – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» «Добродея» 2009.
3.Во имя общего блага: рабочая тетрадь для учащихся 3 классов. (серия «Основы здорового образа жизни»). – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» «Добродея» 2009.
4.Святость жизни: рабочая тетрадь для учащихся 4 классов. (серия «Основы здорового образа жизни»). – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» «Добродея» 2009.
Интернет-источник :
1.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/ktp-kruzhka-uroki-zdorovya
2. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/programma-kruzhka-azbuka-obshcheniya
3. http://sch63.pskovedu.ru/?project_id=4767
4. http://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki_i_fakultativy/414
5. http://rud.exdat.com/docs/index-645594.html?page=8
6.http://komariki.ucoz.ru/load/programmy_po_vneurochnoj_dejatelnosti/vneurochnaja_dejatelnost/rabochaja_programma_kruzhka_quot_uroki_zdorovja_quot_4_klass/3-1-0-16
7. http://школа13.уоирбит.рф/fgos/08
8. http://knu.znate.ru/docs/index-401820.html
9.http://www.sanlesnaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obschego-obrazovaniya.html
10. http://do.gendocs.ru/docs/index-99463.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская дополнительная общеобразовательная программа "Мир музыки и духовой оркестр"
Авторская дополнительная общеобразовательная программа "Мир музыки и духовой оркестр"...

АВТОРСКАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «РАДУГА ЗДОРОВЬЯ»
Данная программа направлена на актуализацию потребности в самопознании, самосовершенствовании, саморазвитии и побуждению к формированию своего здоровья собственными силами. Структура...

Дополнительная общеобразовательная программа "Радуга бисера"
Дополнительная общеобразовательная программа "Радуга бисера" предназначена для педагогов, преподающих бисероплетение....

Дополнительная общеобразовательная программа "Радуга" педагога Жидковой Н.А.
Дополнительная общеобразовательная программа "Радуга" рассчитана на детей дошкольного возраста. Программа призвана обучить детей основам изобразительной деятельности....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "РАДУГА"
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "РАДУГА"...
Дополнительная общеобразовательная программа "Радуга", художественная направленность.
Дополнительная общеобразовательная программа "Радуга", художественная направленность....

Дополнительная общеобразовательная программа "Радуга звука"
Для развития ребёнка, который наделен способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, р...
