ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ»
методическая разработка

Пихиенко Ольга Юрьевна

Духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения рассматривается на основе «Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России». В данном  документе определены базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей(представлений) : патриотизм, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество. Решение задачи создания эффективной системы духовно-нравственного воспитания детей в образовательных учреждениях предполагает совершенствование моделей духовно-нравственного  воспитания детей в образовательных учреждениях предполагает совершенствование моделей духовно- нравственного воспитания обучающихся, основанных на региональных приоритетах, таких как  православная культура, гражданское и патриотическое воспитание.

     Наши дети – наследники богатейшей культуры – фундамента русской цивилизации, насчитывающей более тысячи лет. Изучение православной традиции в условиях дополнительного образования позволит обучающемуся почувствовать связь между поколениями, увидеть красоту и неповторимость отечественной культуры, понять, в чем ее уникальность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozvrashchenie_k_istokam.docx80.38 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЮНИТЭР»

РУЗАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ» 

                 

Возраст обучающихся:  5 – 12 лет

Срок реализации:  2 года

Автор-составитель: Пихиенко Ольга Юрьевна-методист МБУ  ДО «ЦДОД «ЮНИТЭР» Рузаевского муниципального района.

Хрулина Галина Кимовна-

педагог дополнительного образования  МБУ  ДО «ЦДОД «ЮНИТЭР» Рузаевского муниципального района.

                                                 

                                                   г. Рузаевка

Пояснительная записка

Наставь юношу при начале пути его:

 он не уклонится от него, когда и состареет.

(Притч. 22,6)

          Возрождение России – это, прежде всего, духовно- нравственное воспитание подрастающего поколения, т.е. воспитание будущих граждан нашего Отечества, формирование у них высоких духовно- нравственных и патриотических качеств, национального самопознания. Сегодня духовно-нравственное воспитание детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе.

         Духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения рассматривается на основе «Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России». В данном  документе определены базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей(представлений) : патриотизм, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество. Решение задачи создания эффективной системы духовно-нравственного воспитания детей в образовательных учреждениях предполагает совершенствование моделей духовно-нравственного  воспитания детей в образовательных учреждениях предполагает совершенствование моделей духовно- нравственного воспитания обучающихся, основанных на региональных приоритетах, таких как  православная культура, гражданское и патриотическое воспитание.

     Наши дети – наследники богатейшей культуры – фундамента русской цивилизации, насчитывающей более тысячи лет. Изучение православной традиции в условиях дополнительного образования позволит обучающемуся почувствовать связь между поколениями, увидеть красоту и неповторимость отечественной культуры, понять, в чем ее уникальность.

    Создавая единую образовательную и воспитательную среду на уроках и во внеурочной деятельности, решая вопросы духовно-нравственного и патриотического воспитания, все мы сможем сохранить духовное и физическое здоровье подрастающего поколения.

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа     « Возвращение к истокам » составлена на основе авторских программ: Программа дополнительного образования духовно- нравственной направленности «Путь к истине», авторы составители Г.Д. Зубова, Л.И Курочкина- Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования»., государственной программы «Православная культура» Л.Л. Шевченко.,  «Нравственное воспитание на основах православия» для дошкольного и младшего школьного возраста Алексеевой Галины Григорьевны. (Воскресная православная школа при Благовещенском храме г. Вольска Саратовской епархии).

Данная программа относится к социально-педагогическому направлению и разработана с учётом следующих документов :

  1. Федеральный закон  от 29.12.2012  №ФЗ-273 «Об  образовании в Российской Федерации».
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования / Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2011.
  2. О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утв. Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2012 г. № 761).
  3. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726 –р.
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»  //Вестник образования.-2014.-№3.- С.55-65.
  5. Абдухакимова, С.А., Василевская, Е.В., Клёнова, Н.В. Образовательно-методический комплекс в дополнительном образовании детей: назначение и технология разработки / С.А. Абдухакимова и др. Серия: Дополнительное образование детей: Московская методическая библиотека. – М.: МГДД(Ю)Т, 2009.

       На встрече с молодежью Святейший Патриарх Кирилл отметил: «…существует удивительный факт: люди, живущие в разных культурных средах и даже в разные эпохи, имеют одно и то же понимание добра и зла – фундаментальное понимание, не в деталях, а по сути, – которое опознается голосом человеческой совести». «Бог, создав человека, вложил в его природу некоторые качества и свойства, определяющие эту объективную систему ценностей».

       Спасением для России может стать восстановление и распространение традиционной духовно-нравственной культуры. Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Именно на их основе возможно преодоление современного кризиса культуры, науки, образования, кризиса внутреннего мира человека.

        Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку. Эти ценности приобретаются их умственными усилиями. В процессе обучения и воспитания нравственные знания становятся прочувствованным опытом, формируется полноценная личность. Этому в полной мере отвечают занятия в  творческом объединение «Возвращение к истокам »

Актуальность

Данной программы заключается в том, что духовно-нравственное воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека. Нравственные чувства детей играют огромную роль в их жизни. Умение понимать, сопереживать и создавать прекрасное делает духовную жизнь ребенка богаче, интереснее, даёт ему возможность испытывать самое высокое духовное наслаждение. Вступая в различные жизненные взаимоотношения с людьми, сталкиваясь с явлениями общественной жизни, школьник под решающим влиянием взрослых развивает определенные духовно-нравственные взгляды. Познакомившись с основами православной культуры, обучающийся иначе воспринимает мир, начинает иначе жить, иначе чувствовать.

Педагогическая целесообразность

Программы состоит в формировании и развитии потребности ребенка в чтении православной и художественной литературы, нравственных чувств на материале положительных примеров жизни героев  литературы и христианских святых.

Новизна

программы заключается в том, что в процессе изучения происходит итеграция образовательных линий: православной, культурологической, краеведческой - в единое образовательное содержание; способствует подрастающему поколению адаптироваться в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и межконфессиональные конфликты.

Отличительная особенность программы – в разнообразии тем, раскрывающих взаимосвязь нравственных, духовных и культурных ценностей, в основе которых лежат православные традиции, а также традиции и обычаи мордовской истории.

Цель программы

Освоение обучающимися нравственных и эстетических ценностей; воспитание стремления к духовно-нравственному совершенствованию на основе традиционного наследия народов России и формирование православной культуры.

Задачи

Обучающие

-формировать понятия; совесть, душа,  порядочность, нравы, нравственность,   -благодарность, вера-надежда-любовь,   род,   семья,   Родина,   имя,   праздники, радость, внимание, талант, прощение.

Развивающие

-развить интерес к чтению православной литературы;

-вызвать интерес к полученным знаниям и желание практической их реализации;

-развить  самодеятельность   инициативу;

-сформировать   нравственное отношение к действительности.

Воспитательные

-способствовать развитию у детей   речи,    живого образного мышления,    самостоятельности суждений;

-содействовать развитию волевой сферы ребенка: осознанности поведения, самоконтроля.

         

         В качестве основных условий достижения  поставленных целей и задач рассматриваются:

- ознакомление обучающихся с основными сведениями по истории, культуре, национальными традициями России и Республики Мордовия;

- создание системных представлений о народной культуре России, её связи с историей; о месте культуры  Республики Мордовия, своей семьи и себя самого в народной культуре России ;

- формирование у обучающихся таких понятий, как Родина, родной язык, национальность, национальные традиции ;

- пробуждение осознанного чувства интереса и любви к Родине( России, родному краю, природе, народному творчеству, традициям);

- развитие эстетического вкуса и воспитание чувства  прекрасного на лучших образцах народного творчества ;

- привитие навыков прикладного труда и художественного творчества.

В результате реализации системы духовно- нравственного воспитания  формируются следующие результаты, соответствующие требованиям ФГОС ОО.

 Планируемые результаты

Личностные результаты

1)Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину ,российский народ и историю России. Осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;

2) становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

3) формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразие природы, народов.  Культур и религий;

4) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

5)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающем мире;

6) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

7) приобщение к ценностям и традициям российской семьи: любовь, верность, здоровье, почитание родителей, забота о младших и старших.

 

Метапредметные результаты

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; планировать
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  4. формирование умения понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
  5. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать  своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  6. определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределение функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  7. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности( природных, социальных, культурных, технических и др.)

 

Предметные результаты

  1. понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  2.  сформированность уважительного отношения к Родине. Родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  3.  Осознание целостности окружающего мира, освоение основ  экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  4.  Освоение доступных способов изучения природы и общества( наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  5.  Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно- следственные связи в окружающем мире.

К концу обучения воспитанники  должны

Знать

-основные понятия христианской этики, православные традиции и обычаи;

-        общепринятые нормы произношения и формы речи;

-        жизнь героев отечественной истории и культуры;

-жития христианских святых.

Уметь

-        свободно   общаться в типовых ситуациях повседневности;

-        видеть «красоту» в окружающем мире;

-        различать понятия «красота рукотворная», «красота нерукотворная», «красота духовная»;

-уметь вести себя в православном храме;

Применять на практике

  • соблюдать речевой этикет в споре, дискуссии; слушать и вести полемику;
  • узнавать православные храмы города Рузаевки

-пользоваться справочной и специальной литературой, художественными репродукциями и альбомами

Формы и режим занятий

Программа «Возвращение к истокам» рассчитана на детей 5-12 лет. Количество обучающихся в группе 12- 15 человек- для первого года обучения, 10-12- для второго года обучения. Именно этот возраст является наиболее благоприятным для формирования личности на основе общечеловеческих, общекультурных и духовных ценностей. Духовная культура входит в число базовых компонентов структуры личности, наряду с нравственной, коммуникативной, эстетической, трудовой и физической культурой.

 Срок реализации программы 2 года, на занятия отводится 4 часа в неделю- первый год обучении и 6 часов в неделю для второго года обучения.

При планировании и организации учебного процесса предусматриваются следующие формы занятий: групповые, индивидуальные, совместные с родителями. Возрастные особенности дошкольников и младших школьников требуют, чтобы занятия велись в увлекательной форме, были эмоциональны, методически разнообразно построены, насыщены играми, проблемными ситуациями из жизни самих детей, из детской литературы, детских мультфильмов. На занятиях используются различные наглядные пособия, а также аудиозаписи литературными произведениями и видеоматериалы. Значительное место на занятиях отводится заданиям творческого характера. Предусмотрены: коллективное чтение рассказов и сказок, игра-путешествие, праздники, экскурсии.

Формы подведения итогов

  • педагогическое наблюдение;
  • тестирование;

-выполнение творческих заданий (составление устных и письменных рассказов, вопросов для проведения викторин, подбор воспитанниками иллюстративного материала по заданию, подготовка рисунков);

  • анкетирование родителей;

Ожидаемые результаты программы

-личностное развитие воспитанников;

-повышение духовно-нравственной культуры дошкольников и младших  школьников (формируется система - духовно-нравственных представлений, взглядов, убеждений,   вырабатываются истинные критерии общечеловеческих ценностей);

  • улучшение взаимоотношений с окружающими;

-коррекция отклонений в поведении, появление эмоциональной устойчивости.

 Рекомендуемые формы контроля знаний

Для диагностики личностных универсальных учебных действий, используются такие виды занятий, как участие в проектах, самооценка события, дневники достижений.

 Диагностика сформированности  познавательных универсальных учебных действий может осуществляться посредством использования следующих видов заданий:

-«найди отличия»;

-«на что похоже»;

-поиск лишнего;

-«лабиринты»;

-упорядочивание;

-«цепочки»;

-хитроумные решения;

- составление схем-опор;

- работа со словарём.

  Диагностика сформированности  регулятативных  универсальных учебных действий используются типы заданий:

- «преднамеренные ошибки»;

-поиск информации в предложенных источниках;

-взаимоконтроль;

-«ищу ошибки».

Диагностика сформированности  коммуникативных универсальных учебных действий используются типы заданий:

- составь задание партнёру;

-отзыв на работу товарища;

-диалоговое слушание( формулировка вопросов для обратной связи);

-«подготовь рассказ……», «опиши устно….»,  « объясни…..» и т.д

Основными способами фиксации динамики образовательных достижений обучающихся выступают:

- портфолио;

-наблюдение;

- рефлексия достижений.

Рекомендуемые инструменты оценивания:

- наборы критериев( критериальные описания);

-памятки;

-линейки достижений(графики достижений).

Для  реализации программы  необходима следующая материально-техническая  и дидактико-методическая база:

Материально-техническое обеспечение

Дидактико-методическое обеспечение

Видео и аудио аппаратура

Компьютер

Сканер

Принтер

Ксерокс

Проектор

Актовый зал

Подборка художественной, православной,   информационной и справочной литературы,

Сценарии праздничных программ, конкурсов

Аудио и видео записи

Наглядные пособия

      Знания, получаемые воспитанниками в сфере дополнительного образования, позволяют осуществлять межпредметные связи со всеми образовательными предметами, изучаемыми в образовательном учреждении. Это делает возможным создание единой образовательно-воспитательной системы, которая позволит приобщать ребенка к духовным ценностям, воспитывать в нем высокую нравственность, ориентировать его на социально-значимую деятельность.

      В ходе реализации программы, учитывая связь изучаемого культурологичекого курса со всеми областями жизни ребенка и общества в целом, предполагается участие воспитанников в праздниках при храме, общение со священнослужителями, представителями духовенства, ветеранами Великой Отечественной войны, сотрудничество со школьным информационным центром – библиотекой.

     Деятельность педагога дополнительного образования включает в себя работу с родителями, потому что именно они являются главными помощниками и единомышленниками. В целях комплексного подхода к реализации программы проводятся лектории для родителей по темам: «Как по-настоящему любить детей», «Роль отца в семейном воспитании», «О роли

женщины в семейном воспитании», «Дети в мире соблазнов» и др.

Учебно-тематический план программы 1  года обучения

п/п

Наименование тем

Всего часов

В том числе

Теоретич.

Практич.

1.

Вводное занятие.

2

2

-

2.

Наша Родина

32

8

24

3. 

Родной край

28

10

18

4.

Моя семья. Мини-проект.

30

10

20

5.

Основы православной культуры

26

8

18

6.

Православные праздники

26

8

18

Итого

144

46

98

Учебно-тематический план программы 2  года обучения

п/п

Наименование тем

Всего часов

В том числе

Теоретич.

Практич.

1.

Вводное занятие.

2

2

-

2.

Духовная культура.

16

6

10

3. 

Понятие  «совесть» 

16

6

10

4.

Благодарность и порядочность

 

32

10

22

5.

 Нравственность и прощение, радость

 

28

10

18

6.

Крестное знамение

24

8

16

7.

Именинные дни

26

8

18

8.

Православная Мордовия

28

10

18

9.

Священное писание. Икона

28

4

24

10.

Православные праздники

16

4

12

Итого

216

68

148

Содержание 1 года обучения

  1. Вводное занятие: - 2 часа.

Цели и задачи творческого объединения. Знакомство с планом работы. Составление группы учащихся. Ознакомление с учебной программой предстоящего года. Техника безопасности.

  1. Наша Родина:-32 часа.

Понятие Родина, Отечество. Герб, гимн, флаг России. Государственный флаг России. Значение цветов изображённых на флаге.  История развития Московского  Кремля. Понятие  «гражданство», «гражданин». Детям о войне. Подвиг наших соотечественников в годы ВОВ. День Победы, почему он так назван.Символ Победы- Георгиевская ленточка. Защитники Отечества и герои ВОВ.

Практические занятия:

Беседа - «Наша Родина Россия»

Беседа – «Государственная символика»

Беседа- «Мой край -Мордовия  моя»

Рисование государственного флага России. Аппликация из бумаги:«Государственный флаг России»

Москва-столица России.

Беседа – «Достопримечательности и архитектурные памятники Кремля»

Рисование Московского Кремля. Аппликация из бумаги «Московский Кремль». Рассматривание фотографий, иллюстраций, открыток, книг с изображением ВОВ. Слушание песен военных лет. Чтение произведения Ю. Яковлева «Как Серёжа на войну ходил», И. Туричина «Крайний случай», Н.Ходзы  «Дорога жизни», С.Я Маршака  «Мальчик из села Поповки». «Наши деды- славные победы!»- встреча с ветеранами ВОВ. Подвижные игры : «Кто быстрее», «Перетягушки», «Сапёры», «Перевяжи раненого», «Кто самый меткий». «Чей отряд быстрее посадит самолёты?», «Парашюты»

Аппликация из бумаги: «Салют Победы». Выставка детских рисунков «Победой кончилась война»

  1. Родной край-28 часов.

С чего начинается Родина. Моя Мордовия. Символика Республике Мордовия. Флаг, значение цветов. Герб. Рузаевка- любимый сердцу уголок. История возникновения города Саранска- столицы Мордовии. Знакомство с гербом и флагом Саранска и Рузаевки. Достопримечательности городов Саранск и Рузаевка. «Саранск спортивный». Знаменитые спортсмены Мордовии. Природа Мордовии. Национальные инструменты. Народные умельцы. Мастера села Подлесная Тавла Кочкуровского района Мордовии. Мордовский скульптор С. Д. Нефедов-Эрьзя. История культура и быт мордвы. Традиции мордовского народа. Знакомство с национальным мордовским костюмом Элементы национального мордовского узора на изделиях. Предметы быта  мордвы. Праздники мордовского народа.

Практические занятия:

Беседа: « Моя малая Родина». Беседа: «Что ты знаешь о своём городе?» Выставка детских рисунков : «Мой любимый  городок». Беседа: «Саранск- столица Республики Мордовия». Рассматривание фотографий, иллюстраций, открыток, книг о Республике Мордовия и о городе Саранска, Рузаевке.

Аппликация: «Флаг Мордовии». «Воспеваем в песнях и стихах любимый городок»- прослушивание песен и стихов о городе Рузаевка и Саранск. Экскурсия по городу Саранск и Рузаевка. Беседа: «Олимпийские медали начинаются с детства». Спортивно - игровая программа : «Мама, папа, я – спортивная семья». Выставка детских рисунков: «Мы любим спорт»  Экскурсия в село  Подлесная Тавла Кочкуровского района. Экскурсия в музей С. Д. Эрьзя, город Саранск. Элементы мордовского орнамента : восьмиконечная звезда, галочка. лесенка, ступенька, ромб, крест и др.

 Рисование : «Украшение одежды мордовским орнаментом». Аппликация «Украшение тарелки элементами мордовского орнамента». Выставка детских работ : «Ярмарка умельцев»

  1. Моя семья-30 часов

Понятие семья. Изучение родословного древа семьи. Моя семья. Ролевые функции членов семьи. Тайна семейного счастья. Семейные ценности. Семейные отношения, дружная семья. Знакомство с поговорками и пословицами о семье. Герб  своей  семьи.

Практические занятия:

Составление генеалогического древа семьи. Мини-проект: «История моей семьи». Сюжетно- ролевая игра «Семья, «Магазин», «Дочки- матери» Спортивное развлечение : «Мама. папа, я – спортивная семья». Беседа : «Нет милее дружка, чем родная матушка!» Рисование портрета мамы. Аппликация из бумаги : «Подарок маме, бабушке» Фото- выставка : «Наши дорогие бабушки и дедушки». Чтение стихотворения  А. Барто  «Как Вовка бабушек выручил».Чтение рассказа Е. Пермяка «Мамина работа». Чтение рассказа Л. Толстого « Старый дед и внучек».Мероприятие : «День Матери». Чтение сказки «Сестрица  Алёнушка  и братец Иванушка». Разучивание пальчиковой гимнастики по теме :« Семья». Интегрированное занятие на тему : «Моя мама лучше всех».

  1. Основы православной культуры-26 часов

Добро и зло. О дружбе и друзьях. Дружеские товарищеские, толерантные  отношения в коллективе между детьми. Злые, завистливые и жадные люди, что с ними случается. Какие чувства испытывает добрый человек.  Копилка добрых, ласковых слов. Трудолюбие и лень. Архитектура, особенность и назначение Православных храмов. Знакомство с православным храмом его значение в жизни православных христиан. Модель Храма. Восьмиконечная Вифлеемская звезда.

Практические занятия:

Беседа на тему: «Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным»,

Занятие развлечение : «Если с другом вышел в путь….». Игры : « Я дарю слово», «Комплимент», «Подари слово другу», «Подари слово любимой игрушке»,  «Остров»,  «Следы жизни»,  «Я умею делать сам» ( изготовление игр, игрушек для малышей). Аппликация: «Храм». Инсценировка произведения : «Маленькая Мария идёт по ступенькам в Храм». Аппликация : «Изготовление Восьмиконечной  Вифлеемской  звезды».

  1. Православные праздники-26 часов.

История и традиции празднования праздника Покров. Праздник Рождества. История и традиции празднования Масленицы. Пасха. Знакомство с христианским праздником Светлой Пасхи и его обычаями и обрядами. Роспись яйца.

Практические занятия:

Платок ( покров)- рисование с использованием нетрадиционной техники рисования «оттиск печати из картона, картофеля». выставка детских рисунков :  «Наш покров». Занятие утренник- «Праздник Покрова»,  «Праздник Рождества». Кукольный спектакль-сказка : «Чудо на Рождество». Аппликация : «Рождественская открытка». Выставка детских работ : «Ангел»

Рисование : «Масленица к нам пришла». Занятие-развлечение : «Широкая масленица». Аппликация : «Пасхальное яичко»,  «Пасхальная открытка»

Содержание 2 года обучения

  1. Вводное занятие: - 2 часа.

Цели и задачи творческого объединения. Знакомство с планом работы. Составление группы учащихся. Ознакомление с учебной программой предстоящего года. Техника безопасности.

   

 2.Духовная культура-16 часов.

Понятие  «духовный мир». Видимый мир- невидимый мир. Откуда появилось в мире зло? Ангел- хранитель, когда он появляется у человека. Понятие  «Душа человека», «Время и вечность», «Святые люди», «Добро»,  «Добрые дела»Тело –храм души.   Понятия «дом», «мир», «мироздание».                                                                                                                                                                                                          

Практические занятия:

Знакомство со святыми, которые своими добрыми делами угодили Богу. Учиться делать добрые дела, просить прощение друг у друга, у старших, у родных, если мы их обидели.

Чтение и анализ рассказа : «Твой ангел-хранитель» ( Аудиокнига)

Чтение и анализ сказки «Крестник государя»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Чтение и анализ текстов из «Детской Библии»

3.Понятие «совесть»- 16 часов.

Понятие СОВЕСТЬ. Совесть - советчик, частица Бога в человеке, голос Божий в душе. Молитва - разговор с Богом.

Практические занятия:

Чтение и анализ текстов из книги «Закон Божий для самых маленьких». Дискуссия на тему : "А хорошо ли то, что я делаю?"

4.Благодарность и порядочность-32 часа.

Понятие «Благодарность»Кто податель всех благ? Что такое - дарить благо? Закон благодарения - Десять заповедей Божиих; первые 4 объясняют наше дарение блага Богу; 6 заповедей - дарение блага людям. Сердце - (хранилище) - сокровищница всех наших дел, мыслей, чувств. Что происходит, если человек живет без благодарности? Что такое порядок? Что такое беспорядок? Знакомство с заповедью "Не лги". Что такое "хвастовство

Практические занятия:

Беседа о происхождение слова "спасибо". За все, что с нами происходит в жизни, говорить: "Слава Богу за все". Чтение и анализ рассказа «На скамейке» Бориса Ганаго (детям о молитве, рассказы для детей).

 Дискуссси на темы :Наши руки умеют делать добрые дела (примеры). Они же (руки) умеют делать злые (примеры). Кто приказывает нашим рукам? Как навести порядок в мыслях? Зачем надо вырасти порядочным человеком? Как можно вырасти порядочным? А кем растем мы, есть ли порядок в наших мыслях? Чтение и анализ рассказа «Пожар», «Перекати поле» Бориса Ганаго («Искорки света» рассказы для детей).

 Беседы на темы :Как вы хотите, чтобы с вами поступали? Какими делами мы уже наполнили наше сердце: обзывали ли мы кого когда-нибудь, может, ударили, а может, обманули или украли? Болезни. Что сжигается в

сердце человека? Как вести себя во время болезни. Рассказ. О чуде выздоровления.

 

5. Нравственность и прощение, радость-28 часов.

Понятие закона нравственности. Закон движения по жизни (золотое правило нравственности): "Как хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так поступай и ты с ними". Поступки людей. Добрые дела. Поведение людей. Добрые слова. Что такое обида. Обидчики- наши благодетели. Отношение с близкими. Понятие  «невнимание», «непослушание», «а дерзость», «вседозволенность». Понятие радость. Зачем нужно радоваться? Зачем дарить близким радость добрыми словами, делами? Радость бывает: явная (через слова, дела), тайная. Завистники.

Практические занятия:

Чтение и анализ рассказа «Исцеление» Бориса Ганаго («Детям о молитве» рассказы для детей). Учить себя делать добрые дела, учить себя говорить добрые слова. Чтение и анализ рассказа о прощённом воскресение .Беседа на тему : Что бывает с завистниками? Чтение и анализ сказки «Синяя свита - Навыворот шита» («Крестник Государя» сказки православных народов).

6.Крестное знамение-24 часа.

Духовный меч- крестное знамение. Защита крестом. Значение крестного знамения. Крест-древо жизни. Ношение креста. Что такое милосердие? Дела милосердия.

Практические занятия:

Чтение и анализ рассказа  Бориса Ганаго «Крест», «Огонёк веры», «О силе крестного знамение», «Детям о молитве»

Акция милосердие ( изготовление подарков-игрушек)

7.Именинные дни-26 часов.

Значение имени, которое носит человек. Святые ангелы-хранители. Обычаи нарекания детей именами святых. Духовная сущность имени.

Практические занятия:

Беседа о своём святом. Чтение и анализ рассказа  Бориса Ганаго  «Об имени»

8.Православная Мордовия-28 часов.

Знакомство с православным храмом. Значение храма в жизни православных христиан. Архитектура, особенность и назначение православных храмов. Прикосновение к святыням. Храмы и монастыри Мордовии. Святые места Мордовии. Духовное наследие.

Практические занятия:

Конструирование модели храма. Экскурсии в храм «Пресвятой Троицы», в  «Пайгармский монастырь». Экскурсии по святым местам Мордовии.

9. Священное писание. Икона-28 часов.

Библия как исторический документ. Сколько веков создавалось Священное писание? Ветхий и Новый  Завет. Библия как источник информации, духовности и нравственности ценностей. Праздник Сретение Господня. Происхождение названия  «Икона». Иконописание. Кто изображён на иконах. Где иконы размещаются в домах. Чудотворные иконы. Православные иконы Мордовского края. Мордовские святые. Мученики. Новомученики и исповедники земли Мордовской. Житие новомучеников, страдания, подвиги. Житие св. праведного воина- Феодора Ушакова.

Практические занятия:

Чтение и анализ рассказа  Н. Рудомёткиной  «Молочай прекраснейший». Составление рассказа на тему: «Всякое дыхание да славит Господа».Знакомство с чудотворными иконами Мордовии( виртуальная экскурсия). Экскурсия в г. Темников- Санаксарский монастырь, в г. Саранск в  Кафедральный собор св. праведного воина Фёдора Ушакова.

 

10. Православные праздники-16 часов.

Православные праздники. Подготовка к празднику Рождество Христово. Новое летоисчисление.  Крещение Господне. Благовещение Пресвятой Богородицы. Пасха. День святой Троицы. Покров Пресвятой Богородицы. Успение Пресвятой Богородицы. Сретение Господне. Вознесение Господне. Преображение Господне.

Практические занятия:

Подготовка к праздничной программе, выставка творческих работ к праздникам, акция «Милосердие»: помощь ветеранам. Экскурсии в храмы города Рузаевки- храм «Николая Угодника», храм «Пресвятой Троицы».

Методическое обеспечение программы

  1. «Добрый мир» содержательный модуль духовно-нравственная культура (православная культура), автор Шевченко Л.Л.
  2. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», автор О.Л.Князева
  3. Детская библия
  4. «Детский музыкальный фольклор», авторы Л.И. Мельникова, А.Н. Зимина
  5. «Детские частушки, шутки, прибаутки», автор Т.И. Бахметьева

Формы занятий для 1 года обучения: беседа- рассказ, исследовательский проект. Сюжетно-ролевые игры, занятия-развлечения, занятие-практикум. Семейные посиделки. выставки детских рисунков. Экскурсии.

Формы занятий для 2 года обучения: занятие-беседа, деловая игра, занятие-практикум, занятие-лекция, познавательные игры, занятие-инсценировка. Экскурсии.

Условия реализации программы

Для организации оптимальной деятельности по реализации программы необходимо наличие специально отведенного для занятий кружка места, оформление и оборудование, наличие методических рекомендаций (перспективного, календарного планов, конспектов занятий, демонстрационного, иллюстративного и расходного, материала и пр.) к организации практической деятельности с детьми.

Занятия кружка целесообразно проводить в специально оформленной комнате, где расположены иконы, лампадка, есть место для организации выставки детских работ и хранения материалов по изо-деятельности.

В процессе занятий с воспитанниками предполагается осуществление проектов: «Дерево Добра», «Книжки-малышки» и др., реализация которых может быть предложена на каждом занятии; организация благотворительных акций, направленных на различные категории людей (дети-сироты, одинокие пожилые люди и т.д).

В качестве пособий используется детская православная литература (Библия, сказки, притчи, рассказы, стихотворения), репродукции известных картин художников на темы сотворения мира, слайды, видео и мультипликационные фильмы, периодические журналы «Живой родник» «Радость моя!», «Шишкин лес» и др., музыкальные произведения.

Совместная деятельность образовательного учреждения с семьей

Решение задач воспитания духовно-развитой личности возможно только совместными усилиями семьи и образовательного учреждения. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в воспитании не соблюдается историческая преемственность поколений.

Многим родителям неизвестно, что именно в дошкольном и младшем школьном  возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в семье, в первую очередь должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные дедами и прадедами, задача педагогов, а также, что именно родители ответственны за воспитание детей. Программа  нацелена на укрепление внутрисемейных связей, а также связей между семьей, Церковью и образовательным  учреждением.

Программа предусматривает проведение совместных праздников с семьями воспитанников, заданные кругом православных праздников (Покров Пресвятой Богородицы, Рождество, Вербное воскресение, Пасха, Троица, день семьи и верности, именины), что позволяет воссоздать духовно – нравственный уклад детской жизни, определяет духовное содержание и нравственный характер общения ребенка с окружающими людьми, миром. Перед праздниками проводится предварительная работа: оформление воспитанниками с родителями выставок поделок, рисунков.

Для родителей проводится лекторий на духовно – нравственные темы: «Роль семьи в духовно – нравственном воспитании ребенка», «Роль православия в истории России».

Социальное партнерство

- с культурно – образовательными учреждениями (музыкальная школа, школа искусств, краеведческий музей города Саранска, детская  библиотека),  -храм «Николая Угодника», храм «Пресвятой Троицы»;

- с научно – методическими учреждениями;

- организация совместных мероприятий.

Главный результат заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Литература

Для педагога

  1. Бахметева А.Н. Изложение НОВОГО ЗАВЕТА для детей. - Минск. Белорусская Православная Церковь, 2005.
  2. Георгиева Т.С.Христианство и русская культура: Уч. Пособие для студентов вузов. -М.:Владос, 2001.-240 с.
  3. Духовные истоки воспитания. Учебно-методическая серия: программы, методики проведения уроков, сборники текстов. Вып.1. - М.: «Славянский дом», 2001. - 120с.
  1. Е. В. Тростникова. Праздники Православной Церкви. - М.: Эксмо, 2009.
  2. Закон Божий для самых маленьких. - М.: Православный Паломник-М, 2008.
  1. Коншина И.В. Русская духовная музыка. Программы. Методические рекомендации. Кн. 1-2. - М.: «Владос», 2001.
  2. Н.А. Шипилов, Т.Н. Дашкевич. Рассказы. - Минск: Свято-Елисаветинский женский монастырь, 2007.
  3. Н. Рудометкина. Маленькие рассказы о большой любви. - М.: Приход храма Свята-го Духа сошествия, 2010.
  4. Православная культура в школе. Учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных школ. - М.: «Покров», 2003.

10.        Супрун В.И. Православные святые имена. - Волгоград: «Книга», 1996.

Справочники, энциклопедии

  1. Толковая библия: Комментарии на все книги Священного Писания / Под редакцией А.П. Лопухина. - М., 1993.

Для воспитанников

  1. Б. Ганаго. Рассказы для детей. - Минск: Белорусская Православная Церковь, 2008.
  2. Библия в пересказе для детей. Библейское общество. - М., 1997.

3.Библия для детей. Священная История в простых рассказах для чтения в школе и дома. Сост. пр. Александр Соколов. - М., 1999.

4.Детям о вере. Рассказы и сказки нравственного и нравоучительного характера. -Минск, 2000-2007.

5.Лихачёв Д.С.. Заветное. - М.: «Детство. Отрочество. Юность»,2006.

6.Моя первая книга. «Священная история» в рассказах для детей П.Н. Воздвиженского. Изд.: «Белый город». - М., 2007.

7.Н. Булгаков. Аня и Катя. Рассказы.- Храм Державной иконы Божией Матери, 2007.

8.Православный мир. - М., 2000.

  1. Прот. Серафим Слободской. Закон Божий (любое издание).
  2. Рассказы о православных святых. Под ред. В.Воскобойникова. - СПб., 1999.
  3. Рутении И. Златокудрый инок (русские духовные сказки и стихи). - М., 1996. - С. 63.
  4. Свящ. Артемий Владимиров. Моя первая исповедь (любое издание).
  5. Свящ. Артемий Владимиров. Учебник жизни. - М., 1997. - С. 224.
  6. Сокровище духовной народной мудрости. - М., 1994. - С. 63.

15.Сказки православных народов. Крестник Государя. - Приход храма Святаго Духа сошествия, 2009.

16.Ю. Бармута. Притча о мудрой овце, знающей овечий закон. - Минск. Белорусская Православная Церковь,2009.

Интернет- источники :

1.https://multiurok.ru/index.php/files/dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie-mladshikh-shko.html

2. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/12/02/vystuplenie-na-temu-realizatsiya-kontseptsii-dukhovno

3.https://docplayer.ru/39256719-Programma-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-shkolnikov-zhivoy-rodnik.html

4.https://pedportal.net/po-tipu-materiala/pedagogika-socialnaya/laquo-duhovno-nravstvennoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov-v-usloviyah-obnovleniya-soderzhaniya-obrazovaniya-raquo-745180

5. https://educontest.net/ru/109568/программа-духовно-нравственного-вос/

6.https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/planirovanie/razrabotka_proghrammy_dukhovno_nravstviennoie_vospitaniie_mladshikh_shkol_nikov

7. https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=5450

8. https://pandia.ru/text/80/115/9872.php

 Приложение 1

Вечер православия «Дорога к храму»

Звучит песня «Верую»

Чтец.       

Среди неба
Среди огневого 
Чистым звонам Твоим поклонюсь, 
С колокольни Ивана Великого
Вижу всю Православную Русь.
Там, где небо, – ей мало простора, 
Там, где бездна, – и бездны ей нет…
Продолжение Божьего взора –
Свет единственный, 
Солнечный свет!
Купола подо мною собора
Голосами возносятся хора, 
В тихом звоне Твоем схоронюсь, 
Высока же ты, матушка-Русь!
И под сводами этого звона, 
Будто в храме небесном, стою.
Вместо солнца
Сияет икона
И всю родину видит мою.

ВЕД 1. Добрый день, дорогие друзья!

ВЕД 2.  Здравствуйте!  

ВЕД 1. Сегодня наша встреча называется «Дорога к Храму».

ВЕД 2.  Тысячи лет люди ходят в храм. Идут страдающие и плачущие – и там утешаются. Идут растерявшиеся и там получают наставление. Идут провинившиеся – и получают прощение. Идут счастливые – поделиться радостью с другими и поблагодарить Бога.

Чтец.           

Возле храма даже листья не колышутся,

И березки тихими стоят,

Только сердцем, полной грудью дышится,

Чистота с любовью говорят.

Каждый шаг человека -  не просто ходьба,

И решения приходят – по многим законам.

Чтобы жить без болезней, должна быть Душа,

И не просто любая, а Духу покорна!

Песня «Синева».

ВЕД 1.

Светлым облаком сияет на горе воздушный храм - 
Точно с озера взлетает белый лебедь к небесам. 
Там, меж сосен изумрудных, блещет озера хрусталь. 
Как молитва в звуках чудных, звон церковный льется вдаль...

ВЕД 2.  Храм – это образ преображенного мира, созидаемого по законам красоты и гармонии.

ВЕД 1. Да, действительно, необычайным и притягивающим оказывается голос храма, зовущий и торжественный. Но как прекрасен облик храма! Светлые стены выделяют его на фоне окружающего нерукотворного мира.
ВЕД 1. Дорога к храму нелегка. У каждого она своя. Длинная, но длина ее измеряется не верстами и даже не днями, а работой. Душевной работой; потому что дорога к Храму – это не только физический путь, но и духовное возрастание, преодоление зла в себе.

ВЕД 2.  Человек идет в храм, размышляя о своих поступках: что он сделал хорошего в жизни, а что плохого; как, по каким законам надо жить, чтобы потом не было стыдно. Ответ ему помогают найти 10 заповедей Божих - главнейших законов нравственности.

Ролик  «10 заповедей»

ВЕД 1. Высшим смыслом наполняет нашу жизнь храм. Благодаря ему человеческий путь не заканчивается. Сияющий золотом крест на маковке храма напоминает нам о вечности.

ВЕД 2.  Сегодня мы стремится восстановить разрушенную цепь веков. Кирпичик за кирпичиком отстраиваем  храмы, создавая в них центры духовно-нравственного притяжения.

Экскурсия по храмам Рузаевки.

Сегодня мы хотим пригласить вас на экскурсию по святым местам Мордовии. Мы назвали ее «Православная Рузаевка».

Для строительства храма на Руси всегда выбиралось самое красивое место, он был виден издалека, а звон его колоколов был слышен на много верст. Это помогало хранить в сердце Православную веру. Но в советское время многие храмы были разрушены. 

Не угаснула вера святая,

Возвещенная Спасом Христом

В тех краях, где от края до края

Божьи храмы сияют крестом.

Где обители, наши твердыни,

Величаво, спокойно стоят

И свои дорогие святыни

Веки вечные с честью хранят.

Последние десятилетия стали периодом такого возрождения православия в нашей стране и республике, которое по своим масштабам многократно превышает временя Крещения Руси.

Выжили вы, бессловесные зрители,

Бури прошли, расточились врази.

Сколько всего за века перевидели

Белые церкви, осколки Руси?

Белые церкви плывут в бесконечности,

О, кладенцы неземной чистоты!

Непокоренные граждане Вечности,

Белые церкви, святые кресты.

Процесс возрождения храмов активно идет и в нашем Рузаевском районе.

Если вы въезжаете в Рузаевский район со стороны Инсара, вас встретят золотые купола возрожденных церквей в селах:

 - Новая Муравьевка и Болдово

 - Казанская церковь в Палаевке

 - Покровский храм в Инсар-Акшино

 - Силами меценатов возродился храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Мордовская Пишля.

Рузаевский край знал и оригинальную монастырскую историю.

Однако только один монастырь, женский Пайгармский Параскево-Вознесенский, сохранился до наших дней, хотя в советское время его здания были конфискованы для воинской части. В 1994 году в обитель вернулись монахини. В конце 90-х реставраторы восстановили, а частью переписали заново росписи соборов.

Ныне Пайгармский монастырь и его целебные источники являются святыней, известной не только в Мордовии, но и в стране.

При въезде в город Рузаевка вас поразит своим благолепием Свято-Никольский храм, открытие которого состоялось 19 декабря 1999 года, в день памяти святителя Николая Чудотворца.) Храм включает в себя единственную в городе церковно – приходскую школу, которую посещают около 20 детей. В 2000 году храм посетил ныне покойный Святейший Патриарх всея Руси Алексий Второй, освятив его своим присутствием. 

Приезжающие в город по железной дороге могут обратиться к Богу в православной часовне в честь самой почитаемой в России Казанской иконы Божией Матери. Часовня открылась 4 ноября 2004 года на месте, где много лет тому назад высилась церковь. Храм был построен на народные пожертвования в память уроженцев Мордовии, погибших при исполнении воинского долга во время восстановления конституционного порядка на Северном Кавказе.

Наконец, поднимаясь по улице Гагарина, мы попадаем в самый старый храм нашего города – церковь Рождества Пресвятой Богородицы, в которой и в советские времена не прекращались богослужения. На протяжении долгих лет  она была единственным пристанищем для тех рузаевцев, кто хранил веру даже во времена воинствующего атеизма.

Песня «КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН»

Совсем недавно засиял своими куполами новый Свято-Троицкий Соборный храм при въезде в город с восточной стороны. Колокольный звон плывет над Рузаевкой, собирая верующих на молитву. И еще больше людей сможет обрести душевный мир и  радость жизни, получить утешение и вразумление.

А пока жива будет вера, жива будет и Россия.

Она не погибнет – знайте!

Она не погибнет, Россия.

Они всколосятся, - верьте!

Поля ее золотые.

И мы не погибнем – верьте!

Но что нам наше спасенье:

Россия спасется, - знайте!

И близко ее воскресенье.

ВЕД 1. Слово предоставляется отцу ………………………………………….

Чтец.           

В святом углу чуть теплится лампада,

Упала ночь на православный край,

И матерь Божия в серебряном окладе,

Жалея нас, нам обещает рай.

Её глаза наполнены слезами,

Душа о грешном племени болит,

Уста давно всё в Библии сказали,

И взор тоскующий о будущем скорбит.

И, кажется, что нет уж нам прощенья -  

Презревших таинства не любят небеса,

Но Матерь Божия взывает к причащенью,

И нас спасёт иконы красота.

И ждёт Она молитвенного слога,

Надеждой малою так надо дорожить,

По праву Матери Возлюбленного Бога,

Жалея нас, нам помогает жить.

Чтец.           

Не листопад златит холмы.
С голубизны незримой кущи
Струятся звездные псалмы.
    Я вижу - в просиничном плате,
    На легкокрылых облаках,
    Идет возлюбленная Мати
   С Пречистым Сыном на руках.
    Она несет для мира снова
    Распять воскресшего Христа:
    "Ходи, мой сын, живи без крова,
    Зорюй и полднюй у куста".
И в каждом страннике убогом
Я вызнавать пойду с тоской,
Не Помазуемый ли Богом
Стучит берестяной клюкой.
    И может быть, пройду я мимо
    И не замечу в тайный час,
    Что в елях - крылья херувима,
    А под пеньком - голодный Спас.

ВЕД 1. Для каждого народа одной из самых главных задач является сохранение культурных традиций и передача их от старшего поколения к младшему. Поэтому особая роль в культуре семьи отводится религии,  именно она  дает нравственные законы, по которым живет семья.

ВЕД 2.  Отношение родителей к детям, друг к другу, родственникам, соседям воспринимается детьми как образец, модель их собственного отношения. Дети всегда как бы являются снимком, отражением истинных, зачастую скрытых от людей семейных отношений. 

ВЕД 1. Ночь... Тишина... У киота тихо лампада сияет. 
             Светлый и радостный, кто-то детский покой охраняет. 
             Очи, как звезды мерцая, дивною блещут красою, 
             Кудри, до плеч ниспадая, темною вьются волною. 

Ролик  «Притча о маме»

ВЕД 1. Все в жизни человека начинается с семьи. Семья убережет нас от всего дурного: сквернословия, от дурных зрелищ, от дурных развлечений, от дурной музыки, дурных игр и игрушек. Самое главное – она убережет нас от дурных людей.

ВЕД 2.  Взамен всему этому она погрузит вас  в потоки образов красоты, доброты, любви  и понимания. Она даст вам образец доброречия,  мудроречия,  красноречия.

Чтец.         

О жизнь! Ты – миг, но миг прекрасный,

Мне невозвратный, дорогой;

Равно – счастливый и несчастный

Расстаться не хотят с тобой.

     Ты - миг, но данный нам от Бога

     Не для того, чтобы роптать

     На свой удел, свою дорогу

     И дар бесценный проклинать.

Но чтобы жизнью наслаждаться,

Но чтобы ею дорожить,

Перед судьбой не преклоняться –

Молиться, веровать, любить.

ВЕД 1. Наша жизнь похожа на путь-дорогу. Начинаем мы ее в детстве, а заканчиваем в старости. И у каждого она своя, единственная и неповторимая…

ВЕД 2.  Мы – путники на дороге жизни. Она не бывает прямой и гладкой. Нередко на ней встречаются перекрестки – приходится выбирать между добром и злом, правдой и ложью.

ВЕД 1. Пусть же ваша дорога будет счастливой!

ВЕД 2. Пусть ваш путь будет истинным!  

Чтец.           

Любите, люди, старину
С её былинными века́ми,
С её столетними Церква́ми,
К величью ведшую страну…
Любите, люди, старину!..

Любите древний наш уклад
С величием и славой царской,
С отвагой доблести боярской
И жизнь на наш особый лад —
Под звон мечей и блеск лампад!..

Люби́те, люди, отчий дом
И нежность материнской ласки,
Любите бабушкины сказки
В кругу внучаток вечерком
У печки с ярким огоньком!..

Любите кровли бедных хат,
Любите звон наш колокольный,
Характер русский хлебосольный
И тех, кто будучи богат,
Добром делиться с нищим рад!..
Любите Русь — святынь оплот,
Мир кроткой кельи монастырской,
Дух мощный рати богатырской,
Нас всех хранящей от невзгод!..
Любите, дети, свой народ!..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Истоки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Истоки"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческого направления «ИСТОКИ»

Программа  туристско-краеведческого кружка «Истоки» разработана для занятий с обучающимися 8-9 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО,  Концепцией духовно-нравстве...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Родные истоки»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Родные истоки» имеет туристско-краеведческую направленность, по форме организации: групповая. Уровень освоения программы: базо...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческая направленность «Истоки»

Программа  «Истоки» по содержательной, тематической направленности является туристско-краеведческой, по форме организации – групповой, по времени реализации – годичной. Пр...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программасоциально-гуманитарной направленности «Основы безопасности жизнедеятельности»

Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:  развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – гуманитарной направленности «Родные истоки»

Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа «Родные истоки» реализуется в соответствии с социально-гуманитарной направленностью, способствует выявлению и развитию интерес...