Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – гуманитарной направленности «Родные истоки»
рабочая программа по истории (7, 8, 9 класс)
Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа «Родные истоки» реализуется в соответствии с социально-гуманитарной направленностью, способствует выявлению и развитию интересов ребенка, его творческих возможностей и личного потенциала.
Программа закладывает основы формирования здорового патриотизма. Изучение истории своего города и школы имеет большое значение в деле воспитания детей, любящих Родину, ощущающих духовное и кровное родство со своими земляками, много сделавшими для благополучия своих родных мест.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 86.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Беловского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №1 имени Тасирова Г.Х. города Белово»
Принята на заседании Утверждаю
Методического совета Директор МБОУ
«Гимназия №1 города Белово»
«__»_________ 2024г. Приказ №_________
Протокол №1 «__»___________2024г.
___________/Старченков А.А./
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально – гуманитарной направленности
«Родные истоки»
Разработчик:
Ненашева Ольга Ивановна,
учитель истории
Беловский ГО, 2024
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. Пояснительная записка …………………………………… 3 1.2. Цель и задачи программы ………………………….……. 5 1.3. Содержание программы ……………………………..…… 5 1.3.1. Учебно-тематический план ……………………………. 5 1.3.2. Содержание учебно-тематического плана ….……….. 8 1.4. Планируемые результаты ………………………………. 12 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ……………………..……... 2.1. Календарный учебный график ………………………... 14 2.2. Условия реализации программы ……………………... . 14 2.3. Формы аттестации / контроля …………………………. 14 2.4. Оценочные материалы ………………………………….. 15 2.5. Методические материалы ………………………………. 15 2.6. Список литературы ……………………………………… 15 |
|
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
- Пояснительная записка
Общая характеристика
Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа «Родные истоки» реализуется в соответствии с социально-гуманитарной направленностью, способствует выявлению и развитию интересов ребенка, его творческих возможностей и личного потенциала.
Программа закладывает основы формирования здорового патриотизма. Изучение истории своего города и школы имеет большое значение в деле воспитания детей, любящих Родину, ощущающих духовное и кровное родство со своими земляками, много сделавшими для благополучия своих родных мест.
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Родные истоки» (далее Программа) - социально-гуманитарная.
Нормативно-правовое обеспечение разработки и реализации программы:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с последующими изменениями и дополнениями.
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р).
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 N 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.12.2019 N 56722).
- Приказ Министерства просвещения РФ от 2 декабря 2019 г. N 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды».
- Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 No ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»).
- Распоряжение губернатора Кемеровской области от 06.02.2023 «Об утверждении Стратегии развития воспитания «Я – Кузбассовец» на период до 2025 года».
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования, и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
Актуальность программы
Программа имеет социально- гуманитарную направленность.
Актуальность курса дополнительного образования «Родные истоки» обусловлена необходимостью формирования российской гражданской и культурной идентичности, патриотизма, осознания исторической и культурной общности различных регионов и народов России. Создание программы продиктовано необходимостью реализации согласованного подхода к преподаванию истории субъекта Российской Федерации (истории родного края, региональной истории) и выполнения задач исторического образования и просвещения, нацеливающих школу на:
– включение изучения региональной истории во внеурочную деятельность и/или программы воспитания в общеобразовательных организациях;
– активное привлечение материалов школьных и муниципальных краеведческих музеев для проведения занятий по региональной истории;
– формирование многоуровневого восприятия отечественной истории через обращение не только к истории страны в целом, но к истории своей семьи и малой родины, родного края и населяющих его народов.
Приоритетное внимание в программе уделено современным подходам к организации деятельности обучающихся, которые нацеливают их на активную поисковую и проектно-исследовательскую деятельность, формирующую умения работать с многообразными источниками исторической и современной информации.
Программа ориентирована на расширение и дополнение знаний, получаемых обучающимися в ходе изучения учебного курса «История России», призвана обеспечить целостное восприятие отечественной и региональной истории посредством обращения к важнейшим событиям и знаковым личностям из истории родного края.
Отличительная особенность программы
Особенностью программы является привлечение и активное использование в образовательном процессе традиционных источников информации (учебники по истории края, ресурсы местных библиотек и краеведческих, школьных музеев) и современных цифровых информационных ресурсов, которые содержат текстовые, видео- и фотоматериалы о памятных историко-культурных объектах и наиболее значимых событиях и личностях российской и региональной истории. Содержательные элементы программы предполагают организацию вокруг них поисково-исследовательской деятельности обучающихся, результаты которой могут быть оформлены в виде учебных исследований и проектов и представлены для презентации и оценки в рамках основного курса обучения «История России».
Адресат программы
Программа курса рассчитана на 170 часа, которые могут быть реализованы в течение пяти учебных лета в составе группы из обучающихся 5–9 классов.
Объем и срок освоения программы.
Программа рассчитана на 5 лет. Общая продолжительность образовательного процесса по программе составляет 170 часов:
1-ый год обучения – 34 часа;
2-ый год обучения – 34 часа;
3-ый год обучения – 34 часа;
4-ый год обучения – 34 часа;
5-ый год обучения – 34 часа.
Режим занятий, периодичность и продолжительность
Один раз в неделю, продолжительность - 1 учебный час. Учебный час составляет – 40 минут.
Форма обучения
Основной формой обучения является очное (в том числе дистанционное) занятие, также возможно - заочное, очно-заочное занятие.
Особенности организации образовательного процесса является то, что она предполагает работу с детьми в непривычной для них обстановке. Занятия рассчитаны на ознакомление ребят с фондами музея гимназии, и организацию экспозиций, выставок и проведение экскурсий самими обучающимися. Это и познавательные экскурсии в краеведческий музей, городскую библиотеку, встречи с интересными людьми, много знающими о прошлом нашей школы и нашего города, посещение мест, с которыми связана история города.
1.2. Цель и задачи программы
Цель Программы:
Курс имеет историко-просветительскую цель, ориентирован на сохранение исторической памяти, понимание общности исторических судеб различных народов и регионов России, формирование у обучающихся личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему своей страны на примере памятных мест родного края и малой родины, школы.
Задачи Программы:
Основные задачи курса «Родные истоки»
– дать дополнительные знания по отечественной истории, акцентируя внимание на единстве исторических судеб различных народов и регионов России при сохранении уникальности их развития и культурной самобытности;
– расширить знания обучающихся об отечественной истории посредством привлечения внимания к хорошо известным, знаковым для их родного края достопримечательным местам, связанным с историей формирования народов и иных этнических общностей России, с историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей;
– стимулировать познавательный интерес обучающихся к материальным, культурным и духовным ценностям предыдущих поколений, развивать умения поисковой, исследовательской, аналитической работы на основе широкого круга источников и в первую очередь – на региональном материале;
– способствовать осознанию обучающимися своей социальной идентичности одновременно как граждан России и жителей своего края посредством сообщения информации о личностях, событиях, процессах и памятных местах, наиболее значимых для истории страны, региона, местности;
– формировать у обучающихся личностное, эмоционально окрашенное восприятие прошлого, понимание «человеческого измерения истории» посредством изучения памятных мест, связанных с деятельностью выдающихся соотечественников – деятелей в сферах искусства, науки, политики, военного дела и др.;
– формировать у обучающихся способность определять историкоархитектурную, художественную, научную и мемориальную ценность достопримечательных, памятных мест края, выявлять их значение для истории и культуры России, региона, местности;
– способствовать развитию у обучающихся понимания историкокультурной ценности памятных мест края и необходимости сохранения природно-культурных ландшафтов, памятных объектов археологического и культурного наследия, историко-градостроительной и природной среды как достояния региона и страны в целом;
– формировать у обучающихся чувство принадлежности к богатейшему общероссийскому культурно-историческому пространству, уважение к культурным достижениям и лучшим традициям (боевым, трудовым, художественным, нравственным и др.) народов России, области, города, школы.
1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебно-тематический план
1 год обучения (5 класс)
№ п/п | Раздел (тема) занятия | Количество часов | Формы контроля | ||
Теория | Практика | Всего | |||
Раздел1. Музейное дело | |||||
1.1 | Роль музея в жизни человека | 2 | 1 | 3 | Практическое задание |
1.2 | Музеи Кузбасса | 2 | 2 | 4 | Практическое задание |
1.3 | Музеи города Белово | 1 | 2 | 3 | Практическое задание |
Раздел 2. Историческое краеведение | |||||
2.1 | У истоков города Белово | 3 | 3 | 6 | Практическое задание |
2.2 | Из истории гимназии | 3 | 3 | 6 | Практическое задание |
2.3 | Педагогические династии гимназии | 2 | 1 | 3 | Практическое задание |
2.4 | Ветераны педагогического труда | 2 | 4 | 6 | Практическое задание |
2.5 | Выставка декоративно прикладного творчества гимназистов | 1 | 2 | 3 | Практическое задание |
ВСЕГО: | 16 | 18 | 34 | ||
2 год обучения (6 класс)
№ п/п | Раздел (тема) занятия | Количество часов | Формы контроля | ||
Теория | Практика | Всего | |||
Раздел 1. Музейное дело | |||||
1.1 | Основные понятия и термины в музейном деле | 2 | 2 | 4 | Практическое задание |
1.2 | Музейная сеть и классификация музеев | 2 | 2 | 4 | Практическое задание |
Раздел 2. Историческое краеведение | |||||
2.1 | Белово - город шахтеров и железнодорожников | 3 | 3 | 6 | Практическое задание |
2.2 | Улицы и районы города Белово | 3 | 3 | 6 | Практическое задание |
2.3 | Из истории города Белово в годы Великой Отечественной войны | 2 | 3 | 5 | Практическое задание |
2.4 | Герои - земляки | 2 | 5 | 7 | Практическое задание |
2.5 | Персональная выставка достижений педагогов гимназии | 1 | 1 | 2 | Практическое задание |
ВСЕГО: | 15 | 19 | 34 | ||
3 год обучения (7 класс)
№ п/п | Раздел (тема) занятия | Количество часов | Формы контроля | ||
Теория | Практика | Всего | |||
Раздел 1. Музейное дело | |||||
1.1 | История музейного дела в России | 2 | 2 | 4 | Практическое задание |
1.2 | Школьный краеведческий музей | 3 | 3 | 6 | Практическое задание |
1.3 | Проектно-прикладная работа | 2 | 3 | 5 | Практическое задание |
Раздел 2. Историческое краеведение | |||||
2.1 | Город раньше и теперь. | 6 | 3 | 9 | Практическое задание |
2.2 | Памятники Белова | 0 | 3 | 3 | Практическое задание |
2.3 | Герои - земляки | 1 | 4 | 5 | Практическое задание |
2.4 | «Сердце отдаю детям» | 1 | 1 | 2 | Практическое задание |
ВСЕГО: | 15 | 19 | 34 | ||
4 год обучения (8 класс)
№ п/п | Наименование раздела (темы) | Количество часов | Формы контроля | ||
Теория | Практика | Всего | |||
Раздел 1. Музейное дело | |||||
1.1 | Поисково-исследовательская деятельность музея | 2 | 2 | 4 | Практическое задание |
1.2 | Культурно-образовательная деятельность музея | 2 | 2 | 4 | Практическое задание |
1.3 | Как записывать воспоминания | 2 | 2 | 4 | Практическое задание |
Раздел 2. Историческое краеведение | |||||
2.1 | Заводы родного города Белово | 3 | 3 | 6 | Практическое задание |
2.2 | Угольные предприятия города | 2 | 2 | 4 | Практическое задание |
2.3 | Герои - беловчане | 3 | 5 | 8 | Практическое задание |
2.4 | «Учитель – это не профессия, это состояние души» | 2 | 2 | 4 | Практическое задание |
ВСЕГО: | 16 | 18 | 34 | ||
5 год обучения (9 класс)
№ п/п | Раздел (тема) занятия | Количество часов | Формы контроля | ||
Теория | Практика | Всего | |||
Раздел 1. Музейное дело | |||||
1.1 | Музейная экспозиция и её виды | 2 | 2 | 4 | Практическое задание |
1.2 | Оформление результатов поиска и создание экспозиции в музее | 2 | 2 | 4 | Практическое задание |
1.3 | Как подготовить доклад, выступление, презентацию и правильно провести экскурсию | 2 | 2 | 4 | Практическое задание |
Раздел 2. Историческое краеведение | |||||
2.1 | Герои - беловчане | 4 | 3 | 6 | Практическое задание |
2.2 | «Служу России» | 4 | 4 | 8 | Практическое задание |
2.3 | «О, спорт» Ты – жизнь» | 2 | 2 | 4 | Практическое задание |
2.4 | «Место, где твоим талантам есть место!» | 2 | 1 | 2 | Практическое задание |
ВСЕГО: | 18 | 16 | 34 | ||
1.3.2. Содержание учебно-тематического плана
1 год обучения (5 класс)
Раздел 1. Музейное дело
1.1.Роль музея в жизни человека. О чём будет рассказывать школьный музей. Его основные разделы. Знакомство со школьным музеем. История его создания, экспозиции, выставочные экспонаты. Типы и виды музеев: краеведческие, боевой славы, исторические и др. ; государственные, частные, муниципальные, школьные.
1.2.Музеи Кузбасса. Кузбасский Государственный краеведческий музей, музей «Красная Горка».
1.3.Музеи города Белово. Историко – краеведческий музей города Белово, музей «Шахтерская слава», выставочный зал «Вернисаж».
Раздел 2. Историческое краеведение
2.1. У истоков города Белово. Земля Кузнецкая. Первые угольные копи. Строительство железнодорожной станции. Город шахтеров и железнодорожников.
2.2 Из истории гимназии. Основатель и первый директор гимназии – Тасиров Галимжан Хусаинович. Первые годы образовательной организации школы №1 города Белово. Становление высокопрофессионального педагогического коллектива, партийной и комсомольской организации, ученического самоуправления. Духовно –этетическая направленность воспитательной работы.
2.3. Педагогические династии гимназии. Жизненный путь и профессиональная деятельность семьи Кокшаровых – Чирковых –Михневич.
2.4. Ветераны педагогического труда гимназии. Биография и педагогическая деятельность « Ветранов педагогического труда» Нестерюк Надежды Антоновны, Попова Геннадия Никитьевича, Чирковой Клавдии Васильевны, Кокшаровой Веры Андреевны, Кривошеева Владимира Илларионовича, Соколовской Ольги Александровны.
2.5. Выставка декоративно прикладного творчества гимназтстов. Выжигание по дереву. Персональная выставка учеников – гимназистов.
2 год обучения (6 класс)
Раздел 1. Музейное дело
1.1. Основные понятия и термины в музейном деле (музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и др.). Становление и развитие государственно-общественной системы музейного дела. Опыт успешной деятельности объединений обучающихся в краеведческих музеях образовательных учреждений.
1.2. Музейная сеть и классификация музеев. Школьный краеведческий музей. Музейная сеть и классификация музеев. Принципы классификации музеев в Российской Федерации. Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах. Взаимодействие государственных музеев с частными и общественными. Школьный краеведческий музей как специфическая образовательная среда развития, обучения и воспитания. Профили школьных музеев. Особенности деятельности школьного краеведческого музея. План работы школьного краеведческого музея (планы образовательной, экскурсионной, воспитательной, поисковой и научно-исследовательской работы). Отчет о деятельности школьного музея.
Раздел 2. Историческое краеведение
2.1. Белово - город шахтеров и железнодорожников. Жизнь ему как городу дали железная дорога и шахты. Особенно бурное развитие поселения Белово приходится на годы советской власти. В 1921 году Белово становится узловой железнодорожной станцией. В 1933 году введена в эксплуатацию первая шахта «Пионерка». Эти промышленные предприятия определили основу индустриального потенциала города Белово, который сохраняется и в настоящее время.
Белово является важным транспортным узлом Кузбасса. Он находится примерно на половине пути от областного центра Кемерово до Новокузнецка и связан с ними железной дорогой и автомагистралью республиканского значения «Кемерово — Междуреченск». В Белово добывается 8% всего Кузбасского угля. По объему добычи угля город занимает четвертое место в области после Междуреченска, Новокузнецка и Прокопьевского района.
2.2. Улицы и районы города Белово. 26 улиц родного города носят имена Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации. Подвиг Героев жив на века. Среди Героев Советского Союза 19 - беловчане. Бабанаков Николай Петрович, Беляев Александр Филиппович , Головащенко Сергей Куприянович ,Журавков Михаил Владимирович, Загайнов Степан Тарасович, Калинин Иван Николаевич , Котегов Алексей Александрович, Макаров Михаил Андреевич , Крикуненко Вениамин Александрович
2.3. Из истории города Белово в годы Великой Отечественной войны. В Белово в разное время размещались 4 госпиталя для лечения раненых в годы Великой Отечественной войны. Шефами госпиталей стали трудовые коллективы цинкового завода, железной дороги, швейной фабрики и другие предприятия и учреждения. Они производили ремонт и благоустройство корпусов и палат, оказывали помощь в культурно-воспитательных мероприятиях, заботились о своевременной выгрузке раненых из санитарных поездов, помогали в кадровых вопросах, а также жильем. В конечном итоге это помогало медикам успешно справляться с лечением раненых бойцов и командиров.
2.4. Герои - земляки. Участники Специальной военной операции. Выпускник гимназии – Евсиков Евгений Викторович, участвовал в боях под Авдеевкой, Вербное, Работино. Был награждён знаком ордена Святого Георгия IV степени. За проявленные высокие боевые качества Евгений Викторович Евсиков награжден Орденом Мужества – посмертно.
2.5. Персональная выставка достижений педагогов гимназии: лауреаты и победители Всероссийского конкурса «Учитель года» городского и областного уровня.
3 год обучения (7 класс)
Раздел 1. Музейное дело
1.1.История музейного дела в России. Коллекционирование (конец 17 – первая половина 19 в.) Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца 17 – первой четверти 18 в. Кунсткамера учебных и научных учреждений. Иркутский музеум. Коллекционирование в России в конце 18 – первой половине 19 в.
1.2.Школьный краеведческий музей. Школьный краеведческий музей как специфическая образовательная среда развития, обучения и воспитания. Профили школьных музеев. Особенности деятельности школьного краеведческого музея. План работы школьного краеведческого музея (планы образовательной, экскурсионной, воспитательной, поисковой и научно-исследовательской работы). Отчет о деятельности школьного музея.
1.3. Проектно-прикладная работа.
Создание экспозиции «Есть такая профессия – Родину защищать». |
Разработка экскурсии по залу краеведения. Отбор краеведческого материала. Написание плана экскурсии. Написание экскурсии. |
Основы работы музейного пресс-центра. Создание презентаций (Power point). Написание статей. |
Раздел 2. Историческое краеведение
2.1. Город раньше и теперь. У города Белово богатая и яркая история. В настоящее время Белово — это город областного подчинения в Кемеровской области Российской Федерации. История города Белово началась в 1726 году, с момента, когда беглый горнозаводской рабочий Фёдор Белов основал одноименную заимку — Белово на берегу Смородиновой реки. Так на местном наречии называлась река Бачат. Это стало началом нашего города. Фёдор Белов с женой и двумя сыновьями Семёном и Гаврилой были его первыми русскими жителями.
2.2. Памятники Белова. Обелиск Героям-беловчанам, Мемориальный комплексвоинам - беловчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны – вечный огонь, Обелиск воинам-железнодорожникам, павшим в боях за Родину в 1941-1945 гг., памятник погибшим беловчанам в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., стела в память о герое Советского Союза Василии Максимовиче Галушкине.
Мемориальные доски.
2.3 Герои – земляки. Герои – выпускники гимназии, участники боевых действий в Республике Чечня: Ковылин Лев Викторович - капитан Управления ФСБ по Кемеровской области, погиб во время проведения контртеррористической операции в Чечне, Свинцов Алексей Евгеньевич – рядовой, участник Первой Чеченской войны, погибший при исполнении воинского долга; Кузьмин Евгений, младший сержант, участник Первой Чеченской войны, погиб при исполнении воинского долга.
2.4 «Сердце отдаю детям ». Персональная выставка Пронкиной Светланы Викторовны, учителя русского языка и литературы, «Ветерана педагогического труда».
4 год обучения (8 класс)
Раздел 1. Музейное дело
1.1. Поисково-исследовательская деятельность музея. Музеи как современные научные и поисково-исследовательские центры. Основные направления научно-исследовательской деятельности: разработка научной концепции музея; комплектование фондов; изучение музейных предметов и коллекций; хранение и охрана фондов; реставрация, музейная педагогика, исследования в области истории, теории и методики музейного дела.
1.2. Культурно-образовательная деятельность музея. Культурно-образовательная деятельность музея и её основные формы. Цели, задачи и специфика культурно-образовательной деятельности музея. Основные требования: высокий теоретический и методический уровень, актуальность и занимательность, учёт возраста и интересов участников, опора на экспозицию. Экскурсия как основная форма образовательной деятельности. Объекты образовательных экскурсий. Особенности культурно-образовательной деятельности школьного музея.
1.3. Как записывать воспоминания. Беседы, анкетирование участников войны, тружеников тыла и других участников и свидетелей изучаемых событий. Подготовка к беседе. Составление вопросов. Как вести себя во время встречи.
Запись рассказов и воспоминаний. Использование технических средств.
Раздел 2. Историческое краеведение
2.1. Заводы родного города Белово. Завод «Кузбассрадио» берёт начало от нескольких заводов: Одесского завода грампластинок и Коломенского патефонного завода, которые были эвакуированы в Сибирь в 1941 году.
Строительство Цинкового завода близ железнодорожной станции Белово развернулось в 1928 г. Беловский завод стал первенцем цинковой металлургии СССР. Пуск завода состоялся в 1932 г.Уже в 1935 году выпуск цинка составил более 12 тысяч тонн. Труженики тыла.
2.2. Угольные предприятия города. Основу экономики города составляет угледобывающая отрасль. На территории Белово функционируют несколько крупных предприятий по добыче угля, включая подземные и открытые разработки. Особое место занимает Бачатский угольный разрез, являющийся одним из крупнейших в регионе.
Основные градообразующие предприятия: ООО «Шахта «Грамотеинская», ООО «ММК-УГОЛЬ» (Шахта «Чертинская-Коксовая»), ООО «Шахта Листвяжная», «Бачатский угольный разрез» (филиал АО УК «Кузбассразрезуголь»). В 2022 году добыча угля составила 9,826 млн тонн.
В городе развито промышленное обогащение угля. Действуют 4 обогатительные фабрики, выпуск обогащённого угля в 2022 году составил 10,3 млн тонн.
2.3. Герои – беловчане. Беловчане – Герои Советского Союза. Подвиг Героев: Галушкина Василия Максимовича, Кузнецова Георгия Ивановича , Малахова Бориса Фёдоровича, Мухамадиева Хамзы Мурсалимовича , Панженского Алексея Афанасьевича, Старченко Артемия Ивановича. Аллея Героев.
2.4. «Учитель - это не профессия, это состояние души»». Персональная выставка Колтышевой Татьяны Леонидовны, учителя информатики гимназии, «Ветерана педагогического труда».
5 год обучения (9 класс)
Раздел 1. Музейное дело
1.1. Музейная экспозиция и её виды. Понятия «музейная экспозиция», «экспонат», «экспозиционный материал», «тематическая структура», «экспозиционные комплексы» и др. Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.). Особенности экспозиций разных групп музеев (общеисторические музеи, исторические отделы краеведческих музеев, художественные музеи, этнографические музеи, музеи-заповедники, музеи под открытым небом и т. д.).Экспозиции (постоянные и временные, тематические) в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций школьного краеведческого музея. Тематические экспозиции музея по учебным дисциплинам и к памятным датам.
1.2. Оформление результатов поиска и создание экспозиции в музее. Оформление альбома, создание презентаций, музейной выставки (отбор и размещение собранных материалов, составление пояснительных текстов).
1.3. Как подготовить доклад, выступление, презентацию и правильно провести экскурсию. Знакомство с правилами и требованиями к проведению экскурсий. Посещение экскурсий в школьном музее. Самостоятельное проведение экскурсий в музее по разработанной теме для младших школьников.
Раздел 2. Историческое краеведение
2.1. Герои – беловчане. Беловчане – Герои Советского Союза. Подвиг Героев: Стрепетова Григория Михайловича, Телешова Евгения Михайловича, Четонова Алексея Семёновича, Сеченева Михаила Семеновича, Чиркова Александра Афанасьевича, Ямушева Григория Яковлевича.
2.2. «Служу России». Встречи с ветеранами боевых действий, принимавшими участие (содействовавшими выполнению задач) в СВО на территориях ДНР, ЛНР и Украины с 24 февраля 2022 года, территориях Запорожской и Херсонской областей с 30 сентября 2022 года, уволенными с военной службы; с членами семей вышеназванных лиц, погибшими (умершими) при выполнении задач в ходе СВО (боевых действий), умершими после увольнения с военной службы, если их смерть наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при выполнении задач в ходе СВО (боевых действий).
2.3. «О, спорт! Ты –жизнь». Педагоги – спортсмены. Персональная выставка.
2.4. «Место, где твоим талантам есть место!» Персональные выставки гимназистов, финалистов Всероссийского проекта «Большая перемена».
1.4 Планируемые результаты:
Содержание программы «Родные истоки» направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
Личностные результаты:
– гражданское воспитание: активное участие в жизни местного сообщества, родного края, страны; представление о правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;
– патриотическое воспитание: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины
– России, к боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к историческому и природному наследию, памятникам, традициям разных народов нашей страны; – духовно-нравственное воспитание: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора;
– эстетическое воспитание: восприимчивость к традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
– физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии;
– трудовое воспитание: установка на активное участие в решении практических задач в рамках организации, города, края; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; – экологическое воспитание: ориентация на применение знаний из социальных наук для решения задач в области окружающей среды; повышение уровня экологической культуры; – ценность научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений; овладение основными навыками исследовательской деятельности; осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания.
Метапредметные результаты:
Универсальные учебные познавательные действия:
– базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); систематизировать и обобщать исторические факты; выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;
– базовые исследовательские действия: проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование на основе регионального материала; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного исследования, определять новизну и обоснованность полученного результата;
– работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников; 10 выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации, извлекать информацию из источника; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
– общение: участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
– совместная деятельность: участвовать в групповых формах работы; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные исследования и проекты по истории на основе регионального материала; определять свое участие в общей работе, координировать свои действия с другими членами группы, оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.
Универсальные учебные регулятивные действия:
– самоорганизация: ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение;
– самоконтроль: владеть способами самоконтроля и рефлексии; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; вносить коррективы в деятельность; оценивать соответствие результата цели и условиям;
– эмоциональный интеллект: ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций;
– принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого.
Предметные результаты:
– базовые знания об основных этапах и ключевых событиях отечественной истории;
– способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
– умение работать с основными видами современных источников исторической информации и с историческими (аутентичными) письменными, изобразительными и вещественными источниками;
– способность представлять устное и письменное описание событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и их участников, основанное на знании исторических фактов, дат, понятий;
– владение приемами оценки значения исторических событий и деятельности исторических личностей в отечественной, в том числе региональной истории; – способность применять исторические знания в общении как основу диалога в поликультурной, многонациональной и многоконфессиональной среде;
– осознание необходимости сохранения исторических и культурных памятников своей страны и своего региона.
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Количество учебных недель – 34
Продолжительность каникул – 120 дней
Даты начала и окончания учебных периодов / этапов –
- 01.09.24г. – 31.05.5г.
- 01.09.25г. – 31.05.26г.
- 01.09.26г. – 31.05.27г.
- 01.09.27г. – 31.05.28г.
- 01.09.28г. – 31.05.29г.
2.2. Условия реализации программы
Помещение: школьный музей, оборудованный в соответствии с санитарными нормами: стенды, витрины для хранителя экспонатов, стол, стулья. На занятиях используются наглядные пособия, альбомы, карты-схемы, краеведческая литература для чтения; сведения из интернета (краеведческих сайтов Кузбасса, города Белово), книги, брошюры, газетные материалы; картографические пособия по родному краю; фотографии;
видеоматериалы с документальными фильмами о ВОВ об экскурсиях и музейных праздниках;
компьютерные презентации по темам; аудиозаписи с народными и патриотическими песнями.
2. Информационное обеспечение:
Телевизор, компьютер с подключением к системе Интернет.
3. Кадровое обеспечение
Реализацию программы обеспечивает педагог дополнительного образования, учитель истории и обществознания.
2.3. Формы контроля
Формы контроля
Объектами диагностики (контроля) являются: освоение теоретического материала и развитие практических навыков.
Контроль в объединении проводиться в следующих формах:
- Интервьюирование;
- Сбор материалов;
- Составление выставок и экспозиций;
- Подготовка лекционного материала;
- Проведение экскурсий;
- Участие в ученических исследовательских конференциях.
2.4. Оценочные материалы
2.4. 1.Формы отслеживания и фиксации результатов:
-газетные статьи;
-альбомы;
-фото- и видеоматериалы;
-обратная связь (отзывы учащихся гимназии, педагогов, родителей);
-публикации на официальном сайте гимназии.
2.4.2. Оценочные материалы
Оценочные материалы осуществляются при помощи следующих методов диагностики и контроля
-практические задания;
-творческие задания;
-поисково –исследовательские задания.
2.5. Методические материалы
1. Концепция музея образовательной организации;
2.Методические рекомендации по изучению исторического прошлого родного края;
3.Методические рекомендации по учету, хранению и этикетажу в музее образовательной организации;
4. Методические рекомендации «Условия сохранности музейных предметов и экспонатов».
2.6. Список литературы
- Ашурков В.Н. Историческое краеведение, 1980.
- Антонова Ж.В., Иовенко Г.Е., Медянкина С.М.Градоведение. Программа факультативного курса на примере города Кемерово. Кемерово, 2003.
- Балибалов И.А. Кемерово. Вчера. Сегодня. Завтра. - Кемерово, 1982.
- Живописцев М. "Я снова бы повторил свой жизненный путь!" -Белово, 2020.
- Жуковская Л.И. Город строится - город живет. 20 лет! - г. Белово, 2010.
- Квасникова Н.Ю. Авторская программа по курсу «Краеведение»: [Электр. ресурс] – URL: [http://festival.1september.ru/articles/527267/].
- Костюра Б. Белово: хроника, события, люди. Белво, 2010.
- Лукин Н. Письмо отцу. – Белово, 2014.
- Николай Козленко. Жизнь и творчество. – Белово, 2012.
- Окатьева Л.Н. Это нашей истории строки. Сыны Отечества / Муниципальное образовательное учреждение «Средняя школа № 10»./ – Белово, 2009.
- Панафидина Е.М. Научно-практическая конференция по краеведению для учащихся «Кузбасс — мой край родной»: [Электр. ресурс] – URL: [http://festival.1september.ru/articles/573480/].
- Подвиг на все времена . - Белово, 2005.
- Подвиг на все времена : книга вторая : землякам – победителям посвящается. – Белово, 2010.
- Подвиг на все времена : книга третья : землякам-победителям посвящается, 2016.
- Разрез Бачатский. 55 лет. 1949 - 2004. – Белово, 2004.
- Рехлов В. Повесть о Михаиле Волкове. Кемерово, 1972.
- Скиданова Е.Н.Игра «История земли Кузнецкой»: [Электр. ресурс] – URL: [http://festival.1september.ru/articles/521536/].
- Солосвьев Л.И. География Кемеровской области Природа. Кемерово, 2006.
- Сорвилова О.В. Разработка урока с региональным компонентом «Наш край»: [Электр. ресурс] – URL: [http://festival.1september.ru/articles/562646/].
- Устьянцев В. Эхо далеких лет. – Белово, 2004.
- Фадеева С. А Программа курса окружающего мира «Мы здесь живем»: [Электр.ресурс] – URL: [http://festival.1september.ru/articles/562876/].
- Шатайло, С. В. Страницы дореволюционной истории города Белово. (1726-1917) : исторический очерк, 2004.
- Щелканов В. Хлеб военной поры. - Белово, 2015.
- Щелканов В. Поклонимся великим тем годам, 1945-2005 – Белово, 2005.
- Шкред А. П. Беловские истории. – Белово, 2002.
- Шкред А. П. Былое и прошедшее .- Белово, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная Общеразвивающая программа Социально-гуманитарной направленности «Искусство общения»
Актуальность: общение в жизни детей играет важнейшую роль. Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и конкретной социальной среды, поэтому в работе с обуча...

Дополнительная общеобразовательная Общеразвивающая программа Социально-гуманитарной направленности «Тропинка к своему Я» для ОВЗ
Актуальность программыОдной из актуальных проблем в настоящее время является изучение психики человека, возможностей человека. Социальная значимость темы определяется тем, что в настоящее время общест...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-гуманитарной направленности «Ступени успеха»
Направленность программы: социально-гуманитарная. Уровень усвоения: общекультурный. Актуальность программы: на современном этапе от обучающихся требуется четкое осознание своих целей, умение планиров...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- гуманитарной направленности «За страницами школьного учебника немецкого языка»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- гуманитарной направленности «За страницами школьного учебника немецкого языка» ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Медиаклуб «Вестник Гимназии»
Создание школьной газеты «Медиаклуб» позволяет установить более тесные микросоциальные связи внутри школы. Участие в школьном пресс-центре поддерживает индивидуальное развитие школьников, ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Шаг в будущее»
Срок реализации: 1 годВозраст обучающихся: 11– 14 летЦель: формирование внутренней готовности учащихся к осознанному и самостоятельному определению в выборе профессии, корректировке ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Родные истоки»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Родные истоки» имеет туристско-краеведческую направленность, по форме организации: групповая. Уровень освоения программы: базо...
- Мне нравится (1)
