Тренинг общения "Короли и королевы общения"
план-конспект занятия (6 класс)
Мероприятие было организовано для учащихся 6 класса. Тренинг носил массовый характер и практические упражнения имели состязательную форму.
Занятие проводилось в форме тренинга, в котором использовались практические упражнения.
Исходя из вышеуказанных определений (темы, целей, задачи,) определены следующие стандартные этапы: организационная часть, основная часть , рефлексия.
Организационная часть включала в себя начальную рефлексию (Упражнение – активатор «Дождь») и психологический настрой, основная часть включала 4 упражнения, в итоговой части традиционно представлена завершающая рефлексия.
Начальная рефлексия помогла настроиться учащимся на тему мероприятия, а психологический настрой избавиться от эмоционального напряжения и сориентироваться на успешную командную работу.
Практическая часть тренинга была составлены с учётом имеющихся у учащихся коммуникативных компетенций, их возрастных и образовательных возможностей.
Учащиеся проявили большую активность в выполнении упражнений, с интересом отнеслись ко всем видам работ, успешно воспринимали новую информацию, демонстрировали имеющиеся уже знания, коммуникативные навыки и артистические способности, стремились к достижению высоких результатов.
Внутри группы все учащиеся без исключения проявляли желание работать как в команде, так и в парах и персонально, смело высказывали своё мнение. Учащиеся прониклись духом работы в команде.
Мероприятие имеет не только образовательную, но и развивающую ценность, так как от навыков эффективного общения зависит качество нашей жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Баймаковская основная общеобразовательная школа»
Бугурусланского района Оренбургской области
Конспект мастер – класса
«Тренинг – общения «Короли общения»»
Подготовила: Погорелова Милена Владимировна
Учитель МБОУ «Баймаковская ООШ»
Классный руководитель 5 класса
2022г.
Тема: «Короли общения»
Форма организации: мастер-класс.
Классы: 5-6
Цель: формирование навыков культуры общения и доброжелательных отношений среду обучающихся.
Задачи:
- Обратить внимание обучающихся на важность невербальных способов общения;
- Дать возможность потренироваться в невербальных способах самовыражения;
- Формирование умений работать в команде
- Воспитание познавательной активности, интереса инициативы.
Используются ситуативные воспитательные технологии: тренинг, арт-терапия.
Формируемые УУД:
Личностные УУД:
- освоение личностного смысла учения, выбор дальнейшего образовательного маршрута;
- оценка и принятие следующих базовых ценностей: «добро», «справедливость», «дружба», «взаимовыручка», «взаимопомощь» и др.;
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать задание, определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, выполнять коррекцию в ходе работы;
- использовать при выполнении задания различные средства- энциклопедии, ИКТ, словари, учебники, СМИ, инструменты, приборы;
- выполнять самооценку и взаимооценку;
Познавательные УУД:
- самостоятельно отбирать необходимые источники информации;
- анализировать, сравнивать, группировать объекты, явления, факты;
- умение передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде;
Коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге, слушать и понимать других;
- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;
- отстаивать свою точку зрения, аргументируя её с помощью фактов и дополнительных сведений;
- уметь выслушивать и принимать точку зрения других членов группы;
- участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом;
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
- искать и выбирать необходимую информацию для ответа на заданные вопросы;
- развивать интерес к учебной деятельности и интеллектуальному уровню учащихся;
- ориентироваться в беседе, позитивно относиться к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции
человека;
- осознавать значимость чтения для личного развития;
- уметь выступать перед аудиторией.
Метапредметные результаты:
- самостоятельно формулировать ответы после предварительного обсуждения;
- уметь высказывать свое предположение (версию);
- проявлять сообразительность, смекалку;
- ориентироваться в своей системе знаний;
- владеть навыками сотрудничества в группе в совместном решении задачи;
- учиться вступать в диалог с учителем, одноклассниками;
- учиться работать в паре;
- учиться аргументировать, доказывать, формулировать собственные мысли;
- развивать доброжелательность и отзывчивость.
Личностные результаты:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
- проявление доброжелательности, доверия, внимательности, помощи сверстникам;
- применение правил делового сотрудничества, умение считаться с мнением другого человека;
- формирование интереса (мотивации) к учению; - оценивание собственной деятельности, самостоятельности и своих достижений в преодолении трудностей; - формирование любознательности, интереса к учению, целостности взгляда на мир средствами литературных произведений;
- формирование интереса к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- развитие любознательности и формирование интереса к дальнейшему изучению природы.
Пояснение:
Мой класс с характером. Не всегда ребята хотят и могут взаимодействовать друг с другом. Поэтому моя цель заключается в том, чтобы им помочь. Как известно, отношения в коллективе влияют практически на все стороны: общение, поведение, учебная деятельность. Затруднения в общении с одноклассниками могут стать одной из причин низкой успеваемости, отсутствия инициативы на уроке, невыполнения домашних заданий. Конфликтные отношения между одноклассниками часто ведут к страху ответов у доски, мешают усвоению материала. Таким образом, развитие сплоченности, улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных групповых норм важны не только для развития группы, но и для успешной учебной деятельности.
Оборудование: цветок, выполненный из бумаги, повязки для глаз, компьютеры.
Ход занятия.
I. Релаксация.
Упражнение – активатор «Дождь»
Участники встают в круг. Инструкция: Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!
- В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).
- Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).
- Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).
- Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).
- А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).
- Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).
- Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).
- Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).
- Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).
- Солнце! (Руки вверх).
Упражнение «Нити» .
Цель: показать детям важность родственных и дружеских эмоциональных связей.
Учитель дает ребятам ниточку и предлагает им передавать ее своему однокласснику, (учащиеся сидят по кругу) и при этом каждый здоровается со своим собеседником и говорит ему какие-то пожелания.
СЧАCТЬЯ
ЛЮБВИ
ЗДОРОВЬЯ
РАДОСТИ
УЛЫБОК
ВЕРНОСТИ
УСПЕХА
ДОЛГОЛЕТИЯ
- Задумывались ли вы о том, что, когда мы говорим “здравствуйте”, это значит, что мы желаем всем здоровья.
Когда ниточку берет последний ученик, получается сложная паутинка.
Учитель: Потяните тихонько за ниточки, расслабьте и снова потяните. Вот такими невидимыми нитями связан наш класс, связаны вы со своими родными и знакомыми.
Мы о них часто и не подозреваем, эти нити очень тоненькие, их нужно беречь. Оттого, как вы поздоровались друг с другом, как улыбнулись, как относитесь к своим родным, друзьям и чужим людям, зависит самочувствие другого человека. Важно, чтобы эти нити не прерывались.
Упражнение «Прекрасный сад»
Описание упражнения
Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает спокойно посидеть, можно закрыть глаза, и представить себя цветком. Каким бы ты был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий или не очень? А теперь, после того, как все представили это - нарисуйте свой цветок. Всем раздается бумага, фломастеры, мелки.
Дальше участникам предлагается вырезать свой цветок. Затем все садятся в круг. Ведущий расстилает внутри круга полотно любой ткани, желательно однотонной, раздает каждому участнику по булавке. Ткань объявляется поляной сада, которую нужно засадить цветами. Все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок.
Обсуждение
Предлагается полюбоваться на «прекрасный сад», запечатлеть эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией. Заметить, что хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам. Увидеть, в окружении, каких разных, непохожих на цветов растет твой. Но есть и общее - у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание.
II. Основная часть.
Слово учителя.
- Общение сложная вещь. И не важно, где в семье, школе, классе, на улице. Представьте, что Солнышко - это тепло отношений с родственниками, с одноклассниками, с друзьями. Солнышко - это тепло наших отношений, его лучи согревают наши души, дарят нам понимание, поддержку. Но очень часто в отношениях нас не всё устраивает, так как мы оцениваем общение с позиций своего Я. И я хочу, чтобы мы сейчас посмотрели на себя своими глазами и глазами товарищей. А для этого выполним упражнение «Мой портрет в лучах солнца».
“Мой портрет в лучах солнца”.
На доске висит солнце без лучей. Лучи раздаются детям. Каждый ученик на лучике пишет своё имя и несколько своих положительных качеств характера, после этого лучик передаётся по кругу, каждый должен написать, что ему нравится в этом человеке. Это будет ответ на вопрос “Почему я заслуживаю уважение?”
- Приятно было слышать добрые слова о себе?
- Вот и другим приятно слышать от вас добры слова.
Слово учителя.
Ребята, очень важно чтобы в классе был лидер, которому мы будем все доверять. Я знаю, что вы все хотели бы быть такими лидерами. Вот сейчас вы и попробуете себя в такой роли.
Слово учителя.
- Друзья, для того чтобы общение было продуктивным, нужно уметь не только говорить, но и слушать.
Упражнение: «Лучший не тот, кто говорит, а тот, кто умеет слушать».
Мы будем учиться тому, как быть хорошими слушателями
Что вы чувствуете, когда вы говорите, а вас не слушают:.
Искусство слушать требует практических умений. Давайте вместе попрактикуемся быть хорошими слушателями прямой сейчас
Раздаем учащимся листки бумаги и просим сложить их пополам.
Инструкция: Пусть дети сделают на одной половине листа рисунок, используя для этого три фигуры: круг, треугольник, квадрат. Они могут использовать любые из трех предложенных фигур, располагая их по своему выбору.
Выполняя задание, дети не должны показывать свои работы друг другу. По окончании попросите их сложить листки пополам, закрыв, таким образом, рисунок.
Пусть каждый ученик найдет себе пару и сядет с ней спина к спине. Один из этой пары будет «слушателем», другой – «объясняющим». «Объясняющий» будет затем объяснить «слушателю» как нужно рисовать, чтобы «слушающий» воспроизвел копию его рисунка. «Слушатель» следует указаниям, не заглядывая в рисунок «объясняющего». «Слушатель» может задавать вопросы, которые должны помочь ему нарисовать картинку, как можно точнее. Предоставьте детям несколько минут для выполнения этой работы.
Теперь пусть партнеры поменяются ролями и повторят упражнение. По прошествии нескольких минут пусть пары сравнят свои рисунки, обратив внимание на то, насколько они совпадают или различаются.
Обсуждаем результаты
- Трудно ли было рисовать, основываясь только на том, что вы слышали?
- Трудно ли было давать указания?
- Что мне помогало рисовать?
- Чем вы можете помочь тому, кто слушает вас?
Вывод: Хороший слушатель – это тот, кто может быть внимательным и задаёт дополнительные вопросы, чтобы лучше понять собеседника.
Слово учителя.
А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы осознали, насколько важно настроиться на понимание другого человека, а также само желание понять другого.
Упражнение «Рисунок на спине»
Описание упражнения
Участники делятся произвольно на две команды и строятся в колонки параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Ведущий рисует какую-нибудь простую картинку и прячет ее. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спине каждого последнего члена команд. Задание - почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает.
Участникам предлагается обсудить в командах ошибки и находки, которые были в процессе упражнения. Сделать выводы, затем, с учетом этих выводов повторить упражнение. При этом первые и последние члены команд меняются местами.
Обсуждение
Обсуждение в общем кругу. Что помогало понимать и передавать ощущения? Что чувствовали первые и последние члены команд в первом и во втором случае? Что мешало выполнять упражнение?
Слово учителя.
Иногда общение может проходить без слов, с помощью невербальных средств. Мне бы хотелось, чтобы вы научились согласовывать свои действия с другими. Для этого мы выполним следующее упражнение.
Упражнение «Нарисуй дом»
Данное упражнение проводится в группах. Дети делятся на группы, члены которой выбираются с помощью жеребьевки (Тянут разноцветные карточки из коробки. Каждой группе соответствует свой цвет)
Учитель: Сейчас вам предстоит выполнить очень сложное, но интересное задание. На ваших столах в каждой группе стоит компьютер . Ваша задача – нарисовать дом мечты в программе Power Paint. Но это еще не самое сложное. В процессе работы нельзя разговаривать. Понять вы должны друг друга с помощью жестов.
Каждому члену команды дается задание. Например: одному – нарисовать крышу, другому- два окна на втором этаже, третьему – второй этаж и т.д. Каждый рисует только свою часть, лишнее рисовать нельзя.
После выполнения провести обсуждение в общем кругу. Каждая команда рассказывает, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания.
- Рефлексия.
Упражнение. Итоговый круг «Интересное - полезное»
- А теперь я попрошу еще раз вас всех встать в круг и сказать, что на этом занятии для вас оказалось интересным и полезным. А может быть, кому-нибудь что-то показалось неправильным или обидным? Каждый имеет право на свое собственное мнение.
Упражнение «Аплодисменты по кругу»
- Как вы думаете, заслужили мы сегодня аплодисменты. Я хочу предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты получат все.
- Все встанем в круг.
(Дети встают в круг. Один начинает: он подходит к кому-то из класса, смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты. Затем они оба выбирают следующего ученика, который также получает порцию аплодисментов. Затем уже тройка переходит к следующему ученику.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час. "Уроки тренинга жизненных навыков" "Навыки общения".
Большую часть времени мы проводим с другими людьми, поэтому важно научиться ладить с людьми и уметь себя вести в различных ситуациях....

Программа психологического тренинга для коллектива "Навыки общения"
Цель:Повышение эффективности взаимодействия коллективаЗадачи:установить контакт между участниками;сплотить и раскрепостить участников;формирование способности к сотрудничеству;развитие нав...

Тренинг эффективного профессионально-педагогического общения
Этот тренинг полезен будет как молодым специалистам, так и опытным. В данном материале говорится о достижении педагогического действия; эмоционального благополучия в группе, развития н...

Тренинг для помощников воспитателя «Общение – это важно»
НАУЧИТЬСЯ ПРИЯТНОМУ И ГАРМОНИЧНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ОКРУЖАЮЩИМИ И САМИМ СОБОЙ.НАСТОЯЩИЙ ДРУГ - ЭТО ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ТЕБЯ ПОНИМАЕТ И ПОДДЕРЖИВАЕТ В ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ....

Тренинг "Психологическая мозаика педагогического общения"
Обучение педагогов приёмам конструктивного общения....

Приложение к тренингу "Психологическая мозаика педагогического общения".
Задания к тренингу "Психологическая мозаика педагогического общения"...
