Главные вкладки

    Тренинг "Психологическая мозаика педагогического общения"
    методическая разработка на тему

    Марченко Ольга Викторовна

    Обучение педагогов приёмам конструктивного общения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тренинг для педагогов

    «Психологическая мозаика педагогического общения»

    Дата проведения: 23.01.2018 г.

    Участники: педагоги ДОУ

    Форма проведения: тренинг

    Цель: создание условий для обучения педагогов приёмам конструктивного общения.

    Ход проведения тренинга.

    Уважаемые участники тренинга, рада вас видеть на второй серии тренинга по педагогическому общению. Сегодня мы создадим условия для обучения приёмам конструктивного общения, но прежде, предлагаю провести рефлексию работы с момента проведения 1 тренинга по коррекции  педагогического общения (мы говорили о стилях пед. общения, как расположить к себе ребёнка, родителя, как правильно строить Я- высказывания вместо Ты-высказываний) - Что изменили вы в общении с детьми, родителями, что улучшили, что применяете, над чем ещё работаете… и т.п. , Пожалуйста…. (ответы педагогов)

             Педагог обязан всегда над собой работать, особенно над коммуникацией.

    …Одно придание гласит: …великий мудрец Эзоп, попавший  в рабство к  царю Крезу, вынужден был прислуживать у него на пиру. И, когда Крез, попросил Эзопа принести для гостей самое лучшее угощение, которое есть во дворце, мудрец принес ему язык.

    «Почему это блюдо самое лучшее?»- спросил удивленный царь.

    «Что может быть прекраснее языка, передающего чувства?! Что может быть ценнее языка, дарящего нам знания?! Что может быть возвышенней языка, говорящего слова любви?!» – ответил Эзоп.

    Тогда царь, решил проверить находчивость Эзопа, потребовал принести самое худшее блюдо, которое только есть в царстве. Эзоп не сдвинулся с места и вновь протянул царю блюдо с языком.

    «Но почему?!», - воскликнул Крез.

    «Что может быть отвратительнее языка, который лжет, что может быть грязнее языка сквернословия, что может быть в мире более гнусного, чем язык клеветы и навета?!» – ответил мудрец.

    Эта мудрость, дошедшая до нас через тысячелетия, говорит от том, что общение бывает как конструктивным, этичным, так и деструктивным, конфликтным. Словом можно возвысить или унизить человека; словом можно врачевать, а можно убить...

            

    Коммуникация в педагогическом труде играет огромную роль, так как именно через неё педагог обучает и воспитывает ребёнка. Проведём упражнение…

    Уважаемые участники, приглашаю вас встать  в круг….

    Упражнение 1. «стакан  с водой»

    Цель упражнения: развить взаимопонимание в группе, понять и обсудить закономерности возникновения взаимопомощи и особенности общения.

    Задание: группа  участников, молча с закрытыми глазами,  передает по кругу тарелку с водой.

    В результате при передаче развиваются способы коммуникации, поиск рук партнера до момента передачи тарелки, предупреждение о передаче прикосновением.

    Анализ упражнения:

    1.Что, по вашему мнению, не удалось?

    2. Как это можно исправить, что необходимо сделать?

    3. Какие эмоции испытывали во время данного упражнения?

     Общение, это целое искусство. В общении есть правила и законы. Один из них – это то, что в общении и с детьми и взрослыми  всегда нужно следовать этике и такту. Быть аккуратным в своих словах и действиях.

    Кстати.,  что же такое «этика». Слово это образовано от древнегреческого einos – «нрав, обычай, хороший образ мысли». «Такт» в переводе с греческого – « легкое прикосновение».

    Задание 2  Сейчас легко дотроньтесь до плеча соседа (что вы чувствовали, когда проделывали всё это)? Безусловно, мы должны быть аккуратны в общении, взвешивать каждое слово, «слово, не воробей, вылетит – не поймаешь».

            Притча «Относитесь к миру с заботой» (на открытке Относитесь к миру с заботой и осторожностью и он с благодарностью ответит вам надёжностью и комфортом), зачитывает желающий педагог.

    В разговоре с детьми педагог задаёт тон общения.

    Очень часто в свой адрес ребёнок слышит запрет. Проведём эксперимент. Влияние запрета на ребёнка или постоянное повторение частицы «не».

    Потребуется доброволец. Задача добровольца ловить себя на мыслях, чувствах и их запоминать.

    Упражнение «Жизнь без частицы «не»

    Ситуация – педагог в роли ребёнка на стуле. Каждый педагог подходит к ребёнку , наклеивает на его одежду стикер и говорит фразу с частицей «не»  (не бегай, не кричи, не крутись, не дерись, не лезь, не трогай, не кричи, не прыгай. При этом,  фразу нужно произносить без улыбки.

    Рефлексия ребёнка рассказать о своих чувствах и ощущениях.

    Вывод: много запретов, ребёнок не знает как ему себя вести.

    Вывод: В разговоре  с детьми необходимо заменять частицу «не» на слова-действия. Например, говорить «стой!» вместе не бегай. «Помолчи» вместо «не болтай».

    Предлагаю потренироваться:

    Упражнение «Измени фразу»

    Карточки с предложениями (стикеры, которые были размещены на «ребёнке»). Задание заменить фразу с частицей «не». Например, ребенок начинает драться с кем-то. Сначала нужно остановить действие, а потом комментировать. В таких случаях скажите ребёнку: «СТОП! Затем поясните ему ровными спокойным тоном: «Драться запрещено».

    Давайте потренируемся:

    «Не кричи»    Вася, стоп! Кричать запрещено.

    Не бегай   -  Стоп, Прекрати бегать

    Не упади  - Повнимательнее в этом месте, Осторожно, здесь можно упасть

    Не ходи туда  - Оставайся здесь, Стой, Останься на площадке

    Не трогай стены (или что другое) – перестань трогать

    Не кричи – давай говорить тихо, я тебя слышу

    Не бери камень – камень грязный

    Не дерись –драться плохо. Зачем ты ударил Мишу, ему больно и обидно.

    Не прыгай – сядь, остановись.

    Вывод: В жизни ребёнка должно быть немного запретов, иначе, когда много «нельзя» – запреты обесцениваются и ребёнок начинает этот  делать. Лучше учить ребёнка нравственным правилам чего делать нельзя и почему. А еще правила поведения постоянно отрабатывать (к примеру, не прыгай, Если прыгать то как, если бегать то как  и т.п.). И обязательно ровный, спокойный тон.

            Что нам, педагогам,  поможет строить конструктивное общение – это понимание психологических установок:

    Их три.   ..Сейчас каждая группа проработает свою установку (что это означает и как она должна работать).

    Упражнение. Участники делятся на три группы.  Раздать в три группы установки, обдумать и расшифровать их как они будут действовать в работе.

     3 установки:

    1. Я – образец для подражания

    Именно такого отношения вы ждёте от детей (как взрослый ведёт себя так дети его копируют)

    1. Ребёнок – личность (при разговоре с ребёнком присядьте, чтобы показать ему своё уважение)
    2. Я – взрослый человек. Я задаю тон общения. (только вы решаете, может ли ребёнок вывести вас из равновесия или нет).

    Данные установки позволяют сглаживать острые углы общения (помните, про камень и воду и человека).

    А что ещё, какие качества в себе мы должны развивать, укреплять и демонтрировать для конструктивного общения

    Упражнение 3 Заполнить на доске: «Какие качества, умения в общении педагог обязан проявлять»:

    Предлагаю решить задачку:

    к о н с т р у к т и в н о с т ь (контроль эмоций, отзывчивость, настойчивость, справедливость, тактичность, радость, умение разрешать конфликты (улыбка), красота (создавать уют, красоту, так человек чувствует себя счастливее, добрее), талант (развивать в себе, чтобы быть интересным собеседником), интуиция, выдержка, остроумие (юмор, позволяет сглаживать острые моменты), счастье(уметь его чувствовать и делать счастливее другого человека),терпение и мягкость.

    Посмотрите, сколько всего нужно проявлять в конструктивном общении, скажите – это  сложно!, конечно сложно, ведь общение – это целое искусство но все эти перечисленные качества в каждом из нас есть, их нужно просто запустить в работу и в итоге получится конструктивное общение.     Тем более, что  … Далее, желающий педагог зачитывает  статья из закона об образовании.

    Закон об образовании

    Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

    1. Педагогические работники обязаны:

    2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

    3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

    Рефлексия: полезное , удивило, буду пробовать, внедрять, и т.п.

    До новых встреч на очередном тренинге по теме профилактика эмоционального выгорания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    педагогическое общение как социально-психологическое взаимодействие

    педагогическое общение как социально-психологическое взаимодействие...

    Программа психологического тренинга для коллектива "Навыки общения"

    Цель:Повышение эффективности взаимодействия  коллективаЗадачи:установить контакт между участниками;сплотить и раскрепостить участников;формирование способности к сотрудничеству;развитие нав...

    Тренинг "Психологические методы преодоления педагогических конфликтов в условиях ФГОС"

    Школа, являясь институтом, испытывает прямое влияние обострения противоречий и конфликтов в обществе. Поскольку в ней пересекаются учебная, трудовая и семейная деятельность людей, в школьные конфликты...

    Тренинг эффективного профессионально-педагогического общения

    Этот тренинг полезен будет как молодым специалистам, так и опытным. В данном материале говорится о достижении  педагогического действия; эмоционального благополучия в группе, развития н...

    Программа внеурочной деятельности «Психологическая мозаика» для учащихся вторых классов «Психологическая мозаика»

    Программа внеурочной деятельности «Психологическая мозаика» для учащихся вторых классов...

    Презентация на тему:"Психологические аспекты педагогического общения"

    В презентации рассказывается о некоторых моментах позволяющих педагогу лучше понимать обучающихся и эффективнеее с ними взаимодействовать....

    Приложение к тренингу "Психологическая мозаика педагогического общения".

    Задания к тренингу "Психологическая мозаика педагогического общения"...