Тренинг "Психологические методы преодоления педагогических конфликтов в условиях ФГОС"
учебно-методический материал по теме

Орловская Алина Петровна

Школа, являясь институтом, испытывает прямое влияние обострения противоречий и конфликтов в обществе. Поскольку в ней пересекаются учебная, трудовая и семейная деятельность людей, в школьные конфликты вовлечены участники различного возраста и статуса. Даже не являясь участниками конфликта, учащиеся могут ощутить его негативные последствия и усвоить отрицательные стереотипы поведения. Перед современным педагогом встаёт задача конструктивной работы по предупреждению и разрешению конфликтов, представляющих опасность для нормального функционирования учебно-воспитательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening.docx22.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг « Психологические методы преодоления педагогических конфликтов в условиях ФГОС»

Объект обучения: педагогические конфликты.

Предмет обучения: психолого-педагогическая компетентность учителя.

Цель обучения: выявить конфликтные ситуации, их возникновение в педагогическом общении, определить способы разрешения конфликтов.

Содержание тренинга:

- Уважаемые коллеги, рада приветствовать вас на психолого-педагогическом тренинге. Сейчас я попрошу вас поприветствовать друг друга, определить с каким настроением вы пришли, и чего вы ожидаете от этого тренинга.

(Присутствующие озвучивают содержание, одновременно передавая друг другу игрушку, либо любой другой предмет, символизирующую целостность коллектива)

- Что для каждого из вас означает конфликт? Определение этого понятия должно состоять только из одного слова.

(Каждый участник озвучивает своё определение, состоящее из 1 слова, либо  эмоцию, которая вызывает у него слово «конфликт»)

- Какие слова, определяющие слово «конфликт» вы чаще всего слышали? - Напряжение, непонимание, стресс и так далее. Теперь я прошу поделиться на группы. Каждая группа будет означать то слово, которое звучало чаще всего. ( В итоге должно получиться 3 или 4 группы, в зависимости от количества присутствующих.)

-Вы разделены на группы. Можете ли вы применять групповую форму работы на уроках?

-Групповую форму работы  на уроках необходимо применять, так как она является основной формой в условиях реализации ФГОС. Она позволяет учить умению сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему. Каким образом вы можете разбить класс на группы? Применив приём медиации. Что такое медиация и как этот приём применим к школе? Послушайте статью, которую разработал психолог и профессиональный медиатор Орешкина Наталья Геннадиевна:

         Главная цель медиации – превратить школу в безопасное, комфортное  пространство для всех участников образовательного процесса (учеников,  учителей, родителей и т.д.).

Школьная медиация нужна для мирного решения проблем, снижения уровня насилия в школе и сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения.

Зачем медиация нужна родителям?

Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того,  медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми.

Зачем медиация нужна детям?

В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где  может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.

В общем, можно сказать следующее:  чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой преступности. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.

-Какие конфликты существуют в школе? -Ученик – ученик; ученик – учитель; ученик – родители; ученик – администратор; учитель – учитель; учитель – родители; учитель – администратор; родители – родители; родители – администратор; администратор – администратор. Основной конфликт происходит между учителем и учениками. Он проявляется в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе; когда учитель ведет предмет в классе непродолжительное время и отношения между ним и учеником ограничиваются учебной работой

Задание «Выделите те причины конфликтных ситуаций, которые не должны присутствовать в ФГОС»

(Я раздаю листочки с объективными и субъективными причинами конфликтных ситуаций)

Упражнение «Мозговой штурм»  (Я раздаю по одному листу бумаги каждой группе)

I Выявите особенности конфликтов:

II Выявите особенности конфликтов по ФГОС:

III Выявите особенности конфликтов на своих уроках

IV Выявите определение-Что такое конфликт?

(На интерактивной доске) – Конфликт-это столкновение противоположных интересов, мнений, взглядов, идей.

 Конфликт имеет 3 стадии: 
1) конфликт из-за чего-то (хочу удовлетворить своё желание) 
2) стадия перехода на личности (хочу возвысить своё Я и доказать это собеседнику)
3) Конфликт ради конфликта (выиграть конфликт ради победы в конфликте) 
Не обязательно, конфликту проходить все 3 стадии. Гораздо лучше, если он разрешится на более ранних стадиях!

Упражнение «Найди решение» ( Я раздаю листы бумаги)

- Напишите конфликтную ситуацию в школе.

-Поменяйтесь с группами своими листочками.

-Найдите решение той конфликтной ситуации, которая вам досталась.

 

метод конструктивной критики    

Разрешение конфликта можно решить применив метод конструктивной критики. В Литературной энциклопедии слово «критика» определяется как суждение и утверждается, что не случайно слово «суждение» тесно связано с понятием «суд». Судить – это, с одной стороны, значит рассматривать, рассуждать о чем-нибудь, анализировать какой-либо объект, пытаться понять его смысл, приводить его в связь с другими явлениями и т.д. Каждому ученику свойственно ждать от учителей оценку своего поведения. Успехи детей в школе в большой степени зависят от критических замечаний и стимулирования со стороны окружающих. Вместе с тем, критические замечания могут задеть чувство собственного достоинства критикуемого, понизить его самооценку.

Этапы конструктивной критики на основе конкретной ситуации

Конфликтная ситуация: «Серёжа, я знаю, что ты хороший ученик, тебя хвалят учителя, но сегодня ты не принёс тетрадь. Что мы будем делать?» Серёжа обещает принести тетрадь на следующий урок. Но Серёжа снова не принёс тетрадь. – « Ты не принёс тетрадь, ты же обещал! Если ты не принесёшь тетрадь на следующий урок, я сообщу твоим родителям».

Решение конфликтной ситуации:

1. Отмечаем позитивные стороны ребёнка (поведение на уроке, выполнение творческих проектов, дежурство и т. д.)

2. Описываем конкретную ситуацию, в которой мы остались им недовольны.

3. Предлагаем выход из ситуации ( девочке), и предлагаем самостоятельно решить выход из ситуации (мальчику)

4. Назначаем срок исправления ситуации и согласуем это с учеником.

5. Если ситуация исправилась-хвалим. Если нет-повторяем чем недовольны  и вводим санкции для следующей ситуации нарушения

6. Если нарушение повторилось, применяем санкции, сообщаем точно о времени действия и о способе их прекращения.

7. Если не прекратился конфликт—вводим 3-ю сторону в разрешение конфликта (родитель, классный руководитель, администрация и т. д.)

Задание «Создание ситуации»

Создайте конфликтную ситуацию и попробуйте её решить с помощью метода конструктивной критики.

Задание шуточное ( я раздаю каждому участнику листы бумаги)

1. Мысленно загадать педагогический конфликт, который у вас на самом деле происходит в школе

2. На розданных листах написать 2-3 решения данной конфликтной ситуации

3. Листы собрать, перемешать и раздать.

4. Озвучьте ту конфликтную ситуацию, которая вас обременяет и затем каждый прочитайте решение, которое вы получили на розданных листочках.

(Заключительное слово)

-Благодарю за участие в тренинге. Оправдались ли ваши ожидания?

(Присутствующие благодарят за участие и отвечают на вопрос, одновременно передавая друг другу игрушку, либо любой другой предмет, символизирующую целостность коллектива)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектный метод как средство воспитания в условиях ФГОС»

   В связи с переходом на новую ступень образования  - ФГОС второго поколения,  педагогам необходимо искать иные пути  обучения и воспитания, все это  привело к пе...

Методы повышения качества образования в условиях ФГОС

Выступление на педагогическом совете школы с презентацией....

Презентация " Проектная деятельность как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения".

Презентация к выступлению МО учителей технологии. Обобщение опыта работы по  проектной деятельности....

Использование интерактивных методов на уроках информатики в условиях ФГОС

Данная статья содержит примеры применения интерактивных методов на уроках информатики в условиях ФГОС...

Методы достижения метапредметных результатов в условиях ФГОС на уроках физики

     Когда людей станут учить не тому,что они должны думать,а тому, как они должны думать,то тогда исчезнут всякие недоразумения.Г. Лихтенберг...

Статья Ситниковой О.В. "Художественный метод в педагогическом образовании в условиях цифровой экономики" https://elibrary.ru/item.asp?id=38048491

Статья Ситниковой О.В. "Художественный метод в педагогическом образовании в условиях цифровой экономики"...