Методы достижения метапредметных результатов в условиях ФГОС на уроках географии.
статья

Оринская Ирина Викторовна

Выступление на ГМО учителей географии г. Нижневартовска от 19.12.2018г. по теме "Методы достижения метапредметных результатов в условиях ФГОС на уроках географии". Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на ГМО учителей географии г. Нижневартовска от 19.12.2018г.

Оринская Ирина Викторовна,

учитель географии

МБОУ «СШ №30 с углубленным

изучением отдельных предметов»

Методы достижения метапредметных результатов в условиях ФГОС на уроках географии

        Современное общество определяет цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Главная цель введения ФГОС заключается в создании условий позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) определяют не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты.

Личностные: сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. Данные результаты оцениваются через смыслообразование, самоопределение и самопознание, а также нравственно-этические ориентиры.

Предметные: выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета – знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности, ценностей. Результаты оцениваются через систему предметных знаний и действий.

Метапредметные: освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Их результаты оцениваются через универсальные учебные действия.

Метапредметной предлагается считать ту деятельность, которая относится к универсальным общеучебным деятельностям: целеполаганию, планированию, поиску информации, сравнению, анализу, синтезу, контролю, оценке и т.п. Метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них. Она не может быть оторвана от предметности.

Преподавание, сводящееся к трансляции учителем содержания учебника от параграфа к параграфу, не может обеспечить достижения метапредметных результатов даже при грамотной организации учебного процесса. Для достижения результатов метауровня учащиеся должны научиться мыслить продуктивно. Эффективным средством развития данного умения является организация самостоятельной продуктивной мыслительной деятельности учащихся. При которой создаются ситуации, когда обучающиеся не припоминают заученное, не подбирают подходящее средство из освоенного арсенала, а додумываются до того, чего раньше не знали. Такая работа требует специальной работы с сознанием учащихся, чтобы они перестали припоминать и позволили себе думать самостоятельно. Потому что

Через 1 час в памяти

Остается 44% материала

Через 2 суток

Остается 25% материала

К контрольным проверкам

В лучшем случае остается 17% материала

 

На уроке можно организовать самостоятельный мыслительный процесс, и учитель - тот человек, который должен это сделать.

        На уроках географии я использую «Активные методы обучения», применение которых, позволяет формировать у учащихся универсальные учебные действия, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и учащиеся. Эти методы обучения предполагают использование такой системы методов, которая направлена главным образом, не на изложение преподавателем готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаний в процессе активной познавательной деятельности.

        К ним относятся следующие методы и формы достижения метапредметных результатов.

  1. Метод проектов, основанный Д. Дьюи.

Это метод, при котором дети вместе с учителем проектируют один из вариантов решения какой – либо жизненно важной задачи, в ходе которого они приобретают универсальные знания умения и навыки исследовательской деятельности. Например, мини-проект «Особенности народов Югры». Работа ведется в группах по составленному заранее плану.

  1. Кейс-метод – обучение путем обсуждения ситуаций, основанных, как правило, на реальных событиях, что вынуждает учащихся к проведению анализа и принятия решения. В работе использую в основном практические кейсы, которые отражают реальные ситуации. При разработке кейсов можно выделить три части:

- вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса;

- описание конкретной ситуации;

- задания к кейсу.

Пример практического кейса:

Тема: «Загрязнение океана»

Задача (описание ситуации). Уже в течение нескольких десятков лет ученые и экологи заняты вопросом — как защитить океан от загрязнения? Поскольку около трех четвертей населения мира живет на побережьях, не удивительно, что океаны страдают от загрязнения и других последствий человеческой деятельности. К сожалению, люди всегда относились к океанам как к свалке мусора. Даже люди, живущие далеко от берегов, не безвинны: реки каждый год несут 9,3 млрд. тонн ила и отходов к прибрежным водам. Каждый человек, будь то ребенок или взрослый, живет он на берегу моря или никогда его не видел, должен знать, что от его личного поведения зависит проблема загрязнения океанов. Если бы все люди Земли проявляли настоящую заботу об океане, проблема его загрязнения не стояла бы сейчас так остро. Хочется еще раз напомнить, что если каждый житель нашей планеты выльет в ближайший ручей всего лишь по одному ведру оставшейся после стирки воды с синтетическим моющим средством, общее количество загрязнений увеличится на 40 миллионов кубометров.

Вопросы к кейсу.

  • Сформулируйте проблему.
  • Подумайте и назовите причины загрязнения океанов.
  • Человек – друг или враг океана? Приведите примеры негативного влияния человека на океан. При ответе на данный вопрос, опирайтесь на те знания, которые у вас уже есть.
  • Как защитить океан от загрязнения? Предложите мероприятия по охране океана.
  • Что можешь сделать ты?
  • Вывод.
  1. Метод наблюдения – самый распространенный пример метапредметной деятельности.
  2. Географический практикум «Школа географа-следопыта». Например, создание простейших метеорологических приборов в домашних условиях.
  3. Бинарные уроки. Тема «Природные комплексы» - география и биология, тема «Химическая промышленность» - география и химия, тема «ЭГХ Великобритании» - география и английский язык.
  4. Занимательные и ситуационные задачи.
  5. Исследовательская деятельность осуществляться мною и в урочную, и во внеурочную деятельность. В значительной степени формированию исследовательских умений способствуют учебные наблюдения и эксперименты, которые позволяют отрабатывать такие элементы исследовательской деятельности, как планирование исследования, его проведение, обработку и анализ результатов, их представление. Работу провожу в группах в два этапа: 1) самостоятельная работа по теме исследования; 2) представление исследований.  Примером исследовательской работы является работа на тему «Географические особенности государственных символов субъектов Российской Федерации». Систематическое применение данного метода на уроках географии в значительной степени развивает мышление ученика и такие умения, как вести наблюдения, планировать исследование, производить измерения и производить подсчеты, представлять результаты исследования в различных знаковых системах: с помощью таблиц, графиков, схем, формул, а также делать логически выстроенное сообщение, пользоваться специфическим языком данной науки, работать в команде, навыки публичного выступления.
  6. Творческая работа с последующим представлением сообщений, коллажей, газет.
  7. Комплексные разно уровневые контрольные работы.

Достаточный уровень – тестовые задания. Средний уровень – практические задания по карте. Высокий уровень – задания с развернутым ответом, нахождение причинно-следственных связей, анализ карт.

        Активные методы обучения при умелом применении позволяют решить одновременно три учебно-организационные задачи: управление процессом обучения учителя; вовлечение в учебную работу как подготовленных учеников, так и не подготовленных; непрерывный контроль за процессом усвоения учебного материала.

        Следует помнить, что новое знание не дается в готовом виде, а выстраивается пошагово в определенной логике с опорой на результаты продуктивной работы учащихся. Поэтому фронтальные способы работы для организации продуктивной деятельности учащихся не подходят. Важно добиться, чтобы каждый ученик пытался думать и создавать требуемый продукт. У него может не получаться, он может ошибаться - это не так важно, главное - не отсиживается за спинами одноклассников. Режим работы в зависимости от предлагаемой ситуации может различаться - индивидуальный, парный, групповой. Учитель же должен постоянно следить за работой учеников, особенно пока они не привыкли к такой форме работы. Уметь оказать помощь каждому персонально, чтобы вывести из тупика, но при этом не подсказать, сохранить ситуацию самостоятельного мышления - одна из важных компетенций учителя. Подводя итоги работы на уроке необходимо обсуждать результаты обучения учащихся, а затем (в зависимости от ситуации) провести анализ деятельности.

        Успешность достижения учащимися образовательных результатов во многом зависит от того, как устроена система оценки. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.

Регулятивные:

• управление своей деятельностью;

• контроль и коррекция;

• инициативность и самостоятельность.

Коммуникативные:

• речевая деятельность;

• навыки сотрудничества.

Познавательные:

• работа с информацией и учебными моделями;

• использование знаково-символических средств, общих схем решения;

• выполнение логических операций: сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие.

Основное содержание оценки метапредметных результатов строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур:

  • решение задач творческого и поискового характера;
  • учебное проектирование;
  • итоговые проверочные работы;
  • комплексные работы на межпредметной основе;
  • мониторинг сформированности основных учебных умений;
  • портфолио и др.

Методами оценки метапредметных результатов являются:

  • наблюдения за определенными аспектами деятельности учащихся или их продвижением в обучении;
  • оценка процесса выполнения обучающимися различного рода творческих работ;
  • тестирование;
  • оценка открытых и закрытых ответов обучающихся;
  • оценка результатов рефлексии обучающихся (разнообразных листов самоанализа, протоколов собеседований, дневников учащихся и т.п.);
  • портфолио обучающегося;
  • выставки и презентации крупных целостных законченных работ.

Выделим особенности системы оценки деятельности обучающихся:

  • комплексный подход;
  • системно-деятельностный подход;
  • динамика образовательных достижений обучающихся;
  • сочетание внешней и внутренней оценки;
  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
  • использование накопительной системы оценивания (портфолио).

Таким образом, вырабатывается формирующее оценивание, позволяющее судить об индивидуальных успехах обучающихся. Постоянно ведется мониторинг учебного процесса. Следует помнить о разнице между оценкой и отметкой, оценивания достижения учеников. Для оценки каждого метапредметного, личностного результата я рекомендую использовать уровневую шкалу, например, трех уровней: высокий, средний, достаточный. При этом важно не обидеть ученика, найти возможность искренне похвалить его за что-либо.

Список литературы

  1. Данилов, Д.Д. Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) / Д.Д. Данилов. М.: Баласс, 2006. – 207 с.
  2. Крутецкий В. А. «Психология обучения и воспитания школьников» «Просвещение», Москва, 1976 г.
  3. «Оценивание в условиях введения требований Федерального государственного образовательного стандарта»/ М.А. Пинская М. Педагогический университет «Первое сентября», 2013, pedportal.net
  4. «Планируемые результаты и оценка их достижений как структурообразующий элемент ФГОС». Вебинар (Webinar.ru) О.Б.Логинова, к.п.н. научный консультант НОЦ. «Просвещение».
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт. Утвержден приказом Министерства образования и науки от 17 декабря 2010 г., № 1897г.
  6. Хуторской, А.В. Что такое современный урок // Интернет-журнал "Эйдос". – 2012. – №2. – [Электронный ресурс]. Код доступа http://www.eidos.ru/journal/2012/0529-10.htm 
  7. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога? Видеолекция («Всероссийский интернет-педсовет») Е.Ямбург, д.п.н. академик РАО, директор ЦОН.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как основной метод достижения метапредметных результатов в обучении биологии

Объектом изучения является процесс современного обучения школьной биологии.     Предметом изучения являются условия и приемы реализации проектной деятельности по биологии....

Выступление на методическом объединении на тему "Оценки предметных и метапредметных результатов в условиях ФГОС"

Выступление на методическом объединении на тему "Оценки предметных и метапредметных результатов в условиях ФГОС"...

Методы достижения метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС

Создание инновационной образовательной среды, способствующей формированию совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», научить быть готовым к усло...

Доклад на тему: "Управление процессом формирования УУД согласно требованиям ФГОС ООО. Методы достижения метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС ООО" педсовет № 2 2015 г.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять ...

Методы достижения метапредметных результатов в условиях ФГОС на уроках физики

     Когда людей станут учить не тому,что они должны думать,а тому, как они должны думать,то тогда исчезнут всякие недоразумения.Г. Лихтенберг...

Методы достижения метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС на уроках химии

Сегодня школа должна быть ориентирована на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы...

Смысловое чтение как метод достижения метапредметных результатов в процессе подготовки к ГИА

Данная презентация подготвлена для методического семинара в рамках реализации МИП "Стратегии смыслового чтения"...