Главные вкладки

    Доклад на тему: "Управление процессом формирования УУД согласно требованиям ФГОС ООО. Методы достижения метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС ООО" педсовет № 2 2015 г.
    учебно-методический материал на тему

    Иманова Лаура Геннадьевна

    Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МОУ СОШ п.Мирный

    Педсовет № 2

    Доклад на тему:

    «Управление процессом формирования УУД согласно требованиям ФГОС ООО. Методы достижения метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС ООО».

    Подготовила:

    учитель русского языка

     и литературы

    Л.Г.Иманова

    2015 -2016 учебный год

    Расскажи мне, и я забуду.

    Покажи мне, и я запомню.

    Вовлеки меня, и я научусь

    Китайская мудрость

    На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от педагога к обучающемуся приоритетной целью образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

     «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи педагога». ЭлбертХаббарт.

    Традиционно учитель был обязан дать ученику глубокие и прочные знания по предметам. Жизнь меняется быстро и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Отсюда возникает необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. И как следствие, вместо передачи суммы знаний важно развитие личности учащегося на основе способов деятельности. Но это не значит, что мы отказываемся от «багажа» знаний. Мы просто меняем приоритеты.

    Школа должна “формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся".

    Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.

    В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

    УУД направлены на достижение планируемых результатов. Различают три группы планируемых результатов:

    1. Предметные универсальные учебные действия – лежат в основе изучения самого предмета (опыт получения, преобразования и применения предметных знаний).

    2.Метапредметные универсальные действия – центральной составляющей является формирование умения у учащихся работать с информацией (извлекать её, анализировать, воспринимать). Отражают межпредметные понятия.

    3. Личностные универсальные учебные действия – эмоциональность и нравственность в изучении предмета, развитии толерантности, здорового образа жизни.

    Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать на всех занятиях. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

    Личностные результаты

    Умения самостоятельно делать СВОЙ ВЫБОР в мире мыслей, чувств и ЦЕННОСТЕЙ и отвечать за этот выборвыражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник», «пешеход» и др.).

    Регулятивные универсальные учебные действия

    Умения ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность

    Отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

    Познавательные УУД

    Умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире.

    Система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации

    Коммуникативные УУД

    Умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.

    Образование – это то, что остаётся после того, как всё выученное забудется. (Макс Теодор Феликс фон Лауэ)

    Чему же надо учить в современной школе?
    Учитывая современные социально-экономические особенности развития общества, необходимо 
    формирование нового типа личности – мобильного, способного ориентироваться в информационном потоке, способного к адекватной самооценке и умению переучиваться при необходимости. На мой взгляд, метапредметные результаты обучения – самое сильное зерно в новых стандартах. Именно они являются мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний. Метапредметные результаты называют ещё «надпредметными», т.к. они не лежат в плоскости одного какого-либо предмета, а присущи каждому из них. Цель разработки метапредметного подхода в образовании и, соответственно, метапредметных образовательных технологий методисты видят в том, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.
    Что же такое МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты обучения? 
    Метапредметные результаты – обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (универсальные учебные действия)
    Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы действий – познавательные, коммуникативные – и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию. Универсальные способы действий осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются обучающимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
    Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда обучающиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются 
    мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно. 
    Таким образом, универсальные учебные действия — это совокупность способов действия обучающегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
    …Учитель учит ученика,.. а ученик в этот момент не учится! Известная картина? Несомненно. Кто является главным в школе? Ученик. Именно он – целеобразующий субъект. С чего мы начинаем построение урока? С целеполагания. Для кого? Для учителя, а не для ученика. Современные образовательные стандарты заставляют нас повернуться лицом к ученику, сделать его субъектом, реальным участником, образовательного процесса. Именно поэтому планировать урок надо с целеполагания ученика – чему его мы хотим научить, при помощи каких ресурсов.

    Элберт Грин Хаббард считал, что «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». 
    Побуждением к положительной мотивации  является формирование психологического настроя на урок.        

    - Повернитесь друг к другу лицом, образуя пару. Руки держите перед собой ладоням вверх. Затем мысленно повторяйте: “Все знания, которые я принёс с собой, положу в левую руку, а всё то, что я узнаю сегодня – в правую” . И когда я скажу: “Готово! Давай!” –  вы соедините руки одним громким хлопком, сказав при этом: “Готовы!”. А к чему вы готовы?

    Дети выполняют задания учителя:

    вытягивают руки перед собой ладонями вверх. По команде соединяют руки громким хлопком.

    Ответы детей: «Готовы к сотрудничеству, к активной работе!»

    - Схемы тем
    Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения. Г. Лихтенберг.
    Преподавание, сводящееся к трансляции учителем содержания учебника от параграфа к параграфу, не может обеспечить достижения метапредметных результатов даже при грамотной организации учебного процесса. От педагога, желающего качественно улучшить результаты обучения, требуется серьезная работа по осмыслению предметного содержания, его структурированию, ранжированию, а также проектированию приемов грамотного представления.
    При этом организационный аспект занятий имеет не меньшее значение, чем содержательный. Для достижения результатов метауровня учащиеся должны научиться 
    мыслить продуктивно. 

     Продуктивная мыслительная деятельность учащихся
    Оптимальные условия для развития мыслительных способностей создают ситуации, в которых люди мыслят продуктивно. Не припоминают заученное, не подбирают подходящее средство из освоенного арсенала, а додумываются до того, чего раньше не знали (создают продукт мыслительной деятельности).
    Учебные ситуации, предполагающие самостоятельное мышление обучащихся, можно создавать на всех этапах учебного процесса, но самым благоприятным является этап 
    представления материала. Задача учителя - по ходу объяснения создать с помощью специальных вопросов и заданий как можно больше ситуаций, когда обучающиеся на основании имеющихся знаний и минимальной дополнительной информации самостоятельно приходят к новым умозаключениям или осваивают новые предметные / надпредметные действия. Иными словами, новое знание не дается в готовом виде, а выстраивается пошагово в определенной логике с опорой на результаты продуктивной работы обучающихся.

    Борьба - бороться

    Инфинитив на ить – 2 спр искл. брить, стелить; остальные - 1 спр, иск.: 4 ать и 7 еть
    На этапах 
    отработки, обобщения и диагностики (контроля) материала рекомендуется предлагать учащимся специально разработанные задания, различные по видам деятельности, масштабу, месту (на уроках, дома, на практике и т. д.) и продолжительности выполнения, которые предполагают самостоятельное продуктивное мышление. Отличительная особенность таких заданий - продуктом должен быть текст в словесной или знаково-символической форме, который неоткуда списать. Традиционные формы самостоятельной продуктивной работы учащихся этому требованию обычно не соответствуют.
    из текста лит произ. выписать
    Подавляющее большинство сообщений, докладов, рефератов, даже исследовательских работ, которые выполняются школьниками, на наш взгляд, нельзя считать результатом продуктивного мышления. В лучшем случае они представляют текст, взятый из интернета. Конечно, мы с вами не против докладов и рефератов. Однако, грамотно отобранный, структурированный, понятый и осмысленный текст — качественный продукт, создавая который ученик “продвигается” в предмете, улучшает регулятивные умения и т. д.
    Осознанность - один из важнейших принципов любой работы, но в учебной деятельности (не только школьников, но и студентов, взрослых) соблюдается редко. Когда мы что-либо делаем осознанно, то легко отвечаем на три вопроса: 1) что делаем, 2) каким образом, 3) зачем?
    Режим работы в зависимости от предлагаемой ситуации может различаться - индивидуальный, парный, групповой. В любом случае нужно использовать приемы, повышающие ответственность каждого.

     Обсуждение результатов обучения учащихся
    Профессионализм учителя выражается в умении быстро уловить суть ответа, оценить его с точки зрения правильности - неправильности, целесообразности - нецелесообразности, корректности - некорректности и в случае, если ответ чем-то не устраивает, аргументированно показать всему классу неправильность / нецелесообразность / некорректность. При этом важно не обидеть ученика, найти возможность искренне похвалить его за что-либо.
    Средства формирования метапредметных умений и навыков:

    - проектная деятельность

    -интерактивная методика.

    - интегрированные технологии

    Приобретенные метапредметные умения пригодятся учащимся при выполнении творческого задания на экзамене в форме ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.

    Психологи полагают, что только в условиях решения творческих задач ребенок может продуцировать настоящий письменный текст. И здесь многое зависит от учителя, его умения формировать учебные мотивы, создавать творческую атмосферу на уроке, использовать оптимальные методы и приемы обучения.

    Сочинение описание (ощущение радости, уюта, умиротворения, восхищения),

    Сочинение рассуждение (хороший человек, материнская любовь, взглядом Радищева),

    Для формирования метапредметных результатов эффективен метод внутриязыкового сопоставительно анализа на уроках литературы например на освещении основной темы «Человек и история»

     «Образ русской императрицы и «Оде на день восшествия…» М. В. Ломоносова и «Фелице» Г. Р. Державина»

    Содержание

    1Знание

    Запоминание и воспроизведение

    - понятия «ода» и «стихотворение»,

    - знание содержания произведений,

     - знание фактов биографий авторов

    2Понимание

    - выделение критериев возможного сопоставления образов русских императриц в двух стихотворениях

    3Применение

    - выписывание из стихотворений черт императриц по плану сопоставления

    4Анализ

    - собственно сравнение двух образов

    5Синтез

    - обоснование сходства и различия образов с учётом их авторской оценки и исторической значимости,

    - выявление причин различного описания русских императриц в форме связного устного или письменного высказывания.

    6Оценка

    -оценка значения учебного материала  с возможным выходом на выполнение  проектного задания по литературе и истории.

     

     «Образ  Емельяна Пугачёва в народных исторических песнях, романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и драме

    С.А. Есенина «Пугачёв»

    Содержание

    1Знание

    - понятие  «устное народное творчество», «историческая песня», «исторический роман», «пьеса»

    - знание основных черт исторических эпох, в которые написаны произведения,

    - исторические сведения о личности Пугачёва,

    - почитанный текст романа «Капитанская дочка»(уроки по отдельным планам)

     2Понимание

    - выделение критериев возможного сопоставления образ Пугачёва (отношение к народу, отношение к своим сторонникам, отношение к врагам, личные качества героя)

    3Применение

    - групповая работа по текстам произведений

    4Анализ

    - собственно сравнение  образов Емельяна Пугачёва, созданных народом, А. С. Пушкиным и

    С. А. Есениным(подведение итогов групповой работы)

    5Синтез

    - составление сводной таблицы – сравнения. Выявление причин сходства и различия образа героя в данных произведениях

    6Оценка

    - Оценка возможности использования результатов сравнения для выполнения проектных, в том числе и межпредметных, заданий, творческих заданий и написания исследовательских работ,

    Сопоставительный анализ образов героев в разных произведениях разных авторов как нельзя лучше подходит для формирования метапредметных результатов, так как в ходе этой работы учащиеся получают возможность работать в группах и парах, планировать свою работу, производить такие мыслительные действия, как: анализ, сравнение, синтез, речевое оформление выводов и планирование того, где можно применить результаты проведённой работы.

    Сопоставительный анализ языковых явлений на уроках русского языка в 9 классе как средство формирования метапредметных  результатов.

             Применяя приём сопоставительного анализа для формирования метапредметных результатов на уроках русского языка, мы считаем целесообразным применять его на уроках изучения нового и первичного закрепления в 9 классе. Наиболее востребованными навыки анализа, сравнения и синтеза становятся при изучении видов придаточных предложений. В таблице приводится пример организации деятельности учащихся .

    Сопоставительный анализ языковых явлений при изучении темы «Виды придаточных предложений»

    1 группа – эксперты по смысловым группам наречий

    2 группа – эксперты по видам второстепенных членов предложений

    3 группа – эксперты по видам сложных предложений

    Изложение теоретических сведений

    Группы наречий с вопросами:

    Где? Куда? Откуда? – наречия места

    Когда? – наречия времени

    Почему? – наречия причины и т.д.

    Группы второстепенных членов предложения с вопросами:

    Какой? – определение;

    Вопросы косвенных падежей – дополнение;

    Вопросы наречий - обстоятельства

    Группы сложных предложений и их основные признаки:

    ССП – равноправие частей и связь с  помощью сочинительных союзов;

    СПП – возможность задать вопрос от одной части предложения к другой, связь с помощью подчинительных союзов;

    БСП – равноправие частей, отсутствие союзной связи

    Анализ материала и вывод о том, что в центре внимания будут СПП

    Анализ подобранного учащимися конкретного языкового материала

    Определение групп наречий

    Синтаксический разбор предложенных простых предложений

    Синтаксический разбор СПП

    Сопоставление результатов  аналитической работы.

    Вывод о сходстве вопросов второстепенных членов и придаточных частей СПП

    Выдвижение гипотезы о названии групп придаточных предложений по аналогии с второстепенными членами предложения: определительные , обстоятельственные, изъяснительные (на этой стадии учащиеся могут назвать их дополнительными)

    Аналитическая работа с предложенными учителем  СПП с придаточными обстоятельственными по группам или в парах.

    Сопоставление вопросов, заданных к придаточным предложениям, с вопросами смысловых групп наречий.

    Вывод о сходстве вопросов наречий и групп придаточных обстоятельственных

    Выдвижение гипотезы о том, что придаточные обстоятельственные могут называться так же, как и смысловые группы наречий: места, времени, причины, уступки и т.д

    Проверка верности гипотезы в ходе сопоставления результатов самостоятельного исследования и материалов учебника.

    Дополнение сведений в конспекте.

    Синтез: применение полученных знаний при синтаксическом разборе СПП.

             Таким образом, мы продемонстрировали, что сопоставительный анализ языковых явлений позволяет формировать метапредметные результаты  у учащихся на уроках русского языка в 9 классе: получение знаний, выработка умений и навыков происходит в процессе деятельности  учащихся


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методы достижения метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС

    Создание инновационной образовательной среды, способствующей формированию совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», научить быть готовым к усло...

    Методы достижения метапредметных результатов в условиях ФГОС на уроках физики

         Когда людей станут учить не тому,что они должны думать,а тому, как они должны думать,то тогда исчезнут всякие недоразумения.Г. Лихтенберг...

    Методы достижения метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС на уроках химии

    Сегодня школа должна быть ориентирована на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы...

    Проектная деятельность как способ формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС

    Программа развития универсальных учебных действий (УУД) определяет— цели и задачи взаимодействия педагогов и обучающихся по развитию универсальных учебных действий;— планируемые ...

    Пути формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС

    В статье рассмотрены некоторые способы, пути  достижения метапредметных результатов...

    Педагогические технологии формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС

    Стандарты второго поколения определяют новые требования к результатам обучения. При этом выделяют личностные, метапредметные и предметные результаты обучения. Особое место, занимают метапредметные рез...

    Методы достижения метапредметных результатов в условиях ФГОС на уроках географии.

    Выступление на ГМО учителей географии г. Нижневартовска от 19.12.2018г. по теме "Методы достижения метапредметных результатов в условиях ФГОС на уроках географии". Важнейшей задачей современ...