Методы достижения метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС на уроках химии
статья по химии (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Сегодня школа должна быть ориентирована на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metody_dostizheniya_metapredmetnyh_rezultatov.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Методы достижения метапредметных результатов

 в условиях реализации ФГОС  на уроках  химии

Модернизация школьного образования приводит нас к переходу образовательных учреждений на инновационный путь развития, где предполагается пересмотр целей обучения и способов их реализации. Сегодня школа должна быть ориентирована на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы. Метапредметные образовательные результаты учеников обязывают учителя обеспечивать, проверять и оценивать работу учеников, начиная с начальной школы. Включение метапредметности в ФГОС, является прогрессивным шагом в современном образовании.

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения уделено метапредметным результатам или по-другому, под метапредметным результатом можно понимать – универсальные учебные действия, которые дополняют «портрет современного выпускника школы» такими важными составляющими, как способность организовать свою познавательную деятельность, умение согласованно выполнять совместную работу, умениями планировать, прогнозировать и т. д. Перечисленные характеристики входят в состав метапредметных компетенций школьников (регулятивной, познавательной, коммуникативной).

В настоящее время в теории и практике химии усиливается внимание к метапредметным результатам, которые формируются при усвоении химического содержания. Метапредметные результаты обучения, установленные ФГОС, направлены для обеспечения самостоятельности и активности подростка в планировании и осуществлении учебной деятельности, решении важных проблем, организации учебного сотрудничества. Для обеспечения достижения метапредметных результатов важно использовать рабочие тетради со специальными заданиями, направленные на их формирование, развитие и диагностику на химическом материале. Планируемые метапредметные результаты могут быть достигнуты только при условии специальной работы учителя, направленной на организацию самостоятельного освоения учащимися общеучебных умений (Корощенко, 2014).

В связи с этим для формирования, развития, совершенствования и достижения метапредметных результатов  разрабатывается комплекс заданий по программе школьного курса химии, позволяющих устанавливать связь между учебным материалом по химии и повседневной жизнью человека, способностью анализировать и оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни, умение анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения окружающей среды и здоровья людей.

1. Ситуационное задание 

Ученые считают, что негативное воздействие на окружающую среду будет минимальным при производстве метилового спирта из природного газа с низким уровнем содержания серы. По своему отрицательному воздействию на окружающую среду и человека сера (точнее, ее соединения) стоит на одном из первых мест. Основной источник загрязнения серой – сжигание каменного угля и других видов топлива, содержащих серу. При этом около 96% серы, содержащейся в топливе, попадает в атмосферу в виде сернистого газа SO2. В атмосфере сернистый газ постепенно окисляется до оксида серы (VI). Оба оксида – и оксид серы (IV), и оксид серы (VI) – взаимодействуют с парами воды с образованием кислотного раствора. Затем эти растворы выпадают в виде кислотных дождей. Оказавшись в почве, кислотные воды угнетают развитие почвенной фауны и растений. В результате создаются неблагоприятные условия для развития растительности, особенно в северных регионах, где к суровому климату добавляется химическое загрязнение. В результате гибнут леса, нарушается травяной покров, ухудшается состояние водоемов. Кислотные дожди разрушают изготовленные из мрамора и других материалов памятники, более того, они вызывают разрушение даже каменных зданий и изделий из металлов.

Задания:

1. Напишите уравнение реакции, которые описаны в тексте. Составьте электронный баланс.

2. Приготовьте сообщение о современном промышленном способе получения угля и его применении в быту и промышленности.

3. Какие кислоты соответствуют оксидам серы? Напишите распад на ионы сернистой и серной кислот в водном растворе.

4. Вычислите массовую долю серы в сернистой и серной кислоте.

При выполнении задания учащиеся проявляют следующие УУД: ставят цель, планируют пути достижения цели, используют различные способы поиска информации. Они учатся действовать в условиях неопределенности: на основании найденной информации им нужно сделать ряд умозаключений.

Учащиеся хорошо справляются с заданиями на воспроизведение знаний, но затрудняются применять полученные знания в ситуациях, близких к жизненным. Для достижения учащимися современных требований к результатам обучения химии необходимо применение заданий, в которых химическое содержание интегрировано с практикой.

2. Экспериментальные творческие задания. Творческие задачи решаются в условиях самоорганизации и саморазвития. Решая творческие задачи, учащиеся преодолевают интеллектуальные трудности, происходит развитие познавательной и творческой активности, волевых качеств, творческой мотивации и целеустремлённости. Творческие задачи целесообразно решать в условия сотрудничества нескольких учащихся. В процессе поиска у учащихся возникает потребность поделиться своей идеей.

Например, загрязнение атмосферы токсичными соединениями опасно не только для здоровья человека, оно грозит разрушением и произведений искусства. Серебро со временем темнеет. Причина этого явления – реакция ионов серебра с атмосферным сероводородом, приводящая к образованию сульфида серебра – соединения чёрного цвета. Предложите способ очистки серебряных изделий.

В качестве примера контроля и оценки составляющих образованности школьников в процессе обучения химии можно привести диагностики уровня учебных достижений по теме «Сера и ее соединения»:

1. В результате, каких химических реакций образуются кислотные дожди?

2. Могут ли кислотные дожди образоваться за счет оксидов углерода, содержащихся в воздухе?

3. Предложите несколько способов снижения выбросов соединений серы в атмосферу и снижения вероятности кислотных дождей.

4. В результате каких реакций в воздухе образуются оксиды серы?

5. Какие полезные ископаемые могут участвовать в образовании сернистого газа, серного ангидрида?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как основной метод достижения метапредметных результатов в обучении биологии

Объектом изучения является процесс современного обучения школьной биологии.     Предметом изучения являются условия и приемы реализации проектной деятельности по биологии....

Методы достижения метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС

Создание инновационной образовательной среды, способствующей формированию совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», научить быть готовым к усло...

Доклад на тему: "Управление процессом формирования УУД согласно требованиям ФГОС ООО. Методы достижения метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС ООО" педсовет № 2 2015 г.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять ...

Методы достижения метапредметных результатов в условиях ФГОС на уроках физики

     Когда людей станут учить не тому,что они должны думать,а тому, как они должны думать,то тогда исчезнут всякие недоразумения.Г. Лихтенберг...

Методы достижения метапредметных результатов в условиях ФГОС на уроках географии.

Выступление на ГМО учителей географии г. Нижневартовска от 19.12.2018г. по теме "Методы достижения метапредметных результатов в условиях ФГОС на уроках географии". Важнейшей задачей современ...

Смысловое чтение как метод достижения метапредметных результатов в процессе подготовки к ГИА

Данная презентация подготвлена для методического семинара в рамках реализации МИП "Стратегии смыслового чтения"...

Методы достижения метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС

О методах достижения метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС...