Смысловое чтение как метод достижения метапредметных результатов в процессе подготовки к ГИА
презентация к уроку
Данная презентация подготвлена для методического семинара в рамках реализации МИП "Стратегии смыслового чтения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.66 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предпосылки
формированию осознанных и действенных знаний, повышению уровня познавательной активности и учебной мотивации обучающихся препятствует низкий уровень качества чтения. Проблема
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлечённую информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста
Э тапы работы с текстом Планирование деятельности Чтение текста. Контроль понимания прочитанного
текст фактуальная информация (5-6 кл ) подтекстовая информация (9-11кл) к онцептуальная информация (7-8кл)
Приёмы технологии продуктивного чтения - просмотровое или поисковое чтение с целью нахождения конкретной информации; - ознакомительное чтение с целью извлечения основной информации или выделения основного содержания текста; - изучающее чтение с целью извлечения полной информации и последующей ее интерпретацией. - работу с текстом на основе разнообразных видов учебной деятельности, направленных на совершенствование навыков смыслового чтения: - чтение текста и определение в нем главной информации; - представление основной информации в разных формах информационной обработки текста (тезисы, план, таблица, схема и др.); - формулирование вопросов к основной информации и ответов на них; - поиск ответов на задания к тексту; - комментированное чтение, определение слов и суждений с непонятным или неясным значением, уточнение их значения; - сжатое или подробное изложение содержания прочитанного или прослушанного текста; - пересказ текста (фрагмента текста) по плану, таблице, схеме; - подготовка сообщения, развернутого ответа на вопрос
Продуктивные приемы работы с текстом - чтение текста «с карандашом»; - выразительное чтение текста или его фрагментов; - определение основных понятий; - уточнение значения слов и словосочетаний; - составление таблиц; - составление плана текста; - выявление первичного восприятия содержания текста (в том числе с помощью беседы); - повторное чтение текста и/или отдельных фрагментов с целью последующего анализа (продуктивные приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и др.); - постановка уточняющих вопросов к микротемам текста; - обобщение прочитанного, постановка к тексту обобщающих, в том числе проблемных, вопросов.
Приём «Ромашка Блума » , заключается в том, что учащимся задаются 6 типов вопросов по прочитанному тексту. Простые вопросы . Отвечая на них, учащимся нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Подобные вопросы применяют на традиционных формах контроля. Уточняющие вопросы . Обычно начинаются со слов: «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о ...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал, в результате чего происходит рефлексия. Интерпретационные (объясняющие) вопросы . Обычно начинаются со слова «Почему?». Данный вид вопросов направлен на установление причинно-следственных связей, что позволит ребенку глубже проникнуть в смысл прочитанного. Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?». С помощью этих вопросов ребенок включится в анализ текста, рассматривая различные варианты событий. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т.д., что тоже очень важно для лучшего понимания прочитанного. Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Эти вопросы вызовут у учащихся особый интерес, потому что связь изучаемой информации с жизнью всегда увлекает. Здесь возможно привлечь и жизненный опыт самих ребят, что позволит еще лучше усвоить информацию.
Книга – великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться. А . Блок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/28/picture-51571-1548706113.jpg)
«Деятельностный подход как условие достижения метапредметных результатов в процессе обучения географии»
Изучение географии в школе позволяет сформировать комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как планете людей, являющееся одной из основ практической повседневной...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/06/picture-214114-1362572657.jpg)
Проектная деятельность как основной метод достижения метапредметных результатов в обучении биологии
Объектом изучения является процесс современного обучения школьной биологии. Предметом изучения являются условия и приемы реализации проектной деятельности по биологии....
Обучение смысловому чтению как средство достижения метапредметных результатов.
Данная работа представляет собой обобщение опыта по актуальной теме:"Смысловое чтение как планируемый результат в области ууд....
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/18/picture-798447-1466227436.jpg)
Методы достижения метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС
Создание инновационной образовательной среды, способствующей формированию совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», научить быть готовым к усло...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/09/picture-847056-1478678092.jpg)
Доклад на тему: "Управление процессом формирования УУД согласно требованиям ФГОС ООО. Методы достижения метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС ООО" педсовет № 2 2015 г.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/18/picture-727174-1450430915.jpg)
Смысловое чтение как средство достижения метапредметных результатов на уроках английского языка в 5 классе
Смысловое чтение как средство достижения метапредметных результатов на уроках английского языка в 5 классе...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/24/picture-49442-1585039982.jpg)
Стратегии смыслового чтения как средство формирования метапредметных результатов
Сообщение. В современных условиях, которые характеризуются огромным потоком информации, всё большее значение приобретает проблема развития у обучающихся информационной компетентности. Единицей информа...