Главные вкладки

    Смысловое чтение как средство достижения метапредметных результатов на уроках английского языка в 5 классе
    проект по английскому языку (5 класс) на тему

    Alexander_Zhuravlev

    Смысловое чтение как средство достижения метапредметных результатов на уроках английского языка в 5 классе

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_smyslovoe_chtenie.docx51.84 КБ

    Предварительный просмотр:

    Особенности формирования навыка чтения  на основе стратегий  смыслового чтения  на уроках английского языка

    Смысловое чтение как средство достижения метапредметных результатов на уроках английского языка в 5 классе

    Исследования международных экспертов учащихся показали, что в России существуют большие проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания, формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в разных жизненных ситуациях. Команда международных экспертов выделила и описала пять уровней грамотности, каждый из которых замерялся по параметрам «поиск и восстановление информации», «интерпретация текста и обоснование выводов», «рефлексия и оценивание», т. е. включал психические процессы восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения (Г. С. Ковалёва, Э. А. Красновский, 2004). По всем трем шкалам результаты российских школьников значительно ниже результатов учащихся из многих европейских стран (соответствуют 2-му уровню грамотности чтения).  Таковы результаты уровня чтения на родном для многих учащихся русском языке, что уж говорить о чтении на иностранном языке.

     Таким образом, актуальность разработки данного проекта  заключается в том, что  учащиеся не имеют возможности погружения в языковую среду, а чтение является одним из средств ознакомления с культурой другого народа, основой формирования навыков межличностного и межкультурного общения, созданием условий для личностного и познавательного развития учащихся.

    Цель проекта: создать условия для формирования навыка чтения через решение языковых задач на основе стратегий смыслового чтения.

    Задачи проекта:

    1. Проанализировать современную литературу по данной теме;
    2. Определить и подобрать содержание языкового материала для формирования навыка чтения на английском языке.
    3. Систематизировать материал для создания банка измерителей метапредметных результатов.

    Этапы реализации проекта:

    1. Подготовительный этап (февраль-март 2015 г)

    Цель: выявление уровня  положительной мотивации  к изучению английского языка

    Содержание: для достижения   цели этапа используются следующие методы: анкетирование и тестирование учащихся, собеседование. Использование диагностических методик позволяет определить уровень положительной мотивации   к изучению   английского языка  в основной школе

    2. Организационно-практический этап (апрель 2015-май 2016 гг)

    Цель: теоретически обосновать   содержание и способы применения стратегий смыслового чтения с целью развития творческих способностей обучающихся и повышения положительной мотивации к обучению,  апробировать  отобранные и разработанные методические материалы в учебном процессе.

    Содержание: внедрение и использование стратегий смыслового в урочной и внеурочной деятельности. Установление связей между участниками проекта. Создание  банка  учебно - познавательных заданий,  создание мультимедийных продуктов,   разработка сценариев  уроков английского языка с применением  стратегий смыслового чтения. Апробация  материалов на уроках английского языка в основной школе.

    3. Рефлексивно-оценочный этап (август-декабрь 2016)

    Цель: провести рефлексию результатов проекта.

    Содержание:   итоговая диагностика сформированности коммуникативных УУД, определение уровня коммуникативных навыков и умений. Анализ, разработка рекомендаций по коррекции работы. Методическая копилка опыта работы по данной проблеме.

    Необходимые условия реализации проекта

    1.Стремление педагога  развивать и воспитывать уникальную личность ученика посредством своего предмета.

    2. Обучение иностранному языку (английскому) осуществляется по программе М.З.Биболетовой, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубаневой.  Этот УМК   позволяет осуществлять личностно – ориентированный подход, развивать коммуникативные умения и навыки  учащихся и  повышает их познавательный интерес.

    3.  В гимназии   кабинет английского языка  с лингофонным оборудованием, мультимедийным сопровождением соответствует требованиям ФГОС.

    Критерии оценки реализации проекта

    -уровень сформированности у обучающихся  коммуникативных УУД;

    - уровень положительной мотивации;

    -  динамика развития коммуникативных речевых умений и навыков;

     -повышение качества обученности.

    Ожидаемые результаты

    •   повышение качества обучения (о чем свидетельствуют успехи учеников на олимпиадах,  контрольных работах по разным видам речевой деятельности);
    •   повышение уровня положительной мотивации к изучению английского языка;
    • динамика в развитии иноязычной коммуникативной компетенции учащихся;
    •  Самостоятельное определение выводов, переработка информации, преобразование её, представление информации на основе схем, моделей, сообщений.
    • Составление сложного  плана текста.
    •  Умение передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

    Ресурсы проекта:

    • Организационные: работа методического объединения учителей иностранного языка, организация взаимодействия с учителями  школы,  налаживание связи с педагогами других ОУ и представителями социальных организаций, сотрудничество с администрацией.
    • Информационные: сбор, обработка , анализ информации по данной проблеме, знакомство педагогического коллектива и других участников проекта  с его содержанием.
    • Мотивационные: действия, призванные сформировать положительное отношение к организации и реализации проекта.
    • Нормативно – правовые: подготовка документов, регламентирующего характера ( календарно-тематическое планирование)
    • Научно – методические: создание научно – методического обеспечения реализации проекта (различных методических памяток, инструкций, рекомендаций и др.)
    • Материально - технические: материально- техническое обеспечение школы позволяет организовать проект без дополнительного бюджетного финансирования. Возможно использование спонсорских средств.

    Инновационный замысел проекта заключается в создании условий для личностного и познавательного развития учащихся, формировании метапредметных компетенций.

    Нередко формирование чтения на русском языке затягивается на долгие годы, не говоря уже о чтении на английском языке. Упорные многомесячные тренировки в чтении и систематические дополнительные занятия, как правило, дают более чем скромный результат.

    Проблемой формирования навыка чтения занимались следующие педагогии ученые Е.А.Заика, И.Р. Гальперин, В.Н. Зайцев, М.Р. Львов

    Смысловое чтение  –  это  восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.

    В концепции универсальных учебных действий смысловое чтение обозначено как:

    1. осмысление цели и выбор вида чтения в зависимости от цели;
    2. извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
    3. определение основной и второстепенной информации;
    4. свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
    5. понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

    Смысловое чтение – это вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.

    В Примерной основной образовательной программе основного общего образования под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально- делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».

    Исходя из этого определения, можно сформулировать основные умения смыслового чтения, развитие которых должно обеспечиваться всей образовательной деятельностью:

    • умение осмысливать цели чтения;
    • умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;
    • умение  извлекать   необходимую   информацию  из   прослушанных

    текстов различных жанров;

    • умение определять основную и второстепенную информацию;
    • умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально – делового стилей;
    • умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.

    Способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром, является главным источником развития человека. В широком смысле слово «читать» понимается как умение объяснять, истолковывать мир: читать по звездам, читать по лицу, читать  и истолковывать явления природы и т.д. В узком смысле чтение – это процесс восприятия текста. Смысловое же чтение – это погружение в текст, понимание его внешнего и скрытого плана, интерпретация текста.

    Зная и понимая это, учитель должен создать благоприятные условия для овладения школьниками приёмами понимания текстов разных стилей и жанров, приёмами совершенствования техники чтения, умело использовать на уроке различные типы и виды чтения.

    Смысловое чтение, по убеждению В.Н. Мишаковой, не должно рассматриваться как вид чтения, а, скорее  всего, характеризовать уровень чтения. Смысловое чтение нацелено на постижение читателем ценностно-смыслового содержания текста, на вычитывание того смысла текста, который задан целью чтения.

    Обусловленность вида чтения его целью очевидна, от этого, в свою очередь, зависит выбор механизма чтения, по этой причине младших школьников необходимо учить различным стратегиям чтения. Однако они, как правило, используют один и тот же механизм и при чтении художественного текста, и при работе с научно – познавательными текстами [7].

    Требования ФГОС ООО к овладению смысловым чтением.

    Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

    Выпускник научится:

    • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;
    • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
    • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста.

    Выпускник получит возможность научиться:

    • анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления.

    Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

    Выпускник научится:

    • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
    • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах),  переходить от одного представления данных к другому;
    • интерпретировать текст:

    Выпускник получит возможность научиться:

    • выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного   материала   с    информацией   текста,   анализа   подтекста

    (использованных языковых средств и структуры текста).

    Работа с текстом: оценка информации

    Выпускник научится:

    • откликаться на содержание текста:
    • связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
    • оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
    • находить доводы в защиту своей точки зрения;
    • откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения; на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
    • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
    • использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

    Выпускник получит возможность научиться:

    • критически относиться к рекламной информации;
    • находить способы проверки противоречивой информации;
    • определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

    Организация условий для чтения важна как для осмысления самого текста, так и для получения результатов осмысления - понимания .

    Чтобы успешно усвоить текст, ученик должен овладеть набором приемов, стратегий работы с текстовой информацией. Выбор стратегий индивидуален, но чтобы сделать выбор, ученик должен иметь в своем опыте репертуар стратегий. Сегодня в арсенале у наших учителей иностранного языка широкий репертуар стратегий на каждом этапе чтения, что позволяет эффективно организовать разнообразную текстовую деятельность на уроке и активно вовлекать всех учащихся в процесс чтения.

    • Работа над текстом проходит в три этапа, каждому из которого соответствует определенный набор стратегий.
    • На этапе предчтения учащимся предлагается большое количество заданий, направленных на обсуждение имеющихся знаний и опыта ребенка, переживаний и чувств, прогнозирование и высказывание гипотез и т.д., Учителя используют такие предтекстовые стратегии как, прогнозирование содержания по заголовку, рассечение вопроса, мозговой штурм, антиципация, Знаю – хочу узнать – узнал (З – Х – У), и др.  Данные стратегии помогают определить цель и задачи чтения , направить внимание на подтверждение высказанных гипотез и поиск новой информации. Они также направлены на актуализацию предшествующих знаний и опыта, имеющих отношению к тексту.
    • На этапе собственно чтения учителя организуют текстовую деятельность с использованием стратегий в зависимости от типа учебного текста. С информационными текстами особенно эффективны такие стратегии как информационная карточка.  Работая с информационной карточкой, например, ученик не просто заполняет её ключевыми словами, он сверяет информацию с карточкой партнера, дописывает недостающую информацию в своей карточке другим цветом, потом ученики задают вопросы в парах и пересказывают своими словами, что узнали.
    • Любая информационная карточка  может быть превращена в тематическую, получившийся результат частично демонстрирует отношение создателя тематической карточки к понятию.
    • Так же эффективно использование таких стратегий как чтение с пометками, море вопросов, карта определения, пирамида фактов, кольца Венна и т.д В работе с художественными текстами хорошо помогают организовать деятельность следующие стратегии: карта рассказа, пирамида рассказа, чтение с остановками, чтение в кружок, дерево вопросов, море вопросов, сжатие текста, аннотация – краткий пересказ – пересказ и другие.
    • На этапе послечтения проводятся послетекстовые обсуждения  с целью  получения читательского отклика; идет обсуждение того, что узнали, выяснили, учащиеся обмениваются мнениями. Привычными стратегиями работы стали составление кластера, граф-схем, синквейна; дискуссия.
    • Результатом разнообразной текстовой деятельности является уточнение, расширение или изменение собственной точки зрения, что способствует учебному сотрудничеству, а также широкий репертуар стратегий, что позволяет учащимся читать различные тексты с различной целью. Такое чтение вызывает «эмоциональное и интеллектуальное сопереживание, сомышление, содействие»  и оно ведет к познавательной и творческой самостоятельности. Таким образом, обучение становится не заучиванием, не зазубриванием, оно идёт через понимание того, что дается.
    •   Организация текстовой деятельности способствует развитию читательской и информационной компетентности учащихся,  метапредметной компетенции,что  предполагает «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных информационных технологий».

    ПРИЕМЫ И СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ

     

    "Мозговой штурм"

    Цель: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к изучаемой теме.

    1. Учитель обращается к ученикам с вопросом: "Какие ассоциации возникли  у вас, когда вы услышали тему?"
    2. Учитель записывает все называемые ассоциации.
    3. Учитель предлагает прочитать текст и определить, были ли школьники правы.

     

    "Глоссарий"

    Цель: актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.

    1. Учитель предлагает посмотреть на список слов и отметить те, которые могут быть связаны с текстом.
    2.  После прочтения текста ученики возвращаются к данным словам  и сравнивают их значение и употребление в тексте.

     

    "Рассечение вопроса"

    Цель: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия.

    Учитель предлагает ученикам прочитать заглавие текста и предположить, о чем пойдет речь в тексте.

     

    "Алфавит за круглым столом"

    Цель: актуализация знаний, формирование установки на чтение.

    На предложенной карте алфавита учащиеся должны написать названия или авторов книг, которые связаны с темой текста. Далее следует обсуждение результатов.

     

    "Соревнуемся с писателем"

    Цель: мотивирование читателя на прочтение книги, включение механизмов антиципации.

    Ученикам дается установка: "Попробуйте спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации". Один ученик предлагает свой вариант сюжета книги, остальные его дополняют.

     

    "Чтение в кружок"

    Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

    1.  Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас  есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу".
    2. Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

     

    "Чтение про себя с вопросами"

    Цель: формирование умений вдумчивого чтения.

    Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы, которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с автором».

     

    "Чтение с остановками»"

    Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

    Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: "Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания последующего отрывка".

     

    "Ассоциативный куст"

    Цель: актуализация знаний, формирование установки на чтение.

    Учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся один за другим высказывают свои ассоциации, учитель фиксирует их на доске в виде схемы.

     

    "Чтение в парах – обобщение в парах"

    Цель: формирование умений выделять  главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы.

    1. Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста.

    2.Учитель объединяет учащихся в пары и дает четкий инструктаж. Каждый ученик поочередно выполняет две роли:   докладчик – читает и обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей.

    3.Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению.

     

    "Читаем и спрашиваем"

    Цель: формирование умений самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.

    1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.

    2.Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует   выделить в прочитанном.

    3.Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него.

    4.Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе, коррекция.

     

    "Дневник двойных записей"

    Цель: формирование умений задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.

    1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.

    2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивил, напомнили о   каких-то    фактах,    вызвали     какие- либо ассоциации; в правой – написать        лаконичный      комментарий: почему     именно   этот  момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.

     

    "Чтение с пометками"

    Цель: формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.

    Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:

     

    v

    Знакомая информация

    +

    Новая информация

    --

    Я думал (думала) иначе

    ?

    Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше

     

    "Чтение с составлением диаграммы Эйлера-Венна"

    Цель: сформировать навыки сравнения и классификации, структурирования информации.

    1.Ученики читают текст, внимательно анализируя его.

    2.Учитель ставит задачу – сравнить два или более объекта, данные сравнения записать в виде диаграммы Эйлера-Венна.

    "Сенкан (синквейн)"

    Цель: развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.

    Учитель предлагает написать сенкан по ключевому слову поработанного текста.

    Сенкан – «белый стих», слоган из пяти строк (от фр. Cing – пять), в котором синтезирована основная информация.

    Структура синквейна.

    1. Существительное (тема).

    2. Два прилагательных (описание).

    3. Три глагола (действие).

    4. Фраза из четырех слов  (описание).

    5. Существительное (перефразировка темы).

     

    Заключение

    В основной школе для ученика важно, чтобы он осмыслил прочитанный текст, мог его пересказать, составить к нему вопросы, выделить главное, ответить на поставленные взрослым вопросы, озаглавить прочитанный текст. Все перечисленные действия ему необходимо выполнять и на уроках английского языка. Поэтому необходимо создать такие условия, чтобы информация превращалась в собственные знания, осуществлялся переход ребёнка от неумелости к умению, от незнания к знанию, происходило «выращивание внутренней рефлексии», что приведёт к само изменению, самосовершенствованию личности. Речь школьников становится правильной, логичной, доказательной, происходит существенный рост орфографической грамотности, что способствует повышению речевой культуры школьников. Критическое мышление, вкратце, это самонаправляемое, самодисциплинируемое, самооценивающее и самокорректирующее мышление. Это предполагает соглашение со строгими стандартами, что влечет за собой эффективную коммуникацию и способность решать проблемы  и обязательство преодолевать наш природный эгоцентризм и социоцентризм. Стратегии смыслового чтения, сориентированы не только на сотрудничество учителя и учащихся, деятельностное участие самого ученика, а также на создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение. Работая по стратегиям смыслового чтения, учащийся реализует свои потребности и возможности учиться решать свои проблемы самостоятельно, а также обучается способам оценки своей собственной деятельности. Используя стратегии смыслового чтения  на уроках иностранного языка, учитель развивает личность ученика в первую очередь при непосредственном обучении иностранному языку, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования.

    Критерии оценивания степени сформированности навыков смыслового чтения

     

    Критерии

    Показатели

    Баллы

    1. Умение находить нужную для понимания смысла информацию

    1. Ученик самостоятельно и в полном объёме находит нужную для понимания смысла текста информацию.

    2. Ученик находит нужную информацию с помощью наводящих вопросов учителя.

    3. Ученик находит нужную информацию только с помощью учителя.

    3

     

     

    2

     

     

    1

    2. Понимание прочитанного

    1. Адекватное авторскому замыслу понимание прочитанного.

    2. Искажённое понимание прочитанного.

    3.Непонимание прочитанного.

    2

     

    1

     

    0

    3. Умение преобразовать текст

    1. Ученик умеет самостоятельно преобразовать текстовую информацию.

    2. В процессе преобразования текстовой информации ученик действует по алгоритму или образцу.

    3. Ученик не умеет самостоятельно преобразовать информацию.

    2

     

    1

     

     

    0

     

    Литература:

    1. Асмолов  А.Г., Бурменская  Г.В.  Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли./М., Просвещение,2011.
    2. Винокурцева И.Г. Приёмы организации интерактивного чтения в философии WholeLanguage (Язык как целое) // Иностр. языки в школе. 2005. №2
    3. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования/ И.Р. Гальперин., М., 1981.
    4. Заика Е.В.  Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников: дистанционная поддержка педагогических инновация дляподготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий/ Е.В. Заика//Вопросы психологии. – 1996 -  №2
    5. Овчинникова Е.Н. Обучение чтению на иностранном языке как текстовой деятельности //http://www.rusreadorg.ru/issues/c2006/
    6. Г.С. Ковалева,Э.А. Красновский .Новый взгляд на грамотность. // "Русский язык, 2005г -  № 14
    7. Халперн Д. Психология критического мышления: http://www.koob.ru/halpern/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление "Групповые технологии как одно из средств достижения метапредметных результатов на уроках математики"

    «Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».В качестве главного результата модернизац...

    Средства достижения метапредметных результатов на уроках английского

    Данная статья посвящена технологиям, которые делают  работу учащихся более эффективной, и отвечают требованиям ФГОС второго поколения...

    Обучение смысловому чтению как средство достижения метапредметных результатов.

    Данная работа представляет собой обобщение опыта по актуальной теме:"Смысловое чтение как планируемый результат в области ууд....

    Методические рекомендации "Применение игровых технологий для достижения высоких предметных и метапредметных результатов на уроках английского языка в начальной школе"

    Работа написана в соавторстве с педагогом-психологом, нейропсихологом ГБОУ "Школа 1298" Новиковой Ольгой Дмитриевной. Данные методические рекомендации адресованы учителям, преподающим английский язык ...

    Пути достижения метапредметных результатов на уроках русского языка

    Нестандартные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы...

    Использование проблемно-диалогического обучения в условиях реализации программных мероприятий ФГОС как средство достижения метапредметных результатов на уроках истории и обществознания

    Использование проблемно-диалогического обучения в условиях реализации программных мероприятий ФГОС как средство достижения метапредметных результатов на уроках истории и обществознания...

    Стратегии смыслового чтения как средство формирования метапредметных результатов

    Сообщение. В современных условиях, которые характеризуются огромным потоком информации, всё большее значение приобретает проблема развития у обучающихся информационной компетентности. Единицей информа...