Методические рекомендации "Применение игровых технологий для достижения высоких предметных и метапредметных результатов на уроках английского языка в начальной школе"
методическая разработка по английскому языку на тему

Волкова Галина Валерьевна

Работа написана в соавторстве с педагогом-психологом, нейропсихологом ГБОУ "Школа 1298" Новиковой Ольгой Дмитриевной. Данные методические рекомендации адресованы учителям, преподающим английский язык в начальной школе. В работе раскрывается значимость применения игровых технологий для развития предметных и метапредметных умений, даются практические советы по организации игр на уроках английского языка, приводятся примеры языковых и речевых игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Волкова Галина Валерьевна, учитель английского языка ОАНО «Школа ПРИОРИТЕТ»,

Новикова Ольга Дмитриевна, педагог-психолог, нейропсихолог

ГБОУ «Школа 1298»

Методические рекомендации: «Применение игровых технологий для достижения высоких предметных и метапредметных результатов на уроках английского языка в начальной школе»

Содержание:

Аннотация

Введение

Достижение метапредметных результатов

Достижение предметных результатов

Классификация игр

Языковые игры

Речевые игры

Аннотация

Данные методические рекомендации адресованы учителям, преподающим английский язык в начальной школе. В работе раскрывается важность использования игровых технологий для формирования метапредметных и предметных умений, предлагается алгоритм использования игр на уроке английского языка в начальной школе (от подготовительного этапа до заключительного), даются практические рекомендации по организации игр. В конце работы приводятся примеры языковых и речевых игр на уроках английского языка в начальной школе.

Введение

Игровые технологии являются неотъемлемой составной частью современных образовательных технологий. Применение игровых технологий в педагогической практике имеет давнюю традицию и в отечественной педагогике, и за рубежом. Жан Пиаже, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др. изучали теорию и значение игры в процессе социализации и обучения ребенка.

В настоящее время игровые технологии по-прежнему представляют огромный интерес для педагогов и являются эффективным орудием для достижения устойчивых предметных и метапредметных результатов в рамках системно-деятельностного подхода к обучению. Использование игры в обучении эффективно в отношении учащихся любого возраста, однако именно для младших школьников игровые технологии являются необходимой составляющей  образовательной среды. Необходимо учитывать, что игра является ведущей формой деятельности дошкольника.

Когда ребенок идет в школу, учебная деятельность постепенно начинает замещать игровую. Однако процесс этот идет медленно, игра долго еще остается наиболее привычным и естественным для ребенка средством постижения окружающего мира, именно поэтому становясь  эффективным средством обучения.

Играя, ребенок получает положительные эмоции, которые в свою очередь, стимулируют процесс обучения и помогают достичь устойчивых результатов.

Игровая деятельность на уроке способствует повышению мотивации к учебе, формированию устойчивого интереса как к изучаемому предмету, так и к познавательной активности в целом.

Игровые технологии позволяют ребенку занять активную позицию на уроке, превратиться из пассивного созерцателя в активного преобразователя окружающей действительности. Существует мнение, что человек запоминает 10% прочитанной информации, 20% того услышал и 90% того, что сделал. Игровая деятельность дает возможность учащимся усвоить не только максимальное количество информации, но также ключевые навыки и умения, которые будут востребованы в реальной жизни.

Для учащихся начальной школы естественно воспринимать игру исключительно как способ развлечься, получить удовольствие.  Учителям не следует разделять эту точку зрения и рассматривать игру лишь как возможность заполнить несколько свободных минут до конца урока. Применение игровых технологий на уроках английского языка предполагает, что каждая игра имеет определенную цель, которую следует достичь наряду с созданием позитивной атмосферы в классе.

Достижение метапредметных результатов

Концепция ФГОС обозначает метапредметные результаты как освоенные учащимися способы деятельности , применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальной жизненной ситуации. Игровые технологии, используемые  на уроках иностранного языка, являются эффективным инструментом формирования универсальных учебных действий.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий

Очень часто урок иностранного языка является единственной возможностью для младшего школьника не только получить, но и применить полученные на уроке знания. В то же время именно в начальной школе согласно требованиям ФГОС  должны приобретаться  «начальные навыки общения  в  устной  и  письменной  форме  с  носителями  иностранного  языка». Игры позволяют сформировать у учащихся отношение к иностранному языку как к средству коммуникации, а не оторванному от жизни школьному предмету. В игре создается естественная ситуация общения, в которой ученики, увлеченные игрой, охотно используют языковой материал, задают вопросы и отвечают на них, забывают о боязни совершить ошибку. Например, в командной игре, младшие школьники с гораздо большим энтузиазмом общаются с членами своей команды, чтобы добиться победы, чем разыгрывая традиционные учебные диалоги для развития навыка говорения.

Игры предлагают массу возможностей для развития коммуникативных навыков и умений, необходимых в современной жизни, таких как сотрудничество и кооперация, соглашение о соблюдении очередности, умение выслушивать собеседника и принимать или оспаривать его точку зрения, слышать и уважать мнение других.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий

Структура игровой деятельности предполагает такие этапы как целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов. Игра часто предполагает  распределение и принятие играющими на себя ролей, принятие и соблюдение правил. В процессе игры формируются важнейшие регулятивные универсальные учебные действия.  Принятие игровой задачи и сохранение ее в процессе игры поможет впоследствии успешно принимать и сохранять учебную задачу. Успех или неуспех в соревновательных играх побуждает учащегося к анализу причин неудачи и поиску способов повторения положительного опыта. Соблюдение предписанных игрой правил развивает умение соблюдать правила и в учебной неигровой ситуации.

Формирование познавательных универсальных учебных действий

Применение игровых технологий на уроках иностранного языка безусловно способствует формированию познавательных универсальных учебных действий. Включая в игровую задачу прочтение текста и поиск определенной информации, мы тренируем навык смыслового и поискового чтения. Участвуя играх, связанных с категоризацией предметов, например в  командной игре «What do you put into soup?», учащиеся приобретают навыки систематизации и анализа. Игры на отгадывание развивают логическое мышление. И конечно, игровые технологии открывают простор для развития творческого потенциала ребенка. Условность игровых отношений активизирует возможности личности. Именно в играх эффективно формируется способность творчески относится к решению задачи, возможность взглянуть на проблему под новым углом и найти нестандартное решение.

Достижение предметных результатов

Применение игровых технологий для достижения высоких предметных результатов предполагает соблюдение преподавателем четких параметров отбора, адаптации, презентации и использования игр на уроке.

- Учитель должен прежде всего ясно формулировать образовательную цель игры, решить, какой именно навык развивает игра, какая лексика или грамматическая конструкция отрабатывается.

- Игра может быть использована на любом этапе урока, если это отвечает его целям и задачам. Она может быть использована в качестве разминки, при объяснении нового материала, для его отработки или повторения, для контроля усвоения материала и т.д.

- Учитывая особенности класса и отдельных учащихся необходимо адаптировать (усложнить или, напротив, упростить) правила игры для эффективного достижения цели игры.

- Следует определить степень участия каждого ученика в процессе игры, спланировать распределение ролей (возможно, ученики сами будут распределять их между собой или, напротив, целесообразнее назначить

конкретных учеников на конкретные роли), продумать состав команд (если игра командная) или принцип распределения на команды. В зависимости от количества учеников в классе следует продумать количество учеников в группе, если игра проводится в группах (желательно формировать минигруппы, сокращая время ожидания «своей очереди», чтобы ученик не потерял мотивацию к игре).

- Презентация игры (объяснение правил) должно быть максимально кратким и ясным. Моделирование учителем игровой ситуации с одним или двумя учениками перед классом будет гораздо эффективнее, чем чтение длинных инструкций. Если же игра предполагает наличие нескольких этапов, объяснение следует также давать в несколько приемов: краткие инструкции перед каждым из этапов. Иногда целесообразнее использовать родной язык для объяснения правил игры, особенно, если школьники только начинают изучение иностранного языка. Постепенно с расширением лексического запаса учащихся использование родного языка следует сократить до минимума.

Если игра проводится первый раз и учащиеся еще не знакомы с ней, с помощью уточняющих вопросов (CCQ – concept checking questions) необходимо убедиться, что ученики правильно поняли правила и смогут следовать им.

- Не следует затягивать игру и ждать, когда интерес к ней угаснет. Лучше прервать игру на пике и повторить ее на следующем уроке, если это отвечает учебным целям. Это повысит мотивацию студентов, позволит достичь более высоких предметных результатов.

- Следует учитывать, что многие игры требуют предварительной подготовки различных материалов (карточек, картинок и т.д.). Однако вовлечение учащихся в процесс подготовки этих материалов позволяет не только эффективно бороться с дефицитом времени учителя, но и предложить ученику позицию активного созидателя своей образовательной среды.

Классификация игр

В методической литературе существует достаточно большое количество классификаций, систематизирующих виды используемых на уроке иностранного языка игр в соответствии с тем или иным критерием. А.А.Деркач и С.Ф.Щербак, классифицируя игры, используют критерий выполняемой игрой функции и систематизируют игры по типу задач, цели, содержанию, способу, характеру и форме проведения. М.Ф.Стронин классифицирует игры в соответствии с уровнем сформированности речевых навыков. Он выделяет две большие группы – подготовительные и творческие игры. К подготовительным относятся лексические, фонетические, грамматические, орфографические, логические игры, способствующие формированию языковых навыков. Творческие игры способствуют дальнейшему развитию этих навыков.

С точки зрения учебного процесса можно выделить языковые игры, нацеленные на усвоение того или иного аспекта языка (фонетические, лексические, грамматические, синтаксические, стилистические)  и речевые (нацеленные на развитие одного или нескольких языковых навыков  (аудирования, говорения, чтения и письма).

На самом раннем этапе изучения иностранного языка языковые игры занимают ведущее место на уроке. Это объясняется необходимостью  сформировать у учеников зрительный образ буквы, развить начальный фонетический навык, сформировать и закрепить минимальный лексический запас и усвоить простейшие грамматические конструкции. По мере накопления знаний и умений удельный вес речевых игр увеличивается. И сложность их возрастает.

Приведенные ниже примерные сценарии языковых и речевых игра могут быть использованы на уроках английского на различных этапах его изучения в зависимости от уровня сформированности языковых навыков учащихся.

Языковые игры:

1.Игра «Здравствуйте, буквы!» (“Hello, letters!)

Цель игры – сформировать у учащегося устойчивый зрительный образ буквы.

Учитель вырезает из цветного картона крупные буквы английского алфавита. В игру буквы вводятся постепенно по мере ознакомления учащихся с ними. Начинать игру можно тогда, когда количество знакомых ученикам букв будет равно количеству учеников в группе.

Учитель выкладывает буквы по краю стола/парты/сдвинутых двух парт ( в зависимости от количества учеников в группе). Детям должно хватать места, они не должны толкаться, пытаясь дотронуться до буквы.

Учитель: Stand round the table. Hide your hands behind your back!

Ученики встают вокруг стола, на котором разложены буквы. Прячут руки за спиной.

Учитель: Now, go around the table. Let’s sing a song “Hello, letters! Hello letters! Hello, letters! Hello, hello, hello!”

Ученики идут гуськом вокруг стола, напевают песенку.

Учитель: Stop! Turn to the table! Touch the letter in front of you!

Ученики останавливаются, поворачиваются лицом к буквам, дотрагиваются до ближайшей.

Учитель по-одному быстро спрашивает учеников: What’s the letter?

Каждый ученик называет букву, до которой дотронулся.

Если ученик ошибается, учитель просит других учеников помочь.

Например: “Is it “b”? Sorry, no! Help us, please! What’s the letter?”

2. Игра «У меня в коробке …» («I've got in my box…»

Цель игры – помочь ученику установить связь буква-звук, отработать изучаемую лексику.

Ведущий держит в руках коробку так, чтобы играющие не видели ее содержимого. Объявляет тему игры (Темой могут быть школьные принадлежности, предметы одежды, цвета, цифры и т.д., в зависимости от пройденной лексики.):

Today I've got a lot of animals in my box.

I’ve got in my box something beginning with “c”.

Ученик: Cat

Ведущий: Yes, «cat» begins with «c» but it's not a cat.

Ученик: Bear

Ведущий: Well done! It's a bear. Now you've got a bear.

Ведущий отдает игрушечного медведя отгадавшему. Отгадавший занимает место ведущего и продолжает игру, задумывая очередное животное из находящихся в коробке и называя букву, с которой начинается название животного.

Игра может быть адаптирована для детей, которые не знакомы еще с буквами английского алфавита. В этом случае называть следует звук, с которого начинается слово.

3.Игра «Поезда» (‘Trains”)

Цель игры - сформировать и закрепить у учащихся устойчивый образ слова. Предупредить возможные трудности в правописании слов.

Учитель заранее отбирает для игры 4-5 слов из пройденной лексики, на которых хотелось бы сфокусировать внимание учеников (например, названия игрушек).Каждое слово он пишет на отельном листочке, «перепутав» порядок букв. Например, слово «ROBOT” можно написать как “TBORO”, “DOLL” как “LOLD”. Можно облегчить игру, выделив буквы, с которых в действительности начинается слово красным цветом. Все листочки пронумерованы.

Учитель: Open your copy books, please. In a column, put numbers from one to five. Good!

Ученики открывают тетради, в колонку пишут номера от 1 до 5.

Учитель: Now, take your copy book and your pen, stand in a line in front of the board.

Ученики выстраиваются перед доской с тетрадями и ручками в руках, в это время учитель раскладывает на парты листочки с закодированными словами.

Учитель: Today you are all trains. There are five stations, each of them has got a number and a name. But all letters are mixed up. Guess the name of each station and write it in your copy book next to the number of the station. Guess in any order. The fastest train will be the winner!

I’ll help you - all the names are toys.

Ученики наперегонки подходят к партам, пытаясь отгадать слово и написать его в тетради под соответствующим номером.

Первый, отгадавший правильно все слова, объявляется победителем.

4.Игра «Найди свою половинку» (“Find your half”)

Цель игры - сформировать и закрепить у учащихся устойчивый образ слова. Предупредить возможные трудности в правописании слов.

Учитель заранее пишет или печатает слова, которые хотелось бы отработать, на листе формата А4. Лист со словом разрезается таким образом, чтобы часть букв осталась на первой половине листа, часть – на второй.

На занятии учитель прикрепляет на доску магнитами только первые части слов.

Учитель: Look at the board! There are only first halves of the words.

Вторые части раздает ученикам, каждый ученик также получает магнит.

Учитель: Now you've got the second halves. When I say «Ready, steady, go!», come up to the board and make a whole word with two halves.

Ученики наперегонки должны найти на доске начало своего слова и прикрепить магнитом к доске вторую часть слова, полученную от учителя.

Учитель: Now let’s read the words and check.

Ученики читают каждый свое слово и вместе решают, правильно ли подобрана вторая половинка.

5.Игра «Цветной суп («Coloured soup»)

Цель игры – отработка и закрепление лексики (цвета)

Для игры необходим «котел» с крышкой (его роль может выполнять большая коробка, пластмассовый контейнер с крышкой или кастрюля).

Учитель ставит котел в центр класса на стол и напевает песенку на любой мотив, помешивая воображаемый суп: I make a red soup, bloom-boom-scoop.

I take a red thing, ding-dong-ding.

Let’s find a red thing that’s delicious,

Let’s add a red thing that’s nutritious.

One, two, three…let’s help me!

Ученики должны найти в классе и добавить одну красную вещь в котел.

Учитель: Soup is good in any weather!

Let’s taste our soup together!

Открывает крышку и проверяет содержимое котла, доставая по одной вещи и возвращая владельцам: Is this red? Whose this?

В следующий раз готовится суп другого цвета.

6.Игра «Любимый цвет крокодила» («Crocodile's favourite colour»)

Цель игры – повторение названий цветов, отработка конструкции «I've got»

Игровая зона класса условно делится на две половины, между ними протекает воображаемая река, в которой живет голодный крокодил (игрушка в руках у учителя или игрушка из кукольного театра на руку).

Учитель, собирая учеников в первой половине игровой зоны: Come here. Stand in a line. Look! There is a river! You can cross it. But look out! There is a crocodile in the river!

Учитель изменяет голос, озвучивая игрушку: I’m very hungry! I will eat you! But you can cross my rive if you’ve got something GREEN. Green is my favourite colour!

Учитель: Look! Have you got green? (В самом начале игры помогает ученикам найти требуемый цвет в одежде.) Mary, you’ve got green shoes. Say “I’ve got green shoes” and the crocodile let you cross the river.

Ученица: I’ve got green shoes.

Учитель изменяет голос, озвучивая игрушку: You can cross the river!

Ученица переходит на «другой берег» во вторую половину игровой зоны.

Как правило, после первой же демонстрации ученики быстро усваивают правила игры и с удовольствием отыскивают в своей одежде нужный цвет. Самые хитрые бросаются к пеналам и берут цветной карандаш нужного цвета. Естественно, что любимый цвет крокодила меняется после того, как все ученики благополучно переправились «на другой берег».

Если вдруг у ученика не оказалось нужного цвета, учитель может использовать несколько вариантов, в зависимости от особенностей группы, с которой работает. Как показывает опыт, самые маленькие ученики обожают, когда их «кушает» понарошку игрушечный крокодил, приговаривая “Yummy-yummy”.

Ученикам постарше для «спасения жизни» можно предложить написать название цвета на листочке и с ним «переплыть реку».

Речевые игры:

1.Игра «Найди свой ответ» («Find your answer»)

Цель игры – развитие навыка аудирования , отработка грамматических времен.

Учитель предварительно готовит необходимое количество вопросов и соответствующих им ответов.

Для вопросов могут использоваться карточки одного цвета, для ответов – другого. Каждый ученик получает только одну карточку и становится, соответственно либо «вопросом», либо «ответом». «Ответы» остаются на своих местах, «вопросы» подходят к ним и задают свой вопрос, чтобы как можно быстрее найти ученика, обладающего подходящим ответом. Выигрывает тот, кто быстрее составит пару.

В зависимости от уровня сформированности языковых навыков в вопросах и ответах могут использоваться разные временные конструкции. Игра также может быть усложнена, если вопрос и ответ не будут являться «зеркальным отражением» друг друга.

Например,

Начальный уровень: What did you have for lunch? – I had soup.

Уровень повышенной сложности: What did you eat for lunch? – Only soup.

Начальный уровень: Do you eat a lot of sweets? – No, I don’t.

Уровень повышенной сложности: Do you eat a lot of sweets? – I don’t think so. I prefer fruit.

2.Игра «Горячее место» (Hot seat)

 Цель игры – развитие навыка говорения.

Класс делится на две команды. Ставится стул перед доской, чтобы сидящий на нем оказался лицом к классу и не видел написанного на доске. Представители каждой команды по очереди занимают «горячее место». Учитель пишет на доске слово (фразу), команда за ограниченное время (20 секунд, минута и т.д.)  должна объяснить своему представителю, что написано на доске, не называя слово. Они могут говорить только по-английски, если правило нарушается, команда теряет очки, набранные за каждое угаданное слово.

3.Игра «Две правды, одна ложь» (Two truths, one lie)

Цель игры – развитие навыков аудирования и говорения.

Ученикам дается задание придумать два правдивых высказывания о себе и одну ложь. (Устно или письменно, на усмотрение учителя). Задание может быть адаптировано в зависимости от уровня группы, содержания изучаемого материала и т.д. Например, если класс изучает Present Simple, ученикам предлагается назвать три пункта их обычного распорядка дня.

Ученики по очереди озвучивают придуманные предложения, класс должен догадаться, что является ложью.

4.Игра «Ты скажи, я нарисую» (You say, I’ll draw)

Цель игры – развитие навыков говорения и аудирования.

Учитель делит класс на две команды.
Команды выбирают одного “художника” из своего состава.
Учитель прикрепляет рисунок человека (у команд картинки разные, например, пухленькая низенькая веселая девочка с кудрявыми волосами у одной команды и грустный высокий мальчик с прямыми волосами у другой) на спину «художнику» каждой команды так, чтобы сам "художник" не мог его видеть. Выделяет место на доске для рисунка «художника» каждой команды.  Команды выполняют задание: «художник» рисует то, что говорят ему члены его команды, которые могут видеть человека, изображенного на рисунке, прикрепленного на спине «художника». 
Учитель наблюдает за работой команд, контролирует, чтобы использовался только английский язык.
По истечении заданного времени рисунки снимаются со спин художников и прикрепляются на доску рядом с их произведениями. Подводятся итоги соревнования. Побеждает команда, чей рисунок больше напоминает оригинал. 

5.Игра «Вчера мне снился ужасный сон» (I had a terrible dream yesterday)

Цель игры – развитие навыков письма.

Ученики делятся на две команды. Каждая команда получает набор предметов (игрушки или картинки) и набор карточек с глаголами. Задание – написать мини рассказ о сне, который якобы приснился, использовав в рассказе как можно больше (или все) полученные глаголы и предметы. Можно добавлять в рассказ прилагательные и местоимения, но не глаголы и не существительные. В зависимости от уровня группы и задачи, которая ставилась учителем, можно оценивать результат по одному или нескольким критериям – содержание, отсутствие грамматических ошибок, отсутствие ошибок в написании слов.

Библиография:

1.Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе.-2002г. №2

2.Деркач А.А., Щербак С.Ф. Педагогическая Эвристика: учебное пособие - М., 1991

3.Сафонова В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в школе. М., 2001

4.Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка – М., 1981

5.Andrew Wright, David Betteridge and Michael Buckby. Games for language learning Third Edition, Cambridge university Press 2006

6.Long Le. Using games in teaching English to Young Learners. The internet TESL Journa, 8 2002

7.Roth Genevieve. Teaching Very Young Children. Richmond Publishing, 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование метапредметных результатов на уроках английского языка в средней школе (из опыта работы учителя)

Автор статьи делится опытом работы по формированию метапредметных результатов у учащихся при изучении английского языка в средней школе.  Учитель раскрывает несколько основных групп метапредметны...

Формирование метапредметных УУД на уроках английского языка в начальной школе-путь повышения качества образования

Важнейшей задачей ФГОС является формирование универсальных (метапредметных) учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В настоящее ...

«Приемы игровой технологии как средство развития познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе в рамках внедрения ФГОС»

Применение игр для развития познавательных универсальных учебных действий  младших школьников на уроках английского языка оправдано не только тем, что игру можно применять на различных этапах уро...

СПОСОБЫ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

                                            «Особенностью английского языка, ...

Применение игровых технологий для достижения предметных и метапредметных результатов на уроках иностранного языка в школе в рамках ФГОС

Статья посвященаприменению игровых технологий на уроках иностранного языка в школе.Игры развивают сообразительность и внимание, обогащают язык и закрепляют запас слов учащихся, сосредотачивают внимани...

Мастер – класс «Достижение образовательных результатов: личностных, предметных и метапредметных УУД на уроке английского языка в 9 классе по теме «Конфликты и их решение»

Цели: Осуществление выбора наиболее эффективных способов для достижения образовательных результатов;Задачи: соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельнос...

Формирование метапредметных результатов на уроке английского языка в средней школе

Статья по теме "Формирование метапредметных результатов в современной школе"...