Главные вкладки

    СПОСОБЫ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
    статья

    Бантурова Оксана Александровна

                                                  «Особенностью английского языка, как учебного предмета, является то, что он как бы «беспредметен».

    И.А. Зимняя

                Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Но узкая специализированность предметов, их слабая связь с реальной жизнью порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному её восприятию.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                                                                      Бантурова О.А.,

                                                                                      учитель английского языка

                                                                                      МБОУ «Мотовиловская СОШ»

    СПОСОБЫ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

                                                                 

                                                  «Особенностью английского языка, как учебного предмета, является то, что он как бы «беспредметен».

    И.А. Зимняя

                Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Но узкая специализированность предметов, их слабая связь с реальной жизнью порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному её восприятию.

                Все чаще  учителя сталкиваются со следующими проблемами:

    1. школьники овладевают обрывочными сведениями, таким образом у них возникает клочкообразное представление о мире и его законах. Такое внесистемное знание портит мышление и искажает отношение к миру и самому себе;
    2. обучащиеся  не умеют связывать вновь изучаемый материал с пройденным ранее, использовать на уроках знания по другим предметам;

    Согласно федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования, именно развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования. Во ФГОС второго поколения выделяются три группы результатов обучения  - личностные, метапредметные, предметные. Если предметные результаты определяются программой обучения и достаточно конкретны для каждого класса, то метапредметные и личностные результаты  - несколько новые понятия для учителя – предметника.

    Особенностью же английского языка как учебного предмета является то, что он как бы «беспредметен» (И.А.Зимняя) и  изучается как средство общения,  а тематика и ситуации для речи привносятся извне. Поэтому английский (или другой иностранный) язык, как никакой другой предмет, открыт для использования в различных областях знаний.

    Понятие «метапредметные результаты»  в обучении

           

     Метапредметные результаты образовательной деятельности - это
    способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

    Согласно образовательному стандарту начального общего образования по иностранному языку, обучение английскому языку преследует две основные цели:
    развитие иноязычной коммуникативной компетенции, которая подразумевает развитие речевой, языковой,  социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной компетенций.
    развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению английского языка:
    а) дальнейшему самообразованию с помощью английского языка в других областях знаний;

    б) развитие способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на родном и английском языках;
    в) личностному самоопределению учащихся в отношении их будущей профессии;
    г) формирование гражданина и патриота.

    Современные образовательные технологии

     на уроках английского языка

    Поставленные цели могут быть реализованы при условии использования  современных образовательных технологий, основанных на личностном и деятельностном подходе  к обучению:

    • личностно-ориентированные технологии, создающие условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учёта и развития индивидуальных особенностей школьников;
    • технологии развивающего обучения, в центре внимания которых — способ обучения, способствующий включению внутренних механизмов личностного развития обучающихся, их интеллектуальных способностей.

     К ним можно отнести  интегрированное, личностно – ориентированное обучение,  информационно – коммуникационные, игровые,  проектные технологии и другие. Данные технологии не используются изолировано, а применяются на практике  в тесной взаимосвязи.  

    Личностно-ориентированный подход является одним из главных при обучении английскому языку, особенно на начальной ступени. Его эффективность доказывается повышением коммуникативной активности учащихся на уроке.

    Рассмотрим Lesson 19, 2 класс. (УМК «Английский с удовольствием» Биболетовой М.З.).

     Ex.19, P.35 Покажи однокласснику семейную фотографию и расскажи о своей семье.  Далее прилагается модель предложения:

                    

    1. это действующее лицо
    2. это глагол, обозначающий действие, чувство, состояние
    3. это качество, объект

            При выполнении упражнений данного типа, обучающийся  развивает языковую и

     речевую компетенции, формируя у себя следующие универсальные учебные действия:

    • действия в личностном самоопределении, связанные с формированием Я – концепции и социализацией младшего школьника;
    • действие саморегуляции – умения сосредоточиться на выполнении действий;
    • умение структурировать знания;
    • умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
    • владение монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами английского языка;
    • использование знаково-символических средств представления информации;
    • овладение базовыми понятиями: семья, мама, папа, брат, сестра.

    Технология интегрированного обучения является не менее важной на уроках английского языка. Интегрированные уроки не отличаются от традиционных уроков по типам и формам. Это уроки формирования, развития, и применения на практике ключевых компетенций, а также  уроки контроля и проверки. Различие в том, что все типы и формы интегрированных уроков подразумевают достаточно большой информационный блок на самом уроке или самостоятельную работу по решению какой-либо задачи.  

           2 класс, Lesson 22 (УМК «Английский с удовольствием» Биболетовой М.З.), Ex. 2. P. 40. Мартин отправился в зоопарк. Но там потерял свои очки. Помоги ему сосчитать, сколько животных на прогулке.

    Далее приведена красочная иллюстрация этого зоопарка.

    При выполнении данного задания, обучающийся не только развивает языковую, речевую, но и учебно – познавательную компетенции, через межпредметную связь с математикой. При этом у ученика происходит формирование следующих универсальных учебных действий:

    • дейстие саморегуляции – умения сосредоточиться на выполнении действий
    • умение структурировать знания
    • умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме
    • анализ объектов с целью выделения признаков
    • владение монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами английского языка

     

                   Использование в  работе информационно – коммуникационных  технологий вносит динамику в процесс говорения на английском языке. Презентации вызывают большой интерес у учащихся .

            Например, показ презентации по теме «Цвета», где помимо картинок используются ещё и коротенькие рифмовки на русском и английском  языках, позволяет детям легче освоить новый лексический материал.

    «Поросёнок – озорник,

     Раньше розовый был PINK.

    Но однажды он пролил

    Целый пузырёк чернил!

    С той поры наш недотёпа

     Фиолетовый весь, PURPLE!»

    Таким образом у ребят формируются следующие универсальные умения:

    • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
    • действие саморегуляции – умения сосредоточиться на выполнении действий;
    • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами

    Использование на уроках игровых технологий вносит в процесс изучения английского языка живость и яркость.

    Исходя из собственного, пусть и не большого, опыта, могу уверенно утверждать, что с помощью использования игры у детей развиваются все виды компетенций. В игре дети примеряют на себя различные модели поведения и учатся анализировать поступки персонажей, в последствии соотнося их с действиями себя и других людей в реальной жизни.

    С детьми из 3 и 4 классов мы впервые поставили сказку «The House in the Wood». (Учебно – методическое пособие «В помощь школьному учителю», Дзюиной Е.В. по УМК «Английский с удовольствием» Биболетовой М.З.), после которой интерес к предмету и к театральной деятельности на английском языке значительно увеличился.

    Такого плана мероприятия помогают  учителю раскрыть творческий потенциал школьников, способствуют формированию универсальных действий планирования, коррекции, оценки и самооценки, саморегуляции, управления поведением партнёра, постановки вопросов. Таким образом, дети не только прорабатывают раннее пройденный материал, но и учатся коммуникации и умению держать себя на публике.

    Для развития самостоятельности, воображения, фантазии, креативности и др. качеств личности используется проектная технология. Проект – это «самостоятельно планируемая и реализуемая школьниками работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности».

    Работа над проектом делится на три этапа:

    1) начальный этап (выбор темы);

    2) основной этап (поиск источников информации, сбор материала);

     3) заключительный этап (защита готовых проектов, обсуждение полученных результатoв).

    Возьмём для примера в 3 классе Lesson 18, Work Book, (УМК «Английский с удовольствием» Биболетовой М.З.), Project. Нужно составить меню для ученика лесной школы. (Ученика дети выбирают самостоятельно).

    При организации проектной деятельности учитель имеет возможность  формировать  у  обучающихся следующие универсальные учебные действия:

    • целеполагание;
    •  планирование своих действий;
    •  прогнозирование результатов;
    • умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
    • владение монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами английского языка;
    •  учебное сотрудничество  с учителем и сверстниками.

              Деятельностный  характер процесса  преподавания  иностранного  языка  соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (игровую, познавательную, художественную, эстетическую и т.д.), дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми  в   начальной   школе  и достигать следующих результатов:

    - формирование  представления об иностранном языке как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания с людьми, говорящими, пишущими на иностранном языке, узнавать новое через звучащие и письменные тексты;

    - расширение лингвистического кругозора младших школьников; освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке на элементарном уровне;

    - обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного  языка  как средства общения;

    -  развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе овладения языковым материалом;

    - развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием англоязычного материала, что соответствует метапредметным результатам, предусмотренным ФГОС.

                      Древняя мудрость гласит: «Учиться надо не для того, чтобы удивить других, а для того, чтобы совершенствовать себя ». Этот путь для человека открывает школа. Здесь не работают проверенные правила, здесь всё подвергается сомнению, здесь правда не равна истине, а истина постигается путём проб и ошибок. Здесь вечно царит эксперимент и будет царить до тех пор, пока есть ради кого работать.

    Список литературы

    • Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. – М.: Просвещение, 2011. –152 с.
    • Берман И.М. Методика обучения английскому языку. - М.: Высшая      школа, 2002.
    • Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996
    • Данилюк А.Я. Метаморфозы и перспективы интеграции в образовании // Педагогика. 1998. № 2.
    • Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности. – Томск, 2005
    •  Мильруд Р.П. Коммуникативность языка и обучение разговорной грамматике //Иностранные языки в школе, 2002. - № 2.-С. 145
    • Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. - Уч. В 2 кн. - М.: ВЛАДОС, 2002.
    • Сергеева О.Е. Использование символов в работе с дошкольниками для формирования лексических и первичных грамматических умений в иностранном языке //Иностранные языки в школе, 2002. - № 6. - С. 52.
    • Харисова Л.В Межпредметные связи в процессе преподавания английского языка”. – М., 2006
    •  Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. - Л., Лениздат, 2000
    • J.C. Richards, T.S. Rogers. Approaches and methods in Language Teaching. - Cambridge University Press, 1993


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации "Применение игровых технологий для достижения высоких предметных и метапредметных результатов на уроках английского языка в начальной школе"

    Работа написана в соавторстве с педагогом-психологом, нейропсихологом ГБОУ "Школа 1298" Новиковой Ольгой Дмитриевной. Данные методические рекомендации адресованы учителям, преподающим английский язык ...

    Доклад на тему: «Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках английского языка в начальной школе»

    Доклад для выступления на методическом объединении, с заданиями для использования на уроке...

    Интерактивность и групповые формы обучения на уроке английского языка в начальной школе

    В статье рассматривается значимость интерактивных форм обучения иностранным языкам на начальном этапе. Групповые интерактивные методы и приемы обучения позволяют достигать не только предметного резуль...

    Мастер класс для педагогов "«Организация исследовательской деятельности на уроке и внеурочной деятельности как способ достижения метапредметных результатов обучения».

    Распространение опыта организации исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС, как одной из личностно-ориентированных технологий, способству...

    Психолого-педагогические основы реализации игровых методов обучения на уроках английского языка в начальной школе

    Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Человеческая игра есть изначально мотивированная, генетически и социально запрограммиро...

    Использование технологии разноуровневого обучения на уроках английского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС

    В настоящее время заметно повысилась планка требований к знаниям, умениям и практическим навыкам владения языком международного общения. Запросы общества к качеству обучения английскому языку растут. ...