Проектная деятельность учащихся по физике как способ достижения метапредметных результатов обучения
статья по физике (9, 10, 11 класс)

Мкртычян Елена Георгиевна

Аннотация. Сформулированы  метапредметные результаты обучения в рамках предмета физики, показаны какие формируются УУД на этапах создания проекта. Приведен краткий пример  проектной работы.   

Ключевые слова: ФГОС, проектная деятельность, метапредметное обучение, проектный продукт.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПО  ФИЗИКЕ КАК СПОСОБ  ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ

РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

 

       В основе ФГОС нового поколения лежит системно  деятельностный подход. Его главная цель состоит в том, что бы ученик овладел универсальными учебными действиями, позволяющими решать любые поставленные перед ним задачи. Быстро меняющийся мир меняет представления о том, каким должен быть человек в этом мире, с чем он должен выйти из школы в большую жизнь. Человек, входящий во взрослую жизнь, должен обладать рядом умений, которые продиктованы  изменениями в обществе и развитием  научно-технического  прогресса, он должен уметь  очень быстро  находить необходимую информацию, самообразовываться, в огромном потоке информации уметь отличать истинное от ложного, быть образованным, идти в ногу со временем, хорошо разбираться во многих областях науки.

Как этих качеств  можно достигнуть, изучая отдельные предметы, не интегрируя их? Кроме предметных знаний и умений, обучающему  необходимы метапредметные   знания и умения. Они выстраиваются поверх традиционных учебных предметов.        

    Метапредметное обучение предполагает такие формы работы со школьниками как турниры, проекты, экспедиции.

    В рамках предмета физики метапредметными результатами обучения выступают:

1.Возможность самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, самостоятельная постановка целей и задач, планирования, самоконтроля, возможность оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий.

2.Формирование умения  выделять главное из всей полученной информации, сопоставлять её с выдвинутыми задачами, находить ответы на поставленные вопросы, уметь излагать свои мысли.

3.Самооценка своей деятельности.

4.Умение применять полученные знания в новой ситуации.

5.Выделение главного материала в прочитанном тексте и многое другое.

      На сегодняшний день педагоги активно применяют такие формы обучения как обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность, метод проектов. С помощью таких методов ученик самостоятельно приобретает личный опыт различными способами, развивает творческие навыки, критическое мышление. Главной задачей педагогов в таком случае вступает организация условий для учебной и внеучебной проектной деятельности обучающихся.

Преимущества метода проектов.

1.Активная социализация обучающихся в информационной среде. В конечном итоге из ученика формируется личность, которая обладает информационной культурой.

2.Организация процесса познания. Ученик развивает свои творческие способности.

3.Групповая работа способствует определению лидера, исполнителя. Помимо этого при реализации проекта обучающиеся учатся координировать свои действия, нести ответственность.

При интеграции физики с другими предметами обучающиеся овладевают широким набором универсальных учебных действий. К примеру, ученик может самостоятельно ставить задачи, планировать свою работу, искать необходимую информацию, сотрудничать с педагогом, работать в группе. Можно сказать, что проектно-исследовательская деятельность является средством достижения нового качества образования с учетом требований государственного стандарта.  

При реализации проекта ученик получает уникальную возможность раскрыть свой творческий потенциал, проявляет себя с разных сторон, пробует свои силы. Такая деятельность значима для детей, так как позволяет находить оптимальный способ решения проблем.

Что должны уметь учащиеся:

-самостоятельно формулировать проблему, цели и задачи;

-использовать различные источники для получения информации: компьютерные обучающие программы, научную литературу, сеть Интернет;

-систематизировать, обобщать, планировать экспериментальные методы для проверки выдвинутых гипотез;

-применять законы, теории, делать теоретические выводы, анализы полученных результатов.

Чему должны научиться:

-логично и доступно выстраивать свою работу в письменном виде, оформлять её в соответствии с требованиями;

-грамотно и корректно выражать свои мысли и суждения при раскрытии темы;

-составлять краткое выступление по своей работе, опираясь на иллюстративный материал.

На уроках физики обучающиеся  выбирают проекты исследовательские, творческие, игровые, информационные, практико-ориентированные, на практике приходится иметь дело и со смешанными типами проектов. В основной школе проекты чаще всего носят творческий характер. Особенностью проектов на старшей ступени образования является их исследовательский, прикладной характер. Учащиеся старших отдают предпочтение межпредметным проектам, проектам с социальной направленностью.

Этапы проекта

Содержание:

Результат

УУД

1этап.

Информационно-организационный

-информирование обучающихся, родителей;

-определение тематического поля учителем и предметной области обучающимися;

-определение количества участников (руководитель проекта).

выбор обучающимися предметной области

формируются регулятивные УУД.

2 этап.

Подготовительный

-выбор темы;

-анализ имеющейся информации;                        - заполнение технологической карты проекта;

-составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ, построение алгоритма действий.

заполнение технологической карты проекта

формируются регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД.

3  этап.

Практический

-выполнение обучающимися запланированных технологических операций;

-текущий контроль качества, консультации.

оформление проектной работы, готовый продукт

формируются регулятивные, коммуникативные,познавательные и межпредметные УУД.

4 этап. Презентационный

-презентация проекта;

-организация проведения круглого стола по результатам.  

оценка проектной деятельности, рекомендации к участию в НПК, публикации, номинации и дипломы, рефлексия

формируются коммуникативные УУД.

5этап. Контрольный

-изучение  возможностей использования  результатов проекта.

участие в конкурсах,  конференциях, включение в банк проектов,  презентация на сайте школы, рефлексия

формируются коммуникативные УУД.

Пример  научно-исследовательского  проекта, выполненного учащимся 9-го класса по теме «Исследование освещенности учебных кабинетов и ее влияние на состояние здоровья школьников»

В теоретической части рассматривается общая информация о проблеме ухудшения зрения, статистика, посвященная состоянию зрения школьников, рекомендуемые условия для обучения, позволяющие снизить риск получения травм зрительных органов, также описываются способы измерения и три основных типа освещенности.

Практическая часть посвящена двум геометрическим методам расчета коэффициента естественного и искусственного освещения, а так же измерению искусственного освещения с использованием цифровой лаборатории “Архимед” и  датчика освещенности DT009-4.

В заключении подводятся  итоги анализа  литературы в купе с результатами практического исследования, делаются выводы о том, как важно поддерживать требуемую освещенность в образовательных кабинетах и что для этого необходимо.

Объект исследования: освещение учебных кабинетов.

Предмет исследованиявлияние освещённости на работоспособность и здоровье школьника, соблюдение норм СанПиН. 

Гипотеза: своевременное обнаружение и устранение нарушений СанПиН может предотвратить ухудшение состояния зрения школьников. 

Цель исследования: рассчитать освещенность в различных учебных кабинетах и, сравнив с установленными стандартами, выяснить, действительно ли освещение в школьных помещениях оказывает пагубное влияние на зрение и на работоспособность учащихся, или это вызвано иными причинами? А также, выработать рекомендации сохранения здоровья школьников на основе изучения освещённости школьных кабинетов.

Методы исследования: работа с литературой; анкетирование, эксперимент, сравнение, беседа, анализ.

Задачи:

  1. Проанализировать литературу на тему норм освещенности в образовательных кабинетах.

  2. Научиться пользоваться прибором для измерения освещенности “Архимед”. 

  3. Собрать информацию об освещенности в образовательных кабинетах школы тремя способами (два геометрических метода расчета и при помощи прибора)

  4. Проанализировать полученные графики измерения освещенности в кабинетах при помощи датчика освещенности DT009-4

  5. При наличии нарушений СанПиН проконсультироваться с администрацией школы о способах их устранения.

Выводы: проведя ряд экспериментов в различных кабинетах, был сделан вывод, что нормы  СанПиН 2.4.2.1178-02 соблюдаются во всех учебных  кабинетах лицея.

Что необходимо для поддержания условий пригодных для обучения?

1. Своевременно заменять неисправные лампы.

2. При недостаточном количестве естественного освещения, комбинировать его с искусственным для получения смешанного освещения.

3. Для равномерного распределения нагрузки на органы зрения учителям ежемесячно менять посадку учеников.

По итогам выполнения проектно-исследовательской работы проводятся конференции, где учащиеся зачитывают свои проекты, заслушиваются отчеты.

Проектная деятельность формирует человека, который способен самостоятельно находить нужную информацию, анализировать ее, строить схемы, принимать решения и делать выводы. Обучающийся подготавливается к свободной и независимой жизни в условиях большого информационного пространства. Включение такого типа деятельности в образовательный процесс позволяет повысить  качество современного образования в соответствии с требованиями ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проектная деятельность учащихся как способ формирования ключевых компетенций в условиях сельской школы"

Практика показывает, что в условиях сельской школы творческая проектная деятельность учащихся обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять развитие, обучение и ...

Проектная и исследовательская деятельность учащихся как средство компетентностного подхода при обучении физике и математике

Учителя – люди ищущие. В современных условиях развития общества преподавание физики и математики требует новых подходов, переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие...

Практико-ориентированный проект "Проектная деятельность учащихся на уроках обществознания как способ развития познавательного интереса учащихся"

Активное участие учащихся в создпнии проектов дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности  в социокультурной среде, развивает навыки и умения адаптироваться к изменяющимся ...

Проектная деятельность учащихся как один из способов формирования семейных ценностей. Методическая статья.

Данная методическая статья дает возможность представить, как проектная деятельность в школе может объединить учителя, учеников и их родителей. Каким образом можно повысить эффективность учебно-воспита...

Тьюторское сопровождение проектно-исследовательской деятельности учащихся по физике (внеурочная деятельность)

Тьюторское сопровождение проектно-исследовательскойдеятельности  учащихся по физике (внеурочная деятельность)...

Методические рекомендации для учителей физики «Исследовательская и проектная деятельность учащихся по физике»

Физика является одним из ведущих среди других предметов, где можно использовать элементы исследования. Чтобы включить познавательную деятельность учащихся и направить ее на решение возникшей проблемы ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.

Метод исследовательских проектов предполагает развитие познавательных навыков обучаемых, критического и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информ...