Методические рекомендации для учителей физики «Исследовательская и проектная деятельность учащихся по физике»
методическая разработка по физике (9 класс) на тему

Физика является одним из ведущих среди других предметов, где можно использовать элементы исследования. Чтобы включить познавательную деятельность учащихся и направить ее на решение возникшей проблемы исследовательского характера, о ней должно быть что-то известно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota.doc147 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                              «Майнский многопрофильный лицей»

Работа по теме

 «Исследовательская и проектная деятельность учащихся по физике»

                             Выполнила

учитель физики МБОУ «Майнский        многопрофильный лицей»

Елисова Светлана Михайловна,                  

Содержание

 Введение……………………………………………………………………………                                                                                                                  

1.    Исследовательская деятельность учащихся                                                                

 1.1 Классификация видов исследовательской деятельности

      при изучении физики……………………………………………………........5                                                                                                                                                                          

 1.2 Проблемы организации исследовательской деятельности учащихся…….6                              

2.    Метод учебных проектов                        

2.1  Проект как вид самостоятельной творческой работы учащихся…………..10                

2.2  Проект как метод обучения…………………………………………………...11                                                          

2.3 Совместная деятельность учителя и ученика в рамках проекта……………..13                                                                                                

2.4  Советы руководителю  проекта……………………………………………..14          

2.5 Этапы самостоятельной деятельности учащихся……………………………...14                                                                    

2.6 Критерии оценивания проектов……………………………………………...18                                                                                                                                                                                                                                                  

Заключение……………………………………………………………………….23                                                                                                                        

Литература……………………………………………………………………….24                                                                                                                        

Приложение

Большие  открытия не всякому по плечу,                                                                                           но тот, кто не решается пробовать, наверняка ничего не откроет

                                                                               В.А.Обручев

Введение

     На современном этапе школьного образования отведена значительная роль проблеме исследовательской деятельности школьников. Эта деятельность приобретает особое значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью в людях образованных,  способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно. Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, развивающего творческие способности ребёнка. К таким видам деятельности и относится исследовательская и проектная  работа школьников. Значительная роль принадлежит внеурочному времени, а также на различных этапах урока  можно развивать познавательный интерес учащихся.                                      

Физика является одним из ведущих среди других предметов, где успешно можно использовать элементы исследования.                                                                                    Чтобы включить познавательную деятельность учащихся и направить её на решение возникшей проблемы исследовательского характера, о ней должно быть что-то известно, задача содержала в себе психологический элемент, заключающийся в новизне и яркости фактов, в необычности познавательной задачи с тем, чтобы возбуждать у школьников интерес и стремление к исследовательскому поиску.                                                                                                                

В  последнее время наблюдается некоторый спад интереса учащихся к естественно-математическим наукам. Эта тенденция прослеживается     не только в России, но и во всех экономически развитых странах. Для быстрого экономического подъёма России  необходимо воспитывать и обучать собственных высококвалифицированных специалистов во всех областях экономики.

     В связи с этим возникает необходимость в активизации поиска молодых людей, проявляющих интерес к физике, математике, информатике, то есть к предметам, которые определяют основу современного образования.

    Модернизация общего  образования в целом включает и реформирование физического образования. Физика как общеобразовательный предмет вносит свой вклад в решение задач обучения, воспитания и развития учащихся, подготовки их к труду и жизни.                                                                                                       Смена содержания обучения физике вызвана изменением целей содержания. Произошёл поворот от информационной насыщенности обучения к деятельностной  его основе, то есть к формированию активной личности, обладающей целым набором компетенций. Практика обучения показывает, что у учащихся  массовой школы слабо сформированы,  прежде всего, экспериментальные умения и навыки, знания методологии исследования, что сказывается на недостаточном изучении основ физической науки и проявляется в пассивности ученика в процессе обучения. Особенно актуальна эта проблема в основной школе, когда закладываются основные экспериментальные умения и навыки, формируется элементарная культура исследователя. Разрешение этой проблемы способствует оптимизации процесса обучения физики в основной школе, помогает ученику определиться с выбором профиля дальнейшего обучения.  

  1. Исследовательская деятельность учащихся  

         Специфика учебной исследовательской деятельности, в отличие от деятельности учёного, заключается в том, что ученик осуществляет не весь цикл исследования, а выполняет лишь отдельные его элементы в виде этапов                                                                          учебного исследования:  

                                                                                                               

- определение или осознание цели исследования;                                                                        - установление объекта изучения;                                                                                                                - изучение известного об объекте действительности, его элементах и связях           между ними;                                                                                                                             - постановка проблемы , принимаемой к решению или осознание её;                                                  - определение предмета исследования;                                                                                 - выдвижение гипотезы;                                                                                           - построение плана исследования;                                                                                                      - осуществление намеченного плана, корректируемого по плану исследования;                                                                                                                                                     - проверка гипотезы , в том числе и экспериментальная, если это необходимо;    - определение значения найденного решения избранной проблемы для понимания объекта в целом;                                                                                        - определение сфер и границ применения найденного решения.                                  Действия контроля и самооценки постепенно должны от учителя передаваться самим учащимся. Такую способность к саморегуляции ученик   получает одновременно с условием учебных действий, что позволяет ребёнку контролировать и оценивать степень соответствия полученных результатов данной цели.

         

Можно выделить некоторые требования   к организации самооценки:                                

 1. Адеквантность, то есть соответствуют ли самооценочные суждения детей реально выполненной деятельности.                                                                      

2. Надёжность, то есть умеют ли  учащиеся анализировать, обсуждать и соотносить общий способ с условиями задачи.                                                      3. Полнота, то есть умеют ли дети в самооценке отражать различные стороны и компоненты своей деятельности.  

Анализ понятий учебного познания и учебной деятельности позволяет заключить, что для организации целостного учебно-воспитательного процесса на основе исследовательской  деятельности учащихся учебная и исследовательская деятельность должны рассматриваться как единая учебно-исследовательская деятельность.  

 Таким образом, структуру учебно-исследовательской деятельности определяют следующие компоненты: учебно-исследовательская задача, учебно-исследовательские действия и действия контроля и оценки.

1.1 Классификация видов исследовательской деятельности при изучении физики

  1. По дидактическим целям:                                                                                           а) для изучения нового материала;                                                                  б) для повторения изученного;                                                                       в) для систематизации и обобщения изученного;                                         г) для развития исследовательских умений и навыков;                                                                                     д) для контроля  знаний умений и навыков.                                                                                  2. По затраченному времени:                                                                        а) часовая;                                                                                                           б) длительная.                                                                                                  3. По организационной форме:                                                                      а) фронтальная;                                                                                                             б) в группах;                                                                                                       в) индивидуальная.                                                                                             По типу исследования:                                                                                                                                                              а) теоретическая;                                                                                                        б) практическая (экспериментальная).                                                          По содержанию деятельности:                                                                        а) работа на уроке:                                                                                              - по обобщённым планам;                                                                                                                     - с текстом учебника (или дополнительной литературой);                              - микроопыты;                                                                                                 - экспериментальные задачи;                                                                                                  - демонстрационный эксперимент;                                                                                            - лабораторные работы;                                                                                                                 - физический практикум.                                                                               б) внеурочная работа:                                                                                                                          

- исследовательские работы;                                                                                      

- конструирование;                                                                                          

- экспериментирование;                                                                    

- домашние экспериментальные задания.                                                                                    

                                                                                                   

        Первостепенная функция исследовательского метода заключается в создании условий для усвоения учащимися  опыта творческой, исследовательской деятельности, которая должна дополняться двумя другими (создание условий для творческого применения и добывания знаний способов деятельности, а также методов учебного исследования, доступных науке).  Исследовательский метод обуславливает эмоционально-ценностные свойства личности и обеспечивает:                                                                                         а) способность полностью увлекаться работой;                                                    б) стремление к совершенству в исполнении;                                                                        в) восприимчивость ко всякой новой информации;                                                                                         г) постоянство критического отношения к своей мысли, умение терпеливо выслушать других, не спешить с критикой, спокойно обдумать услышанное;   д) склонность к воображению, фантазированию при решении проблемы;               е) привычку к тяжёлому труду, относясь к нему с увлечением, стремлением к осознанию значения своего труда, его конечной цели.                                                        

     Согласно основному критерию творчества, исследовательская деятельность является разновидностью творческой, одним из специфических её видов. Основным существенным признаком, выделяющим исследование среди других видов творческой деятельности, является её цель-познание, в отличие от других, где основная цель-преобразование. Однако никакое сознательное преобразование  невозможно без познания исходного и конечного состояний преобразуемого объекта. И в этом смысле исследование является неотъемлемой  составной частью другого вида творческой деятельности. В этом и проявляется значимость исследовательской деятельности как основы, фундамента творчества.  

       

1.2 Проблемы организации исследовательской деятельности учащихся

         Овладение учащимися исследовательским методом необходимо для их творческой самореализации и саморазвития в процессе учебно-исследовательской деятельности. Самореализации и саморазвитию препятствуют внешние и внутренние барьеры:                                                     - отсутствие устойчивой  системы ценностных ориентаций на творческую самореализацию и саморазвитие в учебно - познавательской деятельности;       - отсутствие способности к ценностно-смысловому самоопределению и самоактуализации в проблемных и исследовательских ситуациях;                                                           - отсутствие способности к ценностно-смысловому самоопределению и самоактуализации в проблемных и исследовательских ситуациях;                               - отсутствие целостной, личностной системы знаний о «методах» учебного и научного познания, их возможностях для творческой самореализации и саморазвития в учебно-исследовательской деятельности;                                                  - преобладающая реакция на познавательную новизну проблемной, исследовательской   ситуации, но не на возможное развитие своего интеллектуального творческого потенциала;                                                                      - отсутствие чувствительности к противоречиям, ощущение их внешней заданности  условием учебно-исследовательского задания или проблемной, исследовательской ситуации; отсутствие способности видеть противоречия в личностном процессе самореализации в этих ситуациях;                                         - стереотипность мышления, деятельности, общения;                                              - отсутствие интеллектуально творческой инициативы и активности в осмыслении не только познавательных, но и личностных затруднений на начальном этапе вхождения в учебно-исследовательскую деятельность, в процессе её осуществления, а также в использовании рефлексии целей, процесса и результатов этой деятельности с учётом их взаимосвязи и взаимообусловленности;                                                                                           - стереотипность  личностно-значимых целей выполнения учебно-исследовательских задач и заданий, которые заключаются преимущественно в получении новых знаний, ознакомлении с новыми приёмами  деятельности.

При этом не являются приоритетными цели творческой самореализации и саморазвития в процессе учебно-исследовательских заданий.                                                                                                                            

В традиционной образовательной практике наряду с большими достоинствами применение  исследовательского метода связано с определёнными трудностями, а учёными и учителями отмечается его низкая эффективность. К числу этих трудностей они относят: дефицит учебного времени, неоднородность учащихся в классе, несоответствие содержания задания профилю класса, скудная материально-техническая база кабинетов и т.д.                                                                                                                                

Многие явления в условиях школьного физического кабинета не могут быть продемонстрированы. К примеру, это явления микромира, либо быстро протекающие процессы, либо опыты с приборами, отсутствующими в лаборатории. В результате учащиеся испытывают трудности в их изучении, так как не в состоянии мысленно их представить. Компьютер может не только создать модель таких явлений, но также позволяет изменять условия протекания процесса.

Работа с применением ИКТ – один из вариантов,   активизирующий познавательную деятельность учащихся, усиливающий мотивацию обучения.

Естественно, использование компьютера на уроках оправдано лишь в тех случаях, когда он обеспечивает существенное преимущество по сравнению с традиционными фронтальными опытами или лабораторными работами.

Информационные технологии можно использовать:

при изучении нового материала – просмотр презентаций с включёнными в них видеофрагментами, интерактивными  моделями явлений и устройств, задачами и вопросами, а также самостоятельная работа с материалами сайтов Интернета.

при контроле знаний – решение задач с интерактивным выбором ответа и разбором решения, выполнение занимательных тестов в картинках.

выполнение виртуальных интерактивных лабораторных работ с применением мультимедиа-диска компании «Физикон» - «Физика 7-11 классы», «Лабораторные работы по физике 10 и 11 класс» (ООО «Дрофа»), а также использовать различные виды деятельности в виртуальной мастерской.

при подготовке домашнего задания – поиск дополнительного материала к уроку, в том числе и иллюстративного в Интернете.

проектная деятельность учащихся - одной из целей моей педагогической деятельности является повышение  мотивации учащихся в изучении физики, развитие самостоятельности в приобретении новых знаний с использованием различных источников информации, в том числе и новейших. Для выполнения этих целей лучше всего подходит метод проектной деятельности, в частности выполнение различных учебных проектов.

Однообразие, шаблон, формализм и скука ведут к снижению уровня знаний учащихся и качества преподавания предмета.

          Как оживить процесс обучения, как создать атмосферу радостной приподнятости, сопутствующей поиску и творчеству? Как сделать учебную деятельность жизнерадостной, увлекательной и интересной? Как пробудить у учащихся тягу к знаниям?

         Поможет решить эти вопросы при обучении физики постановка   ученика в условия исследователя, на место учёного или первооткрывателя.     

         Физика – наука экспериментальная. В основе её лежат наблюдения и опыты, и организация исследовательской деятельности учащихся при изучении физики – необходимый фактор, позволяющий повысить интерес  к физической науке, сделать её увлекательной, занимательной и полезной и осознать, что  физика – это не страшно, физика – это интересно.

             Для успешной исследовательской деятельности необходимо выработать у учащихся элементарные навыки этой работы и пробудить интерес к исследовательской работе.

              Важно научить учащихся:

-       ставить цель;

-   составлять план исследований;

-      подбирать необходимые приборы и материалы;

-      собирать необходимые установки;

-        проводить исследования и формулировать выводы.

               А также

-       ознакомить учащихся с методами научных исследований по физике, который можно представить в виде следующей цепочки: 

теоретическое предвидение разработка рабочей гипотезы наблюдения эксперимент  анализ экспериментальных фактов и выводы из них проверка выводов на практике.   

        Оглянувших вокруг, можно найти много вопросов, требующих исследований.

                 Например:                              

-        Почему жужжит пчела?

-        Что поднимает в воздух самолёт?

-     В чём причина полярных сияний?

-        Через какое время после того, как в цепи пошёл ток, лампочка начинает светиться?

Нередко подобные вопросы нужно не просто объяснить, а оценить величины того или иного эффекта и подкрепить объяснение расчётом или экспериментом. Поиск ответов на такие вопросы заставит учащихся обратиться к дополнительной литературе, учебнику. Что ж, этого нам и надо, ведь и физики - профессионалы пользуются чужими результатами и редко начинают работу на пустом месте.

 Исследовательская деятельность учащихся многогранна и организую её на любом этапе обучения физике:

-        при изучении физической теории;

-        при решении задач;

-        при проведении демонстрационного эксперимента;

-        при выполнении лабораторных работ.

          А также провожу:

-        исследования в рассказах;

-        исследования практических вопросов;

-        исследования с помощью самодельных приборов;

-        исследования дома и на улице;

-       проектную  исследовательскую деятельность учащихся.

       

            Примеры:

1.     Исследовательский метод очень эффективен при изучении физической теории. Так, после изучения темы «Магнитное поле тока» выдвигаю проблему: с помощью тока можно получить магнитное поле, а нельзя ли  с помощью магнитного поля или магнита получить электрический ток? Из предложенных приборов учащиеся выбирают нужные, вносят предложения, проводят эксперименты, делают выводы.

2.    В  лабораторные  работы  вношу дополнительные задания исследовательского характера. Например, в работе «Измерение коэффициента трения» даю задание: исследуйте, как зависит коэффициент трения от прижимающей силы.

3.     На уроках стараюсь решать больше экспериментальных  задач.  Исследуйте, изменяется ли сопротивление волоска спирали электрической лампы при изменении яркости свечения.  Как распределяются токи в ветвях параллельного соединения?

4.     Даю задания для домашних исследований: как зависит скорость протекания диффузии от температуры? Как  зависит скорость испарения жидкости от рода,  температуры и площади свободной поверхности жидкости? Как осуществляется процесс кипения жидкости?

5.     Организую изготовление учащимися самодельных приборов и проведение с их помощью различных исследований. Например, исследовать зависимость влажности  воздуха от температуры  с помощью самодельного прибора для измерения точки росы.

2.  Метод учебных проектов                      

2.1   Проект как вид самостоятельной творческой работы учащихся

Часто проектом называют любую самостоятельную работу ученика, скажем реферат или доклад. Вообще путаница с терминами здесь довольно большая, и свой вклад в это активно вносят наши средства массовой информации, в которых проектами называют и спортивные мероприятия, и шоу-программы, и благотворительные акции. Неудивительно, что подчас у учителей не складывается четкого представления о проекте как методе обучения, а у учеников о проекте, как вполне определенном виде самостоятельной работы. Чтобы избежать всех этих проблем, необходимо четко определить, что такое проект, каковы его признаки, в чем его отличие от других видов самостоятельной работы ученика, какова степень участия учителя на различных этапах выполнения проекта, как это зависит от возраста учащегося и от других его индивидуальных особенностей.

Среди различных видов самостоятельных работ учащихся ближе всего по жанру к проектам стоят доклады, рефераты и учебные исследования.

Доклад — устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей (читателей) с определенной темой (проблемой), дать общую информацию, возможно, представить соображения автора доклада, которые в данном случае не требуют научной проверки или доказательств.

Реферат - сбор и представление исчерпывающей информации по заданной теме из различных источников, в том числе представление различных точек зрения по этому вопросу, приведение статистических данных, интересных фактов.

Исследовательская работа - работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Если научное исследование направлено на выяснение истины, на получение нового знания, то учебное исследование имеет целью приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности, освоения исследовательского типа мышления, формирования активной позиции в процессе обучения

  Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.  

                                  2.2  Проект как метод обучения

Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы — носит практический характер и значим для самих открывателей. А для учителя учебный проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность [Методические рекомендации Департамента образования г. Москвы от 20.11.2003 № 2-34-20 по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях г. Москвы].

Можно выделить ряд характерных особенностей проектного метода обучения. Прежде всего это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом. Причем проблема должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения.

Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.

Еще одно отличие проекта - предварительное планирование работы. Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы со своими промежуточными задачами для каждого из них; определить способы решения этих задач и найти ресурсы для этого; разработать подробный график работы с указанием сроков реализации каждого этапа.

Осуществление плана работы над проектом, как правило, связано с изучением литературы и других источников информации, отбора информации; возможно, с проведением различных опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов; с анализом и обобщением полученных данных; с формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы ее решения.

Для воплощения найденного способа решения проблемы проекта создается проектный продукт. Проектный продукт должен обладать определенными потребительскими свойствами, т.е. удовлетворять потребности любого человека, столкнувшегося с проблемой, на решение которой и был направлен данный проект.

Проект обязательно должен иметь письменную часть - отчет о ходе работы, в котором описываются все этапы работы (начиная с определения проблемы проекта), все принимавшиеся решения с их обоснованием;  все возникшие проблемы и способы их преодоления; анализируются собранная информация, проведенные эксперименты и наблюдения, приводятся результаты опросов и т.п.;  подводятся итоги,  делаются выводы,  выясняются перспективы проекта.

Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результата работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт в решении проблемы проекта, приобретенную компетентность. Элемент самопрезентации - важнейшая сторона работы над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретенного в ее ходе опыта.

2.3  Совместная деятельность учителя и ученика в рамках проекта

Работа над проектом предполагает очень тесное взаимодействие ученика и учителя. В этой связи возникают две крайности - полностью предоставить учащегося самому себе или, наоборот, значительно ограничить его самостоятельность, постоянно вмешиваясь, направляя, советуя - лишая, таким образом, ребенка инициативы в работе. Педагогическая тонкость здесь заключается в том, что ученик должен чувствовать, что проект - это его работа, его создание, его изобретение, реализация его собственных идей и замыслов... Он должен видеть, что учитель с уважением относится к его точке зрения, даже если она не совпадает с точкой зрения педагога. Семи- и восьмиклассники вполне могут самостоятельно сформулировать проблему и цель проекта — их знаний и школьного опыта для этого достаточно. Трудность может возникнуть у них при разработке плана, особенно детального: если основные этапы работы просматриваются ими легко, то более мелкие шаги выпадают из поля зрения. Ясно, что это непременно скажется на качестве работы. Тут потребуется помощь взрослого. Реализация плана, как правило, не вызывает трудностей.

Академического опыта у учащихся 7-8-х классов достаточно для того, чтобы самостоятельно искать, анализировать, ранжировать информацию из различных источников, осуществлять другие интеллектуальные операции в рамках проекта.

Самой большой проблемой учащихся этого возраста является мотив к деятельности  -  это их слабое место. Подростки быстро теряют интерес, особенно если работа кажется рутинной, а результат не вдохновляет. Незначительные трудности вызывает анализ и самооценка, так как рефлексивные способности в этом возрасте еще находятся в стадии формирования. В целом при дозированной помощи, ненавязчивом контроле и вдохновляющем примере семи- и восьмиклассники успешно справляются даже с большими, сложными проектами.

Девяти - и одиннадцатиклассники имеют все объективные возможности для того, чтобы полностью самостоятельно работать на всех этапах проекта. Они быстро формулируют проблему, без труда преобразуют ее в цель деятельности, разрабатывают подробный план, учитывая при этом имеющиеся ресурсы. У них уже достаточно знаний и опыта, за спиной значительный этап школьной жизни - все это предпосылки для успешной работы над проектом. Это, однако, не означает, что учитель может отстраниться от работы. Его помощь нужна для промежуточной оценки хода работы, для обсуждения различных гипотез, версий и идей и так далее.

2.4 Советы руководителю проекта:

- подходите к проведению работы творчески;

- не сдерживайте инициативу учащихся;

- поощряйте самостоятельность школьников, избегайте прямых   инструкций;

- помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать (или научиться сделать) самостоятельно;

- не спешите с вынесением оценочных суждений;

- оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать;

- учите выявлять связи между предметами, событиями и явлениями;

- старайтесь формировать самостоятельное решение проблем исследования;

- старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию;

- в процессе работы не забывайте о воспитании школьников.

2.5 Этапы самостоятельной деятельности  учащихся

 

1. Наблюдение, измерение, сравнение и  составление  алгоритма  измерений    в процессе  работы.

2. Самостоятельное планирование эксперимента и работа  с  гипотезами (на примере  урока  по  изучению зависимости  количества теплоты, необходимого для  нагревания  тела, от его  массы, разности  температур,  от  рода вещества).

3.   Самостоятельное планирование  деятельности учащихся (изучение равноускоренного  движения).

4.  Формирование умения самостоятельно добывать знания  с помощью учебной  деятельности.

5.  Проектная деятельность.

        Остановлюсь более подробно на организации самостоятельной  деятельности учащихся  при  использовании мною проектной технологии обучения.  Проектная деятельность учащихся – это новая технология обучения.  В отличие  от  традиционной,   она  позволяет перейти от учения как процесса  запоминания  к  самостоятельной  познавательной  деятельности;  от  ориентации  на  среднего ученика  к дифференцированному,    от  неопределённости  и  размытости  перспектив  «дружбы»  с  физикой  к  серьёзной  мотивации  деятельности  в  области   физики.

        Проект -  самостоятельная  творческая  работа  ученика,  начиная  от  идеи и кончая  материальным  воплощением.  На  первых  порах  эта  деятельность  требует  поддержки,  как  со  стороны  учителя,  так  и  родителей.  

          Проектная  деятельность  может  быть  ориентирована на  знания  и умения  учащихся,  приобретённые  в  процессе  изучения  физики,                              -  связана с  использованием  их  для  изучения   каких - либо  новых  теорий,   явлений;

- с конструированием  физических  приборов,  а  также  с  модернизацией  или  восстановлением  имеющихся,  с  постановкой  новых  опытов  с  ними,  конструированием  экспериментальных  установок.

        В  каждом  проекте  присутствует  несколько  взаимосвязанных  заданий,  их  сложность  повышается  по  мере  увеличения  знаний  учащегося,  изучения  всё  новых  и  новых  разделов  физики.

     Учитель  заинтересован  в  повышении знаний  и интеллекта  учащихся, их  занятости  творчеством;  родители  - в благополучной  успеваемости  их  ребёнка,  в  перспективе  вырастить  ребёнка  с  умной  головой, а  ещё  и  с  «золотыми»  руками.                        

Последовательно отвечая на вопросы, ученик сможет разработать план своего проекта.

На этом этапе можно также воспользоваться следующей таблицей, чтобы убедиться, что все идет правильно:

Вопрос

Ответ

Почему выбрана эта тема проекта

Проблема проекта

Что надо сделать, чтобы решить данную проблему

Цель проекта

Что ты создашь, чтобы цель была достигнута

Образ проектного продукта (ожидаемый результат)

Если ты сделаешь такой продукт, достигнешь ли ты цели проекта и будет ли в этом случае решена его проблема

Существует ли необходимая связь между проблемой, целью и проектным продуктом

Какие шаги ты должен проделать от проблемы проекта до реализации цели проекта

Перечисление основных этапов работы

Все ли у тебя есть, чтобы проделать эти шаги (информация, оборудование и прочее для проведения исследований, материалы для изготовления продукта, чего не хватает, где это найти, что ты уже умеешь делать и чему придется научиться)

Развернутый план работы

Когда ты будешь осуществлять все необходимое?

Индивидуальный график проектной работы

Задайте эти вопросы своему подопечному, и вы научите его планировать собственную деятельность (причем не только проектную). Хороший план - уже половина работы!

На следующем этапе будет проходить реализация намеченного плана - можно приступать к работе в соответствии с разработанным планом и графиком, имея в виду, что в случае необходимости придется внести некоторые изменения в первоначальный замысел. Здесь придется следить, чтобы ученик не потерял мотив к работе. Обязательно возникнут какие-то трудности, возможно, объективного характера. Однако это не причина для простоя в работе. В этом случае придется вносить изменения в первоначальный план  - это может вызвать разочарование и как следствие снижение мотива.

У многих подростков пока не сформировано «чувство времени». Им часто кажется, что времени много, можно не торопиться и отложить работу «на потом». Подумайте, стоит ли вмешиваться и подгонять, может быть, данному ученику полезно попасть в цейтнот? Есть люди, которые эффективнее работают в условиях дефицита времени. Правда, это не относится, например, к тревожным детям. В любом случае, выстраивая свое взаимодействие с учащимся, надо хорошо представлять себе его индивидуальные особенности.

Как правило, самым увлекательным во всей работе над проектом является создание проектного продукта. Тут ребята часто проявляют большую активность, действуют самостоятельно, творчески. Иногда процесс создания продукта затягивается из-за того, что эта работа очень увлекает автора, он постоянно что-то совершенствует, придумывает все более оригинальные решения. Необходимо лишь обращать его внимание на время, оставшееся до защиты.

После того как выполнены все запланированные шаги и сделан проектный продукт, необходимо написать отчет о работе над проектом, т.е. оформить его письменную часть. Отчет о ходе работы - очень важная часть проекта. Написание отчета представляет значительные трудности, особенно для тех, кто не имеет опыта работы над проектом. Часто даже те ребята, которые хорошо владеют устной речью, с трудом излагают свои мысли на бумаге. Подробно обсудите каждую часть отчета и предложите своему ученику работать над письменной частью в соответствии с совместно выработанным алгоритмом. Умение точно выполнять инструкции - важнейший навык, который будет многократно востребован в дальнейшем. В целом на написание отчета желательно оставить примерно треть всего времени работы над проектом. Задача учителя  -  помочь подростку корректно и лаконично описать весь ход работы.

Далее предстоит презентация проекта. Презентация - это витрина проекта. Все должно быть подчинено одной цели - наилучшим образом показать результат работы и компетентность ее автора, которую он приобрел в процессе этой работы. Самопрезентация, умение в выгодном свете показать себя, не теряя при этом чувства меры, - важнейший социальный навык.

Регламент презентации, как правило, предоставляет не более 7-10 минут на выступление. За это короткое время необходимо рассказать о работе, которая осуществлялась на протяжении нескольких месяцев, была связана с обработкой большого массива информации, общением с различными людьми, сделанными автором открытиями. Вообще хочется рассказать о многом. По этой причине презентационные выступления часто не укладываются в регламент.

Две основные проблемы презентации - это речь и регламент. Очень важно научить детей выбирать самое главное, коротко и ясно излагать свои мысли. Лучше, если текст  презентации будет написан в виде тезисов. Это позволит не читать все подряд с листа, а лишь сверяться с основными мыслями и ничего не упустить. В ходе выступления необходимо следить за временем и за реакцией аудитории.

В ходе презентации автору проекта, может быть, придется отвечать на вопросы публики. К этому надо быть готовым. Ответ на любой вопрос лучше начинать, поблагодарив того, кто его задает (любой вопрос по теме проекта свидетельствует об интересе публики к выступлению и дает автору еще один шанс показать свою компетентность). Презентацию желательно отрепетировать.

2.6 Перечень критериев оценивания проектов

  1. Постановка цели и обоснование проблемы проекта.
  2. Планирование путей ее достижения.
  3. Глубина раскрытия темы проекта.
  4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования.
  5. Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию  проекта.
  6. Анализ хода работы, выводы и перспективы.
  7. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе.
  8. Соответствие требованиям оформления письменной части.
  9. Качество проведения презентации.

Качество проектного продукта. Сами названия этих критериев показывают ученику, чему он должен и может научиться, в ходе и в результате работы над проектом. С помощью критериев можно описать и эталон работы, учитывая при этом возрастные возможности детей.

  Эталонный проект 7-8-классника - это работа, в которой:

- цель определена, ясно сформулирована, четко обоснована;

- развернутый план состоит из основных этапов и всех необходимых промежуточных шагов по достижению цели;

- тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы;

- работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников;

- представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы;

- работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта;

- работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами;

- на защите проекта внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, выступление уложилось в рамки регламента, автор владеет культурой общения с аудиторией, ему удалось вызвать большой интерес аудитории;

- проектный продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям).

В 9-10-м классе эталон работы это:

- цель определена, ясно сформулирована,  четко обоснована;

- развернутый план состоит из основных этапов и всех необходимых промежуточных шагов по достижению цели;

- тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы;

- работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников;

- способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, цели проекта достигнуты;

- представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы;

- работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта;

- работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами;

- на защите проекта внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, выступление уложилось в рамки регламента, автор владеет культурой общения с аудиторией, ему удалось вызвать
большой интерес аудитории;

- проектный продукт полностью соответствует требованиям качества
(эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям).

Обобщая результаты анализа философского и психолого-педагогического аспекта проблемы, можно заключить:                                                                                   1. Для творческой самореализации и саморазвития в процессе  учебно-исследовательской деятельности необходимо овладение учащимися исследовательским методом, так  как :                                                                                           - через структуру исследовательского метода в обучении возможна реализация различных методов наук, на основе их вариативного сочетания в зависимости от специфики проблемной, исследовательской ситуации;            -- исследовательский метод в обучении обуславливает эмоционально-ценностные свойства личности и является основой творческой самореализации учащихся и педагога.                                                                            2.  Вопросы организации исследовательской деятельности учащихся всегда были в центре внимания психологов, дидактов и учителей. Но  несмотря на значительное количество эффективных теоретических разработок, они плохо внедряются в практику обучения, так  как:                                                                      - наряду с большими достоинствами применение исследовательского метода связано с определёнными трудностями: дефицит учебного времени, неоднородность учащихся в классе, скудная материально-техническая база кабинетов физики и  т. д.;                                                                                                     -исследовательский метод обучения применяется в массовой школе эпизодически, без системы в организации учебно-исследовательской деятельности учащихся.                                                                                           3. У учащихся массовой школы слабо сформулированы, прежде всего, исследовательские умения и навыки, недостаточны знания методологии исследования  что, в конечном  счёте, сказывается на недостаточно осознанном изучении основ физической науки и способностях школьников к  творчеству.                                                                                                                      4. Взаимосвязь и взаимообусловленность репродуктивной и продуктивной  деятельности, и возможность интеграции разных по продуктивности методов обучения представляет значительные возможности включения в творческую, исследовательскую деятельность всех учащихся, независимо от их индивидуальных способностей и получения при этом существенных результатов в развитии их творческих, исследовательских способностей.                                                                                                

  1. Метод проектов – это  совокупность последовательных учебно-познавательных приёмов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов. Метод проектов развивает познавательные навыки обучаемых, критическое и творческое мышление, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

Всем известно, что новые знания можно получать от других в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. В своей работе я широко использую проектную деятельность учащихся по физике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. В лицее около 10 лет, как создано  научное общество учащихся «Поиск», которое объединяет ребят по интересам: естественно-научный, социально-гуманитарный, физико-математический.      Утверждено положение о совете научного общества учащихся лицея, положение о  НОУ, целью которого является:  освоение  учащимися метода проектов, организация учебно-познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся.

Определены задачи: развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; активно использовать информационные технологии  от поиска образовательных ресурсов в сети Internet до web-конструирования;   достижение стабильных результатов в учебной и творческой деятельности.       Исследовательская деятельность учащихся представляется как логически выстроенная, проверенная на практике система работы учителя и учеников. Учитель должен иметь в виду, что у него  большой выбор приёмов и методов организации исследования. Можно дать домашнее задание исследовательского характера, провести уроки исследования (например, по изопроцессам), организовать занятия по исследованию определённой темы с текущими консультациями. Домашние исследовательские работы –простейший самостоятельный эксперимент, которые выполняются учащимися дома без непосредственного контроля со стороны учителя ( рост кристаллов).                                                                                                                 Систематическое выполнение учащимися лицея экспериментальных лабораторных работ способствует более осознанному восприятию материала, повышает интерес к физике, развивает ценные практические умения. Эти задания являются эффективным средством повышения самостоятельности и инициативы учащихся, что благоприятно сказывается на всей их учебной  и вызывает интерес к исследовательской деятельности.                            Обучение – это не только работа в классе и выполнение домашних работ. Обучение         может быть интересным и захватывающим, если проводить его в форме разнообразных внеклассных мероприятий, предметных недель. Если ряд мероприятий объединить в комплекс, то наступит настоящий праздник физики. Такой праздник можно организовать совместно с учениками, привлекая ребят к научной деятельности. Мы поняли, что необходимо общение, возможность обговорить, обсудить интересные факты, поделиться друг с другом идеями.

    Опыт проведения научно-практических конференций разного  уровня показывает, что у учащихся есть значительный интерес к исследовательской деятельности.  Они с удовольствием погружаются в атмосферу творческого поиска, сотрудничества. Мои ученики ежегодно принимают участие в защите своих проектов на школьном и региональном уровнях (Региональная научно – практическая конференция учащихся «Старт в науку» с. Загоскино Майнского района ), занимая призовые места:

2013г.

Шовиков Артур 9 класс 1 место за работу на тему «Влияние компьютерного излучения на здоровье человека»

Трусов Евгений 9 класс 3 место за работу на тему «Электроэнергия. Ее рациональное использование»

2014г.

Трусов Евгений 10 класс 2 место за работу на тему «Вся сущность энергосберегающей лампочки»

Шовиков Артур 10 класс 3 место за работу на тему «Влияние температуры процессора на производительность компьютера»

На протяжении ряда  лет участниками  научно-практических   конференций были ученики, проявляющие интерес к физике. В этом  году, работая  в физико-математическом классе, я дала ребятам на лето подготовить исследовательскую работу на интересующую их  тему. Выбор тем учениками был самым  разнообразным: «Синтез искусства и физики», «Магниты», «Ветрогенераторы и солнечные батареи», «Лампы накаливания», «Линии электропередач», «Как постичь красоту мира во всех ее тонах и красках, не имея при этом идеального зрения (оптические очки, контактные линзы)», «Физика на кухне», «Удивительное вещество – вода», «Неньютоновская жидкость», «Мыльный пузырь» и т.д.

Первоначально защита проектов проходит в классе. После обсуждения работ лучшие выдвигаются на школьную научно-практическую конференцию, после чего определяются участники региональной конференции. Надо сказать, что идеи в голову приходят ребятам самые разные,  осуществить их вполне возможно, а вот объяснить научно, со знанием дела, не всегда легко.  Не  судите нас строго: у нас есть шероховатости, но идей у ребят достаточно и мы стремимся воплотить их!

Заключение

Произошедшие в последнее время изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробившие себе дорогу новые принципы  личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода в обучении потребовали  в первую очередь новых методов обучения, которые:                                                                       - формировали бы активную, самостоятельную и инициативную  позицию учащихся;                                                                                                                              - развивали бы общенаучные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, оценочные;                                                                                                     - формировали бы не просто умения, а компетенции – умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности;                                                                                                                                         - были бы приоритетно направлены на развитие познавательного интереса учащихся;                                                                                                                            -реализовали бы принцип обучения с жизнью.                                                                                                                                  Ведущее место среди таких методов в арсенале мировой и отечественной педагогики принадлежит сегодня методу проектов. На современном этапе образовательной системы в РФ, предусматривающей профилизацию старшей ступени общего образования, является педагогически ценной та методика преподавания предмета, которая использует активность учителя и ученика. В арсенале инновационных средств и методов, обеспечивающих индивидуализацию профильного обучения, особое место занимает проектирование как основной вид учебной деятельности. Метод проектов не нов в дидактике. Тем более важным является опыт педагога по организации проектной деятельности  учащихся  на уроках и во внеурочной деятельности.     Приоритетным направлением системы образования должен быть поиск возможностей, обеспечивающих развитие личности, способной быть не просто носителем и транслятором знаний, но и его активным самореализующимся объектом. Самообразование, самопроектирование,    компетентность личности – это приоритеты, которые становятся основой новой парадигмы образования.                                                                                      

Литература

  1. Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта. - М., 2003.
  2. Васильева Г.Н.// Актуальные задачи педагогики: материалы III международной научной конференции (г. Чита, февраль 2013г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2013.
  3. Дереклеева Н.И. Научно – исследовательская работа в школе. – М: Вербум – М, 2001.
  4. Леонтович А.В. Основные рабочие понятия исследовательской деятельности учащихся. Проектно-исследовательская деятельность: организация, сопровождение, опыт. - М., 2005.
  5. Котляров В.А.  Технология организации исследовательской деятельности учащихся   / ООО «Рекламно-издательская фирма Новосибирск» ,  2006.
  6. Савенков А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников. – М.:Генезис,  2005.
  7. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, — М.:Издательский центр «Академия», 2007.
  8. Ступницкая М.А. Критериальное оценивание проектных работ
    учащихся / Педагогические технологии и учебное проектирование. Сборник статей / Под научн. ред. Н.Ю.Пахомовой. — М.: МИОО, 2006.
  9. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать
    над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей и родителей. - Ярославль: Академия развития, 2008.
  10. Ступницкая М.А. Организация и содержание проектной деятельности учащихся основного и старшего звеньев школы «Премьер». Проектно-исследовательская деятельность: организация, сопровождение, опыт. Сборник статей / Под общей редакцией Н.Г.Минько - М.: Учебно-методический центр ЮАУО, 2005.
  11. Ступницкая М.А.Творческий потенциал проектной деятельности
    школьников // Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета их индивидуальных достижений. - М.: Центр «Школьная книга», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа учителя математики "Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сходства и различия"

Исследовательская работа учителя математики Цель исследования: изучение процесса исследовательской и проектной деятельности учащихся.Задачи: найти сходства и различия в исследовательской и ...

Проектная деятельность на уроках физики и во внеурочной деятельности по предмету

В современных условиях образования особенно актуальным становится применение на уроках новых технологий, целью которых является не только донесение знаний до учащихся, но и выявление, развитие, рост т...

Методическая разработка «Исследовательская и проектная деятельность при обучении физике как эффективный инструмент реализации ФГОС в условиях цифровой образовательной среды»

Проектная деятельность формирует способность учащихся планировать собственную работу, а учебные исследования наполняют процесс обучения личностным смыслом. Поэтому, для эффективного освоения норм иссл...

Использование занятий ОДОД для организации исследовательской и проектной деятельности учащихся 5-6 классов в области «Физика"

В работе представлены возможности использования занятий отделения дополнительного образования детей (ОДОД) для организации проектной и исследовательской работы учащихся 5-6 классов в естественнонаучно...

Проектная деятельность учащихся по физике как способ достижения метапредметных результатов обучения

Аннотация. Сформулированы  метапредметные результаты обучения в рамках предмета физики, показаны какие формируются УУД на этапах создания проекта. Приведен краткий пример  проектной работы....

Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности учащихся естественнонаучной направленности

МЕтодические рекомендации содержат правила разработки экологического проекта и правила ведения полевого дневника....

Методическая разработка "Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетенций".

Считаю целесообразным обращение учителей математики к научно-исследовательской и проектной деятельности. Она  способствует развитию математических способностей у учащихся, прививает интерес к пре...