Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности учащихся естественнонаучной направленности
учебно-методический материал (9, 10, 11 класс)

Лапина Татьяна Петровна

МЕтодические рекомендации содержат правила разработки экологического проекта и правила ведения полевого дневника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._rekom._po_issl._deyat-ti-20211.docx27.25 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

РАЗРАБОТКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

Первый этап. Выбрать актуальную и интересную для вас область исследований. Определите тип проекта по области проведения исследования (естественнонаучный), по объекту исследования; по количеству участников (индивидуальный, групповой); по времени проведения (мониторинговый или кратковременный).

Второй этап. Составить обзор литературных источников по выбранному вопросу. Источниками информации могут быть не только школьные и городские библиотеки, Интернет-ресурсы, но и организации по государственному контролю качества окружающей среды и научно-исследовательские институты. При изучении литературы сразу составляйте библиографический перечень. Список литературы необходимо делать в алфавитном порядке, адреса сайтов Интернета помещают в конце списка после бумажных источников.

Третий этап. Формулировка темы исследования, целей, задач, рабочей гипотезы, объекта и предмета исследования.

Четвертый этап. Подбор методики проведения исследования.

Пятый этап. Проведение исследований, сбор материала с последующим анализом полученных результатов. Систематизация результатов исследования. Результаты могут быть представлены в виде таблиц, диаграмм, фотоматериалов. На основании анализа полученных результатов необходимо сформулировать общие выводы, предложения по решению экологической проблемы или улучшению качества окружающей среды.

Шестой этап. Защита исследовательской (проектной) работы. Представление работы в творческом объединении, в классе, публикация материалов работы на информационных сайтах образовательного учреждения, в сообществах в социальных сетях, предоставление результатов исследований администрации района, города, области.

ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ПОЛЕВОГО ДНЕВНИКА

        Дневник – основной документ, отражающий выполнение практических работ. Записи в полевом дневнике являются ценным и незаменимым материалом при интерпретации результатов наблюдений и анализа и оценки экологической ситуации.

        Записи в дневнике должны быть четкими и лаконичными. Все записи делаются в дневнике в точке ведения наблюдений и экспериментов или сразу же после возвращения с пробных площадок.

Оборудование: общая тетрадь в клетку с плотной обложкой, карандаш, шариковая ручка, фотоаппарат.

Ход выполнения задания.

  1. Ознакомьтесь с правилами ведения полевого дневника и оформите его в соответствии с ними. Подпишите титульный лист по образцу.

Комитет образования города Новокузнецка

Муниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования

«Станция юных натуралистов»

Исследовательский проект «Изучаем видовое разнообразие домашних животных»

Район работ: Заводской район города Новокузнецка, жилой массив

Полевой дневник

Никитина Анастасия

Дневник начат: 10.09.2020.

Окончен: 10.02.2021.

Нашедшего полевой дневник прошу вернуть по адресу:

Город Новокузнецк, ул. Горьковская, дом 42,

МБУ ДО «Станция юных натуралистов»

  1. Пронумеруйте страницы дневника, отсчет начинается с титульного листа. Номер ставится на каждой странице сверху в центре. Вырывать страницы из дневника не рекомендуется.
  2. Записи размещают на правой стороне, левая отводится для зарисовок.
  3. На страницах для записей выделяют поля шириной 2 см.
  4. Описание маршрута начинают с указания даты, цели. При полевых исследованиях дается краткая характеристика погоды в день наблюдения и за день-два до проведения исследования.
  5. При необходимости и возможности объект исследования фотографируют на точке наблюдения. Номер кадра и название объекта записывают в дневник. Обычно при фотосъемке, чтобы установить масштаб объекта, рядом кладут предмет известного размера (линейку, спичечный коробок, компас). Если в точке наблюдения производится отбор проб, то на полях дневника фиксируются номера точек, где взяты пробы на анализ.
  6. Если возникает необходимость в исправлении текста, исходный текст не стирают, а зачеркивают неправильный вариант и продолжают запись. Редактура предыдущих записей в дневниках не допускается.
  7. В конце дня в дневнике ставится дата b подпись исследователя.
  8. Записи полевых дневников могут послужить основой проектной работы.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гусейнов А.Н., Александрова В.П., Нифантьева Е.А. Изучение водных экосистем в урбанизированной среде: практикум с основами экологического проектирования. 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2015. – 112 с.
  2. Скалон Н.В. Практикум по изучению экологии городов Кузбасса: Учебно - методическое пособие/ Скалон Н.В., Горшкова Л.А., Демиденко Н.В., Аверина Е.П. – Кемерово: КРЭОО «Ирбис», 2006 – с.74.
  3. Лапина Т.П. Представление опыта работы по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению качества природных вод в городе Новокузнецке [Электронный ресурс] / Т.П. Лапина. – Режим доступа: http://infourok.ru/predstavlenie opita raboti po organizacii issledovatelskoy deyatelnosti uchaschihsya po izucheniyu kachestva prirodnih vod v gor 3714855.html 
  4. Лапина Т.П. Представление опыта работы по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению видового разнообразия домашних животных в городе Новокузнецке Кемеровской области [Электронный ресурс] / Т.П. Лапина. – Режим доступа: http://infourok.ru/predstavlenie opita raboti po organizacii issledovatelskoy deyatelnosti uchaschihsya po izucheniyu vidovogo raznoobraziya domash 3713735.html
  5. Лапина Т.П. Комплексная оценка показателей качества родниковой и водопроводной воды в Заводском районе г. Новокузнецка. / [Электронный ресурс] / Т.П. Лапина. – Режим доступа: https://rosprosvet.ru/material/pub-15362/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практико-ориентированного семинара для педагогов школы по организации исследовательской и проектной деятельности с учащимися

Представленный материал поможет вам провести эффетивную подготовку коллег школы по организации  исследовательской деятельности с учащимися  1-11 классов...

Методические рекомендации для учителей физики «Исследовательская и проектная деятельность учащихся по физике»

Физика является одним из ведущих среди других предметов, где можно использовать элементы исследования. Чтобы включить познавательную деятельность учащихся и направить ее на решение возникшей проблемы ...

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся на уроках английского языка при работе с УМК «Английский в фокусе» (Spotlight-6)

Данные методические рекомендации посвящены организации исследовательской деятельности учащихся на уроках английского языка при работе с УМК «Английский в фокусе» в 6 классе и предназначены для учителе...

ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

Одной из форм работы с одарёнными детьми является организация исследовательской и проектной деятельности учащихся. Я работаю учителем татарского языка и литературы в русских группах начальной школы. С...

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Методические рекомендации содержат рабочую программу кружка, который работает на экологической...

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время

Новизна программы «Юные исследователи» заключается в возможности участия ребят в экологических акциях, конференциях, слѐтах, семинарах муниципального, регионального, всероссийского...

Использование занятий ОДОД для организации исследовательской и проектной деятельности учащихся 5-6 классов в области «Физика"

В работе представлены возможности использования занятий отделения дополнительного образования детей (ОДОД) для организации проектной и исследовательской работы учащихся 5-6 классов в естественнонаучно...