Использование занятий ОДОД для организации исследовательской и проектной деятельности учащихся 5-6 классов в области «Физика"
методическая разработка (5, 6 класс)

Викулина Людмила Сергеевна

В работе представлены возможности использования занятий отделения дополнительного образования детей (ОДОД) для организации проектной и исследовательской работы учащихся 5-6 классов в естественнонаучном направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_zanyatiy_odod.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

учителя физики ГБОУ лицея № 144

Викулиной Людмилы Сергеевны

«Использование занятий ОДОД для организации исследовательской и проектной деятельности учащихся 5-6 классов в области «Физика»»

Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Экзамены в 9-х и 11-х классах предполагают защиту проекта как один из видов итоговой аттестации. Таким образом, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике.

Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.

Согласно новому Стандарту меняются итоговые результаты, которые мы должны получить (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты). Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (УУД). Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход. Одним из методов (возможно, наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.

Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.

Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы. Данная временная целенаправленная деятельность направлена на получение уникального результата.

К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:

  • повышение мотивации учащихся при проведении наблюдений и постановке эксперимента;
  • развитие творческих способностей;
  • формирование чувства ответственности за свои действия, самостоятельности в деятельности учения;
  • создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся, между сверстниками;
  • Формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения;
  • Формирование умения выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения.

Чем раньше учащийся начинает выполнять проектную или исследовательскую работу, тем лучше для него с точки зрения развития личностных качеств. Но одновременно, и сложнее в практическом плане. Тем не менее, организации такой работы нужно обучать. Начиная с малых проектов, мы можем в дальнейшем надеяться на хороший результат.

Физику как учебный предмет начинают изучать в 7 классе. Но ребятам в 5-6 классах уже знакомы многие явления из жизни, и они способны освоить некоторые элементы данного курса. Кроме того, на данном этапе развития им очень интересно знать, как устроен наш мир, почему именно так протекают различные явления, от чего зависят особенности данных процессов.

Поэтому мы считаем целесообразным начинать работу над проектами в области физики именно с данной возрастной группы. Организовав отделение дополнительного образования детей («Физикон»), мы набираем учащихся 12-13 лет. Сначала на занятиях мы знакомимся с простыми для ребят темами, такие как «Движение», «Строение вещества», «Силы в природе», «Звук», «Давление жидкостей и газов» и т.д. Учимся наблюдать и анализировать явления. Учитель демонстрирует опыты, которые можно выполнить с помощью подручных средств и с помощью наводящих вопросов и элементов проблемного обучения, подводит учащихся к правильным выводам. На следующем этапе учитель делит учащихся на небольшие группы, выдает задание, контролирует их выполнение, помогает оформить графики и таблицы, сделать вывод.

Теперь можно переходить к индивидуальным проектам. Рассмотрим этапы работы.

  1. Очень важен самый первый этап – выбор темы. Учитель предлагает различные варианты тем, настраивая учащихся на определенное направление. Стоит отметить, что темы не обязательно должны быть строго физическими, но и, например, на стыке физики и биологии, физики и астрономии и т.д.

Примеры тем:

  1. Влияние Луны на жизнь на Земле;
  2. Что будет, если Солнце исчезнет?
  3. Диффузия вокруг нас;
  4. Исследование факторов, влияющих на испарение жидкости;
  5. Чем морская вода отличается от пресной?

При этом очень важно не настаивать на определенной теме, а дать возможность учащихся не только выбрать из «готовых», но и предложить свой вариант, исследовать то, что им действительно интересно.

Например, учащийся Д. сказал, что ему интересен процесс остывания воды. И мы все составили название для его работы, уточнив некоторые детали: «Исследование факторов, влияющих на охлаждение жидкости на примере воды».

Учащиеся на данном этапе обсуждают тему с учителем, получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели. Учитель знакомит учащихся с сутью проектной деятельности, мотивирует учащихся, помогает в постановке целей.

2.      Планирование работы. На данном этапе происходит определение источников информации; планирование способов сбора и анализа информации; планирование итогового продукта (формы представления результата); установление критериев оценки результатов.

Учащиеся вырабатывают план действий. Учитель предлагает идеи, высказывает предположения, определяет сроки работы.

3.      Исследование (учащиеся осуществляют поиск, отбор и анализ нужной информации; экспериментируют, находят пути решения возникающих проблем, открывают новые для себя знания, учитель корректирует ход выполнения работы).

На примере учащегося Д.: 1) поиск информации о строении вещества, отличии жидкости от других агрегатных состояний, процессах испарения и охлаждения; 2) проведение экспериментов, сравнивая скорость охлаждения жидкости: а) разной массы, б) разных начальных температур, в) в сосудах с разной площадью поверхности, г) от наличия или отсутствия крышки на сосуде, д) от материала сосуда, е) от температуры окружающей среды и т.д.

4.      Обобщение результатов (учащиеся обобщают полученную информацию, формулируют выводы и оформляют материал в виде текстового документа и презентации).

На примере учащегося Д.: необходимо все данные внести в таблицу, построить графики, на основании которых сделать вывод: от каких факторов зависит скорость охлаждения воды и каким образом. После этого полученный вывод нужно объяснить на основе имеющихся знаний. И конечный пункт – создание документа .doc и презентации для выступления на конференциях.

На данном этапе учитель помогает выполнить достаточно сложные для детей 12-13 лет действия, учит, как правильно представлять информацию различными способами.

Учителю необходимо предоставить учащимся максимальную самостоятельность выбора форм представления результатов проекта, поддерживать такие, которые дадут возможность каждому ученику раскрыть свой творческий потенциал. Если случиться так, что ребята испытывают затруднения в процессе решения какой-либо проблемы, учитель должен прийти им на помощь, но только с личного приглашения ребят. Не следует вмешиваться в их творческий исследовательский процесс без их согласия. В то же время следует помнить, что пускать все на самотек, допускать стихийную самостоятельность нельзя.

5.      Подготовка к презентации, презентация проекта.

На подготовительном этапе учитель слушает выступления учащихся, дает советы по корректировке доклада и презентации, задает вопросы и помогает учащимся, как отвечать на неожиданные вопросы жюри.

На итоговую презентацию можно пригласить других учителей, учащихся, родителей выступающего. И вопросы может задать любой человек из зала. Это вносит элемент неожиданности и готовит учащегося быстро ориентироваться в меняющейся ситуации.

6.      Оценка результатов проектной деятельности и подведение итогов (каждый ученик оценивает ход и результат собственной деятельности, учитель оценивает деятельность каждого ученика, подводит итоги проведенной учащимися работы, отмечает успехи каждого).

Пройдя все эти этапы работы над своим проектом вместе с учителем, учащиеся знакомятся с организацией исследовательской деятельности. В следующем году они могут продолжить работу в том же направлении или выбрать что-то другое. Обычно, первый опыт приводит к тому, что ребята становятся более внимательными к окружающему, ищут самостоятельно информацию, начинают разбираться, что нравится им, а что – нет. И в следующий раз работа над проектом, начиная с выбора темы, проходит легче для учителя, потому что учащиеся будут более самостоятельными, организованными, а ведь это и есть один из планируемых результатов.

Удачи вам и вашим маленьким исследователям!  

Литература:

  1. Альтшуллер Г. С., Злотин Б. Л. и др. Поиск новых идей: от озарения к технологии (Теория и практика решения изобретательских задач). - Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1989. - 384 с.
  2. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. – М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2006. – 224 с.
  3. Янушевский В.Н. Методика и организация проектной деятельности в школе. 5-9 классы. - М.: Владос, 2015 - 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практико-ориентированного семинара для педагогов школы по организации исследовательской и проектной деятельности с учащимися

Представленный материал поможет вам провести эффетивную подготовку коллег школы по организации  исследовательской деятельности с учащимися  1-11 классов...

Методические рекомендации для учителей физики «Исследовательская и проектная деятельность учащихся по физике»

Физика является одним из ведущих среди других предметов, где можно использовать элементы исследования. Чтобы включить познавательную деятельность учащихся и направить ее на решение возникшей проблемы ...

ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

Одной из форм работы с одарёнными детьми является организация исследовательской и проектной деятельности учащихся. Я работаю учителем татарского языка и литературы в русских группах начальной школы. С...

Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время при реализации ФГОС

Об организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время при реализации ФГОС ...

Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время при реализации ФГОС

Презентация на тему "Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время при реализации ФГОС"...

Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности учащихся естественнонаучной направленности

МЕтодические рекомендации содержат правила разработки экологического проекта и правила ведения полевого дневника....

Использование лазерных технологий и объекты труда для проектной деятельности учащихся в предметной области «Технология».

Методические рекомендации учителю технологии в связи с изменением материально-технических условий преподавания предмета....