Проектная деятельность на уроках физики и во внеурочной деятельности по предмету
методическая разработка по физике на тему

kalinina.bratck@yandex.ru

В современных условиях образования особенно актуальным становится применение на уроках новых технологий, целью которых является не только донесение знаний до учащихся, но и выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ученика, стимулирование его самостоятельной учебной деятельности. Одной из таких технологий является технология проектного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность на уроках физики

и во внеурочной деятельности по предмету.

«Современный урок- это открытие, по содержанию превосходящее заключенное в учебнике, и изобретение по форме, которого в учебнике нет» 

          В современных условиях образования особенно актуальным становится применение на уроках новых технологий, целью которых является не только донесение знаний до учащихся, но и выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ученика, стимулирование его самостоятельной учебной деятельности. Одной из таких технологий является технология проектного обучения, которая предполагает совместную учебно-познавательную деятельность учащихся. Обязательным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном результате, этапов проектирования и реализации.

          Поскольку я являюсь руководителем школьного научного общества «Поиск юных», элементы исследовательской работы применяю и развиваю различных областях учебной деятельности. Для учащихся навыки научно – исследовательской деятельности – это большое подспорье при поступлении в ВУЗЫ, участие в научных конференциях, семинарах, олимпиадах.

          Применительно к моим  урокам, проект – это специально организованный и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, который завершается созданием творческого продукта. Проекты, которые выполняют мои ученики, вызывают в них энтузиазм, увлекают. Любое действие, выполненное моими учениками индивидуально или в группах, они планируют, самостоятельно выполняют, анализируют и оценивают. Считаю что целесообразно применять уроки-проекты и исследовательские лабораторные работы  в группах. При этом учащиеся ориентированы на составление и сравнение свойств  или характеристик каких-либо тел, на умение анализировать и делать выводы, проводить презентацию и защищать свой проект. А это – прекрасная возможность дать каждому участнику шанс проявить свою творческую индивидуальность.

          В настоящее время мои ученики хорошо владеют и активно используют компьютерные технологии, это позволяют сделать процесс создания проекта более увлекательным. Овладение новыми технологиями требуют от меня внутренней готовности к самосовершенствованию.

          Отличительная особенность проектной методики – особая форма организации. Организуя работу над проектом, я соблюдаю  основные этапы проектной деятельности.

Самостоятельная работа учащихся на уроках физики складывается из:

  1. выполнения лабораторных работ,
  2. решения задач,
  3.  работы с учебником (грамотного конспектирования, ответов на вопросы) и работой с различными источниками информации (таблицами, справочниками и др.),
  4.  семинарских занятий,
  5.  докладов,
  6.  информационных и исследовательских проектов.

          Как вызвать интерес к такой работе? Конечно, стимулом для ребят является, в первую очередь, желание докопаться до сути, самим что-то изобрести. А защита проекта в качестве переводного экзамена тоже мотивирует на творческую деятельность. Мои ученики получают своеобразный пропуск в школьную лабораторию. Гордятся тем, что их туда пускают и им доверяют. Они исследуют все, что там имеется. У них иногда появляются такие идеи, которые мне в голову не могли прийти. Особенно люблю работать с мальчишками, это такой увлекающийся и наблюдательный народ! Диву даёшься!

 Я люблю их за пытливый ум, непосредственность и очень богатую фантазию.

Иногда удивляют, как мы говорим, слабые ученики. В такой работе они открываются с другой стороны и это уже совсем не слабые ученики. Это любознательные, трудолюбивые, кропотливо выполняющие работу юные учёные!         

Сущность исследовательской деятельности, как составная часть учебных проектов
         Учебные исследования, проводимые ребятами в рамках учебных проектов, могут нести объективное новое знание прикладного характера. Я считаю что одной из важных задач общеобразовательной школы состоит в том, чтобы сформировать у учащихся умения, позволяющие им активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. Практика моей работы убеждает, что исследовательская деятельность может быть освоена только в действии и это действие должен направлять учитель.

Роль учащихся: мои ученики выступают активными участниками процесса, а не пассивными статистами. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде». Ребята свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необходимо. Я считаю, что даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение.

Этапы проектной деятельности.

 1.Этап предпроектной подготовки

  •     выбор и формулирование темы проекта;
  •    определение цели исследовательского проекта;
  •    определение цели учебно-исследовательского проекта;
  •    выдвижение гипотезы;
  •    постановка задач;
  •    определение методов исследования;
  •    сбор необходимой информации.

2. Этап планирования

  •     планирование процесса выполнения проекта руководителем;
  •    обсуждение возможных результатов по направлениям исследования;
  •    планирование работы творческих групп;
  •    определение сроков представления промежуточных и итоговых  результатов.

3. Организационно-исследовательский этап

  •    обсуждение и обработка информаций по направлениям исследования;
  •    подведение промежуточных итогов исследования;
  •    дополнительный сбор информации;
  •    сопоставление конечных результатов с положениями выдвинутой
  •    гипотезы;
  •    итоговый отчет творческих групп о результатах исследования;
  •    оформление результатов исследования по выбранным направлениям.

   4. Заключительный этап (этап представления результатов)

  •     подготовка презентации результатов;
  •    публичная презентация проектной работы;
  •    анализ работы, проделанной в течение проектного периода;

   оценка работы проектной группы в целом и каждого его ученика.

Какие же ключевые компетентности я как учитель физики, хотела бы сформировать у своих учеников?

  -готовность к разрешению проблем позволяет анализировать, ставить цель, планировать результат, разрабатывать ход его достижения, оценивать продукт деятельности, воплощать его в жизнь. При работе над проектом по физике учащийся обязательно формирует у себя эту компетентность.

           Технологическая компетентность крайне необходима моим ученикам при конструировании и моделировании физических приборов, проведении физических экспериментов. Учащиеся оперативно осваивают и грамотно применяют новые технологии.

           Их готовность к самообразованию дает возможность расширить кругозор, увеличить объем знаний, выявить пробелы и умело осуществить информационный поиск из различных источников.

           Ребята всегда  используют информационные ресурсы, это позволяет им делать правильные выводы, умело использовать информацию, уметь обрабатывать на компьютере результаты физического эксперимента.

           Коммуникативная компетентность дает возможность ученикам  получать информацию в диалоге, приходить к общему решению в групповой работе над проектом, умело публично выступить и  отстоять свою точку зрения при защите своей работы, уважительно относиться к ценностям других людей.  

Достоинства метода проектов:

• Мои ученики видят перед собой конечный результат.

• Ведение уроков методом творческих проектов позволяет мне выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые, нетиповые задачи, выявить деловые качества.

• Ребята могут в процессе работы над проектом профессионально самоопределиться.

• При выборе темы проекта я учитываю индивидуальные способности учащихся: сильным – сложное, слабым – по их реальным возможностям.

• Обучение проектным методом позволяет мне развить социальный аспект личности моих учеников за счет включения их в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях.

          Я считаю что проектная деятельность формирует социальный опыт учащихся в труде и общении, способствует их интеллектуальному росту, расширяет кругозор как в области физической науки, так и в окружающей действительности, дает ребятам возможность лучше раскрыть собственный потенциал. Об этом свидетельствует большое количество наград, поучаемых моими учениками на различных научно-практических конференциях и конкурсах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно - исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности учителя

Выступление Григорьевой И.Н.раскрывает необходимость  проектно - исследовательской  деятельности  на   уроках истории, обществознания, географии и во внеурочной   деятельности...

«Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики и внеурочной деятельности, в рамках реализации концепции ФГОС ООО через технологию Веб-квест»

«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше.»Золя Э....

Мастер-класс на тему "Организация проектной деятельности на уроках музыки и внеурочной деятельности"

Мастер-класс на тему "Организация проектной деятельности на уроках музыки и внеурочной деятельности"...

Программа элективного курса «Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики и внеурочной деятельности, в рамках реализации концепции ФГОС ООО через технологию Веб-квест»

«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше».Золя Э. Программа элективного курса по  проектно-исследовательской деятельности на уроках...

Городской семинар "Организация проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности в 5 - 6 классах"

Городской  семинар "Организация  проектной  деятельности на уроках и во внеурочной деятельности в 5 - 6 классах"...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...