Выступление "Групповые технологии как одно из средств достижения метапредметных результатов на уроках математики"
методическая разработка (5 класс) на тему

«Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».

В качестве главного результата модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственную успешную жизнедеятельность, так и за благополучие, устойчивое развитие общества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grteh.rar189.38 КБ

Предварительный просмотр:

Вступление

«Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире»

        В качестве главного результата модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственную успешную жизнедеятельность, так и за благополучие, устойчивое развитие общества.[3]  

        Ожидаемый результат школьного образования во многом связан с развитием субъектности обучающихся. Быть субъектом (созидателем, автором, распорядителем) означает быть хозяином своей жизнедеятельности, жизненной траектории; творцом своей культуры и автором культурных «произведений» в различных областях деятельности; оставаться далеко не в стороне от исторических процессов, событий, происходящих в обществе, в культуре. Поэтому ведущими целями образования призваны стать:

  • развитие личностной и образовательной компетентности обучающихся, их готовности и способности к непрерывному самосовершенствованию и самообразованию;
  • развитие у обучающихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
  • умение   отстаивать   свои   права,   формирование   высокого   уровня

правовой культуры;

  • готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной, творческой деятельности;
  • толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить оптимальные компромиссы.

В   этой   связи   основным   результатом   деятельности   образовательного учреждения должна стать «не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах». [9]  

В современном человеческом обществе идет постоянное обновление науки и техники. Перед школой и учителями возникает необходимость обучить школьников так, чтобы их знания и умения соответствовали требованиям современности. Для этого вводятся новые предметы, усложняются курсы. Ученики должны тратить времени и сил меньше, а знать и уметь больше. Овладевать науками надо быстрее и одновременно качественнее.

Обучение в сотрудничестве является таким методом, который позволяет увеличить качество обучения.

На ступени основного общего образования дети активно включаются в совместные занятия. Хотя учебная деятельность по своему характеру остаётся преимущественно индивидуальной, тем не менее на переменах, в групповых играх, спортивных соревнованиях, в домашней обстановке  нередко возникает настоящее сотрудничество обучающихся: дети помогают друг другу и осуществляют взаимоконтроль.

В условиях специально организуемого учебного сотрудничества формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно (т. е. в более ранние сроки), с более высокими показателями и в более широком спектре. К числу основных составляющих организации совместного действия можно отнести:

• распределение начальных действий;

• обмен способами действия, включения различных для участников моделей действия в качестве средства для получения результата работы;

• взаимопонимание, которое позволяет установить соответствие собственного действия и действия другого участника, включённого в деятельность;

• коммуникацию (общение), обеспечивающую реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания;

• планирование общих способов работы и построения соответствующих схем, планов работы;

• рефлексию, обеспечивающую преодоление ограничений собственного действия относительно общей схемы деятельности.

Общей особенностью совместной деятельности является преобразование, перестройка позиции личности как в отношении к усвоенному содержанию, так и в отношении к собственным взаимодействиям, что выражается в изменении ценностных установок, смысловых ориентиров, целей учения и самих способов взаимодействия и отношений между участниками процесса обучения.

Совместная учебная деятельность характеризуется умением каждого из участников ставить цели совместной работы, определять способы совместного выполнения заданий и средства контроля, перестраивать свою деятельность в зависимости от изменившихся условий её совместного осуществления, понимать и учитывать при выполнении задания позиции других участников.

Деятельность учителя на уроке предполагает организацию совместного действия детей как внутри одной группы, так и между группами: учитель направляет обучающихся на совместное выполнение задания.

Цели организации работы в группе:

• создание учебной мотивации;

• пробуждение в учениках познавательного интереса;

• развитие стремления к успеху и одобрению;

• снятие неуверенности в себе, боязни сделать ошибку и получить за это порицание;

• развитие способности к самостоятельной оценке своей работы;

• формирование умения общаться и взаимодействовать с другими обучающимися.

Для организации групповой работы класс делится на группы, чаще всего по 4 человека. Задание даётся группе, а не отдельному ученику. Можно выделить три принципа организации совместной деятельности:

1) принцип индивидуальных вкладов;

2) позиционный принцип, при котором важно столкновение и координация разных позиций членов группы;

3) принцип содержательного распределения действий, при котором за учащимися закреплены определённые модели действий.

Группа может быть составлена из обучающегося, имеющего высокий уровень интеллектуального развития, обучающихся с недостаточным уровнем компетенции в изучаемом предмете и обучающегося с низким уровнем познавательной активности. Можно составлять группы из обучающихся одинакового уровня обученности. Кроме того, группы могут быть созданы на основе пожеланий самих обучающихся: по сходным интересам, стилям работы, дружеским отношениям

Роли обучающихся при работе в группе могут распределяться по-разному:

• все роли заранее распределены учителем;

• роли участников смешаны: для части обучающихся они строго заданы и неизменны в течение всего процесса решения задачи, другая часть группы определяет роли самостоятельно, исходя из своего желания;

• участники группы сами выбирают себе роли.

Во время работы обучающихся в группах учитель может занимать следующие позиции — руководителя, «режиссёра» группы; выполнять функции одного из участников группы; быть экспертом, отслеживающим и оценивающим ход и результаты групповой работы, наблюдателем за работой группы.

Частным случаем групповой совместной деятельности учащихся является работа парами. Эта форма учебной деятельности может быть использована как на этапе предварительной ориентировки, когда школьники выделяют (с помощью учителя или самостоятельно) содержание новых для них знаний, так и на этапе отработки материала.

В качестве вариантов работы парами можно назвать следующие:

1) ученики, сидящие за одной партой, получают одно и то же задание; вначале каждый выполняет задание самостоятельно, затем они обмениваются тетрадями, проверяют правильность полученного результата и указывают друг другу на ошибки, если они будут обнаружены;

2) ученики поочерёдно выполняют общее задание, используя те определённые знания и средства, которые имеются у каждого;

3) обмен заданиями: каждый из соседей по парте получает лист с заданиями, составленными другими учениками. Они выполняют задания, советуясь друг с другом. Если оба не справляются с заданиями, они могут обратиться к авторам заданий за помощью. После завершения выполнения заданий ученики возвращают работы авторам для проверки. Если авторы нашли ошибку, они должны показать её ученикам, обсудить её и попросить исправить. Ученики, в свою очередь, могут также оценить качество предложенных заданий (сложность, оригинальность и т. п.).

Учитель получает возможность реально осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся: учитывать их способности, темп работы, взаимную склонность при делении класса на группы, давать группам задания, различные по трудности, уделят больше внимания слабым учащимся.

     Психологи отмечают важность взаимодействия обучающихся друг с другом, поскольку консультирование друг друга, проводимое самими учениками или взаимообучение является одним из наиболее эффективных способов усвоения знаний. В психологической литературе приводятся такие данные: обучающиеся удерживают в памяти 10% того, что читают, 26% от того, что слышат, 30% от того, что видят, 50% от того, что они видят и слышат, 70% от того, что они обсуждают с другими, 80% от того, что основано на личном опыте, 90% от того, что они говорят (проговаривают) в то время как делают и 95% от того, чему они обучают сами.

 Исходя из этого интерактивное обучение, связанное с обсуждением материала, обучением учениками друг друга является наиболее продуктивным с точки зрения усвоения и запоминания учебного материала. 

Плюсы такого вида работы:

● повышается учебная и познавательная мотивация учащихся, они стараются занять место лидера в паре и перейти в группу более высокого уровня подготовленности;

● снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, все учащиеся в парах справляются с предложенным заданием;

● обученность повышается, т.к. каждый ученик старается наиболее грамотно выполнить задание, вовремя устранить пробелы;

● в паре происходит взаимообучение, каждый вносит вклад в общую работу, помогает ликвидировать пробелы;

● развиваются коммуникативные навыки, умение вести диалог, аргументировать свою точку зрения;

● улучшается психологический климат в классе, учащиеся свободны в выяснении затруднений, у товарища легче спросить, чем у учителя, развивается толерантность;

● каждый ученик на уроке получает оценку, старается более качественно подготовится к уроку;

● развивается умение правильно оценивать себя и одноклассников, анализировать процесс работы, формируются первые педагогические умения.

Трудности:

● большая подготовительная работа со стороны учителя;

●организовать процесс выполнения задания на основе обмена мнениями ;

● обеспечение дисциплины на уроке.

Реализация метода.

Каждая пара перед началом работы получает:

-памятку учащимся;

-задание, соответствующее уровню подготовки;

-критерии оценивания работы.

В ходе урока они выполняют задание, оценивают друг друга и результат работы сдают учителю.

Памятка учащемуся:

  • Если ты выполняешь задание с товарищем, который приблизительно равен тебе по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну. Помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга.
  • Если твой товарищ справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью, попросить что-то объяснить. Но не злоупотребляй этим. Не обижайся на товарища, если он исправит ту или иную ошибку.
  • Если ты видишь, что твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся делать это так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил. Следи за тем, не делает ли он ошибок, если делает, то тактично и доброжелательно исправляй их.
  • Запомни главное правило: в любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему товарищу. Ты в ответе за него. Он – за тебя.

Правила работы в группе

  • В группе должен быть организатор обсуждения.
  • Каждый может высказать свою версию решения.
  • Один говорит, остальные слушают и пытаются понять.
  • Каждая версия обсуждается в группе.
  • В группе согласуется общее решение.
  • Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.

  1. Групповые технологии в образовании.

1.1 Особенность групповых технологий.

Урок на основе групповой технологии может представлять собой работу в микрогруппах; по вариантам; классный конвейер; зачёт в парах и т. д. Цель групповой технологии - обучение умению работать в коллективе и средствами коллектива.

Каждый участник групповой деятельности непроизвольно включается в совместную работу и оказывается перед выбором: либо делать как все, либо определить себе место, роль и функцию в коллективе. Для подростков, стремящихся к самоутверждению среди сверстников, подобное самоопределение в деятельности имеет большое значение.

Опыт показывает, что групповая работа особенно эффективна, если учителем организован процесс распределения учебных заданий и продумана технология обсуждения их в коллективе. Именно сам процесс обсуждения учебных заданий, проблем, научных фактов в ученическом коллективе воспринимается так, как будто бы взрослые советуются с учащимися, спрашивают об отношении к происходящему и прислушиваются к их мнению. Подобная ситуация помогает учащимся целенаправленно осуществлять процесс познания и чувствовать себя более уверенно. Наиболее эффективны уроки групповой технологии на основе методов диалога, собеседования, обмена мнениями, совместной деятельности.

Любая группа, которую официально организует учитель, на деле начинает самоорганизовываться в зависимости от входящих в неё людей и требующих решения проблем.

При моделировании занятий в режиме группового самостоятельного обучения важно учитывать, что ученик, выполняя проблемное задание в группе, расширяет поле решений, прогнозирует большее число учебных действий, яснее осознаёт свои потребности, конкретизирует образовательные цели. В итоге развиваются способности находить решение в новых ситуациях, т.е. развивается интеллект.

При этом:

1) чем сильнее привлекательность группы, тем сильнее страх перед санкциями группы (неодобрительные взгляды, насмешка, неприятие идеи и т.д.);

2) чем сильнее привлекательность группы, тем сильнее проявляется подражание авторитетным учащимся.

Эти закономерности объясняют эффективность внутреннего воздействия группы на каждого ученика в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы и развития его интеллектуальных способностей.

Особую значимость в группе приобретают действия лидера, которому стремятся подражать члены группы, поэтому учителю необходимо в процессе формирования учебных групп провести специальную работу с лидерами группы, которые выполняют функции консультанта.


3.2 Разновидности групповых технологий.

Групповой опрос.

Проводится для повторения и закрепления материала после завершения определённого раздела программы. Его лучше организовывать в заключительной части урока, когда происходит повторение изученного на уроке материала или в начале урока для контроля выполнения домашнего задания. Во время группового опроса консультант (хорошо успевающий ученик) в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы ученика комментируют, дополняют и совместно оценивают все члены группы. Перечень вопросов для такого контроля знаний составляет учитель.

Кроме высокой интенсивности группового опроса, позволяющего в течение урока выявить знания всех без исключения учащихся, эта форма организации коллективной деятельности способствует воспитанию у учащихся чувства взаимной требовательности и ответственности за свою учёбу.

Я достаточно часто прибегаю к такой разновидности групповых технологий на уроках обобщения и актуализации знаний. Если классы параллелей примерно равные по уровню знаний, то очень эффективны такие уроки, как соревнование между классами. Если какой-то класс явно сильнее другого и заранее можно предсказать победителя, то такая форма не принесёт пользы, а в лучшем случае будет только потерянным временем. В таком случае лучше проводить между командами одного класса. Такому мероприятию как правило предшествует домашняя подготовка команд (т.е. команды формируются заранее и даётся тема, список произведений и вопросы для домашних заготовок конкурсов).

Нетрадиционные уроки, в которых имеет место разделение класса на группы.

Это урок-конференция, урок-путешествие, интегрированный урок и др.

         Для эффективного проведения групповых занятий педагог должен очень хорошо знать класс (не только уровень знаний, но и особенности личностных отношений, сложившихся в коллективе) и систематически заниматься с «лидерами» команд (проверять качество их знаний, давать методические советы и т.д.). Некоторые дополнительные затраты времени на подготовку компенсируются большим педагогическим выигрышем.

Что мы имеем в итоге. Как правило, урок не строится на основе чистой групповой технологии, он сочетается с другими образовательными технологиями. Наиболее органичное сочетание групповых уроков с игровыми технологиями, т.е. «играем в группах». Такие уроки-игры были описаны выше. На уроках диспутах просматривается сочетание групповой технологии и технологии проблемного обучения. Урок-суд сочетает в себе целую триаду: групповая форма, проблемное обучение и игровая форма.


  1. Заключение

Вывод: обучение в группах, при использовании технологии работы в группах способствует повышению интереса к обучению и более глубокому усвоению материала, вырабатываются качества, которые требуются для успешного контакта с людьми, преодолению противоречий между ними при общении, развиваются такие качества, как умение высказывать и отстаивать своё мнение и учитывать мнение других людей, а также происходит формирование ученика как личности.

В таком интегрированном сообществе, каким становится человечество, учащиеся не могут далее учиться изолированно, ограничиваясь достаточно замкнутым социумом: учителя, друзья, семья. Телекоммуникационные проекты распахивают окна в широкий мир. Учащиеся могут иметь доступ к различным информационным банкам данных во всех уголках мира, могут работать совместно над интересующим их проектом с учащимися из других стран, в рамках телеконференций - обсуждать проблемы практически со всем миром. Подобная возможность сотрудничества и кооперация создают сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности в группах и индивидуально. Подобная совместная работа стимулирует учащихся на ознакомление с разными точками зрения на изучаемую проблему, на поиск дополнительной информации, на оценку получаемых собственных результатов.

Учитель в современном обществе становится руководителем, координатором, консультантом, к которому обращаются не по должности, а как к авторитетному источнику информации, как к эксперту. Совместные обсуждения различных проблем в классе, дискуссии, мозговые атаки, доклады, рефераты обретают иное качество, поскольку они могут содержать не только материал учебников и официальных справочников, но и точки зрения партнёров по проекту из других регионов мира, полученные ими данные, их интерпретацию фактов, явлений. Телекоммуникации (электронная почта, телеконференции) позволяют учащимся самостоятельно формировать свой взгляд на происходящие в мире события, осознавать многие явления и исследовать их с разных точек зрения, наконец, понять, что некоторые из проблем могут быть решены только совместными усилиями. Это элементы глобального мышления. Это путь к познанию общности человеческого бытия и эволюции развития.

В нынешней системе образования выбор или разработка технологии преподавания конкретного предмета осуществляется преподавателем на основе его личных убеждений и составляет его индивидуальный стиль педагогической деятельности. Можно сказать, что появилось много авторских образовательных программ, направленных на реализацию поставленных целей (развитие определённых компетенций учащихся). Предполагается, что разработка технологии обучения преподавателем – это творческий процесс, направленный на всестороннее развитие личности, состоящий в анализе целей, возможностей и выборе форм, методов и средств обучения, обеспечивающих реализацию целей и задач образования, формирования коммуникабельного человека «глобального» мира.


  1. Литература
  1. Алексеев Н.Г. Формирование осознанного решения учебной задачи //Педагогика и логика. - М.: Касталь, 1993.
  2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
  3. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. - М.: Сентябрь, 1996.
  4. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. – М., 1989.
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
  6. Смирнов С.И. Технологии в образовании // Высшее образование в России. – № 1. – 1999. – С.109 – 112.
  7. Современные технологии обучения: Тез. докл. IX междунар. конф. – СПб.: ЛЭТИ, 2003. – 631 с.
  8. Уман А.И. Технологический подход к обучению: теоретические основы. Монография. – Орел.: ОГУ, 1997. – 208 с.
  9. Научно-практический журнал «ЗАВУЧ» №2. Статья «Стратегия модернизации содержания общего образования». 2006г.

-  -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ДОСТИЖЕНИИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО РЕЗУЛЬТАТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Мастер-класс ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ДОСТИЖЕНИИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО РЕЗУЛЬТАТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИДля решения жизненных задач человеку, помимо способностей и личностных качеств, необходимы различные...

Средства достижения метапредметных результатов на уроках английского

Данная статья посвящена технологиям, которые делают  работу учащихся более эффективной, и отвечают требованиям ФГОС второго поколения...

Смысловое чтение как средство достижения метапредметных результатов на уроках английского языка в 5 классе

Смысловое чтение как средство достижения метапредметных результатов на уроках английского языка в 5 классе...

Использование проблемно-диалогического обучения в условиях реализации программных мероприятий ФГОС как средство достижения метапредметных результатов на уроках истории и обществознания

Использование проблемно-диалогического обучения в условиях реализации программных мероприятий ФГОС как средство достижения метапредметных результатов на уроках истории и обществознания...

Средства достижения метапредметных результатов на уроках иностранного языка

Средства достижения метапредметных результатов на уроках иностранного языка...

Мастер-класс "Интеллект-карта как средство формирования метапредметных результатов на уроках математики"

Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.Ин...