Мастер-класс ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ДОСТИЖЕНИИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО РЕЗУЛЬТАТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
методическая разработка по теме

Шайхиева Елена Низаметдиновна

Мастер-класс ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ДОСТИЖЕНИИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО РЕЗУЛЬТАТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Для решения жизненных задач человеку, помимо способностей и личностных качеств, необходимы различные умения и навыки.  Именно умения, прежде всего, и развивает учитель, работая с учениками на определенном предметном содержании. Традиционно педагог обращает внимание на предметное содержание и предметные умения. Вместе с тем в жизни мы нечасто сталкиваемся с задачами, аналогичными предметным. Напротив, чаще всего жизненные задачи требуют надпредметных умений, которые в школьной практике называют общеучебными умениями. Специальному формированию умений этого типа не уделялось необходимого внимания, овладение ими не выделялось как отдельный компонент требований к результатам обучения, а поэтому фактически не контролировалось и не оценивалось учителем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc666 КБ
Microsoft Office document icon metapr.rezult._pamyatka.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

«ШКОЛА МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ»

МАСТЕР-КЛАСС

Учитель математики Шайхиева Е.Н.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ДОСТИЖЕНИИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО РЕЗУЛЬТАТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Если люди отказываются верить в простоту математики, то это только потому, что они не понимают всю сложность жизни. Джон фон Нейман (слайд №1)

Здравствуйте, коллеги.

Рада приветствовать вас в Балтасинской  средней школе. Вы только что посмотрели два открытых урока и конечно хочется услышать от вас, что они вам понравились, что увидели что-то новое, которое будете применять в своей профессиональной деятельности.

Сейчас же мы с вами сменим вид деятельности… станем немного учениками.

  1. КОНЭРС

Вы сидите группами за столами. Познакомьтесь, если не знакомы. Скажите друг другу, что рады видеть. Определите самого молодого в вашей группе. Вон он как раз и возьмет лист А4 со стола и поделит лист на 4 равные части.

Возьмите со стола карандаши и листы бумаги. Прочитайте вопрос.

Слайд.

Подумайте и запишите свой выбор на листочке.

Теперь подойдите к вашему «углу» и найдите себе партнера.

Объясните свой выбор.  Первым начинает тот, у кого больше пуговиц.

Похвалите партнера. (отличный выбор)

Послушайте следующее задание.

Продолжите предложение.

Слайд. 

Пришло время рассказать о своем мнении партнеру.

Начинает тот, который выше ростом.

Похвалите партнера. (…)

Выберите себе пару с другого «угла», прочтите друг другу ваши предложения и выберите наиболее интересное.

Т.о. образовались группы по четыре человека.

Рассадить их за столы. Объяснить кто из них партнеры по лицу, а кто - по плечу

  1. ВВЕДЕНИЕ.

Вы, наверное, уже догадались о чем пойдет речь? (выслушать версии)

В чем актуальность этой темы?

На каждом этапе исторического развития образование выполняло одну и ту же задачу: сохранение накопленных знаний и подготовка подрастающего поколения для жизни в данном конкретном обществе. Но с быстрым развитием  современного информационного общества, запросы тоже быстро меняются. Педагогические задачи, решаемые школьным образованием на современном этапе:

• формирование креативного мировоззрения;

• формирование критического мышления;

• подготовка к труду и дальнейшему самообразованию;

• успешная социализация и т.д. (Хотя, скорее, первые две задачи являются подзадачами двух последующих.).

 Для решения жизненных задач человеку, помимо способностей и личностных качеств, необходимы различные умения и навыки.  Именно умения, прежде всего, и развивает учитель, работая с учениками на определенном предметном содержании. Традиционно педагог обращает внимание на предметное содержание и предметные умения. Вместе с тем в жизни мы нечасто сталкиваемся с задачами, аналогичными предметным. Напротив, чаще всего жизненные задачи требуют надпредметных умений, которые в школьной практике называют общеучебными умениями. Специальному формированию умений этого типа не уделялось необходимого внимания, овладение ими не выделялось как отдельный компонент требований к результатам обучения, а поэтому фактически не контролировалось и не оценивалось учителем.

работа в группах УУД (модель ФРЕЙЕР)

Возьмите листы А4. Согните пополам, и еще пополам. Уголок согнуть еще раз. Разверните)

Заполните получившуюся таблицу.

  

Важной задачей современной системы основного общего образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это достигается путем сознательной, активной деятельности учащихся. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий.

 Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. 
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться. В более узком — совокупность способов действий учащихся, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний
 и умений, включая организацию процесса.

Функциональное назначение УУД заключается:

  • в обеспечении возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • в создании условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
  • в обеспечении успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

Исходя из содержания примерной образовательной программы, универсальные учебные действия делятся на четыре основные группы

итог работы в группах. Слайд. УУД

  1. МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.

УУД носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающихся. 

Возьмите из папки «Памятки». Самостоятельно их изучите. Обсудите в группе.

Из папки возьмите конверт №1. Сопоставьте задачи из конверта с пунктами из памятки.

Раздать ответы для самопроверки.  (Самопроверка)

КУИЗ-КУИЗ-ТРЕЙД.

Следующее задание.

Возьмите лист А4. Поделите его пополам и отдайте половину соседу по лицу. Еще раз поделите пополам и отдайте половинку листа партнеру по плечу.

Самостоятельно придумайте задачу для контроля метапредметного результата. Обсудите в группе.

Теперь поделитесь своими находками с коллегами не из своей группы.  Мы сделаем это по сингапурской методике Куиз-Куиз-Трейд. В течении некоторого времени вам нужно встретиться, как минимум, с 4-5 коллегами и обменяться задачами, предварительно обсудив их.

Поделитесь со всеми своими находками.

Вернитесь на свои места.

  1. РЕФЛЕКСИЯ

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

(учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

(учитель помогает, советует)

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы),

учитель консультирует

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля),

учитель консультирует

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно,

учитель консультирует, советует, помогает

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей),

учитель консультирует

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

 

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

V.         ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА

И в завершении своего выступления хотелось бы вернуться к словам Джон фон Неймана «Если люди отказываются верить в простоту математики, то это только потому, что они не понимают всю сложность жизни». 

Действительно, жизнь порой нам преподносит такие сюрпризы, что математика остается простой наукой. Желаю всем вам, чтобы трудности жизни, не были сложнее чем математика.



Предварительный просмотр:

         Метапредметные результаты обучения раскрываются через предметные умения и универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС НОО они выстраиваются по нижеследующим позициям:

1) соответствие полученного результата поставленной учебной задаче:

– «удержание» цели деятельности в ходе решения учебной задачи;

– выбор и использование целесообразных способов действий;

– определение рациональности (нерациональности) способа действия;

2) планирование, контроль и оценка учебных действий, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии:

– составление плана пересказа учебно-познавательного текста;

– контроль (самоконтроль) процесса и результата выполнения задания; нахождение ошибок в работе (в том числе собственной);

– адекватная самооценка выполненной работы;

– восстановление нарушенной последовательности учебных действий;

3) использование знаково-символических средств представления информации:

– чтение схем, таблиц, диаграмм;

– представление информации в схематическом виде;

4) овладение логическими действиями и умственными операциями:

– выделение признака для группировки объектов, определение существенного признака, лежащего в основе классификации;

– установление причинно-следственных связей;

– сравнение, сопоставление, анализ, обобщение представленной информации;

– использование базовых предметных и метапредметных (число, вид, форма, время, схема, таблица и др.) понятий для характеристики объектов окружающего мира;

5) решение коммуникативных задач с использованием речевых средств и информационных технологий:

– осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

– составление текстов различных типов (текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение);

– выбор доказательства для аргументации своей точки зрения;

6) смысловое чтение:

– овладение навыками смыслового чтения текстов различных типов и жанров в соответствии с целями и задачами;

– нахождение в тексте необходимой информации;

– определение основной мысли прочитанного текста;

7) различные способы поиска информации:

– использование словарей, справочников, энциклопедий, ресурсов Интернета для нахождения необходимой информации, поиск значения слова (термина, понятия);

– «чтение» информации, представленной разными способами (рисунок, схема, текст, таблица и др.).

      Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей в метапредметном направлении:

• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;

• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.

Метапредметными результатами обучения являются:

  • владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);
  • понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;
  •  планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;
  •  выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);
  •  создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково- символических средств;
  •  понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;
  • адекватное оценивание результатов своей деятельности;
  • активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог;
  •  умение работать в информационной среде

         МБОУ «Балтасинская СОШ»

ноябрь

2013 год

Памятка

Метапредметные результаты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология оценки достижения метапредметных результатов освоения основной программы по химии

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью разработки нового инструментария для оценки достижения метапредметных результатов образования в условиях реализации ФГОС.К настоящему времени полнос...

Мастер-класс: «Организация деятельности учащихся по формированию метапредметных результатов на уроках русского языка в средней школе»

Основу мастер-класса составляет фрагмент урока изучения нового материала, включающий этапы целеполагания, планирования работы, выработки критериев достижения результатов; самостоятельная деятельность ...

Выступление "Групповые технологии как одно из средств достижения метапредметных результатов на уроках математики"

«Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».В качестве главного результата модернизац...

Мастер-класс «Использование интерактивной творческой среды "1С: Математический конструктор" на уроках математики"

Данную работу можно использовать при обобщение опыта работы при подготовке обучающихся к сдаче ОГЭ с использованием инструментальной среды «1С: "Математический конструктор»....

Мастер-класс "Интеллект-карта как средство формирования метапредметных результатов на уроках математики"

Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.Ин...