Технология оценки достижения метапредметных результатов освоения основной программы по химии
учебно-методический материал по теме

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью разработки нового инструментария для оценки достижения метапредметных результатов образования в условиях реализации ФГОС.

К настоящему времени полностью отработана система оценки и диагностический инструментарий для оценивания образовательных достижений учащихся в начальной школе. Что касается основной школы, то на федеральном уровне пока модель оценки образовательных достижений находится в стадии разработки, не апробирован и диагностический инструментарий по оценке предметных, и, что особенно актуально, личностных и метапредметных результатов обучения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор: Бударина Наталия Алексеевна, учитель химии, МБОУ Стрелецкая СОШ Тамбовского района

Слайд 2

Актуальность

Слайд 3

РЕСУРСЫ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА

Слайд 5

Диагностический инструментарий для оценки метапредметных результатов обучения химии в рамках выполнения группового проекта

Слайд 6

Основные требования к предлагаемым обучающимся источникам : научная достоверность содержащихся сведений, доступность языковых средств, небольшой объём и/или чёткость структуры, допускающие беглое « проглядывание » текста.

Слайд 7

этапы выполнения задания

Слайд 8

Слайд из презентации Ковалевой Галины Сергеевны, руководителя Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО

Слайд 9

Состав работ Кто выполняет Отметка о выполнении (+ или –) ЛИСТ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОДВИЖЕНИЯ ПО ЗАДАНИЮ ПРОЕКТ « ЧТО МЫ ЗНАЕМ О КИСЛОТАХ » Тема, выбранная группой __________________________________________ запишите выбранную вами тему Форма представления проекта: Отметьте  выбранную вами форму:  А. Плакат  Б. Компьютерная презентация Начало работы __ час ___мин Окончание работы __ час ___мин

Слайд 10

ЛИСТ САМООЦЕНКИ Оцени работу своей группы. Отметь  вариант ответа, с которым ты согласен (согласна). 1.Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?  А. Да, все работали одинаково.  Б. Нет, работал только один.  В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше. 2.Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?  А. Работали дружно, ссор не было.  Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.  В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось. 3.Тебе нравится результат работы группы?  А. Да, все получилось хорошо.  Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше. В. Нет, не нравится. Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком X. Я сделал(а) очень много, без меня работа бы не получилась Почти все сделали без меня

Слайд 11

Лист наблюдения Планирование Отметки в карте наблюдений ставятся в начале занятия (впервые 10 - 15 минут) 2.Распределение заданий и обязанностей по выполнению проекта Отметки в карте наблюдений ставятся в середине занятия (по истечении 25 – 30 мин после начала урока) 3.Соответствие исполнения проекта плану Отметки в карте наблюдений ставятся в середине занятия (по истечении 25 – 30 мин после начала урока) 4.Контроль продвижения по заданию Отметки в карте наблюдений ставятся ближе к концу занятия (по истечении30-35 мин) по результатам наблюдения в ходе всего урока 5.Представление результатов Отметки в карте наблюдений ставятся в конце занятия (в последние 10-15 мин) 6.Конфликты и их разрешение Отметки в карте наблюдений ставятся в конце занятия (в последние 5 мин) по результатам наблюдения в ходе всего урока 7.Особенности поведения и коммуникации ученика Отметки в карте наблюдений ставятся в конце занятия (в последние 5 мин) по результатам наблюдения в ходе всего урока 8.Результаты голосования Отметки в карте наблюдений ставятся в конце занятия после подведения итогов голосования

Слайд 12

Сценарий проведения занятия Этапы занятия На первом этапе В будущем, когда проектная деятельность станет привычной организационный этап 15 – 20 минут 10-15 минут выполнение проекта детьми до 40 минут 20-25 минут презентации работ группами до 20 минут 6-10 минут взаимооценка и подсчет голосов, самооценка, подведение итогов до 15 минут 3-4 минуты

Слайд 15

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

доклад по теме: «Технология оценки достижения метапредметных результатов в рамках предметной области «Химия»»

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью разработки нового инструментария для оценки достижения метапредметных результатов образования в условиях реализации ФГОС.

К настоящему времени полностью отработана система оценки и диагностический инструментарий для оценивания образовательных достижений учащихся в начальной школе. Что касается основной школы, то на федеральном уровне пока модель оценки образовательных достижений находится в стадии разработки, не апробирован и диагностический инструментарий по оценке предметных, и, что особенно актуально, личностных и метапредметных результатов обучения.

Максимально точно оценить достижение метапредметных результатов обучения химии возможно при выполнении индивидуального или коллективного проекта.

Я использовала диагностический инструментарий для оценки метапредметных результатов обучения химии в рамках выполнения группового проекта, разработанный по образцу инструментария для начальной школы Логиновой Ольгой Борисовной, включающий текст задания, лист планирования и продвижения по заданию, лист самооценки, сценарий проведения занятия, рекомендации по организации работы групп, памятку, информационные ресурсы для выполнения проекта, лист наблюдения, отчет.

Приведу  технологию оценки метапредметных результатов на примере группового проекта «Что мы знаем о кислотах», проведенного в 8 классе.

Класс делится на четыре группы, которые работают одновременно. Для их работы оборудуются четыре рабочие зоны: «круглых стола» (две составленные вместе парты) и стулья (по числу членов в группе)»; на рабочих столах каждой группы раскладываются:

  • листы с заданием (по числу участников группы),
  • листы индивидуальных планов (по числу участников группы),
  • листы планирования и продвижения по заданию (один на группу),
  • листы самооценки (по числу участников группы),
  • ручки, линейки, ластики, простые и цветные карандаши, фломастеры, ножницы, закладки для книг, стикеры.

В классе должны быть компьютеры, принтер, проектор, экран и зона для презентаций, поэтому целесообразно проводить такой урок в кабинете информатики. Кроме того должен быть стол с информационными материалами на бумажных носителях: подборка информационных ресурсов о кислотах: их строении и многообразии, об основных свойствах и др.:

  •  тексты, книги, статьи, энциклопедии, энциклопедические словари и т.п.;
  • иллюстрации;
  • интересные факты «А знаете ли вы …».

Обучающиеся могут выполнять проект, пользуясь как уже известными им сведениями о кислотах, так и привлекая дополнительные источники информации. Задавая общую проблематику («Что мы знаем о кислотах»), проект не ограничивает возможности выбор тематики обучающимися. Поэтому целесообразно предоставить как можно более широкий, и в то же время – структурированный перечень информационных источников.

Для выполнения проекта можно предложить имеющиеся в школьной библиотеке:

  1. учебники, учебные пособия, хрестоматии, книги для чтения по химии (причем желательно не только те, по которым шло обучение);
  2. периодические издания, содержащие любые доступные детям материалы о кислотах;
  3. статьи, научно-популярные книги;
  4. текстовые и иллюстративные материалы из Интернета.

Основные требования к предлагаемым обучающимся источникам:

  • научная достоверность содержащихся сведений,
  • доступность языковых средств,
  • небольшой объём и/или чёткость структуры, допускающие беглое «проглядывание» текста.

Урок проводился мной, учителем химии,  и педагогом – организатором, т.к. в школе нет психолога. Для наблюдения за работой группы и заполнения карты наблюдений были приглашены старшеклассники – по одному человеку на каждую группу.

Я, как учитель, организовывала проведения урока, оказывала необходимые консультации и помощь обучающимся, в том числе – по организации их деятельности. Помощь при этом не носила характера прямой подсказки. Я так же проводила общее наблюдение за процессом работы групп.

Педагог – организатор проводил инструктаж наблюдателей по заполнению карты наблюдений, включая совместное пробное заполнение карты наблюдений. Инструктаж проводится за один день до выполнения проекта. Во время  проведения урока педагог – организатор оказывал необходимые консультации и помощи наблюдателям, при необходимости – корректировала результаты наблюдений, а так же проводила общее наблюдение за процессом работы групп.

Наблюдатели заполняли карты наблюдений за работой групп.

Во время проведения урока я объявила тему урока и поделила  обучающихся на группы. Группы составляются по списку в журнале: первые 5 человек в списке – первая группа, вторые 5 человек в списке – вторая группа и т.д.

Я предложила каждой группе выбрать себе название и записать его на согнутом пополам листе плотной бумаги с номером группы. Листок с номером и названием группы поставили на рабочий стол данной группы.

Сначала  обучающимся было предложено прочесть текст задания, обращается внимание на то, что они могут выбрать любую тему в рамках проекта, что должны решить, что они будут делать – плакат или презентацию, показывается, где стоят компьютеры, столы с материалами и инструментами.

Затем предлагается обучающимся прочесть советы по выполнению задания, обращает на необходимые этапы выполнения задания:

1. обсуждение темы, формы представления результата;

2. составление плана работы (обучающиеся находят лист планирования);

3. выполнение задания;

4. контроль за выполнением задания ( находят в листе столбец с отметкой о выполнении задания);

5. представление результатов;

6. голосование за лучший проект;

7. самооценка (обучающиеся находят лист самооценки);

Задания рассчитаны так, чтобы дети, имеющие опыт групповой работы могли выполнить их примерно за 15 – 20 минут. Однако не следует ограничивать время работы групп – надо дать обучающимся закончить работу. Поэтому примерно через 20 минут после начала урока я и педагог – организатор оценили степень готовности каждой группы (если необходимо, то можно продлить время выполнения проекта).

По окончании работы над проектом группы поочередно представляют свои работы. Я объявляла докладчиков и прикрепляла к доске табличку с номером и названием докладывающей группы. Вопросы группам не предусматривались регламентом проведения занятия. После двух минут выступления необходимо сказать группе, что у них осталась только одна минута.

После заслушивания докладов всех групп  я просила каждого взять с рабочего стола свой стикер и прикрепить его к табличке с номером и названием понравившейся группы. После окончания «голосования» наблюдатели подводили  итоги «голосования», а обучающиеся в это время заполняли лист самооценки.

В отчете о результатах голосования указывалось общее число проголосовавших за каждый проект и, сколько из общего количества голосов принадлежит членам этой группы. Такой подсчет легко осуществить, если выполнено условие, оговоренное выше, – каждой группе выдаются стикеры своего цвета.

В конце занятия все учащиеся собирались вместе и были объявлены проекты-победители (темы, вызвавшие наибольший интерес) и группы, выполнившие эти проекты. Мы поблагодарили детей за хорошую и слаженную работу, интересные и содержательные проекты и попросили каждую группу собрать и сдать:

  • лист планирования и продвижения по заданию,
  • листы самооценки,
  • подготовленные плакаты.

В принципе занятие рассчитано на 45 минут. Из них:

Этапы занятия

На первом этапе

В будущем, когда проектная деятельность станет привычной

организационный этап

15 – 20 минут

10-15 минут

выполнение проекта детьми

до 40 минут

20-25 минут

презентации работ группами

до 20 минут

6-10 минут

взаимооценка и подсчет голосов, самооценка, подведение итогов

до 15 минут

3-4 минуты

Результаты выполненного проекта могут быть описаны на основе интегрального (уровневого) подхода или на основе аналитического подхода.

При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта  по каждому из четырёх критериев.

При этом в соответствии с принятой системой оценки целесообразно выделять два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что — только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности.

Таким образом, качество выполненного проекта и предлагаемый подход к описанию его результатов позволяют в целом оценить способность учащихся производить значимый для себя и/или для других людей продукт, наличие творческого потенциала, способность довести дело до конца, ответственность и другие качества, формируемые в школе.

При необходимости осуществления отбора при поступлении в профильные классы может использоваться аналитический подход к описанию результатов, согласно которому по каждому из предложенных критериев вводятся количественные показатели, характеризующие полноту проявления навыков проектной деятельности.

Приложение 1

Групповой проект «Что мы знаем о кислотах»

Общее описание материалов  

  1. Цель проведения проекта – получение данных для оценки сформированности метапредметных результатов.
  2. Примерное время выполнения проекта: в период введения стандарта на выполнение проекта рекомендуется отвести 2 урока.
  3. Комплект материалов для одного класса включает

№ п/п

Название

Объем (стр)

Назначение и адресаты

Кол-во копий

Примечание

1.

Текст задания

2

раздается учащимся для прочтения и пометок

6 или 25-30

кол-во копий определено из расчета: 1 экземпляр на группу или 1 экз. на каждого ученика;

на тексте задания разрешается делать пометки

2.

Лист планирования и продвижения по заданию

1

раздается учащимся для заполнения группой

6

кол-во копий определено из расчета: 1 экземпляр на группу

3.

Лист самооценки

1

раздается учащимся для индивидуального заполнения

25 – 30

кол-во копий определено из расчета: 1 экземпляр на каждого ученика

4.

Сценарий проведения занятия. Рекомендации по организации работы групп

3

для ознакомления педагогов, организующих деятельность учащихся

1 – 2

кол-во копий определено из расчета: 1 экземпляр на каждого педагога организатора

5.

Памятка

1

помещается на доску; для организации деятельности учащихся

нет

Доводится до сведения учащихся с помощью ИКТ, плаката или записи на доске

6.

Информационные ресурсы для выполнения проекта

для использования учащимися

при наличии в свободном доступе компьютеров не тиражируются

Информационные ресурсы находятся в свободном доступе. Наиболее целесообразное размещение – в папках на рабочем столе компьютера.

Книги и иные ресурсы на бумажной основе целесообразно иметь в нескольких экземплярах. Допустимо использование различных (но равноценных по объему и сложности) ресурсов на бумажной основе в разных классных комнатах

7.

Лист наблюдения

5

раздается наблюдателям для заполнения

6 – 12

кол-во копий определено из расчета: 1 экземпляр на каждого наблюдателя

8.

Отчет

3

заполняется организаторами

1

1 экземпляр на каждый класс

  1. Обязательные отчетные формы включают
  1. Один сопроводительный лист на каждый класс с указанием
  1. общего названия проекта и тем выбранных группами;
  2. региона, населенного пункта, школы, класса;
  3. общего количества учащихся в классе и количества учащихся, присутствовавших на уроке;
  4. количества групп и количества учащихся в каждой группе;
  5. количества педагогов-организаторов и их должностей и количества наблюдателей;
  6. выбранный вариант деления класса на группы и размещения групп по помещениям.
  1. Рабочие материалы групп
  1. Листы планирования и продвижения по заданию – по каждой группе класса (всего на класс из 25 – 30 человек – не менее 6 заполненных учащимися форм)
  2. Листы самооценки – по числу учащихся, присутствовавших на уроке.
  1. Материалы наблюдений
  1. Карты наблюдений – по каждой группе класса (всего на класс из 25 – 30 человек – не менее 6 заполненных наблюдателями форм).
  2. Результаты голосованияс указанием общего количества проголосовавших за каждый проект, из них - количества голосов, принадлежащего членам данной группы.
  1. Дополнительные отчетные формы включают
  1. Рабочие материалы групп – цифровая фотография подготовленных плакатов или компьютерные презентации
  2. Материалы наблюдений – видеоматериалы о работе групп, выполненные по ходу урока и/или во время презентации.

Приложение 2

ЛИСТ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОДВИЖЕНИЯ ПО ЗАДАНИЮ

ПРОЕКТ «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О КИСЛОТАХ» 10]

Тема, выбранная группой __________________________________________

                                                запишите выбранную вами тему

Форма представления проекта:

Отметьте выбранную вами форму:

 А. Плакат

 Б. Компьютерная презентация

Начало работы __ час ___мин                Окончание работы __ час ___мин

Состав работ

Кто выполняет

Отметка о выполнении

(+ или –)

Приложение 3

ЛИСТ САМООЦЕНКИ 10

Оцени работу своей группы. Отметь  вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).

  1. Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?

 А. Да, все работали одинаково.

 Б. Нет, работал только один.

 В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

  1. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

 А. Работали дружно, ссор не было.

 Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.

 В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

  1. Тебе нравится результат работы группы?

 А. Да, все получилось хорошо.

 Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.

 В. Нет, не нравится.

  1. Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком x.

Приложение 4

КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ОСОБЕННОСТЯМИ ОБЩЕНИЯ

УЧЕНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА 10

Наблюдение за особенностями общения и взаимодействия ведется по следующим параметрам:

  1. Планирование

Отметки в карте наблюдений ставятся в начале занятия (впервые 10 - 15 минут)

  1. Распределение заданий и обязанностей по выполнению проекта

Отметки в карте наблюдений ставятся в середине занятия (по истечении 25 – 30 мин после начала урока)

  1. Соответствие исполнения проекта плану

Отметки в карте наблюдений ставятся в середине занятия (по истечении 25 – 30 мин после начала урока)

  1. Контроль продвижения по заданию

Отметки в карте наблюдений ставятся ближе к концу занятия (по истечении30-35 мин) по результатам наблюдения в ходе всего урока

  1. Представление результатов

Отметки в карте наблюдений ставятся в конце занятия (в последние 10-15 мин)

  1. Конфликты и их разрешение

Отметки в карте наблюдений ставятся в конце занятия (в последние 5 мин) по результатам наблюдения в ходе всего урока

  1. Особенности поведения и коммуникации ученика

Отметки в карте наблюдений ставятся в конце занятия (в последние 5 мин) по результатам наблюдения в ходе всего урока

  1. Результаты голосования

Отметки в карте наблюдений ставятся в конце занятия после подведения итогов голосования

  1. ПЛАНИРОВАНИЕ

Отметки в карте наблюдений ставятся в начале занятия (в первые 10 - 15 минут)

  1. Отметьте  верное утверждение.

А. Планирование совместное

дети обсуждают и вместе составляют план

Б. Планирование единоличное

план составляется лидером группы единолично, без обсуждения с остальными членами группы

В. Планирование отсутствует

Примечание. Если в планировании принимает участие два и более учеников в группе, отмечается вариант А

  1. Заполните таблицу 1

Таблица 1. Участие и активность в планировании

Ученики:

поставить в каждой ячейке 0, 1, 2 или 3

0 – не участвовал(а) в планировании

1 –участвовал(а) в планировании

2 – активно участвовал(а) в планировании,

3 – был(а) лидером

Группа в целом:

поставить 0 или 1

0 – были споры из-за лидерства в планировании

1 – споров из-за лидерства в планировании не было

кроме того, при машинной обработке подсчитывается общая сумма баллов, набранных всеми участниками группы

№1

№2

№3

№4

№5

  1. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ и ИХ ВЫПОЛНЕНИЕ

Отметки в карте наблюдений ставятся в середине занятия (по истечении 25 – 30мин после начала урока)

  1. Отметьте  верное утверждение.

А. Распределения функций не было, каждый действовал «сам по себе»

Б. Часть учеников оказались вне общего дела, часть – выполняла свою часть работы

В. У каждого ученика было свое задание, свои обязанности

  1. Заполните Таблицу 2

Таблица 2. Распределение функций и их выполнение

Ученики:

поставить в каждой ячейке0, 1, или 2

0–в работе над проектом не участвовал(а) (независимо от того были или не были распределены функции)

1 – ставится в следующих случаях: а) распределения функций не было, делал(а), что считал(а) нужным или б) распределение функций было, имел(а) своё задание, но выполнял(а) иное задание (дублировал(а) работу одноклассников, делал(а) непредусмотренное планом работ)

2 – распределения функций было, имел(а) и выполнял(а) свою часть работы

Группа в целом:

при машинной обработке подсчитывается общая сумма баллов, набранных всеми участниками группы

№1

№2

№3

№4

№5

Наблюдателем не заполняется

  1. Соответствие исполнения плану

Отметки в карте наблюдений ставятся в середине занятия (по истечении 25 – 30 мин после начала урока)

Заполните Таблицу3

Примечание. Если план не составлялся, таблица 3 не заполняется

Таблица 3. Соответствие исполнения плану

Ученики:

поставить в каждой ячейке0, 1или 2

0 –«активность» ученика не связана с планом работы группы

1 – во время исполнения отступал(а) от выполнения своей части работы, зафиксированной в плане

2 – выполнил(а) работу в соответствии с планом

Группа в целом:

при машинной обработке подсчитывается общая сумма баллов, набранных всеми участниками группы

№1

№2

№3

№4

№5

Наблюдателем не заполняется

  1. КОНТРОЛЬ ПРОДВИЖЕНИЯ ПО ЗАДАНИЮ

Отметки в карте наблюдений ставятся ближе к концу занятия (по истечении 30-35 мин) по результатам наблюдения в ходе всего урока

  1. Отметьте  верное утверждение.

А. Контроль осуществляется лидером или организатором

Б. Контроль осуществляется различными членами группы – как за своими действиями, так и за действиями партнеров

В. Контроль индивидуальный – каждым или отдельными членами группы только за своими действиями

Г. Контроль отсутствует

  1. Заполните Таблицу 4

Таблица 4. Участие и активность в контроле

Ученики:

поставить в каждой ячейке 0, 1, или 2

0–не участвовал(а) в контроле

1 – контролировал(а) только свои действия

2 – контролировал(а) и свои действия, и действия партнеров по группе

Группа в целом:

при машинной обработке подсчитывается общая сумма баллов, набранных всеми участниками группы

№1

№2

№3

№4

№5

Наблюдателем не заполняется

  1. Представление результатов

Отметки в карте наблюдений ставятся в конце занятия (в последние 10 – 15 мин урока)

Заполните Таблицу5

Таблица 5. Активность при презентации

Ученики:

поставить в каждой ячейке0, 1или 2

0 – в презентации не участвовал

1 – участие в презентации незначительное

2 – участие в презентации значительное

Группа в целом:

при машинной обработке подсчитывается общая сумма баллов, набранных всеми участниками группы

№1

№2

№3

№4

№5

Наблюдателем не заполняется

  1. КОНФЛИКТЫ и их разрешение

Отметки в карте наблюдений ставятся в конце занятия (в последние 5 мин урока) по результатам наблюдений в ходе всего урока

Заполните Таблицы 6 и 7

Таблица 6.Возникновение конфликта

Ученики: роль в возникновении конфликта

поставить в каждой ячейке0, 1или 2

0 – инициатор конфликта

1 – участник конфликта

2 – в конфликт не вступает

Группа в целом: частота конфликтов

поставить 0, 1или 2

0 – очень часто

1 – иногда

2 – конфликтов не было, все работали дружно

№1

№2

№3

№4

№5

Таблица 7. Разрешение (завершение) конфликта

Ученики: роль в разрешении конфликта

поставить в каждой ячейке0, 1или 2

0 – пытается настоять на своем, спорит, на компромисс не идет

1 – готов уступить, избегает столкновений

2 – ведет переговоры, аргументирует свою позицию, слушает партнера, ищет оптимальное решение

Группа в целом: завершение конфликта

поставить 0, 1или 2

0 – ссора, общего решения нет

1 – конфликт завершен – кто-то уступил, кто-то навязал свое решение и все подчинились

2 – конфликт завершился переговорами и общим решением

№1

№2

№3

№4

№5

  1. особенности поведения и коммуникации ученика

Отметки в карте наблюдений ставятся в конце занятия (в последние 5 мин урока) по результатам наблюдений в ходе всего урока

Заполните Таблицы8, 9 и 10

Таблица 8. Активность/инициативность ученика и активность группы

Ученики:

поставить в каждой ячейке 0, 1или 2

0 – не проявляет активности

1 – активен, но инициативы не проявляет

2 – активен, проявляет инициативу

Группа в целом:

при машинной обработке подсчитывается общая сумма баллов, набранных всеми участниками группы

№1

№2

№3

№4

№5

Наблюдателем не заполняется

Таблица 9. Ориентация на партнера и согласованность позиций (децентрация) группы

Ученики:

поставить в каждой ячейке0, 1 или 2

0 – не слушает, перебивает, не учитывает мнения партнера

1 – иногда прислушивается к партнеру, иногда игнорирует его мнение

2 – внимательно выслушивает партнера, с уважением, относится к его позиции, старается ее учесть, если считает верной

Группа в целом:

при машинной обработке подсчитывается общая сумма баллов, набранных всеми участниками группы

№1

№2

№3

№4

№5

Наблюдателем не заполняется

Таблица 10. Лидерство

Ученики:

поставить в каждой ячейке0, 1или 2

0 – стремления к лидерству не проявляет, довольствуется ролью «ведомого»

1 – проявляет стремление к лидерству, в команде работать не умеет

2 – проявляет стремление к лидерству, умеет работать в команде «на вторых ролях»

Группа в целом:

поставить в каждой ячейке0, 1или 2

0 – в группе была борьба за лидерство, которая негативно повлияла на результат

1 – явных лидеров не было

2 – был признанный лидер/лидеры, их работа позволила группе добиться хорошего результата

№1

№2

№3

№4

№5

  1. результаты голосования учащихся

Отметки в карте наблюдений ставятся в конце занятия после подведения итогов голосования по полученным результатам

Заполните Таблицу11

Таблица 11. Результаты голосования (записать числа)

Всего голосовало __________

Группа 1

Группа 2

Группа 3

Группа 4

Группа 5

Группа 6

Подано голосов «ЗА»

Из них членами этой группы

Приложение 5

отчет о проведении и результатах выполнения

Группового проекта «Что мы знаем окислотах» 10

Сопроводительный лист

Количество учащихся в группах

Группа 1 ______                                        Группа 4 ______

Группа 2 ______                                        Группа 5 ______

Группа 3 ______                                        Группа 6 ______

В проведении урока участвовало всего педагогов:

Из них (указать должность):

  1. _________________
  2. _________________
  3. _________________
  1. Выбранный вариант деления на группы:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Выбранный вариант размещения групп по помещениям: (указать сколько, классных комнат, их взаимное расположение – рядом или далеко, сколько групп работало в каждой классных комнате)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. Оснащение помещений (отметить имеющееся в свободном доступе учащихся  и указать цифрой кол-во):

 1) компьютер ______                                        6) стенд ______

 2) принтер ______                                        7) магнитная доска ______

 3) проектор и экран ______                                 8) «круглые столы» ______

4) стол/стеллаж с информационными материалами _____

5) стол с ручными инструментами и материалами _______

5. Обеспеченность информационными материалами (отметить  )

 1) полная

 2) частичная

 3) значительная нехватка

Если была нехватка, то какая и в чем: ________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

6. Какие информационные материалы использовались? (Отметить  )

 1) распечатанные текстовые раздаточные материалы проекта

 2) распечатанные иллюстративные раздаточные материалы проекта

 3) раздаточные материалы проекта в электронном виде

4) учебники, по которым велось преподавание _____________ (автор)

5) иные учебники и учебные пособия

6) научно-популярные книги из школьной библиотеки

7) периодика из школьной библиотеки

8) энциклопедии и энциклопедические словари

9) дополнительные иллюстрации

 10) иные материалы

Если была отмечены позиции 4-10, приложите, пожалуйста, список использованных источников

7. Сколько времени выполнялся проект? (Отметить  )

 1) 1 урок

 2) 1,5 урока

 3) 2 урока

 4) более 2-х уроков _____________ (сколько именно)

8. Все ли группы закончили выполнение проекта? (Отметить    )

Группа 1

Группа 2

Группа 3

Группа 4

Группа 5

Группа 6

Выполнила полностью и представила

Выполнила полностью, не представила

Не закончили

Комментарий учителя: ___________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Темы, выбранные группами в проекте «Что мы знаем о кислотах»:

Группа 1 _______________________________________________________

Группа 2 _______________________________________________________

Группа 3 _______________________________________________________

Группа 4 _______________________________________________________

Группа 5 _______________________________________________________

Группа 6 _______________________________________________________

10. Форма представления результатов проекта (отметить    )

Группа 1

Группа 2

Группа 3

Группа 4

Группа 5

Группа 6

Плакат

Компьютерная презентация

Не закончили

С отчетом отправлены приложения (отметить  и указать кол-во)

1. Рабочие материалы групп

1) Листы планирования и продвижения по заданию ________

2) Листы самооценки _________

2. Материалы наблюдений

 1) Карты наблюдений _________

 2) Список использованных источников на _____ стр.

 3) Комментарий педагога(ов) на _______ стр.

3. Дополнительные материалы

 1) Цифровые фотографии подготовленных плакатов_________

 2) Компьютерные презентации _________

 3) Видеоматериалы ________


Информационные источники

  1. Агаркова Е.И., Котельникова Т.П., Постульгин А.В. Оценка индивидуальных достижений обучающихся. Учебно-методический комплект. – Тамбов: ТОИПКРО, 2008.
  2. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: система заданий: пос. для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Болотов В.А., Вальдман И.А., Ковалёва Г.С., Пинская М.А. Российская система оценки качества образования: главные уроки (аналитический обзор) – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rtc-edu.ru/resources/publications
  4. Болотов В.А. Основные подходы к созданию общероссийской системы оценки качества образования в Российской Федерации / В.А. Болотов: [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  www.portalus.ru.
  5. Власенко В.А. Формирующее оценивание. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.iteach.ru/met/index_assessment.php
  6. Данилов Д.Д. Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.school2100.ru/izdaniya/books/files/tehnologiya_ocenivaniya.pdf
  7. Демонстрационный вариант «Государственная (итоговая) аттестация 2013 года (в новой форме) по химии обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы». Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.fipi.ru/binaries/1236/bi-9.zip
  8. Качество общего образования. Анализ качества подготовки обучающихся по учебным предметам базисного учебного плана общеобразовательных учреждений, 2005 – 2009 годы. Отв. за подготовку материалов Ковалева Г.С. Под общ. руководством М.В. Рыжакова. – М.: Учреждение Российской академии образования «Институт содержание и методов обучения», 2010. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.centeroko.ru/public.htm 
  9. Концепция федеральных государственных общеобразовательных стандартов общего образования; под ред.А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. (Стандарты второго поколения).
  10. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. – в 2-х ч. / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009.
  11. Чернобельская, Г. М. Методика обучения химии в средней школе: учебник для вузов / Г. М. Чернобельская. – М. : Владос, 2000. – 335 с.
  12. Лысакова, Е. Н. Теория и методика обучения химии. Планирование учебного процесса по химии: учебно-методическое пособие / Е.Н. Лысакова, И.А. Шабанова; Федеральное агентство по образованию, ТГПУ. – Томск : Издательство ТГПУ, 2006. – 83 с.
  13. Зайцев, О. С. Методика обучения химии: Теоретический и прикладной аспекты: учебник для вузов / О. С. Зайцев. – М. : Владос, 1999. – 383 с.
  14. Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание для обучения. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ciced.ru/docs/publications/Ocenivanie%20dlya%20obucheniya%20M.A.%20Pinskaya.pdf
  15. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011.— (Стандарты второго поколения). [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://standart.edu.ru/ catalog.aspx?CatalogId=6400
  16. Примерные программы по учебным предметам. Х. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
  17. Проектирование системы оценивания достижения планируемых результатов в условиях введения и реализации федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования. Методические рекомендации. Авторы-составители: Самусенко В.Н., Козычева Н.В., Бортникова М.П., Конобеева Л.Г., Тимофеева В.В., Мистюкова М.Б., Кирсанов И.Н. /Под ред. Г.А. Шешериной.  – Тамбов, ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации», 2011. –  с. 114.
  18. Рекомендации по проектированию учебного процесса, направленного на достижение требований стандарта к результатам освоения основных образовательных программ. Под ред. Фирсова В.В., Логиновой О.Б. – Электронный ресурс. Режим доступа: standart.edu.ru/attachment.aspx?id=133
  19. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря  2010 г. № 1897. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588.
  20. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — М.: Просвещение, 2009. — 48 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2619


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему " "Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования"

  Данная презентация подготовлена для выступления на педагогическом совете.   Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основн...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования...

Тестирование как система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по информатике и ИКТ

В условиях современной школы, когда большое внимание уделяется диагностике и мониторингу знаний и умений, контролю достижения уровня обязательных результатов обучения, когда государственная итоговая а...

Описание проекта" Модель системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования на основе формирующего оценивания"

Описание проекта . Актуальность проекта определена новыми требованиями к оценке учебных и внеучебных индивидуальных результатов обучающихся....

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Система оценкидостижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программыначального общего образованияв «Школе 2100»(технология оценивания образовательных достижений (уче...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Система оценкидостижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программыначального общего образованияв «Школе 2100»(технология оценивания образовательных достижений (уче...