Диагностическая работа для оценки достижения метапредметных результатов обучения по математике (5 класс)
статья (5 класс) на тему

Косухина Елена Сергеевна

В работе представлены задания для проверки метапредметных результатов обучения по математике на конец 5 класса.(ФГОС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnosticheska_rabota.docx86.27 КБ

Предварительный просмотр:

 

учителя математики

ОКОУ Ивановская школа-интернат

Рыльского района

Косухиной Елены Сергеевны

сентябрь 2012г

1.Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни.

Задача № 1.

Платье стоит 1500 рублей. Каждые двадцать дней стоимость непроданного товара снижается на 25%. Сколько рублей будет стоить платье через 28 дней?

Решение.

  1. 1500: 100=15(руб) – на 1%.
  2. 15 · 25 = 375 (руб) -25%
  3. 1500 – 375= 1125(руб)

Возможно решение другим способом.

  1. 1500 : 100=15(руб) – на 1%.
  2. 100% - 25% = 75% -стоит платье
  3. 15 · 75= 1125(руб)

Ответ: 1125 рублей

Комментарий: проверяется овладение навыком смыслового чтения текста математического содержания,  умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепочку рассуждений.

Задача №2.

Ежемесячная плата за квартиру увеличится на 6% и семье придется платить 1484 руб. На сколько рублей увеличится плата за квартиру.

Решение: Чтобы учащиеся лучше поняли смысл задачи целесообразно предложить записать условие задачи в виде таблицы.

Было

Увеличилось

Стало

В рублях

?

?

1484руб

В процентах

100%

6%

106%

1) 1484 : 106 = 14 (руб.) – 1%

2)  14 · 6 = 84 (руб)

Ответ: 84 рублей. 

Комментарий: проверяется овладение навыком смыслового чтения текста математического содержания,  умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепочку рассуждений.

2.Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации.

Задача № 1.

А                                  В

                                                                 Найдите площадь треугольника АВД, если АВ= 4см,

                                                                  ВД = 3см, АД = 5 см.

С                                   Д

Решение.

  1. 3· 4 = 12 ( см2)-площадь прямоугольника
  2. 12: 2 = 6 (см2) – площадь треугольника АВД

Ответ: 6 см2

Комментарий: проверяется осмысление текста задачи, ее данных; умение осуществлять выделение необходимой информации. (Лишнее данное: длина сторона АД).

Задача № 2.

Выразите в метрах и сантиметрах:

А)высоту терема, равную 3 косым саженям;

Б) длину отреза полотна, равную 15 локтям;

В) ширину горницы, равную 2 маховым саженям 3 локтям.

Решение.

А)Т.к. косая сажень приблизительно  равна 248см – это расстояние от пальцев левой ноги до конца пальцев поднятой правой руки, то 3· = 744( см) =7м 44см.

Б) Локоть – расстояние от концов пальцев до локтя согнутой руки , равное 45 см.

        15· 45 = 675 (см) = 6м 75 см

В) Маховая сажень(176см) – расстояние между концами пальцев расставленных в стороны рук.

    2·176+3· 45=487(см) = 4м 87см

Комментарий: проверяется умение применять методы информационного поиска, в том числе и с помощью сети интернет.

3.Умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и т.д.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации.

Задача № 1.В таблице представлена выручка в магазине по отделам (в тыс. рублей).

В какой день недели прибыль в магазине была наибольшей?

Дни недели

Одежда

Обувь

Трикотаж

Вторник

450

250

130

Среда

660

311

240

Четверг

120

802

510

Пятница

670

160

310

Суббота

886

587

452

Воскресенье

680

564

382

Решение:

  1. 450+250+130=830 ( тыс. руб)- во вторник
  2. 660+311+240=1211 ( тыс. руб)- в среду
  3. 120+802+510= 1432 ( тыс. руб)- в четверг
  4. 670+160+310= 1140 ( тыс. руб)- в пятницу
  5. 886+587+452= 1925 ( тыс. руб)- в субботу
  6. 680+564+382= 1626 ( тыс. руб)- в воскресенье

Ответ: в субботу

Комментарий: проверяется умение применять модели и схемы для решения познавательных задач

Задача № 2. На диаграмме показано распределение площадей океанов. Выберите океан с наименьшей площадью.

Решение. Северный Ледовитый океан

                       

Комментарий. Проверяется умение извлекать информацию из диаграмм, сравнивать величины, находить наибольшее и наименьшее значения.

4. Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки

Задача № 1.

Во дворе гуляют куры, петухи и утки – всего 21 птица. Петухов в 10 раз меньше, чем кур. Сколько во дворе уток?

Решение. Предположим, что если петух -1, то кур – 10, тогда уток – 10. Если петухов – 2, то кур – 20, уток найти невозможно, так как всего 21 птица.

Ответ: уток 10.

Комментарий: проверяется овладение навыком смыслового чтения текста математического содержания, умение строить логическое рассуждение, выдвигать гипотезы и их обосновывать.

Задача №2.

В приведенной ниже таблице числа расположены в соответствии с определенной закономерностью. Установите эту закономерность и назовите число, которое следовало бы вписать в пустое место таблицы:

3        12        6

4        16        8

5        20        *

Ответ: 10.

Комментарий: проверяется умение строить логическое рассуждение, выдвигать гипотезы и делать выводы.

5.Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом

Задача № 1.

Если число лет Кати увеличить на 11 и полученный результат уменьшить в 6 раз, то будет 4. Сколько лет Кате?

Решение.

Первый способ – алгебраический. Пусть Кате х лет.

Составим уравнение.

(х +11) : 6 = 4,

Х + 11 = 6 · 4,

Х + 11 =24,

Х = 24 – 11,

Х = 13.

Ответ: 13 лет.

Второй способ – арифметический.

  1. 6 · 4 = 24
  2. 24 – 11 = 13

Ответ: 13 лет

Комментарий: проверяется умение осознанно выбирать наиболее эффективный, рациональный способ решения задачи.

Задача№ 2

 Для приготовления бутылочного стекла берут 25 частей песка, 9 частей соды и 5 частей извести (по массе). Сколько потребуется соды, чтобы изготовить 390 кг стекла?

Решение задачи возможно двумя способами.

Первый способ.  Пусть одна часть  х кг., тогда песка 25х кг, соды – 9х кг, извести – х кг.

25х + 9х + 5х = 390,

39х = 390,

Х = 390 : 39,

Х = 10

10кг -  одна часть,

10 · 9 = 90 (кг)

Ответ 90 кг.

Второй способ. 1)25 +9 +5 = 39 – частей

                2)390 : 39 = 10 (кг) – одна часть

                3) 10 · 9 = 90 (кг)

Ответ: 90 кг

Комментарий: проверяется умение осознанно выбирать наиболее эффективный, рациональный способ решения задачи.

6.Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера

Задача № 1.

Построить прямоугольник, периметр которого равен 22см, а площадь 24 см2.

Решение. Предполагается, что так как площадь равна 24 см2, то стороны прямоугольника могут быть равными 1 и 24 см, 3 и 8 см, 6 и 4 см, 2 и 12см. Но периметр прямоугольника 22 см, поэтому стороны равны 3 и 8 см.

Ответ: 3 и 8 см.

Комментарий: проверяется умение самостоятельно планировать пути достижения цели, приходить к результату и оценивать выбор результата.

Задача№ 2.

 Применяя знак действий получи:
а) число 1 тремя двойками,
б)  число 2 тремя двойками,
в) число 3 тремя двойками,
г) число 20 тремя двойками.

Ответ: а) 2 – 2 : 2 =  1,  б) 2· 2 – 2 = 2,  в) 2 + 2 : 2 = 3,   ж) 22 – 2 = 20.  

Возможны и другие варианты.

Комментарий: проверяется умение самостоятельно планировать пути достижения цели, приходить к результату и оценивать выбор результата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ДЛЯ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МАТЕМАТИКИ,КОНЕЦ 5 КЛАССА)

Диагностическая работа по математике в 5 классе на конец учебного года, проводимая с целью оценки метапредметных результатов (на два урока)....

диагностическая работа по математике для оценки достижения метапредметных результатов обучения

Данную работу мы выполняли на курсах повышенимя учиттелей математики по ФГОС....

Контрольно-измерительные материалы для оценки достижения метапредметных результатов по математике в 5 классе

КИМ в 2-х вариантах для проведения итоговой диагностической работы в конце 5 класса...

Презентация "Работа с картой как средство достижения метапредметных результатов обучения на уроке географии"

middot;География представляет собой предмет, аккумулирующий в себе огромные возможности для формирования умений прикладного характера, связывающих научные знания с человеческими потребностями.·...