Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОСПИСЬ»
рабочая программа
Направленность: художественная
Уровень программы: базовый
Возраст обучающихся: 9-15 лет
Срок реализации программы: 1 года (144 часа)
Форма обучения: очная
Язык обучения: русский
Дополнительная общеразвивающая программа «Художественная роспись» имеет художественною направленность. Программа носит практико-ориентированный характер и направлена на удовлетворение образовательных потребностей детей в области декоративно- прикладного творчества. Востребованным является та дополнительно - образовательная программа, которая дает возможность обучающимся проявить себя в социально значимой собственной практической деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 427 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Инсарский районный Дом творчества»
РЕКОМЕНДОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом Директор МБУДО «Инсарский
МБУДО «Инсарский районный районный Дом творчества»
Дом творчества» ____________И.Н.Парамонова
Протокол № от __________ Приказ № «_____»_____2024
Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОСПИСЬ»
Направленность: художественная
Уровень программы: базовый
Возраст обучающихся: 9-15 лет
Срок реализации программы: 1 года (144 часа)
Форма обучения: очная
Язык обучения: русский
Составитель (разработчик):
Метликина Олеся Валериевна,
педагог дополнительного образования
Инсар 2025
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка………………….………………………………….3
- Цель и задачи………………………………………………………………..6
- Учебно-тематический план ………………..………...……...……………..8
- Содержание учебного (тематического) плана ……………….…..……...11
- Календарный план воспитательной работы……………………………. 16
- Планируемые результаты…………………………………………………19
- Формы контроля и оценочные материалы………………………………21
- Организационно-педагогические условия реализации программы…....21
- Материально - техническое оснащение программы…………………….22
- Список литературы……………………………………………………..….23
- Календарный учебный график. Приложение 1…………….....…… …..24
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа «Художественная роспись» имеет художественною направленность. Программа носит практико-ориентированный характер и направлена на удовлетворение образовательных потребностей детей в области декоративно- прикладного творчества. Востребованным является та дополнительно - образовательная программа, которая дает возможность обучающимся проявить себя в социально значимой собственной практической деятельности.
Народное искусство, как уникальный мир духовных ценностей – это корневая система, питающая дерево современной культуры.
Чем больше утрачивает современный человек связь с народными корнями и культурой своего народа, тем явственнее становится его духовное обнищание. Возрождение искусства росписи, лепка народной игрушки, является неотъемлем частью знаний по традиционной культуре. При этом развитие творческих способностей у детей, осваивающих этот вид деятельности, должно осуществляться в единстве с формированием духовно- нравственных качеств личности и ценностных ориентаций. Народное искусство, родное и близкое, позволяет сделать молодое поколение наследниками своей культуры, передать им традиции, мироотношение их предков, вписать в их сознание национальную культуру во всем многообразии и многоцветии.
Программа по декоративно-прикладному творчеству детского объединения «Художественная роспись» призвана решать, обозначенную выше задачу и разработана в соответствии с примерными требованиями, к программам дополнительного образования детей.
Программа рассчитана на 1 год обучения и является, своего рода базовым курсом обучения в области декоративно-прикладного творчества.
Актуальность Программы заключается в создании условий для развития и воспитания обучающихся, через их практическую творческо-прикладную деятельность.
Актуальность программы связана с использованием комплексного метода обучения, направленного на развитие во взаимосвязи и взаимодействии:
-общих способностей (способность к обучению и труду);
-творческих способностей (воображение, креативность мышления, художественное восприятие и др.).
Обоснование необходимости и полезности предлагаемой программы обучения, ориентирована на: развитие фантазии, воображения, памяти, наблюдательности;
- развитие ассоциативного и образного мышления обучающихся.
Педагогическая целесообразность Программы состоит в том, что в процессе её реализации, обучающиеся овладеют знаниями, умениями, навыками, которые направлены на приобщение детей к художественному творчеству, независимо от их первоначального уровня знаний и природных задатков, выявление и развитие творческого потенциала детей в области декоративно- прикладного искусства.
Новизна данной Программы заключается в том, что за основу взяты творческие современные поиски в различных видах художественного рисования. Восприятие художественной и практической ценности создаваемых изделий, происходит на основе образцов, репродукций, изделий созданных народными умельцами, художниками дизайнерами и просто любителями. Как бы хороша не была любая роспись в своей первозданности, она должна приспосабливаться к сегодняшнему дню. Такое сочетание способствует более углубленному овладению навыкам художественного мастерства у подрастающего поколения, развитию мотивации к познанию и становлению личности через творческое самовыражение. Главное не терять стиль, закон построения орнамента, продолжением прекрасных техник кистевой росписи. В процессе творческой деятельности изменяется форма и способы мышления, личностные качества, поэтому важно знакомить учащихся с интересным миром декоративно-прикладного искусства, помочь им реализоваться в деятельности, способствующей духовному развитию.
Нормативные основания для создания дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) Программы:
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273- ФКЗ "Об образовании в Российской Федерации";
2.Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 №467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования» ;
3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 г. № 06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»; 4. Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18.11.2015 г. № 09-3242;
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09. 11 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления 4 образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;
6. Приказ Министерства образования РМ от 04.03.2019 №211 «Об утверждении персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в РМ»;
7.-СанПин 2.4.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
8. Устав МБУДО «Инсарский районный Дом творчества»;
9. Положение о проектировании дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МБУДО «Инсарский районный Дом творчества»
Отличительной особенностью Программы является технология личностно ориентированного общения с детьми, осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку, создание ситуации успеха, развитие его самостоятельного технического творчества, системного мышления и рефлексии.
Уровень освоения программы базовый. Программа базового уровня, предусматривает изучению декоративного рисования и лепки. Программа выстроена по принципу «от простого к сложному», от создания элементарных точек черенком кисти, ватной палочкой, нажимом кисти разной величины, до исполнения сложных видов декоративного рисования.
Также лепка на основе простого круглого шарика и валика (колбаска) и до создания более сложных сувениров, скульптур. Заключительный этап включает дополнительный теоретический и практический материал по основным темам с усложнением практических заданий. Создание и защита творческих работ и проектов поможет оценить учащимся и педагогу качество полученных знаний и навыков художественного творчества.
В зависимости от возрастных особенностей учащихся, предлагаются работы разной степени сложности, а также с учетом индивидуальных особенностей детей. В дополнительном образовании больше перспектив в творческом развитие ребенка, чем в школе. В объединении ребята смогут увидеть процесс операций деревянного изделия под роспись и окончательный процесс изделия, здесь даются более глубокие представления о декоративно-прикладном искусстве. И если провести параллель между школой и объединением, она будет свободная, творческая в «большое народное искусство».
Обязательным в Программе является включение регионального компонента. Данный раздел включает в себя знакомство с национальной вышивкой и декоративной росписью родного края.
Большое внимание уделяется элементам здоровьесберегающих технологий: гимнастики для глаз по методике В.Ф. Базарного, пальчиковой гимнастики, физминуток, способствующих предотвращению утомляемости и напряжения детей.
Цель программы — создание условий для развития творческих способностей ребенка, посредством приобщения их к народному, декоративно-прикладному творчеству.
Задачи:
Обучить
- .Обучить детей умениям и навыкам кистевого письма. Изучить историю народных промыслов, традиций, секретов изготовления изделий народными мастерами, художниками.
- .Обучить выполнять разными способами и приемами в технике лепки 3.Обучить законам построения орнамента, ритма, пропорции, линию,
силуэт, форму, законам цветоведения, композиции как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи.
Развить:
1.Развить творческие способности (фантазию, образное мышление, художественно-эстетический вкус и др.). Помочь сориентироваться в мире профессий.
- Развить понимание художественно-выразительных особенностей языка декоративно-прикладного искусства.
- Развить навыки работы учащихся с различными материалами и в различных техниках.
Воспитать:
1.Воспитать гармонично развитую личность способную любить Родину, уважать традиции и обычаи своего народа, бережно относится к окружающим.
2. Воспитать интерес и желание к занятиям. 3.Воспитать терпение, аккуратность, трудолюбие.
Категория обучающихся
Программа ориентирована на дополнительное образование детей 9–15 лет. Рекомендуемое количество обучающихся в группе 12 человек.
Сроки реализации
Программа рассчитана на 1 год обучения -144 часа. Для обучения проводятся занятия два раза в неделю по два часа.
Процесс обучения предусматривает следующие формы контроля:
- коллективное обсуждение работ;
- участие в конкурсах;
- участие в стационарных и выездных выставках;
- выполнение и защита рефератов, творческих проектов;
- выполнение творческих работ;
Обучающие занятия носят как индивидуальный, так и групповой характер. При этом неизбежным являются занятия в смешанной группе, предлагающей разный возраст и разную степень интеллектуальный подготовки учеников.
Программа дополнительного образования по "Художественной росписи" учит развитию творческих идей, найти свой творческий стиль работы, в которых раскрываются интересные, творческие индивидуальные работы.
Никаких особых требований к детям при наборе не предъявляются. Основное требование выполнение правил и порядков, установленных в объединении. Создание на данном этапе обучения условий "выравнивания" стартовых возможностей личности. Дети учатся исполнять разные простые приемы элементов росписи, знания о цвете. Занятия проходят в игровой форме – игра используется для более глубокого вхождения в суть задания, она позволяет ребенку воспринять работу, как интересную и понятную.
Для создания устойчивого интереса детей к изучению теоретического материала, сопровождается выполнением практической работы, в основе которой лежит изучаемый художественный материал. Данная закономерность способствует закреплению полученных знаний и направлена на совершенствование умений и навыков. Знакомство с современными тенденциями, с декоративно-прикладным искусством, направлена на пробуждение интереса к данному виду творчества и развивает стремление сначала копировать, а затем создавать свои интересные изделия. Сочетание группового и индивидуального обучения дает возможность дифференцированного подхода к обучению каждого ученика с учетом его индивидуальных способностей.
Учебный (тематический) план
Название раздела/темы | Количество часов | Формы аттестации и контроля | |||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие. Первичная диагностика художественного рисования. Знакомство с материалами и основными инструментами, необходимыми для работы | 2 | 2 | 0 | Беседа, контрольные ответы в рисунках |
2. | Знакомство с красками «Радуга». | 2 | 1 | 1 | Беседа, практическая работа, наблюдение |
3. | ДПИ. «Рябиновые бусы». | 2 | 1 | 1 | Беседа, практическая работа, наблюдение |
4. | «Осенние дары». | 2 | 1 | 1 | Беседа, практическая работа, наблюдение |
5. | «Изучение построения орнамента». | 4 | 1 | 3 | Беседа, практическая работа, наблюдение |
6. | Линейный орнамент. «Кант». Стилизация. Раппорт. | 4 | 1 | 3 | Беседа, практическая работа, наблюдение |
7. | ДПИ. «Платок». | 2 | 1 | 1 | Беседа, практическая работа, наблюдение |
8. | ДПИ. «Ковер». | 2 | 1 | 1 | Беседа, практическая работа, наблюдение |
9. | ДПИ. «Орнамент в круге, квадрате». | 4 | 1 | 3 | Беседа, практическая работа, наблюдение |
10. | ДПИ. Мезенская роспись. | 6 | 1 | 5 | Беседа, практическая работа, наблюдение |
11. | ДПИ. «Филимоновская игрушка». | 4 | 1 | 3 | Беседа, практическая работа, наблюдение |
12. | ДПИ. «Дымковская игрушка». | 8 | 2 | 6 | Беседа, практическая работа, наблюдение |
13. | ДПИ. «Городецкая живопись». | 8 | 3 | 5 | Беседа, практическая работа, наблюдение |
14. | ДПИ. «Голубая Гжель». | 6 | 2 | 4 | Беседа, практическая работа, наблюдение |
15. | ДПИ. «Хохломские мотивы». | 8 | 2 | 5 | Беседа, практическая работа, наблюдение |
16. | ДПИ. «Матрешка Загорская». | 2 | 1 | 1 | Беседа, практическая работа, наблюдение |
17. | ДПИ. «Матрешка Полхоа – Майданская». | 2 | 1 | 1 | Беседа, практическая работа, наблюдение |
18. | ДПИ. «Матрешка Семеновская». | 2 | 1 | 1 | Беседа, практическая работа, наблюдение |
19. | ДПИ. «Матрешка в национально стиле». | 6 | 1 | 5 | Беседа, практическая работа, наблюдение |
20. | ДПИ. «Техника декорирования». | 4 | 1 | 3 | Беседа, практическая работа, наблюдение |
21. | «Коллаж». Смешанная техника. | 4 | 1 | 3 | Беседа, практическая работа, наблюдение |
22. | ДПИ. «Декупаж». | 6 | 1 | 5 | Беседа, практическая работа, наблюдение |
23. | ДПИ.. «Витраж». Роспись по стеклу | 6 | 1 | 5 | Беседа, практическая работа, наблюдение |
24. | Книжная графика. Работа фломастерами. | 6 | 1 | 5 | Беседа, практическая работа, наблюдение |
25. | Скульптура. | 6 | 1 | 5 | Беседа, практическая работа, наблюдение |
26. | ДПИ. «Сюжетное панно». Лепка. | 6 | 1 | 5 | Беседа, практическая работа, наблюдение |
27. | ДПИ. «Декоративный сосуд». Лепка. | 6 | 1 | 5 | Беседа, практическая работа, наблюдение |
28. | ДПИ. «Каргопольская глиняная игрушка». | 4 | 1 | 3 | Беседа, практическая работа, наблюдение |
29. | ДПИ. «Тверская игрушка». | 4 | 1 | 3 | Беседа, практическая работа, наблюдение |
30. | ДПИ. «Пасхальный сувенир». Лепка. | 4 | 1 | 3 | Беседа, практическая работа, наблюдение |
31. | Творческая работа. | 10 | 4 | 6 | Творческое проектирование |
32. | Итоговое занятие. Контрольные вопросы. Подведение итогов года. | 2 | 2 | 0 | Беседа, контрольные вопросы |
Итого: | 144 | 42 | 102 | ||
Содержание учебного (тематического) плана
1. Вводное занятие. «Путешествие в мир прекрасного». Первичная диагностика художественного рисования: умение решать логические задачи, творческое мышление ребенка.
Ответы на вопросы в рисунках в цвете. Показать свое воображение и мышление.
Знакомство с программой и расписанием. Необходимые художественные материалы.
Техника безопасности в кабинете и при работе с художественными материалами. Действие при ЧС: схема эвакуации, телефоны служб спасения.
2. Знакомство с красками «Радуга».
«Радуга». Беседа: «Пейзаж». Проведение кривых и длинных линий. Изобразить радугу. Длинный мазок. Фронтальная и индивидуальная работа. Проводятся опыты - двигая рукой по листу из нижнего левого угла листа через середину к нижнему правому.
3. ДПИ. «Рябиновые бусы».
Опытные работы в технике «примакивания», «тычок». Беседа о красках осенней природы. Исполнение «рябиновых бус».
4. «Осенние дары».
Закрепление приемов кистью длинный, не прерывистый мазок.
Проведение кривых линий (замкнутые линии круга и овала, длинный мазок). Сведения в словарь понятий «композиция».
5. «Изучение построения орнамента».
Основные принципы построения композиции и их смысловое значение. Орнамент. Виды орнамента Освоение новой техники росписи
«декоративные линии».
Беседа: «Декоративные линии в прикладных изделиях народных мастеров. Фронтальная работа «Виды декоративных линий»: волнистая, извилистая,
ломаная, прямая, прерывистая, смешанная.
Фронтальная и индивидуальная работа (растительный, геометрический, символический).
Орнамент - узор основанный на повторе и чередовании его составляющих элементов».
Построение схемы орнамента в полосе, освоенных навыков простых элементов.
6. Линейный орнамент. «Кант».
Стилизация. Раппорт. Наглядность орнаментов. Фронтальная и индивидуальная работа: разметка орнамента «сетка».
Выбор мотива (цветочный, ягодный, спортивный, школьный). Стилизация элементов орнамента. Раппорт.
Заполнение сетки орнамента. Работа с цветом.
7. ДПИ. «Платок». Беседа «Павловский платок». Особенности компоновки узора в квадрате
(акцент угла и центра). Закрепление навыков работы в технике «тычок», «примакивание». Цветоведения.
Фронтальная и индивидуальная работа в альбомах. Обрамляющие платок кисти, выполняются рядом «примакивания». Компоновка элементов платка по углам.
Беседа «Павловский платок». Особенности компоновки узора в квадрате (акцент угла и центра). Закрепление навыков работы в технике «тычок», «примакивание». Цветоведения.
Фронтальная и индивидуальная работа в альбомах. Обрамляющие платок кисти, выполняются рядом «примакивания». Компоновка элементов платка по углам.
8. ДПИ. «Ковер».
Закрепление навыков компоновки элементов росписи в замкнутой прямоугольной форме и технических элементов «примакивания», «тычок» и декоративные линии. Освоение новой техники росписи «декоративные линии».
Беседа: «Декоративные линии в прикладных изделиях народных мастеров.
Фронтальная работа: «Виды декоративных линий» - волнистая, извилистая, ломаная, прямая, прерывистая, смешанная.
Компоновка простых элементов росписи. Декоративные линии в художественных изделиях.
9. ДПИ. «Орнамент в круге, квадрате».
Исполнение орнамента в круге: по краю и центру. Цветовое чередование элементов в орнаменте. Исполнение узора в квадрате: по углам и в центре. Фронтальная и индивидуальная работа.
Выбор вида орнамента (растительный, геометрический, символический).
10. ДПИ. Мезенская роспись.
Беседа: «Прялки мезенского исполнения». Знакомство с языческими мотивами и символами в народной росписи
Исполнение мелких элементов мезенской росписи: звездочки, перышко, скобочка, волна, ромбик, точка, штришок, капелька, веретенце. Исполнение геометрических полос: в сетке квадрата, в сетке ромба.
Графическая техника исполнения. Изучение главных, сюжетных лопэлементов: уточка, лебедь, олень, лось, лошадка.
Выполнение мезенского орнамента в прямоугольнике.
11. ДПИ. «Филимоновская игрушка».
Знакомство с историей рождения игрушки. Изучение элементов филимоновской росписи. Эскиз росписи по шаблону филимоновской игрушки. Исполнение росписи.
12. ДПИ. «Дымковская игрушка».
Беседа: Рождение Дымки. Изучение элементов росписи и построении орнамента.
Эскиз росписи по шаблону фигурки куклы. Исполнение росписи. Нанесение на эскиз – шаблон дымковский орнамент.
Нанесение цвета на блузку, волосы, прорисовать лицо куклы. Роспись одежды. дымковскими элементами.
13. ДПИ. «Городецкая живопись».
Беседа: «Из истории городецкой росписи». Работа по таблице: последовательность выполнения простых элементов росписи. Поэтапное изучение мотива «цветок» круги-подмалевки.
Изучение последовательности выполнения мотива «лист» и варианты оживок. Выполнение вариантов оживок мотива «бутон».
Карточка – задание. Дописать подмалевки и оживку в цветочной композиции.
14. ДПИ. «Голубая Гжель».
Беседа: «История фарфоровой чашки». Эскиз на фарфоровую тарелку.
Выполнение Гжельской росписи тарелки.
- ДПИ. «Хохломские мотивы».
Беседа: «Рождение Пламенной Хохломы». - Изучения писания простых цветков, ягод и их разживки. Знакомство и изучение написание элемента росписи. «ляпок». Выполнение травного кустика. Изучение писания ведущих линий. Изучение формы листьев и их, внутренняя разживка. Составление эскиза композиции травного орнамента в полосе. Исполнение ведущих линий, ягод и листьев травного орнамента.
Украшение травки «липками» и «тычками».
- ДПИ. « Матрешка Загорская».
История рождения Загорской матрешки. Изучение элементов росписи. Исполнение росписи.
- ДПИ. «Матрешка Полхоа – Майданская».
Характерные особенности росписи матрешки. Изучение исполнения орнамента. Исполнение росписи матрешки.
- ДПИ. «Матрешка Семеновская».
Беседа: «История рождения куклы». Изучение элементов росписи. Исполнение росписи матрешки.
19. ДПИ. «Матрешка в национально стиле».
Изучение элементов Мордовской росписи. Исполнение росписи матрешки.
20. ДПИ. «Техника декорирования».
Знакомство с гравировкой. Штамповочный орнамент.
21. ДПИ. «Коллаж». Смешанная техника.
Беседа «Разнообразие подручных материалов в художественном декоре». Выполнение схемы городского пейзажа. Вырезания из цветного картона, плотной цветной бумаги различные формы архитектурных домов в соответствии с композицией. Лепка сосуда ленточным способом. Лепка посуды разными способами.
22. ДПИ. «Декупаж».
Беседа: «История декупажа». Вырезание рисунка декупажной композиции. Наклеивание декупажных элементов на панно. Нанесение «ветейки по краю панно».
23. ДПИ. «Витраж». Роспись по стеклу.
Беседа: «Исторические данные о искусстве витража». Эскиз на тему:
«Сказочный городок». Стекло наложить на эскиз и продублировать рисунок при помощи тонкого маркера. Нанесение контура на композицию.
Заливание домиков и башенок яркими цветами.
24. Книжная графика.
Беседа: «Художники иллюстраторы Билибин, Сутеев, Конашевич». Знакомство с деталями: блок, заставка, полосной рисунок, оборочный рисунок. Эскиз рисунка.
Создание суперобложки к народным сказкам и мультфильмам. Использование в оформлении книги и деталей рисунка приобретенные навыки: «декоративные линии, «примакивание, тычок». Конкурсная выставка творческих работ.
25. Скульптура.
Беседа: «В гостях у скульптора». Знакомство с основными изобразительными средствами скульптуры: форма, объем, динамика. Материалы и оборудование. Изучение способов лепки: конструктивный, комбинированный, пластический. Изучение видов лепки: лепка по памяти, лепка с натуры, лепка по замыслу. Исполнение лепного сувенира из соленого теста. Свободное решение в выборе способа в ленке. Эскиз сувенира. Лепка сувенира по эскизу. Нанесение цвета на сувенир.
26. ДПИ. «Сюжетное панно». Лепка (соленое тесто).
Беседа: «Сказки русских писателей». Эскиз сказочных героев в цвете. Лепка сказочных героев по эскизу. Исполнение композиции в цвете.
27. ДПИ. «Декоративный сосуд». Лепка. Техника моделирования.
Эскиз сосуда. Лепка сосуда из валиков (круглый налеп).
Лепка сосуда путем выбирания глины стекой. Выглаживание поверхности изделия. Лепка сосуда ленточным способом. Лепка посуды разными способами.
28. ДПИ. «Каргопольская глиняная игрушка».
Беседа: «История рождения игрушки». Изучение росписи и сочетание цветов. Лепка и роспись по шаблону Каргопольской игрушки.
29. ДПИ. «Тверская игрушка».
Беседа: «История рождения игрушки». Изучение росписи и сочетание цветов. Лепка и роспись по шаблону тверской игрушки.
30. ДПИ. «Пасхальный сувенир».
Беседа: «Мастерская Фаберже». Эскиз Пасхального сувенира в цвете: заяц, гусь, утенок. Лепка Пасхального сувенира по эскизу. Нанесение росписи на изделие.
31. Творческая работа.
Эскизное проектирование для создания творческого проекта. Свободный выбор творческой работы с различными изобразительными материалами. Показать свои знания, умения и навыки. Закрепление тем по программе. Умение показать свою аккуратность и усидчивость. Подведение итогов по творческим работам. Отбор лучших работ для конкура и отчетной выставки.
32. Итоговое занятие. Контрольные вопросы. Подведение итогов года.
Умение соотносить предметы в пространстве. Умение решать логические задачи. Творческое мышление ребенка. Проверочная диагностика в рисунках по программе.
Календарный план воспитательной работы
№ | Наименование мероприятия (форма) | Срок проведения | Практический результат и информационный продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели события |
1 | Занятие «Игровое путешествие в день Знаний» |
| Мероприятие ставит своей целью- знакомство с кружком, развитие инициативности, воображения, мышления. Укреплять дружеские взаимоотношения, устанавливать взаимоуважение между взрослыми и детьми. |
2 | День ПДД. Игровая программа «Безопасность на дорогах». |
| Мероприятие ставит своей целью –формирование безопасного повееедения на дорогах, выработка поведенческих навыков. |
3 | День пожилого человека. Выставка рисунков «Я и бабушка» | 20 октября | Познакомить детей с праздником, развивать у детей интерес к традициям, уважению к пожилым людям, способствовать созданию теплых взаимоотношений в семье. |
4 | Беседа «День народного единства» | 4 ноября | Расширение представления детей о национальных праздниках. |
5 | Выставка рисунков «Любимая мама» | 27 ноября | Познакомить детей с праздником «День Матери», способствовать созданию теплых взаимоотношений в семье, воспитывать уважительное, доброе отношение к мамам. Фотоотчет |
6 | Квест –игра «Секреты безопасных каникул» | 9 декабря | Мероприятие проводится с целью - приобщение детей к безопасному поведению вовремя зимних каникул. |
7 | День воинской славы России. 81 лет со дня снятия блокады Ленинграда. Презентация. Конкурс рисунков, фотографий | 27 января | Мероприятие проводится с целью -патриотическое воспитание учащихся, воспитание уважения к историческому прошлому своего народа, познакомить ребят с жизнью в блокадном Ленинграде, пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью видеоматериалов, музыкальных произведений и поэзии. Фотоотчет. |
8 | Выставка творческих работ «Защитникам Отечества повышается» | 23 февраля | Изготовление подарков для пап, дедушек, братьев развивает умение, творчество, внимание, умений согласовывать интересы в процессе преодоления определенных, соответствующих возрастным особенностям, трудностей. Фотоотчет. |
9 | Конкурсно – игровая программа «Масленица- затейница» | 28 февраля | Мероприятие проводится с целью -приобщение детей к народной культуре посредством календарно-обрядовых праздников. Обеспечить знакомство с историей возникновения праздника, добиться усвоения умения бережно относиться к праздничным народным традициям. |
10 | Выпуск стенгазеты «8 марта –международный женский день» | 8 марта | Развитие умения учащихся активно проявлять свои способности, смекалку, творчество; воспитание у учащихся общечеловеческих и нравственных ценностей; вовлечение в общение. Фотоотчет. |
11 | Международный день театра Конкурс поделок «Волшебная страна - театр» | 27 марта | Цель мероприятия - Формирование и обобщение знаний о театре. В процессе мероприятия обучающиеся сформировать у детей любовь к театру и культуру общения; развивать познавательный интерес, творческие способности, умение фантазировать. Видеоотчет. |
12 | День здоровья Игровая программа «Здоровье – богатство во все времена» | 7 апреля | Цель мероприятия - профилактика ЗОЖ, создать условия для сплочения детского коллектива и улучшения психологического климата внутри него через создание положительной эмоциональной атмосферы. Фотоотчет. |
13 | Занятие-викторина, посвященная Дню космонавтики «Таких не берут в космонавты» | 12 апреля | Организовать деятельность обучающихся для ознакомления с праздником 12 апреля - День космонавтики” с целью расширить представления обучающихся об истории освоения космоса; воспитывать чувство патриотизма и любовь к родине. |
14 | Беседа «Долгий путь к Победе» | 9 мая | Мероприятия призваны воспитать у обучающихся патриотические чувства к своей Родине, гордость за её героическое прошлое, уважение к участникам Великой Отечественной войны. Фотоотчет |
Планируемые результаты
Для создания устойчивого интереса детей к изучению теоретического материала, сопровождается выполнением практической работы, в основе которой лежит изучаемый художественный материал. Данная закономерность способствует закреплению полученных знаний и направлена на совершенствование умений и навыков.
Знакомство с современными тенденциями, с декоративно-прикладным искусством, направлена на пробуждение интереса к данному виду творчества и развивает стремление сначала копировать, а затем создавать свои интересные изделия. Сочетание группового и индивидуального обучения дает возможность дифференцированного подхода к обучению каждого ученика с учетом его индивидуальных способностей. Все это позволяет сформировать следующие навыки и умения:
После освоения данной программы обучающиеся
научатся:
- рисовать эскизы; выполнять композиции
- уметь правильно владеть художественной кистью, творчески и разнообразно использовать приемы кистевого письма.
выполнять лепные изделия разными способами и видами;
- творческому самовыражению в росписи и лепки;
- мыслить, рассуждать и высказывать свое мнение.
получат:
- возможность для раскрытия своего таланта, сформированную творческую мотивацию и устремленность к созиданию, приобщаться к духовно-нравственным ценностям России, коллективной творческой деятельности, культуры поведения.
приобретут:
- способность чувствовать, понимать и любить искусство, оценивать жизненные ситуации, чувство собственного достоинства;
навыки:
- художественного мастерства, поисково-исследовательской работы;
- формирование личных фондов, творческих работ;
- умения творчески подходить к окружающему миру и давать ему собственную оценку, через декоративно- прикладное искусство.
освоят:
- культуру взаимодействия с миром природы, миром людей, духовным опытом человечества, теорию и практику росписи и лепки изделий, правила и приемы с художественными инструментами, красками.
окажут:
- помощь педагогу, работая консультантами в объединении.
Ожидаемые индивидуальные результаты от реализации дополнительной образовательной программы:
1) Формирование практических навыков в области декоративно- прикладного творчества и владение различными техниками и технологиями изготовления поделок из различных материалов;
-метапредметные результаты
- развитие фантазии, образного мышления, воображения;
-выработка и устойчивая заинтересованность в творческой деятельности, как способа самопознания и познания мира;
-личностные результаты
-формирование личностных качеств (ответственность, исполнительность, трудолюбие, аккуратность и др.);
-формирование потребности и навыков коллективного взаимодействия через вовлечение в общее творческое дело.
2) Вариантом оценки индивидуальных результатов обучающихся является мониторинг приобретенных навыков, знаний и умений (практических и организационных), а также диагностика проявившихся и формирующихся личностных качеств.
3)Отслеживание личностных качеств и степень их выраженности происходит методом наблюдения личностного роста обучающихся.
- ежегодная выставка работ детского творческого объединения в образовательном учреждении;
- копилка детских работ в различных техниках исполнения;
-портфолио творческих достижений объединения «Художественная роспись» (грамоты, дипломы, сертификаты и др.);
-отзывы обучающихся объединения о выставках, экскурсиях и мастер- классах, в которых они принимали участие или посетили.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Формы аттестации:
учащиеся, прошедшие полный курс по программе, проходят итоговую аттестацию: диагностика художественного рисования, контрольные
вопросы, тестирование, зачетная работа. Разработаны формы промежуточной и итоговой аттестации. Созданная система оценочных средств позволяет проконтролировать каждый заявленный результат обучения, измерить его и оценить.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: выставки, конкурсы, викторины, открытые занятия, мастер – классы, участие в мероприятиях разного уровня, защита творческих работ, проектов, экскурсия, лекция, беседа, урок-путешествие, урок-конкурс, учебная игра, творческие мероприятия, тренинги, творческие отчеты.
Итоговая выставка по завершении всей образовательной программы.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
За основу реализации программы взят личностно-ориентированный подход, в центре внимания которого стоит личность ребенка, стремящаяся к реализации своих творческих возможностей и удовлетворению своих познавательных запросов. Принципы организации образовательного процесса нацелены на поиск новых творческих ориентиров и предусматривают:
- самостоятельность обучающихся;
- развивающий характер обучения;
- интеграцию и вариативность в применении различных областей знаний.
- дополнительная образовательная программа опирается на следующие
педагогические принципы:
- принцип доступности обучения — учет возрастных и индивидуальных особенностей;
- принцип поэтапного углубления знаний — усложнение учебного материала;
- принцип комплексного развития - взаимосвязь разделов (блоков) программы;
- принцип совместного творческого поиска в педагогической деятельности;
- принцип личностной оценки каждого обучающегося без сравнения с другими детьми, помогающий им почувствовать свою неповторимость и значимость для группы.
Основными формами организации образовательного процесса являются:
- Групповая ориентирует обучающихся на создание «творческих пар», которые выполняют более сложные работы. Групповая форма позволяет ощутить помощь со стороны друг друга, учитывает возможности каждого, ориентирована на скорость и качество работы.
Групповая форма организации деятельности в конечном итоге приводит к разделению труда в «творческой паре», имитируя работу любой ремесленной мастерской. Здесь оттачиваются и совершенствуются уже конкретные профессиональные приемы, которые первоначально у обучающихся получались быстрее и (или) качественнее.
– Фронтальная
Предполагает подачу учебного материала всему коллективу обучающихся детей через беседу или лекцию. Фронтальная форма способна создать коллектив единомышленников, способных воспринимать информацию и работать творчески вместе.
– Индивидуальная
Предполагает самостоятельную работу обучающихся, оказание помощи и консультации каждому из них со стороны педагога. Это позволяет, не уменьшая активности ребенка, содействовать выработке стремления и навыков самостоятельного творчества по принципу «не подражай, а твори». Индивидуальная форма формирует и оттачивает личностные качества обучающегося, а именно: трудолюбие, усидчивость, аккуратность, и четкость исполнения. Данная организационная форма позволяет точность готовить обучающихся к участию в выставках и конкурсах.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Инструменты: карандаши, ножницы, стеки, канцелярский нож.
Материалы: краски: гуашь, акварель, масло, акрил, витраж, цветные карандаши.
Наглядные пособия: изделия, методические пособия, фотографии, иллюстрации и репродукции художественных изделий, тематические презентации.
Информационное обеспечение:
- презентации: «Технология изготовления лепки и росписи декоративно – прикладного искусства», «Скульптура», «Роспись по дереву, керамике, шелку, стеклу».
- Видео- и фотоматериалы по разделам занятий;
- Литература для обучающихся по декоративно-прикладному творчеству (журналы, учебные пособия, книги и др.); методическую копилку игр (для физкультминуток и на сплочение детского коллектива);
- Иллюстративный материал по разделам программы (ксерокопии, рисунки, таблицы, тематические альбомы и др.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для обучающихся
- Шалаева Г.П. /Рисование, первый учебник вашего малыша./ Экмо, 2007
- Седман Э. \ Роспись по стеклу. Практическое руководство./ Перевод с английского. М.: изд-во НИОЛА – ПРЕСС, 2008.
- Картины и подарок / Пер. с нем. А.Н. Степановой. М.: ООО ТД « Издательство Мир книги», 2009.- 64.: цв. ил. -( Серия « Праздничные идеи» )
- С.С Козин /Украшения из овощей и фруктов/ Праздничные фантазии
«Издательская группа «Контэнт», 2010.
- Воробьева Н. Точечная роспись. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2014.
- Полуянов Ю. Единство учения и творчества на занятиях изобразительным искусством. Искусство в школе №2, 2001.
Литература для педагога
- Габриель Шулер / Картины фантазии. / Изд-во АРТ Родник / Издение на русском языке, 2007.
- Веркер Шультце / Птичьи мотивы. Живопись витражными красками./ 2005.
- Журнал «Юный художник».
- Давыдов С. Энциклопедия. Батик. Техника. Приемы. Изделия. – М.: АСТ- ПРЕСС КНИГА, 2006.
- Иванов Д. А и др. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ППРО, 2005.
6. Каминская Е. А. Мозаика своими руками. – М.: РИПОЛ классик, 2011.
- Кошаев В. Б. Декоративно прикладное искусство: Понятия. Этапы развития. – М.: Владос, 2010.
- Логвиненко Г. М. Декоративная композиция. – М.: Владос, 2000.
- Ломоносова М. Т. Графика и живопись. – М.: АСТ, Астрель, 2002.
10. Неменский Б. М. Мудрость красоты. – М.: Просвещение, 1987.
Приложение №1
Календарный учебный график
№ | Дата проведения занятия | Форма проведения занятия | Количество часов | Тема занятия | Форма контроля |
1. | 2 | Вводное занятие. Первичная диагностика художественного рисования. Знакомство с материалами и основными инструментами, необходимыми для работы. | Беседа, контрольные ответы в рисунках | ||
2. | 2 | Знакомство с красками «Радуга». | Беседа, практическая работа, наблюдение | ||
3. | 2 | ДПИ. «Рябиновые бусы». | |||
4. | 2 | «Осенние дары». | |||
5. | 2 | «Изучение построения орнамента». Орнамент. Виды орнамента | |||
6. | 2 | «Изучение построения орнамента».Построение схемы орнамента в полосе, освоенных навыков простых элементов. | |||
7. | 2 | Линейный орнамент. «Кант».. | |||
8. | 2 | Стилизация. Раппорт. | |||
9. | 2 | ДПИ. «Платок». | |||
10. | 2 | ДПИ. «Ковер». | |||
11. | 2 | ДПИ. «Орнамент в круге, квадрате». Исполнение орнамента в круге: по краю и центру. | Беседа, практическая работа, наблюдение | ||
12. | 2 | ДПИ. «Орнамент в круге, квадрате». Исполнение узора в квадрате: по углам и в центре. Фронтальная и индивидуальная работа. | |||
13. | 2 | ДПИ. Мезенская роспись. Изучение главных, сюжетных элементов. Исполнение мелких элементов мезенской росписи. | Беседа, практическая работа, наблюдение | ||
14. | 2 | ДПИ. Мезенская роспись. Исполнение геометрических полос. | |||
15. | 2 | ДПИ. Мезенская роспись. Выполнение мезенского орнамента в прямоугольнике. | |||
16. | 2 | ДПИ. «Филимоновская игрушка». Знакомство с историей рождения игрушки. Изучение элементов филимоновской росписи. | Беседа, практическая работа, наблюдение | ||
17. | 2 | ДПИ. «Филимоновская игрушка». Эскиз росписи по шаблону филимоновской игрушки. Исполнение росписи. | |||
18. | 2 | ДПИ. «Дымковская игрушка». Изучение элементов росписи и построении орнамента. | Беседа, практическая работа, наблюдение | ||
19. | 2 | ДПИ. «Дымковская игрушка». Эскиз росписи по шаблону фигурки куклы. Исполнение росписи. | |||
20. | 2 | ДПИ. «Дымковская игрушка». Нанесение на эскиз – шаблон дымковский орнамент. | |||
21. | 2 | ДПИ. «Дымковская игрушка». Нанесение цвета на блузку, волосы, прорисовать лицо куклы. Роспись одежды. дымковскими элементами. | |||
22. | 2 | ДПИ. «Городецкая живопись». «Из истории городецкой росписи». Работа по таблице: последовательность выполнения простых элементов росписи. | Беседа, практическая работа, наблюдение | ||
23. | 2 | ДПИ. «Городецкая живопись». Поэтапное изучение мотива «цветок» круги-подмалевки. | |||
24. | 2 | ДПИ. «Городецкая живопись». Изучение последовательности выполнения мотива «лист» и варианты оживок. Выполнение вариантов оживок мотива «бутон». | |||
25. | 2 | ДПИ. «Городецкая живопись». Карточка – задание. Дописать подмалевки и оживку в цветочной композиции. | |||
26. | 2 | ДПИ. «Голубая Гжель». «История фарфоровой чашки». | Беседа, практическая работа, наблюдение | ||
27. | 2 | ДПИ. «Голубая Гжель». Эскиз на фарфоровую тарелку. | |||
28. | 2 | ДПИ. «Голубая Гжель». Выполнение Гжельской росписи тарелки. | |||
29. | 2 | ДПИ. «Хохломские мотивы». Знакомство и изучение написание элемента росписи. Изучение писания ведущих линий. | Беседа, практическая работа, наблюдение | ||
30. | 2 | ДПИ. «Хохломские мотивы». Изучения писания простых цветков, ягод. Составление эскиза композиции травного орнамента в полосе. | |||
31. | 2 | ДПИ. «Хохломские мотивы». Исполнение ведущих линий, ягод и листьев травного орнамента. | |||
32. | 2 | ДПИ. «Хохломские мотивы». Украшение травки «липками» и «тычками». | |||
33. | 2 | ДПИ. «Матрешка Загорская». | Беседа, практическая работа, наблюдение | ||
34. | 2 | ДПИ. «Матрешка Полхоа – Майданская». | |||
35. | 2 | ДПИ. «Матрешка Семеновская». | |||
36. | 2 | ДПИ. «Матрешка в национально стиле». Изучение элементов Мордовской росписи. | |||
37. | 2 | ДПИ. «Матрешка в национально стиле». Исполнение росписи матрешки. | |||
38. | 2 | ДПИ. «Матрешка в национально стиле». Исполнение росписи матрешки. | |||
39. | 2 | ДПИ. «Техника декорирования». Знакомство с гравировкой. | Беседа, практическая работа, наблюдение | ||
40. | 2 | ДПИ. «Техника декорирования». Штамповочный орнамент. | |||
41. | 2 | Коллаж». Смешанная техника. Выполнение схемы городского пейзажа. Вырезания из цветного картона. | Беседа, практическая работа, наблюдение | ||
42. | 2 | Коллаж». Смешанная техника. Лепка сосуда ленточным способом. Лепка посуды разными способами. | |||
43. | 2 | ДПИ. «Декупаж». Вырезание рисунка декупажной композиции. | Беседа, практическая работа, наблюдение | ||
44. | 2 | ДПИ. «Декупаж». Наклеивание декупажных элементов на панно. | |||
45. | 2 | ДПИ. «Декупаж». Завершение и оформление работы. | |||
46. | 2 | ДПИ.. «Витраж». Роспись по стеклу. Эскиз на тему: «Сказочный городок». | Беседа, практическая работа, наблюдение | ||
47. | 2 | ДПИ.. «Витраж». Роспись по стеклу. Нанесение контура на композицию. | |||
48. | 2 | ДПИ.. «Витраж». Роспись по стеклу. Заливание домиков и башенок яркими цветами. | |||
49. | 2 | Книжная графика. Работа фломастерами. Знакомство с деталями. Эскиз рисунка. | Беседа, практическая работа, наблюдение | ||
50. | 2 | Книжная графика. Работа фломастерами. Создание суперобложки к народным сказкам и мультфильмам. | |||
51. | 2 | Книжная графика. Работа фломастерами. Использование в оформлении книги и деталей рисунка приобретенных навыков. | |||
52. | 2 | Скульптура. Знакомство с основными изобразительными средствами скульптуры. Изучение способов и видов лепки. | Беседа, практическая работа, наблюдение | ||
53. | 2 | Скульптура. Эскиз сувенира Исполнение лепного сувенира из соленого теста. | |||
54. | 2 | Скульптура. Лепка сувенира по эскизу. Нанесение цвета на сувенир. | |||
55. | 2 | ДПИ. «Сюжетное панно». Лепка. Эскиз сказочных героев в цвете. | Беседа, практическая работа, наблюдение | ||
56. | 2 | ДПИ. «Сюжетное панно». Лепка. Лепка сказочных героев по эскизу. | |||
57. | 2 | ДПИ. «Сюжетное панно». Лепка. Исполнение композиции в цвете. | |||
58. | 2 | Д ДПИ. «Декоративный сосуд». Лепка. Техника моделирования. Эскиз сосуда. Лепка сосуда из валиков (круглый налеп). | Беседа, практическая работа, наблюдение | ||
59. | 2 | ДПИ. «Декоративный сосуд». Лепка. Лепка сосуда ленточным способом | |||
60. | 2 | ДПИ. «Декоративный сосуд». Лепка. Лепка посуды разными способами. | |||
61. | 2 | ДПИ. «Каргопольская глиняная игрушка». Изучение росписи и сочетание цветов. | Беседа, практическая работа, наблюдение | ||
62. | 2 | ДПИ. «Каргопольская глиняная игрушка». Лепка и роспись по шаблону. | |||
63. | 2 | ДПИ. «Тверская игрушка». Изучение росписи и сочетание цветов. | Беседа, практическая работа, наблюдение | ||
64. | 2 | ДПИ. «Тверская игрушка». Лепка и роспись по шаблону тверской игрушки. | |||
65. | 2 | ДПИ. «Пасхальный сувенир». Лепка. Лепка Пасхального сувенира по эскизу. | Беседа, практическая работа, наблюдение | ||
66. | 2 | ДПИ. «Пасхальный сувенир». Лепка. Нанесение росписи на изделие. | |||
67. | 2 | Творческая работа. Свободный выбор творческой работы с различными изобразительными материалами. Эскизное проектирование для создания творческого проекта. | Творческое проектирование | ||
68. | 2 | Работа над творческом проектом. | |||
69. | 2 | Творческая работа. | |||
70. | 2 | Творческая работа. Цветовое решение. | |||
71. | 2 | Завершение и оформление работы. Выставка. | |||
72. | 2 | Итоговое занятие. Контрольные вопросы. Подведение итогов года. | Беседа. контрольные вопросы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная(общеразвивающая) программа "Художественная роспись" с 6 лет
Дополнительная общеобразовательная(общеразвивающая) программа "Художественная роспись" с 6 лет...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»Возраст обучающихся: 10 - 15 лет. Срок реализации: 1 ...

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности художественного объединения «Волшебная кисточка»
Данная образовательная программа создает благоприятные условия для интеллектуального и эстетического воспитания личности ребенка, направлена на развитие познавательной активности, творческой самореали...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая разноуровневая программа художественной направленности "Яркие ладошки"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Яркие ладошки» направлена на изучение изобразительного искусства.Программа ориентирована на форм...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное слово»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности«Художественное слово»...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ СЕТЕВАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Секреты актёрского мастерства»
Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся средствами театрального искусства. В соответствии с целью, поставленной данной образовательной общеразвивающей программой, выделяется ряд...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ СЕТЕВАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Театральная мастерская»
Цель программы: развитие творческих способностей учащихся и их дальнейшего самоопределения, посредством изучения профессий театрального костюмера и гримёра. Цель может быть достигнута при решении ряд...