Рабочая программа дополнительного образования для учащихся "Научное общество учащихся"
рабочая программа

Пугачева Дарья Дмитриевна

Рабочая программа дополнительного образования для учащихся средней школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_nou_gipoteza.doc215 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная

программа

«Научное общество учащихся

«Гипотеза»

Срок реализации: 1 год (68 ч.)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная программа «Научное общество учащихся «Гипотеза». Направление социально-гуманитарное».

Уровень – базовый. Время реализации - 1 год, 2 часа в неделю, всего за год обучения – 68 ч.

Актуальность программы обусловлена интересом общества к проектной и исследовательской деятельности. В дальнейшем интенсивность развития науки, техники, искусств будет только нарастать. Участие в проектной и исследовательской деятельности предоставляет учащимся возможность почувствовать себя исследователем, самостоятельно докопаться до истины, на практике применять научные методы познания реальности, почувствовать вкус созидательной деятельности.

В рамках данной программы учащиеся знакомятся с такими видами деятельности как доклад, реферат, исследовательская работа, проект, круглые столы, дискуссии, дебаты, посвященные обсуждению отдельных этапов учебных исследований, школьные научные чтения, предзащита завершенных исследовательских и проектных работ, итоговая конференция. На занятиях учащиеся получают знания и практические навыки по защите тем и паспортов проектных и исследовательских работ, планированию исследовательской деятельности, составлению библиографии, анализа различных видов источников, устной защите завершенных исследовательских работ, составления рецензии, оформления данных работ.

Занятия по программе:

- формируют учебно-познавательную компетентность;

- воспитывают потребности у учащихся дальнейшего личностного и творческого роста;

- помогают адаптироваться в условиях сложного, изменчивого мира;

- проявлять социальную ответственность;

- самостоятельно добывать новые знания, работать над развитием интеллекта;

- конструктивно сотрудничать с окружающими людьми;

- генерировать новые идеи, творчески мыслить;

- формирование у учащихся опыта применения на практике усвоенных знаний и умений по

корректному осуществлению учебного исследования;

- формирование у учащихся ключевых позиций культуры исследовательской и проектной деятельности.

Содержание программы, методы, приемы ориентированы главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной учебной деятельности. Виды и формы индивидуальной и коллективно-групповой деятельности направлены на активизацию познавательных процессов, сочетают интеллектуальную, практическую и самостоятельную деятельность. В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и исследовательский.

Цель программы создание условий для формирования познавательного интереса учащихся, формирования навыков научно-исследовательской и творчески-проектной деятельности.

Задачи:

• воспитание интереса к познанию мира, к углубленному изучению дисциплин;

• выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей;

• подготовка к выбору будущей профессии, развивать интерес к избранной специальности, помощь в приобретении дополнительных знаний, умений и навыков в интересующей области:

• развитие навыков научно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;

• помощь в овладении правилами обращения с необходимыми для исследовательской работы приборами и оборудованием;

• обучение приёмам работы с различными источниками информации: текстовыми документами, картографическими, иллюстративными, приемам поиска нужной информации в архивных и музейных коллекциях, Web-сайта;

обучению методике обработки полученных данных и анализу результатов, составлению и оформлению отчета и доклада о результатах научно-исследовательских работ;

развитие учебно-логического умения, обеспечивающего четкую структуру содержания процесса постановки и решения познавательных проблем в ходе учебного исследования.

• пропаганда достижений отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства;

осуществление материально-технического, научно- информационного

обеспечение отдельных исследовательских работ членов НОУ на основе соглашения с различными учреждениями по использованию их материально-технической базы.

Содержание программы включает в себя четыре блока:

- Введение в исследовательскую деятельность: теоретические основы формулировки темы, постановки цели, задач, выдвижение гипотезы, организация исследовательской деятельности, определение теоретических основ исследования, культура оформления исследовательской работы.

- Проработка индивидуальных исследовательских тем. Это блок практической направленности, который включает поиск теоретических и практических методов исследования, организацию и проведение исследования, анализ результатов исследования, выводы и рекомендации по проведённым исследованиям.

- Правила оформления исследовательской работы. Это блок теоретически – практической направленности, который включает изучение теоретических основ оформления работы и применение знаний на практике: оформление работы входе её написания. Рассматриваются правила оформления содержательной и практической части исследовательской работы, литературных источников и приложений.

- Участие в научных конференциях. Подготовка к представлению результатов исследовательской деятельности, публичная защита работы.

Срок реализации образовательной программы – 1 год

Формы организации обучения.

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической части, большее количество времени занимает практическая часть. Теоретическая часть включает в себя знакомство с понятиями: «научное исследование», «гипотеза», «научность», «актуальность», с актуальными направлениями естественно – научных исследований. Практическая часть состоит из следующих разделов: «Проработка индивидуальных исследовательских тем», «Правила оформления исследовательской работы», «Участие в конференциях».

Организационные формы, применяемые в ходе реализации программы:

-   по количеству обучающихся – групповые, индивидуальные

- по особенностям коммуникативного воздействия педагога и обучающегося – индивидуальные консультации, беседы, выступления;

- по дидактической цели – вводное занятие, теоретическая часть занятия, практическая часть занятия, занятия по отработке умений и навыков;

- по контролю знаний, освоению умений и навыков – комбинированные формы занятий.

Режим занятий:

Занятия проводятся 2 раз в неделю по 1 часу. Годовая нагрузка составляет 68 часов.

Содержание и материал программы организован по принципу дифференциации в соответствии с «базовым уровнем», который предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний в области исследовательской деятельности.

Планируемые результаты освоения программы.

Обучающиеся должны научиться: видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы; структурировать материал.

Личностные результаты освоения программы:

 формирование мотивации к личностному обучению, о помощи в самоорганизации и саморазвитии;

 развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;

 развитие критического и творческого мышления.

Метапредметные результаты освоения программы:

Регулятивные:

 умения учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с педагогом;

 планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

 осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам работы.

Познавательные:

 умения учиться (развитие навыка решения творческих задач и навыка поиска, анализа и интерпретации информации);

 добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

 осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

 учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

Коммуникативные:

 умения учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

 умение координировать свои усилия с усилиями других;

 формулировать собственное мнение и позицию;

 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

 допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и

взаимодействии;

 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

По окончании программы обучающиеся должны уметь: осознано применять различные виды анализа, сравнения в зависимости от цели и характера задания; решать познавательные задачи, выполнять учебные исследования; работать с разными источниками, уметь фиксировать в записях основное содержание необходимого материала; грамотно оформлять исследовательские работы; представлять (защищать) свои работы на различные аудитории. Владеть: исследовательскими умениями и навыками, использовать компьютер для поиска информации и оформления письменной части проекта.


                                              Учебный план

Разделы программы

Количество часов

Всего

Теоретические часы

Практические часы

1

Введение в исследовательскую деятельность

22

15

7

2

Правила оформления исследовательской работы

20

10

10

3

Проработка индивидуальных исследовательских тем

18

8

10

4

Участие в научных конференциях

8

-

8


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение в исследовательскую деятельность (22  часа)

Явление и понятие научного исследования. Организация исследовательской работы. Определение проблемы исследования, выявление его актуальности.

Формулировка темы, определение объекта и предмета исследования. Выдвижение гипотезы исследования. Постановка задач исследования. Определение теоретических основ исследования, его научно – практической значимости. Культура оформления исследовательской работы.

Практическая деятельность. Практические работы: Формулировка проблемы и актуальности исследования по заданной теме. Формулировки темы исследования, установление предмета и объекта исследования по заданной теме. Формулировка цели и задач по заданной теме Работа с литературными источниками.

Проработка индивидуальных исследовательских тем (18 часов)

Актуальные направления естественно – научных исследований. Основные виды исследовательских работ. Выбор тем для самостоятельного изучения, обсуждение плана работы.

Теоретические и практические методы исследования. Организация и проведение исследований.

Анализ результатов исследования. Выводы и рекомендации по проведённым исследованиям.

Практическая деятельность. Практические работы: Составление таблицы-памятки «Виды исследовательских работ». Составление списка теоретических и практических методов исследования.

Составление индивидуального плана проведения исследовательской работы. Составление выводов и рекомендаций по исследованиям на заданную тему.

Правила оформления исследовательской работы (20 часов)

Структура исследовательской работы. Титульный лист, введение, пояснительная записка.

Содержательная и практическая части и их оформление. Составление списка источников и литературы. Оформление приложений.

Практическая деятельность. Практические работы: Рассматривание готовых исследовательских работ, их структуры. Составление титульного листа исследовательской работы. Составление схемы содержательной части исследовательской работы. Рассматривание исследовательских работ с различным оформлением практической части: в виде таблицы, в виде описания, в виде фото альбома и т.д. Беседа «Как правильно составить список литературы. Что такое ГОСТы, их требования к порядку оформления списка источников». Составление списка источников и литературы на заданную тему, используя литературу, предложенную на занятии. Знакомство с различными приложениями исследовательских работ составление перечня необходимых приложений к работе обучающихся.

Участие в научных конференция (8 часов)

Подготовка к защите докладов для выступления. Подготовка демонстрационных схем, диаграмм, таблиц. Подготовка мультимедийных презентаций к докладам. Участие в конференции.

Практическая деятельность. Практические работы.  Составление плана собственного выступления, разработка доклада. Оформление схем, таблиц, стенда для доклада. Работа в программе презентаций PowerPoint, составление слайд-презентации для защиты исследовательской работы на конференции или конкурсе. Выступления с исследовательскими работами на научных конференциях.

 

Календарно-тематическое планирование  

п/п

Плановые сроки прохождения

Тема учебной занятости

Всего часов

Содержание деятельности

Воспитательная работа

план

факт

Теоретическая часть занятия

 

Практическая часть занятия

 

Введение в исследовательскую деятельность (22 часов)

1.

3.09

 

Явление и понятие научного исследования.

1

Что такое наука, зачем она нужна людям, понятие

«исследовательская деятельность»

 

 

Воспитывать постоянное стремление к истине в учебном исследовании.

2.

5.09

Виды исследовательской деятельности

1

3.

10.09

12.09

 

Организация исследовательской работы.

Задачи иссследовательской работы

2

Зачем нужны исследования, каковы их задачи

 

  4.

17.09

 

Определение проблемы исследования, выявление его актуальности.

1

Понятие «проблема исследования», «актуальность», в чем она проявляется

Формулировка проблемы и актуальности исследования по заданной теме

5.

19.09

Формулировка проблемы и актуальности исследования

1

6.

24.09

26.09

 

Формулировка темы, определение объекта и предмета исследования.

2

Требования к выбору темы         исследования.

Требования  к формулировке темы

исследования,

установление предмета и         объекта

исследования

Формулировки темы исследования, установление предмета и объекта исследования по заданной теме

Воспитание умения преодолевать трудности и довести начатое дело до конца.

7.

1.10

Этапы исследовательской деятельности

1

Составление таблицы-конспекта

Воспитание умения преодолевать трудности и довести начатое дело до конца.

8.

3.10

Эксперимент как метод исследовательской деятельности

1

Ознакомление с методами исследовательской деятельности

9.

8.10

Наблюдение как метод исследовательской деятельности

1

Ознакомление с методами исследовательской деятельности

Воспитание умения преодолевать трудности и довести начатое дело до конца.

10.

10.10

Анкетирование и опросы как метод исследовательской деятельности

1

Воспитывать осознание важности деятельностного характера учебного исследования.

11.

15.10

Анкетирование и опросы как метод исследовательской деятельности на основе  анализа готовой работы

1

Самостоятельная работа на основе анализа

12.

17.10

 Документальный анализ как метод исследовательской деятельности

1

13.

22.10

 

Постановка целей и задач исследования.

1

Понятия «цель исследования»  и

«задачи

исследования»,         их

 

 

14.

24.10

 

Постановка целей и задач исследования на примерах готовых работ

1

Формулировка цели и задач по заданной теме

 

 

 

 

 

 

взаимосвязь.

 

 

15.

5.11

 

Определение теоретических основ исследования, его научно-практической значимости.

1

Знакомство со специальной литературой, содержащей различные методики исследований.

Работа с литературными источниками

Воспитывать осознание важности деятельностного характера учебного исследования.

16.

7.11

Источники информации: поиск, обработка, цитирование

1

17.

12.11

Литературные источники информации

1

18.

14.11

 

Культура оформления исследовательской работы: введение и содержание

1

Требования к оформлению исследовательской работы

 

 

19.

19.11

Культура оформления исследовательской работы: оновная часть работы

1

20.

21.11

Культура оформления исследовательской работы: список литературы, приложения

1

Составление таблицы

Проработка индивидуальных исследовательских тем (18 часов)

21.

26.11

28.11

 

Актуальные направления естественно - научных исследований.

2

Направления исследований естественно – научного цикла

 

Воспитание творческого подхода к решению познавательных проблем

22.

3.12

5.12

 

Основные виды исследовательских работ

2

Виды

исследовательских работ:         наблюдения, реферат,          доклад, проект,         опыт, эксперимент и т.д.

 

Воспитывать осознание важности деятельностного характера учебного исследования.

23.

10.12

 

Практическое занятие. Основные виды исследовательских работ

1

 Составление конспекта

 

24.

12.12

Практическое занятие. Основные виды исследовательских работ

1

Составление таблицы- памятки «Виды исследовательских работ»

25.

 17.12

19.12

 

Тема исследования, её выбор.

2

Требования к выбору темы         исследования.

        Требования                  к

        формулировке         темы

исследования,

установление предмета         и         объекта

исследования

 

 

26.

24.12

 

Теоретические методы исследования.

1

        Знакомство         со

специальной

 

Воспитание умения преодолевать трудности и

27.

26.12

Практическое занятие. Теоретические методы исследования.

1

Составление списка теоретических методов исследования

 

 

 

 

 

литературой, содержащей различные         методики

исследований. Беседа

«Как правильно выбрать методику исследования, где её найти».

Составление памяток по выбору         методик исследований.

 

 

довести начатое дело до конца.

28.

14.01

 

Практические методы исследования

1

 

29.

 16.01

 

Практическое занятие. Практические методы исследования

1

Составление списка теоретических и практических методов исследования

Совершенствование способностей самообразованию

к

30.

21.01

 

Организация и проведение исследований.

1

Правила проведения исследований. Этапы

проведения исследований.

Характеристика этапов

         проведения исследований.

 

Составление индивидуального плана проведения исследовательской работы

Воспитание привычки работы в коллективе, оказание взаимопомощи, умения выслушать чужое мнение при решении сложных познавательных проблем.

31.

23.01

 

Организация и проведение исследований: этапы проведения исследований.

1

32.

28.01

 

Организация и проведение исследований: характеристика этапов проведения исследований

1

33.

30.01

 

Анализ результатов исследования.

1

Правила  проведения анализа результатов исследований

 

 

34.

 4.02

 

Выводы и рекомендации по проведённым исследованиям

1

Беседа «Что такое «выводы», чем они отличаются   от

«рекомендаций»».

Составление выводов и рекомендаций по исследованиям на заданную тему.

Воспитание привычки работы в коллективе, оказание взаимопомощи, умения выслушать чужое мнение при решении сложных познавательных проблем.

35.

6.02

 

Выводы и рекомендации по проведённым исследованиям

1

Составление выводов и рекомендаций по исследованиям на заданную тему.

Воспитание привычки работы в коллективе, оказание взаимопомощи, умения выслушать чужое мнение при решении

 

 

 

 

 

 

 

сложных познавательных проблем.

Правила оформления исследовательской работы (20 часов)

36.

11.02

 

Правила оформления структуры исследовательской работы

1

Исследовательская работа, её структура.

 

37.

13.02

Рассматривание готовых структур исследовательских работ

1

Рассматривание готовых исследовательских работ, их структуры.

38.

18.02

 

Титульный         лист.         Введение, пояснительная записка

1

        Значение         титульного

        листа                  в

исследовательской работе.         Правила его оформления.

        

 

 

 

39.

20.02

Правила оформления титульного листа и пояснительной записки

1

40.

25.02

Практическое занятие. Титульный         лист.         Введение, пояснительная записка.

1

Составление титульного листа и пояснительной записки

41.

27.02

4.03

 

Содержательная часть исследовательской работы

2

Содержание

исследовательской

работы, структура содержательной части.

 

 

Воспитывать осознание важности деятельностного характера учебного исследования.

42.

6.03

11.03

 

Практическое занятие. Содержательная часть исследовательской работы

2

Составление схемы содержательной части исследовательской работы.

 

43.

13.03

 

Практическая часть исследовательской работы

1

Практическая часть исследовательской работы. Способы её оформления.

 

Воспитывать осознание важности деятельностного характера учебного исследования.

44.

18.03

Оформление практической части исследовательской работы

1

Составление схемы по оформлению практической части исследовательской работы.

45.

20.03

25.03

 

Оформление практической части исследовательской работы

2

 

Рассматривание

исследовательских работ с         различным

оформлением практической части: в виде таблицы, в виде описания, в виде фото альбома и т.д.

Совершенствование способностей самообразованию

к

46.

 27.03

 

Составление списка источников и литературы.

1

 Беседа         «Как

правильно составить список литературы. Что такое ГОСТы, их требования к порядку оформления списка источников»

        

 

 

47.

8.04

Требования к порядку оформления списка источников

1

48.

10.04

Оформление списка источников и литературы

1

Составление списка источников литературы на заданную тему

49.

15.04

17.04

Оформление приложений исследовательской работы

2

Составление перечня необходимых приложений к работе учащихся.

 

50.

22.04

24.04

 

Практическое занятие. Оформление приложений исследовательской работы

2

        

 Составление списка приложений

 

Участие в научных конференциях (8 часов)

51.

29.04

 

Подготовка к защите докладов для выступления.

1

 

Составление плана собственного

выступления, разработка доклада

Воспитывать осознание важности деятельностного характера учебного исследования.

52.

6.05

 

Подготовка демонстрационных схем, диаграмм, таблиц.

1

 

Оформление схем, таблиц, стенда для доклада

Воспитание привычки работы в коллективе, оказание взаимопомощи, умения выслушать чужое мнение при решении

53.

8.05

 

Подготовка мультимедийных презентаций к докладам.

1

 

        Работа         в         программе

презентаций PowerPoint,

составление слайд- презентации          для защиты исследовательской

        работы         на

конференции или  конкурсе.

Воспитание привычки работы в коллективе, оказание взаимопомощи, умения выслушать чужое мнение при решении сложных познавательных проблем.

54.

Апр-май

 

Участие в научной конференции.

5

 

Выступления с исследовательской работой на конференции

Воспитывать уважение к друг другу, чувство уважения к выступающим, умение выслушать чужое мнение

Список литературы

 

  1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. - М.: Вербум - М, 2001.- 48 с. - (Школьному педагогу: советы, рекомендации, решения)
  2. Исследовательская деятельность студентов и школьников как фактор личностного и профессионального развития: Материалы научно - практической конференции 9 -10 дек. 2003 г. -

Вологда, 2004. - 376 с. - (ВИРО, ВГПУ)

  1. Исследовательская работа школьников / Сост. Н.С.Криволап. - Минск: ИООО "КрасикоПринт", 2005.-176 с. -(Педагогическая мастерская)
  2. Маслова Е.В. Творческие работы школьников: Алгоритм построения и оформления:

Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2006. - 64 с. - (Школьное образование)

  1. Научно - исследовательская деятельность учащихся: Московские конференции исследовательских и проектных работ школьников – 2002 / Отв. ред. Л.Е.Курнешова. - М.: Центр "Школьная книга". Вып.2. - 2002. - 64 с.
  2. Савенков А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников / Отв. ред. М.А.Ушакова.: Сентябрь, 2003. - 204 с. - (Библиотека журнала "Директор школы". Вып. 8).
  3. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие для вузов.-М.: Ось - 89, 2006. - 480 с.
  4. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Как развить свои исследовательские способности: Учебник - тетрадь для учащихся средней школы. - М.: Генезис, 2005. - 95 с.
  5. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов. - М.: Генезис, 2005. - 203 с.

10.      Степанова М.В. Учебно - исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: Учебно - методическое пособие для учителей / Под ред. А.П.Тряпицыной. - СПБ: КАРО, 2005. - 96 с. 11.Технология исследовательской деятельности по полевой биологии: ( Методические рекомендации). - М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003. - 64 с. - ( Библиотечка для педагогов, родителей и детей. Прил. к журналу "Внешкольник". Вып. 2)

12.    Шашенкова Е. А. Исследовательская деятельность: Словарь. - М.: Академия; АНКиПРО,

2005. - 64


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дополнительного образования учащихся «Будь здоров»

Рабочая программа  ДО  учащихся  7-10 лет    "Будь здоров"    срок реализации  2 года...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дополнительного образования учащихся «Будь здоров»

Рабочая программа  ДО  учащихся  7-10 лет    "Будь здоров"    срок реализации  2 года...

Рабочая программа дополнительного образования по проектной деятельности «Робототехника» (для учащихся 8-15 лет)

Программа «Робототехника» рассчитана на 1 час в неделю на протяжении всего учебного года.     Успешность изучения «Робототехника»    обеспечивает результативно...

Экспериментальная рабочая программа дополнительного образования модульного типа по курсу "Робототехника" образовательной области "Технология" для учащихся 10-12 лет первого года обучения на базе набора Mindstorms EV3

Рабочая программа использует метод учебного проектирования в качестве основной формы организации учебного процесса. Учебный процесс строится как последовательность учебных проектов, в ходе выполнения ...

Программа дополнительного образования "Человек и общество"

Данная программа рассчитана для подготовки учащихся 9-х классов к ОГЭ по обществознанию. Материал содержит основные вопросы, встречаемые на экзамене....