"Проектная деятельность как интерактивный инновационный метод современного обучения в дополнительном образовании детей"
статья

Бычкова Галина Петровна

В статье представлен опыт работы педагога по теме: "Проектная деятельность как интерактивный инновационный метод современного обучения в дополнительном образовании детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_34.docx17.32 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность

как интерактивный инновационный метод

современного обучения

в дополнительном образовании детей

Дополнительное образование детей играет важную роль в современном образовательном пространстве России. Оно востребовано обществом и требует поддержки государства. Это система, объединяющая воспитание, обучение и развитие личности ребенка. (Из паспорта Федерального проекта «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование»)

Проектная деятельность учеников является эффективным методом достижения образовательных целей, способствуя развитию гибких компетенций.

Метод проектов был разработан в начале XX века американским ученым Дж. Дьюи, ориентируя обучение на практическую деятельность с учетом личных интересов учащихся.

Применение метода проектов делает занятия более современными, увлекательными и интересными для учеников. Это позволяет перейти на более высокий уровень обучения, ориентированный на творческую самореализацию личности, развитие ее интеллектуальных и художественно-творческих способностей.

Творческие способности играют важную роль в жизни человека, начиная с формирования личности и заканчивая профессиональным и социальным развитием.

Каждый ребенок обладает творческими способностями, но они часто остаются нереализованными. Важно поддерживать интерес к творчеству, помочь ребенку раскрыть свои возможности. Современный ребенок не является пассивным объектом обучения, а активной личностью, способной на творчество и познание. Задача педагога — организовать образовательный процесс так, чтобы ребенок учился самостоятельно, открывая новое. Только тогда обучение становится творческим, а знания остаются на всю жизнь.

В МБУ ДО «Центр внешкольной работы «Малая Академия» для младших школьников реализуется дополнительная общеразвивающая программа «Чародеи» художественной направленности. Цель программы — развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и раскрытие творческого потенциала через овладение техникой филиграни, воспитание уважения к труду. Программа предлагает различные варианты выполнения работ, адаптированные под индивидуальные возможности каждого ребенка, что обеспечивает успех и уверенность в себе.

Программа «Чародеи» способствует развитию у детей различных навыков: конструкторского мышления, художественно-эстетического вкуса, образного и пространственного мышления. Учащиеся учатся объединять материал, цветовую гамму, технологию изготовления и функциональное назначение изделия. Эти навыки важны для гармоничного развития личности и подготовки к жизни в современном мире.

Проектная деятельность является одним из инновационных методов обучения в рамках программы «Чародеи». Реализация метода проектов меняет роль педагога: из носителя знаний он становится организатором познавательной и исследовательской деятельности учеников. Изменяется и психологический климат в группе, так как акцент делается на самостоятельную деятельность, исследовательские и творческие задачи.

Работа над проектом включает четыре этапа:

  1. Подготовительный этап: учащиеся определяют проблему, цель проекта, распределяют задачи и обязанности, устанавливают сроки выполнения.
  2. Теоретический этап: поиск идеи, постановка целей и задач, выбор материалов и техник исполнения.
  3. Практический этап: выполнение эскизов, технологических операций, самооценка работы.
  4. Заключительный этап: сборка проекта, контроль и корректировка, анализ результатов.

Например, при украшении класса к Новому году учащиеся ставят цель создать новогоднюю елку. На втором этапе выбирается техника исполнения, материал, разрабатывается общий эскиз, распределяются обязанности. На третьем этапе изготавливаются детали проекта: елка, игрушки, снежинки, фон. Каждый ребенок выполняет свою часть работы, согласовывая ее с другими участниками. Четвертый этап включает сборку работы, контроль качества, анализ результата.

Метод проектов не утомляет детей, сохраняя их активность и интерес на протяжении всего времени выполнения задания. Проектная деятельность приносит положительные результаты: учащиеся с художественной одаренностью стремятся видеть результаты своего труда и получают общественное признание. Они активно участвуют в творческих выставках и конкурсах различного уровня, представляя свои работы на школьных, всероссийских, межрегиональных и муниципальных мероприятиях.

Использование метода проектов делает обучение современным, увлекательным и интересным, способствуя развитию творческой самореализации личности и ее интеллектуальных и художественно-творческих способностей.

Информационные источники

1.Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г.№ 273-ФЗ.

2.Паспорт Федерального проекта «Успех каждого ребенка» нацпроекта

«Образование». [Электронный ресурс]– URL: https://xn--

80ahaf7a0affd.xn--p1ai/p309aa1.html (дата обращения: 15.09.2025).

3.Ассоциация руководителей образовательных организаций:

Двуличанская Н.Н. «6 интерактивных методов обучения» [Электронный

ресурс] Дата обновления: 1.06.2015. – URL: https://educationmanagers.ru/spo/

modernizaciya/6_interaktivnyh_metodov_obucheniya/

(дата обращения: 20.12.2024).

4.Асадова Н.З. Метод проектов: проблемы и барьеры. [Электронный ресурс]

– URL: https://edpolicy.ru/problemsbarriers_projectmethod (дата обращения: 18.10.2025).

5.Ефимова Т.А. Проектная деятельность как интерактивный метод

обучения / Т.А. Ефимова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. –

2018 – № 46 (232). – С. 285–288. [Электронный ресурс] – URL:

https://moluch.ru/archive/232/53868/ (дата обращения: 18.10.2025).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Работа с интерактивными досками в детских объединениях учреждений дополнительного образования детей"

Работа с интерактивной доской.Методические рекомендции начинающим - популярное изложение, помогающее понять основы работы с ИД.Начало работы с доской. Её возможности. Планирование занятия с использова...

МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДДТ в условиях интеграции дошкольного, общего и дополнительного образования детей

В условиях модернизации образования  возросли информационные потребности специалистов, что привело к необходимости принципиально новой организации работы методической службы....

Эссе на тему «Специфика современного образовательного учреждения дополнительного образования детей"

Дополнительное образование детей - один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их обучения, воспитания и развития....

«Изучение и применение современных инновационных образовательных технологий в учреждении дополнительного образования детей"

Отсутствие в учреждениях дополнительного образования детей жёсткой регламентации деятельности, гуманистические взаимоотношения участников добровольных объединений детей и взрослых, комфортность услови...

« Реализация метода Монтессори в учреждении дополнительного образования детей. Работа разновозрастной группы»

Интересным нововведением М. Монтессори явилось разрушение традиционной классноурочной системы и создание нового, уникального процесса обучения детей, она создала педагогическую систему, которая максим...

Информационные технологии обучения в дополнительном образовании детей при дистанционном обучении и в режиме ограничения.

Текст содержит общую информацию о работе дополнительного образования при дистанционном обучении и в режиме ограничений....