Классный час "О товариществе и дружбе"
классный час
Предварительный просмотр:
КЛАССНЫЙ ЧАС- БЕСЕДА
Тема:
Эпиграф:
Как много прелести утратило бы наше счастье, если бы никто не радовался ему вместе с нами! Как трудно было бы перенести наши несчастья без друга, который испытывает их еще сильнее нас!
Цицерон
На доске написаны цитаты:
Исполнять обязанности дружбы несколько труднее, чем восхищаться ею. (Г.Лессинг)
Нет ничего драгоценнее друзей; не теряйте поэтому случая приобретать их, когда только можете. (Ф.Гвиччардини)
Класс: 8
Час: 1
Цели и задачи: Помочь учащимся разобраться в себе, сформировать твердые понятия о дружбе, осознать свои обязанности перед друзьями.
Предварительная подготовка
За месяц до беседы порекомендовать учащимся прочитать книги: И.С.Кона «Дружба»; Ю.Тынянова «Пушкин», «Кюхля»; А.Сент-Экзюпери «Маленький принц» и др.
Предложить школьникам ответить на вопросы анкеты:
- Есть ли у тебя друг? Если да, то почему ты считаешь его своим другом?
- Какие черты характера, качества друга ты больше всего ценишь?
- Готов ли твой друг поступиться своими интересами, если этого требуют твои дела, твое благополучие?
- Какие проступки ты смог бы простить другу?.
- Чего не смог бы простить ему?
- Всегда ли ты говоришь другу правду?
- Всегда ли ты принципиален в дружбе? Можешь ли ты публично выступить против друга, если тот неправ?
- Помогает ли тебе дружба в жизни, в учебе?
- Может ли дружба сделать человека лучше, избавить его от недостатков?
Дать письменно задание – рассказать о своем лучшем друге, подруге.
Предложить им дописать такие предложения:
- Друг – это тот, кто…
- Друг и приятель – не совсем одно и то же, так как…
- Самый лучший друг – мама, потому что…
- Мой верный друг – папа, потому что…
ХОД БЕСЕДЫ
- Чтение сочинений.
Наиболее удачные сочинения и ответы ребят прочитать, проводя беседу.
- Беседа.
Товарищество и дружба – удивительные отношения, возникающие между людьми. В «Толковом словаре» В.И.Даля дано такое определение дружбы: «Бескорыстная стойкая приязнь». На первое место ученый ставил бескорыстие. Оно делает отношения между друзьями благородными и чистыми.
Дружба означает и взаимное тяготение людей друг к другу. Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой, поймет ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет бескорыстную помощь.
Если это необходимо, он ради вас даже поступиться своим благополучием, пойдет на какие угодно жертвы. Товарищеские отношения строятся на основе взаимопонимания, уважения друг к другу.
Аристотель считал: «Дружба – самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага».
Люди еще в далекие времена задавали себе вопрос: «Что делает одного человека привлекательным для другого и, в частности, ищет ли он в друге собственное подобие или дополнение?» С точки зрения здравого смысла оба мнения одинаково правдоподобны.
Понимание друга как другого «Я» обязательно предполагает принцип сходства: люди, расходящиеся между собой в самых существенных качествах, вряд ли могут быть особенно близки.
Многие предпочитают дружить с людьми своего возраста, пола, социального положения, образования. Почти столь же желательно совпадение или, по крайне мере, близость основных ценностных ориентаций, интересов и черт характера.
Дружба всегда предполагает определенные нравственные качества.
- Какие? (Верность, постоянство, честность и т.д.)
Сама потребность в дружбе возвышает человека, делает его добрее, щедрее к людям.
Известно много ярких примеров дружбы, которая продолжалась всю жизнь. Вспомним дружбу А.С.Пушкина и В.К.Кюхельбекера, А.И.Герцена и Н.П.Огарева.
Во все времена дружба была мерилом ценности человека. Недаром народ сложил о ней пословицы и поговорки: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Друг познается в беде», «Друга ищи, а найдешь – береги», «Старый друг лучше новых двух», «Человек, богатый друзьями, широк, как степь, а без друзей – узок, как ладонь», «С другом веселее при удаче, легче в беде», «В недруге стрела – что во пне, в друге – что во мне», «Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось», «Недруг поддакивает, а друг спорит».
Надежный фундамент дружбы – товарищество. Это благородное чувство. Чувство товарищества зародилось в глубокой древности, когда людям, чтобы выжить, преодолеть голод, холод, болезни, была необходима взаимопомощь.
Понятие «товарищество» не всегда имело нынешнее значение. Например, в XYII веке слово «товарищ» означало «боевой соратник». Во все времена особенно высоко ценилось боевое товарищество. В годы Великой Отечественной войны оно во многом предопределило победу нашего народа над немецко-фашистскими захватчиками.
III. Обсуждение проблемной ситуации.
(звучит песня В.Высоцкого «Если друг оказался вдруг…»)
Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а так;
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош…
Какая мысль заключена в строках из стихотворения В. Высоцкого?
(Друг познается в беде…)
Послушайте одну историю.
Было в классе четверо мальчишек, и сидели в классе они рядом, и на дни рождения друг к другу ходили, и на поляну, где футбольный мяч гоняли. За одну команду, естественно. Дежурили по школе только в один день. Владимир и Денис были превосходными математиками, и после очередной победы на олимпиаде в районе решили их родители в математическую школу перевести. «Нет, ни за что!» - в один голос заявили они и остались в обычной школе. Ради дружбы. Так бы, наверное, до окончания школы и говорили о них: «Водой не разольешь», если бы не один случай.
Ранней весной эти четверо мальчишек плыли вниз по лодке. Неожиданно загремел гром, налетел ветер и хлынул дождь. Ребята испугались грозы, быстро подогнали лодку к берегу и убежали в город. Только один не покинул лодку. Это был Иван. Он налег на весла и поплыл вверх по реке. Дождь хлестал по лицу, ладони вспухли, сильно болели руки, и темные круги плыли перед глазами. Мальчику казалось, что он уже никогда не доберется до пристани. Он напрягал все силы…
Добравшись, наконец, до цели, он поставил лодку на место и крепко привязал ее веревкой.
Лодочник удивленно посмотрел на мальчика и спросил:
- Ты откуда, хлопец, взялся?
- Сегодня мы брали у вас лодку… Я обещал вернуть…
Пятнадцатилетний мальчик, плывший в грозу по реке, чтобы пригнать лодку к берегу и сдержать свое слово, безусловно, проявил характер и силу воли. Конечно, ему было также страшно, как и тем, другим, сбежавшим мальчикам; и также хотелось выпрыгнуть из лодки и побежать домой, но он уже знал, что в жизни не всегда приходится делать то, что хочется. А в этот день узнал еще одно: друзья бывают и мнимые.
Вопросы для беседы:
1. Как можно было бы озаглавить повествование о четырех ребятах, если бы оно заканчивалось словами: «Если бы не одни случай»? («Верные друзья», «Настоящие друзья»).
2. Какие качества характера проявил Ваня, чтобы сдержать данное слово?
3. Как бы вы поступили на его месте?
4. Почему мальчики бросили Ваню одного? Можно ли их назвать «мнимыми друзьями»?
5. Как вы понимаете высказывание Льва Толстого: «Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга полагаешься»?
6. Какая нравственная проблема поставлена в этом тексте? Важна ли она для вас?
А вот еще один рассказ писателя В.Росина «Двойной праздник».
«Февраль сорок третьего года выдался, помню, суровый. Трещали от мороза деревья. Завывал, улюлюкал колючий ветер…
В ночь на двадцать третье вызывает меня командир роты.
- Товарищ Лозовой, - говорит, - не забыл, что у нас завтра?
- Не забыл, - отвечаю.- День рождения нашей армии.
- Верно, - кивнул ротный. – Вот и бери своего напарника, напомни гитлеровцам про этот наш праздник.
Вместе с ефрейтором Волошиным, усатым кряжистым волжанином, мы затаились в снайперской засаде. Место выбрали у подбитого немецкого танка, впереди наших позиций. А надо сказать, опасное это дело. Стоит неосторожно пошевельнуться, как тебя засекуть вражеские наблюдатели. И трудное… Выслеживать фашистов приходится в холод, дождь, жару.
Расцвело. Лежим, наблюдаем. И вот где-то около полудня Волошин встревожено зашипел:
- Сержант, возня какая-то у мельницы! – и протянул мне бинокль.
Отчетливо, будто в нескольких шагах, увидел я разбитую снарядом мельницу. Из нее выскользнул солдат в белой накидке. Выскользнул и залег у заснеженного куста.
Я потянулся, бывало к винтовке, а потом сказал себе: «Спокойно, посмотрим, что будет дальше». Солдат же тот, осмелев, встал на колени и махнул кому-то рукой. Иди, мол, не бойся. В этакую холодину русским не до нас.
Вскоре появился еще один, низенький, толстый, в надвинутой на уши пилотке. За спиной телефонный аппарат. Эге, думаю, наблюдательный пункт у них на мельнице. Нет, ничего не выйдет из вашей затеи. Получайте свое!
В немецких окопах всполошились. Поняли, что неподалеку засел снайпер, принялись обстреливать подозрительные места. Вокруг нас заухали мины. Пламя, грохот.
Ранило меня в ногу. Волошин наложил мне повязку, но кровь сочилась и сочилась. Как быть? Пока стемнеет, не выберешься, сразу подстрелят. Медленно тянулось время. Волошин увидел, что я мерзну, снял полушубок, укутал меня. Туговато пришлось ему в одном ватнике и маскзхалате. Коченеть начал.
Кто знает, как бы все обернулось, если бы не поднялась метель. Вокруг – снежная пелена. Ну и обрадовался я той метели! Слов нет, чтоб передать мою радость: уходить можно!
Волошин взвалил меня на спину, взял оружие. Каждый шаг по глубокому мягкому снегу давался ему с трудом. Он спотыкался, падал и снова тащился дальше.
- Оставь меня, Коля, - попросил я. – Возьмешь ребят в помощь и тогда… Вот тогда и вернешься…
Но Волошин не соглашался.
- Эх, Дима, Дима! – укоризненно сказал. – И что ты такое предлагаешь! А вдруг гитлеровские солдаты пойдут по нашим следам? Или не найдем тебя в такую вьюгу, и ты замерзнешь?
Совсем он из сил выбился, но притащил меня к своим…
Теперь Волошин уже не Коля, а Николай Васильевич, известный на всю область комбайнер. Живет он от меня за сотни километров, но можно сказать, из праздников праздник, просто двойной праздник».
Академик Д.С.Лихачев, обращаясь к молодежи, писал: «Поддерживайте товарищеские отношения со своими одноклассниками. Будьте хорошим, честным, прямым и добрым товарищем, именно товарищем. Это запоминается на всю жизнь.
Друзья создаются в юности. Помните это! Затем становится все труднее и труднее подружиться. Помните и это».
Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном качестве, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку, даже если очень спешишь по своим делам. Все это проявления порядочности. Только у порядочного человека бывают друзья настоящие, верные и надежные. Друзья на всю жизнь.
Некоторые ребята любят командовать, требуют, чтобы товарищи прислушивались только к их мнению, беспрекословно им подчинялись.
- Какие человеческие качества будут мешать установлению доверительных и дружеских отношений? (Высокомерие, эгоизм, корысть мешают установлению доверительных, дружеских отношений между людьми.)
У каждого человека не так уж много настоящих друзей, и их надо беречь. Будьте снисходительны к человеческим слабостям своих друзей, прощайте их.
(чтение стихотворения С.Погорельского):
Побил меня Гуляев Колька:
Зачем снежком я запустил?
Но я реветь не стал нисколько,
Я, молча, слезы проглотил.
Пришел домой, захлопнул двери,
Ничком свалился на кровать.
А я-то в дружбу нашу верил!..
Но больше дружбе не бывать!
А собирались всем делиться,
Как настоящие друзья!
На теплоход один проситься:
Матросом – ты, матросом – я!
Хотели вместе мы по свету
Поплавать вдоль и поперек…
Ах, Колька, Колька, что ж ты это?!
Такую дружбу не сберег!
Ты не сберег мечты хорошей,
И вот всему конец теперь!..
Но чьи шаги у нас в прихожей?
Кто приоткрыл тихонько дверь?
Да это Колька – так несмело
Вошел с поникшей головой:-
Прости уж! Сердишься?.. За дело!
Беда, горячий я какой!
Я подхожу к нему мириться
И говорю ему: - Ну что ж!
Я не сержусь: чего сердиться?
Я так и знал, что ты придешь?
Дружба несовместима с эгоизмом, предательством. Нет оправдания другу, который в трудную минуту не помог в беде, опасности.
Сегодняшнюю нашу беседу хотелось бы закончить словами русского педагога В.А.Сухомлинского: « Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир – радость, горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека. Не причиняй своими поступками, своим поведением боли, оскорбления, беспокойства, тяжелых переживаний другим людям, умей поддержать, помочь, подбодрить человека, у которого горе. Помни, что такое же горе может прийти и к тебе. Не будь равнодушным. Равнодушный – это душевно слепой человек».
Побил меня Гуляев Колька:
Зачем снежком я запустил?
Но я реветь не стал нисколько,
Я, молча, слезы проглотил.
Пришел домой, захлопнул двери,
Ничком свалился на кровать.
А я-то в дружбу нашу верил!..
Но больше дружбе не бывать!
А собирались всем делиться,
Как настоящие друзья!
На теплоход один проситься:
Матросом – ты, матросом – я!
Хотели вместе мы по свету
Поплавать вдоль и поперек…
Ах, Колька, Колька, что ж ты это?!
Такую дружбу не сберег!
Ты не сберег мечты хорошей,
И вот всему конец теперь!..
Но чьи шаги у нас в прихожей?
Кто приоткрыл тихонько дверь?
Да это Колька – так несмело
Вошел с поникшей головой:-
Прости уж! Сердишься?.. За дело!
Беда, горячий я какой!
Я подхожу к нему мириться
И говорю ему: - Ну что ж!
Я не сержусь: чего сердиться?
Я так и знал, что ты придешь?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cценарий классного часа "Поговорим о дружбе"
Классный час, посвященный дружбе и друзьям. Во все времена дружба была мерилом ценности человека. Академик Д.С.Лихачев, обращаясь к молодежи, писал о важности школьной дружбы, призывал поддержив...

Презентация к классному часу на тему "Дружба"
Материал в виде презентации к классному часу на тему "Дружба"...

Презентация к классному часу на тему "Дружба - чудесное слово"
Цель:Дать понятие дружбы.Ознакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, показать, что человек не может жить один, ему нужны верные друзья.Учить доброжелательности, ...

Сценарий классного часа на тему "Дружба"
Материал для классного часа в 5 классе. Можно использовать полностью или частями. Есть презентация....



