"Драматека" түгәрәге
материал

Вильданова Лилия Равиловна

"Драматека" түгәрәгенең эше

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esh_plany.docx80.59 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта образовательной программы

1

Учреждение

МБОУ «Мусабай-Заводская СОШ»

2

Полное название программы

Драматека

Направленность программы

Художественная

Сведения о разработчиках

Вильданова Лилия Равиловна, педагог дополнительного образования

Сведения о программе:

Разработчик программы: Вильданова Л.Р.

Срок реализации:

1 год

Возраст обучающихся

7-17 лет

Характеристика программы:

 - тип программы

- вид программы

- принцип проектирования программы

 - форма организации содержания и учебного процесса

дополнительная общеобразовательная программа

художественная

одноуровневая

модульная

Цель программы

 Приобщение детей среднего школьного возраста к искусству театра, развитие творческих способностей и формирование социально активной личности средствами театрального искусств

Формы и методы образовательной деятельности

формы: групповые, индивидуальные виды занятий, участие в очных и заочных конкурсах,

методы обучения детей: объяснение, театральная деятельность, самостоятельная практическая работа детей, организация процесса исследования, рассказ, беседа; метод стимулирования (участие в конкурсах и фестивалях, поощрение), методы контроля и самоконтроля, метод проблемного изложения материала, наглядные, демонстрационно-словесный, практические методы, контроль и самоконтроль, частично поисковый

Формы мониторинга результативности

спектакль, концерт,  творческое задание

Результативность реализации программы

обучающийся овладеет:

 - знанием формирования навыков внутренней и внешней техники актёра;

- знанием приёмов аутотренинга и релаксации;

-умением словесного действия в спектакле;

- навыком сценической пластики;

 - навыком речевого общения;

 -умением работать над техникой речи: речевым дыханием, четкой артикуляцией и дикцией;

- знанием проявление творческой самостоятельностью через театральную постановку, получат опыт выступления на сцене;

 - умением разрешать конфликты во время игр;

 - умением передавать образ человека, животного с помощью известных средств актерской выразительности;

 - умением получать развитие такие качества личности, как память, внимание, наблюдательность, фантазия, воображение и др.;

- знанием воспроизводить свои действия в заданной ситуации;

- умением находить верное органическое поведение в предлагаемых обстоятельствах;

в области развития личностных качеств обучающийся:

- проявит интерес к театральному искусству;

- научится общаться в коллективе;

 - сумеет проявить свои лидерские качества;

- сможет раскрепоститься и раскрыть свои таланты;

 - станет более пластичным и гибким; - научится проявлять различные эмоции мимикой;

- познает психофизику человека, анализируя их поступки и действия в литературном материале; Обучающиеся смогут принять участие в конкурсах различного уровня. Итогом деятельности обучающихся первого года обучения является постановка спектакля, участие в очно-заочных конкурсах и фестивалях, открытые занятия.

Дата утверждения и последней корректировки программы

25.08.2025

Оглавление

1.Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка .................................................................................5

1.2. Цель и задачи программы.............................................................................6

1.3. Планируемые результаты ..............................................................................8

1.4. Содержание программы.................................................................................. 9

 1.5. Учебно-тематический план .................................................................. 11

 2. Формы аттестации их периодичность

2.1. Формы контроля........................................................................................12

2.2 Организация текущей и итоговой диагностики результативности …………………………………………………….............................................…12

2.3. Список литературы .................................................................................... 15

Приложения

 Календарный учебный график ..........................................................16

Пояснительная записка

 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Драматека» имеет художественную  направленность,        разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образования в Российской Федерации», концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р), приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 года №09- 3242, Постановление Главного государственного врача РФ от 28. 09. 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и восстановления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 №61573).

Актуальность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Драматека» направлена на развитие творческих способностей детей, расширение их кругозора и получение базового объема компетенций в области театрального искусства.

Программа «Драматека» актуальна, так как обеспечивает удовлетворение индивидуальных потребностей школьников в художественно-эстетическом развитии и направлена на формирование и развитие творческих способностей обучающихся, выявление, развитие и поддержку талантливых детей.

Театр – это игра! Игра актеров, игра образов, игра режиссерской мысли…

С раннего возраста игра определяет развитие ребенка, а потому театр начинается с детства. Кто в детстве не представлял себя на сцене: робко один на один с зеркалом или на сцене детского театрального коллектива…

Театральный коллектив в школе – это, в первую очередь, коллектив единомышленников, поэтому так важно сформировать из детской театральной группы настоящую, дружную команду.

Театральная деятельность тесно связана с понятием общение. Общение – важнейшая часть человеческой жизни, столь же необходимая как воздух и вода. В ходе общения люди обмениваются результатами своей деятельности, информацией, чувствами. И счастлив тот человек, кому дан этот дар – умение общаться. Понимать другого, понимать себя и быть понятым – такова логика человеческого взаимопонимания. В процессе занятий театральной деятельностью происходит объединение участников в сплоченный коллектив, а общение и взаимопонимание всех обогащают.

Воспитание театром формирует эстетический вкус, мировоззрение, нравственные качества детей; развивает самостоятельное и независимое мышление, речевую культуру, коммуникативные способности, интуицию, воображение и фантазию; пробуждает потребность в самопознании и самореализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей; умению работать в коллективе.

Театральное искусство, пожалуй, самое универсальное средство эстетического и нравственного воспитания, формирующего внутренний мир обучающихся. Потери в эстетическом воспитании обедняют внутренний мир человека, и, не зная подлинных ценностей, он легко принимает ценности лживые, мнимые. Театр помогает задуматься и иначе взглянуть на окружающий мир.

У школьников, включенных в процесс театральной деятельности, постепенно формируется представление об идеале личности, который служит ориентиром в развитии их самосознания и самооценки.

Театральный коллектив и творческая деятельность позволяют раскрыть способности человека, помочь ему найти свое место в жизни. Кто-то станет актером, кто-то драматургом, другой увлечется танцами или музыкой, а кто-то будет строить театры или корабли, а самое главное, что наши дети станут хорошими людьми. И пусть после ухода из театрального коллектива подросток пойдет своей дорогой, важно то, что театр оставил в его душе.

Новизна программы

Весь процесс обучения построен на игровом методе современных технологий проведения занятий. Он придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс изучения сценической культуры, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

Педагогическая целесообразность программы

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами истории, литературы и музыки. Учебные материалы подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры. В процессе изучения формируются умения и навыки работы как индивидуально, так и коллективно, а также навыки публичных выступлений.

Отличительные особенности программы

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к театральному искусству.

Программа предназначена для обучающихся 5-9 классов общеобразовательной школы. В программе предусматривается определенная последовательность прохождения тем. Для успешной реализации программы используются различные методические разработки и наглядные пособия.

Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Драматека» - 7-17 лет. Программа реализуется в форме театрального кружка.

Комплектование групп осуществляется без конкурсных процедур только на основании личной заинтересованности обучающегося. Приоритетным основанием для зачисления в группу является интерес к выбранной программе.

                    Наполняемость группы 15 человек. 

Цель программы

Приобщение детей  школьного возраста  к искусству театра, развитие творческих способностей и формирование социально активной личности средствами театрального искусств.

Задачи программы :

Обучающие:

  • познакомить с историей театра;
  • познакомить с основами сценического искусства;
  • научить анализировать текст и образы героев художественных произведений;
  • научить выразительной речи, ритмопластике и действию на сцене;
  • сформировать навыки театрально-исполнительской деятельности.
  • овладеть основными навыками речевого искусства Развивающие:
  • развивать творческие задатки каждого ребенка;
  • пробудить интерес к чтению и посещению театра;
  • пробудить интерес к изучению мирового искусства;
  • развивать эстетическое восприятие и творческое воображение, художественный

вкус;

  • развивать индивидуальные актерские способности детей (образное мышление,

эмоциональную память, воображение, сосредоточенность, наблюдательность, выдержку, слуховое и визуальное внимание, умение ориентироваться в пространстве, взаимодействиес партнером на сцене);

  • формировать правильную, грамотную и выразительную речь;
  • развивать навыки общения, коммуникативную культуру, умение вести диалог;
  • развивать навыки самоорганизации; ■ формировать потребность в саморазвитии Воспитательные:
  • воспитывать интерес к театральному искусству и зрительскую культуру;
  • прививать культуру осмысленного чтения литературных и драматургических произведений;
  • воспитывать волевые качества, дух командности (чувство коллективизма, взаимопонимания, взаимовыручки и поддержки в группе), а также трудолюбие, ответственность, внимательное и уважительное отношения к делу и человеку;
  • воспитывать социально адекватную личность, способную к активному творческому сотрудничеству;
  • помочь обучающимся обрести нравственные ориентиры;
  • формировать навыки поведения и совместной деятельности в творческом коллективе.

                  Формируемые компетенции: ценностно-смысловые, общекультурные,        учебно- познавательные, коммуникативные, социально-трудовые.

Форма и режим занятий

Форма обучения – очная, форма проведения занятий – беседа, занятие-игра, конкурс, практическое занятие, импровизация; форма организации занятий – индивидуально- групповая.

Занятия проводятся в учебном году 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 1 час 20 минут. Срок освоения программы – 9 месяцев. Количество часов – 144.

Учебно –тематический план

Название раздела, темы.

Количество часов

Формы

аттестации/ контроля

всего

теория

практика

1

Вводное занятие. Знакомство с планом работы. Инструктаж по ТБ.

1

1

0

Наблюдение

2

Основы

театральной культуры

4

1

3

Творческое задание,

тестирование, проблемные ситуации «Этикет в театре»,

презентация

3

Кукольный театр

12

2

10

Инсценировка

4

Театр рук

10

1

9

Театральная композиция

5

Сценическое движение.

10

-

10

Творческий этюд

6

Сценическая речь

10

1

9

Конкурс чтецов (басня, стихотворение, проза), контрольные упражнения,

наблюдение

7

Ритмопластика

6

1

5

Контрольные упражнения, этюдные зарисовки,

танцевальные этюды

8

Актерское мастерство

39

6

33

Упражнения, игры, этюды

9

Промежуточная аттестация

1

-

1

Открытое занятие

10

Знакомство с драматургией

(работа над пьесой и спектаклем)

50

6

44

Упражнение

«Событийный ряд», наблюдение,

показ отдельных эпизодов и сцен из спектакля, творческое задание, анализ видеозаписей

репетиций, показ спектакля

11

Итоговое занятие

1

-

1

Творческий отчет

ВСЕГО:

144

19

125

Содержание программы

  1. Вводное занятие.

Практика. Игра «Что я знаю о театре» (по типу «Снежный ком»). Инструктаж по технике безопасности. Организационные вопросы. Устав и название коллектива. График занятий и репетиций.

  1. Основы театральной культуры.

  1. История театра. Теория. Древнегреческий театр. Древнеримский театр. Средневековый европейский театр (миракль, мистерия, моралите). Театр эпохи Возрождения. «Глобус» Шекспира. Русский Театр. Татарский театр. Известные русские и татарские актеры. Практика. Просмотр видеозаписей, презентаций, учебных фильмов.

  2. Виды театрального искусства. Теория. Драматический театр. Музыкальный театр: Опера, Балет, Мюзикл. Особенности. Театр кукол. Самые знаменитые театры мира. Практика. Просмотр видеозаписей лучших театральных постановок.

  3. Театральное закулисье. Теория. Сценография. Театральные декорации и бутафория. Грим. Костюмы. Практика. Творческая мастерская: «Грим сказочных персонажей».

  4. Театр и зритель. Теория. Театральный этикет. Культура восприятия и анализ спектакля.

  1. Кукольный театр.

Теория: история возникновения кукольного театра. Виды кукол. Практика: навыки кукловождения. Изготовление декораций. Инсценировки.

  1. Театр рук.

4.1.Теория: история возникновения театра рук.  

4.2. Практика: пластика рук. Театральные композиции.

  1. Сценическое движение.
  1. Теория: развитие психофизического аппарата. Основы акробатики, работа с равновесием, работа с предметами. Техника безопасности.
  2.  Практика: разминка плечевого пояса: «Ветряная мельница», «Миксер», «Пружина»,  «Кошка  лезет  
  3. Элементы акробатики: кувырок вперед, кувырок назад, кенгуру, кузнечик.
  4.  Сценические падения: падения вперед согнувшись, падение назад на спину.
  1. Сценическая речь.

  1. Речевой тренинг. Теория. Орфоэпия. Свойства голоса. Практика. Речевые тренинги: Постановка дыхания. Артикуляционная гимнастика. Речевая гимнастика. Дикция. Интонация. Полетность. Диапазон голоса. Выразительность речи. Работа над интонационной выразительностью. Упражнения.

  2. Работа над литературно-художественным произведением. Практика. Особенности работы над стихотворным и прозаическим текстом. Выбор произведения: басня, стихотворение, отрывок из прозаического художественного произведения. Тема. Сверхзадача. Логико-интонационная структура текста.

  1. Ритмопластика.

  1. Пластический тренинг. Практика. Работа над освобождением мышц от зажимов. Развитие пластической выразительности. Разминка, настройка, релаксация, расслабление/напряжение. Упражнения на внимание, воображение, ритм, пластику.

  2. Пластический образ персонажа. Практика. Музыка и движение. Приемы пластической выразительности. Походка, жесты, пластика тела. Этюдные пластические зарисовки.

  3. Элементы танцевальных движений. Теория. Танец как средство выразительности при создании образа сценического персонажа. Народный танец. Современный эстрадный танец. Практика. Основные танцевальные элементы. Русский народный танец. Эстрадный танец. Танцевальные этюды.

  1. Актерское мастерство.

  1. Организация внимания, воображения, памяти. Теория. Знакомство с правилами выполнения упражнений. Знакомство с правилами игры. Практика. Актерский тренинг. Упражнения на раскрепощение и развитие актерских навыков. Коллективные коммуникативные игры. Игры: «Волшебный мешочек», «Перевод цвета в звук, запаха в жест и т.д.» Упражнения «Передай другому», «Что изменилось», «Найди предмет» Игры: «Поймай хлопок», «Нитка», «Коса-Бревно».

  2. Игры на развитие чувства пространства и партнерского взаимодействия Теория. Знакомство с правилами выполнения упражнений. Знакомство с правилами и принципами партнерского взаимодействия. Техника безопасности в игровом взаимодействии. Практическая часть. Игры: «Суета», «Король», «Голливуд», «Салют». Игры: «Зеркало», «Манит», «Марионетка», «Снежки». «Перестроения».

  3. Сценическое действие. Теория. Элементы сценического действия. Бессловесные элементы действия. «Вес». «Оценка». «Пристройка». Словесные действия. Способы словесного действия. Логика действий и предлагаемые обстоятельства. Связь словесных элементов действия с бессловесными действиями. Составные образа роли. Драматургический материал как канва для выбора логики поведения. Театральные термины: «действие», «предлагаемые обстоятельства», «простые словесные действия».Практика. Практическое освоение словесного и бессловесного действия. Упражнения и этюды. Работа над индивидуальностью.

  1. Промежуточная аттестация в форме открытого занятия.
  2. Знакомство с драматургией. Работа над пьесой и спектаклем.
  1. Выбор пьесы. Теория. Выбор пьесы. Работа за столом. Чтение. Обсуждение пьесы. Анализ пьесы. Определение темы пьесы. Анализ сюжетной линии. Главные события, событийный ряд. Основной конфликт. «Роман жизни героя».
  2. Анализ пьесы по событиям. Теория. Анализ пьесы по событиям. Выделение в событии линии действий. Определение мотивов поведения, целей героев. Выстраивание логической цепочки. Театральные термины: «событие», «конфликт».
  3. Работа над отдельными эпизодами. Практика. Творческие пробы. Показ и обсуждение. Распределение ролей. Работа над созданием образа, выразительностью и характером персонажа. Репетиции отдельных сцен, картин.
  4. Выразительность речи, мимики, жестов. Практика. Работа над характером персонажей. Поиск выразительных средств и приемов. Театральные термины: «образ», «темпоритм», «задача персонажа», «замысел отрывка, роли», «образ как логика действий».
  5. Закрепление мизансцен. Практика. Репетиции. Закрепление мизансцен отдельных эпизодов. Театральные термины: «мизансцена».
  6. Изготовление реквизита, декораций. Практика. Изготовление костюмов, реквизита, декораций. Выбор музыкального оформления.
  7. Прогонные и генеральные репетиции. Практика. Репетиции как творческий процесс и коллективная работа на результат с использованием всех знаний, навыков, технических средств и таланта.
  8. Показ спектакля. Практика. Премьера. Анализ показа спектакля (рефлексия). Творческая встреча со зрителем.
  1. Итоговое занятие.

Практика. Конкурс «Театральный калейдоскоп». Творческие задания по темам обучения. Основы театральной культуры – тест по истории театра и театральной терминологии. Чтецкий отрывок наизусть. Этюд на взаимодействие. Отрывки из спектакля. Награждение.

Планируемые результаты

Личностные:

  • наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
  • формирование художественно-эстетического вкуса;
  • приобретение навыков сотрудничества, содержательного и бесконфликтного участия в совместной учебной работе;
  • приобретение опыта общественно-полезной социально-значимой деятельности

Метапредметные:

  • формирование адекватной самооценки и самоконтроля творческих достижений;
  • умение        договариваться        о        распределении        функций        и        ролей        в        совместной деятельности;
  • способность осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности

Предметные:

По итогам обучения, обучающиеся будут знать:

  • правила безопасности при работе в группе;
  • сведения об истории театра,
  • особенности театра как вида искусства;
  • виды театров;
  • правила поведения в театре (на сцене и в зрительном зале);
  • театральные профессии и особенности работы театральных цехов;
  • теоретические основы актерского мастерства, пластики и сценической речи;
  • упражнения и тренинги;
  • приемы раскрепощения и органического существования;
  • правила проведения рефлексии; уметь:
  • ориентироваться в сценическом пространстве;
  • взаимодействовать на сценической площадке с партнерами;
  • работать с воображаемым предметом; владеть:
  • основами дыхательной гимнастики;
  • основами        актерского        мастерства        через        упражнения        и        тренинги,        навыками сценического воплощения через процесс создания художественного образа;
  • навыками сценической речи, сценического движения, пластики;
  • музыкально-ритмическими навыка

Организационно-педагогические условия реализации программы

               Программа реализуется на базе МБОУ «Мусабай-Заводская СОШ» в коридоре.

               В процессе обучения применяются такие формы занятий: групповые, теоретические, практические, игровые, семинары, творческие задания, соревнования, конкурсы, экзаменационные показы, выступления.

                Для полноценной реализации данной программы необходимы определенные условия работы: возможность использования на занятиях элементы театрального костюма, театрального грима, реквизита, декораций. Для спектакля необходимы: сценическая площадка, репетиционный зал, выносной свет, аппаратура для музыкального оформления; театральные костюмы, грим, парики, сценическая бутафория.

Формы аттестации

 Формы контроля

Реализация программы «Драматека» предусматривает текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

Текущий контроль проводится на занятиях в форме педагогического наблюдения за выполнением специальных упражнений, театральных игр, творческих заданий, тестирования, конкурсов, викторин по пройденному материалу. Оценивается также умение решать проблемные ситуации по темам «Этикет в театре», «Событийный ряд». Проводится показ этюдных зарисовок, танцевальных этюдов.

Промежуточная аттестация проводится для оценки эффективности реализации и усвоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и повышения качества образовательного процесса.

Промежуточная аттестация проводится 1 раз в год в форме открытого занятия и включает в себя проверку практических умений и навыков.

Формы проведения промежуточной аттестации: игры и упражнения по актерскому психотренингу, этюдные зарисовки, инсценировки, показ отдельных эпизодов или сцен из спектакля; выполнение тестовых творческих заданий по разделам программы, самооценка обучающихся.

Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце учебного года по окончании освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Драматека» в форме творческого отчета – показа инсценировок, эпизодов или сцен из спектакля, театральных миниатюр.

                  Организация текущей и итоговой диагностики результативности.

             Текущая диагностика освоения программы основывается на критериальном подходе и предполагает вовлечение обучающихся в процесс оценивания, включая самооценку и взаимооценки. В основе критериев лежат универсальные учебные действия.

Критерии оценивания:

А–соблюдение правил техники безопасности на сцене;

В – знание и соблюдение законов сценического проживания; С – артикуляция и дикция;

D –ориентация на сценической площадке;

E –работа в ансамбле при создании образов в хореографии;

F – творческих подход: оригинальность, разнообразие выразительных        средств, актерское мастерство.

Каждому критерию присевается максимальный вес – 5 баллов. Соответствие деятельности обучающегося фиксируется в диагностической карте по каждому виду контроля (приложение 1)

Итоговая диагностика выстраивается на текущей диагностике освоения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Педагогом рассчитывается максимально возможный бал по каждому виду контроля и подсчитывается количество баллов, набранных обучающимся. Максимально возможный балл по каждому виду контроля суммируется и суммируется количество баллов, набранных обучающимся. Рассчитывается процент набранных обучающимся баллов от общего количества баллов и определяется уровень достижения планируемых результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

Уровни освоения программы:

Результативность обучения дифференцируется по трем уровням: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень освоения программы (8-10 баллов).

Для высокого уровня освоения программы характерны: активная познавательная и творческая преобразующая деятельность детей, самостоятельная работа, заинтересованность, увлеченность, высокая внутренняя мотивация. Обучающийся проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание. Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.

Средний уровень освоения программы (5-7 баллов). Для среднего уровня освоения программы характерны: активная познавательная деятельность, проявление самостоятельности и творческой инициативы при выполнении заданий, неустойчивая положительная мотивация. Обучающийся проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях. Понимает содержание произведения. Дает словесные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные выражения. Владеет знаниями об эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью педагога. Создает по эскизу или словесной характеристике (инструкции) педагога образ персонажа. Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой деятельности.

Низкий уровень освоения программы (1-4 баллов). Для низкого уровня освоения программы характерны: репродуктивный характер творческой деятельности обучающегося, начальный познавательный уровень активности, трудности с изображением или представлением сценических персонажей, на занятии необходима помощь педагога, внешний вид мотивации. Обучающийся мало эмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра. Знает правила поведения в театре. Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы сюжета. Пересказывает произведение только с помощью руководителя. Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения. Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности. Несамостоятелен, выполняет все операции только с помощью руководителя

Оценочные материалы

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

Ф.И.О. обучающегося

Программа дополнительного образования « Драматека»

        Период освоения: 144 часа

Форма контроля

А 5баллов

B 5баллов

C 5баллов

D 5баллов

E 5баллов

F 5баллов

Максимальное количество баллов

Количество баллов

Основы театральной культуры

Сценическая речь

Ритмопластика

Актерское мастерство

Театральная постановка

Уровень освоения дополнительной общеобразовательной программы

Педагог дополнительного образования

Список литературы

Для обучающихся:

  1. Абалкин Н.А. Рассказы о театре. – М.: Молодая гвардия, 1986;
  2. Алянский Ю.Л. Азбука театра. – Л.: Детская литература, 1990;
  3. Беседы К.С. Станиславского в студии Большого театра в 1918-1922гг. /Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности; № 10: Труд актера; вып.37 /. М.: «Сов. Россия», 1990
  4. Детская энциклопедия. Театр. – М.: Астрель, 2002;
  5. Климовский В.Л. Мы идем за кулисы. Книга о театральных цехах. – М.: Детская литература, 1982;
  6. Куликова К.Ф. Российского театра Первые актеры. – М.: 1991;
  7. Крымова Н.А. Станиславский – режиссер. – М.: «Искусство», 1984;
  8. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. – М.: Вече, 1997;
  9. Мочалов Ю.А. Первые уроки театра. – М.: «Просвещение», 1986.
  10. Самые знаменитые артисты России. /Авт.-сост. С.В. Истомин. – М.: Вече, 2002; Для педагога:
  1. Библиотечка в помощь руководителям школьных театров «Я вхожу в мир искусства». –

\М.: Искусство, 1996;

  1. Бруссер А.М. Сценическая речь. /Методические рекомендации и практические задания для начинающих педагогов театральных вузов. – М.: ВЦХТ, 2008;
  2. Бруссер А.М., Оссовская М.П. Глаголим.ру. /Аудиовидео уроки по технике речи. Часть

1. – М.: «Маска», 2007;

  1. Вахтангов Е.Б. Записки, письма, статьи. – М.: «Искусство», 1939;
  2. Гринер В.А. Ритм в искусстве актера. – М.: «Просвещение», 1966;
  3. Ершова А.П., Букатов В.М. «Актерская грамота подросткам». – М.: «Глагол», 1994;
  4. Ершов П.М. Технология актерского искусства. – М.: ТОО «Горбунок», 1992;
  5. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера: учебное пособие / Б.Е. Захава; под редакцией П.Е. Любимцева. – 10-е изд., – СПб.: «Планета музыки», 2019;
  6. Клубков С.В. Уроки мастерства актера. Психофизический тренинг. – М.: Репертуарно- методическая библиотечка «Я вхожу в мир искусств» № 6(46) 2001;
  7. Программа        общеобразовательных        учреждений        «Театр        1-11        классы»        –        М.:

«Просвещение», 1995;

  1. Рубина Ю.И. «Театральная самодеятельность школьников». – М.: «Просвещение», 1983;
  2. Сборник программ интегрированных курсов «Искусство». – М.: «Просвещение», 1995;
  3. Станиславский К.С. Работа актера над собой. – М.: «Юрайт», 2019;
  4. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. – М.: «Искусство», 1989;
  5. Театр, где играют дети. Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. / Под ред. А.Б. Никитиной. – М.: ВЛАДОС, 2001;
  6. Шихматов Л.М. «От студии к театру». – М.: ВТО, 1970.

Интернет – ресурсы:

  1. Устройство сцены в театре http://istoriya-teatra.ru/theatre/item/f00/s09/e0009921/index.shtm

                               Приложение 1

Календарный учебный график

дополнительной общеобразовательной    общеразвивающей программы

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол- во

часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1. Вводное занятие

1

09

02

15.00-15.40

Теоретическое занятие

1

Вводное занятие Знакомство с планом работы. Инструктаж по ТБ

школа

Наблюдение

Опрос

2. Основы театральной культуры

2

09

02

15.50-16.30

Теоретическое занятие

1

История театра

школа

Опрос

3

09

03

15.00-15.40

Практическое занятие

1

Виды театрального искусства.

школа

Тестовое упражнение

4

09

03

15.50-16.30

Практическое занятие

1

Театральное закулисье.

школа

Тестовое упражнение

5

09

09

15.00-15.40

Практическое занятие

1

Театр и зритель.

школа

Тестовое упражнение

  1. Кукольный театр

6

09

09

15.50-16.30

Теоретическое занятие

1

История возникновения кукольного театра.

школа

Творческое задание

7

09

10

15.00-15.40

Теоретическое занятие

1

История возникновения кукольного театра.

школа

презентация

8

09

10

15.50-16.30

Теоретическое занятие

1

Виды кукол.

школа

презентация

9

09

16

15.00-15.40

Теоретическое занятие

1

Виды кукол.

школа

презентация

10

09

16

15.50-16.30

Практическое занятие

1

Навыки кукловождения

школа

Тестовое упражнение

11

09

17

15.00-15.40

Практическое занятие

1

Навыки кукловождения

школа

Опрос

12

09

17

15.50-16.30

Практическое занятие

1

Изготовление декораций.

школа

Опрос

13

09

23

15.00-15.40

Практическое занятие

1

Изготовление декораций.

школа

Опрос

14

09

23

15.50-16.30

Практическое занятие

1

Инсценировки.

школа

Тестовое упражнение

15

09

24

15.00-15.40

Практическое занятие

1

Инсценировки.

школа

Тестовое упражнение

16

09

24

15.50-16.30

Практическое занятие

1

Инсценировки.

школа

Опрос

17

09

30

15.00-15.40

Практическое занятие

1

Инсценировки.

школа

Опрос

  1. Театр рук

18

09

30

15.50-16.30

Теоретическое занятие

1

История возникновения театра рук.  

школа

Творческое задание

19

10

01

15.00-16.30

Теоретическое занятие

1

История возникновения театра рук.  

школа

презентация

20

10

01

15.00-16.30

Практическое занятие

1

Пластика рук.

школа

презентация

21

10

07

15.00-16.30

Практическое занятие

1

Пластика рук.

школа

презентация

22

10

07

15.00-16.30

Практическое занятие

1

Театральные композиции.

школа

Тестовое упражнение

23

10

08

15.00-16.30

Практическое занятие

1

Театральные композиции.

школа

Опрос

24

10

08

15.00-16.30

Практическое занятие

1

Театральные композиции.

школа

Опрос

25

10

14

15.00-16.30

Практическое занятие

1

Театральные композиции.

школа

Опрос

26

10

14

15.00-16.30

Практическое занятие

1

Театральные композиции.

школа

Тестовое упражнение

27

10

15

15.00-16.30

Практическое занятие

1

Театральные композиции.

школа

Тестовое упражнение

  1. Сценическое движение

Опрос

28

10

15

15.00-16.30

Теоретическое занятие

1

Развитие психофизического аппарата.

школа

Опрос

29

10

21

15.00-16.30

Теоретическое занятие

1

Основы акробатики, работа с равновесием

школа

Опрос

30

10

21

15.00-16.30

Теоретическое занятие

1

Основы акробатики, работа с предметами.

школа

Опрос

31

10

22

15.00-16.30

Теоретическое занятие

1

Техника безопасности.

школа

Опрос

32

10

22

15.00-16.30

Практическое занятие

1

Разминка плечевого пояса: «Ветряная мельница», «Миксер»,

школа

Упражнения

33

10

28

15.00-16.30

Практическое занятие

1

Разминка плечевого пояса: «Пружина»,  «Кошка  лезет  на  забор».  

школа

игры, этюды

34

10

28

15.00-16.30

Практическое занятие

1

Тренинг: «Тележка», «Собачка»,

школа

Упражнения

35

10

29

15.00-16.30

Практическое занятие

1

Тренинг: «Гусиный шаг», «Прыжок на месте»

школа

игры, этюды

36

10

29

15.00-16.30

Практическое занятие

1

Элементы акробатики: кувырок вперед, кувырок назад, кенгуру, кузнечик.

школа

Упражнения

37

11

04

15.00-16.30

Практическое занятие

1

Сценические падения: падения вперед согнувшись, падение назад на спину.

школа

игры, этюды

6.Сценическая речь

38

11

04

15.00-16.30

Теоретическое

занятие

1

Речевой тренинг

школа

наблюдение

39

11

05

15.00-15.40

Теоретическое занятие

1

Постановка дыхания.

школа

опрос

40

11

05

15.50-16.30

Теоретическое

занятие

1

Артикуляционная гимнастика.

школа

презентация

41

11

11

15.00-15.40

Практическое занятие

1

Речевая гимнастика.

школа

Конкурс чтецов (басня, стихотворение, проза)

42

11

11

15.50-16.30

Практическое занятие

1

Дикция.

школа

Конкурс чтецов (басня)

43

11

12

15.00-15.40

Практическое занятие

1

Интонация.

школа

Конкурс чтецов (стихотворение)

44

11

12

15.50-16.30

Практическое занятие

1

Полетность.

школа

Конкурс чтецов (проза)

45

11

18

15.00-15.40

Практическое занятие

1

Диапазон

голоса.

школа

Конкурс чтецов (басня, стихотворение, проза)

46

11

18

15.50-16.30

Практическое занятие

1

Выразительность речи.

школа

контрольные упражнения

47

11

19

15.00-15.40

Практическое занятие

1

Особенности работы над стихотворным и прозаическим

текстом.

школа

контрольные упражнения

  1. Ритмопластика

48

11

19

15.50-16.30

Теоретическое занятие

1

Пластический тренинг

школа

наблюдение

49

11

25

15.00-15.40

Теоретическое занятие

1

Музыка и движение

школа

опрос

50

11

25

15.50-16.30

Практическое занятие

1

Танец как средство выразительности при создании образа сценического

персонажа.

школа

презентация

51

11

26

15.00-15.40

Практическое занятие

1

Основные танцевальные

элементы.

школа

Опрос

52

11

26

15.50-16.30

Практическое занятие

1

Танцевальные этюды

школа

Опрос

53

12

02

15.00-15.40

Практическое занятие

1

Танцевальные этюды

школа

Тестовое упражнение

8. Актерское мастерство

54

12

02

15.50-16.30

Теоретическое занятие

1

Организация внимания,

воображения, памяти.

школа

наблюдение

55

12

03

15.00-15.40

Теоретическое занятие

1

Знакомство с правилами выполнения упражнений.

школа

опрос

56

12

03

15.50-16.30

Теоретическое занятие

1

Знакомство с правилами игры.

школа

презентация

57

12

09

15.00-15.40

Практическое занятие

1

Актерский тренинг.

школа

Упражнения, игры, этюды

58

12

09

15.50-16.30

Практическое занятие

1

Упражнения на раскрепощение и развитие актерских навыков.

школа

Упражнения, игры, этюды

59

12

10

15.00-15.40

Практическое занятие

1

Коллективные коммуникативные игры.

школа

Упражнения, игры, этюды

60

12

10

15.50-16.30

Практическое занятие

1

Игра «Волшебный мешочек»

школа

Упражнения, игры, этюды

61

12

16

15.00-15.40

Практическое занятие

1

Игра «Перевод цвета в звук, запаха в жест и т.д.»

школа

Упражнения, игры, этюды

62

12

16

15.50-16.30

Практическое занятие

1

Упражнение «Передай другому»

школа

Упражнения, игры, этюды

63

12

17

15.00-15.40

Практическое занятие

1

Упражнение «Что изменилось»

школа

Упражнения, игры, этюды

64

12

17

15.50-16.30

Практическое занятие

1

Упражнение «Найди предмет»

школа

Упражнения, игры, этюды

65

12

23

15.00-15.40

Практическое занятие

1

Игра «Поймай хлопок», «Нитка», «Коса-Бревно».

школа

Упражнения, игры, этюды

66

12

23

15.50-16.30

Практическое занятие

1

Игра  «Нитка»

школа

Упражнения, игры, этюды

67

12

24

15.00-15.40

Практическое занятие

1

Игра «Коса-Бревно».

школа

Упражнения, игры, этюды

68

12

24

15.50-16.30

Теоретическое занятие

1

Игры на развитие чувства пространства и партнерского взаимодействия.

школа

наблюдение

69

12

30

15.00-15.40

Теоретическое занятие

1

Знакомство с правилами выполнения упражнений.

школа

опрос

70

12

30

15.50-16.30

Теоретическое занятие

1

Знакомство с правилами и принципами партнерского взаимодействия.

школа

презентация

71

01

13

15.00-15.40

Теоретическое занятие

1

Техника безопасности в игровом взаимодействии.

школа

наблюдение

72

01

13

15.50-16.30

Практическое занятие

1

Игра «Суета»

школа

Упражнения, игры, этюды

73

01

14

15.00-15.40

Практическое занятие

1

Игра  «Король»

школа

Упражнения, игры, этюды

74

01

14

15.50-16.30

Практическое занятие

1

Игра «Голливуд»

школа

Упражнения, игры, этюды

75

01

20

15.00-15.40

Практическое занятие

1

Игра «Салют»

школа

Упражнения, игры, этюды

76

01

20

15.50-16.30

Практическое занятие

1

Игра «Зеркало»

школа

Упражнения, игры, этюды

77

01

21

15.00-15.40

Практическое занятие

1

Игра «Манит»

школа

Упражнения, игры, этюды

78

01

21

15.50-16.30

Практическое занятие

1

Игра «Марионетка»

школа

Упражнения, игры, этюды

79

01

27

15.00-15.40

Практическое занятие

1

Игра «Снежки»

школа

Упражнения, игры, этюды

80

01

27

15.50-16.30

Практическое занятие

1

Игра «Перестроения»

школа

Упражнения, игры, этюды

81

01

28

15.00-15.40

Теоретическое занятие

1

Сценическое действие. Элементы сценического действия.

школа

наблюдение

82

01

28

15.50-16.30

Теоретическое занятие

1

Бессловесные элементы действия. «Вес». «Оценка». «Пристройка».

школа

опрос

83

02

03

15.00-15.40

Теоретическое занятие

1

Словесные действия. Способы словесного действия.

школа

презентация

84

02

03

15.50-16.30

Теоретическое занятие

1

Логика действий и предлагаемые обстоятельства.

школа

наблюдение

85

02

04

15.00-15.40

Теоретическое занятие

1

Связь словесных элементов действия с бессловесными действиями.

школа

опрос

86

02

04

15.50-16.30

Теоретическое занятие

1

Составные образа роли.

школа

презентация

87

02

10

15.00-15.40

Теоретическое занятие

1

Драматургический материал как канва для выбора логики поведения.

школа

наблюдение

88

02

10

15.50-16.30

Теоретическое занятие

1

Театральные термины: «действие», «предлагаемые обстоятельства», «простые словесные действия».

школа

опрос

89

02

11

15.00-15.40

Практическое занятие

1

Практическое освоение словесного  действия.

школа

Упражнения, игры, этюды

90

02

11

15.50-16.30

Практическое занятие

1

Практическое освоение бессловесного действия.

школа

Упражнения, игры, этюды

91

02

17

15.00-15.40

Практическое занятие

1

Упражнения и этюды.

школа

Упражнения, игры, этюды

92

02

17

15.50-16.30

Практическое занятие

1

Работа над индивидуальностью.

школа

Упражнения, игры, этюды

9. Промежуточная аттестация

Упражнения, игры, этюды

93

02

18

15.00-15.40

Практическое занятие

1

Промежуточная аттестация

школа

Тестирование

  1. Знакомство с драматургией (работа над пьесой и спектаклем)

94

02

18

15.50-16.30

Теоретическое занятие

1

Выбор пьесы.

школа

наблюдение

95

02

24

15.00-15.40

Теоретическое занятие

1

Выбор пьесы.

школа

опрос

96

02

24

15.50-16.30

Теоретическое занятие

1

Работа за столом.

школа

презентация

97

02

25

15.00-15.40

Теоретическое занятие

1

Чтение.

школа

наблюдение

98

02

25

15.50-16.30

Теоретическое занятие

1

Обсуждение пьесы.

школа

опрос

99

03

03

15.00-15.40

Теоретическое занятие

1

Анализ пьесы.

школа

презентация

100

03

03

15.50-16.30

Теоретическое занятие

1

Определение темы пьесы.

школа

наблюдение

101

03

04

15.00-15.40

Теоретическое занятие

1

Анализ сюжетной линии.

школа

опрос

102

03

04

15.50-16.30

Теоретическое занятие

1

Главные события, событийный ряд.

школа

презентация

103

03

10

15.00-15.40

Теоретическое занятие

1

Основной конфликт.

школа

наблюдение

104

03

10

15.50-16.30

Теоретическое занятие

1

«Роман жизни героя».

школа

опрос

105

03

11

15.00-15.40

Теоретическое занятие

1

Анализ пьесы по событиям.

школа

презентация

106

03

11

15.50-16.30

Теоретическое занятие

1

Анализ пьесы по событиям.

школа

наблюдение

107

03

17

15.00-15.40

Теоретическое занятие

1

Выделение в событии линии действий.

школа

опрос

108

03

17

15.50-16.30

Теоретическое занятие

1

Определение мотивов поведения, целей героев.

школа

презентация

109

03

18

15.00-15.40

Теоретическое занятие

1

Выстраивание логической цепочки.

школа

наблюдение

110

03

18

15.50-16.30

Теоретическое занятие

1

Театральные термины: «событие», «конфликт».

школа

опрос

111

03

24

15.00-15.40

Практическое занятие

1

Работа над отдельными эпизодами.

школа

показ отдельных эпизодов и сцен из спектакля

112

03

24

15.50-16.30

Практическое занятие

1

Творческие пробы.

школа

творческое задание

113

03

25

15.00-15.40

Практическое занятие

1

Показ и обсуждение.

школа

анализ видеозаписей репетиций

114

03

25

15.50-16.30

Практическое занятие

1

Распределение ролей.

школа

показ отдельных эпизодов и сцен из спектакля

115

03

31

15.00-15.40

Практическое занятие

1

Работа над созданием образа, выразительностью и характером персонажа.

школа

творческое задание

116

03

31

15.50-16.30

Практическое занятие

1

Репетиции отдельных сцен, картин.

школа

анализ видеозаписей репетиций

117

04

01

15.00-15.40

Практическое занятие

1

Выразительность речи, мимики, жестов.

школа

показ отдельных эпизодов и сцен из спектакля

118

04

01

15.50-16.30

Практическое занятие

1

Работа над характером персонажей.

школа

творческое задание

119

04

07

15.00-15.40

Практическое занятие

1

Поиск выразительных средств и приемов.

школа

анализ видеозаписей репетиций

120

04

07

15.50-16.30

Практическое занятие

1

Театральные термины: «образ», «темпоритм», «задача персонажа», «замысел отрывка, роли», «образ как логика действий».

школа

показ отдельных эпизодов и сцен из спектакля

121

04

08

15.00-15.40

Практическое занятие

1

Театральные термины: «задача персонажа»

школа

творческое задание

122

04

08

15.50-16.30

Практическое занятие

1

Театральные термины: «замысел отрывка, роли»

школа

анализ видеозаписей репетиций

123

04

14

15.00-15.40

Практическое занятие

1

Театральные термины: «образ как логика действий».

школа

показ отдельных эпизодов и сцен из спектакля

124

04

14

15.50-16.30

Практическое занятие

1

Закрепление мизансцен.

школа

творческое задание

125

04

15

15.00-15.40

Практическое занятие

1

Репетиции.

школа

анализ видеозаписей репетиций

126

04

15

15.50-16.30

Практическое занятие

1

Закрепление мизансцен отдельных эпизодов.

школа

показ отдельных эпизодов и сцен из спектакля

127

04

21

15.00-15.40

Практическое занятие

1

Театральные термины: «мизансцена».

школа

творческое задание

128

04

21

15.50-16.30

Практическое занятие

1

Изготовление реквизита, декораций.

школа

анализ видеозаписей репетиций

129

04

22

15.00-15.40

Практическое занятие

1

Изготовление костюмов, реквизита, декораций.

школа

показ отдельных эпизодов и сцен из спектакля

130

04

22

15.50-16.30

Практическое занятие

1

Выбор музыкального оформления.

школа

творческое задание

131

04

28

15.00-15.40

Практическое занятие

1

Прогонные и генеральные репетиции.

школа

анализ видеозаписей репетиций

132

04

28

15.50-16.30

Практическое занятие

1

Репетиции как творческий процесс и коллективная работа на результат с использованием всех знаний, навыков, технических средств и таланта.

школа

показ отдельных эпизодов и сцен из спектакля

133

04

29

15.00-15.40

Практическое занятие

1

Репитиции

школа

показ спектакля

134

04

29

15.50-16.30

Практическое занятие

1

Репетиции

школа

показ спектакля

135

05

05

15.00-15.40

Практическое занятие

1

Репетиции

школа

показ спектакля

136

05

05

15.50-16.30

Практическое занятие

1

Репетиции

школа

показ спектакля

137

05

06

15.00-15.40

Практическое занятие

1

Репетиции

школа

показ спектакля

138

05

06

15.50-16.30

Практическое занятие

1

Репетиции

школа

показ спектакля

139

05

12

15.00-15.40

Практическое занятие

1

Репетиции

школа

показ спектакля

140

05

12

15.50-16.30

Практическое занятие

1

Показ спектакля.

школа

показ спектакля

141

05

13

15.00-15.40

Практическое занятие

1

Премьера.

школа

показ спектакля

142

05

13

15.50-16.30

Практическое занятие

1

Анализ показа спектакля (рефлексия).

школа

показ спектакля

143

05

19

15.00-15.40

Практическое занятие

1

Творческая встреча со зрителем.

школа

показ спектакля

  1. Итоговое занятие

144

05

19

15.50-16.30

Практическое занятие

1

Конкурс «Театральный калейдоскоп». Творческие задания по темам обучения.

школа

Творческий отчет

Всего:

144