Формирование элементарных математических представлений у детей с ОВЗ"
статья

Статья предназначена коллегам по работе. В ней описана работа по дополнительному образованию кружка по ФЭМП.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ  С ОВЗ»

«Саяногорский реабилитационный центр для детей»

Учитель-дефектолог Тарасенко Виктория Владимировна

Программа «Развивайка», по которой я работаю в реабилитационном центре  создана для дополнительного образования и  предназначена для детей 5-7 лет.

Цель программы: развитие интеллектуальных  способностей, познавательной           активности, интереса детей к математике и желанию творчески применять полученные знания.

   У детей с ОВЗ отмечается низкий уровень сформированности  математической деятельности, поэтому одним из  актуальных направлений образовательной деятельности является поиск эффективных средств формирования элементарных математических  представлений у дошкольников с ОВЗ.

 Наглядные, словесные практические и игровые методы и приемы обучения использую в комплексе.

Работа по программе делится на  5 разделов.

В  разделе «Количество и счет» на занятиях формирую представления  детей  о множестве, числе, счете, арифметических действиях. Формирую умения сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, представления о равенстве. Знакомлю  детей  с количественным составом числа из единиц. Систематизирую на занятиях у детей  понятия: больше, меньше, равно. Поставленные цели реализую через дидактические игры: «Назови следующее, предыдущее число», «Назови соседей числа» и многие другие.

Цель раздела «Величины»: формирование представлений  о различных величинах, их сравнения и измерения.

При формировании представлений: большой - маленький, длинный – короткий, высокий - низкий ребенок должен не только видеть и слышать названный признак, но и тактильно, чувственно ощущать его. Поэтому использую при работе материалы М. Монтессори: Розовую башню, Коричневую лестницу, использую работу с карточками. В работе по данному разделу использую игры–эксперименты: «Что легче, что тяжелее?», «Что тонет, что плавает?», «Подбери шарфик для кукол», «Короче - длиннее». Данные игры развивают память, внимание, глазомер совершенствуют мыслительную активность.

В разделе  «Геометрические фигуры» дети систематизируют знания о геометрических фигурах  и знакомятся с объёмными геометрическими  телами. Играют в игры: «Назови предметы заданной формы», «Что общего и чем различаются фигуры», «Найди предмет такой же формы», «Подбери фигуры по цвету, размеру, форме».

Проводимая работа помогает    закреплять знания  ребенка  о  геометрических фигурах  их свойствах, развивает  умение классифицировать их по отдельным признакам и  выполнять логические операции с ними, развивает логическое мышление.

На занятиях раздела  «Ориентировка в пространстве» дети учатся  ориентироваться на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентироваться  на плоскости и в пространстве, на листе бумаги, ориентироваться в движении. Занимаясь с пособиями-панорамами «Лето на даче», «Зима в городе» дети тренируют пространственное мышление.

Занятия раздела  «Ориентировка  во времени» учат детей  закреплять представления  о   времени суток, дней  недели, месяцев, времен года. Дети закрепляют  понятия: вчера, сегодня, завтра, послезавтра, позавчера. Знакомятся  с мерами времени: час, получас, минута. На занятиях использую Макет дерева «Времена года». Он помогает детям познакомиться с сезонными изменениями в природе и временами года.

Использование  различных форм проведения занятий, методов и приемов в работе позволяет повысить интерес детей к математике и сделать утомительный учебный процесс  познавательным и интересным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в различных видах детской деятельности

В статье, сопровождаемой наглядной презентацией, представлены рекомендации для родителей и педагогов по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в к...

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле. Поэтому на сегодняшний день от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения матема...

Статья. Тема: "Особенность формирования элементарных математических представлений у детей с нарушениями в развитии"

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №439Петродворцового района Санкт-Петербурга  СтатьяТема: «Особенность формирования элементарных математических представлений у ...

Реабилитационная программа «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Обоснование выбора социально – реабилитационной программы, реабилитационной технологии Тематический планДиагностическая картаАктуальностьДидактические принципыРазделы программыМежпредметные связиФормы...

Тема по самообразованию учителя-дефектолога Парфене В.Б.: «Формирование элементарных математических представлений у детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии».

В данной теме по самообразованию я описываю, направления в работе по формированию математических представлений, которые используются мной на уроках. И описываю задачи, решаемые мной, в ходе уроков....

Программа по самообразованию "Формирование элементарных математических представлений у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта"

Дети с выраженной умственной отсталостью обнаруживают большие трудности в освоении математических представлений в связи с глубоким недоразвитием познавательной деятельности. Без специального обучения ...