Формирование элементарных математических представлений у детей с ОВЗ"
статья
Статья предназначена коллегам по работе. В ней описана работа по дополнительному образованию кружка по ФЭМП.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 14.49 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОВЗ»
«Саяногорский реабилитационный центр для детей»
Учитель-дефектолог Тарасенко Виктория Владимировна
Программа «Развивайка», по которой я работаю в реабилитационном центре создана для дополнительного образования и предназначена для детей 5-7 лет.
Цель программы: развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса детей к математике и желанию творчески применять полученные знания.
У детей с ОВЗ отмечается низкий уровень сформированности математической деятельности, поэтому одним из актуальных направлений образовательной деятельности является поиск эффективных средств формирования элементарных математических представлений у дошкольников с ОВЗ.
Наглядные, словесные практические и игровые методы и приемы обучения использую в комплексе.
Работа по программе делится на 5 разделов.
В разделе «Количество и счет» на занятиях формирую представления детей о множестве, числе, счете, арифметических действиях. Формирую умения сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, представления о равенстве. Знакомлю детей с количественным составом числа из единиц. Систематизирую на занятиях у детей понятия: больше, меньше, равно. Поставленные цели реализую через дидактические игры: «Назови следующее, предыдущее число», «Назови соседей числа» и многие другие.
Цель раздела «Величины»: формирование представлений о различных величинах, их сравнения и измерения.
При формировании представлений: большой - маленький, длинный – короткий, высокий - низкий ребенок должен не только видеть и слышать названный признак, но и тактильно, чувственно ощущать его. Поэтому использую при работе материалы М. Монтессори: Розовую башню, Коричневую лестницу, использую работу с карточками. В работе по данному разделу использую игры–эксперименты: «Что легче, что тяжелее?», «Что тонет, что плавает?», «Подбери шарфик для кукол», «Короче - длиннее». Данные игры развивают память, внимание, глазомер совершенствуют мыслительную активность.
В разделе «Геометрические фигуры» дети систематизируют знания о геометрических фигурах и знакомятся с объёмными геометрическими телами. Играют в игры: «Назови предметы заданной формы», «Что общего и чем различаются фигуры», «Найди предмет такой же формы», «Подбери фигуры по цвету, размеру, форме».
Проводимая работа помогает закреплять знания ребенка о геометрических фигурах их свойствах, развивает умение классифицировать их по отдельным признакам и выполнять логические операции с ними, развивает логическое мышление.
На занятиях раздела «Ориентировка в пространстве» дети учатся ориентироваться на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентироваться на плоскости и в пространстве, на листе бумаги, ориентироваться в движении. Занимаясь с пособиями-панорамами «Лето на даче», «Зима в городе» дети тренируют пространственное мышление.
Занятия раздела «Ориентировка во времени» учат детей закреплять представления о времени суток, дней недели, месяцев, времен года. Дети закрепляют понятия: вчера, сегодня, завтра, послезавтра, позавчера. Знакомятся с мерами времени: час, получас, минута. На занятиях использую Макет дерева «Времена года». Он помогает детям познакомиться с сезонными изменениями в природе и временами года.
Использование различных форм проведения занятий, методов и приемов в работе позволяет повысить интерес детей к математике и сделать утомительный учебный процесс познавательным и интересным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в различных видах детской деятельности
В статье, сопровождаемой наглядной презентацией, представлены рекомендации для родителей и педагогов по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в к...

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле. Поэтому на сегодняшний день от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения матема...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей ЗПР.
Конспект занятия по математики (4-год обучения)....

Статья. Тема: "Особенность формирования элементарных математических представлений у детей с нарушениями в развитии"
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №439Петродворцового района Санкт-Петербурга СтатьяТема: «Особенность формирования элементарных математических представлений у ...

Реабилитационная программа «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Обоснование выбора социально – реабилитационной программы, реабилитационной технологии Тематический планДиагностическая картаАктуальностьДидактические принципыРазделы программыМежпредметные связиФормы...

Тема по самообразованию учителя-дефектолога Парфене В.Б.: «Формирование элементарных математических представлений у детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии».
В данной теме по самообразованию я описываю, направления в работе по формированию математических представлений, которые используются мной на уроках. И описываю задачи, решаемые мной, в ходе уроков....

Программа по самообразованию "Формирование элементарных математических представлений у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта"
Дети с выраженной умственной отсталостью обнаруживают большие трудности в освоении математических представлений в связи с глубоким недоразвитием познавательной деятельности. Без специального обучения ...