Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в различных видах детской деятельности
статья на тему
В статье, сопровождаемой наглядной презентацией, представлены рекомендации для родителей и педагогов по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в коммуникативной, игровой, трудовой, продуктивной, познавательно-исследовательской, двигательной и художественно-музыкальной деятельности вне дошкольного учреждения, в рамках тематической недели "Весна"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
femp_v_razlichnyh_vidah_deyatelnosti.rar | 2.93 МБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников в различных видах детской деятельности»
Романович О.А.,
учитель-дефектолог, логопед,
высшая кв. категория
Слайд 1. Одной из составляющих образовательной области «Познания» является формирование элементарных математических представлений дошкольников. Приобретение этих представлений имеет существенное значение для умственного развития детей и оказывает активное влияние на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.
Слайд 2. Согласно программным требованиям, в старшем дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть математическими представлениями по основным разделам:
- количество и счёт;
- цифры и знаки;
- счётные действия;
- величины;
- ориентировка в пространстве;
- ориентировка во времени;
- геометрические фигуры.
Слайд 3. Для достижения положительного результата работы в данном направлении образовательный процесс осуществляется педагогами ДОУ через организацию различных видов детской деятельности.
Но для того, чтобы ребёнок смог овладеть математическими знаниями, умениями и навыками в полном объёме, необходимо участие родителей, включение их в процесс развития ребёнка.
Слайд 4. Как привлечь внимание ребёнка к математике и помочь ему развиваться в данной области в непринуждённой обстановке повседневной жизни?
Слайд 5. Советы дефектолога родителям:
Слайд 6. Наступило утро. Ребёнок проснулся, и любящие родители спешат сказать ему слова:
- С добрым утром, сынок!
- С добрым утром, мама и папа!
Пробуждение не может быть быстрым, должен быть переход от сна к деятельности, поэтому самое время использовать минуты перехода для развития ребёнка.
Слайд 7. Беседа «Что сначала, что потом»
- Давай перечислим всё, что мы сделаем сегодня утром - говорит мама.
- Первое - умоемся, второе - причешемся, третье - заправим кровать , четвёртое - сделаем зарядку, пятое - оденемся, шестое – позавтракаем.
Слайд 8.
- Сколько дел мы насчитали?
- Всего 6.
- Когда нам надо сделать все эти дела?
- Конечно сегодня утром.
- А когда мы с тобой всё это уже делали?
- Вчера утром?
- Когда мы снова будем всё это делать?
- Завтра утром.
Слайд 9.
Мы сегодня рано встали,
Нам сегодня не до сна!
Говорят, скворцы вернулись!
Говорят, пришла …. ( весна)!
- Давай, ты будешь одеваться и внимательно слушать признаки весны, добавляя к ним порядковые числительные: первый, второй и т.д.
- Когда будешь заправлять кровать, называй, те признаки, которые запомнил, а я буду считать.
- Какие времена года соседи весны?
- Зима и лето.
Слайд 10.
Так в простой беседе во время коммуникативной деятельности ребёнка в течение дня без труда можно закрепить понятия «утро», «день», «вечер», «ночь», «вчера», «сегодня», «завтра», время года, порядковый счёт, умение отвечать на вопрос: «Сколько?»
Слайд 11 Ребёнок играет с игрушками, которые можно посчитать разными интересными способами.
Слайд 12 Например, считаем глазами. Пусть ребенок сядет себе на руки. Выложите перед ним любое количество игрушек, скажем, пять, и дайте минуту-другую на них посмотреть. Трогать игрушки нельзя, нельзя считать вслух и даже шептать. Работают только глазки.
В течение дня можно считать ушами. Ребенок сидит на руках, молча, с закрытыми глазами. Мама несколько раз хлопает в ладоши, пусть сосчитает, сколько. Еще игра: ребенок прячется, мама говорит: «Ку-ку» несколько раз, а малыш в ответ ей хлопает на один раз больше.
Считаем « языком. Мелко нарежьте яблоко и несколько кусочков положите ребенку в ротик. Пусть посчитает, сколько кусочков вы положили.
Считаем всем телом. Малыш закрывает глаза, затыкает ушки пальчиками, а мама несколько раз дотрагивается до его плеча. Сколько раз? Малыш должен сосчитать.
Слайд 13 Предложите девочке игру «Весенний гардероб». Играя, она будет подбирать кукле одежду для весенней прогулки . Вместе посчитайте весенние вещи её гардероба. Поинтересуйтесь, чего больше курток или плащей, сапог или туфель, брюк или кофточек.
Слайд 14 На небольших карточках нарисуйте схематически лужи, проталины, первоцветы и добавьте их в игру мальчика «Весенняя дорога». Пусть машинка объезжает их, а ребёнок считает, сколько луж он объехал, сколько встретил первоцветов на проталинках. Чего было больше, а чего меньше. Только не забываете у него спросить об этом, иногда включаясь в игру.
Играя, ребенок учит числа с удовольствием. Этот процесс прививает вкус к интеллектуальным занятиям и учит прилагать усилия в умственной деятельности.
Слайд 15 Ребёнок с удовольствием принимает участие в трудовой деятельности. Если она организована вами в виде игры с вопросами и заданиями.
Слайд 16 Например, мама хлопочет на кухне и предлагает ребёнку приготовить салат «Весенний»
- Так как сейчас весна, предлагаю приготовить салат «Весенний»
- Возьми из холодильника 3 огурца и 2 помидора.
- Сколько всего овощей ты взял из холодильника?
- Посмотри и посчитай, сколько помидоров там осталось?
- Чего больше огурцов или помидоров у нас на столе?
- Сделай так, чтобы их стало поровну.
- Сколько всего овощей мы приготовили для салата?
- А теперь мы будем отделять листья у зелёного салата, а ты будешь их считать. Отрывай кусочки от каждого листочка, клади в тарелку и считай.
- Возьми из холодильника столько же перцев, сколько огурцов на столе.
- Пересчитай все овощи для салата.
- Сколько всего овощей ты насчитал?
В принципе так можно считать любые продукты, крупы, посуду, выполнять счётные действия, помогая маме на кухне, поливая цветы, убирая игрушки.
Весной на улице грязно и обувь требует постоянного ухода. Приведите в порядок весеннюю обувь вместе с ребёнком, давая ему поручения:
- Расставь обувь, которую мы носим весной парами.
- Посчитай, сколько пар обуви чистых, а сколько грязных.
- Сколько сапог в одной паре?
- Сколько сапог в двух парах?
- А в трёх парах?
Слайд 18. Разнообразьте двигательную деятельность ребёнка игровыми упражнениями. Слайд 19. Спрячьте букет первоцветов и предложите ребёнку его найти. Вы даёте ребёнку инструкции, а он выполняет. 3 шага вправо, 4 шага вперёд, 2 шага влево, 1 шаг назад и т.д. Заодно ребенок выучит, где лево, а где право. Ура, ты нашёл букет! Назови и посчитай цветы в нём. Сколько всего цветов в букете? Не забудьте поменяться с ребёнком ролями: теперь вы ищете букет, причем постоянно ошибаетесь. Но оплошать вам не дадут, ребенок с удовольствием укажет на промахи и неточности. Можно нарисовать ребёнку схему-план с цифровым указанием количества шагов и тогда он сможет искать предметы самостоятельно. Использовать эту игру можно на прогулке, направляя ребёнка к проталинке или лужице, к скворечнику или грачу.
Слайд 20. Дети - большие почемучки. Много ответов на вопрос: «Почему?» таят в себе весенние прогулки. Самые увлекательные занятия математикой случаются именно там. В познавательно – исследовательской деятельности ребёнка во время прогулки предлагайте ему сыграть то в одну математическую игру, то в другую.
Слайд 21. Самая простая, но увлекательная Игра « Встречные предметы».
Предметы бывают разные по форме. Убедимся в этом на примере луж.
- Давай рассмотрим лужи, которых много весной.
- Какие они по форме?
- Каких луж больше круглых или овальных?
Слайд 22. Предметы бывают разные по размеру.
- Весной появляются первоцветы. Давай найдём большие и маленькие цветы мать -и-мачехи и сравним их.
Слайд 23.Предметы бывают разные по длине.
- Весной на земле много сухих, опавших веток. Давай соберём 5 длинных веток и 5 коротких. Сравним количество длинных и коротких веток. Их поровну. Столько же, одинаково.
Слайд 24. Предметы бывают разные по толщине.
Попробуйте вместе с ребёнком сравнить толщину деревьев в сквере. Если обхватили ствол дерева руками, значит оно тонкое, не можете обхватить его руками - значит толстое.
Слайд 25. Предметы бывают разные по высоте.
Обязательно по возможности сравнивайте высоту деревьев и кустов, домов, ширину мостов, проезжей части дороги и тротуара, длину скамеек и др.
Слайд 26. Предметы бывают разные по ширине.
В парке есть много дорожек и тропинок. Можно предложить ребёнку пройтись сначала по узкой тропинке. А потом по широкой дорожке. Опять вернуться на узкую тропинку, а затем на широкую дорожку. Ребёнок научиться сравнивать дорожки по ширине на наглядном практическом примере.
Слайд 27.
- Весной на веточках появляются почки и первые листочки. Давай рассмотрим веточку и посчитаем, сколько почек на ней и сколько листочков. Чего больше? А чего меньше на веточке? На сколько почек больше чем листочков? На сколько листочков меньше чем почек?
Так в непринуждённой обстановке, играя, ребёнок без труда усвоит все сложные математические понятия
Слайд 28.
Вернувшись с прогулки, можно привлечь внимание малыша к продуктивной деятельности. Например в проекте «Кораблики»
Слайд 29.
Предложите ребёнку сделать кораблики из бумаги вместе. Пусть это будут большой и маленький кораблики, которые ребёнок украсит разноцветными геометрическими фигурами и цифрами, а затем возьмёт их на следующую прогулку и будет пускать по ручейкам. По широкому ручейку пустите большой кораблик, а по узкому маленький.
Слайд 30.
Можно собрать на прогулке камешки и выложить из них дома ручейки или дорожки разные по длине и ширине. И поиграть с корабликами и ручейками дома.
Слайд 31.
Дайте ребёнку карандаши и небольшие листочки бумаги. Пока вы заняты своими делами он с удовольствием нарисует каждый признак весны на отдельном листочке.
Слайд 32.
Рисовать можно в течение всей тематической недели, сохраняя рисунки.
Слайд 33.
Прервав ненадолго художественную деятельность ребёнка, предложите ему поиграть с пальчиками под весёлые музыкальные песенки Екатерины Железновой, которые представлены на серии компакт дисков «Музыка с мамой» На диске «5 поросят» и «10 мышек» можно найти мелодии с математическим содержанием.
Слайд 34.
К весенней тематике подойдёт гимнастика для пальчиков « Червячки пошли гулять». А затем ребёнок может продолжить рисовать картинки о весне.
Слайд 35.
Вечерами можно играть с нарисованными ребёнком картинками. Разложите листочки с рисунками на столе и закрепите математические понятия с помощью заданий и вопросов. Задания и вопросы могут быть следующего содержания:
- Пересчитай картинки слева направо.
- Сколько всего картинок ты насчитал?
- Посчитай картинки в обратном порядке.
- Какая картинка вторая по счёту, а какая восьмая?
- Какие картинки соседи проталинки?
С помощью зрительного восприятия ребёнок хорошо усвоит признаки весны, а в процессе ответов на вопросы разовьёт математические навыки.
Слайд 36.
Картинки можно также использовать при чтении художественной литературы весенней тематики. Например, разложите картинки перед ребёнком и предложите ему послушать стихотворение О.А. Романович «Десять признаков весны». Но при этом дайте задание выбирать и раскладывать картинки попорядку, следуя тексту стихотворения. Проверьте правильность выполнения задания, прочитав это стихотворение ещё раз. Заметьте, ребёнок уже 2 раза услышал и попытался повторить текст стихотворения. Теперь он может без вашей помощи обозначить картинки попорядку цифрами в верхнем правом углу.
Пока ребёнок рисует цифры на картинках, вы можете заняться своими делами. Но не забудьте проверить результат его деятельности и исправить вместе с ним ошибки в написании цифр, если такие имеются. Иначе ребёнок и дальше будет продолжать писать цифры неправильно.
Перед сном вспоминайте события, которые происходили утром, днём и вечером, повторите стихотворение «Признаки весны» в виде игры с пальчиками:
10 признаков весны поскорей мне назови.
Сжимаем и разжимаем пальцы на обеих руках
Затем загибаем пальчики по одному к середине ладошки по тексту.
Раз – сосулька,
Лужа - два,
Три - я видел соловья.
А проталинка – четыре,
Пять – скворечник смастерили
Шесть – сугроб уже спустился
Семь – подснежник распустился
Восемь - капают капели
Девять - птицы прилетели
Десять – зиму провожаем,
С радостью весну встречаем!
Хлопаем в ладошки на каждое слово в предложении.
Слайд 37.
Результат вашего внимания к развитию математических способностей малыша не заставит вас долго ждать. Желаю Вам успехов, терпения и творческого поиска в развитии юного математика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле. Поэтому на сегодняшний день от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения матема...
Реабилитационная программа «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Обоснование выбора социально – реабилитационной программы, реабилитационной технологии Тематический планДиагностическая картаАктуальностьДидактические принципыРазделы программыМежпредметные связиФормы...
Программа по самообразованию "Формирование элементарных математических представлений у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта"
Дети с выраженной умственной отсталостью обнаруживают большие трудности в освоении математических представлений в связи с глубоким недоразвитием познавательной деятельности. Без специального обучения ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «По дороге в лесную школу».
Конспект открытого НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе № 15, МАДОУ "Сказка"...
Формирование оптико-пространственных и временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
В данной работе большое внимание уделялось начальному этапу формирования временных ощущений путем перекодирования их в пространственные представления на конкретных предметах, развитию тактильно-двигат...
Конспект НОД по формированию пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Формирование пространственно-временных представлений у детей с ЗПР....
Название работы Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста (коррекционная группа) «Ёжик в гости к нам пришёл».
В данном занятии по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ прослеживается не только закрепление понятий «много» - «мало», связь с окружающим...