Всероссийская акция "Урок чистой воды"- 2010.
план-конспект по экологии по теме

Махотина Татьяна Владимировна

«Урок чистой воды». Это Всероссийская акция и она имеет огромное значение. На всей территории России проходят различные мероприятия, призванные привлечь внимание людей к проблеме чистой воды, необходимости ее сохранения для потомков в первозданном виде, осознанию значения воды в жизни человека и природы. Важность этой акции подчеркнули в своих выступлениях такие государственные деятели, как премьер министр России В.В. Путин, председатель государственной думы ФС РФ  Борис Грызлов, заместитель Председателя Совета Федерации ФС РФ Светлана Орлова, министр образования и науки  РФ Андрей Фурсенко, министр природных ресурсов и экологии РФ Юрий Трутнев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chistoy_vody_-_zanyatie..doc60.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_k_zanyatiyu..doc24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок чистой воды.

Цели:

  1. Формировать экологическое мировоззрение;
  2. Формировать бережное отношение к воде, как к жизненно важному ресурсу для здоровья и драгоценному дару природы;
  3. Формировать навыки экологически целесообразного поведения воспитанников;
  4. Расширять активный словарь  воспитанников;
  5. Воспитывать любовь к природе;
  6. Развивать и корригировать зрительное и слуховое восприятие детей.

Оборудование: мультимедийное оборудование, фильм «Чистая вода», тематическая подборка слайдов, знаки, карточки с опорными словами, музыкальное сопровождение для аутотренинга, колбы, фильтры разной степени очистки, масло растительное, моющее средство, тушь черная, пипетка.

Предварительная работа: проведение анкетирования с целью установления глубины знаний воспитанников.

Ход занятия.

1. На экране заставка: вид Земли из космоса, играет тихая музыка, воспитатель читает стихотворение.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!

Ребята! Сегодня у нас проходит занятие, которое называется «Урок чистой воды». Это Всероссийская акция и она имеет огромное значение. На всей территории России проходят различные мероприятия, призванные привлечь внимание людей к проблеме чистой воды, необходимости ее сохранения для потомков в первозданном виде, осознанию значения воды в жизни человека и природы. Важность этой акции подчеркнули в своих выступлениях такие государственные деятели, как премьер министр России В.В. Путин, председатель государственной думы ФС РФ  Борис Грызлов, заместитель Председателя Совета Федерации ФС РФ Светлана Орлова, министр образования и науки  РФ Андрей Фурсенко, министр природных ресурсов и экологии РФ Юрий Трутнев. Сегодня, мы с вами присоединяемся к этой акции.

Демонстрация учебного фильма «Урок чистой воды».

2. Заставка меняется. Воспитатель обращает внимание детей на слайд.

- Что вы видите? (Вид Земли из космоса).

- Что значит синий цвет на поверхности планеты? (Вода).

- Чем занята остальная поверхность планеты? (Сушей).

Воды на поверхности планеты значительно больше. Это самое распространенное и удивительное вещество в природе.

Воспитанник читает стихотворение:

Вода наполняет моря, океаны,

И реки, и родники.

Растают над степью седые туманы,

Наполнят весной ручейки.

Вода улетает высоко, за тучи

И кружит всю жизнь напролет:

То станет легчайшей снежинкой летучей,

То дождиком землю польет.

Так кружится, кружится без передышки –

То капля, то иней, то снег, то ледышка.

3. Воспитатель проводит беседу с опорой на слайды, демонстрируя их на экране.

Вспомните, где вы видели воду в природе?

В реке, ручейке, болоте, озере, в пруду. Помните, мы отдыхали с вами на море. Как называется это море? (Черное). Вы видели, какое оно огромное, безбрежное, какие высокие волны гуляют по морю, как много в нем воды.

А еще вы видели дождь и лужи, которые остаются после дождя.

Снег и лед, которые появляются зимой, - тоже вода, только замерзшая. Кристаллы инея на ветвях деревьев, морозные узоры на стеклах, капельки тумана, висящие в воздухе, роса на траве, облака и тучи – это тоже вода.

Вода есть в воздухе, на земле, под землей.

Воспитанник читает стихотворение:

 И сугроб, и снегопад –

Белоснежный водопад,

Капля в чашечке цветка.

Кучевые облака,

То туман в осенней мгле,

То узоры на стекле,

То сосульки, то капели,

Что весною зазвенели,

Иней хрупкий ледяной,

Что укрыл леса зимой,

В лужице осколки льда –

Это все вода, вода!

А теперь, поговорим о том, какой бывает вода. Вода бывает чистой и грязной. Вода бывает горячей, например, в чайнике, который мы поставили на плиту, чтобы вскипятить чай, или в особых источниках, называемых – гейзеры. В этих источниках всегда горячая вода, какой бы низкой ни была температура воздуха.

Холодная вода льется из крана с холодной водой. Очень холодная, или, как говорят в народе, студеная, вода в родниках, бьющих из-под земли, в глубоких колодцах. О такой воде говорят, что от нее даже «зубы ломит». Холодная вода зимой в прорубях, летом в горных стремительных реках, в далеких северных морях.

Еще вода бывает дождевой. Дождевую воду иногда собирают в бочки для полива огорода и сада.

Вода, которая образуется от растаявшего снега или льда, называют талой. Вода, наполняющая речку, - речной. Вода в морях – морская. Вода бывает пресная и соленая.

-Где встречается пресная вода? (В реках, озерах, прудах)

- А соленая? (В морях и океанах).

- как мы называем воду, которая бьет из родника? (Родниковая, ключевая).

- Почему ключевая? (Потому что в народе родники еще называют ключами)

Воду, взятую из колодца, называют колодезной.

Вода бывает тихая и бурливая.

- Подумайте и скажите, где вода тихая, а где бурливая? (Ответы детей).

Специальные целебные воды, в которых растворено много солей, называют минеральными.

В ходе беседы воспитатель закрепляет на доске опорные слова.

Воспитатель читает стихотворение:

Кто, ребята, знает,

Какой вода бывает?

Горячей, словно кипяток!

Я руку чуть ей не обжег.

Холодной, просто ледяной –

В глубокой проруби зимой.

Вода бывает дождевой,

Отвечу без подсказки.

Бывает мертвой и живой

В старинной русской сказке.

И еще я не сказала, что вода бывает талой!

Когда солнышко печет,

Когда тает снег и лед.

Но вот, что интересно:

Вода бывает пресной –

В озере, и в роднике,

И в реке, и в ручейке.

И, конечно, каждый знает,

Что в морях воды без края,

Но пить ее нельзя –

Она соленая, друзья!

Вода бывает чистой,

Прозрачной, ключевой,

Сверкающей, лучистой,

На солнце золотой!

- Почему мы назвали воду самым удивительным веществом в природе? (Ответы детей).

Верно! Наша планета без воды представляла бы собой мертвый, безжизненный каменный шар! Не было бы ни зеленого платья нашей планеты, ни речных, ни морских водорослей, ни обитателей рек, морей, океанов, лесов, степей и болот. Не было бы ни птиц, ни зверей, ни людей! Не было бы и почвы. Планета превратилась бы в каменистую пустыню, а благодаря воде, на ней кипит жизнь!

Вода удивительна еще и тем, что существует на Земле в трех состояниях: твердом  (лед), жидком и газообразном (пар).

Большая часть организма животных, человека, растений состоит из воды! Вода – всюду! Она – драгоценный дар! В ней красота и сила!

4. Физкультминутка. 

Воспитатель проводит игру «Топни, хлопни».

-Как люди  используют воду? (Правильный ответ – дети хлопают, не правильный – топают).

Слова для игры: стирают, готовят пищу, режут, пьют, поливают огород, сажают, проветривают, стреляют, танцуют, используют в производстве, рассказывают ей сказки, экономят, моют полы, используют в гигиенических целях, применяют как топливо, используют как средство передвижения, измеряют, используют для отдыха, ставят в вазу для красоты, используют для получения энергии.

 5. Постановка проблемной ситуации.

-Как вы думаете, что каждый из вас может сделать для того, чтобы сохранить воду чистой, сберечь ее для будущих поколений?

Дети предлагают ответы, воспитатель подводит итог и вывешивает на доске экологические «знаки» соответствующего содержания.

  1. Экономьте воду. Не тратьте ее зря! Всегда надо  плотно закрывать краны в ванной комнате после того, как умылись. Помните, что запасы воды на Земле ограничены!
  2. Относитесь к воде с уважением! Любой водоем – живое существо! Берегите родники, реки, озера и их берега, убирайте после себя мусор, выбрасывайте его в положенные места!
  3. Организовывайте и проводите экологические десанты на природу.
  4. Мойте технику (велосипеды) в положенных местах.

Демонстрация слайдов соответствующего содержания.

6. Рассказ воспитателя. Звучит тихая классическая музыка, на экране фото Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

В древности мудрецы говорили, что вода – колыбель жизни, одно из начал всего сущего на Земле. Вода – бесценный дар всему живому на Земле!

Послушайте одну из легенд, связанную со святым Сергием Радонежским.

…В глухих лесах он выстроил сначала небольшую деревянную церковку и келью при ней. Со временем вокруг преподобного Сергия собрались 12 монахов. Все вместе они возвели  монастырь. Первые годы в обители не было хорошего источника питьевой воды. Монахи упрекали игумена за выбор неудачного места для монастыря.

Тогда, взяв одного из монахов, преподобный Сергий пошел в лесную чащобу, окружавшую монастырь. В канаве стояла талая весенняя вода.

Святой Сергий Радонежский, встав на колени, усердно молился. И вот случилось чудо – у ног его забил родник с чистейшей прозрачной студеной водой! С тех пор прошло почти 700 лет, но святой источник до сих пор не иссяк!

Воспитанник читает стихотворение:

На самом дне сырой канавы

Блестела талая вода.

И ветерок, качая травы,

К земле клонил их иногда.

И Сергий над водой склонился:

Всевышнего молил святой,

Чтоб из земли родник пробился

С живой чудесною водой.

И внял Господь мольбам святого,

(Вы только вдумайтесь на миг!)

Животворящим стало слово –

Забил в глуши святой родник!

Родники, пробившиеся из земли недалеко от тропинок и дорог, называли в старину криницами. Над ними ставили часовенку с крестом и иконкой. Возле криницы вешали и кружку, чтобы усталый путник мог утолить жажду, напиться чистой студеной воды, помолиться Богу в прохладной тени.

7. Аутотренинг.

Дети встают. Педагог  проводит с воспитанниками дыхательную гимнастику Гермеса. Дети садятся. Играет тихая классическая музыка.

Ребята, вы утомились, волновались, узнавая о бедах воды. Давайте отдохнем, закроем глаза, послушаем музыку.

Представьте себя на берегу тихой спокойной речки.

Ярко светит солнце,

Дует легкий ветерок,

Мы  вдыхаем его чистый,

Свежий воздух.

Колышутся травы.

Над нами гордо кружат птицы.

Нам  хорошо и приятно.

Мы хотим жить в мире с природой.

Мы  с друзьями будем  защищать все живое.

8. Экологические эксперименты.

Воспитатель проводит опыты с водой, наглядно демонстрируя необходимость охранять воду.

  1. В емкость с прозрачной водой, воспитатель пипеткой наливает черную тушь, постепенно вся вода окрашивается в черный грязный цвет.

Вывод: Последствия загрязнения воды в одном месте, обязательно скажутся на состоянии воды во всем Мировом океане.

  1. В емкость с прозрачной водой добавить растительное масло – оно будет плавать на поверхности, если встряхнуть емкость жидкости смешаются, но потом снова расслоятся. Если добавить средство для мытья посуды, то получится смесь молочного цвета.

Вывод: Мыло не дает капелькам масла слиться и образовать плотный слой, наглядная демонстрация способов очистки воды от нефтяных разливов.

  1. Очистка воды от загрязнений и примесей с помощью фильтров разной степени пропускной способности. В результате загрязненная вода становится чистой.

Вывод: Воду можно и нужно очищать перед использованием в быту, и после использования на производстве.

9. Закрепление.

***

Без нее, без нее

Нам не выстирать белье,

И посуду не помыть,

Суп и кашу не сварить.

Она нужней нам, чем еда,

И называется … (вода).

***

На земле осталась я

После летнего дождя,

Разлеглась среди дороги,

Кто пройдет – промочит ноги. (Лужа).

***
      И звездною ночью, и солнечным днем

Лазурные волны гуляют на нем.

И пенистый бьется о берег прибой,

Он камешки точит и точит волной.  (Море).

***

Она бежит, струится,

На солнце серебрится.

Склонились молчаливо

Над ней густые ивы.  (Река).

***

Он слегка затянут ряской,

Струйки не бегут.

Зачарованный, как в сказке,

Старый, тихий … (пруд).

***

Вдоль обочины дороги

Мы бежим, звеним, журчим.

Рассказать мы вам хотим,

Что весенние деньки

Очень любят… (ручейки).

***

Он кружится, играет,

На солнышке сверкает.

Из-под земли он струйкой бьет,

И влагу всем кругом дает. (Родник).

***

Резвый парень босоногий

Пробежался по дороге.

Он прибил седую пыль,

И полил в степях ковыль.  (Дождь).

***

За деревья и кусты

Он цепляется упрямо.

На рассвете видишь ты

Клочья белого … (тумана).

10. Общий вывод воспитателя.



Предварительный просмотр: