Почва как среда обитания животных
методическая разработка по экологии (7 класс) на тему

Тихонова Светлана Юрьевна

Методическая разработка и презентация урока экологии для учащихся 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon pochva_-_sreda_obitaniya.zip2.97 МБ

Предварительный просмотр:

1. Программа: И.М. Швец,  Экология животных  7 класс / Экологическая составляющая курса биологии в основной школе: Сборник программ.- М.: Вентана-Граф, 2006

            Учебник  Экология животных: 7 кл. : пособие  для учащихся общеобразовательных учреждений/ [ В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов и др.] ; под ред. д-ра биол. наук проф. Н.М. Черновой. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 128 с.

2. Психолого – педагогическая характеристика класса.        

3. Тема урока: «Почва как среда обитания животных»

4. Изучаемая тема:  «Животный мир почвы»

№  п/п

Тема урока

1.

Почва как среда обитания животных

5. Тип урока : комбинированный.

6. Цель урока – создать условия для формирования у учащихся представлений о почве как среде обитания животных. 

   Задачи:

               Обучающие:                   

        1)  познакомить учащихся  с животным миром почвы, приспособлениями животных к жизни в почве;

       2)  показать значение  животных для почвы и наоборот;

       3)  конкретизировать знания о почве как среде обучения

                 Развивающие:   способствовать развитию

        1)  мыслительных функций анализа, синтеза, сравнения, обобщения при решении познавательных задач;

        2)  общеучебных  умений: пользоваться  текстом учебника, учебного фильма, составлять схемы, таблицы

        3) коммуникативных умений: устной монологической речи (при индивидуальном ответе) и диалога / полилога (при обсуждении вопроса в группе).

               Воспитательные:  способствовать формированию

    1) адекватной самооценки  учащихся (путем создания ситуации успеха);

    2) общеучебной и предметной мотивации (зачем мне нужно изучать эту тему?);

    3)  позитивного отношения к ситуации проверки знаний (возможность совместного решения проблемы, посильность задания), чтобы понизить тревожность учащихся на уроке

7. Метод обучения  - частично поисковый, проблемный, репродуктивный.

8. Форма организации урока: беседа, работа с текстом  учебника, учебного фильма

9.  Средства обучения:  познавательные задачи, тесты,  мультимедийное учебное пособие «Природоведение 5 кл». Изд –во «Дрофа». 2005 г, учебник «Экология животных. 7 класс», мультимедия проектор

10. Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная

11. Технологии обучения: элементы проблемного обучения, элементы критического мышления, кластерной, кооперативного обучения, графического способа представления информации, личностно ориентированного обучения

12. Хронометраж урока:

                                    - организационной момент                                                    1 мин

                                         - целеполагание                                                                        2 мин

                                          - проверка домашнего задания                                              10 мин

                                         -  изучение нового материала                                                 17 мин

                                         -  закрепление                                                                           11 мин

                                         - предъявление и обсуждение домашнего задания                1 мин

                                         - подведение итогов урока                                                        2 мин

                                         - рефлексия                                                                                 1 мин

.

Содержание и ход урока.

I. Организационый этап.

   Взаимное приветствие учеников и учителя, фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся у к уроку. Работать постараемся активно, набираем , как всегда, баллы в течении всего урока, в конце по итогам  получаем соответствующую оценку:  

   «5» ≥ 21            «4» ≥ 16        «3» ≥ 11

Помним о правилах поведения.

II. Целеполагание.

Сказала лопата:
Земля - чтобы рыть.
Ботинки сказали:
Земля - чтоб ходить.
А люди сказали:
Земля - чтобы жить.  
А. Тетивкин

- О какой земле идёт речь? (о почве)

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? О чём мы будем говорить, что изучать?

Сегодня объектом нашего изучения будет почва, как среда обитания животных.

      Цель урока – познакомиться с почвой, как средой обитания животных, но сначала вспомним домашнее задание

III. Проверка домашнего задания.

Приспособления животных к обитанию в пресных водоемах

Условия жизни

Приспособления животных

Названия животных

Сильное

течение

прячутся под камнями

голец

сплюснутая форма тела, острые коготки лапок цепляются за камни

личинки поденок (беспозвоночные)

удлиненное обтекаемое тело, хорошо развитая мускулатура

хариус

Недостаток кислорода в стоячих теплых водоемах

заглатывают атмосферный воздух  

пропускают его через кишечник

вьюнок, сомик каллихт

газообмен в ротовой полости

петушки, макроподы, лялиусы, гурами

своеобразные легкие

протоптеры, рогозубы, лепидосирены

Пересыхают водоемы в жарком климате

переползает в другой водоем  с помощью грудных плавников и острых краев жабер-ных крышек

рыба-ползун

образует глинистую капсулу, зарываясь в ил

протоптер

икра хранится в высохшем состоянии год

нотобрах

  И так,   подводим итог: Какие абиотические факторы влияют на животных в любой среде обитания?

 

IV. Изучение нового материала.

Есть мир, скрытый от нас, недоступный непосредственному наблюдению, — свое-образный мир животных почвы. Там вечный мрак, туда не проникнешь, не нарушив естес-твенного строения почвы. И только отдельные, случайно замеченные признаки показыва-ют, что под поверхностью почвы среди корней растений существует богатый и разнооб-разный мир животных. Об этом говорят порой холмики над норками кротов, отверстия нор суслика в степи или норок береговых ласточек в обрыве над рекой, кучки земли на дорожке, выброшенные земляными червями, и сами они, выползающие после дождя, а также неожиданно появляющиеся буквально из-под земли массы крылатых муравьев или жирные личинки майских жуков, которые попадаются в земле.

Что такое почва?

Почва — самый поверхностный слой суши земного шара, возникший в результате изменения горных пород под воздействием живых и мертвых организмов (растительнос-ти, животных, микроорганизмов), солнечного тепла и атмосферных осадков. Это важный и сложный компонент биосферы, тесно связанный с другими ее частями.

 Глубина почвенного слоя различна. В одних местах он тонкий, всего 3-4 см, в других - достигает несколько метров. Почвенный слой словно чехол одевает сушу нашей планеты. Там же, где на поверхность нашей планеты выходят горные породы, этого чехла вообще нет.

 Чтобы вспомнить из чего она состоит вы решите кроссворд, пользуясь стр 61 ( аб-зац 2-3) учебника. Работаем парами.  2 мин

Вопросы к кроссворду:

  1. Пластичное вещество, хорошо удерживающее воду (глина).
  2. Одна из составляющих частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем (песок).
  3. Жидкое вещество, необходимое для жизни и развития растений (вода).
  4. Органическая масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие (перегной).
  5. Питательные вещества, которые образуются из перегноя под действием микроорганизмов (минеральные).
  6. Вещество, помогающее корням растений дышать (воздух).
  7. Жидкое вещество почвы ( вода)

п

о

ч

в

а

1

2

3

4

5

6

7

и

Е

Самостоятельная работа с учебником.  А теперь попробуйте составить схему пользуясь стр 61 ( абзац 2-3) учебника.  2 мин

Вещества почвы

                                   

                                     твердые                  жидкие                       газообразные

  глина                     минеральные                    вода                                воздух

        песок                                         органические

                                                            (перегной, гумус)

                                   

Свойства почвы

                

                      цвет                                 плодородие          плотность           вкус

От чего зависит  плотность почвы?  плодородие?

Количество организмов в почве огромно. В почве средней полосы России на 1 м2 можно встретить до 1 тыс. сильно различающихся по численности видов почвенных оби-тателей: до 1 млн клещей и ногохвосток, сотни многоножек, личинки насекомых, дожде-вых червей, около 50 млн круглых червей, количество же простейших даже трудно оце-нить.

Экологические группы почвенных организмов

По степени связи со средой обитания в почве выделяются три группы:

Геобионты – постоянные обитатели почвы (дождевые черви), многие первич-нобескрылые насекомые), из млекопитающих кроты, слепыши.

Геофилы – животные, у которых часть цикла развития проходит в другой среде, а часть – в почве. Это большинство летающих насекомых (саранчовые, жуки, комары-долгоножки, медведки, многие бабочки). Одни в почве проходят фазу личинки, другие – фазу куколки.

Геоксены животные, иногда посещающие почву в качестве укрытия или убежища. К ним относятся все млекопитающие, живущие в норах, многие насекомые (таракановые, полужесткокрылые, некоторые виды жуков).

Самостоятельная работа с учебником по вариантам 3 мин

            1 ряд – кислород, влажность (с. 62 2 абзац, последний абзац)

2 ряд – плотность (с. 63 1 абзац; §25)

3 ряд - температура (с. 62 3 абзац)

Как животные приспособились к условиям обитания в почве?

Фактор среды

Условия обитания

Приспособления животных

Примеры

свет

нет

используют для ориентации другие органы чувств

кислород

мало, зависит от погодных условий

в дождливую погоду выползают на поверхность

дождевой червь

температура

летом прохлада

прячутся от палящих лучей

пустынные животные

зимой тепло

спасаются в глубоких норах от мороза

млекопитающие, рептилии

влажность

тонкий слой

неблагоприятный период пе-реносят в виде спор или цист

простейшие

плотность

естественные пустоты между комочками почвы

необходимо прокладывать ходы

малые размеры позволяют свободно передвигаться

клещи, ногохвостки, круглые черви, жуки, многоножки, личинки насекомых

сокращения мускулатуры

дождевой червь

лопатообразные конечности

крот, медведка

 долотообразные резцы

слепыш

уплощенная передняя часть головы, покрытая крепкими щитками

змеи

задние лапы с лопатообразными выростами

чесночницы

Самостоятельная работа. Задание. Посмотреть фильм и выписать 2 мин

1 вариант – значение почвы для животных

2 вариант – значение животных для почвы

Значение

                     Почвы                         для                                   Животных

         1. жилище                                                                          1. круговорот веществ

         2. укрытие от врагов                                                         2. перемешивают

         3. питание                                                                          3. вентиляция

IV. Закрепление. Возвращение к кластеру.

Тест.

1. Почва – верхний плодородный слой земли.

2.В состав почвы входят: глина, песок, гумус, воздух

3. Кислорода в почве не меньше, чем в наземно-воздушной среде.

4.В почве обитают только мелкие животные

5. Почвенные животные слепы

6. Дождевые черви улучшают плодородие почвы, перемешивают её.

7. Животные – землерои не могут передвигаться по естественным пустотам между почвенными комочками.

          Взаимопроверка.  Ответы. 1+  2-  3-  4-  5+  6+  7+

  1. Домашнее задание. 1. §24,25 вопросы на стр. 63,65

                По желанию:  2. Объясните выражение:

      «Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете».

3. Творческое задание: Составить кроссворд « Животный мир почвы»

VI. Итог урока.     «5» ≥ 23            «4» ≥ 18        «3» ≥ 11

Рисуем рожицы.    

Самоанализ урока.

                  Урок «Почва как среда обитания животных»единственный в теме «Животный мир почвы».Главной целью  данного урока является  создание условий для формирования у учащихся представлений о почве как среде обитания  животных, развитие ( на предмет-ом материале) общеучебных и коммуникативных умений учащихся, учебной мотивации и коррекции  самооценки.

Урок был задуман как частично поисковый, проблемный, в соответствии с психолого – педагогической характеристикой учащихся.

             При определении задач урока были учтены особенности класса и условия, в которых проводится урок. Для этого была выстроена  диагностическая  карта урока, в которой нашли отражение факторы, влияющие на урок:

            1 фактор – отношение  к учёбе: по данным психолого – педагогического исследо-вания, у большинства учащихся класса (65%)присутствует учебная активность и  учебная мотивация мотива достижений , 38% учащихся относятся к учебе как к долгу

          2 фактор – отношение к предмету:  то имеет место значительный интерес (в шкале значимости  предмет занимает  первое  место в шкале интереса к учебным предметам 50%

         3 фактор – интерес к теме данного урока: так как на данном уроке происходит изучение нового материала на основе закрепления уже имеющихся знаний, дети имеют возможность самоутверждения (могут реализовать свои социальные потребности), но испытывают тревогу в ситуации проверки знаний  (50 % - зона  неопределенных условий);

         4 фактор – работоспособность на данном занятии: т.к. урок проходит во вторник

вторым по счету в середине четверти, это должно благоприятно отразиться на работоспособности детей (70%);

        5 фактор – достаточность объёма работы (на  мой взгляд  задания были подобраны  посильные – 50%);

       6 фактор – уровень формирования умения применять знания:  в связи с высоким (у 46% учащихся) и средним (46%) уровнем работоспособности, быстрым темпом работы, способных хорошо работать в ситуациях  требующих переключения внимания, учащиеся смогут применять знания  на продуктивном уровне (50%).

           

             Учащиеся получали посильные задания, что позволило избежать их  перегрузки на уроке, ритмическая смена видов деятельности (фронтальная/  по вариантам / парная / индивидуальная; устное обсуждение/ письменная работа) способствовала поддержанию активности учащихся  и интереса к выполняемому заданию в течение всего урока. Совместная с учащимися постановка целей  к  уроку  позволила сознательно подойти к работе, повысить уровень мотивации перед уроком, а совместное подведение итогов – выявить степень достижения сформулированных целей и оценить качество своей учебной деятельности. Обратная  связь с учащимися осуществлялась в течение всего урока, что позволяло своевременно корректировать неточности в усвоении понятий и формировании ориентировочной основы действий. Было уделено снимание развитию монологической речи, умения вести диалог, воспитанию доброжелательного отношения к одноклассникам. На  уроке  было много сделано для снижения  тревожности учащихся, формирование у них адекватной самооценки.  

               Отклонений от первоначального плана урока не было.

               Считаю, что цели урока достигнуты.

             



 

Комментарии

Спасибо! Отличная презентация. Возможно нехватает ссылок с фотографиями обозначенных животных и еще таблицы можно дать в раздаточном материале.