"...Всегда и везде - Вечная слава воде!"
методическая разработка (экология, 8 класс) по теме

 

       Природная вода охватывает и создает всю жизнь человека. Едва ли есть какое – нибудь другое природное тело, которое бы до такой степени определяло его общественный уклад, быт, существование… Процессы водообмена обеспечивают существование жизни на Земле.

В. И. Вернадский.

 Экологическая игра

 Тема:«… Всегда и везде  Вечная слава воде!»

 Форма проведения:   Своя игра.

 Цель:  Расширение экологических знаний по охране воды.

 Задачи:

Расширить кругозор учащихся;

Развивать наблюдательность, умение обобщать и делать выводы, совершенствовать практику этического поведения учащихся в отношениях с природой, окружающей действительностью.

Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, Прививать  любовь к природе и искусству.

 

Оборудование: знаки,  картинки и животных, фотографии, стихи учащихся, фонограмма «Шум ручья»,  экран, мультимедийная приставка.

 

Место проведения:актовый зал.

 

 

Игра проводится с учащимися средних и старших классов. О сроках проведения игры учащиеся узнают из красочных объявлений, где помещены высказывания:

 

 

«.. Всегда и везде  Вечная слава воде!»

                                                                            ( Корней Чуковский)

 

 

                     … И  неужели мы будем в истории 

« Эти, Байкал загубили которые? »

                                                                                           ( А. Вознесенский)

 

 

Ход игры.

 

            В игре принимают участие 3 игрока и группа поддержки, состоящая из 5 - человек.

Каждая команда предлагает свое название и девиз.

 

Первый конкурс «Приветствие»

Критерии оценки данного конкурса.

1. Соблюдение водной тематики

2. Оригинальность и творчество

3. Артистизм исполнения

4. Музыкальное сопровождение

 

     Конкурс оценивается по 10-бальной системе.

Жюри оценивает приветствие.

    Победивший начинает игру - первым.

Участник выбирает тему и вопрос из этой темы разного уровня сложности.     (5баллов, 10, 15, 20) Пример: Тема «Из истории воды», вопрос  на 5 баллов.

Ведущий зачитывает вопрос. Если участник не отвечает или дает неправильный ответ, право ответа переходит к следующему участнику. При неправильном ответе всех участников право ответа переходит к группе поддержки. В этом случая баллы присуждаются тому игроку, за кого ответила группа поддержки.

     По ходу мероприятия проходит игра со зрителями (группами поддержки), они зарабатывают баллы для своего игрока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vezde_voda.doc318 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ - средняя общеобразовательная школа р.п. Пушкино

Советского района Саратовской области

 

Экологическая игра  для учащихся 8-9 классов

Составила:

Початкова Татьяна Дмитриевна 

учитель биологии - экологии

высшей квалификационной категории

                                           2008 год.

       Природная вода охватывает и создает всю жизнь человека. Едва ли есть какое – нибудь другое природное тело, которое бы до такой степени определяло его общественный уклад, быт, существование… Процессы водообмена обеспечивают существование жизни на Земле.

В. И. Вернадский.

 

Экологическая игра

Тема: «… Всегда и везде  Вечная слава воде!»

Форма проведения:   Своя игра.

Цель:  Расширение экологических знаний по охране воды.

Задачи: 

Расширить кругозор учащихся;

Развивать наблюдательность, умение обобщать и делать выводы, совершенствовать практику этического поведения учащихся в отношениях с природой, окружающей действительностью.

Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, Прививать  любовь к природе и искусству.

Оборудование:  знаки,  картинки и животных, фотографии, стихи учащихся, фонограмма «Шум ручья»,  экран, мультимедийная приставка.

Место проведения: актовый зал.

Игра проводится с учащимися средних и старших классов. О сроках проведения игры учащиеся узнают из красочных объявлений, где помещены высказывания:

«.. Всегда и везде  Вечная слава воде!»

                                                                            ( Корней Чуковский)

                     … И  неужели мы будем в истории 

« Эти, Байкал загубили которые? »

                                                                                           ( А. Вознесенский)

Ход игры.

            В игре принимают участие 3 игрока и группа поддержки, состоящая из 5 - человек.

Каждая команда предлагает свое название и девиз.

Первый конкурс «Приветствие»

Критерии оценки данного конкурса.

1. Соблюдение водной тематики

2. Оригинальность и творчество

3. Артистизм исполнения

4. Музыкальное сопровождение

     Конкурс оценивается по 10-бальной системе.

Жюри оценивает приветствие.

    Победивший начинает игру - первым.

Участник выбирает тему и вопрос из этой темы разного уровня сложности.     (5баллов, 10, 15, 20) Пример: Тема «Из истории воды», вопрос  на 5 баллов.

Ведущий зачитывает вопрос. Если участник не отвечает или дает неправильный ответ, право ответа переходит к следующему участнику. При неправильном ответе всех участников право ответа переходит к группе поддержки. В этом случая баллы присуждаются тому игроку, за кого ответила группа поддержки.

     По ходу мероприятия проходит игра со зрителями (группами поддержки), они зарабатывают баллы для своего игрока.

Приветствие:

 1 команда   «Ручеек»

Девиз:         Мы команда ручеек – дружные ребята,

Мы природу сбережем, даем вам прямо клятву!

Песня «Наша речка»

1.У мосточка у моста наша реченька чиста,

И гуляет под волной в ней песочек золотой.

Припев: Ярко в речке блестят камушки разные:

              Белые, красные камушки блестят.

2.В ней гуляют облака - белоснежные бока,

Ходят рыбки в глубине, в глубине на самом дне.

Припев.

3.Мы у речки той живём, нашу речку бережём.

Пусть под берегом всегда будет чистая вода!

Припев.

2 команда – «Родник»

Девиз:        Мы чистый, живой и звонкий родник,

Который в горах тихонько возник.

Сегодня пришли мы с вами играть,

И будем, конечно же, побеждать.

Стихотворение. Хрустальный родник.

За селом, у зеленой опушки,

Серый камень веками лежит.

Из – под камня и летом, и в стужу

Ручеек чистый – чистый бежит.

Родниковой водички напиться

И наполниться силой живой

Каждый путник невольно стремится,

Обретая душевный покой.

А под зеленью моха, красиво,

По ложбинке водичка течет.

Родничок тот – частица России,

Он в себе ее нежность несет.

3 команда – «Речка»

Девиз:         Мы команда речка – юные, веселые мечтатели,

Таинственных открытий и путешествий искатели.

С чистою волною мы к вам явились,

И сердца наши чистой добротой излились.

Песня «Синеглазая речка»

Стихи: М. Пляцковского.

Музыка: Я. Дубравина.

В теплых травах стрекочет кузнечик,

Облаков розовеют края.

На земле много катится речек,

Но у каждого – речка своя.

Припев:

Речка, дай на тебя наглядеться,

Нам с тобой так светло и легко.

Вытекая из нашего детства,

Ты бежишь далеко, далеко.

Ты звени, синеглазая речка,

Озаряя свои берега.

Пусть в тебе отражаются вечно

На рассвете леса и луга!

Припев.

Золотистые солнца колечки

На воде закачались рябой…

Начинается с маленькой речки

В нас к отчизне большая любовь!

Жюри оценивает приветствие.

Ведущий 1:

Игра с залом.

Группам поддержки раздаются кроссворды. Время на их разгадывание – 5 минут

Кроссворд  « Гидробионты».

                                                                                         6. Он на дне морском живет.

                                                                                             Боком движется вперед.

                                                                                            Клешни режут, словно нож,            

1. В Антарктиде есть чудак:                                             С пауком большим он схож

   Днем и ночью носит фрак.                                                          

                                                                                         7. В реках Африки живет

                                                                                             Злой зеленый пароход!

                                                                                             Кто б навстречу ни поплыл,

                                                                                             Всех проглотит….                               2. Он высокий, он огромный,                                       8 .Прыгай в прорубь не дрожи –

    Он похож на кран подъемный,                                     Закаляйся, как ….          

    Вес его – до сотни тонн,

    Крошка рядом с ним и слон!                                    9. Ты со мною не знаком,

    Он плывет – вода « кипит»!                                          Я живу на дне морском

    Угадай, кто это -                                                             Голова и восемь ног

                                                                                              Вот и весь я ….

3. Подставляя людям спины,                                      10. Рыба – меч его не тронет,

    В море нас спасут….                                                      Даже если и догонит.        

                                                                                              В нем электрический заряд,

4. Он, как малыш, в пруду играет,                                     Он разрядиться будет рад                                    

    Хвостом игриво ударяет                                            11. Не летит, не поёт,

    И летней, солнечной порой                                             А клюет.

    Блестит зеркальной чешуей.        

5. Он в самом омуте живет,

    Хозяин глубины.

    Имеет он огромный рот,

    А глазки чуть видны.                    

1

   Г

2

   И

3 Д

4

   Р

5

   О

6

   Б

7

   И

8

   О

9

   Н

10

   Т

11

   Ы

Звучит шум ручья. На этом фоне, ведущий читает стихотворение.

 Ведущий 1:       Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане и в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает, в лес туманом заползает,

Ледником в горах зовётся, лентой серебристой вьётся.

Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда!

Без неё нам не умыться, не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить: Без неё нам не прожить!

Из истории воды

5

10

15

20

«Если бы, да

кабы»

5

10

15

20

Рекордсмены водного мира

5

10

15

20

Живые часы и барометры

5

10

15

20

Гидробионты в Красной книге

5

10

15

20

Экологическая маркировка

5

10

15

20

Экологические катастрофы

5

10

15

20

Матушка - Волга

5

10

15

20

Ведущий 2:    «Дивен мир воды! Прекрасна сама вода, образ чистоты, символ жизни. Притяжение ее прозрачности необоримо. Вода высветляет душу, углубляет наши чувства»

                                                                                                         Ю. Линник.

Из истории воды:

1. Первые цивилизации возникли в засушливых и полузасушливых районах. Где люди брали воду?

(Они должны были понять круговорот воды и научиться использовать эти знания, чтобы от опасного образа жизни – кочевого – перейти к более безопасному – оседлому)

2. Какой  древнегреческий мыслитель, основатель милетской школы, живший 624 -548 гг. до н. э., утверждал, что «вода – первооснова всего».

(Фалес)

3. Чем было знаменито Сабейское царство, существовавшее на территории нынешнего Северного Йемена?

(Плотиной построенной в VII в. до н. э. Она собирала воду горных рек для орошения и защищала от наводнений.)

4. Кто является основоположником учения о круговороте воды?

( Француз П. Перро (1611 – 1680). Он был известен как строитель водопровода для Лувра – королевского дворца в Париже)

Ведущий 1 : Водные ресурсы – национальное богатство нашей страны, они требуют сейчас особого внимания. Воды крупных рек в конечном итоге складываются из стоков малых рек, и, если вода малых рек будет загрязнена, это скажется на качество воды крупных. В охране малых рек решающее значение имеет общественность.

Ведущий 1: Речка, реченька, ты устала.

Дни ужасные для тебя настали,

Воды грязные ты несёшь,

Слёзы мутные горько льёшь.

Почему-то люди не хотят понять,

Что не хочешь ты умирать,

Что мечтаешь ты о голубой волне,

Чтоб резвились рыбоньки в глубине.

Стала грязной твоя вода

От растений нет и следа,

Отнят дом у наших зверей,

Птицам, рыбам плохо теперь.

« Если бы, да кабы»

( разрешение экологических ситуаций)

1.  При строительстве плотины вам завезли водосбросные трубы недостаточных размеров. Время на строительство строго регламентировано.   Ваши действия.

(Продолжать строительство однозначно нельзя. Это может  привести к серьезным последствиям. Пример: 26 июня 1862 г. на Урале во время летнего большого паводка, вызванного небывалым ливнем (суточные осадки составляли около 20% годовой нормы), из-за недостаточных размеров водосбросных отверстий оказались разрушены несколько плотин)

2. Вы оказались в пустыне без воды. Что делать? Как найти воду?

( Обращайте внимание на растения и животных. Они верный признак того, что вода где-то поблизости. В местах со скудной растительностью можно устроить солнечный конденсатор-отстойник – приспособление для добывания воды из почвы и воздуха. Солнечные лучи нагревают внутреннее пространство, и вода начинает понемногу испаряться из песка. На пленке образуется капли воды стекающие в сосуд).

3. Вашему фермерскому хозяйству завезли долгожданные удобрения. Вы решили не откладывать с внесением удобрений и поэтому разместили их прямо на поле. Все ли вы предусмотрели?

( Хранение удобрений под открытым небом, даже на кроткий срок чревато отрицательными последствиями. При выпадении осадков удобрения попадают подземные воды. Такие подземные воды стекая в водоемы загрязняют их. Это приводит к гибели гидробионтов и отрицательно влияет на человека).

4. Вам предложили очистить воду различными веществами: озон и хлор. Какой способ предпочтительнее с экологической точки зрения?

( Озонирование. Хлор – ядовитое вещество).

Ведущий 2: Игра со зрителями.

Какая команда больше всех составит слов со словом вода за 3 минуты.            ( Вода, водоснабжение, водный, водопад, водоворот, подводный мир, подводник, водохранилище, водобой – сооружение, водоем, водолаз, водоем, водомерки, водопровод, водораздел, водоросли.)

Рекордсмены водного мира.

1. Кто является самым большим беспозвоночным?

(Гигантский кальмар. Длина его тела вместе с щупальцами до 18 м)

2. Кому принадлежит самый большой язык в мире?

( Голубой кит – 3 т.)

3. Какая рыба считается самой живучей в мире?

( Даллия, отряд лососеобразных. В пресных водоемах Чукотки и Аляски. Зимует «вмерзая» в лед).

4. Назовите самую дорогую волжскую рыбу.

( Осетр).

Живые часы и барометры.

1. Как кувшинка предсказывает дождь и показывает время?

( Она закрывает цветы перед дождем и к вечеру).

2. Какое морское животное предсказывает о приближении шторма за 10-15 часов? Почему?

( Медуза, она воспринимает инфразвуки с помощью «уха»- крошечного шарика на стебельке, в котором плавают маленькие камешки. Они трутся о нервные рецепторы в стенках шарика, и медуза слышит рокот приближающего шторма, поэтому все медузы уходят на глубину).

3. Жители Японии стали держать белую аквариумную рыбку. С какой целью?

(За несколько часов до землетрясения она проявляет беспокойство, мечется по аквариуму, давая понять хозяевам, что пора покидать дом)

4. В аквариуме можно завести животных, предсказывающих погоду. В хорошую погоду они лежат или неторопливо плавают, а перед ветром беспокойно снуют, перед грозой присасываются к стелу и судорожно извиваются. Что это за животное?

(Ложноконские пиявки)

Ведущий 1: Пора бы человечеству понять,

                     Богатство у природы отбирая,

                     Что Землю надо тоже охранять.

                     Она, как мы, такая же живая.

Гидробионты Красной книги.

На экране появляются изображения животных.

5 баллов- Белуга

10 баллов – Белорыбица

15 баллов – Стердлядь

10 баллов – Белоперый пескарь

Игрокам необходимо ответить - Что это за животное.

Ведущий 1: БЕЛУГИ, род рыб семейства осетровых, включает два вида. Белуга — проходная рыба бассейнов Черного, Азовского, Каспийского и Адриатического морей. Длина тела до 4-5 м, масса до 1 т и более (обычно значительно меньше). Ценный объект промысла и разведения. Получен гибрид белуги со стерлядью (бестер). В бассейне реки Амур — Калуга.

Ведущий 2: БЕЛОРЫБИЦА, проходная рыба рода нельмы семейства сигов. Длина тела до 110 см, масса до 20 кг. Белорыбица обитает в бассейне Каспийского моря (возможно, проникла туда во время ледникового периода из бассейна Северного Ледовитого океана). Она питается мелкой рыбой: сельдями, воблой, бычками, растет быстрее нельмы и созревает на 6-7 году жизни. Белорыбица — ценный объект промысла и разведения.

Ведущий 1: СТЕРЛЯДЬ— вид рыбы рода осетров. Длина до 125 (обычно 40–60) см, масса до 16 кг (обычно 0,5–2 кг). Нижняя губа, в отличие от шипа, посредине прервана. От других осетров стерлядь отличается большим числом боковых жучек (как правило, более 50) и бахромчатыми усиками. Стерлядь изменчива по форме, некоторые исследователи выделяют две формы стерляди: тупорылую и острорылую. На гербе города Саратова – три стерляди.

Ведущий 2: Род рыб семейства карповых; включает около 20 видов. Длина 5-30 см. Пескари широко распространены в пресных водоемах Евразии. Обыкновенный пескарь— наиболее известный вид. Длина его тела до 22 см (обычно 12-15 см). Окраска сверху зеленовато-буроватая, с боков серебристая с синеватыми и черноватыми пятнами, которые иногда сливаются в сплошную темную полоску. Брюшко серебристое. Такая окраска хорошо маскирует этого типичного донного обитателя.

Ведущий 1: Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? Все недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой – этим непосредственным выражением красоты и добра.

                                                                                                             Лев Толстой.

Экологическая маркировка.

1.Что обозначает этот знак?

      (Прибрежная полоса                                водоохранной зоны)

2. Что обозначает этот знак?

     (Стоянка и обслуживание

                                                     автотракторного парка)

3. Что обозначает этот знак?

     (Выпас и организация

                                                                                 лагерей скота)

4. Что обозначает этот знак?

     (Применение ядохимикатов

                                                                                   и удобрений)

Экологические катастрофы.

1.Какая природная экологическая катастрофа произошла

 5 ноября 1952 г. на Дальневосточном побережье России?

(В районе Северо-Курильска произошло землетрясение в 7 баллов, и через 45 минут со стороны моря на город пошла волна, обладавшая большой скоростью и силой. Цунами.)

2. В 1972 г. на Филиппинах без крова осталось 1,5 млн человек. Какая экологическая катастрофа здесь была?

(Тайфун – скорость ветра при этом достигала 40 км/ч и сопровождался ливневым дождем)

3. 1953 г. японский город  Минамат. Жители болеют странной болезнью, которая приняла характер эпидемии. Люди теряли сознание, речь и слух, у них наблюдалось сужение поля зрения и нарушение координации движений, больные передвигались как пьяные. Что же произошло?

(Выброс ртутных соединений в воду)

4. Какие последствие были после гибели супертанкера «Тори Каньон» в 1967г.

( Гибель произошла у берегов Англии. В результате аварии 119328 т сырой нефти оказалась в море. Для сбора нефти были применены вещества, способные связывать нефть, в частности препарат ВР 1002. Они оказались для обитателей моря страшнее, чем сама нефть. У крабов отпадали конечности, и они умирали. Погибали морские ежи, моллюски, морские собачки, рыбы – прилипалы, песчаные угри и др. В прибрежной зоне исчезли все мидии.)

Ведущий 1:

Мы смотрим едва ль не с восторгом,

Откинув и совесть, и страх,

Как наша любимая волга

Страдает у всех на глазах.

Да что ж это, братцы, такое?

Мертвеет живая вода.

Беда ведь не только с рекою,

А с нами со всеми беда.

Матушка - Волга

(Реки, питающие Волгу)

1. Назовите самую длинную реку

(Самая длинная из них – Большой Иргиз. Её длина 450 км, в то время как в пределах нашей области Волга имеет длину только 420 км. Интересно, что лёд на этой реке самый толстый – 96 см).

2. Назовите самую быструю реку нашей области.

(Самая быстрая река в нашей области – Терешка).

3. Назовите самую чистую реку нашей области.

(Самая чистая – Хопёр)

4. Назовите самую холодную реку нашей области.

(Самая холодная река – Казанла, которую питают многочисленные родники).

Ведущий1: В завершении нашей игры хочется, что вы все задумались над словами А. Смита.

«Как это получается, что вода, столь нужная, что без нее было бы невозможно жить, ценится так низко, тогда как алмазы, не приносящие никакой пользы, ценятся так высоко»

                                                    А. Смит.

Жюри подводит итоги и награждает победителей по номинациям:

1. Знаток истории воды.

2.Лучший специалист по разрешению экологический ситуаций.

3. Рекордсмен в знании гидробионтов.

4. Настоящий предсказатель.

5. Почитатель Красной книги.

6. Защитник природы.

7. Всезнайка.

8. Любитель малой Родины.

Литература.

1. Кузнецов В. Н.  Справочный и дополнительные материалы к урокам экологии. М.,Дрофа, 2002.

2. Алексеев В. А.  300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль, 1998.

3. Балабанова В. В., Максимцева Т. А.Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. Волгоград,2001.

4. Винокурова Н. Ф., Трушин В. В. Глобальная экология 10 – 11. М.: Просвещение, 1998.

5. Большая энциклопедия природы. М., 2003.

6. Дежкин В. В. В мире заповедной природы. М., 1989.

7.Кузнецов В. Н. Хрестоматия по экологии. М.: Устойчивый мир,1999.

8. Величковский Б. Т. Здоровье человека и окружающая среда: уч. пособие. М.: Новая школа, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивно-интеллектуальное мероприятие "Безопасность всегда и везде"

Представлен конспект внеклассного спортивно-интеллектуального мероприятия с учащимися 2-9 классов "Безопасность всегда и везде"...

КВН "Всегда и везде, ночью и днем будь аккуратен, осторожен с огнем!"

Сценарий проведения КВН по противопожарной тематике среди учащихся основной школы.Основными целями и задачами мероприятия являются:1.     Закрепить знания правил пожарной безопасно...

Программа проведения спортивного праздника «Спорт-всегда, спорт-везде, спорт в твоей, моей душе!» под девизом «Спорт любить - здоровыми быть!»

Программа проведения спортивного праздника«Спорт-всегда, спорт-везде, спорт в твоей, моей душе!»под девизом «Спорт любить - здоровыми быть!» 1.  Цель- пропаганда здорового образа жизни,...

Будь вежлив всегда и везде!

Цели:1. Обогатить речь ребят новыми словами и понятиями по теме "Вежливость";2. Формировать у детей умение сотрудничать;3. Обучать умению слушать, мирно решать спорные вопросы и приходить к единому мн...

Вечная слава воде

Развлечение для детей старшей группы«Вечная слава воде»Цель: создать у детей радостное  настроение, показать огромное значение воды для всех живых существ, уточнить представления...

Культура поведения всегда и везде

Презентация поможет учителю провести классный час на морально-этическую тему...