Главные вкладки

    Будь вежлив всегда и везде!
    классный час на тему

    Живова Татьяна Ивановна

    Цели:

    1. Обогатить речь ребят новыми словами и понятиями по теме "Вежливость";

    2. Формировать у детей умение сотрудничать;

    3. Обучать умению слушать, мирно решать спорные вопросы и приходить к единому мнению в команде;

    4. Воспитывать нравственные качества: сопереживание, умение помогать друг другу, принимать людей такими, какие они есть.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon bud_vezhliv_vsegda_i_vezde.doc68.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ялгинский детский дом-школа

    Будь вежлив всегда и везде!

    Провела: Живова Т.И.,

    воспитатель семьи №3


    Цели:

    - обогатить речь детей новыми словами и понятиями по теме «Вежливость»;

    - формировать у детей умение сотрудничать;

    - обучать умению слушать, мирно решать спорные вопросы и приходить к единому мнению в команде;

    - воспитывать нравственные качества: сопереживание, умение помогать друг другу, принимать людей такими, какие они есть.

    Ход занятия

    - О чём будет наш разговор, какую проблему постараемся решить, я думаю, вы скажете, прослушав стихотворение «Здравствуйте!»

    — Здравствуйте! –

    Поклонившись, мы друг другу сказали,

    Хоть были совсем незнакомы.

    — Здравствуйте! –

    Что особого тем мы друг другу сказали?

    Просто «здравствуйте»,

    больше ведь мы ничего не сказали.

    Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

    Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

    Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

    - Что вы можете ответить на эти вопросы?

    (Ответы детей)

    В мире вежливость стала не в почёте: люди стали забывать помогать старым людям, сопереживать друг другу, помогать ближним и не просить за это плату. Очень жаль, но в нашей семье тоже встречаются такие люди.

    - Давайте, попробуем открыть секреты вежливости и определить:

    • какие слова помогают людям общаться;

    • какие полезные привычки украшают человека;

    • что необходимо делать, чтобы тебя понимали сверстники и взрослые.

    Определение слова «вежливость».

    - Как вы понимаете слово «вежливость»?

    - В словаре этики даётся такое понятие ВЕЖЛИВОСТИ:

    Вежливость - это качество человека, для которого уважение к людям стало обычной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.

    - А можно ли научиться быть вежливым?

    (Ответы детей)

    Человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. Благодаря этим правилам общение становится более человечным.

    В древние времена, когда людей было мало, они наверное, очень радовались, встречаясь на дикой тропе. И потому, наверное, они приветствовали друг друга. А может и не так это было, но почему-то у всех людей на земле есть обычай приветствия. Разные народы делают это по- разному.

    Меняются времена, меняется и форма приветствия. В разных странах происходит по-разному, на разных языках, но суть одна. Это пожелание здоровья, доброго дня, добрых дел, удачи: « Здравствуйте! Добрый день! Добро пожаловать! Удачного дня!» и т. д.

    Откуда появился обычай снимать головной убор, когда входят в помещение? Подавать руку, когда здороваются?

    (Ответы детей)

    На самом деле этот обычай идет с давних времен, когда еще люди носили шлемы и оружие. Входя в дом, они снимали шлемы, чтобы показать свое лицо и протягивали руку без оружия, чтобы доказать, что они пришли с миром. Видимо, с тех пор начался обычай подавать руку друг другу во время приветствия и, хочется верить, что сохранится навсегда.

    Также люди приветствуют друг друга словами. В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. А плохое слово – обидеть, расстроить, испортить настроение. Для того, чтобы стать вежливым, воспитанным, надо усвоить несколько правил вежливости.

    Первое правило – важно запомнить главные вежливые слова. Сейчас я посмотрю, знаете ли вы их.

    Мальчик вежливый и развитый

    Говорит, встречаясь, …(здравствуйте).

    Растает даже ледяная глыба

    От слова теплого…(спасибо).

    Когда нас бранят за шалости,

    Говорим…(прости, пожалуйста).

    Зазеленеет старый пень

    Когда услышит…(добрый день).

    Если больше есть не в силах,

    Скажем маме мы…(спасибо).

    И во Франции, и в Дании

    На прощанье говорим…(до свидания).

    Вы знаете главные вежливые слова. Но почему так получается, что люди знают эти вежливые слова, но не всегда их произносят и этим самым огорчают окружающих, друзей?

    А слово-то какое!

    Очень дорогое!

    Он про внучку говорил:

    Экая досада –

    Я портфель ей подарил,

    Вижу – очень рада!

    Но нельзя молчать как рыба,

    Ну сказала бы... (спасибо)

    Дядя Саша огорчен,

    Рассказал он вот о чем…

    Настя – славная девчонка,

    Настя ходит в 1 класс

    Но…давно уже от Насти

    Я не слышу слово…(здрасте)

    А слово-то какое –

    Очень дорогое!

    Встретил Витю я, соседа…

    Встреча грустная была:

    На меня он, как торпеда,

    Налетел из-за угла!

    Но представьте! – зря от Вити

    Ждал я слова…(извините)

    Вам нужно запомнить и второе правило вежливости – надо вовремя находить нужные слова и употреблять их, то есть знать, кому, когда и что говорить. Скажите, вежлив Витя или нет?

    Малыша обидел Витя,

    Но пред школою в строю

    Витя просит:

    – Извините, я ошибку признаю.

    На урок пришел учитель,

    Положил на стол журнал,

    Следом Витя:

    – Извините, я немного опоздал.

    – Тихомиров, покажите

    Нам на карте город Псков

    – Извините, –

    Шепчет Витя, –

    Я к уроку не готов.

    Спор давно ведется в классе,

    Вежлив Витя или нет

    Разберитесь в споре этом

    И пришлите нам ответ.

    – Какой ответ можно дать? (Нельзя нехорошие поступки прикрывать вежливыми словами.)

    Третье правило вежливости – важно не только знать правила вежливости, но и выполнять их. Поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Если вежливо – поднимите зеленую карточку, если невежливо – красную.

    – Поздороваться при встрече...

    – Толкнуть, но не извиниться...

    – Перебивать во время разговора...

    – Уметь соблюдать на уроке тишину...

    – Уметь выслушать друга.

    – Пропустить вперед девочек...

    – Сказать, уходя из класса домой «До свидания»

    – Громко разговаривать...

    – Помочь поднять упавшую вещь...

    – Обозвать обидным словом соседа...

    – Сказать в столовой: «Приятного аппетита».

    Я вижу, что вы хорошо усвоили вежливые слова. Давайте сейчас выберем слова, которые характеризовали бы воспитанного человека.

    На карточках написаны слова: смелость, резкость, грубость, честность, преданность, доброжелательность, насмешливость, невежество, отзывчивость, уважение, трусость, взаимопомощь, зависть, душевность, жестокость, драчливость.

    Анализ ситуации «Двое прохожих»

    По улице шли двое прохожих. Одному 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было 5 предметов: 1 портфель, 3 книжки, 1 сверток. Одна из книг упала.

    - У вас упала книга! — закричал мальчик, догоняя прохожего.

    - Разве? — удивился тот.

    - Конечно, объяснил мальчик, — у вас было 3 книги, 1 портфель и пакет — всего 5 вещей, а теперь осталось 4.

    - Как, по-вашему, что ответил прохожий мальчику?

    - Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение, — сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу, — однако есть правило, которого ты еще не усвоил.

    - Что это за правило? Для чего нужны эти правила?

    Правила вежливых людей.

    Зачитываются ситуации, после чего они обсуждаются, даются ответы на вопросы:

    1. Чьё поведение вызвало у вас одобрение?

    2. Кого осуждаете? Почему?

    3. Как бы вы поступили в этой ситуации?

    4. Какое правило вежливого человека представите?

    Ситуация 1.

    После работы мама приготовила ужин, перемыла посуду и пошла стирать белье. Папа отправился на огород поливать огурцы. А Петя удобно устроился на диване и стал смотреть любимую передачу «В мире животных».

    ПРАВИЛО 1

    Вежливый Человек постоянно думает об окружающих людях.

    Ситуация 2.

    Марине на день рождения подарили большой набор фломастеров. На следующий день она с гордостью показывала свой подарок девочкам в школе. «Я никому их не дам, пока они новые» - говорила она подругам.

    ПРАВИЛО 2

    Будь вежлив со своими товарищами.

    Ситуация 3.

    Коля, вбежав в класс, закричал:

    - Привет, Серый!

    - Я сейчас, портфелем Светку толстую стукнул. Вот смешно было, когда она упала в лужу!

    ПРАВИЛО 3

    Вежливый человек не причинит неприятности другому человеку, не обидит его оскорбительным прозвищем.

    Ситуация 4.

    Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в трамвай вошла женщина с маленьким ребенком. Вова посмотрел на них и снова отвернулся к окну.

    ПРАВИЛО 4

    Вежливый человек внимателен к людям.

    Ситуация 5.

    У Наташи в классе много друзей. Они часто встречаются, гуляют, играют, выполняют вместе домашние задания. Наташе со своими друзьями не бывает скучно.

    ПРАВИЛО 5

    Вежливый человек не ссорится с друзьями, работает и играет дружно.

    Решим еще несколько коммуникативно-ситуативных задач.

    1) Встречаются два друга. Кто здоровается первым?

    2) Представьте себе, что вы пришли в гости. Там уже собрались приглашенные. Как вы поздороваетесь с ними?

    3) В школе вы увидели учительницу. Кто должен поздороваться первым? Как вы это сделаете? А если ваша учительница стоит с другой учительницей, что вы скажете?

    4) Ты идешь по улице и через дорогу увидел своего учителя. Как ты будешь его приветствовать? А своего товарища?

    5) Ты идешь с товарищем по улице. Он приостановился и познакомился с незнакомым тебе человеком. Надо ли здороваться тебе?

    6) На улице вы встретили пожилого соседа по дому, которого давно не видели. Какие слова вы добавите к своему приветствию?

    7) Вечером родители пришли с работы. Должны ли вы их приветствовать? Какие слова помогут вам подсказать, что вы рады их видеть?

    8) Иногда в качестве приветствия вы используете не словесные средства общения – жесты и мимику. Покажите, какие жесты могут применяться в ситуации приветствия.

    - Какие ещё правила вежливых людей можете назвать?

    (Ответы детей)

    Мы с вами находимся в постоянном общении с людьми дома, в магазине, в школе, на улице. Поэтому все, и взрослые, и дети, должны соблюдать правила вежливости.

    Попробуем сейчас составить правила вежливости (дети высказывают свои мнения), например:

    1. Уметь быть вежливыми, знать слова благодарности.
    2. Уметь слушать других, не перебивать в разговоре.
    3. Знать, кого нужно называть на «ты», а кого на «вы».
    4. Правильно вести себя в чужом доме, в общественных местах.
    5. Нужно уметь оказать помощь другому человеку.
    6. Уступать место пожилым людям.
    7. В отношениях друг другу должна быть взаимная поддержка.
    8. Ни в коем случае не проявлять грубого обращения друг к другу.
    9. Не придумывать обидных кличек и прозвищ.

    – Молодцы, ребята! Существует много правил, но главное в них – заботиться о близких, всегда быть доброжелательным к людям, уметь дружить.

    Итог занятия.

    - Подходит к концу наше занятие. Ответьте на вопрос: «Что значит «Быть вежливым человеком?»

    - Однажды учёные и врачи попытались ответить на вопрос: влияют ли грубость, насмешки оскорбления на здоровье людей?

    Они установили, что жестокие поступки и обидные прозвища имеют самые серьёзные последствия.

    Когда человеку приходится переживать боль и унижение от одноклассников, это сохраняется на долгие годы в памяти. Воспитанный человек никогда не будет подшучивать над физическими недостатками своих товарищей, смеяться над ними.

    Нам всем не хватает добрых вежливых слов в общении. Как здорово услышать: «Я рад тебя видеть!», «Я готов тебе помочь!», «Здравствуйте!», «Будьте здоровы!». Всем людям плохо без внимания и сочувствия. Вот и давайте чаще говорить друг другу только приятные слова. От этого на капельку солнца прибавится в мире, на капельку счастья прибавится в мире, на капельку радостней сделается жизнь.

    Чтение стихотворения хором:

    А в играх с друзьями мы сами

    Должны оставаться друзьями.

    Да здравствует смелость, азарт, быстрота,

    Да здравствует вежливость и доброта,

    Да здравствуют добрые лица!

    И пусть тот, кто злится, - стыдится!

    Источники:

    http://competentnost.ucoz.ru/load/v_nogu_so_vremenem/iz_opyta_raboty/klassnyj_chas_byt_vezhlivym_chto_ehto_znachit_3_klass/4-1-0-21

    http://infourok.ru/klassnyy_chas_shkola_vezhlivosti-143728.htm

    http://www.metod-kopilka.ru/vneklassnoe_meropriyatie_chto_takoe_horosho_i_chto_takoe_ploho.-38834.htm


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Спортивно-интеллектуальное мероприятие "Безопасность всегда и везде"

    Представлен конспект внеклассного спортивно-интеллектуального мероприятия с учащимися 2-9 классов "Безопасность всегда и везде"...

    КВН "Всегда и везде, ночью и днем будь аккуратен, осторожен с огнем!"

    Сценарий проведения КВН по противопожарной тематике среди учащихся основной школы.Основными целями и задачами мероприятия являются:1.     Закрепить знания правил пожарной безопасно...

    "...Всегда и везде - Вечная слава воде!"

           Природная вода охватывает и создает всю жизнь человека. Едва ли есть какое – нибудь другое природное тело, которое бы до такой степени определяло его общес...

    Будь вежлив! Be polite!

    данный материал позволит объяснить использование вежливых форм обращения Mr., Mrs., Mi...

    Программа проведения спортивного праздника «Спорт-всегда, спорт-везде, спорт в твоей, моей душе!» под девизом «Спорт любить - здоровыми быть!»

    Программа проведения спортивного праздника«Спорт-всегда, спорт-везде, спорт в твоей, моей душе!»под девизом «Спорт любить - здоровыми быть!» 1.  Цель- пропаганда здорового образа жизни,...