Рабочая программа по экологии 6 класс
рабочая программа по экологии (6 класс) по теме

       Данная программа предназначена для учащихся 6-х классов общеобразовательной школы, составлена на основе Региональной программы для общеобразовательных учреждений, 1-11 класс (под ред. д-ра биол. наук, проф. С.И. Беляниной и канд. биол. наук, доц. Ю.И. Буланого), программы курса «Экология растений», 6 класс (автор И.М. Швец.) ,программно-методических материалов – Экология 5 – 11 кл ГОУ ДПО «СарИПКиПРО» (автор Акифьева Е.В., 2005)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma__ekologiya_6_klass.doc250 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа пос. Придорожный»

Энгельсского района Саратовской области

 

«Согласовано»

Методист МОУ ДПОС «УМЦ»

_____________/____________/

ФИО

____________200___г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ №       »

_____________/______________/

ФИО

 «__»____________200___г.

«Согласовано»

Руководитель МОУ «СОШ №    »

_____________/______________/

ФИО

Приказ № ___ от «__»____200___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Костыря Елены Николаевны,

учителя высшей квалификационной категории

Ф.И.О., категория

по  экологии, 6 класс

Предмет, класс и т.п.

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «__»_______200_ г.

Г. Энгельс

2010 год

Оглавление

Пояснительная  записка………………………………………………………

Учебно-тематический план…………………………………………………..

Содержание тем учебного курса…………………………………………….

Требования к уровню подготовки учащихся……………………………………..

Перечень учебно-методического обеспечения……………………………..

Список литературы ………………………………………………………….

Приложение………………………………………………………………….

Пояснительная  записка

       Данная программа предназначена для учащихся 6-х классов общеобразовательной школы, составлена на основе Региональной программы для общеобразовательных учреждений, 1-11 класс (под ред. д-ра биол. наук, проф. С.И. Беляниной и канд. биол. наук, доц. Ю.И. Буланого), программы курса «Экология растений», 6 класс (автор И.М. Швец.) ,программно-методических материалов – Экология 5 – 11 кл ГОУ ДПО «СарИПКиПРО» (автор Акифьева Е.В., 2005)

Концептуальной основой данного курса экологии являются идеи:

- преемственности экологического образования;

- интеграции учебных предметов (экология, биология, география, физика, химия, история, обществознание, право, экономика);

- гуманизации образования;

- соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития школьников;

- личностной ориентации содержания образования;

- деятельностного характера образования и направленности содержания на развитие общих учебных умений, обобщённых способов учебной, познавательной, практической, творческой, исследовательской и проектной деятельности;

- формирование у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

Эти идеи  являются базовыми при определении структуры, целей и задач данного курса.

         Программа продолжает вводить основные экологические понятия, с которыми учащиеся начали знакомиться в 5 классе в учебном курсе «Природа. Введение в биологию и экологию». Такие общие экологические понятия, как «экологический фактор», «взаимодействие организмов», «окружающая среда», «взаимодействие организмов с окружающей средой» и другие, объясняются на конкретных примерах растений. В нем отсутствуют понятия популяционно-экологического ряда, так как в учебном содержании для этого еще нет основы. Систематическое изучение живой природы только начинается, а для ознакомления с понятием о популяциях необходимы: опора на знания о свойствах отдельных видов организмов, владение знаниями о классификации живого мира, достаточно глубокое владение понятием "вид". Достаточно широкое представление экологических понятий в курсе биологии 6 класса логически сочетается с учебным содержанием. Изучение многообразия растений и процессов их жизнедеятельности основано на развитии знаний о конкретных условиях (факторах) среды (свет, влага, температура, воздух, ветер и животные, распространяющие семена или помогающие переносу пыльцы). В тесной связи с этими вопросами развиваются понятия о проявлении свойств организмов в зависимости от влияния экологических факторов. Знакомство учеников с многообразием растений дает возможность развить знания о местообитании и средах жизни организмов на Земле (водная, наземно-воздушная, почвенная, организм). Понятия об абиотических и биотических факторах среды, о свойствах организмов, которые появляются в результате действия этих факторов, о природных сообществах хотя и обобщаются в заключительной теме и на весенней экскурсии в природу, но работа над ними продолжается в следующих классах.Тема о природных сообществах, завершающая курс биологии 6 класса, включает группу биогеоценотических понятий. Среди них - растительное сообщество (фитоценоз), природное сообщество, смена природных сообществ, ярусностъ в пространстве, ярусность во времени, биогеоценоз, а также конкретные примеры сообществ: лес (дубрава, ельник, смешанный лес), луг, поле, сад, болото. Формирование биогеоценотических понятий осуществляется путем интеграции знаний о роли растений, грибов и бактерий в природе, об их совместном обитании на определенных участках, а также на основе приобретенных ранее знаний о среде, экологических факторах, о зависимости растений от животных, приспособленности разных организмов к совместной жизни. Эти знания закладывают основы понимания природного сообщества или биогеоценоза как особой надорганизменной биосистемы, включающей разные виды растений, животных, грибов и бактерий. Социально-экологические понятия, входящие в учебный курс, позволяют обратить внимание учащихся на необходимость бережного отношения к природе, целенаправленно развивать ответственное отношение к живому миру и природе в целом.

Цели курса: расширить представления учащихся о растительном мире; показать взаимосвязи между растениями и окружающей сре дой; сформировать знания о рациональном пользовании богатствами природы

Задачи курса «Экология растений» :

Обучения:

- привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные работы экскурсии, нестандартные уроки контроля знаний через постоянное применение идеи «стимулирования занимательностью»

- создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

- обеспечить усвоение учащимися знаний  в соответствии со стандартом экологического  образования через систему из 34 уроков

- способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать экологические  объекты, сравнивать их,

ставить несложные  опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать наиболее распространённые растения и грибы своей местности через систему лабораторных работ  и экскурсии, продолжить развивать у детей общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию  умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки через монологические ответы на уроках и особое отношение к работе в тетрадях (ежемесячная проверка ведения тетради и конкурс на лучшую тетрадь в конце учебного года)

Развития:

-  создать условия для развития у школьников  интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у учащихся  слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения, эстетических эмоций, положительного отношения к учёбе, умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках красивых наглядных пособий, музыкальных  фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика

Воспитания: 

- способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей: особое внимание обратить на воспитание у  учащихся  ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока, лабораторные  работы, КСО

Основной формой обучения является урок .Кроме урока  используется такая форма обучения как экскурсия . В 6 классе на реализацию курса экологии согласно базисному учебному плану из  регионального компонента выделено 34 учебных часа (из расчёта по 1 ч/нед.).  Из них выделено на лабораторные работы – 5 часа, на практические работы – 5 часов, на защиту исследовательских и проектных работ – 1 час. 

Форма организации учебной деятельности учащихся на уроке.— фронтальная, индивидуальная и групповая.

На занятиях используются основные группы методов обучения:

1. Методы организации и осуществления учебной деятельности: словесные, наглядные, практические методы (упражнение , лабораторная работа,  трудовая деятельность) репродуктивные, проблемные, частично-поисковый метод и др.

 2. Методы  стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательные игры, занимательность, создание ситуации новизны, успеха.

 3. Методы контроля и самоконтроля за учебной деятельностью: устные , письменные, фронтальные, групповые, индивидуальные, итоговые ,текущие.

Предполагаемые результаты:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях

овладение умениями применять экологические знания, работать с  приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за объектами,  эксперименты

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе

использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни

Для оценки достижений учащихся по изучению данных курсов необходимо использовать следующие виды контроля: поурочный и тематический.

Поурочный контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися учебного материала в процессе изучения темы и носит стимулирующий, корректирующий и воспитательный характер.

При осуществлении поурочного контроля оценивается процесс учебной деятельности учащихся, познавательные и общеучебные умения, использование рациональных способов выполнения заданий с учётом проявления интереса к учению, стремления к достижению поставленной цели и других индивидуальных и личностных качеств.

Тематический контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися учебного материала определённой темы. При осуществлении тематического контроля оцениваются достижения учащихся  в логической системе, соответствующей структуре учебной темы.

Основные виды контроля осуществляются в устной, письменной, практической формах и в их сочетании. К ним относятся: индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах,  дидактические разноуровневые тесты,   самостоятельные работы, лабораторные и практические работы, исследования, сообщения, проекты.

Учебно-тематический план

Перечень разделов, тем

Количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы

Вид занятий

Деление на виды деятельности и формы

Формы и методы контроля

1

Введение

2

1

Что изучает экология растений.

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Познавательная;

фронтальная

фронтальный устный.

2

Особенности взаимодействия растений со средой.

1

Экскурсия. Живой организм, его среда обитания и условия существования

Исследовательская; групповая

индивид. письменный.

2

Свет в жизни растений

3

3

Для чего нужен свет растениям

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Познавательная;

фронтальная

фронтальный устный.

4

Экологические группы растений по отношению к свету. Светолюбивые растения.

1

Комбинированный урок

Познавательная;

фронтальная

фронтальный устный,

тестовый

5

Теневыносливые и тенелюбивые растения.

1

Комбинированный урок

Лабораторная работа №1 ««Анатомическое строение светового и теневого листа у одного и того же вида растения»»

Тестовый,

фронтальный письменный

3

Тепло в жизни растений

3

6

Для чего нужно тепло растениям.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Познавательная;

групповая

Тестовый,

взаимоконт-роль

7

Приспособление растений к высоким и низким температурам.

1

Комбинированный урок

Познавательная;

групповая

фронтальный устный,

индивид. письменный

4

Вода в жизни растений

3

8

Для чего нужна вода растениям.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Познавательная;

групповая

взаимоконт-роль

9

Экологические группы растений по отношению к воде. Водные растения.

1

Комбинированный урок

Познавательная;

групповая

тестовый

10

Влаголюбивые растения и умеренного увлажнения. Засухоустойчивые растения.

1

Лабор. работа №2 «Сравнение анатомических особенностей растений различных экологических групп по отношению к влаге»

Письменный

самоконтроль

5

Воздух в жизни растений

3

11

Газовый состав воздуха в жизни растений.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Познавательная;

групповая

Тестовый,

взаимоконт-роль

12

Приспособления растений к опылению ветром.

1

Комбинированный урок

Лаб. работа №3 «Изучение приспособлений растений к опылению и распространению ветром.»

фронтальный устный,

индивид. письменный

13

Регулирование человеком воздушных потоков и газового состава воздуха.

1

Комбинированный урок

Лаб. работа №4 «Определение  степени запыленности воздуха»

фронтальный устный,

индивид. письменный

6

Почва в жизни растений

3

14

Что представляет собою почва

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Познавательная;

групповая

взаимоконт-роль

14

Экологическая группа растений по отношению к почве.

1

Комбинированный урок

Познавательная;

групповая

фронтальный устный

16

Улучшение почв человеком.

1

Комбинированный урок

Практическая работа №1 «Подготовка почвы к посадке рассады»

тестовый

7

Животные и растения

2

17

Животные опылители.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Познавательная;

фронтальная

фронтальный устный

18

Растения – хищники.

1

Комбинированный урок

Познавательная;

фронтальная

устный

индивид

8

Влияние растений друг на друга

2

19

Прямые влияния растений друг на друга. Влияние растений друг на друга через изменения среды

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Познавательная;

фронтальная

устный

индивид

20

Конкуренция между растениями по отношению к различным экологическим факторам.

1

Познавательная;

фронтальная

фронтальный устный,

индивид. письменный

9

Грибы и бактерии в жизни растений.

2

21

Круговорот веществ.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Познавательная;

фронтальная

фронтальный устный

22

Бактериальные и грибные болезни растений.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Познавательная;

фронтальная

устный

индивид

10

Сезонные изменения растений

2

23

Осень и зима в жизни растений.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Познавательная;

творческая; фронтальная

фронтальный устный

24

Весна и лето в жизни растений. Фенология.

1

Экскурсия. Приспособленность растений к сезонам года.

Исследовательская; творческая;  групповая

фронтальный письменный

11/25

Изменения растений в течении жизни.

1

Комбинированный урок

Лаб. работа №5 «Онтогенез травянистого многолетнего растения»

фронтальный письменный

12/26

Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений.

1

Комбинированный урок

Познавательная;

фронтальная

тестирование

13/27

Жизненные формы растений

1

Комбинированный урок

Практическая работа №2 «Изучение жизненных форм растений на пришкольном участке»

фронтальный письменный

14

Растительные сообщества

3

28

Состав растительных сообществ.

1

Урок комплексного применения ЗУН учащимися.

Практическая работа №: 3 «Моделирование природного растительного сообщества»

фронтальный письменный

29

Строение растительных сообществ.

1

Комбинированный урок

Экскурсия. «Строение растительного сообщества»

фронтальный письменный

30

Изменение растительных сообществ.

1

Комбинированный урок

Практическая работа №: 4 «Изучение состояния сообщества пришкольного участка»

фронтальный письменный

15

Охрана растительного мира

3

31

Редкие и охраняемые растения.

1

Комбинированный урок

Познавательная;

фронтальная

устный

индивид

32

Охраняемые территории Саратовской области.

1

Комбинированный урок

Защита проекта

устный

индивид

33

Экологическая тропа

1

Комбинированный урок

Практическая работа №:5  «Прокладывание экологической тропы по территории ОУ»

34

Резервное время

1

Содержание тем учебного курса

Тема 1. Экология растений: раздел науки и учебный предмет (2ч)

Экология как наука. Среда обитания и условия существования. Взаимосвязи живых организмов и среды. Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей их средой. Экология растений и животных как учебный предмет.

Основные понятия: среда обитания, условия существования, взаимосвязи, экология растений, растительные сообщества.

Экскурсия. Живой организм, его среда обитания и условия существования. (Экскурсия проводится на любой объект, где можно познакомиться с любым растительным организмом и его средой обитания: парк, лес, луг, живой уголок.)

Тема 2. Свет в жизни растений (Зч)

Свет и фотосинтез. Влияние света на рост и цветение растений. Свет как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к свету. Приспособление растений к меняющимся условиям освещения.

Основные понятия: свет и фотосинтез, растения длинного дня, растения короткого дня, прямой солнечный свет, рассеянный свет, светолюбивые растения, теневыносливые и тенелюбивые растения.

Опыт в домашних условиях. Влияние света на рост и развитие растений. (В ходе работы доказывается, что солнечный свет оказывает непосредственное влияние на рост и развитие растений. Сравниваются выросшие на свету и в темноте проростки.)

Лабораторная работа. Изучение строения листьев светолюбивого и тенелюбивого растений под микроскопом. (Под микро-скопом изучаются микропрепараты листьев камелии и герани. Делается вывод о связи строения листа с его функцией и его расположением относительно направления световых лучей.)

Тема 3. Тепло в жизни растений (Зч)

Тепло как необходимое условие жизни растений. Значение тепла для прорастания семян, роста и развития растений. Температура как экологический фактор. Разнообразие температурных условий на Земле. Экологические группы растений по отношению к теплу. Приспособления растений к различным температурам. Выделение тепла растениями. Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды.

Основные понятия: тепло — необходимое условие жизни, тепловые пояса, теплолюбивые растения.

Тема 4. Вода в жизни растений (Зч)

Вода как необходимое условие жизни растений. Значение воды для питания, охлаждения, расселения, для прорастания семян, роста и развития растений. Влажность как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к воде. Приспособление растений к различным условиям влажности.

Основные понятия: влажность, вода — необходимое условие жизни, влаголюбивые растения, засухоустойчивые растения, суккуленты, орошение, осушение.

Опыт в домашних условиях. Влияние воды и тепла на прорастание растений.

Лабораторная работа. Знакомство с водными, влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями. (По гербарным экземплярам или рисункам проводится работа, в ходе которой выявляются особенности строения растений с разным отношением к влаге.)

Тема 5. Воздух в жизни растений (Зч) Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни растений. Значение для растений азота, кислорода и углекислого газа. Приспособление растений к

извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха. Приспособление растений к опылению и распространению ветром.

Основные понятия: газовый состав воздуха, кислотные дожди, ветроустойчивые растения.

Лабораторные работы. Изучение приспособлений растений к опылению и распространению ветром. (Изучение проводится по коллекции плодов и семян с помощью лупы.) Определение с помощью домашних растений степени запыленности воздуха. (С помощью ленты-скотча определяется степень запыленности воздуха.)

Тема 6. Почва в жизни растений (Зч)

Почва как необходимое условие жизни растений. Виды почв. Состав почвы. Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв. Плодородие почв. Действия человека, влияющие на качество почв.

Основные понятия: минеральные и органические вещества почвы, гумус, почвенное питание, плодородие почвы, солевыносливые (солеустойчивые) растения, органические и минеральные удобрения, эрозия почв.

Домашняя практическая работа. Влияние механического состава почвы на прорастание семян, рост и развитие проростков. (Проращиваются семена, например, фасоли, в типах почвы: песке; глине; почве, принесенной из сада или с огорода. В ходе работы доказывается, что сроки прорастания семян и развития проростков зависят от типа почвы.)

Практическая работа  «Подготовка почвы к посадке растений» (с процедурой подготовки почвы можно познакомиться на примере выращивания комнатных растений.)

Тема 7. Животные и растения (2ч)

Взаимное влияние животных и растений. Значение животных для опыления и распространения растений. Значение растений для животных. Растения-хищники.

Основные понятия: растительноядные животные, растения-хищники, животные-опылители и распространители семян растений.

Лабораторные работы. Способы распространения плодов и семян. (С помощью коллекции плодов и семян и лупы изучаются приспособления семян и плодов к распространению животными.) Изучение защитных приспособлений растений. (На гербарных экземплярах растений доказывается, что у растений имеется пассивная защита от поедания их животными, например: у крапивы — жгучие волоски, у барбариса или боярышника — колючки.)

Тема 8. Влияние растений друг на друга (1ч)

Прямое и опосредованное влияние растений друг на друга. Различные формы взаимодействия между растениями. Конкуренция между растениями по отношению к различным экологическим факторам.

Основные понятия: растения-паразиты, конкуренция, прямое влияние.

Тема 9. Грибы и бактерии в жизни растений (2ч)

Роль грибов и бактерий в жизни растений. Круговорот веществ и непрерывность жизни. Бактериальные и грибные болезни растений.

Основные понятия: сапротрофы, паразиты, круговорот веществ, микориза, фитофтороз.

Тема 10. Сезонные изменения растений (2 ч)

Приспособленность растений к сезонам года. Листопад и его роль в жизни растений. Озимые и яровые однолетники. Глубокий и вынужденный покой. Фенологические фазы растений и влияние на них климата и погоды.

Основные понятия: лесная подстилка, озимые однолетники, глубокий и вынужденный покой, весеннее сокодвижение, яровые однолетники, фенология, фенологические фазы.

 Экскурсия. Приспособление растений к сезонам года. (Для разных местностей экскурсия может проходить как зимой, так и весной. В ходе экскурсии нужно познакомиться с сезонными изменениями в жизни растений, научиться наблюдать взаимосвязи растений в природе, находить доказательства влияния условий среды на живой организм; отметить, каким образом разные растения приспособились переносить зимние условия; какие условия способствуют весеннему пробуждению растений.)

Тема 11. Изменение растений в течение жизни (1ч)

Периоды жизни и возрастные состояния растений. Значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний. Причины покоя семян. Условия обитания и длительность возрастных состояний растений.

Основные понятия: периоды течения жизни растений, период покоя, период молодости, период зрелости.

Тема 12. Разнообразие условий существования

и их влияние на разные этапы жизни растений (2ч)

Разнообразие условий существования растений. Жизненное состояние растений как показатель условий их жизни. Уровни жизненного состояния растений.

Основные понятия: условия существования, жизненное состояние растений, широкая и узкая приспособленность.

Тема 13. Жизненные формы растений (1 ч)

Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев разных климатических зон. Жизненные формы растений своей местности.

Основные понятия: широколиственные, мелколиственные, хвойные деревья; суккулентные стеблевые деревья; бутылочные и розеточные деревья; деревья-душители и деревья-рощи.

. Практическая работа. Изучение жизненных форм растений на пришкольном участке. (Изучаются особенности различных жизненных форм растений на пришкольном участке или в любом природном комплексе. Делаются выводы о преимущественном распространении определенных жизненных форм и обсуждается их санитарное состояние.)

Тема 14. Растительные сообщества (Зч)

Растительные сообщества, их видовой состав. Естественные и искусственные растительные сообщества. Устойчивость растительных сообществ. Взаимное влияние растений друг на друга в сообществе. Количественные соотношения видов в растительном сообществе. Строение растительных сообществ: ярусность, слоистость, горизонтальная расчлененность. Суточные и сезонные изменения в растительных сообществах.

Основные понятия: растительные сообщества, устойчивость растительных сообществ, видовой состав, разнообразие растений, ярусность, смены растительных сообществ.

Практическая работа. Изучение состояния сообщества пришкольного участка, городского парка, сквера и т. д. (Группами по3-5 человек обследуется состояние растительности на пришкольном участке, в парке, сквере и т. д., выясняется степень антропогенного влияния на растения.)

Экскурсия. Строение растительного сообщества.

Тема 15. Охрана растительного мира (3 ч)

Обеднение видового разнообразия растений. Редкие и охраняемые растения. Охраняемые территории. Редкие и охраняемые растения своей местности.

Основные понятия: редкие растения, охраняемые растения, Красная книга, охраняемые территории.

Практическая работа «Прокладывание экологической тропы по территории ОУ»

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса по курсу «Экология растений»

1. Называть основные экологические факторы в жизни растений.

2. Описывать различные условия существования, периоды жизни и возрастные состояния растений.

3. Приводить примеры различных растительных сообществ и их видового состава, различных жизненных форм растений.

4. Описывать и объяснять приспособление растений к различным экологическим факторам и влияние экологических факторов на жизнедеятельность растений.

5. Давать характеристику различным растительным сообществам, взаимосвязям внутри растительного сообщества, различным сезонным изменениям растений.

6. Определять антропогенное влияние на растительные сообщества, уровни жизненного состояния растений.

7. Объяснять значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний; для устойчивости растительных сообществ, видового разнообразия растений, разнообразия растительных сообществ.

8. Объяснять роль и значение растений, грибов и бактерий в круговороте веществ и непрерывности жизни.

9. Объяснять роль человека в охране растительного мира, в сохранении биоразнообразия растений.

10. Уметь прогнозировать изменения в развитии растительных сообществ и отдельных растений под воздействием усилившейся антропогенной нагрузки.

11. Применять знания об экологических факторах для повышения выживаемости комнатных и сельскохозяйственных растений.

Перечень учебно-методического обеспечения

Данная программа подкреплена учебником А.М.Быловой, Н.И.Шориной «Экология растений», 6 класс,  Москва, изд. центр «Вентана – Граф», 2006 год.

 дидактический материал.

Список литературы

- литература, использованная при подготовке программы;

- литература, рекомендованная для учащихся;

- образовательные диски

Литература для учителя

Горышина Т.К. Экология растений. М.: Высшая школа, 1979.

Двораковкий М.С. Экология растений. М . Высшая школа, 1983.

Лархер В. Экология растений. М.: Мир, 1978.

Миркин Б.М. Что такое растительные сообщества. М.: Наука, 1986.

Нагалевский В.Я., Николаевский В.Г. Экологическая анатомия растений. Краснодар, 1981.

Пианка Э. Эволюционная экология. М.: Мир, 1981.

Работное Т.А. Фитоценология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.

Красная книга Саратовской области: Растения, грибы, лишайники. Животные. Саратов: Регион. Приволж. изд-во «Детская книга», 1996.

Серебряков И.Г. Экологическая морфология растений. Жизнен ные формы покрытосеменных и хвойных. M: Высшая школа, 1962.

Серебрякова Т.Е. Жизненные формы растений // Жизнь расте ний: в 6-и т. М.: Просвещение, 1974. Т. 1.

Тимонин А.К., Ношов А.А. Большой практикум по экологической анатомии покрытосеменных растений. Тверь: Тверск. гос. ун-т, 1993.

УрановА.А. Растение и среда // Жизнь растений: в 6-и т М.: Про свещение, 1974. Т. 1.

Чернова И.М. Лабораторный практикум по экологии. М.: Про свещение, 1988.

Чернова И.М., Вылова AM. Экология. М.: Просвещение, 1988.

Литература для учащихся

Былова AM., Шорина Н.И. Экология растений: Пособие для учащихся 6 класса общеобразовательной школы. М.: Вентана-Граф, 1999.

Вахромеева М.Г., Павлов В.Н. Растения Красной книги СССР. М.: Педагогика, 1990.

Гроздша К.В. Занимательная дендрология. М.: Лесная промыш ленность, 1981.

Охраняемые растения Саратовской области. Саратов: Приволж ское книжное изд-во, 1979.

Петров В.В. Из жизни зеленого мира. М.: Просвещение, 1982.

Петров В.В. Лес и его жизнь. М.: Просвещение, 1986.

Петров В.В. Лесные тайны. М.: Лесная промышленность, 1989.

Саратовские леса: 200 лет Лесному департаменту России. Сара тов: Регион. Приволж. изд-во «Детская книга», 1998

Приложения к программе

Основные понятия курса.

1.Понятия о средах  и экологических факторах среды :Среда обитания. Окружающая среда. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Воздействие организмов на среду обитания . Средообразующее влияние растений, грибов и бактерий в природе Роль человека в природе
2.Аутэкологические понятия: Образ жизни организмов в природе. Зависимость организмов от экологических факторов. Приспособленность организмов к экологическим факторам. Эколо
гические группы организмов: светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые. Взаимосвязи организма и среды. Жизненные формы организмов. Ритмы жизни организмов (суточные, се
зонные)

3.Биогеоценотические понятия : Круговорот веществ в природе. Биотические связи. Растительное сообщество(фитоценоз).Природное сообщество. Биогеоценоз. Экосистема. Ярус. Место обитание Видовой состав населения. Биологичекое разнообразие. Естественные и искусственные сообщества (лес, луг, болото, поле, сад).Смена природных сообществ

Практическая часть программы

Тема 2

Опыт в домашних условиях.  

«Влияние света на рост и развитие растений»

Оборудование: семена фасоли, два вазона с почвой и поддонами.

Ход работы:

1.Посейте семена фасоли в два вазона с почвой.

2. Поставьте вазоны с высеянными семенами в теплое место: один – на хорошо освещенное место, другой  - в темное место.

3.Не забывайте поливать растения в обоих вазонах одинаковым количеством воды.

через 3-4недели, когда растения достаточно разовьются, сравните их. Есть ли разница в развитии стеблей и листьев? Сделайте вывод о влиянии света на рост и развитие растений.

4.Приготовьте сообщение о закладке опыта, его проведении и результатах. На уроке во время сообщения продемонстрируйте результаты опыта.

Лабораторная работа

«Анатомическое строение светового и теневого листа у одного и того же вида на примере сирени обыкновенной»

Материал и оборудование: микроскоп, микропрепараты поперечных срезов светового и теневого листа сирени обыкновенной, рисунки.

Ход работы.

1.Рассмотрите рис.1. Обратите внимание, что световые листья более мелкие, плотные и толстые в отличие от теневого листа. У световых листьев эпидерма покрыта более толстой кутикулой, лучше выражены и более сомкнуты крупные клетки столбчатой ткани, губчатая ткань состоит из лопастных клеток.

Что обозначено цифрами? Подпиши ткани.

2. Рассмотрите под микроскопом микропрепараты поперечных срезов светового и теневого листьев сирени обыкновенной. Сравните толщину кутикулы у клеток верхней эпидермы. Найдите столбчатую ткань, губчатую ткань с воздухоносными полостями. Сравните препарат с рисунком.

3. Сравните строение светового и теневого листьев сирени обыкновенной.

Заполните таблицу

Признаки

Световой лист

Теневой лист

Толщина листа

Наличие кутикулы на верхней эпидерме

Количество слоев столбчатой ткани

Толщина столбчатой ткани

4. Сделайте вывод о связи строения листа с его функцией, и его расположением относительно направления световых лучей.

Тема 3

Опыт в домашних условиях.

«Влияние температуры на рост растения»

Оборудование: семена пшеницы, три вазона с почвой и поддонами.

Ход работы

  1. В вазоны с почвой посейте семена пшеницы.
  2. Первый вазон поставьте в такое место, где бы температура была 5*С, второй

вазон – в место с температурой 20*С, третий вазон – в место с температурой 30*С.

  1. Поливайте почву одинаковым количеством воды. Условия освещенности должны быть одинаковыми.
  2. В течение 3-4недель наблюдайте за развитием и ростом растений. Сделайте вывод о влиянии температуры на рост и развитие растений.
  3. Приготовьте сообщение о закладке опыта, его проведении и результатах. На уроке во время сообщения продемонстрируйте результаты опыта.

Тема 4

Опыт в домашних условиях.

«Влияние воды на рост растения»

Оборудование: семена пшеницы, шесть вазонов с почвой и поддонами.

Ход работы

1.В вазоны с почвой посейте семена пшеницы.

2.Вазоны с высеянными в них семенами поставьте в светлое место.

3.Поливайте почву ежедневно: в первый вазон – 5см3; во второй вазон – 15 см3; в третий вазон – 30 см3; в четвертый вазон – 60 см3; в пятый вазон – 100 см3; в шестой вазон – 150 см3. Если перед поливом в поддоне обнаружится вода, то слейте ее.

4.В течение 3-4недель наблюдайте за развитием и ростом растений. Сделайте вывод о влиянии воды на рост и развитие растений.

5.Приготовьте сообщение о закладке опыта, его проведении и результатах. На уроке во время сообщения продемонстрируйте результаты опыта.

Лабораторная работа

«Сравнение анатомических особенностей растений различных

экологических групп по отношению к влаге»

Цель: познакомить учащихся с особенностями анатомического строения растений разных экологических групп по отношению к влаге и подвести к выводу о связи строения органов растения с условиями их местообитания.

Материалы и оборудование: гербарии растений разных  экологических групп по отношению к влаге, живые комнатные растения этих экологических групп, микроскопы, дополнительный материал.

Справочный материал.  Внешний облик и строение растения всегда связано с приспособлением к тем или иным условиям водоснабжения. Различают экологические группы растений: гидатофиты – растения, полностью погруженные в воду, укореняющиеся в грунте или свободно плавающие в толще или на поверхности воды (элодея, кувшинка, кубышка). Гидрофиты – наземно-водные или частично погруженные в воду растения, растущие по берегам водоемов на мелководьях (тростник, стрелолист). Гигрофиты – наземные растения, обитающие в условиях повышенной влажности почвы или воздуха (лютик ползучий, череда). Мезофиты – растения, произрастающие в условиях умеренного увлажнения (растения лугов). Ксерофиты – растения засушливых мест обитания (растения степей, пустынь).

Ход работы

  1. Рассмотрите растения на гербарных образцах. Опишите их морфологические особенности, указанные в отчетной таблице.
  2. Изготовьте микропрепараты кожицы листа.
  3. Подготовьте микроскоп к работе.
  4. Рассмотрите изготовленные вами микропрепараты, обращая внимание на признаки, которые указаны в отчетной таблице.
  5. Результаты своего исследования занесите в таблицу и определите, к какой экологической группе по отношению к влаге относятся те или иные растения.

Вид растения

Корневая система

Форма и характер опушения (налета) на листьях

Эпидерма и кутикула

Устьица и их число

Мякоть листа

Обилие жилок

Особенности механической ткани

Наличие аэренхимы

Экологическая группа растений

По результатам работы сформулируйте вывод и запишите его в тетрадь.

Контрольные вопросы

  1. Чем отличаются плавающие и подводные листья кувшинки?
  2. Как водные растения приспособлены к недостатку воздуха?
  3. Почему у водных растений слабо развита механическая и проводящая ткани?
  4. Какова роль кутикулы на эпидерме листьев?
  5. Какие особенности листа ковыля уменьшают расход воды?
  6. Какова роль волосков на листьях ксерофитов?

Тема 5

Лабораторная работа

«Приспособленность растений к опылению и распространению ветром»

Цель работы: изучить приспособления растений к опылению и распространению ветром.

Материалы. Гербарий цветущих растений, коллекция плодов и семян, распространяемых ветром, рисунки.

Справочный материал. Анемохория – распространение плодов и семян при помощи ветра.

Ход работы

1.Рассмотрите гербарий цветущих растений, рисунки.

2. Рассмотрите растения с ветроопыляемыми цветками. Почему все они собраны в соцветия?

3. Найдите в тексте учебника описание особенностей ветроопыляемых цветков. Сравните цветки пырея  или тимофеевки с цветками лютика или шиповника.

4. Используйте для сравнения рисунки в учебнике.

5. По внешнему виду определите способ распространения плодов и семян и выпишите названия растений, распространяемых ветром.

Выполни задание:

Каковы особенности ветроопыляемых растений? Нужный ответ подчеркните.

Цветки крупные, околоцветник невзрачный, мелкие цветки собраны в соцветие, соцветия имеют гибкую ось, цветение происходит до распускания листьев, пыльца липкая, околоцветник яркий, цветки без нектара, рыльца цветков сильно опушены, цветки с большим количеством нектара,

пыльца легкая, сухая.

Лабораторная работа

«Определение степени запыленности воздуха»

Оборудование: коробки для сбора листьев, химические стаканы, пинцет, воронка, фильтры, листья деревьев и кустарников, вода, маркер.

Ход работы

1.Найдите растения одного вида: растущие у дороги, в 10-15 метрах от дороги, в глубине парка или участка.

2. Сорвите с каждого растения по 5-6листьев с черешком и положите их в пронумерованные коробки.

3. Пронумеруйте стаканы, положите в них листья из соответствующих коробок. Промойте листья в стаканах с одинаковым количеством воды. Сравните степень помутнения воды. Поочередно профильтруйте воду из каждого стакана. Сравните количество осадка на фильтре. Результаты занесите в таблицу.

Загрязнение растений

Степень загрязнения листьев

Растения растущие у дороги

Растения растущие в 10-15метрах от дороги

Растения парка

Сильная

Средняя

Слабая

4. Сделайте вывод о степени загрязнения растений в зависимости от места произрастания.

5. Почему не рекомендуется вырубать деревья под окнами домов, выходящими на проезжую часть?

Тема 6

Домашняя практическая работа.

«Влияние механического состава почвы на прорастание семян».

Оборудование: три цветочных горшка, проросшие семена гороха или фасоли, дневник наблюдения.

Ход работы.

1.Наполните один горшок песком, второй глиной, третий перегноем. В каждый из них высейте одинаковое количество проросших семян на глубину 3 см.

2.Поставьте горшки в теплое освещенное место и регулярно поливайте посевы одинаковым количеством воды комнатной температуры.

3.Наблюдайте за появлением всходов, ростом и развитием проростков в течение 3-4недель и ведите дневник.

4.Сделайте вывод о влиянии механического состава почвы на рост и развитие проростка.

Дневник наблюдений

Почва

Дата всходов

Высота побега

Состояние проростка (количество, размеры и цвет листьев) к концу 3 недели

1 неделя

2 неделя

3 неделя

Песчаная

Глинистая

Перегной

Тема 11

Лабораторная работа

«Онтогенез травянистого многолетнего растения»

Цель: формировать понятие онтогенез, возраст, возрастное состояние;

Методические рекомендации. В качестве объекта для лабораторной работы рекомендуется использовать многолетнее травянистое растение, т.к. у него наиболее полно выражены все периоды онтогенеза и возрастные состояния. По ходу работы ученики используют рисунки и текст § 44 учебника.

Материал и оборудование: раздаточный гербарий растений разных возрастных состояний.

Справочный материал. Онтогенез – индивидуальное развитие организма. Его делят на возрастные периоды, характеризующиеся структурно-физиологическими особенностями: зародышевый, молодости, зрелости, старости.

  Период жизни растений, в свою очередь, делят на более короткие этапы, возрастные состояния, каждое из которых обладает характерными особенностями внешнего вида и строения.

Ход работы

Задание 1. Изучить онтогенез травянистого многолетнего растения..

1.Рассмотрите рисунок в учебном пособии, обратите внимание на внешние признаки особей разных возрастных групп.

2.Заполните таблицу, кратко отметив признаки каждого возрастного состояния.

Период онтогенеза

Возрастное состояние

Характерные признаки

Зародышевый

Покоящиеся семена

Молодости

Проросток

Юношеское растение

Полувзрослое вегетативное растение

Взрослое вегетативное растение

Зрелости

Молодые цветущие растения

Средневозрастные цветущие растения

Старые цветущие растения

Старости

Старческое

Задание 2. Сделать схематичные рисунки изученных групп растений. На схеме отразить качественные признаки каждого возрастного состояния.

Задание 3. По результатам работы сформулируйте вывод и запишите его в тетрадь.

Контрольные вопросы

  1. В каком возрастном состоянии особи наиболее сильно влияют на среду?
  2. В каком возрастном состоянии особи наиболее способны выдержать конкуренцию со стороны соседних растений и засушливые условия?
  3. Как изменяются приспособительные возможности растения со сменой возрастных состояний?

Тема 12

Практическая работа.

«Воздействие человека на растительность на разных этапах развития общества»

Оборудование. Дополнительная литература.

Ход работы

  1. Прочитайте дополнительную литературу.
  2. Заполните таблицу.

Воздействие человека на растительность

Периоды развития цивилизации

Изменения, происходившие в растительных сообществах в результате деятельности человека.

Доисторический

Исторический

15-18 век

20-21 век

Сделайте вывод о влиянии человека  на растительность.

Тема 13

Практическая работа.

«Сравнение жизненных форм особей одуванчика из разных экологических условий»

Материал и оборудование. Образцы одуванчика лекарственного из разных биотопов: выросшие на придорожном участке с плотной почвой и на затененном участке с рыхлой почвой.

Справочный материал. Жизненная форма растений – облик растения или группы растений, сформированный в их онтогенезе как результат приспособления к условиям среды обитания.

   Классификация жизненных форм растений основана на особенностях побега: его строении, развития, ритма, длительности жизни скелетных осей и направления их роста в тех или иных условиях окружающей среды.

Методические рекомендации. Материал для лабораторной работы может быть собран учащимися самостоятельно. Особи одуванчика выкапываются полностью. Растения сравниваются, измеряются и зарисовываются.

Ход работы

1.Рассмотреть особи одуванчика, выросшие в разных экологических условиях.

2.Сравните внешний вид особей одуванчика лекарственного и определите жизненную форму. Данные занесите в таблицу.

Показатели

Особи, выросшие на придорожном участке с плотной почвой.

Особи, выросшие на затененном участке с рыхлой почвой.

Длина корневой системы,см

Более длинная

Более короткая

Диаметр корневой системы, см

Меньше

Больше

Тип корневой системы

Стержневая

Смешанная: стержневая у материнского растения, мочковатая – у дочерних особей

Преобладающий способ размножения

Семенной

Вегетативный, корневыми отпрысками

Жизненная форма

Стержнекорневое растение

Корнеотпрысковое растение

3.Зарисовать растения, выросшие в различных условиях. Обратить внимание на особенности строения надземной и подземной частей обеих особей.

4. По результатам работы сформулируйте вывод и запишите его в тетрадь.

Тема 14

Практическая работа.

«Моделирование природного сообщества»

Цель: сформировать понятие о биогеоценозе, научить учащихся видеть взаимосвязи между организмами и окружающей средой»

Методические рекомендации. Выполняя эту работу, учащиеся строят модель одного из природных сообществ (лес, луг, степь, водоем). Присутствие того или иного организма должно быть обоснованно. Ученики работают по группам, выбирая понравившееся сообщество.

Материал и оборудование. Заготовленные заранее шаблоны живых организмов сообщества (деревья, кустарники, травы и тд.); стрелки разного цвета, чтобы показать взаимоотношения соответствующего типа (пищевые, средообразующие, симбиотические и др).

Ход работы

Задание 1  Построить модель растительного сообщества (фитоценоз)

1.Расположите деревья, кустарники, травы соответственно ярусам, которые они занимают в сообществе.

2. Покажите стрелками взаимоотношения между организмами.

Задание 2  «Населить» фитоценоз грибами, лишайниками и животными.

1.Расположите грибы, лишайники и всех животных в фитоценозе, учитывая их взаимоотношения между собой и с растениями.

2. Покажите стрелками взаимоотношения между организмами.

Задание 3. Выписать в тетрадь несколько примеров типов взаимоотношений.

По результатам работы сформулируйте вывод.

Контрольные вопросы

  1. Почему в растительном сообществе выделяется несколько ярусов?
  2. Какие виды взаимоотношений можно выделить в биогеоценозе?
  3. Почему животные, например птицы, в сообществе живут по ярусам? Какое это имеет экологическое значение?

Тема 15

Практическая работа.

«Прокладывание  экологической тропы по территории ОУ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Экология" 1 класс

Программа кружка внеурочной деятельности «Экология» предназначена для 1-4 классов начальной   школы и рассчитана  на 135  занятий: 1 класс – 33ч., 2-4 класс – 34 ч. Преподавание кр...

Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...

Рабочая программа по экологии 7 класс

Данная  программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы. Рабочая программа составлена на основе программы «Экология животных» авт. Т.С.Сухова, В.И.Строганов Москва,...

Рабочая программа по экологии 6-8 класс

составлена на основе   авторских программ по экологии:6 класс - «Экология растений», И.М. Швец7 класс - «Экология животных», И.М. Швец8 класс – «Экология человека. Культура здоровья», М.З, Ф...

Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.

Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...

Рабочая программа по экологии. "Подготовка к ВСОШ по экологии, региональный этап"

ммм     Предметная олимпиада - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять знания фактического ма...

Рабочая программа по экологии 5(6) класса "Экология растений" учебник Былова А.М.Шорина Н.И. 1 час в неделю

Программа  разработана на основе  учебника А.М.Былова, Н.И.Шорина. Экология растений: Пособие для учащихся 6 класса общеобразовательной школы/Под ред. Д-ра биол.наук проф. Н.М.Черновой. &nda...