Почва и ее состав
методическая разработка по экологии (6 класс) по теме

урок по экологии 6 класс на тему "Почва и ее состав"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon pochva_i_ee_sostav.zip23.07 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока

Выполнила Мазурок М.В.

Учитель биологии  МОУ СОШ №55

  1. Психолого-педагогическая характеристика класса.

В 6 В классе 23 учащихся. В классе учатся 13 мальчиков и 10 девочек. Классный коллектив производит благоприятное впечатление. Ребята умеют спокойно вести себя на уроках, уважительно относиться к старшим, слушать друг друга. В классе есть «яркие», неординарные, интеллектуальные ребята, умеющие мыслить нестандартно. С такими ребятами работать легко и интересно.  По итогам тестирования выявлена высокая мотивация к учению у 42% учащихся, средний уровень мотивации у 38% учащихся, низкий уровень у 20% учащихся. Высокий уровень интереса к урокам экологии проявляют 52% учащихся, средний – 30%, низкий  - 18%. У многих ребят отмечается высокий уровень эрудированности, осведомленности по предмету. Эти ребята при подготовке к уроку используют дополнительную информацию из книг, периодической печати (газет и журналов), телевидения, сети Интернет.

Большинство ребят хорошо умеют обобщать знания, систематизировать объекты изучения, находить взаимосвязи между явлениями. Большинство учащихся могут сосредоточиться на предмете изучения, быть внимательными, активными в течение всего урока. У большинства ребят хорошо развиты общеучебные умения (работа с учебником, тетрадью, таблицами)

На уроках экологии большинство учащихся чувствуют себя комфортно, готовы активно включиться в работу.

  1. Программа  для общеобразовательных учреждений под

ред.   Швец И.М. «Экологическая составляющая курса биологии» М.: Просвещение, 2010

Былова А.М., Шорина Н.И. Экология растений  6 класс. – М.: Издательский центр «Ветнана – Граф», 2010  

III.  Название урока  Почва: ее состав и значение  для растений.

IV. Положение урока в теме

1.Почва: ее состав и значение для растений.

2. Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почвы.

3. Влияние хозяйственной деятельности человека на состояние и свойства почвы.

4. Обобщающий урок.

V. Тип урока – урок изучения нового материала.

VI. Цели и задачи.

Общая цель: Учащиеся углубляют и расширяют понятие почва

Задачи:

Образовательные:

1. Учащиеся формулируют понятие почва;

2. Учащиеся знакомятся с составом почвы;

3. Углубляют знания о значении почвы для растений.

Развивающие:

  1. Учащиеся выявляют зависимость свойств почвы от содержания в ней различных компонентов;
  2. Продолжают совершенствовать коммуникативные умения, умения работать с учебным текстом.

Воспитательные:

1. Продолжают формировать понятие о бережном отношении к почве как к одному из  основных компонентов природы.

II. Методы: репродуктивный, частично-поисковый, словесный, наглядный, практический.

VIII. Формы организации: индивидуальная, групповая, фронтальная.

IX. Средства обучения: учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, листы для кластеров, маркеры

X. Хронометраж урока

   1. Организационный этап  1 мин.

   2. Актуализация   3 мин.

   3. Мотивация и постановка цели  2 мин.

   4. Передача новых знаний, умений, способов действий 20 мин.

   5. Первичное закрепление   5 мин.

   6. Закрепление  знаний, умений, способов действий  5 мин.

   7. Обобщение 5 мин.

   8. Подведение итогов и самоконтроль 2 мин.

   9. Информация о домашнем задании   3 мин.

ХI. Ход урока

Результаты урока

В ходе урока все поставленные цели достигнуты. Выбранные методы, формы организации деятельности, средства обучения, отбор содержания способствовали достижению целей. В результате урока учащиеся расширили и углубили понятие «почва», выяснили ее значение для растений, сформировали понятие зависимости свойств почвы от ее состава.

Самоанализ урока

Проведен урок по теме «Почва: ее состав и значение для растений». Урок первый в данной теме, поэтому это урок изучения нового материала.  На уроке учащиеся должны  усвоить очень большой объем информации, поэтому выбрана групповая форма организации учебной деятельности, что позволило разбить учебный материал на части. Применение  технологии создания интеллектуальных карт (кластеры) позволяет учащимся структурировать материал, выделить основные и дополнительные компоненты, что способствует хорошему запоминанию информации.  Объем параграфов в учебнике довольно большой, текст сложный, написан  научным языком, поэтому для учащихся не интересен. Поэтому для эффективного обучения необходимо очень подробно разобрать текст на уроке. Этому способствуют выбранные методы (кластеры, составление вопросов, практическая работа). Для активизации всех учащихся использовались различные формы работы, применялся метод  стимулирования и мотивации. Контроль  работы на уроке, уровень усвоения материала ведет не только учитель, но и учащиеся.

На уроке был поставлены образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Отобранные методы, формы организации учебной деятельности, средства помогают достичь поставленных целей.  

Учащиеся на уроке работали активно, отвечали четко и ясно. Для повышения активности ребят дополнительно применялся метод стимулирования и мотивации. Поставленные цели урока были достигнуты. Отбор содержания, методов, средств, форм организации урока позволили достигнуть поставленных целей. Был задан высокий темп урока, благодаря чему учащимися был усвоен весь объем учебой информации.

Для данного урока был поставлен комплекс задач (образовательные, воспитательные, задачи развития). Все задачи тесно связаны и дополняют друг друга. Главными задачами урока, как и всего курса, являются задачи воспитания экологической культуры, бережного отношения к природе, охраны ее компонентов.

 В структуре урока выделены все этапы, характерные для комбинированного урока. Все этапы связаны друг с другом.

 На уроке применялись разнообразные методы для повышения уровня усвоения материала, поддержания работоспособности. Практический метод необходим на уроке, т.к. только через практическую деятельность учащиеся  могут воспринимать информацию и надолго сохранять ее в памяти.  Исследовательская деятельность  необходима для поддержания интереса к предмету в целом. Работа в классе ведется в рамках проекта «Красивый пришкольный участок». Поэтому исследовательская деятельность неотделима от теоретических знаний.         

В ходе урока поставленные задачи были решены. Учащиеся были активны в течение всего урока. Благодаря разнообразию методов и форм деятельности удалось избежать перегрузки учащихся, снижения мотивации, т.е.  учащиеся осознали важность и значимость всей информации всего урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почвенная среда обитания. Состав почвы.

Урок по экологии в 5-ом классе....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. "Почва. Состав, образование, изучение, типы, рациональное использование". 5-8 класс (В пяти частях)

Презентацию можно использовать на уроках биологии, естествознания и географии в 5-8 классах....

Состав и свойства почвы

Работа содержит презентацию для интерактивной доски elite Panaboard book и кроссворд по теме: "Состав и свойства почвы". Презентация включает задания для проверки знаний учащихся по теме: "Образование...

Конспект урока по живому миру в 4 классе специальной (коррекционной) школы по теме "Почва. Состав почвы".

Тема: Почва. Состав почвы.Цель: формировать у учащихся представление о почве и её составе.Задачи:1.Дать  представление о почве и её составе; учить формулировать и обобщать результаты практи...

Почва и ее состав

Тема урока:№Состав почвы. Разнообразие почв»Эпиграф: «Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность» Б.Шоу.Цели урока:образовательные – сформировать понятие «п...