Конкурс "Активные формы обучения"
методическая разработка по экологии (7 класс) по теме

Судакова Елена Владимировна

Разработка урока по экологии на тему "Жилище как среда обитания и одно из важнейших условий существования животных" (7 "В" класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Активные формы обучения66 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по экологии 7 «В»

18.11.2011 г.

Учитель экологии Е. В. Котова

Жилище как среда обитания и одно из важнейших условий существования животных

Цель урока: систематизировать знания учащихся о жилище как среде обитания и одном из важнейших условий существования.

Образовательные цели: повторить, обобщить и расширить знания о жилищах животных, их многообразии, как форме эволюционных приспособлений организмов к различным условиям окружающей среды.

Воспитательные цели:

- воспитывать бережное отношение к животным и их жилищам;

- продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха.

Развивающие цели:

- организовать деятельность учащихся по развитию Учебно-интеллектуальных умений и навыков; работать с текстом; критически анализировать информацию, способность её систематизировать, оценивать, использовать её с целью создания прогноза, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы;

- продолжить развитие учебно-познавательных умений: составлять тезисы, пользоваться предметным языком.

Задачи урока:

  1. выявить значение для животных жилищ;
  2. дать классификацию жилищ;
  3. проанализировать функции жилищ;
  4. рассмотреть интереснейшие способы построения укрытий.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: ИКТ «Жилища животных»; плакат; дидактический материал.

Методы и приёмы:

1) оставление списка «известной информации»: рассказ – предположение по ключевым словам, систематизация материала, верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки;

2) заполнение таблиц, дискуссия, креативные задания, исследование.

I. Актуализация знаний о жилищах животных, классификации, функциях и способах построения укрытий

II. Изучение нового материала

Одним из важнейших условий существования животных является наличие жилища. Проблема жилища решается животными чрезвычайно многообразно:

1) жилище для одних – это в буквальном смысле дом, в котором тело укрыто от врагов, например у черепах, рака-отшельника или у раковинных моллюсков (виноградная улитка);

Животные не строят себе обычных домиков, подобные нашим, но многие из них сооружают свои собственные жилища. А некоторые обитают во «встроенных» домах. Некоторые животные используют как дом часть своего тела. Улитки и черепахи имеют очень твердую оболочку (раковину, панцирь). Они спят под ней и прячутся в целях защиты.

 2) для других (например, обезьянок, белок) жилище – временное или постоянное посещаемое убежище.

Классификация жилищ:

- Дупло – расщелина в дереве или скале, пещера, где может укрываться одно животное, а могут и сотни, и даже тысячи (летучие мыши). В таких укрытиях прячутся некоторые хищники при охоте, например рыба мурена.

- Бобровая хатка - куча палок, камней и ила. Бобры перегрызают острыми передними зубами деревья и ветки, чтобы построить плотину поперек ручья или реки. Плотина не пропускает воду и образует запруду. Бобры строят хатки в этих водоемах. Бобры сооружают плотину, чтобы образовалась запруда. В новом водоеме они построят свою хатку

- Нора или система нор – используется ни одним животным, а семьями (несколько поколений).Так живут мышевидные грызуны, бобры, барсуки, лисы. В пределах этого жилища проходит вся жизнь семейства: укрытие от врагов, отдых, рождение, кормление и воспитание потомства.

- Логово или логовище– жилище ряда крупных млекопитающих, например волка, тигра, кабана. В отличие от норы, оно расположено на поверхности земли, в укромном месте;

1) Берлога – логово медведей;

2) Лежбище – место для отдыха и размножения морских ластоногих (моржи, тюлени), которые собираются стадами на береговых или ледовых лежбищах;

3) Лёжка – место отдыха и укрытия лосей, оленей, зайцев.

- Башни – термитники - некоторые животные — одиночки. Другие живут семьями. Есть и такие, которые образуют колонии в тысячи особей: это муравьи и термиты. Термиты строят необыкновенные башни-термитники, в строительстве участвуют миллионами крошечных насекомых, называемых термитами. Ее высота более 9 метров. Внутри башни живут свыше двух миллионов термитов. При строительстве они использовали землю, слюну и собственный помет. 

- Спят стоя - Некоторые животные спят стоя или находят естественное убежище — под деревьями или в пещерах. Чтобы сохранить тепло и оставаться в безопасности, летучие мыши спят большими группами.

- Улей - самые удивительные дома у пчел. Большая часть гнезда — медовые соты. Они состоят из множества восковых ячеек. Пчелы хранят в них мед, полученный из цветочного нектара. Некоторые пчелы живут в ульях, построенных людьми. Улей — большой ящик (дом для пчел), сделанный людьми. В нем собирается пчелиный мёд.

- Гнездо – жилище птиц, как правило носит временный характер, хотя для детей это их первый настоящий дом, где они вылупляются, где их вскармливают и охраняют родители. В отличие от большинства мелких птиц крупные хищники используют свои гнёзда постоянно в течение нескольких лет; так же ведут себя и некоторые колониальные птицы – грачи и цапли. Гнёзда удивительное сооружение. У каждого вида птиц свои требования к гнезду, своя манера постройки, и в зависимости от характера среды гнезда птиц чрезвычайно разнообразны. Много интереснейших способов постройки, использования материала, выбора места расположения гнёзд стали предметом пристального изучения орнитологами.

Функции жилищ:

  1. выведение потомства (в последствии оно оставляется, а для выведения нового поколения строится новое. Так поступают многие виды птиц. Следовательно старое жилище служит жилищем для других птиц);Примером может послужить дятел, который выдалбливает новое дупло, а их прежние дупла заселяют синицы, скворцы, поползни или летучие мыши. А в оставленном гнезде вороны может поселится ушастая сова.
  2. укрытие от врагов;
  3. отдых;
  4. кормление и воспитание потомства.

Необычные жилища:

Например, сорока устраивает в гуще невысоких деревьев полуметровое гнездо из очень грубого материала – толстых и тонких ветвей, заполняет пространство между ними землёй, а сверху укрывает мощной крышей, так что гнездо оказывается похожим на большой шар.

Печники – южноамериканские птицы, сооружают жилище из глины подобие миниатюрной печки.

Ткачики – затейливо плетут свои маленькие гнёзда, получив своё название за искусное плетение гнёзд.

Домом или жилищем может быть и просто среда обитания, почва или вода. Но и здесь животные требовательны к условиям среды. Например, норвежская атлантическая сельдь, мигрирующая вблизи Скандинавского полуострова, при приближении периода нереста обязательно подходит к берегу. Она нерестится в заливах, где уровень температуры и солёности воды оказывается наиболее подходящим для размножения. Есть именуемая группа рыб, проходные рыбы, которые до состояния половозрелости живут в море, а затем устремляются именно в те реки, где родились, проплывая расстояния в сотни километров к местам нереста. Известно, что дальневосточная горбуша так истощается во время своего пути, что в жизни нерестится лишь один раз и после откладывания икры погибает.

IV. Закрепление знаний – задание «Работа с понятиями» и привести примеры животных проживающих в данных жилищах.

V. Домашнее задание

§ 14, сообщения.

Загадки

Стеклянный домик на столе с прозрачною водой,

С камнями  песком на дне и с рыбкой золотой! (Аквариум)

Глаза на рогах, а дом на спине (Улитка)

Кто строит себе дом под водой из воздуха (Паук-серебрянка)

Где раки зимуют? (в норах)

Чьи гнёзда употребляют в пищу? (В Таиланде употребляют гнёзда ласточек) 

 Сами "домики" пичужка вьет из даров моря: водорослей, мальков и икринок (так как других материалов, на голых скалах просто нет), а в качестве цемента ласточки использую собственную слюну. Так образом, ласточкины гнезда - это диетический продукт из морепродуктов, содержащий полезные микроэлементы, большое количество йода, 

Без рук, без топорёнка, построена избёнка (Гнездо)

Землекоп почти слепой, строит город под землёй (Крот)

Я весь день ловлю жуков, ем букашек, червяков,

Зимовать не улетаю, под карнизом обитаю. (Воробей)

Гнездо своё он в поле вьёт, где тянутся растения.

Его и песни и полёт вошли в стихотворение! (Жаворонок)

Он прилетает каждый год туда, где домик его ждёт.

Чужие песни петь умеет, а всё же голос свой имеет! (Скворец)

Всю ночь летает- Мышей добывает.

А станет светло – Спать летит в дупло. (Сова)

Есть в лесу работники, не столяры, не плотники,

А выстроят плотину – хоть пиши картину (Бобры)

Недотрога, весь в иголках,

Я живу в норе, под ёлкой.

Хоть открыты настежь двери, но ко мне не ходят звери. (Ёж)

Какие рыбы украшают гербы российских городов? (Волгоград – стерляди, Таганрог – осётр, Онега – сёмга, Переславль – сельди, Ишим - карась).

Знаю -  V

Хочу узнать - ?

Узнал новое - +

Маркировочная таблица

«Узнай, чьи постройки?»

Соедините линией:  название животного и его жилище.

ласточка

раковина

дятел

хатка

мышь

норка

корова

дерево

бобр

муравейник

хомяк

улей

тюлень

озеро

волк

нора

моллюск

гнездо

черепаха

дупло

муравей

скворечник

летучая мышь

нора

скворец

лежбище

аскарида

панцирь

пчела

пещера

карась

берлога

ленивец

организм человека

медведь

сарай


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение школьников. Принципы и средства дистанционного обучения. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.

В статье помещен материал, который поможет организовать дистанционное обучение в школе. Поможет понять сущность такого обучения, его принципы....

Программа промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по дисциплине Иностранный (английский) язык, специальность Сестринское дело (базовая подготовка) очно-заочная форма обучения, 1 курс

Форма проведения дифференцированного зачета - письменная. Для подготовки к зачету студентам предлагается краткое содержание учебной информации, банк заданий в тестовой форме без эталонов ответов. Соде...

Дистанционное обучение школьников Принципы и средства дистанционного обучения Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.

Дистанционное обучение школьников в последние годы становится одним из перспективных направлений модернизации общего образования, с которым связано развитие системы открытого образования, расширение д...

Использование онлайн-сервиса Google Формы для создания обобщающего урока в формате, пригодном для очной и дистанционной форм обучения

Представленная статья посвящена актуальной в период пандемии и в угрожаемый период проблеме - созданию и организации урока, в равной мере пригодного как для проведения при очной форме обучения, так и ...

Календарно-тематическое планирование по ИСКУССТВУ (МХК) 10-12 классы (очно-заочная форма обучения, заочная форма обучения) на 2020-2021 учебный год

Календарно-тематическое планирование по ИСКУССТВУ (МХК) 10-12 классы (очно-заочная форма обучения, заочная форма обучения) на 2020-2021 учебный год.Учебник: Искусство. 10 класс. Базовый уровень: учебн...