Экологическое путешествие "Зеленая Аптека"
методическая разработка по экологии (5 класс) по теме

Гуляева Татьяна Николаевна

Воспитание  навыков экологической культуры,  навыков взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskoe_puteshestvie.doc624.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       Проект «Экологическое путешествие  «Зеленая аптека».

«Фитотерапии несомненно принадлежит богатое будущее.

Мы должны быть безмерно благодарны народу

за то, что он сохранил для нас этот драгоценный

опыт врачевания...»

А.С.Томилин

Цель: воспитание  навыков экологической культуры,  навыков взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения. 

Задачи:

  1. ориентация учащихся на экологические знания;
  2.  знакомство  детей  с лекарственными растениями пришкольного участка, рассказ о лечебных  свойствах, правилах сбора, хранения трав;
  3. формирование навыков распознавания  лекарственных растений;
  4. формирование практических навыков по сбору растений и выполнения гербария; 
  5. воспитание потребности к расширению знаний, ответственности за состояние окружающей среды.

 Направления деятельности по экологическому воспитанию:

·        информирующее;

·        эмоционально-психологическое;

·        практическое.

Форма проведения: экологическое путешествие. 

Оборудование: ножницы, увеличительное стекло, фотоаппарат, лопатка, планшет для гербария.

Участники: дети в возрасте 9-11 лет.

Время проведения: 35минут.

Ведущие на станциях:

Юный эколог, врач, сказочница. 

Программа экологического путешествия.

1.   Построение  участников.  

2. Приветствие участников (учитель биологии Гуляева Т.Н.), объяснение целей, задач и  маршрута экологического путешествия.

Гуляева Т.Н.

Ребята, мы находимся на пришкольном учебно-опытном участке. Весь участок поделен на тематические отделы. Сегодня мы познакомимся с отделом «Лекарственные растения». Вы узнаете о свойствах лекарственных трав, увидите их внешние особенности. Вы научитесь наблюдать,  собирать растения и составлять гербарий. Ваши знания станут богаче, вы сможете поделиться ими со своими друзьями, родными.

Прежде чем мы с вами отправимся на участок, вспомним  правила поведения в природе. (Приложение 2).

 Испокон веков наши предки лечились травами, копился громадный опыт человечества. Первобытный человек, утоляя голод, отмечал различные свойства растений, запоминал отдельные целебные растения и в дальнейшем использовал их уже сознательно при лечении того или иного заболевания. 

С развитием земледелия человек научился использовать для лечения не только дикорастущие, но и культурные растения; а с развитием гончарного дела - не только употреблять вареную и горячую пищу, но и готовить настои, отвары из лекарственных растений, узнал способы хранения лекарств.

Для внутреннего приема лекарственные травы  назначают в определенной дозировке как лечебные препараты, а пищевые лекарственные растения широко используются для приготовления лечебных напитков, салатов или в качестве приправы к различным блюдам.

Как наружное средство лекарственные растения используют в народной медицине для приготовления ванн, компрессов, обтираний, примочек, притирок, полосканий, мазей.

Сотни лекарственных растений, издавна применявшихся в народной медицине, обладают лечебными свойствами и вошли в арсенал медикаментозных средств, используемых в современной врачебной практике.

        Я предлагаю вам сегодня совершить экологическое путешествие «Зеленая аптека». Вы узнаете много нового и интересного о лекарственных растениях, которые  растут на нашем пришкольном участке.

        Итак,  в путь!

3. Путешествие  по станциям на пришкольном участке.

1 станция. Мята перечная.

Теория.

Юный эколог: Ребята, мы на первой станции.  Обратите внимание! Перед вами - мята перечная. Семейство Губоцветные.

Перечная мята образует ползучее корневище и многочисленные надземные побеги, достигающие в высоту 30-80 см. Четырехгранные стебли вверху слабо ветвятся. Супротивно расположенные листья удлиненно-эллиптические, до 4-7 см в длину, грубозубчатые по краю. Розово-красные цветки располагаются в плотных колосовидных соцветиях, нередко разделенных на части.

Врач:

Мята - очень полезное растение для человека. Мята перечная содержит эфирное масло (2,5%), основным компонентом которого является ментол, определяющий вкус мяты. Примочки и натирания настоем мяты хороши для нежной, чувствительной и легко воспаляющейся кожи. Мята тонизирует клетки кожи, снимает зуд и сыпи.

Для приготовления настоя мяты необходимо столовую ложку высушенных листьев залить стаканом (200 мл.) крутого кипятка , настоять в течении 30-40 минут, а затем процедить. Полученный настой мяты можно применять отдельно для протирки лица и тела.

Мята перечная обладает болеутоляющими, а также сосудорасширяющими свойствами. Мятное масло входит в состав многих лечебных препаратов: мятные капли, желудочные таблетки, различные мази.

Мяту используют в фармацевтической и пищевой промышленности, парфюмерии, в кондитерском деле, при производстве наливок и ликероводочных изделий. В кулинарии это одновременно и приправа к всевозможным блюдам (мясным, овощным), и добавка для ароматизации.

При головной боли можно приложить ко лбу свежие листья мяты и перевязать. Боль пройдет.

Листья мяты собирают, сушат в защищенном от света месте, а затем заваривают вкусный, полезный, и такой  душистый чай! Предлагаю попробовать! (угощение чаем из термоса).

Сказочница.

Своим именeм мята обязана героям греческих мифов. По легенде, царь подземного царства Аид влюбился в нимфу по имени Минта, но ревнивая жена царя, Персефона, превратила соперницу в траву, которую так и не смог расколдовать влюбленный царь и подарил ей прекрасный освежающий и тонкий аромат.

У древних римлян был обычай – одевать гостю венок из мяты; в древней Руси, дабы увидеть во сне своего суженого, девушки клали ее под подушку. А еще верили, что мята на подоконнике отпугивает злых духов, ограждая от них дом. Еще в древнее время хозяйка напитала полы и столы в доме мятой перечной, тем самым создавая радостное настроение, как для себя, своей семьи, так и для приходящих в гости друзей.

Практика.

Гуляева Т. Н.: выбираем молодой побег с раскрытыми листьями и цветами, срезаем веточку мяты  ножницами и кладем  в  папку для гербария.

Дети рассматривают расположение листьев на побеге, цветочки, нюхают растение.

Станция 2. Мать-и-мачеха

Теория.

Юный эколог. А вот еще одно многолетнее травянистое растение: мать – и мачеха. Цветки желтые с язычковыми лепестками, собранными в корзинки. Сейчас пора цветения прошла, и мы можем увидеть крупные листья, округло-сердцевидные, зубчатые, сверху темно-зеленые, гладкие, снизу бело-пушистые. Нижняя сторона греет, а верхняя холодит. Отсюда и название цветка: мать – и мачеха. Высота растения 5—20 см.

Время цветения. Март — апрель.

Применяемая часть. Листья и цветы.

Время сбора. Цветы в марте — апреле, листья в июне — июле.

Лист содержит  горькие гликозиды, кислоты (галловую, яблочную, винную, аскорбиновую), слизистые, дубильные вещества, каротин (провитамин А). Цветы содержат дубильные, вещества, эфирное масло.

Врач.

         Отвары используют  при кашле, острых и хронических бронхитах, ларингитах (охриплости голоса),   бронхиальной астме, воспалении легких, туберкулезе легких, лихорадке,  ангине, плеврите. При воспалениях слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта, отсутствии аппетита, язве желудка и двенадцатиперстной кишки.

При выпадении волос, перхоти, нарывах, ранах, гнойных ранах, язвах - прикладывать свежий размятый лист.

Предлагаю вам, ребята, несколько рецептов (раздает детям листовки с рецептами) (Приложение 4).

1 рецепт

 Порошок из листа растереть с сахаром (1:1), и принимать по 1 чайной ложке 4 раза в день 30 мин. до еды, запивая молоком или водой  при бронхитах.

2 рецепт.

Настоем листа мать-и-мачехи или соком смазывают или прикладывают лист к пораженным местам кожи.

3 рецепт.

1 столовая ложка листа мать-и-мачехи и 1 столовая ложка крапивы двудомной на 1 стакан кипятка, настоять и мыть голову 2 раза в неделю при выпадении волос, перхоти и зуде головы.

Сказочница.

Присутствие растения в амулетах матери и ребенка призывает к ним благополучие, здоровье и спокойствие.  

Практика.

Выкопать небольшое растение  с корнем. Рассмотреть строение корневой системы, расположение листьев растения.  Дать детям потрогать разные стороны листа. Положить в папку для гербария.

Станция 3. Девясил высокий (обыкновенный).

Теория.

Юный эколог.

     На этой станции я предлагаю вам познакомиться еще с одним лекарственным растением нашего участка.  Это девясил. Крупный травянистый многолетник с толстым стеблем и огромными яйцевидными листьями, снизу беловойлочными (демонстрирует). Иногда, в благоприятных условиях, растение достигает высоты до 2 м, а листья до 50 см в длину. Посмотрите, цветочная головка тоже большая, составляет 6 — 8 см в поперечнике и напоминает маленькую головку подсолнуха (отсюда название «дикий подсолнечник»). Крайние цветки с длинными лепестками неплодоносящие, а серединные -  дают плоды семянки, почти округлые с очень коротким хохолком наверху. Цветет в июле - августе.

Врач.

Девясил — растение весьма приметное, с мощным высоким стеблем, крупными желтыми цветами, огромными листьями. Но эти внушительного размера части растения в медицинских целях не используются. Лекарственным же сырьем являются корни и корневища девясила, которые заготавливаются весной (апрель - май) или осенью (август - сентябрь).

Корни девясила выкапывают, хорошенько отряхивают от земли, обрезают надземную часть корня и мелкие, тонкие корешки, тщательно промывают в холодной воде, нарезают кусками по 15—20 см, толстые куски разрезают на несколько частей вдоль.

Приготовленное таким образом сырье в течение 2—3 дней провяливают на открытом воздухе в тени, а затем сушат в хорошо проветриваемом месте или в сушилках при температуре не выше 40 °С, раскладывая слоем не более 5 см. Хранят в мешках, деревянной или стеклянной таре не более 3 лет.

В простонародье из корней девясила делали ванны для больных ломотой, судорогами тела, накожными сыпями и язвами. Приготовленные настои корня на воде пьют от простуды, удушливого кашля.

 Сказочница.

Давным-давно одному мужчине гадалка сказала, что он умрет, если притронется к сыну. Тот любил единственного сына, но и жизнью дорожил. Потому велел отвезти сына в далекую страну, чтоб не сбылось то пророчество. Лишь гонцы изредка приносили вести о нем.

 Прошли года. Однажды отец получил известие о том, что сын ходил на войну, был ранен и сейчас лежит при смерти.

 Затужил отец. Нанял лучших лекарей и послал их спасать своего сына. Но врачи ничем не могли помочь.

 Тогда старый отец сам бросился к сыну и омыл его раны слезами. Случилось чудо: раны затянулись и сын исцелился. Счастливый отец обнимал его и прижимал к груди и не мог натешиться, совсем забыв про слова гадалки.

 Но словам тем надлежало сбыться: отец умер. Там, где он был похоронен выросло растение -   девясил. С тех пор люди лечатся настоями из этого растения.

Практика.

Гуляева Т. Н.: срезаем часть растения с цветком для гербария. Чтобы растение хорошо сохранилось, необходимо переложить каждый лист и лепестки цветов бумагой. Рассмотрим особенности расположения листьев, их размеры, строение цветка.

Станция 4. Валериана лекарственная.

Теория.

Юный эколог. 

Я думаю, что растение, которое вы сейчас видите многим знакомо. Это валериана лекарственная - многолетнее травянистое растение из семейства валериановых, иногда достигает высоты 1,5 м. Стебель у валерианы прямой, бороздчатый, полый. Посмотрите, листья на стебле супротивные, цветы белорозовые. Цветет долго, с июня по сентябрь. Корневище короткое, вертикальное, с многочисленными корнями бурого или желтоватого цвета. Именно корневища с корнями являются лекарственным сырьем.

Собирают корни и корневища осенью, в сентябре-октябре, когда стебли побурели и засохли. В это время корни валерианы содержат наибольшее количество полезных лечебных веществ.

После выкапывания подземных частей семена с растения отряхивают в ту же лунку, где были корни, и засыпают землей; кроме того, на месте сбора оставляют все мелкие растения и часть крупных для возобновления зарослей. Стебли с семенами обрезают, не повреждая корневища. Растения размножаются корневищами.

Когда корень выкопают из земли, он не очень сильно пахнет; но когда его высушат, он приобретает сильный запах валериановой кислоты. Этот запах, ныне рассматриваемый некоторыми как невыносимый и нетерпимый, еще в XVI столетии считался ароматным и благоухающим. Высушенный корень помещали в одежде, как духи.

Сырье хранят в сухом, хорошо проветриваемом месте, предохраняют от мороза, т.к. после замораживания корни теряют качество. Сырье следует предохранять от кошек, которые неравнодушны к запаху валерианы.

Врач.

Валериана лекарственная эффективна при повышенной нервной возбудимости и спазматических болях в желудке и кишечнике «на нервной почве», при бессоннице и невротическом сердцебиении. Если кто-то  страдает  от нервного беспокойства, приняв настойку валерианы, чувствуют себя приятно освеженными. Вместо покупной настойки можно пить чай из валерианы, он также оказывает успокаивающее действие.

Я предлагаю вам рецепты травяных чаев (раздает рецепты детям) (Приложение 5). Можете сделать такой чай дома с родителями.

    Рецепт 1.  Травяной чай из валерианы лекарственной: 2 чайные ложки измельченного корня валерианы залить 1/4 л холодной воды и дать настояться в течение 10-12 часов, время от времени помешивая. Пить настой при необходимости курсом: 2-3 раза в день по чашке. Такая высокая дозировка безвредна и гарантирует оптимальное действие.

    Рецепт 2. Настойка из валерианы лекарственной: 2 чайные ложки (без верха) корня залить 1/2 л кипящей воды и дать постоять в закрытой посуде 10 минут. Для получения оптимального эффекта чай необходимо готовить каждый раз заново. При невротической бессоннице благодаря снятию напряжения удается уснуть без мучительного ожидания сна, испытывая лишь приятное чувство отдыха. И сон будет здоровым. Валериановый чай помогает и при невротических сердцебиениях.

Сказочница.

О валериане есть  одна старинная легенда. Однажды безлунной ночью святой Пантелеймон целитель собирал в лесу травы. И вдруг он увидел, что между деревьев пробивается неяркий свет. Удивившись, Пантелеймон пошел на свет и оказался на лесной опушке, покрытой мерцающими огоньками. Присмотревшись, святой понял, что огоньки поднимаются от какого-то растения и выходят прямо из-под земли. Пантелеймон решил выкопать этот удивительный цветок. И чем больше растений выкапывал святой, тем лучше он себя чувствовал. Набрав же полную сумку чудодейственных растений, он почувствовал, как душу его охватила радость, как отступили все печали и невзгоды. Потому что валериана обладает способностью утешать в минуту скорби, снижать напряжение, даровать силы после изнурительной болезни, успокаивать спорящих, снимать стресс.

Практика.

С помощью лопатки откопать часть корня, обмыть его водой. Рассмотреть его, понюхать. Срезать листья для гербария.

Гуляева Т. Н. Мы с вами сегодня совершили путешествие по пришкольному участку, собрали столько растений, сколько это необходимо для нашего гербария. Давайте вместе любоваться природой и пользоваться ее бесценными дарами бережно! Ребята, вспомним пословицы и поговорки о бережном отношении к природе (приложение 3).

Рефлексия.

Гуляева Т. Н.: Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие.

- Что нового вы узнали о лекарственных растениях?

- Какие лекарственные растения вы уже использовали для лечения?

- Какие еще лекарственные растения есть на пришкольном участке?

- Как нужно собирать и хранить лекарственные растения?

Дополнить ответы детей:

- Собирать каждое растение нужно:

  1. В определенный срок.
  2. Только определенную (нужную) часть растения.
  3. Сушить в подвешенном виде, в прохладном, хорошо проветриваемом помещении без доступа солнечных лучей.
  4. Собирать аккуратно, не повреждая остальные растения или его части.
  5. Собирать столько трав, сколько это необходимо для приготовления лекарства.

Достигнутый результат.

В ходе  работы  по данной теме были достигнуты следующие  результаты:

  1.  обобщен  опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов.
  2. собран материал о лекарственных растениях пришкольного участка, территории школы.
  3. собраны лекарственные растения,  оформлен гербарий.
  4. обогащен опыт детей в приготовлении травяных чаев.
  5. оформлен альбом с детскими рисунками «Зеленая аптека рядом с нами».
  6. изучены особенности лекарственных трав, их многообразие, свойства.
  7. у детей сформированы навыки элементарной исследовательской деятельности (приложение 6).
  8. создан электронный альбом  с фотографиями лекарственных растений (приложение 7).
  9. сделан фоторепортаж  экологического путешествия (приложение 8).
  10.  дети удовлетворены  творческим процессом  и результатами своего труда (приложение 9).
  11. в газету «Наше время» помещена статья  «Как прекрасно жить на свете!» о работе пришкольного лагеря «Солнышко» и данном мероприятии.

Используемые источники:

1. http://medicina.kharkov.ua/

2. http://www.florets.ru/

3. http://www.inflora.ru/

4. http://strana-sovetov.com/

5. http://www.bestreferat.ru

6. http://c-bajun-v.narod.ru/

7. Захлебный А.Н. На экологической тропе (опыт экологического воспитания)

М.: Знание, 1986.

 8. Захлебный А.Н. Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников  во внеклассной работе: пособие для учителя – М.: Просвещение,1984.

          9. Ю. А. Дударь, Ю.А. Маренчук   Антропофитология (растения – спутники человека), Ставрополь, 2002.

Приложение 2.

Правила поведения в природе, сформулированные детьми.

1. Нельзя разжигать костров в лесу в пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом с места, где горел костёр, хорошо ли он потушен.

2. Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

3. Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

4. Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.

5. В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от  вытаптывания.

Приложение 3.

Пословицы и поговорки о бережном отношении к природе.

Рощи да леса – всему миру краса.

Лес не школа, а всех учит.

Много леса – не губи, мало леса – береги.

Растение – земли украшение.

По лесу ходи – под ноги гляди.

Лес и вода – брат и сестра.

Срубили кусты – прощай птицы.

Приложение 4.

Раздаточный материал.

Рецепты настоев из мать-и-мачехи.

1 рецепт

 Порошок из листа мать – и мачехи  растереть с сахаром (1:1), и принимать по 1 чайной ложке 4 раза в день 30 мин. до еды, запивая молоком или водой  при бронхитах.

2 рецепт.

Настоем листа мать-и-мачехи или соком смазывают или прикладывают лист к пораженным местам кожи.

3 рецепт.

1 столовая ложка листа мать-и-мачехи и 1 столовая ложка крапивы двудомной на 1 стакан кипятка, настоять и мыть голову 2 раза в неделю при выпадении волос, перхоти и зуде головы.

 Приложение 5.

Раздаточный материал.

Рецепты травяного чая.

    Рецепт1.  Травяной чай из валерианы лекарственной: 2 чайные ложки измельченного корня валерианы залить 1/4 л холодной воды и дать настояться в течение 10-12 часов, время от времени помешивая. Пить настой при необходимости курсом: 2-3 раза в день по чашке. Такая высокая дозировка безвредна и гарантирует оптимальное действие.

    Рецепт2. Настойка из валерианы лекарственной: 2 чайные ложки (без верха) корня залить 1/2 л кипящей воды и дать постоять в закрытой посуде 10 минут. Для получения оптимального эффекта чай необходимо готовить каждый раз заново. При невротической бессоннице благодаря снятию напряжения удается уснуть без мучительного ожидания сна, испытывая лишь приятное чувство отдыха. И сон будет здоровым. Валериановый чай помогает и при невротических сердцебиениях.

Приложение 6.

Фитотерапия.

Фитотерапия — это одна из самых древних медицинских наук. В переводе с греческого она означает лечение травами. Фитотерапия высокоэффективна, безвредна, практически не имеет противопоказаний. С помощью лекарственных трав сама природа эффективно воздействует на больного.

Фитотерапия — лечение лекарственными травами, при котором прием внутрь настоев всевозможных трав и растений оказывает благотворное действие на работу всего организма, происходит очищение крови и жизненно важных органов от шлаков и токсинов, повышаются его защитные функции.

При этом не возникает побочных действий на органы, как это часто происходит при терапии химическими препаратами. Действие лекарств растительного происхождения определяется содержащимися в различных частях растения активными веществами: алкалоидами, гликозидами, дубильными веществами и эфирными маслами.

Фитотерапия имеет ряд преимуществ перед другими методами лечения растительные препараты обладают более мягким действием, менее токсичны, чем синтетические и не вызывают привыкания и аллергии.

Лекарственные растения  эффективны только при правильном применении. Огромное значение имеет качество лекарственных трав, место сбора, нахождение рядом трас железных и автодорог, промышленных и иных предприятий, линий электропередач, жилых комплексов.

Основные преимущества фитотерапии:

1. Эволюционно сложившееся биологическое родство между активными веществами растений и физиологически активными веществами организма, растительное сырье и препараты из него, как правило, совместимы с синтетическими лекарственными препаратами.

2. Разносторонняя направленность действия растений.

3. Дешевизна и доступность ежегодно возобновляемого природного сырья.

4. Простота приготовления фитопрепаратов в домашних условиях (для приготовления настоек, настоев и отваров практически не требуется специального оборудования).

5. Лекарственные растения наиболее эффективны при функциональных расстройствах организма, легких формах заболеваний, для повышения лечебного эффекта специфической терапии, в ходе поддерживающего лечения.

6. Общий оздоравливающий эффект большинства лекарственных растений, действующих комплексно и стимулирующих защитные силы организма, повышающих иммунитет[1].

Сообщение подготовила

Подсвирова Елена, 7а кл.

Правила сбора и сушки лекарственных растений.

  1. При заготовке надземной части растения наиболее развитые, мощные экземпляры следует оставлять.

  1. Нельзя вырывать растения с корнями, корневищами, луковицами и затем обрезать надземные части на сырье, так как это приводит к быстрому уничтожению растений.

  1. Запрещается обламывание крупных ветвей деревьев при сборе плодов (боярышник, черемуха, облепиха).

 

  1. При заготовке цветов и соцветий нельзя производить сплошной сбор, необходимо оставлять часть их для возобновления зарослей.

  1. Во время сбора почек следует оставлять нетронутыми верхушки побегов.

Свежие растения обладают более сильным лечебным действием, чем высушенные, так как в процессе сушки сырья часть биологически активных веществ разрушается.

Но в свежем виде растения быстро портятся. Поэтому чаще всего используются высушенные лекарственные растения. Основная задача сушки — быстрое удаление из сырья влаги.

Траву, листья и цветки не сушат на солнце, так как под воздействием солнечных лучей теряется их естественная окраска и уменьшается количество действующих веществ. Под действием прямых солнечных лучей можно сушить  плоды, семена и подземные органы многих растений. Хорошо сохнет сырье на открытом воздухе в хорошую погоду, особенно на ветру.

Разложенное тонким слоем (2-3 см) сырье следует переворачивать 2-3 раза в день. Сушка лекарственного сырья обычно продолжается несколько дней в зависимости от влажности и толщины высушиваемых частей растений.

Разные части растений сушат при различных режимах.

Почки

Почки следует сушить очень осторожно — в холодном проветриваемом помещении в течение длительного времени. В теплом помещении они раскрываются, и сырье теряет лекарственные свойства.

Кора

Для коры предпочтительна тепловая сушка, так как в период ее заготовки еще слишком прохладно и сыро, чтобы сушить сырье на воздухе. Во время сушки необходимо следить за тем, чтобы куски коры, загнутые желобками, не вкладывались друг в друга, иначе они плесневеют и загнивают изнутри.

Трава

В домашних условиях траву можно сушить, связывая ее в тонкие пучки и подвешивая их на веревках под навесом в тени.

Листья

Листья сушат, раскладывая тонким слоем, а крупные — поодиночке. У растений с мелкими кожистыми листьями (толокнянка, брусника) вначале сушат побеги, а потом с них обрывают листья, выбрасывая стебли. Листья с тонкими листовыми пластинками сушат до тех пор, пока черешки не станут ломкими.

Цветки

Цветки сушат в хорошо проветриваемых помещениях, разложив по одному и не перемешивая (чтобы не осыпались лепестки). Можно ворошить только корзинки сложноцветных: пижмы, ромашки, календулы.

Готовое сырье должно состоять из целых цветков или соцветий естественного цвета со свойственным им запахом и вкусом.

Корни и корневища

сушат на воздухе или в сушилках при невысокой температуре. Крупные корневища разрезают на более мелкие части. В процессе сушки корни несколько раз в день переворачивают. В среднем сырье высыхает за 3-4 дня.

Окончание сушки определяется на ощупь. Кора и корни должны ломаться с треском, а не гнуться, пересушенное сырье рассыпается. Листья и трава легко перетираются па ладони, а жилки листьев и стебли легко ломаются.

Сочные плоды при сжимании в руке не должны слипаться в комок и окрашивать ладонь[2].

Сообщение подготовила

Джемилева Виктория, 6а кл.

Рецепты травяных чаев.

1. Имбирный чай лечит простуду.

Имбирь натереть  на терке, кинуть в кипящую воду, варить около 5 минут. Потом добавить  лимонный сок, слегка остудить и добавить мед. Дать немного настояться.

Можно добавить перец, гвоздику, вместо лимона использовать апельсин.

2. Земляничный чай — 10 г сушеных листьев земляники, 2 г зверобоя, 2 г мяты, 200 мл воды. Фарфоровый чайник ополоснуть кипятком, засыпать смесь листьев, залить кипятком и настоять 7—10 мин.  Такой чай прекрасно освежает, успокаивает.

 

3. Базилик с апельсином. Листья базилика (сушеные или свежие) заливаются кипятком. Настаиваются минут 10, потом добавляется пара ломтиков апельсина вместе с кожурой. Хорошо добавить туда тростниковый сахар или мед. Прекрасно освежает и повышает иммунитет.

4. Чай шиповнико-медовый — 20 г плодов шиповника, 15 г меда, 5 г лимонного сока, 200 мл воды. Сушеные плоды шиповника измельчить, залить кипятком, варить 10 мин в эмалированной посуде при закрытой крышке, настоять 10 мин. Отвар процедить, остудить. Добавить мед, лимонный сок. Такой чай содержит много витаминов.

5. Мелисса, ромашка, мед. Травы заварить кипятком, немного остудить и добавить мед. Пить на ночь для хорошего сна.

                                                                                               Работу выполнила

Овсянникова Виктория  (6а кл.)

Загадки о лекарственных растениях.

Нам запах свежести лесной
Приносит позднею весной
Цветок душистый, нежный
Из кисти белоснежной.
(Ландыш)

Был рыжий Ванёк,
Кудрявый паренёк,
Стал седой, белобрысый,
Ветер дунул - глядь, он  лысый.
(Одуванчик)

Листья этого растенья обжигают нас,

Сок из листьев этого растения спасает нас.

Весной его используют на суп.

Голову мыть его отваром – волосы растут.
(Крапива)

Трава сродни петрушке,
И с зонтом на макушке,
Нужна та травка пекарю,
А также и аптекарю.
(Тмин)

Вышли в поле пастушки,
За спиной у них - мешки,
А мешочки-котомочки
На тугой тесёмочке.
(Пастушья сумка)

Горькая травка,
К животу поправка,
И сама душиста,
И метёт чисто.
(Полынь)

                                                                                       Подготовила  Богданова Алена, 2а кл.

Загадки о лекарственных растениях.

Кисть ягоды прекрасная,
Жёлтая иль красная,
Я достать её боюсь -
О шипы уколюсь.
Но уважаю с детства -
Сердечное средство.
(боярышник)

Очень вкусные плоды

И полезные они.

Много жира, витаминов.

Как питательны они!

Ядра ели в шоколадке

Скорлупа – краситель яркий.

Угадай-ка поскорей:

Что за плод мы рвем с ветвей? (орех)

Эти резные листочки

Лечат сердечко и почки.

Улучшают аппетит,

Боль прогонят, где болит.

Быстро смывают веснушки,

И лысины нет на макушке. (петрушка)

В бордовых корнеплодах

Лекарство от запоров.

Давление снижает,

И кровь оздоровляет.

Салат – от ожиренья.

А сок – от воспаленья. (свекла)

Листья будто кружева,

Украшенье для стола.

Повышают аппетит,

Придают здоровый вид.

Круглый год леченье,

И все от воспаления. (укроп)

Одуванчик, подорожник,

Василек, шалфей и мята.

Помогает нам, ребята!

 Подготовила

Носова Оксана, 6б кл.

Викторина «Растительный мир»

  1. Какие бывают растения?

А) вежливые;                В) деликатные;

Б) воспитанные;                Г) культурные

  1. Какой сок собирают ранней весной в лесах нашей страны?

А) липовый                        В) березовый

Б) осиновый                Г) сосновый

  1. Что из этого не является луком?

А) Черемша                  В) Батун

Б) Порей                Г) Череда

  1. Какое растение существует?

А) Сын-и-пасынок        В) Сын-и-отчим

Б) Мать-и-мачеха                Г) Дочь-и-падчерица

  1. Какое второе название прочно закрепилось за растением алоэ?

А) Тысячелистник                В) Бессмертник

Б) Столетник                        Г) Золототысячник

  1. Как называется лекарственное растение из семейства крестоцветных?

А) Школьный ранец                В) Министерский портфель

Б) Пастушья сумка                Г) Ядерный чемоданчик

  1. Как называется съедобная и очень полезная водоросль?

А) Морская репа                        В) Морская морковь

Б) Морская петрушка                Г) Морская капуста

  1. Какой из этих лекарственных кустарников дал название конфетам?

А) Шиповник                        В) Барбарис

Б) Крыжовник                        Г) Боярышник

  1. С какого из этих растений пчелы собирают красный мед?

А) Гречиха                                В) Клевер

Б) Липа                                Г) Подсолнечник

  1. Какая часть растения валерианы идет на приготовление успокаивающего лекарства?

А) Стебель                                В) Корень

Б) Лист                                Г) Цветок[3]

Подготовила Гуляева Ксения, 6а Кл.

Приложение 7

Электронный фотоальбом  лекарственных растений.

ПИЖМА  ОБЫКНОВЕННАЯ

МАТЬ – И - МАЧЕХА ОБЫКНОВЕННАЯ

ПОДОРОЖНИК     БОЛЬШОЙ

ЦИКОРИЙ      ПРИЗЕМИСТЫЙ

МЯТА   ПЕРЕЧНАЯ

НОГОТКИ                ЛЕКАРСТВЕННЫЕ

ЧИСТОТЕЛ    БОЛЬШОЙ

ДЕВЯСИЛ    ВЫСОКИЙ

Приложение 8.

Фоторепортаж экологического путешествия.

                     

 

 


   


     

Приложение 9

Мини-сочинения «Зеленая аптека».

«Зеленые друзья».

                                                                                                   

Во время экологического путешествия «Зеленая аптека», я узнала, что   у людей есть особенные друзья - растения, которые могут вылечить разные болезни, придают силы. Некоторые просто необходимы для здоровья. Например, шиповник, является источником витамина С, девясил  - источник жизни, чабрец и ромашка лечат  простуду.

Растут «зеленые друзья» рядом с нами, только их нужно изучить, правильно использовать. И тогда, они станут нашими верными помощниками в сохранении и укреплении здоровья!

                                                                                           

Куликова Анастасия, 5а кл.

Аптека рядом!

Крапиву знают  даже малые дети. Проходя мимо, мы даже не  смотрим на нее. Она «кусается», часто засоряет огород. Каждый старается, либо обойти ее стороной, либо выполоть.

А если посмотреть с другой стороны, то совсем и не плохо, что есть такое растение -  крапива. Она  является пищевой зеленью. Из молодых побегов готовят напитки, зеленые щи, супы, салаты.

        Применяют ее как приправу к различным блюдам. Настой и отвар крапивы обладают противовоспалительным, ранозаживляющим действием.  

Еще я узнал несколько рецептов  применения отваров и настоев на крапиве в косметике.  

Вот какая она, «жгучая» красавица! Живет рядом   и помогает нам!

                                                                              Феоктистов Олег, 6б кл.

Домашняя аптека.

        У нас дома всегда есть лекарственные травы.  Они помогают при разных болезнях даже лучше, чем таблетки.

         На огороде у нас растет мята. Ее мы сушим и завариваем вкусный успокаивающий чай.  Цветочки мать – и – мачехи  мама заваривает, если кто-то из нас простудился.  Когда не спится, поможет  отвар из этих сухих корешков валерианы.

Еще много интересного и полезного можно узнать, если изучать свойства лекарственных трав.

Морозов Александр, 5б кл.

Зеленые волшебники.

Зеленые растения — это живые лаборатории, которые образуют  вещества. Они способны восстанавливать силы, укреплять физическое здоровье человека, его нервную систему. Разгадывать загадки мира растений - это очень интересное и увлекательное занятие. Оно  расширяет и углубляет наш кругозор, заставляет нас прикоснуться  к тайнам природы.

Зеленые волшебники живут рядом с нами. Это подорожник, мята, шалфей, чабрец. Зимой, когда я простудился, мама давала мне чай с малиной. Оказывается, малина обладает жаропонижающим, успокаивающим действием. Мне интересно узнать свойства других лекарственных растений.

                                                                                         Цацура Иван, 5а кл.

Зеленый мир.

Весь окружающий нас мир – это  удивительный мир растений. Среди них  много загадочных, больших и малых, красивых и некрасивых, ядовитых и неядовитых, ароматных и без запаха. Есть редкие, лесные, степные, лекарственные и еще много – много других  растений.

        Во время экологического путешествия «Зеленая аптека», которое провела для нас учитель Татьяна Николаевна с вожатыми, я узнал,  какие лекарственные растения растут на нашем пришкольном участке. Какую пользу они приносят, как правильно их собирать. Особенно мне понравилось пить травяной чай с мятой!  

Я стал участником конкурса «Загадки и пословицы о лекарственных растениях». Мне выпал приз – мешочек с  сухими листочками мяты. Дома я приготовил чай с мятой. Все родные  с удовольствием пили, приготовленный мною  чай.

Теперь я буду внимательнее относиться к растениям. Постараюсь узнать больше о свойствах лекарственных трав, которые растут у нас  городе и его окрестностях.

Алексеев Николай, 6б кл.


[1] http://lechyt.ru/

[3] Агеева И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ночь, улица, фонарь, аптека. А.Блок

Видеоклип на стихотворение А.Блока...

Урок «Зеленая Аптека Кузбасса» по теме «Проценты», 5 класс.

Урок «Зеленая Аптека Кузбасса» по теме «Проценты», 5 класс. На уроке происходит закрепление практических умений и навыков вычисления процентов, расширение познавательного интереса к изучению процентов...

Урок ОБЖ в 6 классе по теме: «Лесная аптека » («Лекарственные растения»)

На уроке учащиеся 6-х классов знакомятся с некоторыми лекарственными растениями Подмосковья, способами их применения. Приобретают практические навыки и умения использования различных лекарственных рас...

Тест "Лекарственные растения. Зеленая аптека"

Тест разработан на основании содержания учебника "Природоведение" Пакуловой В.М. и др. Уровень сложности для пятиклассников - средний....

Импровизированный урок «Природа - лучшая аптека»

Данные об авторе Автор: Кадырова Руфина Хамитовна  Место работы, должность: МБОУ Наримановского района "СОШ №11", Астраханская область, учитель биологии, заместитель директора по УВР  Рег...


 

Комментарии

Носова Марина Владимировна

Полезная разработка!