Символ жизни на Земле - вода
материал по экологии (9 класс) по теме

Игровая конкурсная программа, посвященная Всемирному дню воды (22 марта), для учащихся 8-10классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

c. Сосново-Озерское

2013 год

Игровая конкурсная программа

«Символ жизни на Земле – вода!»

(22 марта всемирный день воды)

Оформление

Плакат со словами:                                        Книжная   выставка:

                                                                        «Вода –  это жизнь»                                      

Человек, запомни                                                          

                              навсегда!

Символ жизни на

                          Земле – вода!

Экономь ее и береги –

Мы ведь на планете

                              Не одни!

Всемирный день воды был учрежден участниками конференции ООН по окружающей среде и развитию  в Рио-де-Жанейро в июне 1922 г. Сегодня усилия мирового сообщества направлены на привлечение внимания общественности к проблемам обеспечения населения водой гарантированного качества и рационального, бережного водопотребления.

По оценкам Программы ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП), Россия обладает третьей частью мировых запасов пресной воды. Из них около 80 % сосредоточено в озере Байкал.

Всемирный день воды – праздник всех живущих на Земле людей.

Вода – это драгоценный дар природы.

Вода!

                                                           Тебе мы посвящаем

                                                          Стихи, и песни, и дела!

                                                          Тебя сегодня прославляем,

                                                         Чтоб ты у нас всегда была,

                                                         Чтоб реки были полноводны.

                                                         И мирно бы текли всегда,

                                                         Была б прозрачна в них вода!

                                                         Тебе, Вода поем мы славу!

                                                         Живи на счастье и забаву!

                                                         И радуй нас собой всегда.

                                                         Да пусть же славиться вода.

Несмотря на свой простой химический состав, вода основа жизни. Наш организм  на 70 % состоит из воды. Все живое на Земле существует благодаря воде. Можно сказать, что вода – наше сокровище. В океанах содержится 97 % всей воды Земли, в ледниках – 2%, оставшийся 1% - это реки и озера.  3/4 всей поверхности Земли покрыто водой. Но лишь 2,5 % от всего количества воды приходится на пресную,   ту, которой мы пользуемся ежедневно. Наша жизнь без воды не возможна.

На сцене музыкально-театрализованное представление "Берегите воду"

Звучит 9 симфония Бетховена.

Голос за кадром: на земле 2053 год. После разразившейся на Земле глобальной экологической катастрофы запасы пресной воды уменьшились в 10 раз. В связи с этим Всемирный Совет по контролю над водными ресурсами был вынужден ввести нормированное распределение воды среди жителей планеты. Были созданы специальные отряды полиции для поддержания порядка на пунктах раздачи воды. Каждый житель Земли получил специальную магнитную карточку, по которой он мог получить свою суточную норму - 200 мл воды.

На сцене - пункт раздачи воды. На пункте - раздатчик и два офицера полиции (юноша и девушка). Очередь доходит до мамы и сына. Мать протягивает полицейскому две карточки.

Полицейский проверяет карточки.

Юноша-полицейский (обращаясь к раздатчику): 400 миллилитров.

Раздатчик отмеряет воду в емкость женщины. Они с мальчиком отходят от пункта раздачи, женщина поскальзывается, падает и разливает воду. Мальчик помогает ей подняться.

Мальчик: Мама, ты не ушиблась?

Мама: Это не важно, но я разлила всю нашу воду. Что же теперь делать? Как прожить сегодня без воды?

Мальчик: Давай попробуем попросить, чтобы нам второй раз дали воду, ведь все видели, что ты упала не специально.

Они снова подходят к пункту раздачи воды.

Мама (обращаясь к полицейскому): Господин, нельзя ли нам снова получить воду, я упала и всё разлила.

Юноша-полицейский: Я видел, мадам, но ничем помочь не могу. Свою норму сегодня вы уже получили. Сожалею.

Мама: Неужели ничего нельзя сделать? Как нам с сыном пережить сегодняшний день? У меня нет денег на синтезированную воду.

Юноша-полицейский: Я вам искренне сочувствую, мадам, но порядок один для всех. Прошу вас, отойдите, не мешайте остальным.

Женщина садиться у края сцены и плачет.

Мальчик (обращаясь к девушке-полицейскому): Простите, девушка, а почему мы не можем получить еще воды?

Девушка-полицейский: Просто в этом случае кто-то другой не получит свою порцию.

Мальчик: А мама говорила, что когда-то воды хватало на всех, и она даже текла из кранов в каждом доме.

Девушка-полицейский: Так действительно когда-то было.

Мальчик: Так что же произошло?

Девушка-полицейский: Если хочешь, я могу рассказать.

На сцене остаются только мальчик и девушка-полицейский. На середине сцены - ширма, на ней - рисунок озера с чистой водой.

Девушка-полицейский: (на фоне музыки). Не так давно пресной воды на планете хватало на всех. В воду можно было входить без специальной защитной одежды, в ней даже можно было купаться.

Но человек редко ценит то, что у него есть. Он думает, что всё в природе вечно и имеет бесконечный запас прочности. Человеку нравилось покорять природу, а не заботиться о ней. А особенно, когда речь шла о воде. Ведь ее так много на планете ?  Но лишь 2% от этого количества составляла вода пресная, пригодная для питья. Родники, реки, озера были ее хранилищами. Человек использовал их по своему усмотрению.

Выходит человек, прикрепляет на рисунок озера макет предприятия и закрашивает часть воды озера краской.

На берегах водоемов выросли промышленные предприятия, которые сбрасывали неочищенные стоки в воду.

Выходит человек, прикрепляет на рисунок озера макет сельскохозяйственных угодий и закрашивает часть воды озера краской.

Дождями с полей смывались ядохимикаты и удобрения, широко применявшиеся в сельском хозяйстве.

Выходит человек, прикрепляет на рисунок озера макет бензозаправки и закрашивает часть воды озера краской.

Многочисленные автомойки, бензозаправочные станции бесперебойно поставляли в грунтовые воды высокотоксичные нефтепродукты.

Выходит человек, прикрепляет на рисунок озера макет танкера и закрашивает оставшуюся часть воды озера краской.

Частые аварии танкеров приводили к утечке миллионов тонн сырой нефти в моря и океаны, губя всё живое на много квадратных миль вокруг.

И однажды выяснилось, что пригодной для питья воды на планете практически не осталось. И с каждым днем ее количество уменьшается и уменьшается…

На сцену выходят все участники.

Объявление по радио: Внимание! Всемирный Совет по контролю над водными ресурсами сообщает, что вынужден в два раза сократить суточную норму выдачи воды.

Немая сцена.

Вперед выходят два чтеца. На фоне "симфонии"

Читают:

Первый чтец:

Океан седой гремит набатно,

Он таит обиду в глубине,

Черные раскачивая пятна

На крутой, разгневанной волне.

Стали люди сильными, как боги,

И судьба Земли у них в руках,

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

Второй чтец:

Вы давно "освоили" планету,

Широко шагает новый век.

На Земле уж белых пятен нету,

Черные сотрешь ли, человек?

Ведущий: То, как сейчас человек распоряжается водными ресурсами - преступление против человечности.

Люди, задумайтесь, ведь то, что вы сейчас видели, действительно может оказаться нашим будущим.

КОНЕЦ

А сейчас перед нами выступит           приглашенный с ОАО «Нептун».

А сейчас мы проведем конкурсную программу.

Наша сегодняшняя конкурсная программа будет посвящена удивительному веществу в природе -  воде. Наши команды покажут домашнее задание.

  1. Название.
  2. Девиз.
  3. Конкурс плакатов(2-3 плаката)
  4. Номер посвященный воде (доклад, реферат, сообщение, театрализация и т.д.)

Разминка

1.Как мы знаем Еравна край голубых озер.  Команды по очереди называют название озер Еравны, какая команда больше озер назовет, та и получит 4 балла.

2.Задание. Команды по очереди называют  название рыб которые водятся в реках и озерах нашего края.

 

Следующий конкурс наш «вопрос - ваш ответ»

(Команды по очереди отвечают на вопросы.

Каждый правильный ответ -1 балл.)

Вопросы

  1. Назовите восемь наименований состояния воды. (Пар, лед, снег, туман, иней, град, облака, тучи)
  2. Какие цветные реки и моря вы знаете? (Реки – белая приток Камы, Оранжевая – в Африке; (Хуанхе(желтая), Янцзы(голубая))- в Китае;, Красная, Черная – во Вьетнаме; моря- Черное, Белое, Желтое, Красное, Мраморное)
  3. Есть ли вода на луне? (Нет)
  4. На каком материке нет рек? (В Антарктиде)
  5. У какого моря нет берегов? (Саргасское в Атлантическом океане)
  6. Может ли вода течь вверх ? (Да, вода сама поднимается по капиллярам сосудов дерева и доставляет растворенные питательные вещества на большую высоту)
  7. Назовите реку, озеро и море в России, которое носят название одного цвета. (Река Белая, озеро Белое, Белое море.)
  8. В каком море ловят рыбу жители трех частей свата? (В Средиземном).
  9. Можно ли высушить белье на морозе? (Да, так как лед испаряется)
  10. Как называются атмосферные осадки с повышенным содержанием промышленных выбросов: оксида серы, оксида азота, хлороводорода и других элементов? (Кислотные осадки)
  11. Как называется вода, загрязненная  бытовыми и производственными отходами? (Сточные воды)
  12. Как называется наука, изучающая природные воды, явления и процессы, в них протекающие? (Гидрология; от греческого «хидор» - вода и «логос»- учение)
  13. Как называется совокупность всех водных объектов земного шара? (Гидросфера)
  14. Какое растение является биоиндикатором чистой воды ?(Аир болотный)
  15. Какое растение является биоиндикатором загрязненной  воды (Ряска)
  16. Какая вода полезнее для организма – сырая, кипяченная или талая? (Талая)
  17. Что такое накипь? (Это осадок нерастворимых карбонатов кальция и магния, образующий ся на дне и стенках чайника при кипячении воды)
  18. Почему стоматологи рекомендуют фторированную воду? (Фторированная вода помогает предотвратить развитие зубного кариеса, также является одним из укрепляющих факторов состояния зубов)

«Кому принадлежат слова»

(Командам предлагается изречение известных людей о воде. Необходимо угадать авторов этих высказываний. Команды отвечают по очереди.

 За каждый правильный ответ – 2 балла)

Задание

  1. «Вода стоит особняком в истории нашей планеты. Нет природного тела, которое могло бы сравниться с ней по влиянию на ход основных, самых грандиозных, геологических процессов».  (В.И. Вернадский)
  2. «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь». (А.де Сент-Экзюпери)
  3. «Вся жизнь из воды происходит

      Вода все хранит, производит… » (И.Гете.)

  1.  «Эй, горожане,

       Берегите воду!

       Бережней относитесь к нашему

                                       водопроводу!

       А ты не забыл закрыть

        водопроводный кран? »  

(В.Маяковский. Слоган к плакатам «Окна роста»)

«Самая, самая»

(Команды по очереди отвечают на вопросы.

 За каждый правильный ответ – 2 балла)

Задание

Продолжите фразу

  1. Самая длинная река России – (Обь)
  2. Самая полноводная река в мире – (Амазонка)
  3. Самая длинная река на земле – (Нил)
  4. Самое глубокое озеро России – (Байкал)
  5. Самое большое по площади озеро России и мира – (Каспийское)
  6. Самое большое по площади море в мире – (Коралловое)
  7. Самое высокое падение воды у водопада – (Анхель общая высота 1054 м., высота свободного падения 979 м.)
  8. Самые озерные страны мира – (Финляндия и Швеция)
  9. Самый мощный водопад в мире – (Ниагарский)
  10. Самое соленое море на нашей планете – (Мертвое)

«Продолжи пословицу»

(Команды отвечают по очереди за каждый правильный ответ 2 балла)

Задание

  1. Сколько воды не пить ….(А пьяну не быть)
  2. Подле огня обожжешься…(Подле воды обмочишься)
  3. Где вода…(Тут и беда)
  4. Не плюй в колодец…(Придется напиться)

«Конкурс загадок»

(Команды по очереди отгадывают загадки.

 За каждый правильный ответ -1балл)

Загадки

  1. Пушистая вата плывет куда-то

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча или облака)

  1. Без огня горит, без крыл летит, без ног бежит. (Туча грозовая)
  2. Сивые кабаны все поле облегли. (Туман)
  3. Шел да шел, да в землю ушел. (Дождь)
  4. Что в руках не удержать, что в решете не унести (Вода)
  5. Без рук, без ног все бежит. (Река)

«О какой реке эти строки»

Ведущий: С давних времен человек селился вдоль рек. Реки поили и кормили его, служили удобными путями сообщения. Постепенно человек научился использовать их энергию. От водяных мельниц он пришел к строительству атомных гидроэлектростанций. Веками значение рек в жизни  человека возрастало. Человек любил свою реку. Не зря обращались к рекам – Волга-матушка, Амур-батюшка, Енисей – богатырь или Ока-красавица. Поэты воспевали величие и красоту рек.

Итак конкурс мы читаем отрывки из стихотворений команды называют реки, о которых идет речь. За каждый правильный ответ – 2 балла.

Задание

  1. О!....колыбель моя!

Любил ли кто тебя, как я?

Один по утренним зарям,

 Когда еще все в мире спит

И алый блеск едва скользит

По темно-голубым волнам,

Я убегал к родной реке.

                                        Н.Некрасов(Волга)

  1. …Всю ночь

Рвалася к морю против бури,

Не одолев их буйной дури…

Прегражденная..

Обратно шла, гневна, бурлива,

И затопляла острова,

Погода пуще свирепела,

…вдувалась и ревела,

Котлом клокоча и клубясь,

И вдруг, как зверь остервеняясь,

На город кинулась.

                                  А.Пушкин (Нева)

«Литературные загадки»

Отгадайте авторов следующих строк:

Байкал - бесценный дар

 природы-

Да будет вечен на земле.(А.Твардовский)

Еще в полях белеет снег,

А воды уже весной шумят –

Бегут и блещут и гасят… (Ф.Тютчев)

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несешься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

 одна ты печалишь ликующий день. (А.С.Пушкин)

Наших бурятских поэтов:

Люблю я речку Яндолу,

Ее шутливое течение,

Березок строй на берегу,

 Утрами птиц веселых пенье…(Василий Байбородин – отец преподователя СОСШ №2 Байбородиной Нины Васильевны)

Игают волны в озере Сосновом,

И чайки их касаются крылом,

Раскинулось на берегу подковой

Любимое Сосновское село…(Василий Байбородин)

Ручьи моей родины,

Горло промойте мое,

Стрижи моей родины,

С клюва меня покормите,

Леса моей родины,

В тайну сою посвятите.

Для вас в моем сердце

Песня любви.                (Намжил Нимбуев)

«Конкурс песен о воде»

(Команды по очереди поют строки из песен, где упоминается вода (в любом состоянии)Одна команда начинает петь, тем временем другая готовиться другая команда. Как только остановиться первая команда, начнет петь вторая. Повторяться нельзя. Если команда не вспомнит строки в течение 10 секунд, продолжает петь другая команда. Та команда, которая будет последней, вспомнившей песню, получит 4 балла.)

Ведущий: В середине XX века стала реальной угроза глобального экологического кризиса. Отходы производства и человеческой жизнедеятельности загрязнили до 30 процентов пресных водоемов и значительную часть атмосферы. Из-за аварий танкеров в акваторию морей и океанов выливалось огромное количество нефти.

Продолжается загрязнение рек и морей промышленными отходами. В Европе уже несколько лет происходят небывало сильные наводнения, а в ряде районов Азии и Африки, наоборот, наблюдается осушение.

Таких факторов экологического кризиса можно было бы назвать тысячи и тысячи. Да, природа ошибок не прощает. Она наказывает за них. А что же останется потомкам? А кто должен решать эти глобальные проблемы? «Пускай решают правительство и государственные чины», - думают самые невежественные. Защита природы это дело каждого из нас. Каждый из нас может внести свой вклад в это самое благородное дело. Вы энергичны и молоды. Вам жить и творить. Вам предстоит понять причины этих катаклизмов и найти способы борьбы с ними. Берегите природу: хрупкое растение, пушистого зверька, чистое небо, хрустальную воду…

Используемая литература

  1.  Р.М. Набиуллина Н2О – живительная влага/ Читаем, учимся, играем.-№12. 2007.- 100-104с.
  2. В.А. Бударина «Безбрежная ширь океана и тихая заводь пруда…»/ Читаем, учимся, играем.-№1.- 2006.-94-101с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 6-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Вода Земли. Вода – основа жизни»

Данный материал предназначен для проведения уроков географии в 6-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида...

Интеллектуальная игра "Вода - основа жизни на Земле"

Данный ресурс в комплекте с презентацией "Вода, которую мы пьём" можно использовать при проведении мероприятий экологической направленности в 8-9 классе....

Вода- источник жизни на земле (презентация)

Цели :   рассмотреть значение воды в природе и в жизни человека; выделить экологические проблемы и способы охраны воды; развивать речь, внимание; воспитывать бережное отношение к воде, к во...

Интегрированный урок по биологии, географии и химии на тему: «Вода-основа жизни на Земле»

Цель данного урока: показать проявление общих закономерностей природы с точки зрения биологии, географии и химии....

Разработка интегрированного урока физики и английского языка "Вода - источник жизни на Земле"

Урок посвящен всемирному Дню воды, который отмечается 22 марта. В уроке использованы материалы мультимедийного учебно-методического комплекта "Зелёный пакет"....

Вода-источник жизни на Земле

Разработка внеклассного мероприятия к предметной неделе по биологии...

ВОДА – ОСНОВА ВСЕЙ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

В данной статье раскрываются методы  очистки воды  в домашних условиях, её значение в жизни планеты и человека....