Интеллектуальная игра "Вода - основа жизни на Земле"
классный час по химии (8 класс) по теме

Безрукова Людмила Сергеевна

Данный ресурс в комплекте с презентацией "Вода, которую мы пьём" можно использовать при проведении мероприятий экологической направленности в 8-9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon intellektualnaya_igra_voda-osnova_zhizni_na_zemle.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра

«Вода – основа жизни на Земле»

                 

               Разработала: учитель химии

               Безрукова Л.С.

   

Цель: Способствовать формированию экологической культуры учащихся через вовлечение их в участие во внеклассных мероприятиях экологического характера.

Задачи:

  1. Изучить дополнительную литературу о роли воды в жизни человека, экологических проблемах, связанных с её состоянием в настоящее время.
  2. Подготовить компьютерную презентацию о состоянии воды и способах её очистки.
  3.  Развитие познавательной активности учащихся.

                                      Вода стоит особняком в истории нашей планеты.

                                      Нет природного тела, которое могло бы сравниться

                                      с ней по влиянию на ход основных, самых грандиозных

                                      геологических процессов. Нет земного вещества –

                                      минерала, горной породы, живого тела, которое её бы

                                      не заключало. Всё земное вещество…ею проникнуто и

                                      охвачено».

                                                                                               В.И. Вернадский

Вступление

     Вступительное слово учителя о целях мероприятия, плане его проведения.

Просмотр презентации «Вода, которую мы пьём»

Конкурс «Гонка за лидером»

     За одну минуту команды должны дать как можно больше правильных ответов.

  1. Водная оболочка Земли.
  2. Процесс образования органических веществ из воды и углекислого газа.
  3. Они бывают слоистые, перистые, кучевые.
  4. Движение льда в океане.  (Дрейф)
  5. Тип кристаллической решётки в твёрдой воде.
  6. Вид химической связи в воде.
  7. Класс веществ, к которому относится вода.
  8. Из каких химических элементов состоит вода?
  9. Какое вещество гасят водой, хотя оно не горит?
  10. Вода в твёрдом состоянии.
  11. Вода в газообразном состоянии.
  12. Газообразное вещество, которое обеззараживает воду, не оставляя привкуса.
  13. Оксид водорода.
  14. Металл, обладающий бактерицидными свойствами, использующийся для обеззараживания воды.
  15. Какое молоко не пьют?
  16. Сколько воды содержится в организме человека?  (60 – 65% по массе.)
  17. Изменяется ли её содержание с возрастом?  (Да, уменьшается, у новорождённого – 75%, у семидесятилетних – 55%.)
  18. Процесс распределения молекул вещества между молекулами растворителя.
  19. Способы разделения смесей, используемые при очистке питьевой воды?
  20. Какую воду можно замутить своим дыханием?
  21. Что видно, когда ничего не видно?  (Туман)
  22. Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут?  (Облака).
  23. Приходил – стучал по крыше, уходил – никто не слышал.  (Дождь).
  24. Что такое синий уголь? (Вода)
  25. Можно ли высушить бельё на морозе?
  26. В каком органе человека содержится наибольшее количество воды? (Стекловидное тело глаза – 99%).
  27. Где в организме человека содержится наименьшее количество воды? (В зубной эмали)

Калейдоскоп интересных фактов

       

     Учащиеся делают небольшие сообщения по теме мероприятия

        ( Журнал «Химия в школе» № 7, 2001, с 84.).

Конкурс «Кот в мешке»

     Участники достают из бочки фишки и отвечают на вопросы. № фишки - № вопроса.

  1. Какое вещество и почему Леонардо да Винчи назвал «соком жизни»?

(Воду.  В водной среде проходят все химические реакции в организме, вода составляет основу крови, которая снабжает организм всем необходимым и очищает его от шлаков, испарение воды регулирует температуру тела).

  1. Лао -  цзы утверждал, что она «самое мягкое и слабое существо в мире, но в преодолении твёрдого и крепкого она непобедима и нет ей на свете равного в этом». О каком веществе идёт речь? Прокомментируйте ответ.

(О воде).

  1. «Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобою к нам возвращаются силы, с которыми мы уже простились». Кто является автором этому гимну воде? (Антуан де Сент-Экзюпери).

Конкурс «Верите ли вы, что»…

  1. В Мировом океане зоомасса во много раз превышает фитомассу. (Да)
  2. Пресная вода стала товаром мировой торговли. (Да)
  3. Прибор для разложения воды называется электролизёр. (Да)
  4. Океаны, моря, реки занимают лишь небольшую часть земной поверхности. (Нет)
  5. Плотность воды при переходе из твёрдого состояния в жидкое уменьшается. (Нет)
  6. В крови содержится 83% воды. (Да)
  7. Для нормальной жизнедеятельности человеку необходимо 20 л воды в сутки. (Нет, 2,5 л).
  8. В воде морей и океанов содержатся почти все элементы ПСХЭ Д.И. Менделеева. (Да)
  9. Жизнь на Земле зародилась в воде. (Да)

Конкурс «Необыкновенные опыты с обыкновенной водой»

     Демонстрация опытов, характеризующих свойства воды. Участники должны записать уравнения реакций и указать их типы.

1. Разложение воды

2. Синтез воды.

3. Взаимодействие воды с оксидами кальция и серы.

4. Взаимодействие воды с натрием.

Конкурс шифровальщиков

     Участникам выдаются карточки с зашифрованным текстом. Ключом для разгадывания является указанная буква в названии химического элемента.

№ 1.

Fe 1  Li 2  Au 1 Na 1  Ca 4  Be 2  S 1  Ti 1  Ca 4  Ti 1  B2  Li 1  Ca 4  O 1  B 2  Ti 1 N1  Mg 1  He 1  H 3  Be 2  Be 2  S 1  Ti 1 Ca 4  H 1  B 2  H 3  N 1

                                                                          (Жизнь есть там, где есть вода).

№ 2.

H 1   B 2    H 3   N 1   Er 1  Ti 1   B 2  H 1   S 1  Be 2   Mg 1  Li 2   B 3   Na 1  B 2   Be 2   H 3   B 2   S 1   Ti 1   B 2   As 5   Na 1  Li 2   Be 2

                                                                             (Вода – всемирное достояние).

№ 3.

Au 1   Be 2   Mg 1   Li 1   As 5   C 1   Mg 1   Li 2   B 3   N 1   Be 2   Ti 1   Be 2   S 1     Li 1   Li 2   C 1   As 3   Li 1   N 1   H 1   B2   H 3   N 1

                                                                           

                                                                            (Земля умирает, если ушла вода).

Калейдоскоп интересных фактов

Учащиеся делают небольшие сообщения о значении воды и её применении

    (Журнал «Химия в школе № 7, 2001, с. 82. Применение воды.).

Конкурс «Единственная моя…»

     Участники сочиняют хвалебную оду воде и зачитывают её.

Заключение

     Подведение итогов мероприятия. Награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 6-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Вода Земли. Вода – основа жизни»

Данный материал предназначен для проведения уроков географии в 6-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида...

Интегрированный урок по биологии, географии и химии на тему: «Вода-основа жизни на Земле»

Цель данного урока: показать проявление общих закономерностей природы с точки зрения биологии, географии и химии....

Условия жизни на Земле Среды жизни на Земле и экологические факторы 9 класс По УМК И.Н. Пономаревой.

Среда обитания  (окружающая среда)•это все то, что окружает живой организм (совокупность сил и явлений природы, ее вещество и пространство, а также деятельность человека) и прямо или косвенно вли...

ВОДА – ОСНОВА ВСЕЙ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

В данной статье раскрываются методы  очистки воды  в домашних условиях, её значение в жизни планеты и человека....

Внеклассное мероприятие по биологии «Этот удивительный мир цветов» «Биоразнообразие – основа жизни на Земле»

Данное внеклассное мероприятие знакомит  учащихся с многообразием первоцветов и проблемой их сохранения,воспитывает бережное отношение к природе,развивает познавательный интерес, творческие спосо...

Программа по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни "Основы жизни" для детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)

Программа формирования экологической  культуры, здорового и безопасного образа жизни построена на основе общенациональных ценностей общества, таких как здоровье, природа, экологическая культура, ...

Разработка интегрированного урока по химии для 8 класса на тему «Вода – основа жизни на Земле»

Расширение знаний учащихся о воде, её строении, значении для человека и природы, свойствах....