«Будьте добрыми и человечными с природой!»
методическая разработка (экология, 6 класс) по теме

Мокроусова Юлия Александровна

Познавательно игровая программа по экологии для учащихся 6-х классов. Цель: знакомство с экоогическими проблемами, возникающими по вине человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Наровчат

Познавательно-игровая программа для учащихся 6 класса  

«Будьте добрыми и человечными с природой!»

Выполнила учитель биологии

МБОУ СОШ с. Наровчат

Мокроусова Юлия Александровна

2013 год

Будьте добрыми и человечными с природой!

познавательно-игровая программа для учащихся 6 класса  

Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдется сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробную плиту со скорбной надписью: "Каждый хотел лучшего только для себя!"

                                                                                                               (Сент-Экзюпери)

Цель:

- Знакомство с экологическими проблемами, которые возникают по вине человека

Задачи:

  1. Формировать экологическое мышление учащихся;
  2. Рассмотреть положительное и отрицательное влияние антропогенного фактора на состояние биосферы;
  3. Обучать правильному поведению и деятельности в природе, выявлять случаи негативного отношения к ней;
  4. Развивать умение видеть и чувствовать красоту родной природы;
  5. Развивать умение анализировать, сравнивать.
  6. Формировать убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем;
  7. Воспитывать любовь к природе;
  8. Воспитывать  ценностные ориентации экологического характера, мотивы и потребности, привычки  экологически целесообразного поведения и деятельности человека

Ведущий : Здравствуйте ребята! Сегодня наша программа  посвящена экологическим проблемам. А что такое экологические проблемы ,и какая наука занимается их решением?  (Вопрос к залу) 

Экология это наука, изучающая изменения в окружающей среде и  влияние этих изменений на жизнь растений, животных и человека. Экологические проблемы возникают чаще всего из-за влияния человека на природу. Сегодня мы рассмотрим наиболее важные из них.

В современную эпоху научно-технической революции особую важность приобрели вопросы взаимодействия человека и природы. Бурный рост населения земного шара, интенсивное развитие техники во много раз увеличили степень воздействия человека на природу, потребление различных природных ресурсов. Серьезной проблемой стали вопросы возможного и к тому же быстрого истощения запасов полезных ископаемых, пресной воды, ресурсов растительного и животного мира, загрязнения природной среды.

В ряде районов мира (а так же в нашей стране), особенно в крупных промышленных центрах, загрязнение окружающей человека среды приняло угрожающие для его здоровья размеры. А за последние десятилетия положение резко ухудшилось. Скорость потребления природных ресурсов стала многократно превосходить возможности их естественного возобновления. Потребление природных материалов достигло гигантских величин! Научные открыли и изобретения, конечно, полезны в современной жизни, но предприятия, производящие и работающие на различных видах топлива и использующие радиоактивные, химические и прочие отравляющие вещества, не задумываясь, выбрасывают, закапывают и прячут их в недра или даже оставляют на ее поверхности!

Все отходы и отравляющие вещества, находящиеся в земле или на ее поверхности, через некоторое время окажутся у нас в желудках или на нашем теле.  

На сегодняшнем мероприятии мы постараемся осознать и в будущем предотвратить проявление и развитие проблем, связанных со сверхзагрязнением природных ресурсов нашей Родины.

Человек — часть природы, и отсутствие в природе духовного человека, представляющего как бы «самосознание Вселенной» лишает смысла существования не только человека, но все сущее, все миросоздание... Такую обезглавленную природу не будет смысла охранять.

Я попрошу вас разделиться на две команды  по 6 человек и занять свои места.  

Правила нашей сегодняшней игры просты: после каждого конкурса победившая команда забирает в « плен» одного человека из проигравшей команды. Побеждает та, в которой останется больше игроков.  Команда болельщиков тоже будет принимать участие  в сегодняшнем мероприятии. По ходу игры им будут заданы вопросы, и кто правильно  отвечает, получает жетон. В конце игры болельщики подсчитывают свои жетоны, и  кто наберет больше, получит медаль с изображением Панды – как символа Охраны природы на Планете!

 А пока предоставим слово каждой команде. Они выполняли домашнее задание  ( конкурс листовок « Во имя Жизни на Земле»). Жюри оценивает.

Первый  конкурс начинается с разминки: (по два вопроса каждой команде)

  1. Если дымно и туманно

Так, что Вам не видно ног,

Это значит – воздух грязный

Тот туман зовется (смог) 

  1. Не собирайте здесь грибы

И не сушите вы гербарии

Завод когда-то здесь стоял

На нем случилась вдруг (Авария) 

  1. Вокруг пенье, стук и грохот

Не идет ничто на ум

Знайте, что для человека

Очень вреден этот (  шум.)

  1. Если что-то нам не жалко,

То несем скорей на свалку

Загрязняют Землю, воды

Бытовые все (отходы)                    

(Жюри оценивает)

Ведущий: Но  что это? Нам пришли телеграммы! Срочные! Вот, пожалуйста: «Срочно от Бабы-Яги. Пропадаю, погибаю. Сломала последнюю костяную ногу о мусор, который туристы на поляне оставили».

Вот вам и первая проблема – « Засорение окружающей среды».

Наши туристы ведут себя в лесу неправильно. Сегодняшнее население Земли - общество суперпотребителей. Мусор постепенно становится монстром цивилизации. При нынешнем состоянии экономики и культуры быта люди еще долго обречены жить среди этих «рукотворных памятников»  своей беззаботности.

- «Ребята, кто расскажет, как надо вести себя в лесу?» вопрос к  болельщикам. Болельщики отвечают на вопросы и получают жетоны.

Команды участвуют в конкурсе:

«Что мы выбрасываем, или Золотые россыпи помоек»

  1. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:
  1. Пластмасса (правильный  ответ).
  2. Стекло.
  3. Металл.

  1. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:                            
  1. Рассортировать.
  2. Собрать в одном месте.
  3. Раскрошить.

  1. Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:                
  1. Компостировать.
  2. Сжечь при специальных условиях.                                       
  3. Переплавить.

 

  1. Первоочередная забота при выборе свалки:                                                        
  1. Защита поверхности земли и грунтовых вод.
  2. Ограждение места свалки.
  3. Укомплектование соответствующей техникой. 

                   

  1. Вредные выбросы оказывают влияние:
  1. Только на те регионы, где появилось загрязнение.
  2. На  близлежащие регионы.
  3. Даже на территории, удаленные от места,

где загрязнение  «увидело свет». 

                                                                                                                   

  1. Самая страшная «добавка» к воде:
  1. Бытовой  мусор.
  2. Пестициды.
  3. Минеральные удобрения.

  1. Какие из радиоактивных отходов целенаправленно

 рассеивают в окружающую среду:

  1. Газы.
  2. Жидкости.                                                                                        
  3. Твердые вещества.  

                                                                                                      

  1. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу,

пролежит без изменения:

  1. 10 лет.
  2. 50 лет.
  3. 100 лет и более.

        9). Поступление в среду обитания вредных  веществ

приводит к нарушению функционирования экологических

            систем, называют:

  1. Загрязнением.
  2. Экологическим кризисом.                                                                      
  3. Интродукцией.

10)Выброшенную бумагу "съедят" невидимки

– микробы  за:

  1. 1-2 года.
  2. 5-8 лет.
  3. 20 и более.

(Жюри оценивает)

Команды участвуют в эстафете  «Кто быстрее уберет поляну».

( Жюри оценивает)

Еще одна телеграмма от вороны: «Это что же такое делается, граждане? Родное гнездо душегубы разорили. Без крыши над головой на старости лет оставили. Я теперь не ворона получаюсь, а бомж. Примите срочные меры, а то я до самой ООН дойду, хулиганы вы этакие. Я ведь и погибнуть могу»

Вот вам еще одна экологическая проблема - резкое сокращение биологического разнообразия на планете.  Сейчас ежегодно в мире гибнет несколько видов животных и растений. Вы знаете, кто такой вомбат?  Это сумчатый грызун, живет в Австралии, напоминает маленького бурого медвежонка. У него есть одна особенность - за 10 мин. он способен прогрызть дыру в толстой бревенчатой стене. Это животное стало редким.

Нелетающая птица дронт уже никогда не будет жить на Земле. Люди её полностью истребили.

Сегодня каждому пятому виду зверей, каждому четвёртому виду рептилий и амфибий, каждому пятому виду птиц нашей фауны угрожает опасность.

- Ребята,  каких еще редких и исчезающих животных вы знаете?  (вопрос к залу).

Умирающая земля, мёртвые реки, озёра, леса, моря, длинная очередь растений, животных, птиц, записанных в Красную Книгу

- Представьте и подумайте, как мы должны относиться к природе, ко всему живому на Планете? (вопрос к залу).

Команды участвуют в конкурсе: «Кто больше назовет диких животных»

(Жюри оценивает)

Ведущий: Пришла телеграмма от Белого Медведя из Антарктиды: «Срочно. Помогите! Айсберги тают. Скоро нечего будет, есть и не на чем плавать». Это следующая глобальная проблема «парниковый эффект ». 

- Ребята, а что это такое?  Вопрос к залу.

Ведущий: «Постепенное повышение температуры на всей Земле приводит к перемене климата и таянию ледников, а, значит, к повышению уровня воды в Мировом океане. В ледниках вода находится как бы в запасе, ведь в них только пресная вода».

Конкурс «Запаси воду» для команд. Жюри оценивает

Телеграмма от Красной Шапочки: «У нас в огороде солнце выжгло всю капусту. А мы очень любим печь пирожки с капустой для бабушки. Помогите разобраться, что это за страшное явление в природе, и кто в этом виноват?» Вопрос к залу  (Озоновая дыра).

Что это такое? Чем она опасна?

Ведущий: Но озоновый слой способен восстанавливаться. Вы заметили, как легко дышится после грозы в сосновом лесу? А теперь посмотрим, кто из вас чаще гуляет в лесу после грозы.

Конкурс «Надуй воздушный шарик» для команд. Побеждает та команда, у которой воздушные шарики будут большего размера. Жюри оценивает.

Телеграмма от пчелки: « После дождя все цветочки на моей полянке погибли, не с чего мне больше собирать пыльцу, из которой получается очень вкусный, душистый и полезный для здоровья мед. А, значит, и лечиться от простуды и гриппа  вам будет нечем. Помогите, подскажите, что это такое происходит в природе?» Вопрос к залу. (кислотные дожди)

Кислотные дожди,
Озоновые драмы…
Отдушины не жди –
Беда гудит над нами
                                   Т. Козак

Ведущий: Дождевая вода всегда содержит определенное количество кислоты, от которой особого вреда нет. Но смешиваясь с определенными химическими веществами, загрязняющими воздух, дождевая вода приобретает высокую кислотность и выпадает на землю в виде вредоносных кислотных осадков. Кислотные дожди пагубно влияют не только на растения и животных. Они нарушают естественные связи в природе — цепи питания. Например, бактерии, черви, мелкие насекомые перерабатывают в здоровой лесной почве опавшие листья, хвою, обогащая ее минеральными солями. Но если почва заражена кислотными осадками, ее животный мир погибает, опавшие листья, хвоя не перерабатываются и не насыщают почву необходимыми минеральными веществами, т. е. пищевая цепь прерывается.

(Учителем демонстрируется воздействие концентрированной серной кислоты на образцы мела, бумаги, пластика, металла , растения).

Ведущий: А теперь , давайте вернемся к нашей пчелке и поможем ей найти самый красивый цветок, чтобы она не расстраивалась.

Конкурс «Нарисуй цветок» для команд. Побеждает та команда, у которой  самый красивый цветок.

Ведущий: Пока команды выполняют задание, мы послушаем стихотворение М. Дудина «Берегите Землю!»,  которое звучит,  как призыв сохранить все живое на планете .

Стихотворение "Берегите землю…»"

 

Берегите Землю!

Берегите! Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на стебле повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю!

Берегите! Чудо песен

Городов и весей,

Мрак глубин и волю поднебесий,

Откровение  земли и неба-

Сладость жизни, молока и хлеба.

Берегите молодые всходы

На зелёном празднике природы,

Небо в звёздах, океан и сушу

И в бессмертье верящую душу,-

Всех судеб связующие нити.

Берегите Землю!

Берегите!

Ведущий: Команды показывают свои рисунки жюри.  А, теперь, ребята, вопрос для самого внимательного. Сколько экологических проблем мы сегодня рассмотрели? Нужно перечислить проблемы (вопрос в зал). 

Пока жюри подводит итоги, предлагаю вам посмотреть пейзажи природы в картинах русских художников, которые  передают тонкую невидимую грань, отделяющую человека от природы. Природа в живописи отражает тот мир, в котором не человек главенствует над природой, а природа над ним. Мир, в котором краски обостряются  чувства единения с природой.

(показ презентации «природа  в картинах русских художников»)

Подведение итогов. Слово предоставляется жюри. Команды награждаются буклетами о природе родного края, выполненные старшеклассниками.

Команду болельщиков благодарят за участие, и у кого больше всего жетонов за правильные ответы вручается медаль с изображением Панды.

Использованная литература:

  1. Литвинова Л.С., ДендеберС.В.  Пойми живой язык природы. Воронеж: 2006 год
  2. АфанасьевС.П., Коморин С.В.  Триста творческих конкурсов – Кострома, 2002 г.
  3. Никишов А.И., В.Н. Кузнецов Экология. Учебник для 5(6) классов общеобразовательных школ, Москва  1999 г.
  4. ПлешаковА.А., Сонин Н.И. Природоведение 5 класс  2011 г.
  5. Интернет-ресурсы: http://ru.wikipedia.org/wiki/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Будьте добрыми и человечными!» классный час в 6 классе

Данный классный час нацелен на воспитание доброго отношения к окружающим, ориентирован на улучшение межличностных отношений....

Будьте добрыми и человечными

Презентация к уроку этики...

Классный час в 7 классе "Будьте добрыми и человечными"

Материал классного часа воспитывает у учащихся доброту, человечность, любовь к природе, " братьям нашим меньшим"....

Классный час. Тема. Будьте добрыми и человечными.

В работе приводится конспект классного часа по теме "Будьте добрыми и человечными" Рекомендуется провести в 5-6классах....

Классный час "Будьте добрыми и человечными"

Сценарий проведения классного часа для детей шестого класса....

Будь добрым и человечным

Воспитательный час о человеческой доброте и о сочувствии окружающим...

час общения "Будьте добрыми и человечными"

мероприятие проходило в рамках недели толерантности...