Рабочая программа дополнительного образования детей «Экология, Охрана, Спасение»
рабочая программа (экология, 9 класс) на тему

             В процессе становления современной концепции экологического образования экологическому воспитанию придаётся значение как средству оптимизации взаимодействия человека с природной средой. Следовательно, формирование ответственного отношения к природе может рассматриваться не столько как результат экологического образования, сколько как экологического воспитания. Программа решает проблемы занятости подростков в свободное от учебного процесса время, адаптации в социуме, а так же помогает реализовать познавательный интерес ребят на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kruzhka_ekolgiya_okhrana_spasenie.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Константиновская средняя общеобразовательная школа

г. Домодедово

                                                         Утверждаю:

                                                     Директор

                                                                                            МАОУ Константиновская СОШ

                                                                                         _____________   Гыбина М.Ю.

                                                                                   «____»____________2012 г.

Рабочая программа дополнительного образования детей

«Экология, Охрана, Спасение»

Срок реализации        1 год

Возраст     14 – 16  лет

Составитель: Зайцева Людмила Станиславовна

педагог дополнительного образования второй категории

2012 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

             В процессе становления современной концепции экологического образования экологическому воспитанию придаётся значение как средству оптимизации взаимодействия человека с природной средой. Следовательно, формирование ответственного отношения к природе может рассматриваться не столько как результат экологического образования, сколько как экологического воспитания. Программа решает проблемы занятости подростков в свободное от учебного процесса время, адаптации в социуме, а так же помогает реализовать познавательный интерес ребят на практике. Сущность экологического образования в том, что оно представляет собой не только психолого-педагогическую систему, но и социально- педагогическую, и воздействует не только как педагогический фактор, но и как фактор социальный.

 Актуальность данной программы:

      Заключается в том, что ребёнок вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между детьми, педагогами и родителями, через общественные и научные организации, через психологический климат в коллективе. Всё это должно способствовать активной деятельности в защиту природы. Актуальность данной программы заключается ещё и в том, что она способствует оздоровлению детей: занятия в большинстве проводятся на воздухе, лишены статичности, дети находятся в постоянном контакте с природой с животными, что обеспечивает устойчивый эмоциональный уровень. Программа способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие. Практические экологические исследования дают, учащимся богатейший материал, который успешно используется на конференциях, конкурсах.

       Данная программа составлена на основе авторской  программы Ю.Н.Александровой, Л.Д.Ласкиной «Юный эколог», 2010 год.  Адаптированна с учетом требований к программе дополнительного образования детей.

       Программа кружка «Экология, Охрана, Спасения» ориентирована на старший возраст детей (14 лет – 16 лет).

Срок реализации:

один год

 Цель программы:

Осознание ребёнком себя как части системы «Человек-Природа».

Задачи программы:

Обучающие:

  • сформировать представление о многообразии жизни и распространении живых организмов;
  • сформировать представление о месте человека в природе и единстве всего живого;
  • научить применять на практике усвоенные знания, умения и навыки;
  • обучить работе с большим объёмом информации.

Развивающие:

  • пропагандировать здоровый образ жизни, прививать интерес к занятиям спортом;
  • обеспечить членам клуба возможность самореализации в рамках клубной деятельности, а также работы в рамках научно-исследовательской деятельности;
  • выявить и развить организаторские способности у детей.

Воспитывающие:

  • совершенствовать навыки межличностного общения детей.

Педагогическая идея состоит в выработке мотивации:

  • к дальнейшему углублению знаний в сфере интересов;
  • к формированию таких качеств, как целеустремлённость, твёрдость, стремление к риску, терпение;
  • к воспитанию чувства ответственности, доброты, милосердия, гуманного отношения к окружающему миру.

Подходы к образовательному процессу основаны на педагогических принципах обучения и воспитания.

  1. Принцип добровольности (зачисление ребёнка в группу возможно только по его желанию).
  2. Принцип адекватности (учёт возрастных особенностей детей и связанное с этим формирование разновозрастных и разноуровневых учебных групп школьников).
  3. Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений.
  4. Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребёнка).
  5. Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия).
  6. Принцип ориентации на успех.
  7. Принцип взаимоуважения.
  8. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью).
  9. Принцип связи обучения с жизнью.
  10. Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся.
  11. Принцип научности содержания и методов образовательного процесса.
  12. Принцип опоры на интерес (все занятия интересны ребёнку).

Ожидаемые результаты:

К концу обучения дети  должны знать: 

  • знать и уметь манипулировать основными экологическими терминами понятиями;
  • уметь выступить с сообщением или докладом перед аудиторией;
  • знать основные виды загрязнений и загрязняющих веществ;
  • уметь применять на практике полученные знания и умения, а именно: уметь осуществлять уход за комнатными растениями; самостоятельно осуществлять простейшие операции по посадке и посеву полезных растений, уметь самостоятельно ухаживать за домашними животными;
  • уметь убеждать и отстаивать свою точку зрения.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. История возникновения и развития экологии (3 часа)

Общая и частная экология. Некоторые теории происхождения жизни на Земле. История, испытания и изменение облика планеты.

Раздел 2. Голубая планета Земля (4 часа)

Размеры Земли. Земля и Солнце. Почему бывают день и ночь. Часовые пояса. Земля магнит. Жидкое ядро Земли. Огнедышащая Земля. Шесть материков земного шара. Полюсы тепла и холода. Самые большие высоты и глубины. Причины великих оледенений.

Раздел 3. Жизнь в лесу (3 часа)

Типы лесов. Растения, формирующие лес. Структура леса. Леса умеренных широт. Лиственные и хвойные леса. Пойменные леса. Тропические леса. Субэкваториальные леса. Горные леса. Сосновые, еловые, кедровые, лиственные леса. Лес как планетарное явление. Пространственное распределение лесов. Животный мир лесов, его разнообразие. Леса-лёгкие Земли. Приспособляемость различных видов животных к условиям обитания.

  • Экскурсия в лес, посадка деревьев, очистка леса от мусора.

Раздел 4. Многообразие животных и растений (4 часа)

Дикие животные, их виды. Домашние животные их виды и приносимая человеку польза.

Животные, содержащиеся в уголке природы. Общие правила ухода за аквариумом и его обитателями, за млекопитающими, за птицами. Деревья и кустарники, произрастающие в Западной Сибири. Лесная аптека. Взаимодействие различных типов растений между собой. Конкуренция растений и что она означает. Комнатные растения Общие правила ухода за растениями. Практическая работа по формированию навыков ухода за растениями в уголке природы.

  • Экскурсия на птицефабрику, экскурсия на ферму. Приглашение специалиста, ветеринарного врача. Практическая работа по пересадки комнатных растений в уголке природы. Отработка основных навыков по уходу за комнатными растениями.

Раздел 5. Место человека в природе (3 часа)

Природа - колыбель человечества.

Загадка появления человека. Человек- животное, обладающее разумом.

Будущее человека, может ли человек выжить без природы. Возвращение в природу - один из возможных вариантов развития человечества. Варианты примирения человека и природы. Пример первобытных племён, это пример единения с природой. Что ожидает человечество.

  • Экскурсия в краеведческий музей.

Раздел 6. Планете имя-океан (4 часа)

Жизнь в морях и океанах. Поверхностные и глубинные морские животные. Рыбы, их многообразие и необычные формы. Жизнь на дне. Кораллы. Хищники морских глубин (акулы, скаты, касатки). Всепланетный океан. Уровень мирового океана. Приливы и отливы. Куда текут океанские воды? Гольфстрим - водяное отопление Европы. Волны на воде. Айсберги - плавающие ледяные горы.

  • Просмотр видеофильмов: «Живые обитатели морских глубин», «Акулы».

Раздел 7. Человек изменяет Землю (3 часа)

Масштабы влияния человека на земную кору. Скупой платит дважды. Использование природных богатств. Пожары на нефтяных месторождениях. Непосильная тяжесть городов. Отходы и свалки. Влияние водохранилищ, а также ГЭС и ТЕЦ на экосистему городов и посёлков. Влияние автомобильного транспорта на экологию. Глобальное потепление климата, в чём причина и чем это грозит человечеству и всему живому на Земле. «Зелёные»- чем занимается и что пропагандирует данная организация.

  • Разъяснительная работа среди населения о вреде сжигания мусора в осеннее - весенний период. Выступление членов клуба с агитационными сценками перед взрослой и детской аудиторией. Экскурсия по городу «Приспособление растений и животных к жизни в городах».

Раздел 8. Проблемы экологии (2 часа)

Проблема заболоченности территории. Проблема роста больших городов и вытеснения ими животных и птиц с места их постоянного обитания. Проблема загрязнения Мирового океана, водоёмов, суши и уменьшение пресной воды. Проблема уменьшения запасов не возобновимых сырьевых и энергетических ресурсов. Влияние экологических факторов на физическое и психическое здоровье человека и на генофонд человеческой популяции.

  • Борьба со стихийными свалками мусора.

Раздел 9. Основные экологические термины и понятия (3 часа)

Термин экология предложенный зоологом Э. Геккелем. Формулирование понятий экосистемы и биогеоценоза. Понятие конкурентного исключения, популяций у растений. Знакомство с литературой экологического направления.

  • Записи в тетрадях, оформление и ведение словаря юного эколога.

Раздел 10. Состояние экологии в России (5 часов)

Состояние экологии в России в отличие от капиталистических стран. Природоохранная деятельность.

  • Выступление ребят с докладами о проблемах экологии в России. Беседа о состоянии экологии в современной России.
  • Тренинги: «Экологическая этика», «Учимся формулировать законы».

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тема

Всего часов

Количество часов

Теория

Практика

1

История возникновения и развития экологии.

3

3

0

2

Голубая планета Земля

4

4

0

3

Жизнь в лесу

3

3

0

4

Многообразие животных и растений

4

3

1

5

Место человека в природе

3

3

0

6

Планете имя - океан

4

4

0

7

Человек изменяет Землю

3

2

1

8

Проблемы экологии

2

2

0

9

Основные экологические термины и понятия

3

3

0

10

Состояние экологии в России

5

5

0

ИТОГО:

34

32

2

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

( 34 часа в год – 1 раз в неделю)

№ урока

Тема урока

Количество часов

Сроки прохождения

Скорректиро-

ванные сроки прохождения

Раздел 1. История возникновения и развития экологии (3 часа)

1

Что такое экология?

1

06.09

2

Теория происхождения жизни на Земле.

1

13.09

3

История, испытания и изменение облика планеты.

1

20.09

Раздел 2. Голубая планета Земля (4 часа)

4

Размеры Земли. Земля и Солнце.

1

27.09

5

Почему бывает день и ночь. Часовые пояса.

1

04.10

6

Шесть материков земного шара.

1

11.10

7

Причины великих оледенений.

1

18.10

Раздел 3. Жизнь в лесу

(3 часа)

8

Типы лесов.

1

25.10

9

Животный мир лесов, его разнообразие.

1

01.11

10

Приспособляемость различных видов животных к условиям обитания.

1

15.11

Раздел 4. Многообразие животных и растений

(4 часа)

11

Дикие и домашние животные. Их виды и приносимая человеку польза.

1

22.11

12

Лесная аптека. Взаимодействие различных типов растений между собой.

1

29.11

13

Комнатные растения. Общие правила ухода за растениями.

1

06.12

14

Практическая работа по пересадке комнатных растений в уголке природы

1

13.12

Раздел 5. Место человека в природе (3 часа)

15

Загадка появления человека

1

20.12

16

Возвращение в природу – один из возможных вариантов развития человечества

1

27.12

17

Что ожидает человечество

1

17.01

Раздел 6. Планете имя – океан

(4 часа)

18

Жизнь в морях и океанах

1

24.01

19

Рыбы, их многообразие и необычные формы. Жизнь на дне.

1

31.01

20

Хищники морских глубин (акулы, скаты, касатки)

1

07.02

21

Приливы и отливы. Куда текут океанские воды?

1

14.02

Раздел 7. Человек изменяет Землю (3 часа)

22

Гольфстрим – водяное отопление Европы.Айсберги – плавающие ледяные горы.

1

21.02

23

Масштабы влияния человека на земную кору. Использование природных богатсв.

1

28.02

24

Влияние автомобильного транспорта на экологию

1

07.03

Раздел 8. Проблемы экологии (2 часа)

25

Глобальное потепление климата

14.03

26

Проблема роста больших городов и вытеснения ими животных и птиц с места их обитания.

21.03

Раздел 9. Основные экологические термины и понятия (3 часа)

27

Проблемы загрязнения Мирового океана, водоемов, суши и уменьшение пресной воды.

04.04

28

Борьба со стихийными свалками мусора.

11.04

29

Термин экология предложенный зоологом Э.Геккелем.

18.04

Раздел 10. Состояние экологии в России (5 часов)

30

Формирование понятий экосистемы и биогеоценоза

25.04

31

Знакомство с литературой экологического направления

02.05

32

Природоохранная деятельность

16.05

33

Доклады о проблемах экологии в России

23.05

34

Трениниг: «Экологическая этика».

30.05

ИТОГО: 34 часа

Перечень учебно-методического обеспечения:

1.Т. М. Вондаренко «Экологические занятия»,Воронеж, изд.Учитель,2002.

2. Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология. Учебник для 10-11  классов профильных школ. М., Просвещение, 1998.

3. Зверев А.Т. Экология. Учебное пособие, 10-11 классы. М., ОНИКС,2007.

4Зверев А.Т., Зверева Е.Г. Экология.Учебное пособие, 7-9 классы. М.Дом педагогики,1999.

5.Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии. Учебное пособие. 9-10 классы. М., Дрофа,2003.

6.Зверев А.Т., Зверева А.Г. Региональная экология. Домодедовский район. Изд.: ЦЦДРЭП «Оберег», 2000.

7. Опыт экологической работы со школьниками.В.М. Суворова

8.Экологическое воспитание в школе.  И.Г.Норенко

9.Нравственно-экологическое воспитание школьников. Л.С.Литвинова, О.Е. Жиренко

10. Внеклассная работа. Биология. Н.А.Касаткина

Согласовано

зам.директора по ВР

______________Семенова Н.В.

«______»_________________2012 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОСТАВЛЕННЫЕ МНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ. ДАННЫЕ ПРОГРАММЫ СПОСОБСТВУЮТ ПОЛНОЦЕННОМУ ТВОРЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ, ЗНАКОМЯТ ИХ С РАЗЛИЧ...

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Образовательная программа дополнительного образования детей «Экология родного края»

Программа направлена на формирование экологической культуры, практических навыков экологического мониторинга, знакомство с природой родного края и бережного отношения к ней. Практические навыки и знан...

Рабочая программа дополнительного образования детей "Обучение игре на баяне" на основе типовой учебной программы Министерства культуры РФ.

Программа обучения учащихся по классу баяна МОУ ДОД Хоровой школы мальчиков и юношей имеет художественно-эстетическую музыкальную направленность.       Индивидуальное обу...

Образовательная программа дополнительного образования детей "Эколог-исследователь"

Образовательная программа дополнительного образования детей "Эколог-исследователь" предназначена для занятий по дополнительному образованию.Направление – эколого – биологическое....

Рабочая программа Дополнительного образования детей «Экология родного края»

Направленность программы: общеинтеллектуальная / естественнонаучная.  Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо н...