Проектно-исследовательская деятельность объединения "Овощеводство и цветоводство крестьянского двора" в рамках Всероссийской экологической экспедиции "Земле - жить!"
проект по экологии по теме

Белокопытова Людмила Викторовна

В  материале подведены итоги  работы объединения над проектом в рамках Всероссийской экологической экспедиции "Земле - жить!". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektno-issledovatelskaya_deyatelnost_obedineniya.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательская работа обучающихся  объединения «Овощеводство и цветоводство крестьянского двора» в рамках Всероссийской экологической экспедиции «Земле – жить!»

 

      Проектно-исследовательской деятельности обучающихся  в объединении уделяется внимание не первый год.  В 2012-2013 учебном году в рамках Всероссийской экспедиции «Земле жить!» объединение работало по  направлению «Мониторинг водных объектов». На основе федерального проекта  мы  занимались выполнением  локального социально-значимого проекта «Наш ручей».

Паспорт проекта «Наш ручей».

Тип проекта. По доминирующей в проекте деятельности: научно-исследовательский.

По содержанию: обучающий, природоохранный.

По числу участников: групповой (15-21 человек, в летнее время все желающие).

По характеру общения:   педагог, ребенок и семья, в рамках объединения и школы.

По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

По уровню:    местный,  является частью федерального проекта «Мониторинг водных объектов» в рамках Всероссийской экспедиции «Земле – жить!»

   Состав проектной группы:

руководитель проекта – педагог дополнительного образования Белокопытова  Людмила Викторовна, воспитанники объединения, их родители,  библиотекарь. 

    Стратегическая  цель: сбор информации о качестве поверхностных вод на территории России, формирование у каждого участника педагогического процесса внутренней потребности в защите и приумножении природных богатств, создании и поддержании прекрасного вокруг себя.     

    Цель  проекта – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала    воспитанника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского, природосообразного поведения, приобщать воспитанников к проектной социально – значимой деятельности.

Задачи проекта:

1. Познакомить детей с методикой оценки загрязнения водотоков по качественным показателям макробентоса;

2. Научить воспитанников сбору и лабораторному определению  представителей макробентоса;

3. Собрать как можно более полную информацию о видовом составе беспозвоночных обитателей ручья;

4. Определить степень качества   и антропогенного  загрязнения воды в ручье методом биоиндикации;

5. Провести природоохранную акцию «Чистые берега» по очистке ручья

6. Оформить результаты проекта в виде

а) презентации,

б)методических рекомендаций по организации гидробиологических исследований обучающихся;

в) краеведческого дидактического пособия «Моллюски с. Погореловки»  

г) оформить исследовательскую работу по теме: «Влияние  антропогенного фактора на  сапробность воды в ручье в районе с. Погореловка».

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

Педагог: занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (сбор исследовательского материала и его анализ), эффективно развивает творческое и познавательное мышление воспитанников, и привлекает родителей воспитанников для выполнения практических заданий.

Библиотекарь: организует  знакомство с определителями беспозвоночных животных, викторину «Что вы знаете о воде?», организация выставки плакатов «Земле – жить!».

Дети: участвуют в познавательной деятельности по сбору и анализу исследовательского материала, выполняют продуктивную деятельность по очистке ручья и привлечению внимания местных жителей к проблеме загрязнения ручья.

 Промежуточный отчет подготовительного этапа.Данный этап длился три недели с середины ноября по декабрь 2012 г.

За период было проделано следующее:

- провели опрос среди учеников, родителей и учителей по определению значимости данного проекта (опрошено 37 человек);

- разработали стратегию реализации проекта;

- подобрали литературные источники по методике биоиндикации,

- изготовили и приобрели сачки, лотки и банки для исследовательского материала.

  Промежуточный отчет основного этапа

Этап длился с января по август 2013 года. За этот период была организована совместная деятельность воспитанников:

- для вовлечения в работу над проектом большего количества детей была изготовлена  ознакомительная стенгазета;

- на сайте «Социальная сеть работников образования» была создана страничка о реализации проекта (http://nsportal.ru/node/609577) ;

- организована  научно - исследовательская работа воспитанников по    сбору исследовательского материала  и его лабораторному  изучению с составлением отчетов каждым воспитанником;

- ежемесячно составлялись и отправлялись координатору проекта отчеты о проделанной работе;

-  творческая художественно – продуктивная деятельность по охране природы  - проведён конкурс плакатов «Земле – жить!»;

- практическая природоохранная деятельность - трижды проведена акция «Чистые берега»;

- с апреля по август у ручья вывешивались  плакаты с призывом «Не сорить!»;  

- воспитанниками написаны листовки - обращения к односельчанам с призывом не засорять ручей и беречь его обитателей;  

- в районной газете «Ясный ключ» опубликована статья-отчет о промежуточных результатах проекта (Приложение №1)

Промежуточный отчет  заключительного этапа проекта

Этап длился около месяца, в течение которого проводились следующие работы:

- анализ собранных данных;

- оформление исследовательских работ  воспитанниками;

- изготовление дидактического пособия «Моллюски села Погореловки»;

- рецензирование исследовательских работ руководителем проекта;

- создание  отчета – презентации о деятельности по проекту

- проведение научно - практической конференции по защите исследовательских работ.

- отправка лучших исследовательских работ автору-координатору проекта;

- создание методических рекомендаций по организации гидробиологических исследований в дополнительном образовании.

Этот проект значим для всех его участников:

Дети: получение новых знаний, навыков исследовательской, природоохранной социально-значимой  деятельности, проявление творческой активности в процессе выполнения заданий, проявление любви к окружающей природе.

Педагог: продолжение освоения метода проектирования – метода организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление воспитанников.

Родители: получение новых знаний, расширение возможности сотрудничества  со своими детьми.

   В результате работы над проектом оформлена исследовательская работа по теме «Влияние антропогенного фактора на сапробность воды в ручье в районе с. Погореловка», занявшая первое место в конкурсе муниципального уровня «Юные исследователи окружающей среды» фестиваля «Наука. Творчество. Развитие». Создана коллекция «Моллюски села Погореловки», разработаны рекомендации по организации гидробиологических исследований обучающихся.

  Выражаем искреннюю благодарность организаторам экспедиции «Земле -жить!» и координатору проекта Глушенкову Олегу Владимировичу за методическую помощь в организации  работы по проекту. В 2013-2014 году  

мы планируем продолжить свою проектно-исследовательскую деятельность по  проектам экспедиции «Земле - жить!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская учебная деятельность как инновационная образовательная технология.15.02.15

в статье идет речь о организации проектно-исследовательской деятельности на уроках математики, формах работы...

Создание условий для развития навыков проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивация воспитанников к саморазвитию

В образовательном процессе очень важно развитие творческих способностей воспитанников во всех    значимых для них видах деятельности. Необходимо научить самостоятельно двигаться к намеч...

ОТЧЕТ О ПРОВЕДЕННЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ В РАМКАХ ВСЕРОССИЙСКОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СУББОТНИКА «ЗЕЛЕНАЯ ВЕСНА - 2016»

В рамках акции Федерального масштаба "Всероссийский экологический субботник "Зеленая Весна", в нашей школе были проведены уроки и занятия по экологическому просвещению, на которых обучающиеся знакомил...

Апробация проектно - исследовательской технологий на основе разработки интеллект карты (в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы естественнонаучной направленности «Земля у нас одна» )

В основе лежит создание  научного общества обучающихся на площадкеМБУ ДО «Еткульский РДДТ»Работа НОУ началась с организациигидрометеорологического поста на реке Чумляк(с.Калачево, Етк...

Методическая разработка мероприятия социально-экологической направленности «День химии и биологии» в рамках Всероссийского экологического детского фестиваля

Номинация конкурса: «Образовательные мероприятия».Возрастная группа: 5-11 класс(19 человек)Автор проекта: учитель химии и биологии Серпак Надежда ИвановнаМуниципальное бюджетное общеобразо...

Акция В РАМКАХ ВСЕРОССИЙСКОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СУББОТНИКА «ЗЕЛЕНАЯ ВЕСНА - 2020»

Ежегодно в нашей школе проводяится акция в рамках Всероссийского экологического субботника " Зеленая весна". 2020 год не исключение.  11 04.2020 года было проведено  собрание...