Творческий отчёт по проекту озеленения и благоустройства территории ГОАУ Детского дома №7 г. Белогорска «По тропинкам сказок»
проект по экологии на тему

Сучкова Татьяна Николаевна

Видеть с детства красоту и беречь её должен каждый ребёнок. Двор детского дома — это территория детства. Для ребёнка, для его формирования очень важно, в каком окружении пройдут самые важные периоды его жизни. Задача взрослых, как понимаем её мы, — сделать эту территорию безопасной, уютной, красивой. Именно поэтому и был создан проект озеленения «По тропинкам сказок».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческий отчёт по проекту озеленения и благоустройства территории ГОАУ Детского дома №7 г. Белогорска «По тропинкам сказок»

История ландшафтной архитектуры неразрывно связана с историей человеческой цивилизации. Не будет большим преувеличением сказать, что как только человек научился творить, создавать своими руками окружающий мир, преобразовывать то, что дарит природа – началась эра ландшафтной архитектуры. Первые проекты рукотворного ландшафта - укрепление территории вокруг жилища, создание систем орошения – выполняли прикладные, практические и даже стратегические задачи: они помогали сохранить жизнь. Но постепенно прагматические цели умело дополнялись задачами эстетическими, проекты ландшафтной архитектуры превращались в настоящие произведения искусства. Развитие ландшафтной архитектуры всегда основывалось на развитии науки, техники и искусства.

История ландшафтной архитектуры – ярчайшее свидетельство достижений цивилизации, с самых древнейших времен. За, казалось бы, молодым понятием «ландшафтная архитектура» (конец XIX в.) хранится знание и великолепие, по меньшей мере, 10 тысяч лет! Долины Междуречья, Индия, Китай, Греция, Рим, Эфиопия – истоки, родина сегодняшних архитектурных стилей и направлений в ландшафтном дизайне. Сначала земледелие, а потом градостроительство и садоводство непрестанно влияли на формирование ландшафтной архитектуры как науки и искусства. Чудеса света - Висячие сады Семирамиды (VII в. до н. э.), Колосс Родосский (III в. до н. э.) – свидетельствуют о величии замыслов инженеров и дизайнеров, о значимости и ценности ландшафтной архитектуры для современников и потомков. Десятки и сотни лет многие проекты вызывают восторг и восхищение, становятся важнейшими культурными сокровищами планеты.

Безусловно, каждая эпоха и каждая цивилизация внесла свои достижения и свое мировосприятие в развитие ландшафтной архитектуры. Древняя Греция – Афины, Олимпия, Александрия - дала миру понимание гармонии и единения естественного ландшафта и искусственно созданных архитектурных форм. Греческие сады в учебных заведениях служат соединительной тканью между логическим знанием и непосредственным восприятием мира; Акрополь венчает скалы, подчеркивая композицию, созданную самой природой. Древний Рим предлагает свое понимание мира - архитектурные решения отражают власть и силу человека, подчиняющего природные пейзажи. Фонтаны и многочисленные каскады, аллеи со скульптурами и скамьями, и даже сады и бассейны в термах – все свидетельствует о пышном расцвете искусства ландшафтного дизайна.

Ландшафтная архитектура древних цивилизаций – фундамент сегодняшних творений. Величие десятков мировых проектов умело воплощается в сотнях тысяч индивидуальных, изящных и качественных ландшафтных решениях XXI века.

Ландшафтный дизайн – симбиоз науки, технологий и искусства. На протяжении десятков веков он не только не теряет значимости в жизни человека, но еще усиливает свое влияние и расширяет сферы использования, инструментарий, методики и стили, создает новые композиционные идеи. Технический прогресс оказал огромное влияние на среду существования человека, - природа из естественной обыденности превратилась в драгоценность и роскошь. Живая красота начинает цениться с каждым годом все выше и выше, и человечество придумывает новые возможности, чтобы хоть ненадолго окружить себя этим даром.

В настоящее время вопрос оптимизации окружающей среды как среды обитания человека крайне актуален. Санитарно-гигиеническая комфортность - главный критерий её оценки. Одним из эффективных средств улучшения окружающей среды является озеленение. Роль зелёных насаждений в снижении негативного воздействия окружающей среды на человека заключается в их способности нивелировать неблагоприятные для человека факторы природного и техногенного происхождения. Умело подобранные деревья, кустарники, газоны и цветники украшают территорию учреждения, придают ей уют. Красота зелени вызывает положительные эмоции, благотворно воздействует на здоровье и психику человека. Установлено, что результативность умственной деятельности в значительной степени зависит от красоты ландшафтов, окружающих человека, от его близости к природе.

Видеть с детства красоту и беречь её должен каждый ребёнок. Двор детского дома — это территория детства. Для ребёнка, для его формирования очень важно, в каком окружении пройдут самые важные периоды его жизни. Задача взрослых, как понимаем её мы, — сделать эту территорию безопасной, уютной, красивой.

Именно поэтому творческой группой педагогов – Андреевой С.Н., Василенко Т.Н., Воробьёвой Л.А., Котоян Н.Б., Корниенко Т.И., Поповой Т.М. под руководством Сучковой Т.Н. реализуется проект озеленения и благоустройства территории «По тропинкам сказок».

Цель проекта: создание комфортных условий для организации экологического и эстетического воспитания детей и их отдыха.

Для достижения поставленной цели необходимо выделить следующие  задачи:

  1. комплексное благоустройство территории Детского дома;
  2. знакомство с искусством ландшафтного дизайна и разработка рекомендаций и предложений по озеленению территории детского дома;
  3. подборка растений для оформления территории и ознакомление с агротехническими приёмами их выращивания;
  4. создание на территории учреждения условий для всестороннего развития воспитанников и их отдыха;
  5. способствование формированию активной жизненной позиции воспитанников в процессе практической деятельности по организации содержательного досуга, летнего отдыха;
  6. способствование экологическому просвещению воспитанников детского дома и развитию их творческих и коммуникативных способностей;
  7. эстетическое оформление территории, внедрение современных технологий создания клумб, цветников, вертикального озеленения;
  8. активное включение воспитанников всех возрастов в социальную практику, в общественно-значимую посильную обслуживающую деятельность через проведение различных акций по благоустройству территорий.

Работа над реализацией проекта ведётся под девизом: «Чтобы дом наш стал лучше, чтобы дом наш стал краше, мы должны приложить все усилия наши».

Основная гипотеза проекта: модернизация прилегающей к Детскому дому территории позитивно отразится на развитии эстетического восприятия окружающей среды и культуре поведения воспитанников, позволит улучшить условия отдыха наших ребят и приучит их бережно относиться к природе.  

Участниками и исполнителями проекта озеленения территории учреждения являются:

  • инициативная творческая группа воспитателей ГОУ Детского дома №7:
  • воспитатели групп и воспитанники ГОУ Детского дома №7:
  • частные лица и фирмы-партнёры.

Проект получил поддержку администрации ГОУ Детского дома №7, населения микрорайона «База-57» и микрорайона «Южный», администрации МОУ СОШ №5, руководства и сотрудников фирмы «Ростелеком».

По проекту были запланированы следующие виды деятельности:

- Изучение литературы, консультации со специалистами (по необходимости)

- Разработка рекомендаций и предложений по оформлению территории и инструкции по охране труда при проведении работ по благоустройству двора

- Выпуск печатной продукции - бюллетень «Причудливый мир природы» и «Секреты садового дизайна», листовки

- Мониторинг сформированности экологического сознания воспитанников. Анкетирование проводится в начале и в конце учебного года

- Посадка  кустарников и деревьев  - сосна, слива, красная и чёрная смородина, серебристый тополь

- Работа клуба «ЭКОС»

- Цикл занятий для младших воспитанников (I группа) «Путешествие в страну Экологию»

- Социологический опрос населения микрорайона

- Публикация материала в СМИ об экологических проблемах микрорайона

- Изготовление садовых скульптур, беседки, мостиков, переносных цветочных контейнеров, скамеек, пергол и арок для вертикального озеленения

- Покупка семян цветочных и овощных культур, выращивание цветочной рассады

- Разбивка и закладка рассадника

- Посадка огорода

- Создание и благоустройство отдела лекарственных растений и другие виды деятельности

- Разбивка новых клумб на территории учреждения

Вся деятельность, направленная на реализацию программы подчинена одной общей идее: «Детский дом – наш дом, нам заботиться о нём». В целом территория детского дома достаточно большая, и составляет четь более одного гектара. Именно поэтому она поделена на отдельные небольшие участки, которые закреплены за определёнными группами воспитанников. Следует сказать, что фронтальная работа по озеленению и благоустройству территории учреждения велась постоянно и до того момента, как появился наш проект. И только в 2009-2010 учебном году воспитанниками каждой группы под руководством педагогов были созданы и начали реализацию 7 подпроектов озеленения и благоустройства – «Спор красок», «Весёлые Смешарики», «Островок Мечты», «По сказкам Пушкина», «В гостях у Лунтика», «У медведя во бору», «За околицей», которые были объединены общей идеей – путешествие в сказку. Так и появился один большой общий проект озеленения территории учреждения – «По тропинкам сказок».

Давайте ещё раз посмотрим, как проходила и фронтальная работа по озеленению и благоустройству и работа над проектом.

  • Так выглядели когда-то наши участки
  • Разбивка новых клумб
  • Изготовление садовых скульптур
  • Постройка сруба колодца
  • Вот такой у нас получился Лесовик!!!
  • Высадка цветочной рассады совместно с сотрудниками фирмы «Ростелеком»
  • Уход за цветами
  • Субботники по уборке территории
  • «Спор красок»
  • «Весёлые Смешарики»
  • «Островок Мечты»
  • «По сказкам Пушкина»
  • «В гостях у Лунтика»
  • «За околицей»
  • «У медведя во бору»

В 2009-2010 учебном году нами был создан отдел лекарственных растений «В гостях у Айболита».

На огороде высажены не только картофель, но и овощные культуры – патиссоны, кабачки, лук репчатый и батун, кукуруза, фасоль, укроп, свекла, редька чёрная.

В целом, оформление двора детского дома на данный момент включает в себя различные приёмы озеленения и садово-паркового дизайна, в нём используется как горизонтальный, так и вертикальный вид озеленения. На территории двора разбиты 20 цветочных клумб, 2 рабатки, рокарий, 2 каменистые горки, сухой ручей. Кроме того, для выращивания цветочных и лекарственных растений используются переносные контейнеры.

В прошлом году было высажено 13 видов цветочных растений.

На территории учреждения в данный момент произрастает 18 видов древесно-кустарниковых растений (3 из них были высажены в прошедшем учебном году).

Отдел лекарственных растений «В гостях у Айболита» насчитывает 17 видов растений.

Своеобразным итогом всей проделанной работы  стало I место в областном смотре-конкурсе на лучший школьный двор в номинации «Лучший школьный двор учреждения интернатного типа».

Проект находится в стадии активной реализации и устойчиво функционирует, имеет достаточно проработанную и чёткую структуру, постоянно развивается. В рамках проекта появляются новые инициативы, способствующие его развитию и углублению. И теперь давайте поговорим о том, что конкретно сделано в ходе реализации проекта в этом текущем году и что ещё предстоит сделать.

В сентябре текущего года для учащихся младших классов МОУ СОШ №5 было проведено три экскурсии по территории учреждения. Хочется отметить, что экскурсии для малышей проводила наша воспитанница, учащаяся 4-го класса Аверьянова Алина.

Воспитанники детского дома, посещающие занятия клуба «ЭКОС», побывали на экскурсии на Белогорской станции  юных натуралистов, которую провела для нас педагог Сафронова Дарья Ивановна. В ходе этой экскурсии  наши ребята смогли увидеть много интересного и полезного для себя.

О своей работе над реализацией проекта мы рассказали в статье «Путешествие в сказку», которая была опубликована в белогорском еженедельнике «Просто ГАЗЕТА» (№ 41 от 13 сентября 2001 года).

В течение осени ребятами совместно с педагогами тоже было выполнено немало работы:  выкопали картофель; собрали лекарственное сырьё; высадили саженцы сосны, малины, сливы; наши незаменимые добровольные помощники помогли построить рассадник; и уже поздней осенью внесли на огород органические удобрения.

Работая над проектом, мы хотим добиться того, чтобы весь наш участок, во-первых, выглядел как единое целое, а во-вторых, чтобы он органично совмещал в себе и красоту, и полезность – удобство, комфорт и практичность.

Мы считаем, что добиться этого можно, используя в оформлении участка такой распространённый элемент современного ландшафтного дизайна, как малые архитектурные формы.

К ним относятся разнообразные беседки, всевозможные арки, перголы, трельяжи, декоративные колодцы, садовые скамейки и мостики, террасы, декоративные скульптуры из камня, металла или дерева, водоёмы, фонтаны и прочее. Особое место занимают разнообразные элементы детской тематики – это и сказочные теремочки, и песочницы, и скамейки в виде животного, и разнообразные шалаши, и скворечники – всё это представляет собой малые архитектурные формы.

Именно эти декоративные элементы, которые сами по себе служат украшением озеленяемой территории и придают участку неповторимость и индивидуальность. А при условии их умелого подбора, можно добиться создания  завершённой композиции участка, связав воедино все его отдельные части.

С приходом весны на территории будут установлены – беседка, декоративные мостики, пергола, арка, контейнеры с сетчатыми рамами для вертикального озеленения, переносные контейнеры и клумбы для цветочных и лекарственных растений, садовые скамейки, в том числе и скамейки в виде животных  -  всё это уже изготовлено руками педагогов, воспитанников и, конечно же, наших добровольных незаменимых и безвозмездных помощников – Литвинцева Андрея Анатольевича и Попова Юрия Васильевича.

В  ходе реализации проекта в этом году мы планируем:

- разбить длинную клумбу под окнами I группы, и три небольших приствольных клумбы из камня;

- установить две композиции из спилариев для вертикального озеленения;

- доделать начатые осенью дорожку из спилариев и водоём, которые будут находиться в отделе лекарственных растений.

Кроме того в озеленении будут использованы новые красивоцветущие и декоративно-лиственными растения – астильба, хоста, виноград девичий, эремурус, клематис, декоративный лук, цинерария приморская и т.д. Таким образом, мы сможем расширить видовое разнообразие растений на территории учреждения.

Мы очень надеемся, что со временем территории нашего большого общего дома станет яркой, сказочной и комфортной, чтобы и нашим детям, и всем работникам  учреждения было приятно здесь отдыхать, трудиться и творить, и будет вызывать восхищение всех, кто приходит к нам в гости.

Заканчивая свой рассказ о работе над проектом, мы не можем не сказать и об одной из проблем, которую пытаемся решить уже второй год. Педагоги, работающие над реализацией этого проекта – люди инициативные и творческие. Мы хотим обустроить территорию так, чтобы детский дом стал для каждого ребёнка действительно домом, чтобы он не выглядел серым безликим зданием, чтобы  каждый ребёнок мог чувствовать себя здесь комфортно. Дети с удовольствием помогают взрослым – очень многое они делают своими руками, весной высаживают цветочную рассаду, поливают, пропалывают, убирают территорию, стараются беречь то, что сделано. За два года работы над проектом территория учреждения начала потихоньку превращаться, не побоюсь сказать этого слова, в сказку. И мы, и дети радуемся, глядя на то, каким красивым и уютным становится наш двор. И в то же время нам обидно за наших детей. Детский дом расположен в районе «Базы-57», рядом – частные дома, а, следовательно, много свалок.  При малейшем ветре территория покрывается большим количеством бумажек, пакетов и т.п. «летающего» мусора, а убирают всё это наши дети.

В апреле прошлого года мы написали обращение в Роспотребнадзор, под которым подписались воспитанники и работники учреждения. В ответ пришло письмо, уведомлявшее о том, что (цитирую) «копия нашего обращения была направлена в Управление ЖКХ Администрации г. Белогорска для рассмотрения в пределах компетенции и принятия мер с последующим предоставлением ответа в Ваш адрес, а также представления информации в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Амурской области о проведённых мероприятиях по ликвидации несанкционированных свалок». На этом всё и закончилось, а воз и ныне там.

В этом году мы решили провести небольшой социологический опрос жителей нашего микрорайона и узнать у них о том, существует ли у нас проблема несанкционированных свалок, а заодно узнать, как они относятся к вопросам озеленения и благоустройства.

Наши девочки, которые посещают клуб «ЭКОС», провели анкетирование. Каждому жителю микрорайона, участвовавшему в опросе, они раздавали листовки «Чистый город – чистый Мир». Мы проанализировали анкеты, вот что получилось.

В опросе участвовало 30 человек, из них 73% женщин, 27% мужчин.

Возраст респондентов: до 20 лет – 13%, от 20-ти до 30-ти лет – 30%, от 30-ти до 40-ка лет – 17%, от 40-ка до 55-ти – 20%, более 55 лет – 20%.

Социальное положение опрошенных: рабочие – 43%; пенсионеры – 13%; студенты, служащие, домохозяйки – по 10%; учащиеся и безработные – 7% от числа опрошенных.

На вопрос «Считаете ли вы наш микрорайон зелёным?» 67% опрошенных ответили утвердительно, 23% сказали «нет», а остальные 10% затруднились ответить.

На вопрос «Если Вас пригласят участвовать в благоустройстве и озеленении  двора (микрорайона) пойдёте ли Вы?» утвердительно ответили 90% опрошенных.

77% опрошенных высказали свои предложения и пожелания по вопросу того, что необходимо делать для благоустройства и озеленения микрорайона - сделать тротуар; очистить микрорайон от несанкционированных свалок и мусора, сухой травы; не сорить; во дворах сделать больше клумб; садить больше цветов и молодых деревьев;  принимать активное участие в озеленении и благоустройстве микрорайона. Причём практически все из высказавшихся подчёркивают, не только то, что в микрорайоне существует проблема несанкционированных свалок, но и то, что, прежде всего, нужно не мусорить самим жителям.

Анализ опроса жителей позволил нам сделать вывод о том, что так называемая «мусорная проблема» актуальна и для нашего микрорайона, и для нашего города, а белогорском еженедельнике «Просто ГАЗЕТА» (№10 от 9 марта 2011 года) появилась ещё одна наша статья – «Чистый Мир начинается с чистого города!»

  • В текущем учебном году в рамках проекта озеленения и благоустройства был реализован проект «Снежания».
  • Инициаторами его создания являлись Василенко Татьяна Николаевна, Котоян Наталья Борисовна, Попова Татьяна Михайловна.
  • I место в городском конкурсе «Снежный городок» в номинации «Лучший новогодний городок».

Проект находится в стадии активной реализации и устойчиво функционирует, имеет достаточно проработанную и чёткую структуру, и что самое важное – проект постоянно развивается. В рамках проекта появляются новые инициативы, способствующие его развитию и углублению. Но уже сейчас можно говорить о том, что в процессе работы над проектом мы достигли ожидаемых результатов:

  • оригинально организована предметно-пространственная среда учреждения;
  • сохранены и приумножены рекреационные ресурсы, необходимые для работников и воспитанников детского дома, жителей микрорайона;
  • произошло повышение художественной привлекательности детского дома, как образовательного учреждения;
  • в ходе реализации проекта совершенствуются художественные, конструкторские и трудовые умения и навыки как воспитанников, так и педагогов.

Кроме того, проект озеленения и благоустройства территории «По тропинкам сказок» имеет определённую социальную значимость – территория Детского дома, расположенная в микрорайоне «База-57», по соседству с жилыми домами, становится  образцом культуры ландшафтного озеленения и декоративно-художественного оформления территории, доставляет эстетическое удовольствие педагогам и работникам учреждения, воспитанникам, жителям микрорайона.

Литература

  1. Агишева Т.А., Сарафанова Н.А., Леванова М.Д. Современный дизайн участка. – Москва: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2008. – 320 с.+24: ил. – (серия «Ваш дом»);
  2. Берни Д., Тугуд А. Идеальный сад: советы по планировке, посадке и уходу. /Пер. с англ. – Москва: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2002. – 400 с.: ил. – («Для дома и семьи»);
  3. Воронова О.В. Сам себе ландшафтный дизайнер. /Ольга Воронова. – Москва: Эксмо, 2008. – 184 с.: ил.;
  4. Газета Мои любимые цветы в саду, на балконе, дома. – Нижний Новгород: учредитель – ООО «Слог»;
  5. Журнал Комнатные и садовые растения. /Русское издание итальянского проекта «Verdissimo»: ООО «Издательство «Премьера» при участии ООО «Издательство АСТ»;
  6. «Идеальный сад, который бережёт ваше время»/Русское издание The Time-Saving-Garden издательства The Reader Association Limited, London – Москва: «ЗАО Издательский Дом Ридерз Дайджест», 2010 – 320 с.:илю;
  7. Радость открытий (из опыта работы учебного объединения «Кедр» СЮН г. Белогорск) /Сост.: Скороходова Ирина Юрьевна – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2007. – 62 с.;
  8. Растения леса /Т.А.Козлова, В.И.Сивоглазов. – Москва: Дрофа, 2005. – 63, [1] с.: ил. – (Твой первый атлас-определитель);
  9. Серикова Г.А. Садовая мебель своими руками. Удачные самоделки – Москва: Издательство Центрполиграф, 2010. – 190, [2] с. – (Мастер-класс);
  10. Цветы у дома. Однолетние красивоцветущие и декоративные растения. /автор-сост. Т.Комзалова. – Смоленск: Русич. – 2004. – 400 с.: ил. – (Книга-помощница);
  11. Школьный дендрарий: методические рекомендации по созданию дендрария и организации работы в нём. /Сост.: М.Д.Васильева. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2006. – 41 с. 

Спасибо за внимание

Страница  из


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Озеленение школьной территории"

Учащиеся вместе с учителями поставили перед собой цель озеленить и благоустроить школьную территорию....

ПРОЕКТ озеленения, благоустройства и рационального использования участка школьной территории «Жемчужина лётной школы»

                   Данный проект адресуется педагогам-организаторам, классным руководителям, старшим воспитателям, воспитателям, родителя...

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ: «БЛАГОУСТРОЙСТВО ПРИШКОЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ».

Настоящий проект разработан для комплексного подхода  к проведению мероприятий по благоустройству пришкольной территории с целью создания условий для проведения образовательного процесса, а также...

Проект по благоустройству и озеленению территории детского дома "Сказочный городок"

В нашем учереждении для создания комфортных условий и  организации экологического и эстетического воспитания детей и их отдыха сотрудниками и воспитанникаими ГБОУ АО «Северодвинский детский ...

Реализация проектов по профилактике социального сиротства в детском доме

Анализ реализации проектов по деинституационализации детей - сирот и детей,оставшихся без попечения родителей в детском доме...

Творческий отчёт по проекту "Каменные защитники Отечества"

Представлен отчёт по проекту "Каменные защитники Отечества"...