Программа курса по выбору. «Окружающая среда и здоровье человека». 9 класс.
элективный курс (экология, 9 класс) по теме

Воронина Лариса Африкановна

Прог                         Программа рассчитана на учеников 9 класса, уже ознакомившихся  с основами биологических наук, с иерархической и структурной организацией  живого  мира – царствами прокариот, гриб      грибов, растений и  животных, освоивших  учебный материал курса «Человек». Ученики ознакомились с основами экологии, изучая их на уроках. Курс «Окружающая  среда и  здоровье человека»  име     имеет развивающую и практическую  направленность. Носит  интегративный характер (этот принцип  позволит изучать темы данного курса с единой точки зрения). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_2.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ СОШ села Аджим.

                                                                       Утверждаю:

                                            Директор образовательного

                 учреждения

                                                «_»______   Приказ №______

                                                     

Программа курса по выбору.

«Окружающая среда и здоровье человека».

9 класс.

                                                     

                                                     

                                                      Программу составила

                                                  учитель Воронина

                                                       Лариса Африкановна

                                                                            I квалификационная категория.

 

 

Пояснительная записка.

Важными задачами биологического образования на этапе предпрофильного обучения являются  поддержание интереса к предмету,  его закрепление,    выработка первоначальных  навыков овладения знаниями,  которые могут   пригодиться  в дальнейшем учащимся.

Программа рассчитана на учеников 9 класса, уже ознакомившихся  с основами биологических наук, с иерархической и структурной организацией  живого  мира – царствами прокариот, грибов, растений и  животных, освоивших  учебный материал курса «Человек». Ученики ознакомились с основами экологии, изучая их на уроках.

       Курс «Окружающая  среда и  здоровье человека»  имеет развивающую и практическую  направленность. Носит  интегративный характер (этот принцип  позволит изучать темы данного курса с единой точки зрения).

      Цель: Сформировать готовность учащихся нести ответственность за состояние окружающей среды и своё здоровье.  

      Целесообразно, чтобы курс, который будет изучать влияние человека на окружающую среду и ухудшение состояния здоровья, включал в себя:

- всестороннее изучение человека, его взаимоотношения с окружающим миром.

- формирование знаний о физическом и духовном здоровье и его факторах.

- формирование новой стратегии развития  общества, которая  изменит  

   нравственные и социальные ценности, отношение к природе.

- систематизация и обобщение имеющихся знаний, соединение теоретической и

   практической сторон программного материала.

- формирование простейших навыков исследовательской и самостоятельной

  творческой деятельности.

- развитие коммуникативных умений, радости общения стремление к духовному

   и физическому совершенству.

Теоретическую основу курса составляют

следующие понятия:

            Человек – природное  существо, здоровье  как  норма  реакции на  

    окружающую  среду, адаптация, токсичные  вещества, виды заболеваний

    (инфекция, энедемические, пандемические), здоровый образ жизни,

     экологически  чистые продукты, самодиагностика здоровья.

Основные формы организации занятий.

   Лекции – беседы, практические занятия, самостоятельная работа учащихся.

   Курс рассчитан на 17 часов(0,5 часа в неделю),  из них 9 часов – лекции,

   7 часов – практические работы, 1 час – защита реферативных работ.

Учебно – тематический план курса.

Название темы

Минимально необходимое количество часов

Теоретических

Практических

Всего

1.

Факторы здоровья

2

3

5

2.

Окружающая среда и здоровье человека

3

3

3.

Здоровый образ жизни

3

3

6

4.

Адаптация человека

1

1

2

Содержание курса.

Тематика лекций.

Тема 1. Факторы здоровья.

   Занятие 1. Глобальное здоровье, и его факторы.

Природная среда – фактор здоровья. Здоровье – ключевое понятие в системе «Человек и окружающая среда». Здоровье физическое, психическое, социальное. Глобальная проблема сохранения здоровья. Состояние здоровья населения Кировской области.

  Занятие 2. Ландшафт как фактор здоровья. Понятие ландшафта, его характеристика. Экосистема города и населённого пункта. Экологические проблемы городов и населённых пунктов.

Темы докладов.

  1. Природно-климатическая характеристика нашего села.
  2. Демографическая ситуация.
  3. Общая характеристика экологической ситуации в селе.
  4. История и социальная сфера села.

Тема 2. Окружающая среда и здоровье человека.

  Занятие 1. Химическое загрязнение среды. Понятие о химическом загрязнении. Токсичные (ядовитые) вещества, их характеристика. Хроническое отравление,     признаки проявления.

  Занятие 2. Биологическое загрязнение и болезни человека.

Болезнь как нарушение деятельности  организма в целом. Природное и социальные факторы болезни. Инфекционные болезни. Живые существа как возбудители болезни: болезнетворные бактерии, вирусы, простейшие,  микроскопические грибы,  гельминты. Природно-очаговые  болезни.

  Занятие 3. Радиация и здоровье.

Ионизирующая радиация – постоянный фактор окружающей среды. Природные

 и искусственные источники ионизирующих излучений. Биологические последствия радиоактивного загрязнения.

Тема 3. Здоровый образ жизни.

  Занятие 1. Система оздоровления подростка. Образ жизни – фактор здоровья. Болезни химической зависимости: курение, алкоголизм, наркомания. Творческая активность, здоровье и долголетие.

    Занятие 2. Питание и здоровье человека.

Рациональное питание. «Экологически чистые продукты». Опасность биологических и химических загрязнителей  пищи.

    Занятие 3. Экология жилищ.

     Среда жилых  помещений. Экологически опасные факторы, их классификация. Диоксины. Влияние компьютера на здоровье человека.

Тема 4.  Адаптация человека к окружающей среде.

         Занятие 1. Понятие адаптации. Формы адаптации. Адаптации к природным факторам: космическим, климатическим, ландшафтным. Адаптивные типы людей. Стресс.

Тематика практических работ.

Занятие 1.  Изучение показателей здоровья человека (рост, вес, пропорции тела, пульс, дыхание, температура тела).

Цель работы: оценка показателей здоровья учащихся, их соответствие  возрастным нормам.

Оборудование: ростомер, напольные весы,  сантиметровая  лента, секундомер, метроном, ступеньки деревянные высотой 35-50 см.

Занятие 2. Воздействие антропогенных факторов на здоровье человека.

Цель работы: ознакомление с основными  видами антропогенных загрязнений окружающей среды и методом их экспрессного анализа.

Оборудование: пишущие принадлежности, микрокалькулятор.

Занятие 3. Выявление экологически опасных веществ  и факторов воздействия.

Цель работы: выявление наиболее опасных веществ, используемых в быту, определение способов защиты от них себя и окружающих.

Информационное обеспечение: справочные таблицы.

Занятие 4. Оценка сбалансированного питания по результатам самонаблюдения за режимом и рационом питания одной недели или составление суточного пищевого рациона.

Цель работы: рассчитать расход килокалорий в сутки и дневной рацион питания.

Информационное обеспечение: справочные таблицы.

Занятие 5. Санитарно-гигиеническая оценка рабочего места.

Цель работы: определение основных показателей, характеризующих  санитарно - гигиеническое состояние рабочего места.

Оборудование: антропометр, линейка (1м).

Занятие 6. Санитарно-гигиеническая  оценка классной  комнаты.

Цель работы: комплексная оценка  санитарно- гигиенического состояния классной комнаты.

Оборудование: рулетка.

Занятие 7. Влияние деятельности человека на окружающую среду (экскурсия).

Задания:

  1. Найти повреждения нанесённые человеком растениям. Оценить степень повреждения.
  2. Отметить захламление территорий.
  3. Определение экологического состояния воздушной среды методом лихеноиндикации.
  4. Оценить экологическое состояние реки Аджимки, определить её температуру и органолептические характеристики.

Оборудование: термометр, колба вместительностью 250 мл с пробкой, пробирка высотой 15 - 20 см, линейка, карандаш, блокнот и полетка.

Образовательные результаты.

К концу курса учащиеся должны знать:

- Факторы здоровья, условия его формирования.

- Связи человека с окружающей средой.

- Механизмы адаптации человека к условиям среды.

- Влияние образа жизни на здоровье  человека.

Формы текущего контроля:

- Оценка подготовленного  доклада.

- Оценка выполнения практической работы.

Форма итогового контроля – защита реферативных работ, материал которых получен путём исследования.

Тематика.

Литература.

  1. Криксунов Е.В., Пасечник В.В. Экология 9 класс. Издательский дом Дрофа, М, 1998 год.
  2. Алексеев С.В. Радиоэкология СПб, 1995 год.
  3. Алексеев С.В., Груздева Н.В. и др. Практикум по экологии. М.: АО МДС,  1996 год.
  4. Вронский В.А. Биологические последствия радиоактивного загрязнения./ Биология в школе 1999 год №2
  5. Андреева Н.Д., Малиновская Н.В. Основы рационального питания. Нормы питания. Биология в школе 2004 год №7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по литературе "Литература и публицистика об окружающей среде и здоровье человека".8 класс.

Элективный курс может быть предложен как для предпрофильной биологической подготовки учащихся, так и всем желающим.          Материал курса разделен на дв...

Презентация по экологии 8 класс "Окружающая среда и здоровье человека"

Презентация к уроку по учебнику «Экология человека. Культура здоровья», авторы М.З.Федорова, В.С.Кучменко...

Программа по предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов по теме: "Окружающая среда и здоровье человека"

Программа по предпрофильнойподготовки учащихся 9-х классов по теме: "Окружающая среда и здоровье человека"Курс окружающая среда и здоровье человека углубляет содержание раздела курса биологии “Ч...

Интегрированный урок "ВЛИЯНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА"

познакомить учащихся с современным состоянием окружающей среды и влиянием его на здоровье человека....

ВЛИЯНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

: познакомить учащихся с современным состоянием окружающей среды и влиянием его на здоровье человека....

ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

ЦЕЛЬ: Сформировать представление о влиянии некоторых экологических факторов на состояние сердечнососудистой системы....

Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 7 «Здоровье человека и факторы, на него влияющие», урок 32 «Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека».

Данная презентация иллюстрирует тридцать второй урок ОБЖ в 6 классе  «Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для...