Главные вкладки

    Программа курса по выбору. «Окружающая среда и здоровье человека». 9 класс.
    элективный курс (экология, 9 класс) по теме

    Воронина Лариса Африкановна

    Прог                         Программа рассчитана на учеников 9 класса, уже ознакомившихся  с основами биологических наук, с иерархической и структурной организацией  живого  мира – царствами прокариот, гриб      грибов, растений и  животных, освоивших  учебный материал курса «Человек». Ученики ознакомились с основами экологии, изучая их на уроках. Курс «Окружающая  среда и  здоровье человека»  име     имеет развивающую и практическую  направленность. Носит  интегративный характер (этот принцип  позволит изучать темы данного курса с единой точки зрения). 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_2.doc73.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МКОУ СОШ села Аджим.

                                                                           Утверждаю:

                                                Директор образовательного

                     учреждения

                                                    «_»______   Приказ №______

                                                         

    Программа курса по выбору.

    «Окружающая среда и здоровье человека».

    9 класс.

                                                         

                                                         

                                                          Программу составила

                                                      учитель Воронина

                                                           Лариса Африкановна

                                                                                I квалификационная категория.

     

     

    Пояснительная записка.

    Важными задачами биологического образования на этапе предпрофильного обучения являются  поддержание интереса к предмету,  его закрепление,    выработка первоначальных  навыков овладения знаниями,  которые могут   пригодиться  в дальнейшем учащимся.

    Программа рассчитана на учеников 9 класса, уже ознакомившихся  с основами биологических наук, с иерархической и структурной организацией  живого  мира – царствами прокариот, грибов, растений и  животных, освоивших  учебный материал курса «Человек». Ученики ознакомились с основами экологии, изучая их на уроках.

           Курс «Окружающая  среда и  здоровье человека»  имеет развивающую и практическую  направленность. Носит  интегративный характер (этот принцип  позволит изучать темы данного курса с единой точки зрения).

          Цель: Сформировать готовность учащихся нести ответственность за состояние окружающей среды и своё здоровье.  

          Целесообразно, чтобы курс, который будет изучать влияние человека на окружающую среду и ухудшение состояния здоровья, включал в себя:

    - всестороннее изучение человека, его взаимоотношения с окружающим миром.

    - формирование знаний о физическом и духовном здоровье и его факторах.

    - формирование новой стратегии развития  общества, которая  изменит  

       нравственные и социальные ценности, отношение к природе.

    - систематизация и обобщение имеющихся знаний, соединение теоретической и

       практической сторон программного материала.

    - формирование простейших навыков исследовательской и самостоятельной

      творческой деятельности.

    - развитие коммуникативных умений, радости общения стремление к духовному

       и физическому совершенству.

    Теоретическую основу курса составляют

    следующие понятия:

                Человек – природное  существо, здоровье  как  норма  реакции на  

        окружающую  среду, адаптация, токсичные  вещества, виды заболеваний

        (инфекция, энедемические, пандемические), здоровый образ жизни,

         экологически  чистые продукты, самодиагностика здоровья.

    Основные формы организации занятий.

       Лекции – беседы, практические занятия, самостоятельная работа учащихся.

       Курс рассчитан на 17 часов(0,5 часа в неделю),  из них 9 часов – лекции,

       7 часов – практические работы, 1 час – защита реферативных работ.

    Учебно – тематический план курса.

    Название темы

    Минимально необходимое количество часов

    Теоретических

    Практических

    Всего

    1.

    Факторы здоровья

    2

    3

    5

    2.

    Окружающая среда и здоровье человека

    3

    3

    3.

    Здоровый образ жизни

    3

    3

    6

    4.

    Адаптация человека

    1

    1

    2

    Содержание курса.

    Тематика лекций.

    Тема 1. Факторы здоровья.

       Занятие 1. Глобальное здоровье, и его факторы.

    Природная среда – фактор здоровья. Здоровье – ключевое понятие в системе «Человек и окружающая среда». Здоровье физическое, психическое, социальное. Глобальная проблема сохранения здоровья. Состояние здоровья населения Кировской области.

      Занятие 2. Ландшафт как фактор здоровья. Понятие ландшафта, его характеристика. Экосистема города и населённого пункта. Экологические проблемы городов и населённых пунктов.

    Темы докладов.

    1. Природно-климатическая характеристика нашего села.
    2. Демографическая ситуация.
    3. Общая характеристика экологической ситуации в селе.
    4. История и социальная сфера села.

    Тема 2. Окружающая среда и здоровье человека.

      Занятие 1. Химическое загрязнение среды. Понятие о химическом загрязнении. Токсичные (ядовитые) вещества, их характеристика. Хроническое отравление,     признаки проявления.

      Занятие 2. Биологическое загрязнение и болезни человека.

    Болезнь как нарушение деятельности  организма в целом. Природное и социальные факторы болезни. Инфекционные болезни. Живые существа как возбудители болезни: болезнетворные бактерии, вирусы, простейшие,  микроскопические грибы,  гельминты. Природно-очаговые  болезни.

      Занятие 3. Радиация и здоровье.

    Ионизирующая радиация – постоянный фактор окружающей среды. Природные

     и искусственные источники ионизирующих излучений. Биологические последствия радиоактивного загрязнения.

    Тема 3. Здоровый образ жизни.

      Занятие 1. Система оздоровления подростка. Образ жизни – фактор здоровья. Болезни химической зависимости: курение, алкоголизм, наркомания. Творческая активность, здоровье и долголетие.

        Занятие 2. Питание и здоровье человека.

    Рациональное питание. «Экологически чистые продукты». Опасность биологических и химических загрязнителей  пищи.

        Занятие 3. Экология жилищ.

         Среда жилых  помещений. Экологически опасные факторы, их классификация. Диоксины. Влияние компьютера на здоровье человека.

    Тема 4.  Адаптация человека к окружающей среде.

             Занятие 1. Понятие адаптации. Формы адаптации. Адаптации к природным факторам: космическим, климатическим, ландшафтным. Адаптивные типы людей. Стресс.

    Тематика практических работ.

    Занятие 1.  Изучение показателей здоровья человека (рост, вес, пропорции тела, пульс, дыхание, температура тела).

    Цель работы: оценка показателей здоровья учащихся, их соответствие  возрастным нормам.

    Оборудование: ростомер, напольные весы,  сантиметровая  лента, секундомер, метроном, ступеньки деревянные высотой 35-50 см.

    Занятие 2. Воздействие антропогенных факторов на здоровье человека.

    Цель работы: ознакомление с основными  видами антропогенных загрязнений окружающей среды и методом их экспрессного анализа.

    Оборудование: пишущие принадлежности, микрокалькулятор.

    Занятие 3. Выявление экологически опасных веществ  и факторов воздействия.

    Цель работы: выявление наиболее опасных веществ, используемых в быту, определение способов защиты от них себя и окружающих.

    Информационное обеспечение: справочные таблицы.

    Занятие 4. Оценка сбалансированного питания по результатам самонаблюдения за режимом и рационом питания одной недели или составление суточного пищевого рациона.

    Цель работы: рассчитать расход килокалорий в сутки и дневной рацион питания.

    Информационное обеспечение: справочные таблицы.

    Занятие 5. Санитарно-гигиеническая оценка рабочего места.

    Цель работы: определение основных показателей, характеризующих  санитарно - гигиеническое состояние рабочего места.

    Оборудование: антропометр, линейка (1м).

    Занятие 6. Санитарно-гигиеническая  оценка классной  комнаты.

    Цель работы: комплексная оценка  санитарно- гигиенического состояния классной комнаты.

    Оборудование: рулетка.

    Занятие 7. Влияние деятельности человека на окружающую среду (экскурсия).

    Задания:

    1. Найти повреждения нанесённые человеком растениям. Оценить степень повреждения.
    2. Отметить захламление территорий.
    3. Определение экологического состояния воздушной среды методом лихеноиндикации.
    4. Оценить экологическое состояние реки Аджимки, определить её температуру и органолептические характеристики.

    Оборудование: термометр, колба вместительностью 250 мл с пробкой, пробирка высотой 15 - 20 см, линейка, карандаш, блокнот и полетка.

    Образовательные результаты.

    К концу курса учащиеся должны знать:

    - Факторы здоровья, условия его формирования.

    - Связи человека с окружающей средой.

    - Механизмы адаптации человека к условиям среды.

    - Влияние образа жизни на здоровье  человека.

    Формы текущего контроля:

    - Оценка подготовленного  доклада.

    - Оценка выполнения практической работы.

    Форма итогового контроля – защита реферативных работ, материал которых получен путём исследования.

    Тематика.

    Литература.

    1. Криксунов Е.В., Пасечник В.В. Экология 9 класс. Издательский дом Дрофа, М, 1998 год.
    2. Алексеев С.В. Радиоэкология СПб, 1995 год.
    3. Алексеев С.В., Груздева Н.В. и др. Практикум по экологии. М.: АО МДС,  1996 год.
    4. Вронский В.А. Биологические последствия радиоактивного загрязнения./ Биология в школе 1999 год №2
    5. Андреева Н.Д., Малиновская Н.В. Основы рационального питания. Нормы питания. Биология в школе 2004 год №7.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Элективный курс по литературе "Литература и публицистика об окружающей среде и здоровье человека".8 класс.

    Элективный курс может быть предложен как для предпрофильной биологической подготовки учащихся, так и всем желающим.          Материал курса разделен на дв...

    Презентация по экологии 8 класс "Окружающая среда и здоровье человека"

    Презентация к уроку по учебнику «Экология человека. Культура здоровья», авторы М.З.Федорова, В.С.Кучменко...

    Программа по предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов по теме: "Окружающая среда и здоровье человека"

    Программа по предпрофильнойподготовки учащихся 9-х классов по теме: "Окружающая среда и здоровье человека"Курс окружающая среда и здоровье человека углубляет содержание раздела курса биологии “Ч...

    Интегрированный урок "ВЛИЯНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА"

    познакомить учащихся с современным состоянием окружающей среды и влиянием его на здоровье человека....

    ВЛИЯНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

    : познакомить учащихся с современным состоянием окружающей среды и влиянием его на здоровье человека....

    ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

    ЦЕЛЬ: Сформировать представление о влиянии некоторых экологических факторов на состояние сердечнососудистой системы....

    Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 7 «Здоровье человека и факторы, на него влияющие», урок 32 «Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека».

    Данная презентация иллюстрирует тридцать второй урок ОБЖ в 6 классе  «Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для...