Главные вкладки

    Элективный курс по литературе "Литература и публицистика об окружающей среде и здоровье человека".8 класс.
    элективный курс по литературе (8 класс) по теме

    Зубкова Татьяна Анатольевна

    Элективный курс может быть предложен как для предпрофильной биологической подготовки учащихся, так и всем желающим.

             Материал курса разделен на две крупные темы:

    1. «Литература о месте и роли человека в природе» 
    2. «Общество и человек в литературе и публицистике"

                Курс рассчитан на 34 учебных часа. <Приложение 1>

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_po_literature.8_kl..doc45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Элективный курс по литературе

    «Литература и публицистика об окружающей среде и здоровье человека». 8 класс.

    Без творчества немыслимо познание                 человеком своих сил, способностей, наклонностей.

                           ( В.А.Сухомлинский).

    Сверхзадача века- сохранение не только природного в природе, но и человеческого в человеке.

                        ( академик В.А.Легасов, участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС).

    Пояснительная записка

    Элективный курс по литературе  «Литература и публицистика об окружающей среде и здоровье человека» носит интегративный характер: изучение русской и зарубежной литературы, современной публицистики с включением материалов по  биологии и экологии. Изучение природы и человека через призму искусства обретает глубоко личностный, «осердеченный» характер. Вместе с писателем читатель- ученик осваивает мир посредством художественных образов, которые воздействуют на его чувства и мысли, а это играет важную роль в духовном становлении личности, интеллектуальном, эмоциональном и нравственном ее развитии.

    Курс носит также развивающий характер; способствует развитию познавательной активности учащихся, их творческих способностей, исследовательских умений и навыков.

    Цели курса:

    Подкрепление теоретических и практических знаний, полученных на уроках литературы, биологии, экологии посредством изучения и анализа литературных и публицистических произведений.

    Повышение интереса к окружающей нас природе и понимания ее значения для жизни человека; пробуждение внимательного отношения к своему организму, его возможностям, факторам, оказывающим влияние на здоровье человека.

    Пробуждение интереса к литературе, биологии, экологии, собственному творчеству.

    Для достижения целей ставятся следующие задачи:

    Обобщить и развить знания учащихся о взаимосвязи и единстве человека и природы, о влиянии естественной среды и губительных факторов( вредных привычек, к примеру) на здоровье человека.

    Сформировать представление о природе и здоровье человека как уникальных ценностях.

    Раскрыть связь биологии, экологии с литературой и научить воспринимать естественнонаучные понятия и природу поэтически, творчески, посредством художественных образов.

    Создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников.

    Ориентирование учащихся на выбор профессии.

    На занятиях курса используются различные формы и методы, такие как:

    теоретические занятия;

    беседы;

    анализ и обсуждение литературных произведений;

    дискуссии;

    видеоматериалы, произведения изобразительного искусства;

       написание собственных произведений различного жанра и объединение их в альманахи, журналы и т.д.;

    проведение конференций, литературных вечеров, представление презентаций, заседания «Школы самовоспитания»;

    создание и защита проектных работ и т.д.

    Планируемые результаты ( умения, формируемые у учащихся).
    Важно, чтобы элективные курсы помогли учащимся:

    сформировать интерес, наблюдательность, любовь, бережное и правильное отношение к окружающему миру, своему здоровью и поведению; осознать свою индивидуальность и значимость;

    развить познавательную активность, исследовательские умения и навыки, творческие способности;

    развить умения представлять работы в виде презентаций, собственных сочинений, в том числе нетрадиционных, проектов и др.;

    осознать свои возможности, интересы, предпочтения и сделать обоснованным выбор профессии в дальнейшем.

    Материал курса разделен на две крупных темы:

    1. «Литература о месте и роли человека в природе» ( имеет экологическую направленность).
    2. «Общество и человек в литературе и публицистике» ( имеет здоровьесберегающую направленность).

    Темы объединены общей идеей: правильное отношение к окружающей среде , своему здоровью и поведению.

    Программа элективного курса рассчитана на год обучения, 34 часа (1 час в неделю). В ней предусмотрены часы на подготовку и выполнение творческих заданий, проектных работ и др. <Приложение 1>

                                     Приложение 1

    Элективный курс по литературе

    «Литература и публицистика об окружающей среде и здоровье человека». 8 класс.

    №п/п

    Тема

    Авторы, произведения

    Вид исследователь-ской, творческой работы

    Количест-во часов

    1

    Введение.

    Единство человека и природы. Взаимоотношения человека и природы в литературном произведении. Человек и общество. Литература как средство формирования правильного отношения к окружающей среде, своему здоровью и поведению.

    1

    2

    Литература о месте и роли человека в природе.

    Человек и окружающая среда. Нравственная ценность эстетического восприятия природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими и зарубежными поэтами и писателями. Выражение авторского отношения к окружающей среде. Понимание ценности окружающего мира.

    М. Метерлинк «Синяя птица»; Ф.А.Абрамов «О чем плачут лошади»; В.П.Астафьев «Царь- рыба»( выборочно); Н.А.Заболоцкий   «Журавли», «Лебедь в зоопарке» и др.; А.П.Платонов «Неизвестный цветок»; А.де Сент- Экзюпери; Е.Носов «Кукла», И. Северянин «Что шепчет парк» и др.; Н.Д.Телешов «Белая цапля»; Р. Бредбери «Зеленое утро»; А.А. Фет «Учись у них- у дуба, у березы…»

    1.Презентация растения, любимого животного.

    2. Составление экологических сказок.

    3. «Жалобная книга природы»( коллаж, рукописный или электронный журнал).

    4. Пресс- конференция «Мы и природа».

    12

    3

    Общество и человек в литературе и публицистике.

    Организм человека. Наука о поведении. Влияние на организм человека окружающей среды и факторов, губительных для физического и психического здоровья. Литература и публицистика о проблемах курения, алкоголя,

    наркотиков, неформальных молодежных группировок, «тяжелой» музыки.

    Е.Винокуров «Вот он тащился чуть не умирая…»;П.Соколов «С чего все это началось?..»; С Викулов «Тень человека»; А. Дольский «Размышления о роке»;

     Р.Киплинг «Ворота ста печалей»; М.А.Булгаков « Морфий»;                  Ч. Айтматов «Плаха»; Г.Гессе «Игра в бисер»; В.Кунин «Интердевочка»;В.В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям».

    Д.С.Лихачев, современная публицистика.

    Мотивы запрета в народных легендах, сказках, мифах.

    I.Заседания «Школы самовоспитания»:

    1.«Будь человеком»( вводное).

    2. Проблема свободного времени.

    3. О вреде курения и алкоголя.

    4. Наркомания.

    5. Атрибуты взрослости.

    6. « Час взросления». «Будь самим собой».

    II. Защита проектных работ.

    21


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация по экологии 8 класс "Окружающая среда и здоровье человека"

    Презентация к уроку по учебнику «Экология человека. Культура здоровья», авторы М.З.Федорова, В.С.Кучменко...

    Программа по предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов по теме: "Окружающая среда и здоровье человека"

    Программа по предпрофильнойподготовки учащихся 9-х классов по теме: "Окружающая среда и здоровье человека"Курс окружающая среда и здоровье человека углубляет содержание раздела курса биологии “Ч...

    Интегрированный урок "ВЛИЯНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА"

    познакомить учащихся с современным состоянием окружающей среды и влиянием его на здоровье человека....

    Программа курса по выбору. «Окружающая среда и здоровье человека». 9 класс.

    Прог                         Программа рассчитана на учеников 9 класса, уже ознакомившихся  с основами биологических наук, с иерархичес...

    презентация «Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека» 8 класс

    Экологической ситуации в России присущи все основные черты и проявления глобального экологического кризиса. Экологическая обстановка является чрезвычайной и опасной. В настоящее время ежегодные выброс...

    Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 7 «Здоровье человека и факторы, на него влияющие», урок 32 «Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека».

    Данная презентация иллюстрирует тридцать второй урок ОБЖ в 6 классе  «Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для...

    Разработка урока по ОБЖ на тему "Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека". 8 класс.

    Узнаем об источниках загрязнения атмосферы, воды и почвы. Повышение опасности для здоровья человека увеличивается по мере развития отраслей промышленности и безответственности самих людей....