Путешествие в зимний лес
план-конспект занятия по экологии по теме

Макарова Надежда Павловна

Конспект непосредственно образовательной деятельности о животных зимующих в наших лесах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_zimniy_les.docx36.82 КБ

Предварительный просмотр:

               Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Сказка» города Тетюши»

 Тетюшского  муниципального района Республики Татарстан

                  

          Непосредственно – образовательная деятельность

               «Путешествие в зимний лес»

                                                                                                Воспитатель  высшей

                                                                                  квалификационной категории

                                                                                Макарова Н.П.

                                         

                                                         

                                                Тетюши  - 2013 год

        Тема:  «Путешествие в зимний лес».

 Образовательная область «Безопасность»

  Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Познание», «Здоровье»

 Цель:                                                                                                             Систематизировать знания  детей о том, как дикие животные  зимуют в лесу.

  1. Образовательные задачи:
    1.Уточнять и расширять имеющиеся представления детей о лесе и его обитателях.
    2. Формировать осознанно – правильное отношение к объектам природы.           3. Закрепить правила безопасности при ходьбе по льду водоема.
    Развивающие задачи:
    1.Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, используя художественное слово (пословицы, загадки, игры), обогащать словарный запас детей.
     Воспитательные задачи:
    Воспитывать интерес и любовь к животному миру, уважительное и бережное              отношение к природе, чувство сопричастности и сопереживания ко всему живому и  прекрасному.

Оборудование: ноутбук, презентация «Как наши животные зимуют в лесу», музыка «Волшебная мелодия Зимы» (диск)                                                                                                             Зал  оформлен в виде зимнего леса:

 1. Искусственные ёлки, деревья.

 2. Сугробы из белой ткани.

 3. Кусты из веточек.

 4. Река, следы людей по льду, палка.                                                                                                                                           5. Поваленное дерево (скамейка гимнастическая)

                                                                                                                               Предварительная работа:

-слушание музыки «Волшебная мелодия Зимы»  

-беседа о том, как дикие животные проводят зиму

-проведение эксперимента: «Какая бывает вода»

- рассматривание с детьми следов на снегу

- чтение сказок о диких животных

- обсуждение пословиц и поговорок.

Содержание организованной деятельности детей

Организационный момент, создание эмоционального фона.

Ребята, давайте поприветствуем наших гостей, улыбнемся им и скажем:

                     «С Добрым утром!»

На фоне музыки:  «Волшебная мелодия Зимы»

  1. Сообщение темы: Ребята,

Так недавно к нам в оконце

Каждый день глядело солнце.

А теперь пора настала.

В поле вьюга загуляла.

Разбежалась с песней звонкой,

Все укрыла, как пеленкой,

Запушила снежным пухом –

Стало всюду пусто, глухо,

Не звенит река волною

Под одеждой ледяною

Лес притих, глядит тоскливо,

Птиц не слышно хлопотливых

                                       Я.Купала

К нам пришла красавица Зима.

Вводная беседа о зиме.

 Зима прислала нам письмо,

          В снежинках-звездочках оно.

Так начинается письмо:

"Я не была у вас давно. "

Красивый почерк у Зимы,

Письмо читаем дальше мы:

"Пора нам встретиться, друзья,

Вам без меня прожить нельзя.

Как на санях не покататься?

Как не слепить снеговика?

Я- белоснежная Зима,

Я вам построю терема,

И сад, и лес посеребрю,

Всех вас ребята в гости жду.

          Ко мне скорее поспешите.

В лесу найдёте вы меня,                                                                                                         Среди сугробов прячусь я…

Воспитатель:  Ребята,  вы хотели бы встретиться с Волшебницей-зимой? А  готовы вы  к трудностям, которые встретятся нам в пути?   Мы  должны подготовиться к встрече с  Волшебницей зимой. Давайте вспомним, что мы о ней знаем.

 Есть у зимы три сыночка, три зимних месяца. Как они называются? (декабрь, январь, февраль)

 Теперь давайте вспомним:

 - Что бывает зимой? Какие природные явления? (иней, мороз, метель, вьюга, снегопад, стужа)

 - Какая погода бывает зимой?

 - А что бывает только зимой? (снег)

 -Что надевают люди зимой?

- Какие пословицы и поговорки о зиме вы знаете?

Дети: Зима не лето, в шубу одета.

           Береги нос, в большой мороз.

           Мороз невелик, да стоять не велит…

Воспитатель: -Какие приметы Зимы вы знаете?

 Речевая игра: « Зимние приметы»

Если ночь морозная, тихая и звездная,

Дым из труб идет столбом

Дети: Значит,  ясно будет днем.

Пятна синие над лесом,

Снега мелкого завеса,

Чуть морозы ослабели, ветер с юга

Дети:  Жди метели.

Если рыба зимним днем

Ходит прямо подо льдом

Ходит прямо подо льдом,

И о лед стучат хвостом

Значит без сомнения

Дети: Ждите потепления.

Если лег на ветки иней

На стекле букет из роз.

Если дым ладошкой синей

Достает до самых звезд

И не свищет ветер грозно

 Дети: Будет ясно и морозно.

  Воспитатель:  Нам нужно поспешить. На чём удобнее всего добраться до   леса?                      (ответы детей).                                                                                                                                                                           Я   предлагаю вам прокатиться на лыжах.

      Имитация движений с речевым сопровождением

Воспитатель:

 Друг за другом мы встаем

 К зимушке- зиме пойдем

 В царство снежное   отправимся гулять,                 Дети маршируют.                  Будем бодро, весело шагать.                                                                                              Поднимай повыше   ногу,                                                                                                                        Проложи себе дорогу.                                                                                                        Побежим мы поскорее,                                                                                                      Ножки с ручками согреем.                                                                                              Осторожно все идем .               Ходят « змейкой между кочками»                                     На сугробы не наступаем,                                                                                                            А дружно по лыжной дорожке  шагаем.        Маршируют

 Остановка. Ребята, посмотрите перед нами река.

- Во что превращается вода в водоемах зимой? ( В лед). Ребята, а опасно ли  пройти по льду в незнакомом месте, на незнакомой реке, озере, или пруду?

(ответы детей).  Если  стоят  сильные  морозы,  и  лед  на  водоеме   толстый  и  прочный,  то  ничего  страшного  в  этом   нет.  Но, запомните,  что  даже  в  самые  трескучие  морозы,  находясь  на  льду  водоема,  надо  соблюдать  осторожность.  Лед  может  быть  непрочным   около  кустов  и  зарослей  камыша  и  там,  где  болотные  травы  вмерзли  в  него.  Иногда  метели  наносят  высокие  сугробы  на  льду.  Их  лучше  обходить  стороной,  потому  что  под  снегом  лед  всегда  тоньше.

Чтобы  правильно  пройти на другой берег,   лучше  всего  идти  по  свежим  следам  людей,  прощупывая  дорогу  палкой.  Если  вы  идете  по  льду  на  лыжах,  то  крепления  нужно  отстегнуть,  а  палки  держать  свободно,  не  накидывая  палки  на  кисти  рук.

                                           (Дети переходят    через реку) .

Запомните,  что в  конце  зимы  наиболее  опасными  становятся  места  возле  берега  и  под  мостами. Весной  на лед  выходить  нельзя!

Воспитатель:   Предлагаю я, ребята,                                                                                                         Вам пробраться в зимний лес.                                                                                               В лесу зима,  в лесу бело,                                                                                                 Вокруг сугробы намело.                                                                                                          Как будто белым мехом                                                                                                     Леса укрыты снегом.

 Воспитатель:  Ребята, а кто живет в лесу?  Назовите одним словом.

 Дети: В лесу живут дикие животные.

Воспитатель:  Но что-то холодно в лесу. Давайте немного погреемся.

Игра  «Согревалочка»

Идем-идем с тобой вдвоем (парами по кругу)                                                             Идем дорогой длинною, идем дорогой зимнею.                                                                           Мы руками хлоп-хлоп, (поворачиваются лицом друг к другу, выполняют движение по тексту)                                                                                                                И ногами топ-топ.                                                                                                          Головою круть - круть,                                                                                                 Постучали в грудь - в грудь.                                                                                                  А на улице мороз!                                                                                                         Отморозит деткам нос (закрывают нос ладошкой)                                                Отморозит ушки, (закрывают ладошкой ушки)                                                               Щечки, словно плюшки (надувают щечки, и нажимают на них пальчиками)                    Не боимся мы зимы.                                                                                                                           Ведь с тобою вместе мы!

 Садитесь на сваленное дерево.(стульчики).  Вам загадки Зимы  загадаю.  Отгадав  их,  мы сможем встретиться с Зимушкой.  

       Презентация                           

  - В зимнем лесу посмотрим, как животные приготовились к  зиме. Матушка Зима пришла к нам со своим верным спутником. Свои загадки принесла в виде фонаря. Отгадаете загадки, зажжётся фонарь и появится животное.

   -Загадка первая

 «Кто в лесу глухом живёт,

 Неуклюжий, косолапый?

 Летом ест малину, мёд,

А зимой сосёт он лапу.

 Дети: (Медведь)

 (слайд Медведь)

Воспитатель: Как называется жилище медведя?

 -А сытым или голодным ложиться спать медведь?

Дети: Берлога. Осенью он усиленно питается  грибами . ягодами, орехами, птицами, живущими на земле и мелкими животными.. накапливает жир.  Особенно любит полакомиться  медом, С наступлением холодов он засыпает в своей берлоге.                                                                                                                    Воспитатель: А в феврале с голых ступней медведя сходит старая, грубая кожа, а молодая, нежная, тонкая нуждается в согревании. Облизывая лапы, горячим языком, медведь причмокивает губами. Вот и говорят, что он лапу сосет. На самом деле, он согревает её губами и языком.

В феврале у медведицы рождаются  маленькие, слепые, с короткой шерстью медвежата по 2-3 штуки. Медведица их кормит молоком. Медведю зимой одна работа- крепко спать и весны ждать.                                                                                                                                              

 -Загадка вторая

    «Хожу в пушистой шубе,

 Живу в густом лесу,

 В дупле на старом дубе

 Орешки я грызу»

Дети:  (Белка)

 (слайд белка)

Воспитатель: - Как белка выглядит?

 Дети: Шубка рыжая - летом, зимой - серая; глазки черные, веселые; зубы большие, изогнутые, острые; цепкие коготки; красивый пушистый хвост.                   Воспитатель: Чем питается?

 Дети: Семенами шишек, сушёными грибами, орешками и т. д.

 Воспитатель: Где берет еду? Почему белка легко находит шишку под снегом?

 Дети высказывают свои мысли, воспитатель подводит к правильным ответам, обращает внимание детей на правильные ответы (по запаху, прятала сама и т. д.)

 Воспитатель: Куда белка прячется в сильные морозы? 

 Дети: В дупло, гнездо.

 Воспитатель: Чем утепляет свое гнездо, дупло? (Пух, солома)

 Да, гнездо у белки получается очень теплое, а я вам сейчас расскажу, как она его строит:

 Сначала белка ищет укромное место на хвойном дереве. И сплетает из тонких веточек гнездо. Передними лапками она аккуратно складывает прутик за прутиком, плотно прижимая прутья, друг к другу. Потом белочка загибает концы прутьев и сплетает их в большой шар. А сбоку оставляет отверстие для входа. Такое беличье гнездо называют «гайно». Как можно по-другому назвать гнездо белки? Кто запомнил?

  Иногда белка живет в старом гнезде вороны или сороки, часто зимует в глубоком дупле старого дерева.

   На зиму она делает в дуплах запасы орехов и желудей, сушит грибы на сучках      кустарников .Спасается от врагов тем, что прячется в густых ветках деревьев и дуплах .В дупле сухо, тепло и мягко.

 -Кто же придёт следующий?

 «Что за зверь зимой холодной

 Ходит по лесу голодный?

 На собаку он похож,

 Что ни зуб – то острый нож!

 Он бежит, оскалив пасть,

 На овцу готов напасть».

Дети: (Волк)

     (слайд волк)

Воспитатель: - Где живет волк? (в логове устраивает его недалеко от водоема, в глухом месте)

-Как волк зимует в лесу?

Дети: У волка становится очень теплой шкурка. Она становится густой и длинной к зиме.

Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днём, а ночью охотятся. У волка высокие сильные, имеют острые крепкие когти. Видит волк даже в темноте. Слух острый.

Воспитатель: Чем питается волк?

Дети: . Питается мясом, но добычей его становятся только слабые, больные животные. Волков называют санитарами леса.

Воспитатель:  Волки могут долго охотится за добычей, и как только она теряет силы , волк нападает на нее. Зимой, из-за недостатка пищи волки становятся менее осторожными. На охоту иногда выходят даже днём, близко подходят к селениям, нападают на скот.  

Волк зимой очень злой,                                                                                                          В одиночку не ходит: волки стаями бродят.                                                                      Серые, худые, голодные, злые.                                                                                     Лучше им не попадаться, Надо их остерегаться.                                                           Волку трудно зимой…  Еды не хватает, и он голодает.

Воспитатель:  -А вот другой - зверь лесной: 

Какой зверь опасный

Ходит в шубке красной,

 Снег разгребает,

 Мышек хватает?

Дети: Лиса (слайд Лиса)

Воспитатель:- Почему говорят: «Лиса – всему свету краса! »?

 - Как меняется лисий наряд к зиме?

Дети:  Лиса к зиме тоже готовится. Зимой шубка у лисы очень теплая, а на её лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.

Воспитатель: - Чем питается лиса зимой?

Дети: Зайцы, птицы. Главный  лисичкин  корм это мыши–полевки. У лисы очень тонкий слух и острый нюх. Она бродит по полю, и прислушивается, не пищат ли мыши в своих норах. Если учует плутовка мышиный запах, то подкрадывается тихо-тихо, а потом высоко подпрыгивает, громко ударяет о снег всеми четырьмя лапами. А бедные мыши, услышав грохот, в ужасе выскакивают из норы. А лисичке только того и надо.

 Воспитатель: Когда лиса охотиться на мышей, говорят, что она «мышкует». Что наша лисичка делала сейчас? Правильно – «мышковала».

       Релаксация: под музыку «Волшебная мелодия Зимы». Слайд « Зима»

Воспитатель: Ребята, представьте, что вы находитесь на этой зимней полянке. Закройте глаза. Светит солнце. Деревья одеты в белые наряды. Снег искрится и блестит и серебрится на солнце. Кругом лежат большие сугробы. Мы вдыхаем свежий, морозный, чистый воздух. Нам хорошо и приятно в зимнем лесу. Слышно как стучит по дереву дятел, да кто-то хрустнул веточкой. Кто же это?

     Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки.

 Мчится что есть духу,

 Хвост короче уха.

 Всех зверёк пугается,

 Под кустом спасается,

 на зуб волку попадается?

 Дети: Заяц

         (слайд заяц)

Воспитатель: - Скажите, как заяц готовится к зиме?

 - Почему заяц меняет окраску на зиму?

 - Как заяц спасается от врагов?

- Чем питается заяц зимой?

 Ответы детей на вопросы.

Воспитатель:  Да, еды для зайчика в лесу маловато. Поэтому зайцы подбираются к стогам и лакомятся сеном, иногда приходят на огороды и обгрызают старые капустные кочерыжки, могут погрызть стволы яблонек.   Днем лежит под кустом или в снежной ямке, а ночью добывает себе пищу

У зайца много врагов: сова, орел, ястреб… Зимой заяц надевает белую шубку и становится не заметным на снегу. Поэтому легко и не боясь хищников, передвигается по глубокому снегу. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не дают ему провалиться в снег.

 Питается корой деревьев, ветками кустарников, замёрзшей ягодой и под снегом найдёт пищу.

         У косого нет берлоги

          Не нужна ему нора

           От врагов спасают ноги

           А от холода – кора (заяц)

Воспитатель: - Этого лесного красавца вы узнаете, если отгадаете: 

    Тяжелы рога по весу,

 Ходит важно он по лесу:

Он хозяин, а не гость –

 Хмурый и сердитый

Дети:  (лось) (слайд лось)

   Воспитатель: -Как вы думаете, чем питается лось?

Дети: Зимой раскапывает снег, ищет сухую траву, и ест кору деревьев.

Воспитатель: К числу основных зимних кормов лосей относятся ива, сосна, осина, рябина, берёза, малина; в оттепели они гложут кору.

 -Добавлю только одно, за сутки зимой взрослый лось съедает - 12—15 кг.

Воспитатель: И последний чудо – гость: 

     Этот зверь с двумя клыками,

 С очень мощными ногами

 И с лепешкой на носу.

 Роет землю он в лесу.

Дети:  (Кабан) (слайд кабан)

Воспитатель: -Чем же питается это животное?

Дети:  Зимой кабаны живут в еловых, смешанных лесах; питаются жёлудями, корнями. Но могут переходить в сосновые боры, где отыскивают подземный корм.

    -А теперь мы отдохнём и физкультминутку проведём.

                   

  Физкультминутка

 «Топай, мишка, (топаем ногами)

Хлопай, мишка (хлопаем в ладоши)

 Приседай со мной, братишка, (приседаем)

 Лапы вверх, вперёд и вниз, (движения руками)

 Улыбайся и садись.

 А рядом заинька сидит. (сидя на корточках, шевелим руками, изображая уши зайки)

 И ушами шевелит

 Зайке холодно сидеть,

 Надо лапочки погреть, (дрожим стоя)

 Кто - то зайку напугал,

 Зайка - прыг и убежал.

 Это был свирепый волк.

Ходит-бродит серый волк (идут по кругу)

 Он  зубами щёлк, да щёлк (стучат зубками)

 Шёрстка как щетинка, (опустились на пол, изогнули спинки)

 Вздыбилась на спинке.

 Повстречалась мне лиса (скрестить руки)

 Любопытные глаза, (прищурить глаза)

 Притаилась за пеньком (присесть)

 Ярко-рыжим огоньком,

 И спокойно наблюдает: (ладонь к бровям)

 Кто в её лесу гуляет!

(слайд Следы животных»)

 Игра «Кто мог оставить следы? »

    Воспитатель: - Попробуйте, определить, чьи это следы?

Игра: «Кто лишний?»

Воспитатель: - Ребята, подумайте и ответьте: могут ли выжить лесные животные без кормов зимой? (Животным приходится очень трудно зимой, без помощи людей не обойтись) .

 - А люди могут помочь диким животным зимой? Как называют людей, которые кормят и заботятся о лесных животных? (Лесники, экологи). Какую работу выполняют они в лесу для того, чтобы не погибли звери?

 -Кто затрудняется, посмотрите на экран (слайд Кормление зверей)

 Воспитатель: Для животных в лесу делают «Пункты питания».  Для лосей подрубают молодые осины, они любят так же ветки рябины. Для кабанов оставляют корнеплоды: свеклу, репу, желуди. Животные любят соль. Солью подкармливают лосей и зайцев.

Воспитатель: - Что животным страшнее: холод или голод? Почему?

Дети:  Животные много ходят; бегают в поисках еды; тратят много сил и здоровья. Самый опасный враг – это голод, когда нечего есть. Холод не так опасен, так как у них тёплая шубка.

Воспитатель:  - Мы узнали о животных всё: места обитания, корм, цвет зимней шубки. А вот и матушка Зима!

      Зима:  Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки!

           Я пришла с морозами, ветрами, метелями. А вы морозов и метелей боитесь?

Дети: - Нет.

Зима. – Люблю я веселых и смелых ребят.  Вы, наверное, замерзли в моем царстве-государстве? Давайте погреемся.

 Массаж  «Неболейка». Самомассаж  биологически активных зон кожи.

     Чтобы горло не болело, мы его погладим смело.

(Поглаживать ладонями шею мягкими движениями сверху вниз).

Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать.

( Указательными пальцами растирать крылья носа).

Лоб мы тоже разотрем, ладошку держим козырьком.

(Приложить ко лбу ладони «козырьком» и растирать его движениями в стороны - вместе).

«Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты умело!

(Раздвинуть указательный и средний пальцы и растирать ушную зону).

Знаем, знаем, да-да-да, нам простуда не страшна.

(Потирать ладони друг о друга).

Зима. – Ну, как оттаяли ваши щечки и носики?  

Ребята, вы сегодня многое узнали о диких животных, а хотите поиграть со зверятами?     Игра « Волшебные превращения» (под музыку)

Зима.  Дети посмотрите,  есть у меня три волшебные палочки. Когда я махну палочкой и скажу волшебные слова вы превратитесь в зверюшек.

Я взмахну оранжевой палочкой:                                                                                              Вы  ребятки закружитесь, закружитесь, закружитесь,                                                                                                  И в лисичек превратитесь.  (подражают повадкам лисы мимикой и движениями)

Взмахиваю серой палочкой:                                                                                                А лисята закружились,                                                                                                        И в волков все превратились.     (подражают повадкам волка мимикой и движениями)

Взмахиваю белой  палочкой.                                                                                       Волчата  закружились,                                                                                                             В зайчат  все превратились.          (подражают повадкам зайца мимикой и движениями)

Зайчата закружились,                                                                                                                         И в детишек превратились.

   Зима. – Славно мы повеселились,

 Поиграли, пошутили,

    Есть для вас такой наказ:

Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте!                                                       Ведь  кто природу губит, тот свой народ не любит.                                                                  А  кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить.

Дел у меня, друзья, не мало –
Я белым одеялом,
Всю землю укрывала,
В лед реки убирала,                                                                                                    Морозу помогала,
Узоры на окнах рисовала.                                                                                                Очень сильно я устала,                                                                                                     Говорю вам: До свиданья!                                                                                                  И даю  ответственное задание.  Помогите  зверям в это холодное и голодное время. Наденьте зверям шубки каждому, свою. Я предлагаю оживить наших лесных   животных. (дарит детям рисунки- силуэты диких животных из раскрасок- для рисования в группе)                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Спасибо, ребята, вы все молодцы!  Получайте леденцы! А  я зимушка постараюсь принести вам много радости и веселья!.

Воспитатель: А  нам, ребята, пора возвращаться в детский сад. Друг за другом мы на лыжи встаем, по лыжной дорожке в детский сад пойдем. Идем через речку по  натоптанным следам. Вот мы и пришли, сняли лыжи и идем в группу.

В группе дети раскрашивают рисунки диких животных. Угощаются леденцами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие "Путешествие в зимний лес"

Занятие  с элементами логоритмики для детей старшего дошкольноо возраста. Целью занятия является использование оздоравливающего  образовательного пространства, полноценного для  речевог...

Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)

Урок - путешествие по зимнему лесу. Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"....

Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)

Урок - путешествие по зимнему лесу. Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"....

урок по теме" Путешествие в зимний лес"

урок по теме" Путешествие в зимний лес" ( повторение изученного о прилагательном) в 6 классе...

Урок-путешествие "В зимний лес!"

Развитие речи. Описание природы: зима....

Праздник: Путешествие в зимнюю и летнюю сказку"

Материал данного праздника предназначен для детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. цель: расширение и активизация словаря детей по темам: "Зима - Лето", дифференциация данных понятий, примет зимы и...

Внеклассное мероприятие в зимние каникулы "Путешествие по зимним тропкам"

дана разработка в форме спортивной игры с разными конкурсами и заданиями...