Комплект оценочных средств по дисциплине экологические основы природопользования.
учебно-методический материал по экологии по теме

Содержит задания для текущего контроля знаний и итогового контроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otsenka_ekologicheskikh_osnov.doc237.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области.

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Работкинский аграрный колледж»

Комплект контрольно –измерительных материалов

по учебной дисциплине

Экологические Основы природопользования

основной профессиональной образовательной программы  

по специальности  среднего профессионального образования

110401  Агрономия  и 111201  Ветеринария

п. Волжский, 2012


Комплект контрольно- измерительных материалов  разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего  профессионального образования по специальности среднего профессионального образования  110401 Агрономия и 111201 Ветеринария программы учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»

Разработчик (и):

__Данилова Л.Л.     преподаватель_________________        _________________         _____________________

    (место работы)                        (занимаемая должность)                (инициалы, фамилия)

___________________        _________________         _____________________

    (место работы)                        (занимаемая должность)                (инициалы, фамилия)

Одобрено на заседании предметно-цикловой комиссии специальных дисциплин_____________________________________________________

Протокол №_______ от «_____» _________ 20____г.

Председатель ПЦК ________________________ /______________/


СОДЕРЖАНИЕ

  1.  Паспорт комплекта контрольно-измерительных материалов         
  2.  Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке        

 3.  Оценка освоения учебной дисциплины        

3.1. Формы и методы оценивания        

3.2. Задания для оценки освоения учебной дисциплины

3.2.1.Задания для текущего контроля

3.2.2.Задания для рубежного контроля

3.2.3.Задания для практической работы

3.2.4. Задания для самостоятельной  работы        

4. Контрольно- измерительные материалы для итоговой аттестации по учебной дисциплине        

5. Приложения.


  1. Паспорт комплекта контрольно – измерительных материалов.

 Комплект контрольно- измерительных материалов

 предназначен для проверки результатов освоения учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»  основной профессиональной образовательной программы по специальностям  110401 Агрономия и 111201 Ветеринария.

     В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС следующими умениями ,знаниями ,которые формируют профессиональную компетенцию ,и общими компетенциями :

У1  Анализировать и прогнозировать экологические  последствия различных видов деятельности

У2  Использовать в профессиональной деятельности  представления о взаимосвязи организмов и среды их обитания

У3 Соблюдать в профессиональной деятельности  регламенты экологической безопасности;

         З1    Принципы взаимодействия живых организмов и среды их обитания

        32Особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду

          З3   Об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;

          З4 Принципы и методы рационального         природопользования;

          З5    Методы экологического регулирования;

           З6    Принципы размещения производств различного типа;

           З7  Основные группы отходов, их источники и масштабы                       образования;

          З8    Понятие и принципы мониторинга окружающей среды;

          З9    Правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;

         З10  Принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;

         З 11  Природоресурсный потенциал Российской Федерации;                                                                                              З12    Охраняемые природные территории.  

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость совей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.  

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей

Формой аттестации по учебной дисциплине «Экологические основы природопользования» является дифференцированный зачет.

2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке

2.1. В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний ,а также динамика формирования общих компетенций .

Таблица 1.1

Результаты обучения:  умения, знания и общие компетенции

Показатели оценки результата

Форма контроля и оценивания

Уметь:

У 1. Анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности

ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

Оценка ущерба от загрязнения воздуха, почвы, водных ресурсов.

Определение  негативного влияния загрязнений на окружающую среду и здоровье человека

Расчет концентрации вредных веществ  в почве, атмосфере, воде.

поиск путей решения экологических проблем

принятие решений

 тестовое задание №8,9

решение экологических задач(зад.№8)

анализ кейс-стади (зад. №9)

решение экологических ситуаций

У 2.Использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды их обитания

ОК 2 .Организовывать собственную деятельность ,выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

Выполнение требований охраны окружающей среды при организации работ в животноводстве растениеводстве.

 Оценка экологических факторов

определение цели и последовательности выполнения работы

 тестовое задание №8,

решение экологических задач 9(зад. № 8)

защита практической работы №1

У 3.Соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности.

 ОК 2 .Организовывать собственную деятельность ,выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач ,оценивать их эффективность и качество

Использование новых технологий с учетом законов природы.

Соблюдение законов экологии с целью недопущения региональных катастроф и кризисов.

определение цели и последовательности выполнения работы ,обобщение результатов

тестовое задание № 9,

анализ кейс-стади (зад. № 9)

защита практической работы №2

Знать:

З 1.Принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания

Исследование закономерностей влияния экологических факторов на живые организмы.

 

 тестовое задание № 1,2 проверка выполнения домашней самостоятельной работы

З 2.Особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду

  Выявление источников загрязнения.

Определение способов ликвидации последствий зарязнения.

 защита практической работы  №1

 тестовое задание  № 2

З 3Условия устойчивого развития экосистем и возможные причины возникновения экологического кризиса.

Исследование причин возникновения экологического кризиса

 тестовое  задание №3

З 4 Принципы и методы рационального природопользования.

Описание принципов рационального природопользования.

  тестовое задание №3,5,проверка выполнения домашней самостоятельной работы

З 5 Основные группы отходов, их источники и масштабы образования.

Классификация отходов производства.

Определение путей решения проблемы отходов.

 тестовое задание №4

З 6 Понятие и принципы мониторинга окружающей среды

Классификация систем мониторинга.

Определение задач мониторинга окружающей среды.

 тестовое задание №4,5,7.

З 7 Правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности

Исследование нормативных актов по рациональному природопользованию.

Определение видов ответственности за экологические нарушения.

 защита практической работы  №2

тестовое задание № 7 проверка выполнения домашней самостоятельной работы,

З 8 Принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды

Определение роли  ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП, МСОП в деле охраны природы

 защита практической работы  №3

тестовое задание №6

З 9 Природоресурсный потенциал Российской Федерации

Описание системы природоохранных органов Российской Федерации.

 тестовое задание № 6 проверка выполнения домашней самостоятельной работы,

З 10 Охраняемые природные территории

Описание особо охраняемых природных территорий, их классификация, назначение

 тестовое задание № 7

3. Оценка освоения учебной дисциплины:

3.1. Формы и методы оценивания

Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по дисциплине «Экологические основы природопользования» .

Формами текущего контроля знаний по дисциплине являются: тестирование, защита практических работ, проверка выполнения домашней самостоятельной  работы, решение ситуационных и экологических задач.

Рубежный контроль проводится после изучения разделов «Особенности  взаимодействия  общества и природы» и «Правовые и социальные вопросы природопользования  в форме тестирования.

Текущий контроль по дисциплине проводится в пределах учебного времени, отведенного на изучение  дисциплины.

Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета за счет времени, отведенного на дисциплину.

Условием допуска к промежуточной аттестации по дисциплине является положительная текущая аттестация по дисциплине.

Дифференцированный зачет проводится в форме собеседования по вариантам .В каждом варианте одно задание –решение проблемной ситуации и ответы на вопросы к ней.


Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам)

Таблица 2.2

Элемент учебной дисциплины

Формы и методы контроля

Текущий контроль

Рубежный контроль

Промежуточная аттестация

Форма контроля

Проверяемые    ОК,У, З

Форма контроля

Проверяемые  У, З

Форма контроля

Проверяемые   У, З

Раздел 1 Особенности взаимодействия общества и природы

тестовое задание №10

З 1, З2, З3, З4

 дифференцированный зачет

У1, У2, У3,

З 1, З2, З3, З4, З5

Тема 1.1  Введение

Тестовое задание №1

З1

Тема 1.2.Природоохранный потенциал

Тестовое задание №2

 проверка самостоятельной работа

 

З1, З2

Тема 1.3.Природные ресурсы и рациональное природопользование.

тестовое задание №3

анализ кейс – стадии (задание № 9)

 У1,У3,З4,З6

Тема 1.4.Загрязнение окружающей среды токсическими и радиоактивными веществами.

Тестовое задание №4-5

Практическое занятие №1

решение экологических задач

У1, У2, ОК 2,

ОК 3

З 5,З6

Раздел 11 Правовые и социальные вопросы природопользования.

тестовое задание №11

З 7, З8, З9,З10

   дифференцированный зачет

У1, У2, У3,

З 7 З8, З9, З10,

Тема 2.1.Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранный надзор.

Практическая работа №2

Тестовое задание №6

 проверка самостоятельной работы

У1, У2, У3

ОК3

З 8,З9,З10

Тема2.2Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду.

Тестовое задание №7

Практическое занятие №3

З6,З7,З10

У3,ОК3


3.2. Задания для оценки освоения учебной дисциплины.

3.2.1. Задания для текущего контроля.

Раздел 1.

Тема 1.1.Введение

Проверяемые результаты обучения: З1

Тестовое задание №1

1.Установите соответствие:

(А) экология -

(1) Основной путь защиты биосферы от загрязнения, сохранения ресурсов от истощения

    (Б) охрана природы

(2) Система мероприятий, осуществляемых на государственном и международном уровнем, направленных на восстановление и воспроизводство природных ресурсов.

 (В) рациональное природопользование

(3)  Изучает взаимоотношения организмов и сообществ с окружающей средой обитания.

      2.Дополните предложение.

Естественно-научной основой природопользования и охраны природы служат….

      3.Выберите правильный ответ:

Кто впервые ввел термин экология?

  а) Вернадский

 б) Дарвин

 в) Геккель

 г) Мендель

      4.Ответьте на вопрос:

Как называются организмы, производящие органические вещества?

      5.Выберите два верных определения экосистемы:

 а) Совместно обитающие популяции;

 б) Биотип вместе с сообществом;

 в) Любая совокупность организмов и неорганических компонентов в которой может поддерживаться круговорот веществ;

г) Среда обитания популяций и сообществ.

      6.Вставьте в текст пропущенные слова:

Группа особей, занимающих определенную …….. и относящаяся к одному виду, называется …….. .

      7.Выберите правильный ответ:

Как называются совместно обитающие популяции различных организмов:

а) сообществом                                                        в) биотипом

б) экосистемой                                                         г) видом

 

      8.Расположите ниже приведенные определения по мере убывания численности живых организмов в них.

а) сообщество

б) популяция

в) экосистема

г) биосфера

     9.Ответьте на вопрос:

Как называется самая крупная экологическая система?

  10.Выберите один верный ответ:

Какой закон экологии означает, что нельзя пытаться покорять природу, а нужно сотрудничать с ней:

а) Все связано со всем;

б) Все надо куда-то девать;

в) За все надо платить;

г) Природа знает лучше.

 Критерии оценки:

Оценка «5» ставится, если 90 – 100 % тестовых заданий выполнено верно.

 Оценка «4» ставится, если верно выполнено 70 -80 % заданий .

Оценка «3» ставится, если 50-60 % заданий выполнено верно.

Если верно выполнено менее 50 % заданий, то ставится оценка «2».

Тема 1.2. Природоохранный потенциал

Проверяемые результаты обучения:З1,З2

Тестовое задание № 2

  1. Любые свойства или компоненты внешней среды, оказывающие влияние на организмы, называются:

а) экологическими факторами;

б) антропогенными факторами;

в) биотическими факторами.

  1. Организмы, окончательно разрушающие органические вещества, называются:

  а) продуцентами;

  б) редуцентами;

  в) консументами.

  1. Климатические условия (температура, влажность, свет) относятся к:

  а) биотическим факторам;

  б) абиотическим факторам;

  в) антропогенным факторам.

  1. Ведет к истощению озонового слоя атмосферы:

  а) аэрозоли;

  б) фреоны;

  в) оксиды;

  г) сульфаты

  1. Сложная задача, возникающая в процессе взаимодействия живых организмов с окружающей средой, называется:

  а) экологической проблемой;

  б) урбанизацией;

  в) средой обитания;

  г) обществом.

  1. Демографическая емкость планеты, по данным ученых составляет:

  а) 10 млрд. человек;

  б) от 1,5 до 3 млрд. человек;

  в) 5-7 млрд. человек;

  г) более 8 млрд. человек.

  1. Экологический кризис – это:

(выберите 2 верных ответа):

 а) критическое состояние природной среды;

 б) напряженное состояние взаимоотношений между человечеством и природой, характеризующееся несоответствием развития производительных сил и производственных отношений в человеческом обществе;

 в) несоответствие между живыми организмами и окружающей средой обитания;  

 г) состояние нарушения устойчивости глобальной экосистемы, в результате которого происходят быстрые изменения характеристик окружающей среды.

  1. Непосредственное воздействие человека на организм относится к факторам:

  а) биотическим;

  б) антропогенным;

  в) абиотическим.

  1. Назовите глобальную экологическую проблему, которая приводит к росту наводнений, снижению урожайности с/х культур, усилению эрозии почв:

  а) парниковый эффект;

  б) обезлесивание;

  в) радиоактивное загрязнение;

  г) опустывание;

  в) парниковый эффект.

  1.  Ноосфера – это:

 а) мыслящая оболочка, сфера разума;

 б) часть оболочки Земли, населенная живыми организмами;

 в) совокупность естественных условий существования человеческого общества;

 г) часть природы.

 Критерии оценки:

Оценка «5» ставится, если 90 – 100 % тестовых заданий выполнено верно

. Оценка «4» ставится, если верно выполнено 70 -80 % заданий .

Оценка «3» ставится, если 50-60 % заданий выполнено верно.

Если верно выполнено менее 50 % заданий, то ставится оценка «2».

Тема 1.3. Природные ресурсы и рациональное природопользование.

Проверяемые результаты обучения :З4

Тестовое задание № 3

  1. Природные ресурсы – это:

  а) все то, что дает человеку природа;

  б) компоненты и свойства природной среды, которые используются для удовлетворения разнообразных физических и духовных потребностей человека;

  в) разнообразие растений, животных, микроорганизмов, обеспечивающих благоприятные условия для жизни;

  г) компоненты природной среды, используемые в производственной деятельности человека.

 

  1. К исчерпаемым невозобновимым ресурсам относят:

  а) почва, растения, животные;

  б) нефть, каменный уголь;

  в) поваренная соль;

г) воды Мирового океана.

  1. Неисчерпаемые ресурсы делятся:

  а) невозобновляемые и возобновляемые;

  б) ископаемые ресурсы и богатства недр;

  в) космические, климатические, водные;

  г) минеральные и органические.

  1. Соотнесите природные ресурсы в зависимости от степени их истощения:

 а) невозобновимые                                                1) солнечная радиация

 б) возобновимые                                                    2) животный мир

 в) неисчерпаемые                                                  3) полезные ископаемые

  1. Вставьте в текст пропущенные слова:

Охрана природы должна быть …………….., охраняться должна не сумма отдельных природных ресурсов, а …………….. включающая в себя различные компоненты, соединенные естественными связями.

  1. Состояние экологической системы, характеризующееся устойчивостью, называется:

  а) экологическим равновесием;

  б) экологической нормой;

  в) рациональным природопользованием.

  1. Ответьте на вопрос:

Как называется принцип охраны природы, при котором обращение с одним и тем же ресурсом в разных районах должно быть различным.

  1. Являются ли космические ресурсы неисчерпаемыми?

 а) нет;

 б) да;

 в) да, но со временем они истощаются.

  1. За какое время почвы потерявшие плодородие, смогут восстановится?

  а) за 100-200 лет;

  б) за 500-800 лет;

  в) в течение нескольких тысячелетий;

 г) 60-80 лет.

  1. К какому виду ресурса относится пресная вода?

  а) неисчерпаемому;

  б) исчерпаемому;

   в) неисчерпаемому водному.

  1.  Третий принцип охраны  природы заключается  в том, что охрана одного объекта означает одновременно охрану ….(дополните предложение).

  1.  Отношение человека к природе зависит от:

а) уровня образования;

б) общей и экологической культуры;

в) социально-экономических условий;

г) верны все варианты.

  1. Согласны ли вы с утверждением, что природу необходимо и охранять и рационально использовать.

  а) в настоящее время нужно только охранять;

   б) да;

  в) нет;

  г) охрана и использование природы – два противоположно направленных действия человека.

 Критерии оценки:

Оценка «5» ставится, если 90 – 100 % тестовых заданий выполнено верно.

 Оценка «4» ставится, если верно выполнено 70 -80 % заданий.

Оценка «3» ставится, если 50-60 % заданий выполнено верно.

Если верно выполнено менее 50 % заданий, то ставится оценка «2».

Тема 1.4. Загрязнение окружающей среды токсическими и радиоактивными веществами.

Проверяемые результаты обучения:З5,З6

Тестовое задание № 4

  1. Предельно допустимый сброс – это:

 а) количество вредного вещества в окружающей среде, которое не оказывает отрицательного воздействия на организм человека;

 б) масса загрязняющего вещества, выбрасываемого отдельными источниками за единицу времени, превышение которой приводит к неблагоприятным последствиям в окружающей среде;

 в) сброс вредных загрязняющих веществ в атмосферу, почву, приводящий к неблагоприятным последствиям для окружающей среды и для здоровья человека.

  1. К специфическим загрязняющим веществам относят:

 а) окись азота;                                      в) сероводород;

 б) двуокись серы;                                г) окись углерода.

  1. К химическим загрязнителям относят:

 а) генную инженерию;                             в) пластмассы;

 б) шумовое загрязнение;                          г) электромагнитное загрязнение.

  1. Миграция загрязнений – это:

 а) сложение вредного вещества, сосредоточение действующего начала загрязнителей;

 б) перемещение и перераспределение загрязнителей;

 в) характеристика загрязняющего вещества по степени опасности для человека;

 г) воздействие вредных веществ на организмы человека и животных.

  1. К какому виду загрязнений относятся вулканические загрязнения:

 а) радиоактивному;                                       б) промышленному;

 в) физическому;                                            г) естественному

  1. Дополните предложение: На листьях деревьев и кустарников оседает до ……..процентов взвешенных в воздухе частиц пыли и до ……..процентов диоксида серы.

  1. Возрастание диоксида углерода, а также метана и оксида азота приводит в атмосфере:

а) к «парниковому эффекту»                  в) к истощению озонового слоя;

б) к кислотным дождям                          г) к фотохимическому смогу

  1. Назовите основные загрязняющие вещества водоемов

(перечислить не менее пяти видов загрязняющих веществ)

  1. Дополните предложение «Зеленая революция» - это…………………….

  1. Случайное и связанное с деятельностью человека проникновение в экосистемы и технологические устройства чуждых им растений, животных, микроорганизмов относится к:

а) естественному загрязнению среды;          б) физическому загрязнению;

в) антропогенному загрязнению;                  г) промышленному загрязнению    

  1. В каком слое атмосферы расположен озоновый слой?

 а) тропосфере;                                              в) мезосфере;

 б) стратосфере;                                            г) термосфере.

  1. Сколько углекислого газа находится в атмосферном воздухе?

 а) 0,3 %                                                             в) 3 %

 б) 0,93 %                                                          г) 0,03 %

  Критерии оценки :

Оценка «5» ставится, если 90 – 100 % тестовых заданий выполнено верно.

 Оценка «4» ставится, если верно выполнено 70 -80 % заданий .

Оценка «3» ставится, если 50-60 % заданий выполнено, верно.

Если верно выполнено менее 50 % заданий, то ставится оценка «2».

Тема 1.3.Природные ресурсы и их рациональное природопользование .

Проверяемые результаты обучения:З4,З6

        Тестовое задание №5

Вариант 1

  1. Закончите предложение. Атмосфера – это газовая оболочка Земли, ………………………
  2. Расположите правильно слои атмосферы:

 а) тропосфера;                                               г) стратосфера;

 б) ионосфера;                                                д) мезосфера;

 в) термосфера.

  1. Продолжите предложение: Пестициды – это …………………………
  2. ПДК – это:

а) предельные концентрации вредных веществ в атмосфере;

б) предельно-допустимые концентрации вредных веществ в атмосфере.

в) предельно-допустимые концентрации вредных веществ в атмосфере, которые приводят к неблагоприятным последствиям для человека.

  1. Какое загрязняющее вещество вызывает выпадение на землю кислотных дождей?

 а) оксид серы;                                                    в) оксид азота;

 б) диоксид серы;                                               г) сероводород.

  1. Вставьте в текст пропущенные слова:

……………- это комплексная система ……………., оценка и прогноз изменения состояния …………………..

  1. Источники радиоактивного загрязнения имеют, в основном, происхождение:

 а) естественное;                                                в) промышленное;

 б) техногенное;                                                 г) химическое.

  1. Биологически активные вещества, убивающие бактерий, называются:

а) фумиганты;                                                   б) фитонциды;

б) техногенное;                                                 г) химическое.

  1. В данном документе особые требования предъявляются к состоянию полетной техники в части снижения загрязнения атмосферы.

 а) УК РФ;

 б) ФЗ «Об уничтожении химического оружия»;

 в) ФЗ «О радиационной безопасности населения»;

 г) Воздушный кодекс РФ.

  1. Выберите два верных ответа:

Разрушают озоновый слой атмосферы:

 а) оксид углерода;                                   в) аэрозоли;

 б) фреоны;                                                г) углеводы;

 д) выхлопные газы.

  1. Содержание кислорода в воздухе составляет:

а) 20,5 %;                                                         б) 20,95%;

б) 21 %;                                                            г) 20,65%.

  1. Озоновый экран расположен от поверхности Земли на высоте:

а) 20 – 50 км;                                                    б) 10-18 км;

в) 60 – 70 км;                                                    г) более 100 км.

  Критерии оценки:

Оценка «5» ставится, если 90 – 100 % тестовых заданий выполнено верно.

 Оценка «4» ставится, если верно выполнено 70 -80 % заданий .

Оценка «3» ставится, если 50-60 % заданий выполнено верно.

Если верно выполнено менее 50 % заданий, то ставится оценка «2».

Раздел 2.

Тема 2.1. Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранный надзор.

Проверяемые результаты обучения :З8,З9.

Тестовое задание № 6

  1. В РФ охрану, контроль и регулирование рационального использования природных ресурсов осуществляют:

 а) Всемирное общество здравоохранения;      

 в) службы надзорных органов;

 б) Международный союз охраны природы;    

 г) федеральные органы исполнительной власти.

  1. ЮНЕП – это:

 а) организация по вопросам продовольствия и сельского хозяйства;

 б) Союз охраны природы по вопросам экологического образования;

 в) программа при ООН по окружающей среде;

 г) Всемирная организация по вопросам продовольствия и сельского хозяйства.

  1. Кадастр – это:

 а) документ по регулированию земельных отношений;

 б) свод количественных, организационных, экономических и экологических показателей природных ресурсов;

 в) экологический паспорт предприятия;

 г) перечень показателей земельных ресурсов.

  1. Установите соответствие:
  1. закон «Об Охране окружающей среды;     а) регулирует минерально-

                                                                                     сырьевую политику

  1. Закон «О недрах»                                          б) организует экологический

                                                                                контроль за состоянием

                                                                                окружающей среды;

3) Земельный кодекс РФ                                     в) устанавливает общие

                                                                                 требования к ведению

                                                                                 лесного хозяйства;

4) Лесной кодекс                                                  г) обеспечивает сохранение

                                                                                 наиболее ценных

                                                                                 природных объектов и

                                                                                 природных территорий

  1. В каком году была впервые создана «Красная книга»

а) 1923;                                                     в) 1963;

б) 1956;                                                     г) 1982.

  1. Какая задача решается в заказниках:

 а) восстановление численности поголовья промысловых животных;

 б) сохранение разнообразия видов растений и животных;

 в) используются как памятники природы;

 г) создание условий для отдыха людей на природе.

  1. Решает вопросы здоровья людей и демографические проблемы:

а) ВОЗ;

б) ФАО;

в) ЮНЕСКО;

г) МСОП;

д) ЮНЕП.

  1. Решает вопросы борьбы с голодом, сохранения почв и лесов:

а) ВОЗ;                                              г) МСОП;

б) ФАО;                                            д) МПРРФ.

в) ЮНЕП;

  1. Установление соответствия хозяйственной деятельности экологическим требованиям называется:

     а) экологическим равновесием;                 в) экологическим воспитанием;

     б) экологической экспертизой;                  г) экологическим образованием.

  10.ЮНЕСКО –это:

      а) Всемирная организация по вопросам продовольствия и сельского хозяйства

      б) ООН по вопросам образования,  науки и культуры, занимающаяся проблемами охраны природы

      в) Международный союз охраны природы

      Критерии оценки:

Оценка «5» ставится, если 90 – 100 % тестовых заданий выполнено верно

. Оценка «4» ставится, если верно выполнено 70 -80 % заданий .

Оценка «3» ставится, если 50-60 % заданий выполнено, верно.

Если верно выполнено менее 50 % заданий, то ставится оценка «2».

Тема 2.2. Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду.

Проверяемые результаты обучения: З6,З7,З10

Тестовое задание № 7

  1. Главным базовым актом в области экологии является:

   а) Конституция РФ;

        б) закон «Об Охране окружающей среды»;

    в) Земельный кодекс РФ    

        г) Закон РФ «О недрах»

                                 

  1. Фактические и возможные убытки народного хозяйства, связанные с загрязнением среды жизни с учетом потерь, связанных с ухудшением здоровья населения, называется:

  а) ответственность за экологические нарушения;

  б) экологической оценкой;

  в) ущербом от загрязнения окружающей среды;

  г) ухудшением состояния природы.

  1. Регулярные наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, называется:

  а) мониторингом;

  б) оценкой;

  в) экологическим прогнозом.

  1. Данный вид ответственности за нарушение природоохранного законодательства заключается в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный вред в натуре или денежной форме, называется:

  а) дисциплинарной ответственностью;

  б) гражданско-правовой ответственностью;

   в) административной ответственностью;

  г) уголовной ответственностью.

  1. Территории с наиболее строгим режимом охраны природы, называются:

   а) заказниками;

   б) резерватами;

   в) заповедными зонами;

  г) биосферными заповедниками.

  1. Выбрать два правильных ответа. Целями мониторинга природных сред не являются:

  а) оценка современного состояния;

  б) определение ущерба;

  в) определение масштабов изменений природных условий в результате хозяйственной деятельности;

  г) выделение необходимых средств на охрану и восстановление окружающей среды.

  1. Экологический паспорт – это:

  а) комплекс данных об уровне использования предприятием природных ресурсов и степени его воздействия на окружающую среду;

  б) документы, в котором описана вся технология производства продукции;

  в) один из рычагов воздействия на руководство промышленными предприятиями;

  г) документ, согласованный с Министерством природных ресурсов.

  1. Практика использования природных ресурсов называется:

  а) природопользованием;

  б) мониторингом;

  в)охраной природы;

  г) рациональным природопользованием.

  1. В зависимости от сроков и периодичности проведения мониторинга земель бывает (исключите лишний пункт):

  а) глобальный;

  б) базовый;

  в) периодический;

  г) оперативный.

        

  1.  Применяется ли уголовная ответственность за экологические нарушения и преступления:

  а) нет, только административная;

  б) применяется;

  в) практически не применяется;

  г) нет, в основном, дисциплинарная и гражданско-правововая.

  Критерии оценки:

Оценка «5» ставится, если 90 – 100 % тестовых заданий выполнено верно

. Оценка «4» ставится, если верно выполнено 70 -80 % заданий .

Оценка «3» ставится, если 50-60 % заданий выполнено верно.

Если верно выполнено менее 50 % заданий, то ставится оценка «2».

Задание №8 Решение экологических задач

Проверяемые результаты обучения: У1,У2

1.Оцените экономические последствия от разлива нефти в результате аварии танкера ,если из пробоины вытекло 10,20,30,40 тыс.тонн нефти:

  а) рассчитайте площадь морской поверхности ,покрытой нефтью;

  б) определите количество морской воды ,лишенной кислорода В,если 1 тыс.тонн нефти покрывает площадь в 20 км2,если 1 кг нефти закрывает доступ кислорода в 40 м3 морской воды

2.Какое минимальное количество деревьев необходимо посадить ,чтобы обезвредить промышленные выбросы углекислого газа в атмосферу?

   За 1 сутки выбрасывается 3,12,24,48 тонн ядовитой окиси углерода (угарного газа ), а 1 дерево перерабатывает за 1 сутки 2,5 кг ядовитой окиси углерода.

3.В городе проживают 100,150,300,500 тыс .человек .Какую площадь должны иметь леса вокруг этого города ,чтобы их хватило для обеспечения населения кислородом и для поглощения выделяемого при дыхании углекислого газа?

     Примечание:

  а) в солнечный день 1 га леса поглощает 240 кг углекислого газа и выделяет 200 кг кислорода;

 б) в сутки 1 человек при обычных условиях поглощает в среднем 600 грамм кислорода и выделяет 750 грамм углекислого газа.

Критерии оценки:

Оценка «пять « ставится ,если обучающийся не допускает ошибок при решении задач, верно производит необходимые расчеты, умеет аргументировать ход решения .

Оценка «четыре» ставится ,если обучающийся знает ход решения задач,     но допускает незначительные неточности при их выполнении, либо ошибки в арифметических расчетах .

Оценка «три « ставится ,если обучающийся не совсем верно знает ход решения задач, допускает неточности при проведении расчетов ,нуждается в консультации преподавателя .

Оценка «два « ставится ,если обучающийся не понимает условия задачи , либо  допускает грубые ошибки при выполнении заданий.

Задание № 9

Анализ кейс-стади

Проверяемые результаты обучения : У1,У3.

Задание. Внимательно прочитайте текст предложенного кейса и ответьте на следующие вопросы:

1. Как вы оцениваете складывающуюся ситуацию?

    2. Какие  пути решения данной ситуации  вы можете предложить ?

    Подсчитано ,что только за последнее столетие в результате водной и ветровой эрозии на планете потеряно 2 млрд га плодородных земель активного сельскохозяйственного пользования .

     В Российской Федерации эрозии подвержено 66% пахотных земель. Только от роста оврагов теряются до 25-30 тыс.га пахотных земель за год . За последние 20 лет запасы гумуса в почвах сократились на 25-30 %.

    Неуправляемое влияние на климат в совокупности с нерациональным ведением сельского хозяйства способны привести к значительному снижению плодородия почв ,большим колебаниям урожайности культур. А ведь уменьшение производства продовольствия даже на 1 % может привести к гибели от голода десятков миллионов  человек.

Критерии оценки.

 Оценка «пять « ставится ,если обучающийся осознанно излагает и оценивает  суть данной ситуации ,с аргументацией своей точки зрения, умеет анализировать ,обобщать и предлагает верные пути решения складывающейся ситуации.

Оценка «четыре» ставится ,если обучающийся понимает суть ситуации ,логично строит свой ответ ,но допускает незначительные неточности при определении путей решения .

Оценка «три « ставится ,если обучающийся ориентируется в сущности складывающейся ситуации ,но нуждается в наводящих вопросах, не умеет анализировать и не совсем верно намечает пути решения ситуации.

Оценка «два « ставится ,если обучающийся не ориентируется и не понимает суть данной ситуации ,не может предложить путей ее решения ,либо допускает грубые ошибки.                                                                                                                                                                                                                          

3.2.2. Задания для оценки знаний (рубежный контроль)

Раздел 1.Особенности взаимодействия общества и природы.

Проверяемые результаты обучения : З1,З2З3,З4

              Тестовое задание № 10

1.Экосистема – это:

  а) единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой обитания ,в котором все компоненты связаны между собой обменом веществ и энергией.  

 б) группа особей ,занимающая определенный ареал обитания

 в) сообщество всех живых организмов, свободно скрещивающихся между собой

2.К возобновляемым природным ресурсам относятся :

 а) солнечная радиация

 б) полезные ископаемые

 в) почва ,растения

 г) воды Мирового океана

3.Критическое состояние окружающей среды, угрожающее существованию человека и отражающее несоответствие развития производительных сил и производственных отношений  называется

 а) экологической проблемой

 б) экологической катастрофой

 в) экологическим кризисом

 4.К специфическим загрязняющим веществам  атмосферного воздуха относят :

а) двуокись серы

б) окись азота

в) окись углерода

г) фенол

5. Данный вид загрязнения среды происходит от работы теплоэлектростанций, предприятий черной металлургии

а) химическое        в) биологическое

б) промышленное         г) радиоактивное

6.Выберите два верных ответа .К водной эрозии почвы относятся:  

  а) бороздчатая        в) повседневная

  б)плоскостная        г)верховая

6. К вымершим видам животных относятся :

  а) странствующий голубь        в)амурский тигр

  б) зубр          г) стерх

7.Дополните предложение .К особо охраняемым природным территориям относят :……………………………………………………………..

8.Перемещение и перераспределение загрязнителей называется :

 а) миграцией         в) мониторингом

 б) кумуляцией         г) выбросом

9.ПДС –это:

 а) масса загрязняющего вещества ,выбрасываемого отдельными источниками за единицу времени, превышение которой приводит к неблагоприятным последствиям в окружающей среде.

 б) количество вредного вещества ,в окружающей среде, которое не оказывает отрицательного влияния на здоровье человека.

 в) предельно допустимый след загрязняющих веществ в атмосфере.

10)Самый безопасный способ  борьбы с вредителями растений

  а) физический        

  б) химический         

  в) биологический

Критерии оценки:

Оценка «5» ставится, если 90 – 100 % тестовых заданий выполнено верно

. Оценка «4» ставится, если верно выполнено 70 -80 % заданий .

Оценка «3» ставится, если 50-60 % заданий выполнено верно.

Если верно выполнено менее 50 % заданий, то ставится оценка «2».

Раздел 2.Правовые и социальные вопросы природопользования

Проверяемые результаты обучения :З7,З8,З9,З10.

   Задание № 11

1.Нормативно – технический документ ,включающий данные по использованию предприятием природных и вторичных ресурсов и определению влияния производства на окружающую среду ,называется

  а) экологическим паспортом предприятия

  б) административным кодексом

  в) актом мониторинга окружающей среды

 2.Мнение о влиянии производств и предприятий на окружающую среду называется:

  а) экологической оценкой

  б) экологической экспертизой

  в) ущербом от загрязнения окружающей среды

3.Данный вид ответственности за нарушение природоохранного законодательства заключается в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный вред в натуре или денежной форме, называется:

     а) дисциплинарной ответственностью;

     б) гражданско-правовой ответственностью;

     в) административной ответственностью;

     г) уголовной ответственностью.

4.Территории с наиболее строгим режимом охраны природы, называются:

     а) заказниками;

     б) резерватами;

     в) заповедными зонами;

    г) биосферными заповедниками.

5.Выбрать два правильных ответа. Целями мониторинга природных сред не являются:

    а) оценка современного состояния;

    б) определение ущерба;

    в) определение масштабов изменений природных условий в результате хозяйственной деятельности;

    г) выделение необходимых средств на охрану и восстановление окружающей среды.

       6. Дополните предложение: В 89 субъектах РФ за рациональное использование природных ресурсов и охрану окружающей среды отвечают ……………………………………………………………………………………….

       7. В каком году принят Закон « Об охране окружающей среды « с новыми поправками

         а) 1999

         б)2002

         в)1989

         г)2000

      8. Программа при ООН по окружающей среде с целью координации практической деятельности государств в этой сфере

        а) ЮНЕП

        б) МСОП

        в) ВОЗ

        г) ФАО

      9.Этот документ обеспечивает сохранение наиболее ценных природных  объектов

         а) Земельный кодекс РФ

         б) Лесной кодекс РФ

         в) Закон «О недрах»

10.В зависимости от сроков и периодичности проведения мониторинга земель бывает (исключите лишний пункт):

     а) глобальный;

     б) базовый;

     в) периодический;

     г) оперативный.

Критерии оценки:

Оценка «5» ставится, если 90 – 100 % тестовых заданий выполнено верно

. Оценка «4» ставится, если верно выполнено 70 -80 % заданий .

Оценка «3» ставится, если 50-60 % заданий выполнено верно.

Если верно выполнено менее 50 % заданий, то ставится оценка «2».  

3.2.3.  Задания для практической работы

 Практическое занятие №1

Тема: Изучение источников загрязнения окружающей среды.

Проверяемые результаты обучения: У1,У2,ОК2,ОК3

Задание № 1.Дать краткую характеристику и изучить естественные и искусственные источники загрязнения окружающей среды.

Задание № 2.Составить схему классификации систем мониторинга окружающей среды.

Задание № 3Исследовать мероприятия по предотвращению загрязнения окружающей среды .

Задание №4 Решить задачу :В результате выброса пыли из заводской трубы образовалось аэрозольное облако ,которое через 8 суток с дождями попало на землю .Какой путь проделало облако ,если ветер дул со скоростью 2,5,10,15 метров в секунду.

Практическое занятие №2

Тема : Изучение особо охраняемых территорий Российской Федерации

Проверяемые результаты обучения :З10,У3,ОК3.

Задание №1Изучить  и дать краткую характеристику Особо охраняемым территориям .Ответить на вопросы:

 А) какие задачи решаются в ООТ .

Б)разрешается ли использование экосистем в заповедниках

В) что понимается под термином»рекреационные территории»?

Задание № 2 Провести описание одного из заповедников Российской Федерации

Задание № 3Изучить Федеральный закон России «Об особо охраняемых природных территориях «.

Практическое занятие № 3

Тема: Изучение нормативных документов по рациональному природопользованию

Проверяемые результаты обучения: З7,У3,ОК3,ОК4

Задание №1 Выясните ,какие органы исполнительной власти отвечают в РФ за охрану и рациональное использование природных ресурсов.

Задание № 2 Изучите  все правоустанавливающие документы по рациональному природопользованию.

Задание № 3 Выясните ,как отражена охрана природы в Конституции РФ (ознакомьтесь со статьями 9,42,58,72 )

Задание № 4 Составьте тестовое задание или кроссворд из 10-15 вопросов по теме :»Организация рационального природопользования и охраны природы в России»

3.2.4. Задания для самостоятельной работы.

Тема 1.2 Природоохранный потенциал .

 Проверяемые результаты обучения : З2,З5.

Самостоятельная работа обучающихся .Выполнение домашнего задания по теме : Влияние городской экосистемы на окружающую среду.

Литература : Б.М. Миркин ,Л.Г. Наумова , Экология России .М.,2000 год.  Стр.184-198.

Подготовить конспект по следующим вопросам:

  1.Общая характеристика городских экосистем.

  2.Промышленное загрязнение среды в городских экосистемах .

  3.Способы уменьшения вреда от химических загрязнений .

Тема 1.3. Роль почвы в круговороте веществ  в природе.

 Проверяемые результаты обучения : З1,У1.

Самостоятельная работа обучающихся : Выполнение домашнего задания по теме : Роль почвы в круговороте веществ в природе.

Литература :В.М. Константинов ,Ю.Б. Челидзе ,Экологические Основы Природопользования.М.2009 год,стр.99-101.

   Внимательно прочитайте параграф и письменно ответьте на вопросы:

  1.Что такое плодородие почвы и какое значение оно имеет?

  2.Какова роль большого и малого круговорота веществ в почвообразовательных процессах?

  3.Почему необходимо постоянно вносить удобрения в почву ?

Тема 1.4. Загрязнение окружающей среды токсическими и радиоактивными веществами .

Проверяемые результаты обучения: У1,З1,З2.

Самостоятельная работа обучающихся : Выполнение домашнего задания по теме : Охрана растительности лугов и пастбищ.

Литература :В.М. Константинов ,Ю.Б. Челидзе ,Экологические Основы Природопользования.М.2009 год,стр.129-132

   Внимательно прочитайте параграф и письменно ответьте  на вопросы:

 1. Перечислите мероприятия по улучшению лугов и пастбищ.

 2. Каковы причины снижения продуктивности лугов и пастбищ?

Тема 2.1 Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранный надзор .

Проверяемые результаты обучения: З8,З9.

Самостоятельная работа обучающихся : Выполнение домашнего задания по теме : История Международного природоохранного движения.

Литература :В.М. Константинов ,Ю.Б. Челидзе ,Экологические Основы Природопользования.М.2009 год,стр.175-178.

Подготовить конспект по следующим вопросам:

  1.Первая конференция по международной охране природы.

  2.Итоги Конференции ООН по окружающей среде в Рио-де – Жанейро.

 3.Основные положения Конференции.

Тема 2.2. Юридическая и экономическая ответственность предприятий ,загрязняющих окружающую среду .

Проверяемые результаты обучения: З8,З9,З10.

Самостоятельная работа обучающихся : Выполнение домашнего задания по теме : Ознакомление с экологическим паспортом предприятия

Литература :В.М. Константинов ,Ю.Б. Челидзе ,Экологические Основы Природопользования.М.2009 год,стр.172-174

   Внимательно прочитайте параграф и письменно ответьте  на вопросы:

 1. Цель составления экологического паспорта промышленного предприятия

 2.Какая информация содержится в экологическом паспорте ?

   Критерии оценки :

 Оценка «пять « ставится ,если обучающийся своевременно выполняет домашнюю самостоятельную работу ,верно отвечает на все поставленные вопросы ,умеет выделять главное ,при выполнении работы проявляет аккуратность .самостоятельность ,творчество.

  Оценка «четыре « ставится ,если обучающийся своевременно выполняет домашнюю самостоятельную работу , умеет конспектировать и выделять главное ,но допускает незначительные неточности при ответах на вопросы.

 Оценка «три « ставится ,если обучающийся допускает неточности или ошибки при ответах на вопросы ,не умеет выделять главное ,не может привести примеры, в конспекте отсутствует последовательность.

Оценка «два « ставится ,если обучающийся не выполняет домашнюю самостоятельную работу ,либо выполняет работу с грубыми ошибками ,не  отвечает на поставленные вопросы.

4.Контрольно-оценочные материалы для итоговой аттестации по дисциплине.

    Предметом оценки являются умения и знания .Контроль и оценка осуществляются с использованием следующих форм и методов :  решения экологических и ситуационных задач .

    Оценка освоения дисциплины предусматривает проведение дифференцированного зачета.Зачет проводится по перечню  проблемно-ситуационных заданий ,с которыми студенты знакомятся заранее.

Оценка ,полученная студентом в процессе сдачи зачета  ,является итоговой оценкой по учебной дисциплине и  идет в диплом.

 Дифференцированный   зачет проводится в пределах учебного времени ,отведенного на изучение дисциплины.

    К зачету допускаются студенты ,выполнившие план изучения дисциплины и не имеющие задолжностей по практическим занятиям.

   Студенты ,которые в течение семестра обучались на «четыре « и «пять»и не допускали пропусков занятий , могут быть освобождены от сдачи зачета с текущей оценкой.

1.Паспорт

КОМ предназначен для контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины «Экологические основы природопользования « по специальностям СПО 110401 Агрономия ,111201  Ветеринария.

 У1  Анализировать и прогнозировать экологические  последствия различных видов деятельности

У2  Использовать в профессиональной деятельности  представления о взаимосвязи организмов и среды их обитания

У3 Соблюдать в профессиональной деятельности  регламенты экологической безопасности;

         З1    Принципы взаимодействия живых организмов и среды их обитания

        32Особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду

          З3   Об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;

          З4 Принципы и методы рационального         природопользования;

          З5    Методы экологического регулирования;

           З6    Принципы размещения производств различного типа;

           З7  Основные группы отходов, их источники и масштабы                       образования;

          З8    Понятие и принципы мониторинга окружающей среды;

          З9    Правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;

         З10  Принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;

         З 11  Природоресурсный потенциал Российской Федерации;

         З12 Охраняемые природные территории.                                                                                              

2. Задание для экзаменующегося.

    Проверяемые результаты обучения : У1,У2,У3,З1,З2,З5,З7,З8,З9,З10.

Вариант №1

Инструкция для обучающихся:

Внимательно прочитайте задание  и ответьте на вопросы.

Время выполнения задания -15 минут

 Текст задания  1.

     По данным ученых ,ежегодно в мире в результате деятельности человека в атмосферу поступает 25,5 млрд т оксидов углерода,190 млн т оксидов серы,65 млн т оксидов азота,1,4 млн т фреонов ,органические соединения свинца ,углеводороды ,в том числе концерогенные.  Этот список можно продолжить. Что произойдет ,если ситуация не изменится?.Какие меры, на ваш взгляд , необходимо принять в первую очередь? Чем опасно разрушение озонового экрана? Какое влияние оказывает загрязнение на здоровье людей , животных, на растительность ,погоду и климат?

Вариант № 2

Инструкция для обучающихся:

Внимательно прочитайте задание и ответьте на вопросы.

Время выполнения задания -15 минут

Текст задания 2.

    Вода – наиболее ценное природное богатство, потому что она необходима для  жизни всех. Почти вся имеющаяся на Земле вода находится в Мировом океане. На долю пресных вод приходится около 3 %.В основном это подземные воды ,находящиеся в верхних слоях земной коры ,и ледники.

      Среди продуктов промышленного производства особое место по своему отрицательному воздействию на водную среду и живые организмы занимают токсичные синтетические вещества .

     Известно ,что 5 г бензина и других нефтепродуктов затягивают тонкой пленкой 50 м2 водной поверхности и нарушают жизнь водоема .Что произойдет ,если мы бесхозяйственно будем относится к использованию воды ? Как можно определить степень загрязнения реки ,озера ?Как применяется правило региональности при использовании водных ресурсов? Почему приходится искусственно очищать воду ,если водоемы обладают способностью к самоочищению

Что сегодня можно предпринять для сохранения водных ресурсов?

Вариант №3

Инструкция для обучающихся:

Внимательно прочитайте задание и ответьте на вопросы.

Время выполнения задания -15 минут

      В настоящее время повсюду говорят и пишут об ухудшении экологической обстановки ,об экологических катастрофах и кризисах и необходимости охраны природы. Эти проблемы обсуждаются в Государственной Думе ,в Правительстве и других высоких инстанциях .Как вы думаете, почему ситуация практически не изменяется к лучшему ,а в некоторых регионах даже ухудшается ?

     Дайте определения экологическому кризису и экологической катастрофе  . Приведите примеры.

Вариант №4

Инструкция для обучающихся:

Внимательно прочитайте задание и ответьте на вопросы.

Время выполнения задания -15 минут

       Мы не можем создавать или разрушать материю; мы можем лишь изменять ее форму. Мы ничего не можем выбросить ,в той или иной форме все отходы остаются с нами навсегда.

       В настоящее время общая мощность источников антропогенного загрязнения во многих случаях превосходит мощность естественных.

  Так природные источники окиси азота выбрасывают 30 млн т азота в год,а антропогенные – 35050 млн т. В результате деятельности человека свинца попадает в биосферу почти в 10 раз больше ,чем в процессе природных загрязнений.

По оценкам специалистов ,при сохранении современных темпов добычи и потребления  запасы нефти будут исчерпаны уже через 30 лет ,газа – через 50, угля – через 200 лет.

  Каковы выводы можно сделать из приведенных примеров ?  Какие пути решения этой проблемы вы могли бы предложить ? Какие вы знаете ресурсосберегающие технологии ? Какова роль вторичного сырья в современном производстве и как прогнозируется его роль в будущем ?

Вариант №5

Инструкция для обучающихся:

Внимательно прочитайте задание и ответьте на вопросы.

Время выполнения задания -15 минут

    Проведенные в последние годы исследования показали ,что до 70 % сельхозпродукции и продуктов питания содержали различное количество вредных для здоровья человека веществ .Наиболее опасными из них были пестициды- химические препараты для борьбы с сорняками ,вредителями и болезнями сельскохозяйственных растений .Все пестициды способны вызывать те или иные нарушения деятельности организма человека .Многие из них являются аллергенами, обладают высокой концерогенностью ,отрицательно влияют на воспроизводительную способность мужчин .Очень часто по пищевой цепи ядовитые вещества оказываются в организме человека. К каким последствиям это может привести ? Что ,на ваш взгляд, следует предпринять для решения данной проблемы?

Как можно добиться высоких урожаев при полном отсутствии химических удобрений ? Как можно уменьшить сельскохозяйственное загрязнение среды?

Вариант №6

Инструкция для обучающихся:

Внимательно прочитайте задание и ответьте на вопросы.

Время выполнения задания -15 минут

    В настоящее время одним из важнейших факторов эволюции биосферы оказывается возрастающее влияние человеческого общества –антропогенный фактор .Превратившись в силу планетарного масштаба ,человеческая цивилизация оказалась способной нарушить равновесие биосферы ее структуру и процессы, происходящие в ней .Какие основные экологические проблемы стоят перед человечеством? В чем опасность исчезновения озонового слоя атмосферы ? В чем опасность «парникового « эффекта для биосферы ?

 Предложите возможные пути решения одной из экологических проблем .

Вариант №7

Инструкция для обучающихся:

Внимательно прочитайте задание и ответьте на вопросы.

Время выполнения задания -15 минут

      Мониторинг- наблюдение, оценка  и прогноз состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека.

     Развитие служб экологического мониторинга вызвано потребностями в разнообразной и обширной информации о состоянии природы и результатах антропогенного воздействия на нее для рационального природопользования и охраны окружающей среды.

       Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) призвана координировать международную природоохранную деятельность .

     В рамках ЮНЕП функционирует Глобальная система мониторинга окружающей среды . Система аккумулирует результаты мониторинга ,осуществляемого в разных странах, определяет тенденции в изменении состояния природной среды и выясняет их причины. В настоящее время Глобальная система включает 20  всемирных систем мониторинга ,управляемых совместно и через специализированные агенства  ООН ,межправительственные организации . Помимо ЮНЕП ,вопросами мониторинга на международном уровне занимаются Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ),Организация ООН по вопросам образования ,науки и культуры  (ЮНЕСКО). Проанализируйте различные подходы к определению сферы мониторинга и объясните ,почему экологический мониторинг требует специалистов разного профиля.

     Имеется ли связь вашей будущей профессии с мониторингом состояния окружающей среды ?  Какие программы выполняет сеть ГСМОС ( Глобальной системы мониторинга окружающей среды).

    Вариант №8

Инструкция для обучающихся:

Внимательно прочитайте задание и ответьте на вопросы.

Время выполнения задания -15 минут

   В естественных экосистемах проблем, связанных с вредителями ,сорняками или болезнями ,нет. Плотность популяции разных организмов регулируется там за счет механизмов поддержания экологического равновесия.

     В создаваемых человеком агроэкосистемах такое  экологическое равновесие само по себе не формируется .В отличие от естественных экосистем, в которых сообитают растения десятков разных видов ,человек создает одновидовые или маловидовые посевы – агрофитоценозы. Выращивание культурных растений создает условия для размножения их насекомых – вредителей ,а также бактерий ,грибов и вирусов ,вызывающих болезни. Слабая конкурентная способность культурных растений способствует массовому развитию сорных растений . Предложите проект комплексной программы борьбы с вредителями и сорняками .В чем преимущества биологических методов контроля вредителей ? Приведите примеры успешного использования биологического метода .Можно ли в ходе селекции повысить устойчивость культурных растений к сорнякам, вредителям и болезням ?

3. Пакет экзаменатора.

3 а. Условия.

Дифференцированный зачет проводится на последнем занятии учебной дисциплины . Зачет проводится в форме собеседования по восьми вариантам. В каждом варианте одна проблемная ситуация, которую нужно понять, оценить ,определить пути решения и ответить на вопросы к ней.

Время выполнения задания – 15 минут.

3б. Критерии оценки.

 Оценка «пять « ставится ,если обучающийся понимает  и  умеет дать верную оценку сложившейся  ситуации, аргументирует свою точку зрения, умеет анализировать ,обобщать и предлагает верные пути решения  ситуации ,при ответах на вопросы не допускает ошибок и неточностей .

Оценка «четыре» ставится ,если обучающийся понимает суть ситуации ,логично строит свой ответ ,но допускает незначительные неточности при определении путей решения ,в ответах на вопросы могут  присутствуют отдельные ошибки.

Оценка «три « ставится ,если обучающийся ориентируется в сущности складывающейся ситуации ,но нуждается в наводящих вопросах, не умеет анализировать и не совсем верно намечает пути решения ситуации ,не может верно ответить на все вопросы к ситуации.

Оценка «два « ставится ,если обучающийся не может самостоятельно оценить сложившуюся ситуацию,  не  умеет анализировать , обобщать и делать выводы ,не  может предложить путей  решения ,либо допускает грубые ошибки.                                                                                                                                                                                                                          

 

 


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебной дисциплине Экологические основы природопользования

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 110812 Технология производства и переработки сельскохозяйс...

Учебно-методический комплекс (УМК) по дисциплине "Экологические основы природопользования"

УМК включает в себя:- методические рекомендации по выполнению практических занятий- перечень заданий по изучаемым разделам и темам- методические рекомендации по организации самостоятельной работы- тез...

Методическая разработка занятия по дисциплине «Экологические основы природопользования»

Учебная встреча проводится в рамках изучения дисциплины «Экологические основы природопользования» и представляет собой повторительно-обобщающий урок по I и II разделам вышеуказанной дисциплины (I разд...

Оценочные средства для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине Экологические основы природопользования

КОС по УД Экологические основы природопользования специальность 11402 "Обработка водных биоресурсов"...

Программа учебной дисциплины Экологические основы природопользования

программа УД Экологические основы природопользования по специальности 111402 "Обработка водных биоресурсов"...

Рабочая программа по дисциплине Экологические основы природопользования для специальности 140448

Аннотация к рабочей программедисциплины «Экологические основы природопользования» Общая трудоемкость дисциплины  1  зачетная единицаОбщий объем 48 часов   в том числе:− лекции...

Использование электронного УМК как средство методического обеспечения преподавания учебной дисциплины "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ"

Использование электронного УМК  как средство методического обеспечения  преподавания учебной дисциплины "Экологические основы природопользования"...