Методическая разработка занятия по дисциплине «Экологические основы природопользования»
методическая разработка по экологии по теме

Лосева Лариса Эдуардовна

Учебная встреча проводится в рамках изучения дисциплины «Экологические основы природопользования» и представляет собой повторительно-обобщающий урок по I и II разделам вышеуказанной дисциплины (I раздел «Особенности взаимодействия общества и природы», II раздел «Основы рационального природопользования»), проведенный не в традиционной форме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Тверской области

ГБОУ СПО «Торжокский государственный промышленно-гуманитарный

колледж»

Методическая разработка

Экологические проблемы современности

Преподаватель:

 Л.Э.Лосева

Торжок, 2013


1 Пояснительная записка

Методическая разработка занятия по дисциплине «Экологические основы природопользования».- (90 минут)

   Учебная встреча проводится в рамках изучения дисциплины «Экологические основы природопользования» и представляет собой повторительно-обобщающий урок по I и II разделам вышеуказанной дисциплины (I раздел «Особенности взаимодействия общества и природы», II раздел «Основы рационального природопользования»), проведенный не в традиционной форме.

   Цель данного урока:

  1. Закрепить и систематизировать знания студентов по разделам I и II.
  2. Продолжить формирование общеучебных умений и навыков (умение обобщать, делать выводы, анализировать и т.д.) Развивать творческое мышление.
  3. Способствовать формированию сплоченного коллектива группы, способности сопереживать за однокурсников, гордости за свой коллектив.

   Учебная встреча проводится со студентами группы, одни из которых выступают в качестве членов команды, другие – болельщики (но тоже участвуют в конкурсах). Также учебная встреча проводится со студентами других групп.

   Учебной встрече предшествует большая подготовительная работа студентов:

  • разработка эмблемы, девиза команды,
  • повторение пройденного теоретического материала,
  • разработка презентации.

   Итогом встречи является оценка ее участников (в зависимости от вклада каждого). Но при любом результате такая форма учебного занятия способствует развитию творческого потенциала студентов, пробуждению интереса к дисциплине.


Ход занятия

Конкурс №1. Представление команды, девиз, эмблема.

Конкурс №2 «Разминка»

Ответить на вопросы по учебной дисциплине «Экология»

Правильный ответ – 1 балл.

Ведущий задает вопрос, время обдумывания – 30 сек.

1 команда

2 команда

1 Как называется массовая гибель обитателей водоемов из-за нехватки кислорода (замор)

1 В какой среде возможен фильтрационный тип питания (водной)

2 Как называется описание полового и возрастного состава популяций (демография)

2 Как называется взаимовыгодное сожительство разных видов (мутуализм, симбиоз)

3 Как называется почти полная остановка обмена веществ (анабиоз)

3 Популяция в переводе с латинского языка означает…(народ, население)

4  Самая насыщенная  жизнью среда (почва)

4 Как называется совокупность мелких водных обитателей (планктон)

5 Комплекс совместно живущих и связанных друг с другом видов называется…(биоценоз)

5 Любая совокупность организмов и неорганических компонентов, в которой поддерживается круговорот веществ называется…(экосистема)

Конкурс №3 «Презентация»

   Каждой команде было дано домашнее задание сделать презентацию по своей теме.

Максимальное количество баллов – 3 (зрелищность 1 балл, грамотность – 1 балл, соответствие текстовой информации видеоряду – 1 балл)

Конкурс №4 «Логические задачи»

   Каждой команде дается пакет задач, которые надо решить в течение 5 минут (приложение 1). За правильный ответ – 1 балл.

Конкурс №5 «Эстафета»

   На предложенные утверждения надо ответить утвердительно или отрицательно.

Правильный ответ – 1 балл.

Вопросы теста вывешиваются на листе, участник должен дать ответ и передать эстафету своему партнеру по команде.

Побеждает команда, быстрее и правильнее ответившая на все вопросы.


1 команда

2 команда

1 Природопользование – это наука о взаимоотношениях живых организмов и среды обитания (нет)

1 Природопользование считается рациональным, если оно не приводит к резкому изменению природно-ресурсного потенциала (да)

2 Темпы роста населения в южных регионах Земли, в отличие от северных – уменьшаются (нет)

2 Естественная классификация природных ресурсов основана по признакам исчерпаемости (нет)

3 К неисчерпаемым относят ресурсы – почву, растительность, минеральное сырье. (нет)

3 К механическим загрязнителям относятся – грибы, бактерии (нет)

4 Считают, что озоновый слой разрушается в результате воздействия на него радиации (нет)

4 Причиной выпадения кислотных дождей является сернистый газ (да)

5 Химическая очистка вод – это добавление реагентов в сточные воды (да)

5 Биологическая очистка сточных вод в естественных условиях происходит на специальных полях орошения, полях фильтрации (да)

6 Разливы нефти в океане представляют опасность для птиц потому, что перья перестают удерживать тепло и птицы гибнут (да)

6 Основным загрязнителем природных вод является нефть и нефтепродукты (да)

7 Эвтрофикация водоемов – накопление солей тяжелых металлов (нет)

7 Сокращение водоносности рек вызвано резким изменением климата (нет)

8 Глобальный мониторинг осуществляется в пределах государства (нет)

8 Разрушение почв под действием ветра и воды называется эрозией (да)

9 К альтернативному источнику энергии относят уголь (нет)

9 К природным загрязнителям относят выбросы вулканов (да)

10 Антропогенное загрязнение окружающей среды связано с хозяйственной деятельностью человека (да)

10 Предельно допустимые уровни (ПДУ) вредного воздействия устанавливаются для шумового и электромагнитного загрязнения (да)

Конкурс №6 «Сказка ложь, да в ней намек…»

   Мудр русский народ. Эту мудрость мы впитываем с детства с русскими народными сказками.

   Давайте сегодня мы проявим творчество, экологические знания, попытаемся интерпретировать (истолковать, раскрыть смысл) народную мудрость на современный лад.

   Каждой команде достаются герои хорошо известных с детства сказок: Машенька и медведь, По щучьему велению.

   Тянете жребий, кому какая сказка досталась.

И так определились команды со своими сказочными героями.

Вы должны определить от имени медведя и щуки экологические проблемы, возникшие в их среде обитания по вине человека (медведь – лесная экосистема, щука – экосистема речная) и записать на желтых карточках, а последствия этих проблем вы должны определить от имени Маши и Емели (записать на темных карточках).

На обдумывание этого задания дается 10 минут. После выполнения задания, вы должны озвучить эти проблемы для всех присутствующих. Можете это обыграть.

Конкурс №7 «Конкурс болельщиков»

   Пока наши команды выполняют сложное и интересное задание, объявляется конкурс болельщиков. Каждой группе будет задано по 5 вопросов, правильно ответив на них, вы принесете в копилку своей команды дополнительные баллы.

За правильный ответ –1 балл команде

1 команда

2 команда

1 Как называется сброс, захоронение отходов в океане или море (дампинг)

1 На нужды промышленности и сельского хозяйства в наибольшей степени расходуют воды каких водоемов  (рек)

2 Как называется перемещение людей, связанное со сменой жительства (миграция)

2 Как называется перемещение населения из сельских районов в городские (урбанизация)

3 Где сосредоточены основные запасы пресной воды на Земле  (в ледниках)

3 Назовите основную форму управления демографической ситуацией в мире (планирование семьи)

4 Назовите сооружения, в которых проводят биологическую очистку сточных вод в искусственных условиях (биофильтры и аэротенки)

4 Назовите основные методы переработки отходов (биоразложение, компостирование и сжигание)

5 Какое явление возникает во влажную тихую погоду при высокой концентрации сернистого газа, пыли и дыма (влажный смог)

5 Назовите неисчерпаемые климатические ресурсы (атмосферный воздух и энергия ветра)

Подведение итогов

   Пока жюри подводит итоги, я хочу всех участников поблагодарить за участие в конкурсе, сказать спасибо за проделанную подготовительную работу. Для меня не важно, какая команда сегодня победит, вы все уже победители, так как смоли сегодня проявить свой ум, знания, смекалку.

И хочу спросить: «Вам самим понравилось?»

Слово жюри, вручение подарков.


Приложение 1

Изменение численности популяций.

 Выберите правильное название для каждого типа популяционной динамики.

Варианты:

А) стабильный;

Б) изменчивый;

В) взрывной.

        1)___________

        

        2)_____________

        3)______________


Разнообразие сред жизни.

Дополните схему.

        


Ресурсы Земли

Дополните схему.

        


Естественное загрязнение атмосферы.

Завершите схему.

        


Оболочка Земли.

Биосфера включает в себя элементы геосфер Земли. Уточните в схеме, каких именно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебной дисциплине Экологические основы природопользования

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 110812 Технология производства и переработки сельскохозяйс...

Комплект оценочных средств по дисциплине экологические основы природопользования.

Содержит задания для текущего контроля знаний и итогового контроля....

Учебно-методический комплекс (УМК) по дисциплине "Экологические основы природопользования"

УМК включает в себя:- методические рекомендации по выполнению практических занятий- перечень заданий по изучаемым разделам и темам- методические рекомендации по организации самостоятельной работы- тез...

Использование электронного УМК как средство методического обеспечения преподавания учебной дисциплины "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ"

Использование электронного УМК  как средство методического обеспечения  преподавания учебной дисциплины "Экологические основы природопользования"...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по экологическим основам природопользования

Экологическое воспитание студентов, основанное на экокультуре, владении знаниями методов практического применения, осуществлении действенной заботы о себе через заботу об окружающей среде, особенностя...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТАМИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

Важное место в системе естественнонаучной подготовки отводится лабораторным и практическим работам. Они служат источником знаний, основой для выдвижения и проверки гипотез, средством закрепления ...

Методическая разработка по проведению практических занятий по дисциплине "Экологические основы природопользования"

В работе представлены рекомендации по проведению практических занятий по дисциплине "Экологические основы природопользования" для СПО....