Методическая разработка по проведению практических занятий по дисциплине "Экологические основы природопользования"
методическая разработка по экологии

Горицкая Ксения Георгиевна

В работе представлены рекомендации по проведению практических занятий по дисциплине "Экологические основы природопользования" для СПО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr_prakticheskih_zanyatiy_eop.docx245.21 КБ

Предварительный просмотр:

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по образованию

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Колледж Петербургской моды»

Утверждаю

Директор

СПБ ГБ ПОУ КПМ

_______________________ __________

« __ » _______ 201__ г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАЗРАБОТКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

по дисциплине ЕН.02 Экологические основы природопользования

по специальности/профессии29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий.

на базе: основного общего образования

с получением среднего общего образования/среднего общего образования

Подпись

Дата

Разработал

Преподаватель

Бухалова К.Г.

Рассмотрено на заседании МК

Протокол № __

от «__» ___ 201_ г.

Председатель

Утверждено на заседании методического совета

Протокол № __

от «__» ___ 201_ г.

Заместитель директора

по УМР

  1. Пояснительная записка

        Методические рекомендации по выполнению практических работ подготовлены по дисциплине ЕН.02 Экологические основы природопользования по специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.

Данные методические рекомендации могут быть использованы в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки в рамках укрупненной группы профессий).

Учебная дисциплина ЕН.02 Экологические основы природопользования относится к математическому и общему естественнонаучному циклу.

В результате выполнения практических работ студент должен знать:

  1. особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
  2. условия устойчивого развития экосистем и возможные причины возникновения экологического кризиса;
  3. принципы и методы рационального природопользования;
  4. принципы размещения производств различного типа;
  5. основные группы отходов, их источники и масштабы образования;
  6. основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов;
  7. методы экологического регулирования;
  8. понятие и принципы мониторинга окружающей среды;
  9. правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;
  10. принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;
  11. природоресурсный потенциал Российской Федерации;
  12. охраняемые природные территории;
  13. принципы производственного экологического контроля;
  14. условия устойчивого состояния экосистем;

В результате выполнения практических работ студент должен уметь: 

  1. анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;
  2. соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности;

Результатом освоения программы дисциплины и выполнения практических заданий является овладение обучающимися общими компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Практические занятия проводятся преподавателем после изучения теории, в некоторых случаях до освоения нового материала.

Задания для практической работы доводятся до сведения обучающихся предварительно с целью их полноценной подготовки.

.

 Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке

п/п

Наименование практического занятия

Осваиваемые студентами ЗУО

Формируемые у студентов ОК и ПК

1

Практическая работа № 1. Составление схем соподчинения взаимосвязей проблем экологии.

Уметь: анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;

соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности;

Знать: особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

условия устойчивого развития экосистем и возможные причины возникновения экологического кризиса;

принципы и методы рационального природопользования;

принципы размещения производств различного типа;

основные группы отходов, их источники и масштабы образования;

основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов;

методы экологического регулирования;

понятие и принципы мониторинга окружающей среды;

правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;

природоресурсный потенциал Российской Федерации;

охраняемые природные территории;

принципы производственного экологического контроля;

условия устойчивого состояния экосистем

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

2

Практическая работа № 2-3. Перспективы развития экологии.

3

Практическая работа № 4. «Проблемы рационального природопользования».

4

Практическая работа № 5-6. «Комплексное использование природных ресурсов области».

5

Практическая работа № 7-8. Ознакомление с мин. ресурсами  Ленинградской области (анализ карт). Определение. видов мин.ресурсов.

6

Практическая работа № 9-10. Эколого-экономическая оценка добываемых ресурсов.

7

Практическая работа № 11-12. Оценка состояния вод Санкт-Петербурга.

8

Практическая работа № 13. Оценка вод г.Санкт-Петербурга и выполнении работ по их очистке.

9

Практическая работа № 14-15.  Особо охраняемые природные территории Санкт-Петербурга.

10

Практическая работа № 16. Видовое разнообразие парков Санкт-Петербурга.

11

Практическая работа № 17. Земельные ресурсы Ленинградской области».

12

Практическая работа № 18. Выявление источников загрязнения почв

13

Практическая работа № 19. Чистота атмосферного воздуха.

14

Практическая работа № 20. Выявления источников загрязнения атмосферного воздуха в  Санкт-Петербурге.

15

Практическая работа № 21. Региональные эколого - экономические  проблемы Санкт-Петербурга.    

16

Практическая работа № 22. Межрайонное сотрудничество природоохранной деятельности.

17

Практическая работа № 23-24. Проблемы охраны окружающей среды в Ленинградской области».

18

Практическая работа № 25. Почему одна область не может решить все проблемы по охране окружающей среды?

Тематическое планирование практических занятий

темы

Наименование раздела, темы

Наименование темы практического занятия, вида и формы проведения

Объем времени

1.1

Теоретические основы природопользования и природоохранной деятельности

Практическая работа № 1. Составление схем соподчинения взаимосвязей проблем экологии. (практическая работа – составление схем)

1

1.1

Теоретические основы природопользования и природоохранной деятельности

Практическая работа № 2-3. Перспективы развития экологии. (Семинар – представление презентаций и их обсуждение)

2

1.2

Взаимодействие общества и природной среды в процессе жизнедеятельности человека

Практическая работа № 4. «Проблемы рационального природопользования». (Практическая работа-выполнение заданий)

1

1.2

Взаимодействие общества и природной среды в процессе жизнедеятельности человека

Практическая работа № 5-6. «Комплексное использование природных ресурсов области». (Круглый стол)

2

2.1

Полезные ископаемые

Практическая работа № 7-8. Ознакомление с мин. ресурсами  Ленинградской области (анализ карт). Определение. видов мин.ресурсов.

2

2.1

Полезные ископаемые

Практическая работа № 9-10. Эколого-экономическая оценка добываемых ресурсов.

2

2.2

Водные ресурсы

Практическая работа № 11-12. Оценка состояния вод Санкт-Петербурга.

2

2.2

Водные ресурсы

Практическая работа № 13. Оценка вод г.Санкт-Петербурга и выполнении работ по их очистке.

1

2.3

Биологические ресурсы

Практическая работа № 14-15.  Особо охраняемые природные территории Санкт-Петербурга. (Деловая игра)

2

2.3

Биологические ресурсы

Практическая работа № 16. Видовое разнообразие парков Санкт-Петербурга.

1

2.4

Земельные и почвенные ресурсы

Практическая работа № 17. Земельные ресурсы Ленинградской области».

1

2.4

Земельные и почвенные ресурсы

Практическая работа № 18. Выявление источников загрязнения почв

1

2.5

Атмосфера и её охрана.

Практическая работа № 19. Чистота атмосферного воздуха. (Практическая работа-выполнение заданий)

1

2.5

Атмосфера и её охрана.

Практическая работа № 20. Выявления источников загрязнения атмосферного воздуха в  Санкт-Петербурге. (Семинар – представление презентаций и их обсуждение)

1

3.1

Правовые основы природоохранной политики.

Практическая работа № 21. Региональные эколого-экономические  проблемы Санкт-Петербурга. (Практическая работа-заполнение таблицы)

1

3.1

Правовые основы природоохранной политики.

Практическая работа № 22. Межрайонное сотрудничество природоохранной деятельности.

1

3.2

Международное сотрудничество и экологическое образование.

Практическая работа № 23-24. Проблемы охраны окружающей среды в Ленинградской области. (круглый стол)

2

3.2

Международное сотрудничество и экологическое образование.

Практическая работа № 25. Почему одна область не может решить все проблемы по охране окружающей среды? (Эссе)

1

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

Составление схем соподчинения взаимосвязей проблем экологии.

Форма: Самостоятельное составление схем.

Цель: Определение и анализ глобальных экологических проблем и экологии, их взаимосвязь.

Оборудование: Компьютер, проектор, тетрадь, цветные карандаши, ручка.

Задание

1.Составить перечень экологических проблем и проблем экологии;

2.Сотавить 3 схемы соподчинения проблем;

3.В конце занятия желающие студенты представляют свои схемы перед одногруппниками.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2-3

Перспективы развития экологии

Форма: Семинар – представление презентаций и их обсуждение.

Цель: Мониторинг новых мероприятий и  технологий в области защиты окружающей среды.

Оборудование: Компьютер, проектор, тетрадь, ручка.

Ход занятия

На семинаре представляются подготовленные доклады с презентациями на тему инноваций в области защиты окружающей среды. Участники семинара, которые не выступают с докладами, конспектируют и участвуют в активном обсуждении увиденного.

На каждое вступление  выделяется 5-8 мин, затем автор отвечает на вопросы слушателей.

Практическая работа № 4

 Проблемы рационального природопользования

Цель: Изучить основные проблемы рационального использования природных ресурсов и энергетического равновесия окружающей среды. Научиться составлять графики и схемы по данной теме.

Задание: Выполнить словарную работу, составить схемы и графики к данной теме, ответить на вопросы тестирования по вариантам.

Вариант 1.

1. Словарная работа. Дайте определение понятию «особо охраняемые территории». Приведите примеры.

2. Составьте схему особенностей использования пищевых ресурсов для экономически развитых и развивающихся стран. Приведите примера.

3. Запишите в виде диаграммы долю регионов в населении мира и потреблении продовольствия в начале XXI в. в % по следующим данным (по 2 прямоугольные диаграммы на каждый регион):

Регион

Население

Потребление продовольствия и калорийность питания                  на душу населения в день

1. Зарубежная Европа

12 %

43 %;   более 3200 ккал.

2. Англия и Северная Америка

5 %

30 %;   более 3200 ккал.

3. Латинская Америка

9 %

 8 %;    2000 - 2800 ккал.

4. Прочие (Африка, Азия и др)

74 %

 19 %;   менее 2000 ккал.

Ответьте на вопросы по диаграмме:

1). Какие страны – экономически развитые ли развивающиеся больше потребляют продовольствия?

2). Выявите регионы, в которых калорийность питания населения значительно превышает медицинскую норму, если норма – 2800 ккал/день, недоедание – 1800/день, голод – 1000 ккал/день.

4. Тестирование:

1. Зеленые растения превращают энергию солнечного луча в химическую энергию в результате процесса…

а) водообмена

б) фотосинтеза

в) дыхания

г) роста  

2. Человек является частью… 

а) тропосферы              

б) техносферы

в) биосферы

г) литосферы 

3. Зеленые насаждения в городах выполняют функции…

а) снижение запыленности

б) увеличение запыленности

в) накопление вредителей

г) выделение ядовитых веществ 
4. Особо охраняемая территория, включенная в международную сеть ЮНЕСКО, называется 

а) заповедником направленного режима

б) биосферным заповедником

в) национальным парком

г) заказником 

5. Основным энергетическим ресурсом начала 21 века является… 

а) водородное топливо

б) нефть, природный газ

в) геотермальная энергия

г) биологическое топливо  

6. Экологический кризис – это: 

а) необратимые изменения природных комплексов.

б) усиление воздействия человека на природу.

в) обратимое изменение природных комплексов, которое характеризуется резким увеличением влияния измененной природы на общественное развитие.
7. Указать последствия использования природных ресурсов:

а) загрязнение и истощение почв

б) строительство водохранилищ

в) лесопосадки

г) строительство защитных дамб от наводнений

д) обмеление рек

Вариант 2.

1. Словарная работа. Дайте определение понятию «энергетические ресурсы». Приведите примеры основных источников энергии, используемых человеком.

2. Составьте схему классификации видов использования природных ресурсов. Приведите примеры основных проблем использования к каждому виду.

3. Запишите в виде графика динамику роста численности населения мира и ежегодного прироста в 1950–2001 гг. по следующим экологическим данным:

Год

Всего в мире

(млн. человек)

Ежегодный прирост

(млн. человек)

1950

2527

37

1960

3060

41

1970

3724

78

1980

4457

76

1990

5295

88

2000

6091

71

Ответьте на вопросы:

1). Увеличивается ли население нашей планеты, в каком году был самый большой показатель увеличения?

2). Как изменяется ежегодный прирост населения нашей планеты (увеличивается или уменьшается), влияет ли это на экологическую безопасность нашей планеты?

4. Тестирование:

1. Привести примеры используемых человеком природных ресурсов:

а) вода
б) бензин

в) нефть 
г) мазут

д) чугун
2. По способности заселять любые климатические зоны не имеет себе равных: 

а) тигр      

б) корова      

в) человек        

г) медведь 
3. Водная среда пополняется кислородом за счет…

а) разложения органики

б) фотосинтеза водорослей

в) атмосферных осадков

г) дыхания зоопланктона 

4. Особо охраняемая природная территория, на которой полностью исключаются все формы хозяйственной деятельности, называется…

а) национальным парком      

б) заповедником    

в) памятником природы  

г) заказником

 
5. Основная функция живого вещества на Земле заключается в связывании и запасании…

а) энергии приливов и отливов

б) солнечной энергии

в) энергии ветра

г) геотермальной энергии
6. Природным объектов международного сотрудничества является атмосфера, потому что она…

а) находится в пользовании Америки

б) контролируется странами Европы

в) находится в пользовании всех стран

г) контролируется странами НАТО 
7. Из перечисленных ниже экосистем естественным биогеоценозом является:

а) парк     

б) огород      

в) пруд     

г) лес 

Практическая работа № 5-6.

Комплексное использование природных ресурсов области

Форма: Круглый стол – представление докладов и их обсуждение.

Цель: выявление проблем природопользования и путей их решения.

Оборудование: Компьютер, проектор, тетрадь, ручка.

Ход занятия

На занятии представляются подготовленные доклады с презентациями на тему использования ресурсов области. Участники занятия заслушивают доклады коллег и выносят рациональные решения данной тематики..

На каждое вступление  выделяется 5-8 мин, затем автор отвечает на вопросы слушателей.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14-15

Особо охраняемые природные территории Санкт-Петербурга

.  Длительность игры 45 мин.  Игра является ролевым воспроизведением совета ООН по охраняемым природным территориям Санкт-Петербурга. Команды представляют экспертам свои разработки, и члены с правом голоса решают, какую разработку ООН реализует на данный момент.

Цель игры: самостоятельно принять важное решение для всего города, руководствуясь своими знаниями.

Задачи:

  • подготовить мини-проекты по глобальным экологическим проблемам;
  • углубить знания по экологической системе в мире
  • почувствовать себя в роли важного деятеля, который решает глобальные вопросы в мире

Подготовительный этап

  1. Разделение класса на группы
  • 1 группа – первый доклад
  • 2 группа – второй доклад
  • 3 группа – эксперты
  1. Подготовка докладов
  2. Оформление мандатов для экспертов
  3. Подготовка сертификатов и сувениров

Проведение

  1. Заслушивание докладов
  2. Обсуждение вопросов и путей решений
  3. Голосование
  4. Фотосъемка  

Подведение итогов

  1. Награждение команд исследователей (на след. уроке)
  2. Мини-опрос участников о их впечатлениях

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 19

Чистота атмосферного воздуха

Постановка проблемы

Загрязнение воздуха оказывает влияние на климат, здоровье людей. Негативное воздействие при этом происходит и в результате прямого контакта с загрязненным воздухом, и в результате выпадения загрязняющих веществ из атмосферы, и вторичного загрязнения окружающей среды. Газовые выбросы наносят экономический ущерб из-за потери веществ, которые могли бы быть использованы в смежных отраслях.

Цель: углубление знаний об атмосфере, об экологических проблемах, обусловленных загряз- нением воздуха, оценка экологической безопасности атмосферного воздуха.

Глоссарий: атмосфера, загрязнение атмосферы, парниковый эффект, парниковые газы, кислотный дождь, аэрозоли, фреоны, озоновый экран (слой), озоновая дыра, предельно допустимый выброс (ПДВ).

Задание 1. Определите понятия глоссария, перечисленные выше, используя доступные информационные ресурсы.

ЭКОЛОГИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

Размеры атмосферы по сравнению с другими геологическими резервуарами Земли невелики, что делает ее весьма чувствительной к загрязнению. Даже небольшие изменения концентраций веществ в атмосфере могут вызвать значительные изменения ее свойств. Атмосферные потоки быстро перемешиваются, поэтому выбросы от крупных катастроф распространяются по всему земному шару. В результате перемешивания общий состав атмосферного воздуха имеет близкие показатели по всей Земле. Физическими причинами перемешивания являются: горизонтального – вращение Земли, вертикального – нагревание поверхности планеты. Лучше всего происходит перемешивание воздуха в нижней части атмосферы – тропосфере. Вследствие конвекции нагретый вблизи поверхности Земли воздух, будучи легче холодного, поднимается вверх. На высоте 15–25 км атмосфера нагревается путем поглощения УФ-излучения кислородом и озоном. Следствием повышения температуры с высотой является хорошая устойчивость верхней части атмосферы к вертикальному перемешиванию, т. к. слой холодного воздуха всегда находится внизу. Эта часть атмосферы (стратосфера) состоит из двух слоев (strata-слой). Здесь, на высоте 25–30 км, как известно, находится озоновый слой, играющий роль «щита» для биосферы благодаря поглощению им основной части (97 %) УФ составляющей солнечного излучения.  В  силу  физических  законов  общее  давление  (а  значит,  и  отдельных  газов)  в атмосфере уменьшается по мере удаления от Земли. Следствием является тот факт, что 80–90 % атмосферных газов находятся в тропосфере. Остальные находятся в основном в стратосфере, а меньше всего их в верхней части, мезосфере, ионосфере.

Как известно, главными  компонентами  атмосферы  являются  азот  (78,084  %),  кислород  (20,946 %), аргон (0,934 %). Здесь и ниже приведены данные для сухого воздуха. Содержание воды сильно варьируется (0,5–4 %). Средняя концентрация диоксида углерода СО2 составляет всего 0,03 %. Весьма малая доля (в объемных процентах) приходится на инертные (т. е. неактивные в химических реакциях) газы: неон (1,810–3), гелий (4,610–3), криптон (1,110–4), ксенон (810–6). Кроме того, атмосферный воздух содержит (в объемных процентах) радон (610–5), оксид азота (I) N2О (510–5), водород (510–5), метан (1,710–4).

Задание 2. Представьте данные о составе воздуха в виде круговой диаграммы:

Хотя нельзя сказать, что перечисленные газы не важны, однако при экологической оценке качества атмосферного воздуха основное внимание уделяется главным образом не этим, а более реакционноспособным,  хотя и второстепенным по количеству,  веществам,  поступающим в атмосферу   в результате хозяйственной деятельности человека. К ним относятся оксиды азота NО и NO2, диоксид серы SО2, метан СН4,  моноооксид  углерода  СО и  хлорфторуглероды (прежде всего фреоны СFCl3  и СF2Cl2). Часть этих газов, поступающих в атмосферу, имеет природное происхождение (например, вулканическая деятельность).

Основные антропогенные выбросы вредных веществ в атмосферу связаны со сжиганием топ- лива на электростанциях, в котельных, двигателях внутреннего сгорания, а также с переработкой руд и деятельностью предприятий химической промышленности.

Задание 3. Установите соответствие между отраслями техники и результатами воздействия на атмосферу загрязнителей, выбрасываемых работающими в этих отраслях предприятиями и машинами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Впишите полученный ответ в таблицу. Обращаем внимание, что разные отрасли техники могут вызывать одинаковые техногенные изменения в атмосфере.

Отрасли техники

  1. Теплоэнергетика;
  2. черная металлургия;
  3. нефтедобыча и нефтепереработка;
  4. автотранспорт;
  5. цветная металлургия;
  6. промышленность строительных материалов;
  7. химическая промышленность.

Техногенные изменения в атмосфере

А) «Кислотные дожди» (вымывание кислот из атмосферы)

Б) Утоньшение и перфорация слоя О3, защищающего земную жизнь от УФ-излучения Солнца

В) «Парниковый» эффект (потепление климата, вызван- ное накоплением в атмосфере газов, поглощающих ИК-излучение и препятствующих его рассеянию)

Г)  Коррозия металлов, эрозия камня на открытом воздухе Д)  Фотохимический смог в городах

Задание 4. «Жизнь на Земле влияет на атмосферу, а атмосфера влияет на жизнь на Земле». Изложите свои мысли по поводу этого умозаключения. В ответе следует использовать соответствующие понятия экологии (живое вещество, продуценты, фотосинтез, биосфера, гомео- стаз, парниковый эффект) и, опираясь на факты науки и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы (не менее двух)     в обоснование своей позиции.

Задание 5. Предложите 3 возможных способа решения проблемы глобального потепления климата на Земле. В каких сферах человеческой деятельности необходимы усилия для реализации этих решений?

ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОЗДУХА И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

Твердые  взвешенные  частицы  (пыль)  размером  около  10–100 мкм могут содержаться в воздухе в больших количествах, хотя время их пребывания в атмосфере невелико, т. к. гравитационные силы вынуждают их оседать. Такими частицами являются пыльца растений, микроорганизмы и их споры, сухой песок, удобрения, асбестовая, угольная и цементная пыль. Главные источники твердых взвесей – металлургические заводы, теплоэлектроцентрали, стройиндустрия, транспорт, нефтеперерабатывающие комбинаты, заводы по производству белково-витаминных препаратов.

Природные источники пыли – лесные пожары, эрозия почв, вулканическая, метеоритная пыль, морская соль. Пыль, попадая в легкие вместе с воздухом, накапливается в организме. На пылевых частицах могут поселяться микроорганизмы, адсорбироваться еще более мелкие частицы вредных веществ. Например, на саже прочно закрепляются канцерогенные полиароматические соединения. Наиболее токсичны пыли, содержащие белковые молекулы и простейшие организмы (живые и отмершие). Они вызывают аллергии. Древесная, хлопковая, мучная пыль создают взрывоопасные смеси с воздухом.

Задание 6. Установите соответствие между видами загрязнений воздуха и заболеваниями, которые они могут вызывать: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Впишите полученный ответ в таблицу. Обращаем внимание, что загрязнители воздуха могут вызывать несколько заболеваний, и наоборот, одинаковое патологическое состояние может быть обусловлено разными токсичными веществами.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 20

Выявления источников загрязнения атмосферного воздуха в  Санкт-Петербурге

Форма: Семинар – представление презентаций и их обсуждение.

Цель: углубление знаний об источниках загрязнения атмосферного воздуха в городе.

Оборудование: Компьютер, проектор, тетрадь, ручка.

Ход занятия

На семинаре представляются подготовленные доклады с презентациями на тему источников загрязнений в Санкт-Петербурге. Участники семинара, которые не выступают с докладами, конспектируют и участвуют в активном обсуждении увиденного.

На каждое вступление  выделяется 5-8 мин, затем автор отвечает на вопросы слушателей.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 21

Региональные эколого-экономические  проблемы

 Санкт-Петербурга

Форма: Заполнение таблицы

Цель: анализ региональных проблем

Оборудование:  тетрадь, ручка.

Задание

Заполнить таблицу:

Проблема

Причина, суть проблемы

Пути решения

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 22

Межрайонное сотрудничество природоохранной деятельности

Форма: Практическая работа-составление конспекта

Цель: Изучение форм и процесса сотрудничества межрайонной природоохранной деятельности

Оборудование: Компьютер, интернет-ресурс, тетрадь, ручка.

Задание

Составить конспект на тему практической работы

ПРАКТИЧЧЕСКАЯ РАБОТА № 23-24

Проблемы охраны окружающей среды в

Ленинградской области

Форма: Круглый стол

Цель: анализ проблем окружающей среды ЛО

Оборудование: Компьютер, проектор, тетрадь, ручка.

Ход занятия

Студенты делятся на группы, выбирают лидера;

Лидеры вытягивают задание (которое содержит проблему)

Совместно подготавливают краткую информационную заметку, пути решения то проблемы

Представление доклада и его обсуждение

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 25

Почему одна область не может решить все проблемы по охране окружающей среды?

Форма: Эссе

Цель: Определить роль области в решении глобальных экологических проблем.

Оборудование: тетрадь, ручка.

Задание: Написать эссе на тему: «Почему одна область не может решить все проблемы по охране окружающей среды?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для проведения практического занятия по учебной дисциплине «Основы огневой подготовки»

Тема «Команды, подаваемые при проведении стрельб и порядок их выполнения»....

Методическая разработка для проведения практического занятия по учебной дисциплине «Основы тактики»

Тема «Действия в экстремальных ситуациях».Занятие №3 «Преодоление водных преград. Оказание помощи терпящим бедствие на воде»...

Методическая разработка для проведения практического занятия по учебной дисциплине «Основы тактики»

Тема «Действия в экстремальных ситуациях».Занятие №4 «Наводнения и их последствия. Правила безопасного поведения во время наводнений»...

Методическая разработка для проведения практического занятия по учебной дисциплине «Основы общевоинских Уставов ВС РФ»

Тема № 3: «Устав Внутренней службы ВС РФ».Занятие № 11 Взаимоотношения между военнослужащими...

Методическая разработка для проведения практического занятия по учебной дисциплине «Основы общевоинских Уставов ВС РФ»

Тема № 3: «Устав Внутренней службы ВС РФ».Занятие № 13 Размещение военнослужащих...

Методическая разработка для проведения практического занятия по учебной дисциплине «Основы общевоинских Уставов ВС РФ»

Тема № 3: «Устав Внутренней службы ВС РФ».Занятие № 14 Распределение времени и повседневный порядок....