Программа по эковоспитанию учащихся "Живи, Земля!"
методическая разработка по экологии по теме

Алексеева Ирина Владимировна

Экологическое воспитание в настоящее время выступает в качестве приоритетного направления развития современной школы и системы образования в целом. Поэтому использование в педагогической деятельности программы по экологическому воспитанию учащихся "Живи, Земля!"  очень актуально.

Целью данной программы является формирование экологической культуры учащихся.

Она рассчитана на 7 лет и ориентирована на учащихся 5-11 классов. Программа включает 3 блока: просветительский, познавательно-развлекательный и практический, что позволяет воздействоватьна все сферы личности школьника: интеллектуальную, эмоцианальную и волевую. В год планируется проведение 9 занятий (из расчёта 1 час в месяц), что позволит уделять достаточно времени экологическому воспитанию учащихся как приоритетному направлению и при этом создаст условия для работы в других областях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_ekovospitaniyu.doc181 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

                                              Если мы хотим изменить мир,

                                                               сначала предстоит изменить человека              

                                                               систему его качеств и ценностей.        

        А. Печчеи

      В настоящее время проблемы взаимодействия природы и общества приобретают всё большую остроту. Это связано с увеличением численности населения, ростом научно-технического прогресса, неразумным природопользованием. Человек необдуманно и безответственно изменяет природу, потребительски к ней относится, не учитывая экологические законы. Это поставило под угрозу жизнь людей и существование планеты в целом. Учёные предупреждают о том, что от экологической катастрофы человечество отделяют какие-то 30-40 лет. В связи с обострившейся экологической ситуацией XXI век наречён мировым сообществом «столетием окружающей среды». Это означает, что экологическая направленность будет определять и экономику, и образование, и культуру. В этом процессе воспитанию принадлежит главная роль. Ведь нынешнее состояние окружающей среды отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Поэтому без изменений в культуре природопользования людей, нельзя рассчитывать на позитивные отношения в экологии.

     Очень важно сформировать экологическую культуру у детей. Ведь недалёк тот день, когда будущее окажется в их руках , и тогда от их истинных ценностей будет зависеть жизнь и будущее планеты. В воспитательном процессе роль семьи, школы, системы дошкольного образования особенна велика, т.к. их воспитательное воздействие длительно и целенаправленно, а также происходит в тот период жизни ребёнка, который отличается восприимчивостью ко всякого рода влияниям. Поэтому воспитание нравственного отношения детей и подростков к людям и к природе поможет внести большой вклад  в решение экологических проблем.

     Формирование экологической культуры школьников осуществляется последовательно, поэтапно, из года в год. В младших классах учащиеся получают первоначальные представления о живой и неживой природе, о взаимосвязи живых организмов. В среднем и старшем звеньях на уроках биологии, в рамках региональных курсов «Экология растений», «Экология животных», «Экология человека» ребята углубляют и расширяют свои знания о природе. Однако  результаты экологического воспитания не окажутся высокими, если учебная работа не будет сопровождаться внеучебной воспитательной работой, т.к. учебная работа формирует в основном экологическое сознание, а внеучебная воздействует на эмоционально-чувственную сферу и обладает широкими возможностями для организации практической деятельности  в природе.

        Предлагаемая долгосрочная программа по экологическому воспитанию школьников «Живи, Земля!» рассчитана на 7 лет и ориентирована на учащихся 5-11 классов. Она может быть использована в работе классными руководителями, воспитателями групп продлённого дня, руководителями творческих объединений.

Целью данной программы является формирование экологической культуры учащихся.  

Выдвигаются следующие задачи:

- рассмотреть ведущие идеи, основные понятия, на основе которых                определяется оптимальное воздействие человека на природу и природы на человека;

-научить вести наблюдения в природе, выявлять взаимосвязи живых организмов с окружающей средой;

-совершенствовать умения и навыки учащихся по организации поисковой и исследовательской деятельности;

-способствовать формированию у школьников бережного и уважительного отношения к природе, а также стремления к активной деятельности по улучшению окружающей среды.

      В год планируется проведение 9 занятий ( из расчета 1 час в месяц), что позволит  уделить достаточно времени экологическому воспитанию учащихся как приоритетному направлению и при этом создаст условия для работы в других направлениях.

Программа включает 3 блока:

просветительский, познавательно-развлекательный и практический, что позволяет воздействовать на все сферы личности школьника: интеллектуальную, эмоциональную и волевую.  

       Занятия просветительского блока направлены на изучение экологических вопросов и способствуют формированию природоохранных навыков школьников. Познавательно-развлекательный блок  вносит в воспитательную работу элемент занимательности, пробуждает интерес учащихся к экологии как науке, обеспечивает повышение активности ребят. Практический же блок позволяет учащимся творчески применять на практике полученные знания и умения, вследствие чего они приобретают качественно новый характер.

Продуманное сочетание мероприятий 3-х блоков создаёт благоприятные условия для развития у школьников познавательной, ценностно-ориентированной, коммуникативной, художественно-эстетической, практической, творческой, и исследовательской деятельности.

Блок может включать традиционные и инновационные, групповые и индивидуальные, игровые, исследовательские и творческие формы работы.

       Программа «Живи, Земля!» предусматривает проведение диагностики экологической воспитанности учащихся. Для этого в начале и конце года устанавливается уровень экологической культуры школьников. Он может быть высоким, достаточным, средним, недостаточным и низким. Определить уровень воспитанноси учащихся можно, используя методику педагога Бобылевой Л.Д (Бобылева,   ). Эта методика основана на изучении деятельности, мотивов, интересов, знаний и чувств учащихся.

      Программа «Живи,Земля!» гармонично дополняет учебный курс по биологии, что способствует лучшему усвоению учащимися школьного материала, расширению, углублению и закреплению экологичесих знаний, обеспечивает формирование культуры ребят в целом.

Содержание по возрастным категориям

5 класс

1 Просветительский блок (3часа)

1.1 Вводное занятие:

  •  природа живая и неживая;
  •  правила поведения в природе.

1.2 Праздник «Лес – наше богатство».

1.3 Путешествие на поезде «Здоровье»

   Детям даётся задание подготовиться к викторинам; название викторины -название станции. Всего 8 станций:

  • «Зелёная аптека».
  • «Мойдодыр».
  • «Кафе Робинзон».
  • «Скорая помощь».
  • «Спортивная».
  • «Неболейка».
  • «Вредные привычки».
  • «Клуб закаливания».

2 Познавательно-развлекательный блок (3 часа)

2.1 Утренник «Белая берёза».

2.2 Игра-соревнование «Ботанический поезд»

2.3 Игры-загадки «Живая природа».

3 Практический блок (3 часа)

3.1Экскурсия «Осень в жизни растений»

3.2 Занятие-практикум:

  • сбор природного материала (листьев, плодов, семян);
  • озеленение кабинетов и рекреаций школы;
  • уход за комнатными растениями;
  • оформление фенологических наблюдений.

3.3 Экооперация «Родная природа»

6 класс

4 Просветительский блок (3 часа)

4.1 Вводное занятие.

4.2 Путешествие в страну «Лекарственные растения»:

  • разнообразие лекарственных растений и области их применения;
  • правила сбора и хранения лекарственных растений;
  • биологические особенности некоторых лекарственных растений.

4.3 Праздник «День леса».

5 Познавательно-развлекательный блок ( 3 часа)

5.1Игра «Поле-чудес»: «Растения- рекордсмены»

5.2 Игры-загадки «Удивительные  растения».

5.3Экологический турнир «Процветай, Земля!»

6 Практический блок (3 часа)

6.1Экскурсия «Весна в жизни растений».

6.2Урок «Эстафета любимых занятий»:

  • демонстрация коллекций марок и открыток о природе;
  • составление композиций из природного материала «Дары осени», «Зимний букет», «Весны очарованье».
  • творчество юных поэтов и художников.

6.3Экологический десант «Защитим природу»:

  • участие в озеленении классных комнат, рекреаций, учебно-опытного участка;
  • работа по благоустройству пришкольной территории;
  • уход за аквариумными рыбками.

7класс

7 Просветительский блок (3 часа)

7.1 Введение.

7.2 Зоолого-экологический хоккей «Мир вокруг нас».

7.3 Устный журнал «Рекорды природы»

8 Познавательно-развлекательный блок (3 часа)

8.1 Дидактическая игра «Цветок ромашки»

 (на лепестках записываются задания: например, спеть песню о природе, о растениях, о животных, прочитать стих, скороговорку, расшифровать пословицу, отгадать загадку, изобразить поведение животных, угадать звуки природы и т.д.)

8.2 Викторина «Экологический светофор»

   (о правилах поведения людей в природе)

8.3 Экологическая сказка «Без чистой воды и ни туда, ни сюда»

9 Практический блок (3  часа)

9.1Мастерская Самоделкина:

  • изготовление кормушек, скворечников, гнездовий;
  • изготовление поделок из природного материала.

9.2 Трудовой десант «Земляне»

  • участие в подкормке птиц и зверей;
  • работа по озеленению классных комнат и пришкольной территории;
  • выпуск стенгазет «Красная книга-сигнал тревоги», «Люби свой край!», «Природа глазами детей», «Спешите спасти планету» и др.
  • выпуск экологических плакатов, листовок, брошюр;
  • работа по уходу за аквариумом;
  • борьба с сорной растительностью на учебно-опытном участке.

9.3 Экорейд по микрорайону и городу.

8 класс

10 Просветительский блок (3 часа)

10.1 Вводное занятие.

10.2 Защита проектов:

А) «Влияние питания на здоровье человека»:

  • экологическое качество продуктов;
  • пищевые добавки: добро или зло;
  • трансгенные продукты: за и против;
  • способы приготовления продуктов;
  • традиции в питании;
  • диагностика уровня здоровья школьников.

Б) «Город и здоровье человека»:

  •    особенности городской среды;
  •      архитектура и экология;
  • источники загрязнения среды в городе;
  • заболеваемость городского и сельского населения в сравнительном   плане;
  • стрессы городского человека;
  • болезни цивилизации.

10.3 Эрудит-аукцион «Берегите здоровье!»

11 Познавательно-развлекательный блок

11.1Урок-соревнование «Экология и мы».

11.2 Праздник «День леса»

11.3 Игра «Счастливый случай» по теме: «Питание. Пищеварение».

12 Практический блок  (3 часа)  

12.1 Акции «Подснежник», «Нет вредным привычкам!»

12.2 Защита проектов « Загрязнение воды и её очистка», «Изучение  состояния городской среды», «Изучение экологического состояния пришкольной территории».

12.3 Трудовая операция «Природа – наш дом, и мы хозяева в нём»

9 класс

13 Просветительский блок (3 часа)

13.1Вводное занятие.

13.2 Урок –экоинформация «Глобальные проблемы человечества»:

  •   Демографическая ситуация в мире.
  • Истощение природных ресурсов.
  • Парниковый эффект.
  • Выпадение кислотных дождей.
  • Возникновение «озоновых дыр».
  • Причины возникновения этих проблем и пути их решения.
  • Влияние состояния окружающей среды на здоровье человека.

13.3 Устный журнал «Экологический бумеранг».

14 Познавательно-развлекательный блок (3 часа)

14.1 Дидактическая игра «Биологический алфавит»

14.2 Турнир знатоков « Юные биологи и химики»

14.3 Экологическая олимпиада.

15 Практический блок (3 часа)

15.1 Экскурсия «Видовой состав растительности пришкольной территории».

15.2 Занятие-практикум:

  • работа по благоустройству пришкольного участка;
  • выявление источников загрязнения среды  в микрорайоне школы;
  • уход за комнатными растениями и аквариумными рыбками;
  • участие в фитодизайне  кабинета биологии.

15.3 Урок-коллективный зачёт «В мире интересного»

10 класс

16 Просветительский блок (3 часа)

16.1 Вводное занятие.

16.2 Конференция «Вода вокруг нас»

16.3 Защита проектов «Изучение экологического состояния микрорайона МОУ СОШ №21», « Экология классных комнат  МОУ СОШ №21», «Изучение шумового загрязнения в моём микрорайоне».

 17  Познавательно-развлекательный блок (3 часа)

17.1 Экологическая олимпиада.

17.2 Урок-викторина «Устами природы».

17.3 Дидактическая игра-аукцион «Окружающая нас природа».

18 Практический блок (3 часа)

18.1 Операция «Трудовой десант»:

  • изготовление цветочных композиций;
  • изготовление стендов «За страницами учебника…», «Сохраним нашу планету», «Летопись природы родного края», «Мир заповедной природы»;
  • выпуск экологического вестника «Моя планета», листовок «Пищевые добавки: добро или зло», «Правильное питание-залог здоровья», биллютений «Болезни века», «Б ой вредным привычкам»  и др.

18.2 Урок-конкурс «Зелёный мир» (конкурс на лучшее озеленение классной комнаты).

18.3 Итоговое занятие.

11 класс

19 Просветительский блок ( 3 часа)

19.1 Вводное занятие.

19.2 Экологический суд: природа обвиняет человечество.

19.3 Защита рефератов «Лекарственные животные», «Изучение экологических факторов города Мичуринска».

20 Познавательно-развлекательный блок ( 3 часа)

20.1 Экологическая олимпиада.

20.2 Игра «Поле-чудес»: «Растения-рудознатцы».

20.3 Урок-экзамен «Экология и мы»

21 Практический блок (3 часа)

21.1 Акция «Чистый воздух»

21.2 Экодесант «не там чисто, где метут, а там, где не сорят.

21.3 Занятие-практикум: «Береги природу!»

  • выпуск стенгазеты «География экологических ситуаций в России и за рубежом»;
  • выпуск презентации «Живи, Земля!»;
  • изготовление буклетов «Живи, Земля!», «Сохраним нашу планету» , «Тайны природы» и др.;
  • выступление членов экологического отряда «Земляне».

Ожидаемые результаты:

  •  школьники овладеют методикой проектной и исследовательской      деятельности;
  • научатся пользоваться программами  Microsoft Power Point, Word для оформления результатов научно-исследовательской  деятельности в виде буклетов, презентаций, брошюр, листовок;
  •   приобретут навыки самостоятельной работы с учебной и научной литературой;
  • учащиеся получат представления об основных источниках загрязнения окружающей среды, о мероприятиях, позволяющих снизить влияние загрязнений среды на здоровье человека;
  • научатся составлять ассортимент растений для объекта озеленения с учётом их биологии и декоративности, а также природно-климатических условий района;
  •  выработают умения ухаживать за комнатными растениями, проводить фенологические наблюдения;
  •  научатся использовать природный материал для создания различных композиций;
  • овладеют навыками поведения в природе;
  • осознают необходимость бережного использования природных ресурсов, охраны окружающей среды;
  • узнают много нового и интересного о растениях, животных, о влиянии пищевых продуктов и вредных привычек на здоровье человека;
  • научатся действовать в конкретной экологической ситуации, обсуждать результаты, делать выводы, анализировать природные явления в динамике, во взаимосвязи естественных процессов и антропогенного влияния;
  • познакомятся с основами здоровосберегающих  технологий и их использованием в процессе обучения.

Учебно-тематический план

Тема занятия

Кол-во

часов

Форма проведения

5 класс

1

Просветительский блок

3

1.1

Вводное занятие

1

1.2

Лес – наше богатство

1

праздник

1.3

Урок «Здоровье»

1

заочное путешествие

2

Познавательно-развлекательный блок

3

2.1

Белая берёза

1

утренник

2.2

Ботанический поезд

1

игра-соревнование

2.3

Живая природа

1

игры-загадки

3

Практический блок

3

3.1

Осень в жизни растений

1

экскурсия

3.2

Эстафета любимых занятий

1

практикум

3.3

Экооперация «Родная природа»

1

Практикум

6 класс

4

Просветительский блок

3

4.1

Вводное занятие.

1

4.2

Лекарственные растения

1

Заочное путешествие

4.3

День леса

1

праздник

5

Познавательно-развлекательный блок

3

5.1

Растения- рекордсмены

1

Игра «Поле-чудес»

5.2

Удивительные  растения

1

Игры-загадки

5.3

Процветай, Земля!

1

Экотурнир

6

Практический блок

3

6.1

Весна в жизни растений

1

Экскурсия

6.2

Урок «Эстафета любимых занятий»

1

Практикум

6.3

Защитим природу!

1

Экодесант

7 класс

7

Просветительский блок

3

7.1

Вводное занятие.

1

7.2

Мир вокруг нас        

1

Зоолого-экологический хоккей

7.3

Рекорды природы

1

Устный журнал

8

Познавательно-развлекательный блок

3

8.1

Цветок ромашки

1

Дидактическая игра

8.2

Экологический светофор

1

Викторина

8.3

Без чистой воды и ни туда, ни сюда

1

Экологическая сказка

9

Практический блок

3

9.1

Мастерская Самоделкина

1

Практикум

9.2

Трудовой десант «Земляне»

1

Практикум

9.3

Человек-друг природы

1

Экорейд

8 класс

10

Просветительский блок

3

10.1

Вводное занятие

1

10.2

Влияние питания на здоровье человека

1

Защита проекта

10.3

Берегите здоровье!

1

Эрудит-аукцион

11

Познавательно-развлекательный блок

3

11.1

Экология и мы

1

Урок-соревнование

11.2

День леса.

1

Праздник

11.3

Питание. Пищеварение

1

Игра «Счастливый случай»

12

Практический блок

3

12.1

Нет вредным привычкам

1

Акция

12.2

Загрязнение воды и её очистка

1

Защита проекта

12.3

Природа - наш дом, и мы хозяева в нём

1

Трудовая операция

9 класс

13

Просветительский блок

3

13.1

Вводное занятие

1

лекция

13.2

Глобальные проблемы человечества

1

Урок –экоинформация

13.3

Экологический бумеранг

1

Устный журнал

14

Познавательно-развлекательный блок

3

14.1

Биологический алфавит

1

Дидактическая игра

14.2

Юные биологи и химики

1

Турнир знатоков

14.3

Экологическая олимпиада.

1

Конкурс

15

Практический блок

3

15.1

Видовой состав растительности пришкольной территории».

1

Экскурсия

15.2

Зелёная планета

1

Практикум

15.3

В мире интересного

1

Урок-зачёт

10 класс

16

Просветительский блок

3

16.1

Вводное занятие

1

лекция

16.2

Вода вокруг нас

1

Конференция

16.3

Изучение экологического состояния микрорайона школы

1

Защита проекта

17

Познавательно-развлекательный блок

3

17.1

Экологическая олимпиада

1

Конкурс

17.2

Устами природы

1

Урок-викторина

17.3

Окружающая нас природа

1

аукцион

18

Практический блок

3

18.1

Операция «Трудовой десант»:

1

Практикум

18.2

Зелёный мир

1

Урок-конкурс

18.3

Итоговое занятие.

1

Зачёт

11 класс

19

Просветительский блок

3

19.1

Вводное занятие.

1

лекция

19.2

Природа обвиняет человечество

1

Экологический суд

19.3

Изучение экологических факторов города Мичуринска».

1

Защита реферата

20

Познавательно-развлекательный блок

3

20.1

Экологическая олимпиада.

1

Конкурс

20.2

Растения-рудознатцы

1

Игра «Поле-чудес

20.3

Экология и мы

1

Урок-экзамен

21

Практический блок

3

21.1

Чистый воздух

1

Акция

21.2

Не там чисто, где метут, а там, где не сорят

1

Экодесант

21.3

Береги природу!

1

практикум

Список литературы, рекомендуемый учителям:

1Алоева М.А., Бейсова В.Е. Настольная книга классного руководителя 5-8 классы.- Ростов: Феникс, 2004.-С.320.

2Ашихмина Т.Я.Экологический мониторинг.- М.: Академический проект, 2005.-С.407.

3 Бобылева Л.Д, Мягких Т.П. Экологические игры в школе.- Мичуринск: 2002.-С.92.

4 Балобанова В.В. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни.- Волгоград: Учитель, 2002.-С.154.

5 Бобылева Л.Д, Петрищева Л.П и др. Неделя экологии в школе: учебное пособие по методике преподавания биологии.- Мичуринск: 2001.-С,110.

6 Бобылева Л.Д, Бобылева О.В. Экологическое воспитание школьников во внеурочной работе: проблемы, теории и технологии.- Мичуринск: 2001.- С.80.

7 Буковский М.Е. Экологические олимпиады: подготовка, проведение, оценка.-Тамбов: 2006.-С.77.

8 Касаткина Н.А. Внеклассная работа по биологии. Волгоград: Издательство «Учитель»:2001.-С.158.

9 Кривошеева М.А, Кислицкая М.В. Экологические экскурсии в школе. –М.-Ростов-на-Дону: Издательский центр «Март»:2005.-С.253.

10 Константинов В.М, Шубин А.О, Околелов А.Ю. Практикум по прикладной и региональной экологии. Мичуринск: МГПИ, 2004.- С.123.

11Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе.- Волгоград: Издательство «Учитель»: 2007.-С.91.

12 Литвинова Л.С, Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое  воспитание школьников: основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы.-М.: 5 за знания, 2007.-С.207.

13Травникова В.В Биологические экскурсии: учебно-методическое пособие.-СПб.: «Паритет», 2002.- С.256.

Список литературы, рекомендуемый учащимся:

1Блинников В.И. Зоология с основами экологии.-М.: Просвещение, 1990, С.224.

2 Бацылев Е.Г, Благосклонов К.Н. Зоология.- М.: Высшая школа, 1985, С. 367.

3 Лаптев Ю.П. Растения от А до Я.- М.- Колос, С.351.

4 Мамедов Н.В, Суравегина И.Т. Экология: учебное пособие для 9-11 классов.-М.: «Школа-Пресс», 1996.

5 Сабунаев В. Занимательная зоология.- Ленинград: «Детская литература», 1976, С.301.

6 Патури. Растения - гениальные инженеры природы.- М.: Издательство «Прогресс», 1979, С.312.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа Детского экологического театра "Земля - наш общий дом"

Дополнительная образовательная программа детского экологического театра «Земля – наш общий дом» соответствует художественно-экологическому направлению. Данная программа направлена на организацию деяте...

Программа внеурочной деятельности:«Самарская земля: история, природа, хозяйство края»

Программа представлена по трем разделам: первый- Из истории края, второй- Природа родного края, третий- Хозяйство и промышленность. Главной целью программы является воспитание гражданина России,патрио...

Программа внеурочной деятельности:«Самарская земля: история, природа, хозяйство края»

Программа представлена по трем разделам: первый- Из истории края, второй- Природа родного края, третий- Хозяйство и промышленность. Главной целью программы является воспитание гражданина России,патрио...

Игровая часть образовательной программы «Тайны, хранящиеся в земле»

Сборник материалов Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. Ульяновск 14-15 мая 2009 С.120-123 Школьное время – всегда продолжительная пора, перед педа...

Комплексная образовательная программа«Тайны, хранящиеся в земле»

Летом 2007 года научные сотрудники отдела археологии ГИММЗ совместно с Ульяновским областным Детским Экологическим Центром реализовали комплексную образовательную программу «Тайны, хранящиеся в земле»...

Программа предпрофильного курса «Пролетарская земля – мой родной край».

Я считаю, что  одним из  приоритетных направлений в  предпрофильной  подготовке обучающихся по географии является...

Рабочая программа элективного курса "История земли Иркутской"

Данный элективный курс познакомит с историческим развитием родного края....